Виды воображения в психологии. Выделяют два вида воображения: активное и пассивное

Воображение может проявляться по-разному. Осознать это более глубоко можно, познакомившись с основными видами воображения.

В зависимости от степени выраженности активности различают два вида воображения: пассивное и активное.

  • Пассивное воображение характеризуется созданием образов, которые в последствии не воплощаются в практических делах, деятельности. Создаваемые образы заменяют реальную жизнедеятельность фантазиями, грезами и т.д.

В зависимости от волевых усилий пассивное воображение может быть либо преднамеренным, либо непреднамеренным.

Преднамеренное (произвольное) пассивное воображение (грезы) – это образы фантазии, осознанно вызванные, но не связанные с волей, направленные на воплощение их в жизнь. Непреднамеренное (непроизвольное) пассивное воображение – это самопроизвольное создание новых образов. Оно происходит при ослаблении деятельности сознания, второй сигнальной системы, например, в полудремотном состоянии, в состоянии аффекта, во сне (сновидения) , при патологических расстройствах сознания (галлюцинации) , при чтении книг и т.д.

  • Активное воображение , связанное с выполнением конкретной практической деятельности. Начиная что-то делать, мы представляем образ результата, методов деятельности и т.д. Активное воображение в большей степени направлено вовне: человек центрирован прежде всего на внешних объектах (на ситуации, других людях, деле) и в меньшей степени на внутренних субъективных переживаниях, мыслях и т.д. Часто активное воображение побуждается, направляется задачей и всегда контролируется волей. Однако активное воображение это не обязательно только конкретные дела – оно может наблюдаться и в общении, (ярким примером выступает проявление эмпатии – способности понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, вместе с ним радоваться, сопереживать).

В зависимости от характера создаваемого образа активное воображение может быть воссоздающим или творческим .

  • Воссоздающее воображение – это представление чего-то нового для данного человека, опирающееся на словесное описание или условное изображение этого нового (чертеж, карта, ноты и т.д.). Широко используется в различных видах деятельности, в ходе обучения.
  • Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Это самостоятельное создание новых образов (написание романа, музыкального произведения и т.д.).

Творческое воображение – это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются (“кристаллизируются”) в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека.


Мечта – образ, отражающий желаемое будущее для человека.

Роль мечты в жизни для человека сложно переоценить. Она ориентирована на будущее, делает жизнь увлекательной и целеустремленной. Хотя мечта и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого, но вместе с тем она может стать сильной мотивирующей и смыслообразующей основной активной и творческой жизни человека.

Способы создания новых образов. Создание образов воображения проходит два основных этапа.

1. Первый этап формирования образов воображения характеризуется анализом полученных от реальности впечатлений или сформированных в результате предшествующего опыта представлений. В ходе такого анализа происходит абстрагирование объекта , т.е. он представляется нам изолированным от других объектов, при этом также происходит абстрагирование частей объекта.

2. С этими образами далее могут осуществляться преобразования двух основных типов. Во-первых, эти образы могут быть поставлены в новые сочетания и связи . Во-вторых, этим образам может быть придан совершенно новый смысл . В любом случае с абстрагированными образами производятся операции, которые могут быть охарактеризованы как синтез. Формы, в которых осуществляется синтезирующая деятельность воображения, крайне многообразны. Рассмотрим некоторые из них.

Агглютинация – «склеивание» различных, не встречающихся и не соединяемых в повседневной жизни качеств, т е. создание нового образа путем присоединения в воображении частей или свойств одного объекта другому (Примером может служить классический персонаж сказок человек-зверь или человек-птица, образ крылатого человека в рисунках североамериканских индейцев, драконы, избушка на курьих ножках, кентавр: туловище быка, шея и голова - верхняя часть человечес­кого тела; русалка: волосы – водоросли, туловище и голова женщины, хвост - рыбы Агглютинация широко используется в искусстве и техническом творчестве (автомобиль-амфибия и судно на воздушной подушке).

Увеличение (гипербола) или уменьшение (литота) объекта или его частей . С помощью такого способа были созданы различные литературные персонажи, художественные произведения. С детства в нашу жизнь входят и навсегда остаются с нами как нечто свое, родное, неразрывно связанное с представлениями о Родине картины В.М. Васнецова «Алёнушка», «Три богатыря» и как форма воображения гиперболизация «Иван-царевич на сером волке».

Примером могут служить следующие сказочные персонажи: Карлик Нос, Мальчик - с - пальчик, «Белоснежка и семь гномов», девочка-дюймовочка. Этот прием широко ис­пользован в народных сказках, былинах, когда герой изображается могучего сложения, со сверхчеловеческой силой, что позволяет ему вести борьбу с целым вражеским войском «выше леса стоячего, чуть пониже облака ходячего».

Гипербола и литота широко используются в поэзии и прозе (у Некрасова – «мужичок с ноготок», у Гоголя – «редкая птица долетит до середины Днепра» и т.д.). Гиперболе и литоте построены образы великанов и лилипутов в романе Дж.Свифта «Путешествие Гулливера».

Гиперболизация может достигаться также изменением количества частей предмета (многорукий Будда, одноглазый циклоп, дракон с семью головами).

Наиболее существенными способами переработки представлений в образы воображения, идущими по пути обобщения существенных признаков, являются схематизация и акцентировка.

Схематизация. В этом случае отдельные представления сливаются, различия сглаживаются. Отчетливо прорабатываются основные черты сходства, т.е. изображение чего-либо в обобщенном виде. Это любой схематический рисунок. Схематизация проявляется в национальных орнаментах и узорах вышивки, резьбы, росписи. По орнаменту, украшающему какую-нибудь вещь: прялку, вазу, чашу, горшок, книгу, икону и т.д., можно определить стану, где она создана и даже время ее создания.

В древнеегипетском орнаменте мы видим цветы лотоса, папирус, в древнегреческом – ломанные под прямым углом линии и элементы растительного и животного мира, в русском – вязь (искусное соединение букв), фантастических животных и птиц, фигурки людей.

Схематизация может иметь место при различных условиях:

1. Она может возникать в результате неполного, поверхностного восприятия объекта. В этом случае представления схематизируются случайным образом, среди них иногда выделяются второстепенные детали, случайно обнаруженные при восприятии предмета. В результате возникают искажения, которые приводят к созданию образов воображения, извращенно отражающих действительность. Подобное явление часто встречается у детей.

2. Причиной схематизации в случае достаточно полного восприятия объекта может быть забывание каких-либо несущественных деталей или частей. В этом случае в представлении на передний план выступают существенные детали и черты. При этом представление утрачивает некую индивидуальность и становится более обобщенным.

3. Причиной схематизации может быть сознательное отвлечение от несущественных, или второстепенных, сторон объекта. Человек сознательно направляет свое внимание на существенные, по его мнению, черты и свойства объекта и в результате сводит представления до определенной схемы.

Типизация . Для нее характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных в каком-то отношении фактах и воплощении их в конкретном образе. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача, инженера и т. д. Художники, писа­тели, скульпторы в большей мере опираются именно на нее, отражая типичное, выделяя существенное повторение свойств, качеств, явлений в единичном.

Акцентирование заключается в подчеркивании наиболее существенных, самых важных, типичных признаков образа. Как правило, этот способ используется при создании художественных образов. Классическим примером является шарж, карикатура. Главной особенностью такой переработки образов восприятия в образы воображения является то, что, отражая реальную действительность и типизируя ее, художественный образ всегда дает широкое обобщение, однако это обобщение всегда отражено в конкретном образе. Причем переработка представлений при создании типического образа не совершается путем механического складывания или вычитания каких-либо черт. Процесс создания типического образа представляет собой сложный творческий процесс и отражает определенные индивидуальные особенности человека, создающего этот образ.

ВООБРАЖЕНИЕ. Образы, которые использует и создает человек, не ограничиваются воспроизведением непосредственно воспринятого. Перед человеком в образах может предстать и то, что он непосредственно не воспринимал, и то, чего вообще не было, и даже то, чего быть не может. Если прошлое зафиксировано в образах памяти, то будущее представлено в мечтах и фантазиях. С помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непо­средственно воспринимаемого.

Воображение - способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонентов, приобретенных в прошлом опыте. Таким образом, существен­ным признаком воображения является способность субъекта создавать новые образы. Образ во­ображения не имеет аналогов в реальной действительности.

Таким образом, очевидно, что воображение есть и создание новых образов, и преобразова­ние прошлого опыта, и то, что такое преобразование совершается при органическом единстве чувственного и рационального.

В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций.

1) представление действительности в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая проблемные задачи;

2) регулирование эмоциональных состояний, при помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять потребности, снимать порождаемую ими напряженность;

3) участие в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека: об­ращать внимание на нужные события, управлять восприятием, воспоминаниями, высказыва­ниями.

4) формирование внутреннего плана действий - способности выполнять их в уме, манипулируя образами;

5) планирование и программирование деятельности, составление программ, оценки их правильности, процесса реализации.

С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состоя­ниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны также факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное

давление, температуру тела.

Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства, образов, создаваемых величайшими писате­лями и изобретений конструкторов. Благодаря воображению человек творит, разумно плани­рует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная куль­тура является продуктом воображения и творчества людей.

Воображение может, наконец, совершить и такой отлет от действительности, который соз­дает фантастическую картину, ярко отклоняющуюся от действительности. Но и в этом случае оно в какой-то мере отражает эту действительность.


По отношению человека к процессу воображения можно выделить пассивное и активное воображение. Пассивное воображение проявляется в непроизвольной трансформации образов, которая совершается под воздействием малоосознанных потребностей, влечений и тенденций, независимо от какого-то сознательного вмешательства субъекта. Образы воображения как бы сами всплывают, помимо воли и желания человека, а не формируются им. Например, в снови­дениях. Активная форма воображения проявляется, например, в творчестве, образы созна­тельно формируются и преобразуются в соответствии с целями. Пользуясь ими, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы творческой деятельности человека.

Различают также воображение воспроизводящее (репродуктивное) и преобразующее (продуктивное). В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реаль­ность в том виде, какова она есть, но которую субъект реально не воспринимал. Такое вооб­ражение больше напоминает восприятие или память. Так, с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм. Например, по картинам И.И.Шишкина биологи могут изучать флору русского леса, так как все растения на его полотнах выписаны с документальной точностью.

Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Напри­мер, основой творчества ряда мастеров искусства, чей полет творческой фантазии уже не удовлетворяют реалистические средства, становится тоже реальность. Но эта реальность про­пускается через продуктивное воображение творцов, они по-новому ее конструируют, поль­зуясь светом, цветом, вибрацией воздуха (импрессионизм), прибегая к точечному изображе­нию предметов (пуантилизм), разлагая мир на геометрические фигуры (кубизм) и так далее. С продуктивным воображением в искусстве мы встречаемся в тех случаях, когда мир ху­дожника - фантасмагория, иррационализм. Результатом такого воображения является роман М.Булгакова "Мастер и Маргарита".

Воображение, как известно, тесно связано с творчеством. Специализация различных ви­дов воображения является результатом развития различных видов творческой деятельности. Поэтому существует столько специфических видов воображения, сколько имеется видов чело­веческой деятельности - конструктивное, техническое, научное, художественное, музыкальное и так далее. Во всех этих случаях воображение играет положительную роль, но есть и другие виды воображения. К ним относятся сновидения, галлюцинации, грезы и мечты.

Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображе­ния. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потреб­ности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в жизни.

Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по-видимому, поч­ти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно они, являясь результа­том тех или иных нарушений психики или работы организма, сопровождают многие болез­ненные состояния.

Грезы, в отличие от галлюцинаций,- это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием.

Мечтой называют форму особой внутренней деятельности, заключающуюся в создании образа того, что человек желал бы осуществить. Мечта от грезы отличается тем, что она не­сколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, т.е. в принципе осуществима. Мечты у человека занимают довольно большую часть времени, осо­бенно в юности и для большинства людей являются приятными думами о будущем, хотя у некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувство беспокойства и агрес­сивности. Процесс воображения редко сразу же реализуется в практических действиях челове­ка, поэтому мечта - важное условие претворения в жизнь творческих сил человека.

Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоми­нает ему о прошлом, открывает будущее. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет инте­рес к искусству и науке.

Психология. Учебник для средней школы. Теплов Б. М.

§38. Пассивное и активное воображение

В процессах воображения мы можем различать разную степень активности.

Крайним случаем совершенно пассивного воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно, сами собой изменяются и вступают в неожиданные, причудливые, иногда совершенно бессмысленные сочетания. Непроизвольной в основе своей является также деятельность воображения, развёртывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием.

Очень точное и детальное описание такой работы воображения даёт Л. Н. Толстой в «Войне и мире». Пятнадцатилетний Петя Ростов находится в партизанском отряде Денисова; ночь; на утро намечено нападение отряда на французскую колонну; Петя только что вернулся из разведки и дремлет, сидя на фуре.

«Петя должен бы был знать, что он в лесу, в партии Денисова... что он сидит на фуре, отбитой у французов... что под ним сидит казак Лихачёв и натачивает ему саблю, что большое, чёрное пятно направо - караулка, и красное, яркое пятно внизу налево - догоравший костёр... но он ничего не знал и не хотел знать этого. Он был в волшебном царстве, в котором ничего не было похожего на действительность. Большое чёрное пятно может быть точно была караулка, а может быть была пещера, которая вела в самую глубь земли. Красное пятно может быть был огонь, а может быть глаз огромного чудовища»... «Ожиг, жиг, ожиг, жиг...- свистела натачиваемая сабля. И вдруг Петя услыхал стройный хор музыки, игравшей какой-то неизвестный, торжественно-сладкий гимн... Музыка играла всё слышнее и слышнее. Напев разрастался, переходил из одного инструмента в другой... Каждый инструмент, то похожий на скрипку, то на трубы - но лучше и чище, чем скрипки и трубы,- каждый инструмент играл своё и, не доиграв ещё мотива, сливался с другим, начинавшим почти то же, и с третьим, и с четвёртым, и все они сливались... то в торжественно-церковное, то в ярко-блестящее и победное».

Эти музыкальные образы возникают и развиваются сами собой. В этом смысле они похожи на сон. Но Петя не спит; он только дремлет, и поэтому он всё же может влиять на течение своих образов.

«Он попробовал руководить этим огромным хором инструментов. «Ну, тише, тише, замирайте теперь». И звуки слушались его. «Ну, теперь полнее, веселее. Ещё, ещё радостнее». И из неизвестной глубины поднимались усиливающиеся, торжественные звуки».

Явления сна и сновидений, окружённые таинственностью на протяжении многих веков, получили в работах И. П. Павлова научное объяснение. И. П. Павловым было установлено, что сон представляет собой разлитое торможение больших полушарий. Полное и глубокое торможение коры - это сон без сновидений; сновидения же вызываются работой групп клеток, оставшихся незаторможёнными. Дело в том, что торможение охватывает клетки коры постепенно и неодинаково глубоко; неравномерность распространения торможения заметно выступает в начальной стадии сна и в его последней стадии перед пробуждением. В нервных клетках, осуществляющих высшие психические функции, связанные с деятельностью второй сигнальной системы, торможение происходит раньше и глубже, и эти клетки растормаживаются позже, чем клетки, осуществляющие функции первой сигнальной системы. Поэтому сновидения, представляющие собой деятельность незаторможённых групп клеток коры, бывают такими образными и вместе с тем фантастичными, лишёнными критического отношения к возникающим картинам.

Для сновидений характерно неестественное течение событий, появление странных образов, представляющих собой как бы фантастическую комбинацию реальных образов и предметов. Это есть результат необычного сочетания функционирующих клеток вследствие неравномерной заторможенности отдельных участков коры. В сновидениях отсутствует преднамеренность и сознательный контроль за течением представлений, поэтому сновидения рассматриваются как крайняя степень пассивности воображения.

В бодрствующем состоянии деятельность воображения может иметь самые различные степени преднамеренности и активности. На высоких ступенях своего развития, в творческой работе писателя, художника, учёного воображение становится процессом сознательного и активного создания образов, отвечающих строго определённому замыслу и удовлетворяющих столь же строгим требованиям. Уменье преднамеренно вызывать достаточно яркие образы является необходимым условием развития воображения.

Из книги Сновидения и фантазии. Анализ и использование автора Джонсон Роберт

Активное воображение: осознанное использование способности к воображению Активное Воображение, подобно бессознательному, всегда присутствовало в человеческой жизни. Как и в случае со многими другими аспектами нашей внутренней жизни, человечество вновь обрело это

Из книги Серьёзное творческое мышление автора Боно Эдвард де

3. Активное Воображение

Из книги Боги в каждом мужчине [Архетипы, управляющие жизнью мужчин] автора Болен Джин Шинода

Как отличить Активное Воображение от пассивной фантазии Активное Воображение - это особый метод использования силы воображения, разработанный Юнгом в начале этого столетия. Несмотря на то, что этот метод применялся многими людьми и его огромная практическая ценность

Из книги Базовый курс аналитической психологии, или Юнгианский бревиарий автора Зеленский Валерий Всеволодович

3.2 Активное Воображение как путешествие в миф Следующий пример Активного Воображения резко отличается от всего того, с чем мы познакомились до сих пор. Зачастую, когда люди начинают постоянно заниматься Активным Воображением, его результат имеет мало общего с их

Из книги Парадокс перфекциониста автора Бен-Шахар Тал

ПАССИВНОЕ ОЖИДАНИЕ В этой главе я описал ряд специальных структур и программ для формального представления и применения творчества в организации. Обычный подход к творчеству, основанный на использовании потенциала одаренных одиночек, в современном мире совершенно

Из книги ШИЗОИДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ, ОБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И САМОСТЬ автора Гантрип Гарри

Активное воображение: обращение к архетипам Можно прибегнуть к помощи активного воображения. Осознав, что его проблема состоит в склонности реагировать не думая, мужчина или мальчик может культивировать в себе привычку мысленно призывать Афину. Представив себе эту

Из книги Сверхчувствительная натура. Как преуспеть в безумном мире автора Эйрон Элейн

Активное воображение Активное воображение представляет технику, разработанную Юнгом для работы с пациентами с целью развития отношений последних со своим бессознательным материалом, особенно с внутренними фигурами, возникающими в фантазиях и снах. С помощью активного

Из книги Книга Лилит автора Гурвиц Зигмунд

Активное принятие Когда директор компании, которого я консультировал, проявил интерес к семинару о лидерстве, я обратился за помощью к одному из своих друзей, эксперту по лидерству и превосходному оратору. Вместе с ним мы запланировали семинар и затем распределили между

Из книги 50 оттенков боли. Природа женской покорности автора Фрейд Зигмунд

Пассивное. Страх утраты независимости (а) Объект как «пожирающий» эго Страхи пациентов в связи с ненасытным чувством «голода» по отношению к объектам сродни страху, что другие люди тоже хотят «проглотить» их. Так, молодая женщина говорит: «Я не выношу толпы людей, они

Из книги Трудные люди. Как налаживать хорошие отношения с конфликтными людьми автора Макграт Хелен

Сны, активное воображение и внутренние голоса Достижению целостности в юнгианском смысле также способствуют сновидения и «активное воображение» с этими сновидениями, помогающие нам вступить в диалог с нашими внутренними голосами и отвергнутыми сторонами. Для меня

Из книги Я всегда знаю, что сказать! Как развить уверенность в себе и стать мастером общения автора Буасвер Жан-мари

Из книги автора

Пассивное бичевание (флагеллация) и мазохизм В трех приведенных до сих пор случаях у лиц, страдавших мазохизмом, выражением стремления к порабощению женщиной является по преимуществу пассивное бичевание. К тому же средству прибегает большое число мазохистов.Мы знаем,

Из книги автора

Пассивное сопротивление оправданным общественным и профессиональным поручениям Человек пассивно сопротивляется выполнению вполне обычных и общепринятых профессиональных, общественных и хозяйственных работ. Он отказывается вносить вклад в общее дело и следовать

Из книги автора

Пассивное поведение Для пассивного поведения характерны пренебрежение собственными правами, нежелание высказывать свои потребности, чувства и мысли, предоставление другим людям права принимать решения за вас, результатом чего становится нарушение ваших интересов.

Из книги автора

Пассивное поведение Пассивное поведение характеризуется тем, что человек не ценит свои личные потребности, права и чувства. Он про них забывает или не считает важными по сравнению с потребностями других. Это часто позволяет окружающим потеснить такого человека с его

Из книги автора

Активное и пассивное слушание Очень важно в простой беседе уметь, смотря по обстоятельствам, слушать активно или пассивно. Пассивное слушание позволяет продемонстрировать интерес, активное же помогает сделать беседу более эмоционально насыщенной (смотрите главу 6).

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Виды активного воображения………………………………….………………4

1.1. Воссоздающее воображение…………………………………………………5

1.2. Антиципирующее воображение……………………………………………..7

1.3. Творческое воображение…………………………………………………….9

2. Пассивное воображение………………………………………………………11

Заключение……………………………………………………………………….14

Список используемой литературы……………………………………………...15

Введение

Воображение – особый процесс человеческой психики, стоящий отдельно от остальных психических процессов и занимающий вместе с тем промежуточное положение между восприятием, памятью и мышлением. Специфика этого процесса состоит в том, что воображение как идеальный процесс рождает идеальное – образ, представляющий собой нечто такое, чего в реальной действительности не существует. Воображение, по – видимому, характерно только для человека, во всяком случае, нет убедительных доказательств его наличия у животных. Воображение связанно с активностью организма, с происходящими в нём физиологическими процессами и с этой точки зрения мало, чем отличается от других психических процессов. В то же самое время воображение является самым “психическим” из всех психических процессов человека. Это, означает, что ни в чём другом, кроме воображения, столь ярко не проявляется чисто идеальный, загадочный характер человеческой психики. Можно предположить, что именно воображение, желание его понять и объяснить (хотя бы в форме сновидений или галлюцинаций) привлекло внимание учёных к душевным явлениям в древности, поддерживало и продолжает поддерживать интерес к психологии человека в наши дни. Что же касается тайн данного феномена, то они, в частности, состоят в том, что воображение человека может возникать неожиданно, спонтанно, рождать в виде образов нечто такое, аналогов чему в мире не существует. Теперь можно дать и формальное определение воображению. Под ним мы будем понимать психический процесс, порождающий образы в условиях, когда ничто соответствующее им не воздействует на органы чувств.

Можно выделить несколько видов воображения, среди которых основные - пассивное и активное . Пассивное в свою очередь делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сновидовая фантазия). Отдельно выделяют и рассматривают такие разновидности воображения, как сновидения, галлюцинации, мечты и грёзы.

1. Виды активного воображения

Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее... Близко к этим видам воображения находится эмпатия - способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, сорадоваться, сопереживать.

Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Человек оперирует фрагментами, единицами конкретной информации в определенной области, их перемещением в различных комбинациях относительно друг друга. В активном воображении мало мечтательности и "беспочвенной" фантазии. Активное воображение направлено в будущее и оперирует временем как вполне определенной категорией (т.е. человек не теряет чувства реальности, не ставит себя вне временных связей и обстоятельств). Активное воображение направлено больше вовне, человек занят в основном средой, обществом, деятельностью и меньше внутренними субъективными проблемами. Активное воображение, наконец, и пробуждается задачей и ею направляется, оно определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю.

Пользуясь этим видом воображения, человек сознательно ставит перед собой задачу придумать что – либо и далее выполняет её. Правда, человек, включаясь в процесс активного воображения, заранее не имеет точного представления о том, что он в конечном счёте вообразит или придумает: образ его фантазии рождается в ходе и в результате соответствующего процесса, и в деталях не известен его творцу до тех пор, пока этот образ им самим не будет сотворён. Более того, творящий его человек не знает заранее о том, где и на чём остановится его творческий процесс. Так работают, например, писатели, художники, инженеры, учёные, представители других творческих профессий. Активным этот вид воображения называется потому, что в любой момент времени, создавая соответствующий образ, человек может внести нечто новое, остановиться, то есть он в состоянии управлять данным процессом или прекратить его по своей воле

1.1. Воссоздающее воображение

Воссоздающее воображение - один из видов активного воображения, при котором происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т.д. Этот вид воображения широко используется в различных видах человеческой практики. Обычный строй применения воссоздающего воображения таков: кто-то рассказывает, как найти нужный дом в незнакомом районе города и подробно описывает сложный путь следования. При восприятии слов возникают образы, их системы, соответствующие описанию улицы, знаки, ориентиры. С большей или меньшей точностью представляется внешний вид описываемых мест.

Степень соответствия возникших образов действительности будет зависеть от точности и образности описания, а также от яркости и богатства воссоздающего воображения слушателя.

Более сложные виды воссоздающего воображения, такие как воображение чертежей, географических карт, нотных записей, восприятие литературных произведений, требуют специальной подготовки, знаний и навыков.

Советским психологом О.И. Никифоровой отмечено, что воссоздающее воображение у различных людей развито не в одинаковой степени (различие в обучении, жизненном опыте, индивидуальных особенностях). Ею выделено четыре типа литературного воссоздающего воображения .

    Наиболее слабое воображение. При чтении описания пейзажа у таких испытуемых совсем не пробуждалась деятельность воображения, у них не возникли наглядные представления о пейзаже, они могли пересказать содержание прочитанного только в общей форме.

    У испытуемых могут возникать представления, но они в той или иной мере не соответствуют тексту. Сложный процесс воссоздания художественного образа подменяется процессом конкретизации их личного, индивидуального воспоминания, более или менее сходного с образом описания.

    В этих случаях отмечалось прежде всего стремление точнее представить себе образ пейзажа по его описанию. Лицам данного типа приходилось детально анализировать текст. При чтении у них возникали несоответствующие тексту воспоминания, но в отличие от испытуемых второй группы они всегда проверяли эти воспоминания на основе анализа текста и старались путем сознательной переделки воссоздать образы такими, какими их изобразил писатель. Основное качество испытуемых этого типа то, что они четко определяли различия между образом литературного описания пейзажа и своими воспоминаниями. Испытуемые могли воссоздать в воображении образ пейзажа по его описанию даже в случае, если они ранее никогда не видели в жизни такого или сходного пейзажа.

    Полное приспособление воображения к своеобразию художественных описаний и полное подчинение образных процессов глубокому и точному анализу текста. У таких читателей, - как пишет О.И. Никифорова: "сразу вместе, по ходу чтения, возникают представления, соответствующие образу пейзажа, созданному писателем. Никаких заметных операций воображения, никаких переделок представления у них не наблюдалось". Образы возникли сами собой по мере чтения текста. Эти испытуемые просто "видели" образы. Особенности данного типа в том, что образы возникали сразу без опосредованного воспоминания прошлых впечатлений.

Но образное воссоздание зависит не только от способностей к воссоздающему воображению, от уровня знаний, но и от стилистических особенностей описания.

Как показали исследования, человеку легче воссоздать образ при синтетическом описании, и сам образ будет более правильным.

1.2. Антиципирующее воображение

Антиципирующее воображение лежит в основе очень важной и необходимой способности человека - предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий и т.д. Этимологически слово "предвидеть" тесно связано и происходит из одного корня со словом "видеть", что показывает важное значение осознания ситуации и перенесения определенных элементов ее в будущее на основе знания или предугадывания логики развития событий.

Антиципирующее воображение внутренне связано со структурой любой человеческой деятельности. Более примитивные и простые формы этого вида воображения есть у животных. Корни антиципирующего воображения уходят в сферу жизненно важных приспособительных механизмов мозга, в основе которых лежит принцип опережающего отражения действительности, то есть приспособление к будущим, еще не наступившим событиям. Не будь этих механизмов, ни одно живое существо не могло бы просуществовать и минуты. Это - универсальное явление жизни, которое во многом определило все формы приспособительного поведения живой материи. Высшим проявлением этого принципа и является деятельность антиципирующего воображения в его конкретных человеческих формах: мечты, предвосхищение событии, предвидение последствий своих действий и т.д.

Как и остальные виды воображения, антиципирующее черпает "строительные" материалы из запасов памяти, из знаний прошлого и настоящего, из понимания логики развития определенных событий. Благодаря антиципирующему воображению, человек организует свою деятельность, исходя не только из своего личного опыта, но используя опыт других людей и всего человечества.

В новой и неизвестной ситуации человек не может не прибегать к методу проб и ошибок. Антиципирующее воображение помогает мысленно проделать ряд действий, исследовать предполагаемые варианты поведения, возможные последствия, на основе которых человек может тормозить и откладывать одни и активизировать другие действия. Человеку не нужно прыгать с двадцатого этажа, чтобы узнать, как опасно такое падение. Наоборот, представление собственного падения с высоты и связанный с ним страх (что является, кстати, очень частым мотивом сновидений), а также воображаемая картина возможных последствий - повреждения, увечья, переломы, смерть и т.д. - удерживают многих людей от соблазна залазить на деревья и крыши, и обусловливают, казалось бы, ничем не обоснованный страх высоты.

Таким образом, благодаря этой способности, человек может "мысленным взором" увидеть, что произойдет с ним, с другими людьми или окружающими вещами в будущем. Ф. Лерш назвал это прометеевской (глядящей вперед) функцией воображения, которая зависит от величины жизненной перспективы: чем моложе человек, тем больше и ярче представлена ориентация его воображения вперед. У пожилых и старых людей воображение больше ориентировано на события прошлого. Эту ситуацию, возникающую в воображении, можно обозначить как ситуацию "как будто". Принимая определенную социальную или личностную роль в такой ситуации, человек проверяет достоверность своих знаний о себе, а также о своей "экологии", то есть о непосредственно окружающей среде и окружающих людях. Выдвинутые гипотезы проверяются в практической деятельности. Некоторые из них отбрасываются как неадекватные и несоответствующие действительности, другие, подтвержденные опытом, признаются как правильные, и на примере их строятся новые.

Успех прогнозирования, соответствие предполагаемых результатов действительным будет зависеть от того, насколько материал антиципирующего воображения объективен и соответствует действительности. Степень правдоподобия предположения будет зависеть от того, насколько в гипотезе учитываются известные факторы и законы природы и человеческого общества, а также противоречит ли данная гипотеза установленным законам. Усиление функции активного воображения может оказаться особенно полезным для человека, занимающегося поисками решения научной задачи.

1.3. Творческое воображение

Творческое воображение - это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или для общества в целом и которые воплощаются ("кристаллизуются") в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека. В зависимости от предмета, на который направлено воображение, различают научное, художественное, технологическое воображение. Примером творческого воображения в науке, например, являются своеобразные образы-понятия, в которых в наглядной форме проступает определенное понятие. В химии - это формула вещества, то есть специфический образ в виде рисунка дает полную характеристику данного вещества, указывает порядок связи атомов в молекуле и структуру их расположения в пространстве. В физике - это наглядная модель строения атома, в биологии - модель, образ молекулы белка и т.д.

Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов, интеллектуальных операций. В структуре творческого воображения различают два типа таких интеллектуальных операций. Первый - операции, посредством которых формируются идеальные образы, и второй - операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция. Одним из первых психологов, изучавших эти процессы, был Т. Рибо. В своей книге "Творческое воображение" он выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию. Диссоциация - отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта элементы его способны входить в новое сочетание.

Диссоциация - самопроизвольная операция, она проявляется уже в восприятии. Ассоциация - создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов.

Наблюдались традиционно выделенные операции творческого воображения, или так называемые алгоритмы воображения: агглютинация, гиперболизация, заострение, схематизация, типизация. Важными условиями для творческого воображения являются его целенаправленность, то есть сознательное накопление научной информации или художественного опыта, построение определенной стратегии, предвидение предполагаемых результатов; продолжительное "погружение" в проблему.

Наибольший интерес представляет работа Э. Блейлера "Аутистическое мышление" (1927), в которой дается развернутый и глубокий анализ пассивного воображения. В последующие (30-60-е) годы появились лишь единичные исследования, что отражает, очевидно, определенное снижение интереса к изучению этой психической функции. В последнее время в связи с развитием психологии положение начинает изменяться, но остаются актуальными неразрешенные проблемы значения патологии воображения в патогенезе неврозов, невротических состояний и психозов.

2. Пассивное воображение

Пассивное воображение подчинено внутренним, субъективным факторам, оно тенденциозно. "Оно отражает осуществление желаний и стремлений, устраняет препятствия и превращает невозможное в возможное и реальное. Цель достигается в связи с тем, что для ассоциаций, соответствующих стремлению, прокладывается путь, ассоциации же, противоречащие стремлению, тормозятся, т.е. благодаря механизму, зависящему, как нам известно, от влияния аффектов" (Блейлер). Важнейшую роль в пассивном воображении Блейлер придает именно эффективности, выступающей как тенденция.

Пассивное воображение подчинено желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществленными. В образах пассивного воображения, "удовлетворяются" неудовлетворенные, большей частью неосознанные потребности личности. Образы и представления пассивного воображения, как подчеркивает Э. Блейлер, направлены на усиление и сохранение положительно окрашенных эмоций и на вытеснение, редукцию отрицательных эмоций и аффектов. При этом человек может считаться с требованиями действительности.

Логика, отражающая реальные соотношения действительности, не может служить для пассивного воображения руководящим началом. В динамике образов-фантазий различные желания и тенденции личности могут сосуществовать независимо от того, противоречат они друг другу или нет.

Если в процессе реалистического мышления, полагает Блейлер, в поступках и высказываниях большое число влечений, желаний и потребностей игнорируется, подавляется как нежелательное в пользу того, что является субъективно более важным, то в образах пассивного воображения все это может получить свое яркое выражение. Вряд ли хорошо воспитанный, разумный и осторожный человек будет слишком агрессивно проявлять свое несогласие с несправедливыми и обидными действиями начальника. Зато в мысленной оценке, которую рисует "разогретое" желанием мести воображение, этот же начальник может подвергаться самой саркастической уничтожающей критике со стороны подчиненного. Он может быть даже физически уничтожен, растоптан, раздавлен в образах фантазий размечтавшегося человека, и это приносит ему большое удовлетворение и компенсирует обиду. Подавленное желание ответить обидчику выступает в пассивном воображении на первый план с особой силой.

Именно неотреагированные желания, прерывание начавшихся или еще только планируемых действий, невозможность действовать из-за непреодолимого препятствия, крушение планов - все это субъективно переживаемое как состояние фрустрации является основным активатором пассивного воображения. И вот фантазия создает образы, являющиеся заместителями удовлетворения, не полученного в реальной деятельности. В ходе процессов пассивного воображения происходит нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания. В этом пассивное воображение отличается от реалистического мышления, которое направлено на действительное, а не мнимое удовлетворение потребностей. Образы воображения могут быть совершенно независимыми от действительности, что в крайних случаях приводит к созданию абсолютной бессмыслицы, совершенно непонятной другим.

Пассивное воображение управляется двумя принципами.

    каждый аффект стремится удержаться. Он прокладывает пути для соответствующих ему представлений, придает им преувеличенную логическую ценность, а также тормозит появление противоречащих представлений, лишает их свойственного им значения. Таким образом, веселый человек гораздо легче ассимилирует веселые идеи, чем печальные, и наоборот.

Образы активного творческого или практического воображения могут быть переданы (кристаллизованы) в вербальном сообщении или в творческом произведении. В большинстве случаев продукты пассивного воображения являются образами, труднопередаваемыми в словесной форме, абстрактными, символическими, случайными, непонятными для других и поэтому несообщаемыми, как считает Л.С. Выготский.

Пассивное воображение может пользоваться первым попавшимся, даже ошибочным материалом, лишенным всякой логической связи, например, ассоциациями по созвучию, случайными совпадениями каких угодно образов и представлений, использованием одного понятия вместо другого, имеющего только второстепенные общие компоненты с первым и т.д.

В процессе пассивного воображения игнорируются временные соотношения. В образах-фантазиях, замечает Блейлер, живут стремления, которые ликвидировались для сознания десятки лет тому назад: воспоминания, ставшие недоступными реалистическим функциям, используются в пассивном воображении как недавние, и зачастую им отдается предпочтение, потому что они меньше наталкиваются на противоречие с актуальной действительностью. Интересно то, что более точные, полные и профессиональные знания о предмете мечтаний и грез значительно тормозят процесс фантазирования, становятся препятствием.

Игнорирование "реальности" в процессе пассивного воображения, как пишет Э. Блейлер, заключается в том, что логические законы оказываются действительными для материала мыслей лишь постольку, поскольку они могут служить главной цели, т.е. изображению неосуществленных желаний как осуществленных. Противоречия, касающиеся содержания мыслей, еще более грубы и многочисленны, нежели аффективные противоречия.

Э. Блейлер отмечает, что прирожденный характер аутистического мышления особенно четко обнаруживается в символике, которая повсюду отличается сравнительным однообразием из века в век в мифологии, в сновидениях вплоть до душевной болезни. Действительно, в основе огромного количества сказов, мифов, притч лежит относительно ограниченное число мотивов

Заключение

По мнению психологов, все великие творения или изобретения требуют внезапного переключения, сдвига или перемещения внимания и обращения к вопросу или области, которая до этого не изучалась или даже не вызывала особого интереса у них.

"Пришло время" - это значит подошли к своему завершению процессы, которые рождают в воображении идеи, образы, действия. И вот известная, казалось бы, ситуация выглядит в совершенно ином свете, и решение проблемы, которая представлялась логически неприступной, становится реально возможным.

Подобные ситуации, о которых люди не подозревали или расценивали их как недоступные или аналогичные, ведут к чрезвычайному обострению воображения, восприятию, рождают внезапные прозрения, неожиданную способность спонтанного правильного решения.

Таким образом, один из компенсаторных механизмов - активация воображения, используемая человеком в условиях недостаточной стимуляции, на определенном этапе может приобретать положительное значение. Вместе с тем приходится констатировать, что в обстановке значительного ограничения стимуляции происходит в основном активация не активного, а пассивного воображения.

Таким образом, воображения играет важную роль на ранних стадиях изучения научной проблемы и нередко ведёт к замечательным догадкам. Однако после того как были подмечены, угаданы некоторые закономерности и изучены в экспериментальных условиях, после того как закон установлен и проверен практикой. Связан с ранее открытыми положениями, познание целиком переходит на уровень теории, строго научного мышления. Попытка фантазировать на таком этапе исследования вопроса не может привести ни к чему, кроме ошибок. Развитие и воспитание фантазии – важное условие формирования личности молодого человека.

Список используемой литературы

    Галин А.Л. Личность и творчество. – Новосибирск, 1989, – 253.

    Короленко Ц.П., Фролова Г.В. Вселенная внутри тебя. - Новосибирск, 1979, - 241.

    Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. Училищ. – М.: Просвещение, 1989, – 400.

    Реферат >> Психология

    Нравственного развития. Виды воображения Существуют различные виды воображения . По степени активности воображение может быть пассивным... прошлым опытом выделяют два вида воображения : воссоздающее и творческое. Воссоздающее воображение - это создание образов...

  1. Понятие о воображении . Виды воображения , его значение,физиологические основы

    Реферат >> Психология

    Понятие о воображении , механизмы процесса воображения …………..5 Виды воображения ………………………………………………………...6 Значение воображения …………………………………………………….8 Физиологические основы воображения …………………………………11 Индивидуальные особенности воображения и его...

  2. Определение и функции, виды воображения

    Реферат >> Психология

    ... : Определение и функции, виды воображения . План. Определение и функции воображения . Виды воображения , его развития. 1.Определение и виды воображения . Воображение - особый процесс...

  3. Сновидения, галлюцинации и грёзы как виды воображения

    Контрольная работа >> Психология

    ... : Сновидения, галлюцинации и грёзы как виды воображения План Введение 1. Уровни воображения 2. Виды воображения 2.1 Сновидения 2.2 Галлюцинации, пути...

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Виды активного воображения………………………………….………………4

1.1. Воссоздающее воображение…………………………………………………5

1.2. Антиципирующее воображение……………………………………………..7

1.3. Творческое воображение…………………………………………………….9

2. Пассивное воображение………………………………………………………11

Заключение……………………………………………………………………….14

Список используемой литературы……………………………………………...15

Введение

Воображение – особый процесс человеческой психики, стоящий отдельно от остальных психических процессов и занимающий вместе с тем промежуточное положение между восприятием, памятью и мышлением. Специфика этого процесса состоит в том, что воображение как идеальный процесс рождает идеальное – образ, представляющий собой нечто такое, чего в реальной действительности не существует. Воображение, по – видимому, характерно только для человека, во всяком случае, нет убедительных доказательств его наличия у животных. Воображение связанно с активностью организма, с происходящими в нём физиологическими процессами и с этой точки зрения мало, чем отличается от других психических процессов. В то же самое время воображение является самым “психическим” из всех психических процессов человека. Это, означает, что ни в чём другом, кроме воображения, столь ярко не проявляется чисто идеальный, загадочный характер человеческой психики. Можно предположить, что именно воображение, желание его понять и объяснить (хотя бы в форме сновидений или галлюцинаций) привлекло внимание учёных к душевным явлениям в древности, поддерживало и продолжает поддерживать интерес к психологии человека в наши дни. Что же касается тайн данного феномена, то они, в частности, состоят в том, что воображение человека может возникать неожиданно, спонтанно, рождать в виде образов нечто такое, аналогов чему в мире не существует. Теперь можно дать и формальное определение воображению. Под ним мы будем понимать психический процесс, порождающий образы в условиях, когда ничто соответствующее им не воздействует на органы чувств.

Можно выделить несколько видов воображения, среди которых основные - пассивное и активное . Пассивное в свою очередь делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сновидовая фантазия). Отдельно выделяют и рассматривают такие разновидности воображения, как сновидения, галлюцинации, мечты и грёзы.

1. Виды активного воображения

Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее... Близко к этим видам воображения находится эмпатия - способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, сорадоваться, сопереживать.

Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Человек оперирует фрагментами, единицами конкретной информации в определенной области, их перемещением в различных комбинациях относительно друг друга. В активном воображении мало мечтательности и "беспочвенной" фантазии. Активное воображение направлено в будущее и оперирует временем как вполне определенной категорией (т.е. человек не теряет чувства реальности, не ставит себя вне временных связей и обстоятельств). Активное воображение направлено больше вовне, человек занят в основном средой, обществом, деятельностью и меньше внутренними субъективными проблемами. Активное воображение, наконец, и пробуждается задачей и ею направляется, оно определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю.

Пользуясь этим видом воображения, человек сознательно ставит перед собой задачу придумать что – либо и далее выполняет её. Правда, человек, включаясь в процесс активного воображения, заранее не имеет точного представления о том, что он в конечном счёте вообразит или придумает: образ его фантазии рождается в ходе и в результате соответствующего процесса, и в деталях не известен его творцу до тех пор, пока этот образ им самим не будет сотворён. Более того, творящий его человек не знает заранее о том, где и на чём остановится его творческий процесс. Так работают, например, писатели, художники, инженеры, учёные, представители других творческих профессий. Активным этот вид воображения называется потому, что в любой момент времени, создавая соответствующий образ, человек может внести нечто новое, остановиться, то есть он в состоянии управлять данным процессом или прекратить его по своей воле

1.1. Воссоздающее воображение

Воссоздающее воображение - один из видов активного воображения, при котором происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т.д. Этот вид воображения широко используется в различных видах человеческой практики. Обычный строй применения воссоздающего воображения таков: кто-то рассказывает, как найти нужный дом в незнакомом районе города и подробно описывает сложный путь следования. При восприятии слов возникают образы, их системы, соответствующие описанию улицы, знаки, ориентиры. С большей или меньшей точностью представляется внешний вид описываемых мест.

Степень соответствия возникших образов действительности будет зависеть от точности и образности описания, а также от яркости и богатства воссоздающего воображения слушателя.

Более сложные виды воссоздающего воображения, такие как воображение чертежей, географических карт, нотных записей, восприятие литературных произведений, требуют специальной подготовки, знаний и навыков.

Советским психологом О.И. Никифоровой отмечено, что воссоздающее воображение у различных людей развито не в одинаковой степени (различие в обучении, жизненном опыте, индивидуальных особенностях). Ею выделено четыре типа литературного воссоздающего воображения .

1. Наиболее слабое воображение. При чтении описания пейзажа у таких испытуемых совсем не пробуждалась деятельность воображения, у них не возникли наглядные представления о пейзаже, они могли пересказать содержание прочитанного только в общей форме.

2. У испытуемых могут возникать представления, но они в той или иной мере не соответствуют тексту. Сложный процесс воссоздания художественного образа подменяется процессом конкретизации их личного, индивидуального воспоминания, более или менее сходного с образом описания.

3. В этих случаях отмечалось прежде всего стремление точнее представить себе образ пейзажа по его описанию. Лицам данного типа приходилось детально анализировать текст. При чтении у них возникали несоответствующие тексту воспоминания, но в отличие от испытуемых второй группы они всегда проверяли эти воспоминания на основе анализа текста и старались путем сознательной переделки воссоздать образы такими, какими их изобразил писатель. Основное качество испытуемых этого типа то, что они четко определяли различия между образом литературного описания пейзажа и своими воспоминаниями. Испытуемые могли воссоздать в воображении образ пейзажа по его описанию даже в случае, если они ранее никогда не видели в жизни такого или сходного пейзажа.

4. Полное приспособление воображения к своеобразию художественных описаний и полное подчинение образных процессов глубокому и точному анализу текста. У таких читателей, - как пишет О.И. Никифорова: "сразу вместе, по ходу чтения, возникают представления, соответствующие образу пейзажа, созданному писателем. Никаких заметных операций воображения, никаких переделок представления у них не наблюдалось". Образы возникли сами собой по мере чтения текста. Эти испытуемые просто "видели" образы. Особенности данного типа в том, что образы возникали сразу без опосредованного воспоминания прошлых впечатлений.

Но образное воссоздание зависит не только от способностей к воссоздающему воображению, от уровня знаний, но и от стилистических особенностей описания.

Как показали исследования, человеку легче воссоздать образ при синтетическом описании, и сам образ будет более правильным.

1.2. Антиципирующее воображение

Антиципирующее воображение лежит в основе очень важной и необходимой способности человека - предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий и т.д. Этимологически слово "предвидеть" тесно связано и происходит из одного корня со словом "видеть", что показывает важное значение осознания ситуации и перенесения определенных элементов ее в будущее на основе знания или предугадывания логики развития событий.

Антиципирующее воображение внутренне связано со структурой любой человеческой деятельности. Более примитивные и простые формы этого вида воображения есть у животных. Корни антиципирующего воображения уходят в сферу жизненно важных приспособительных механизмов мозга, в основе которых лежит принцип опережающего отражения действительности, то есть приспособление к будущим, еще не наступившим событиям. Не будь этих механизмов, ни одно живое существо не могло бы просуществовать и минуты. Это - универсальное явление жизни, которое во многом определило все формы приспособительного поведения живой материи. Высшим проявлением этого принципа и является деятельность антиципирующего воображения в его конкретных человеческих формах: мечты, предвосхищение событии, предвидение последствий своих действий и т.д.

Как и остальные виды воображения, антиципирующее черпает "строительные" материалы из запасов памяти, из знаний прошлого и настоящего, из понимания логики развития определенных событий. Благодаря антиципирующему воображению, человек организует свою деятельность, исходя не только из своего личного опыта, но используя опыт других людей и всего человечества.

В новой и неизвестной ситуации человек не может не прибегать к методу проб и ошибок. Антиципирующее воображение помогает мысленно проделать ряд действий, исследовать предполагаемые варианты поведения, возможные последствия, на основе которых человек может тормозить и откладывать одни и активизировать другие действия. Человеку не нужно прыгать с двадцатого этажа, чтобы узнать, как опасно такое падение. Наоборот, представление собственного падения с высоты и связанный с ним страх (что является, кстати, очень частым мотивом сновидений), а также воображаемая картина возможных последствий - повреждения, увечья, переломы, смерть и т.д. - удерживают многих людей от соблазна залазить на деревья и крыши, и обусловливают, казалось бы, ничем не обоснованный страх высоты.

Таким образом, благодаря этой способности, человек может "мысленным взором" увидеть, что произойдет с ним, с другими людьми или окружающими вещами в будущем. Ф. Лерш назвал это прометеевской (глядящей вперед) функцией воображения, которая зависит от величины жизненной перспективы: чем моложе человек, тем больше и ярче представлена ориентация его воображения вперед. У пожилых и старых людей воображение больше ориентировано на события прошлого. Эту ситуацию, возникающую в воображении, можно обозначить как ситуацию "как будто". Принимая определенную социальную или личностную роль в такой ситуации, человек проверяет достоверность своих знаний о себе, а также о своей "экологии", то есть о непосредственно окружающей среде и окружающих людях. Выдвинутые гипотезы проверяются в практической деятельности. Некоторые из них отбрасываются как неадекватные и несоответствующие действительности, другие, подтвержденные опытом, признаются как правильные, и на примере их строятся новые.

Успех прогнозирования, соответствие предполагаемых результатов действительным будет зависеть от того, насколько материал антиципирующего воображения объективен и соответствует действительности. Степень правдоподобия предположения будет зависеть от того, насколько в гипотезе учитываются известные факторы и законы природы и человеческого общества, а также противоречит ли данная гипотеза установленным законам. Усиление функции активного воображения может оказаться особенно полезным для человека, занимающегося поисками решения научной задачи.

1.3. Творческое воображение

Творческое воображение - это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или для общества в целом и которые воплощаются ("кристаллизуются") в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека. В зависимости от предмета, на который направлено воображение, различают научное, художественное, технологическое воображение. Примером творческого воображения в науке, например, являются своеобразные образы-понятия, в которых в наглядной форме проступает определенное понятие. В химии - это формула вещества, то есть специфический образ в виде рисунка дает полную характеристику данного вещества, указывает порядок связи атомов в молекуле и структуру их расположения в пространстве. В физике - это наглядная модель строения атома, в биологии - модель, образ молекулы белка и т.д.

Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов, интеллектуальных операций. В структуре творческого воображения различают два типа таких интеллектуальных операций. Первый - операции, посредством которых формируются идеальные образы, и второй - операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция. Одним из первых психологов, изучавших эти процессы, был Т. Рибо. В своей книге "Творческое воображение" он выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию. Диссоциация - отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта элементы его способны входить в новое сочетание.

Диссоциация - самопроизвольная операция, она проявляется уже в восприятии. Ассоциация - создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов.

Наблюдались традиционно выделенные операции творческого воображения, или так называемые алгоритмы воображения: агглютинация, гиперболизация, заострение, схематизация, типизация. Важными условиями для творческого воображения являются его целенаправленность, то есть сознательное накопление научной информации или художественного опыта, построение определенной стратегии, предвидение предполагаемых результатов; продолжительное "погружение" в проблему.

Наибольший интерес представляет работа Э. Блейлера "Аутистическое мышление" (1927), в которой дается развернутый и глубокий анализ пассивного воображения. В последующие (30-60-е) годы появились лишь единичные исследования, что отражает, очевидно, определенное снижение интереса к изучению этой психической функции. В последнее время в связи с развитием психологии положение начинает изменяться, но остаются актуальными неразрешенные проблемы значения патологии воображения в патогенезе неврозов, невротических состояний и психозов.

2. Пассивное воображение

Пассивное воображение подчинено внутренним, субъективным факторам, оно тенденциозно. "Оно отражает осуществление желаний и стремлений, устраняет препятствия и превращает невозможное в возможное и реальное. Цель достигается в связи с тем, что для ассоциаций, соответствующих стремлению, прокладывается путь, ассоциации же, противоречащие стремлению, тормозятся, т.е. благодаря механизму, зависящему, как нам известно, от влияния аффектов" (Блейлер). Важнейшую роль в пассивном воображении Блейлер придает именно эффективности, выступающей как тенденция.

Пассивное воображение подчинено желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществленными. В образах пассивного воображения, "удовлетворяются" неудовлетворенные, большей частью неосознанные потребности личности. Образы и представления пассивного воображения, как подчеркивает Э. Блейлер, направлены на усиление и сохранение положительно окрашенных эмоций и на вытеснение, редукцию отрицательных эмоций и аффектов. При этом человек может считаться с требованиями действительности.

Логика, отражающая реальные соотношения действительности, не может служить для пассивного воображения руководящим началом. В динамике образов-фантазий различные желания и тенденции личности могут сосуществовать независимо от того, противоречат они друг другу или нет.

Если в процессе реалистического мышления, полагает Блейлер, в поступках и высказываниях большое число влечений, желаний и потребностей игнорируется, подавляется как нежелательное в пользу того, что является субъективно более важным, то в образах пассивного воображения все это может получить свое яркое выражение. Вряд ли хорошо воспитанный, разумный и осторожный человек будет слишком агрессивно проявлять свое несогласие с несправедливыми и обидными действиями начальника. Зато в мысленной оценке, которую рисует "разогретое" желанием мести воображение, этот же начальник может подвергаться самой саркастической уничтожающей критике со стороны подчиненного. Он может быть даже физически уничтожен, растоптан, раздавлен в образах фантазий размечтавшегося человека, и это приносит ему большое удовлетворение и компенсирует обиду. Подавленное желание ответить обидчику выступает в пассивном воображении на первый план с особой силой.

Именно неотреагированные желания, прерывание начавшихся или еще только планируемых действий, невозможность действовать из-за непреодолимого препятствия, крушение планов - все это субъективно переживаемое как состояние фрустрации является основным активатором пассивного воображения. И вот фантазия создает образы, являющиеся заместителями удовлетворения, не полученного в реальной деятельности. В ходе процессов пассивного воображения происходит нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания. В этом пассивное воображение отличается от реалистического мышления, которое направлено на действительное, а не мнимое удовлетворение потребностей. Образы воображения могут быть совершенно независимыми от действительности, что в крайних случаях приводит к созданию абсолютной бессмыслицы, совершенно непонятной другим.

Пассивное воображение управляется двумя принципами.

1) каждый аффект стремится удержаться. Он прокладывает пути для соответствующих ему представлений, придает им преувеличенную логическую ценность, а также тормозит появление противоречащих представлений, лишает их свойственного им значения. Таким образом, веселый человек гораздо легче ассимилирует веселые идеи, чем печальные, и наоборот.

Образы активного творческого или практического воображения могут быть переданы (кристаллизованы) в вербальном сообщении или в творческом произведении. В большинстве случаев продукты пассивного воображения являются образами, труднопередаваемыми в словесной форме, абстрактными, символическими, случайными, непонятными для других и поэтому несообщаемыми, как считает Л.С. Выготский.

Пассивное воображение может пользоваться первым попавшимся, даже ошибочным материалом, лишенным всякой логической связи, например, ассоциациями по созвучию, случайными совпадениями каких угодно образов и представлений, использованием одного понятия вместо другого, имеющего только второстепенные общие компоненты с первым и т.д.

В процессе пассивного воображения игнорируются временные соотношения. В образах-фантазиях, замечает Блейлер, живут стремления, которые ликвидировались для сознания десятки лет тому назад: воспоминания, ставшие недоступными реалистическим функциям, используются в пассивном воображении как недавние, и зачастую им отдается предпочтение, потому что они меньше наталкиваются на противоречие с актуальной действительностью. Интересно то, что более точные, полные и профессиональные знания о предмете мечтаний и грез значительно тормозят процесс фантазирования, становятся препятствием.

Игнорирование "реальности" в процессе пассивного воображения, как пишет Э. Блейлер, заключается в том, что логические законы оказываются действительными для материала мыслей лишь постольку, поскольку они могут служить главной цели, т.е. изображению неосуществленных желаний как осуществленных. Противоречия, касающиеся содержания мыслей, еще более грубы и многочисленны, нежели аффективные противоречия.

Э. Блейлер отмечает, что прирожденный характер аутистического мышления особенно четко обнаруживается в символике, которая повсюду отличается сравнительным однообразием из века в век в мифологии, в сновидениях вплоть до душевной болезни. Действительно, в основе огромного количества сказов, мифов, притч лежит относительно ограниченное число мотивов

Заключение

По мнению психологов, все великие творения или изобретения требуют внезапного переключения, сдвига или перемещения внимания и обращения к вопросу или области, которая до этого не изучалась или даже не вызывала особого интереса у них.

"Пришло время" - это значит подошли к своему завершению процессы, которые рождают в воображении идеи, образы, действия. И вот известная, казалось бы, ситуация выглядит в совершенно ином свете, и решение проблемы, которая представлялась логически неприступной, становится реально возможным.

Подобные ситуации, о которых люди не подозревали или расценивали их как недоступные или аналогичные, ведут к чрезвычайному обострению воображения, восприятию, рождают внезапные прозрения, неожиданную способность спонтанного правильного решения.

Таким образом, один из компенсаторных механизмов - активация воображения, используемая человеком в условиях недостаточной стимуляции, на определенном этапе может приобретать положительное значение. Вместе с тем приходится констатировать, что в обстановке значительного ограничения стимуляции происходит в основном активация не активного, а пассивного воображения.

Таким образом, воображения играет важную роль на ранних стадиях изучения научной проблемы и нередко ведёт к замечательным догадкам. Однако после того как были подмечены, угаданы некоторые закономерности и изучены в экспериментальных условиях, после того как закон установлен и проверен практикой. Связан с ранее открытыми положениями, познание целиком переходит на уровень теории, строго научного мышления. Попытка фантазировать на таком этапе исследования вопроса не может привести ни к чему, кроме ошибок. Развитие и воспитание фантазии – важное условие формирования личности молодого человека.

Список используемой литературы

1. Галин А.Л. Личность и творчество. – Новосибирск, 1989, – 253.

2. Короленко Ц.П., Фролова Г.В. Вселенная внутри тебя. - Новосибирск, 1979, - 241.

3. Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. Училищ. – М.: Просвещение, 1989, – 400.

4. Михайлов Н.Н. О потребности личности в самореализации. Научный доклад высшей школы.- М.: Философские науки,1982, - 300.

5. Немов Р.С. Психология - М.: Высшее образование. 2005, - 362.

6. Пономарев Я.А. Психология творчества. – М.: Наука, 1990, - 260.

7. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д.: Издательство «Феникс», 1997, - 365.