В чем заключается художественное своеобразие лирики Шекспира? Художественное своеобразие древнерусской литературы. Особенности поэтики

Вопросы

2. Как решается тема революции и гражданской войны в произведениях И. Э. Бабеля?

Задания

1. Прочитайте новеллы «Соль», «Мой первый гусь» и определите, в какой повествовательной форме они написана, какова авторская цель в выборе этой формы.

2. Какова основная мысль и тема этих новелл?

16. Жизнь и творчество Замятина Евгения Ивановича

(1884-1937)

Родился в 1884 в г.Лебедянь Тамбовской губ. (ныне Липецкая обл.) в семье небогатого дворянина. Кроме впечатлений от природы тех мест, с которыми так или иначе были связаны многие русские писатели - Толстой, Тургенев, Бунин, Лесков, Сергеев-Ценский, - большое влияние оказало на Замятина домашнее воспитание. «Рос под роялем: мать - хорошая музыкантша, - писал он в Автобиографии. - Гоголя в четыре - уже читал. Детство - почти без товарищей: товарищи - книги». Впечатления лебедянской жизни воплотились впоследствии в повестях Уездное (1912) и Алатырь (1914).

В 1886 Замятин поступил в Воронежскую гимназию. Окончив ее с золотой медалью, в 1902 поступил в Санкт-Петербургский политехнический институт на кораблестроительный факультет. Летняя практика давала будущему писателю возможность путешествовать. Замятин побывал в Севастополе, Нижнем Новгороде, Одессе, на Камских заводах, плавал на пароходе в Константинополь, Смирну, Бейрут, Порт-Саид, Яффу, Александрию, Иерусалим. В 1905, находясь в Одессе, стал свидетелем восстания на броненосце «Потемкин», о чем впоследствии написал в рассказе «Три дня» (1913). Вернувшись в Петербург, принимал участие в революционной деятельности большевиков, за что был арестован и провел несколько месяцев в одиночной камере. Это время Замятин использовал для того чтобы изучать английский язык и писать стихи. Затем был выслан в Лебедянь, но нелегально вернулся в Петербург, откуда вновь был выслан в 1911, уже по окончании института.
Литературный дебют Замятина относится к 1908. Настоящий успех ему принесла публикация в петербургском журнале «Заветы» повести «Уездное». Замятин относил свою прозу к литературному направлению, которое называл неореализмом. За антивоенную по духу повесть «На куличках» (1913), героями которой являются не только дальневосточные офицеры и солдаты, но и вся «загнанная на кулички Русь», Замятин был привлечен к суду, а номер журнала «Заветы», в котором была опубликована повесть, был конфискован. Критик А.Воронский считал, что повесть «На куличках»- это политическая художественная сатира, которая «делает понятным многое из того, что случилось потом, после 1914 года».

Будучи высококвалифицированным морским инженером, Замятин продолжал служебные поездки по России. Впечатления от путешествия в 1915 в Кемь и на Соловки отразились в цикле произведений о русском Севере - в частности, в повести «Север».
В 1916 Замятин был командирован в Англию для участия в строительстве российских ледоколов на верфях Ньюкасла, Глазго и Сандерленда; побывал в Лондоне. Был одним из главных проектировщиков ледокола «Святой Александр Невский», после Октябрьской революции названного «Лениным». Английские впечатления легли в основу как многочисленных очерков, так и повестей «Островитяне» (1917) и «Ловец человеков» (1921). Уважение к людям, обеспечившим высокий уровень развития цивилизации, не помешало писателю увидеть недостатки западного общественного устройства.



В 1917 Замятин вернулся в Петроград. Вскоре стал одной из самых заметных фигур в российской литературной жизни. Замятин организовывает различные литературные кружки, вместе с Н.Гумилевым обучает литературной технике начинающих писателей. Преподавал в Политехническом институте, читал курс новейшей русской литературы в Педагогическом институте им. Герцена и курс техники художественной прозы в студии Дома искусств, работал в редколлегии «Всемирной литературы», в правлении Всероссийского союза писателей, редактировал несколько литературных журналов. При этом скептически относился ко «всяческим всемирным затеям», возникавшим на фоне разрушения цивилизованной жизни.

Поездки по Тамбовской, Вологодской, Псковской губерниям также не способствовали историческому оптимизму. В рассказах «Мамай» (1920) и «Пещера» (1921) Замятин сравнил эпоху военного коммунизма с доисторическим, пещерным периодом развития человечества. Наблюдения над тоталитарным обществом художественно воплотились в фантастическом романе-антиутопии «Мы»(1920, опубл. на рус. яз. в 1952 в США). В 1924 текст был переведен на английский язык и опубликован в Нью-Йорке. Несмотря на отсутствие публикаций в СССР, роман подвергся идеологическому разгрому советских критиков, читавших его в рукописи. В 1929 были сняты с репертуара МХАТа пьесы Замятина.

В 1931, понимая бесперспективность своего дальнейшего существования в СССР, Замятин обратился к Сталину с письмом, в котором просил разрешения на отъезд за границу, мотивируя свою просьбу тем, что для него «как для писателя именно смертным приговором является лишение возможности писать». Решение об эмиграции нелегко далось Замятину. Любовь к родине, патриотизм, которыми проникнут, например, рассказ «Русь» (1923), - одно из лучших тому свидетельств. Благодаря ходатайству М.Горького в 1932 Замятин смог выехать во Францию на лечение, где впоследствии умер в нищете. Он долго болел, мечтал о возвращении домой, но так ничего и не написал против большевистской России, потому что не верил в то, что мрак над Россией сгущается. Замятин, напротив, полагал, что его страну ждет великое светлое будущее. Умер Замятин в Париже в 1937году.

Главные темы и мотивы творчества М.Ю. Лермонтова:

  • тема судьбы поколения (отрицание имеющейся реальности, бездуховность общества);
  • тема одиночества (мотив непонятости, вялости и безысходности);
  • тема Родины (воззвание к российскей истории и поиск эталонов в прошедшем);
  • тема природы (природа как одухотворенная краса и как отражение катастрофических моментов жизни людской души);
  • тема любви и дружбы (страсть и страдание как составляющие любви, поиск духовной близости и осознания);
  • тема самопознания (противостояние земных и небесных сил, мотив духовных посков);
  • тема избранности (судьба поэта и его творений).
  • Главные темы и мотивы лирики М.Ю. Лермонтова:

  • жажда свободы, вольности, борьбы («Парус», «Узник», «Пленный рыцарь);
  • разочарование, одиночество, поиск гармонии в отношениях с миром вокруг нас («В минутку жизни тяжелую...», «И скучновато и грустно», «Горные вершины», «Утес», «Листок», «Когда беспокоится желтеющая нива...»);
  • любовь-страдание («Нищий», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Расстались мы, однако твой портрет...»);
  • критика самодержавия и светского общества («Прощай, немытая Наша родина...», «Смерть поэта»); осмысление судьбы собственного поколения («Дума»); положение народа и Родины («Родина», «Бородино»);
  • трудность поэтического призвания и высочайшее назначение поэзии («Я жить желаю! желаю печали...», «Не инкриминируй меня, Всесильный...», «Поэт», «Пророк»);
  • Основная тема творчества Лермонтова - личность в процессе самопознания и самовоплощения. Лирика Лермонтова - это летопись процессов самопознания и самовоплощения, становления души, и в этой исповедальности - настоящее художественное открытие создателя. Лирический герой Лермонтова максимально близок создателю.

    Душа и личность заинтересовывают Лермонтова как главные действительности бытия. Потаенна жизни и погибели воспринимается им в рамках нескончаемой жизни духа. Мировоззрение поэта строится на понятиях личности и Судьбы. Духовный мир поэта и мир наружный поражают собственной раздробленностью, нарушением взаимосвязей. Тяга к эталону, к высокому совершенству при понимании несовершенства мира и человека - умопомрачительная, чисто лермонтовская черта. Противостояние сил добра и зла в душе человека - основной конфликт лирического героя Лермонтова. Вот поэтому 1-го из ранешних собственных автобиографических героев именовал он «странным человеком». Исследование духовного мира человека нескончаемо, и эту бесконечность открыл российской литературе М.Ю. Лермонтов.

    Основной творческий принцип поэта сформулирован в «Герое нашего времени»: «История души людской, хотя бы самой маленькой души, едва лишь ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа...» Исследуя истоки добра и зла, Лермонтов приходит к осознанию важного актуального закона: и добро и зло находятся не вне человека, однако снутри него, в его душе.

    Своеобразие художественного мира М.Ю. Лермонтова

    Творческая деятельность М.Ю. Лермонтова протекала в годы жесточайшей политической реакции, наступившей после восстания декабристов в 1825 году. Эта общественная обстановка наложила отпечаток на поколение, к которому принадлежал и Лермонтов, на его нрав и творчество. По стихам поэта есть возможность проследить судьбу поколения. Меж поэтом и беспощадной реальностью, которая извращала и уничтожала самые возвышенные чувства, сложились агрессивные дела, конфликт, который не имел возможность окончиться примирением. Его разрешение неизбежно подразумевало смерть 1-го из действующих лиц исторической драмы. Сделанный реакцией публичный климат убил Лермонтова-человека, однако Лермонтов-поэт, вроде бы предугадавший свою участь за длительное время до катастрофы у подножия горы Машук, нанес самодержавному режиму неотразимый нравственный удар. Права личности стали для Лермонтова единственным аспектом оценки реальности.

    Лермонтов начал собственный творческий путь как поэт романтичного направления и, воплощая идеи протеста против окружающего его общества, увлекаясь мечтами о светлом будущем, стал броским творцом гражданственного, философско-психологического романтизма. Однако уже в первых романтических произведениях Лермонтова появлялись и росли реалистические закономерности (соц среда в «Маскараде»). Отражая более непростой период развития публичной мысли, Лермонтов, по воззрению И.А. Гончарова, «опередил Пушкина глубиною мысли, смелостью и новизною мыслях и полета».

    Поэт делит передовые политические идеи, отвергая деспотизм. В стихотворении «Жалоба турка» лирическому герою душно в государстве рабства и цепей:

    Там рано жизнь тяжка бывает для людей,

    Там за развлечениями несется укоризна,

    Там стонет человек от рабства и цепей!..

    Друг! Этот край… моя отчизна!

    В зрелой лирике критика Лермонтова становится социально острой и поболее определенной. Протест и желание «дерзко кинуть металлический стих, облитый горечью и злостью», реализуются. Конкретно подобным «железным стихом» стало стихотворение «Дума». В нем звучит упрек поколению в бесцельности и бесследности его существования, в бездушности и внутренней опустошенности:

    Грустно я гляжу на наше поколенье!

    Его грядущее - иль пусто, иль мрачно,

    Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

    В бездействии состарится оно.

    Массой угрюмою и скоро забытой

    Над миром мы пройдем в отсутствие шума и следа,

    Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

    Ни гением начатого труда.

    В стихотворении «Прощай, немытая Россия…» горьковатый колер скорби и негодования сменяется презрением и ненавистью к «стране рабов, стране господ», «к мундирам голубым» и «преданному им народу». Поэт противопоставляет себя этой «немытой России» и стремится покинуть ее:

    Может быть, за стенкой Кавказа

    Сокроюсь от твоих пашей,

    От их всевидящего глаза,

    От их всеслышащих ушей.

    Однако даже в обстановке жесточайшей реакции поэта не покидает желание мятежа. В стихотворении «1 января 1840 года» он снова упрекает поколение в бездушности, внутренней опустошенности.

    Сложное противостояние эмоций, трагизм судьбы поэта в светском обществе раскрывается в стихотворении «Смерть Поэта», написанном Лермонтовым после катастрофической смерти А.С. Пушкина. Скорбь и горечь, грусть и восхищение, боль и негодование звучат в стихотворении. В стихотворении три героя: Пушкин - «невольник чести», светская масса и поэт, ее клеймящий и оплакивающий Пушкина. Масса не оценила настоящего таланта, не сообразила подлинного искусства. Поэт открыто показывает на настоящих убийц - это бездушное светское общество, которое направляло руку убийцы:

    Вы, жадною массой стоящие у трона,

    Свободы, Гения и Славы палачи!

    И в этом обществе Пушкин был так же одинок, как и Лермонтов:

    Восстал он против воззрений света

    Один, как прежде… и убит!

    В последней части стихотворения поэт выносит приговор убийцам и высказывает веру в возмездие:

    И вы не смоете всей вашей темной кровью

    Поэта праведную кровь!

    Восхищаясь мятежностью поэта, Лермонтов вместе с этим понимает напрасность этого одинокого мятежа, так как свет неисправим, он индифферентен, низок и вероломен. В этом стихотворении по-декабристски звучат набатные нотки обличения рабства и деспотизма и остро поднят вопрос о роли и положении поэта в современном обществе.

    Лермонтов выступал с яростным обличительным протестом против тех порядков, которые царствовали в Рф. В его произведениях звучит презрение к современности, отрицание ее, жажда борьбы и тоска, отчаянье от сознания собственного одиночества и бессилия. Однако это презрение поэта выражено не к родине, а к историческому моменту, в каком жил поэт.

    Тема Родины занимает в творчестве М.Ю. Лермонтова одно из ведущих мест, однако раскрывается им разносторонне. Лермонтов делает конкретно-исторический образ Рф, он плотно сплетен с темой «потерянного поколения», принципиальной для творчества поэта. Тема исторической судьбы поколения 30-х годов раскрыта в стихотворении «Бородино». Это отклик на действия 1812 года, поэт говорит о геройском прошедшем Рф. Стихотворение представляет собой вроде бы диалог поколения поэта с поколением отцов, участников войны, в лице старенького бойца. Устами старенького бойца создатель упрекает «нынешнее племя» в бессилии:

    Да, были люди в наше время,

    Не то, что сегодняшнее племя:

    Богатыри - не вы!

    При всем этом Лермонтов очевидно делает на этом акцент, повторяясь. Прославляя подвиги предшественников, поэт осуждает современников за без славы прожитую жизнь. Образ Рф и отношение к ней у поэта двойственны. В стихотворении «Родина» он говорит:

    Люблю отчизну я, однако странною любовью!

    а в стихотворении «Прощай, немытая Россия…» поэт презирает «страну рабов, страну господ». В стихотворении «Жалоба турка» поэт пишет о стране, где «стонет человек от рабства и цепей», и с горечью признается:

    Друг! этот край… моя отчизна.

    Лермонтов выступал с яростным обличением порядков самодержавной Рф николаевского времени, однако соц несправедливость, царящая в обществе, не способна была искоренить его любовь к отчизне. В стихотворении «Спеша на север из далека…» он говорит:

    Боюсь сказать! - душа дрожит!

    Что в том случае я со дня изгнанья

    Совершенно на родине забыт!

    Необычность любви Лермонтова к Родине в том, что эта любовь контрастна - духовной жизни лирического героя противопоставлена общественная, и они не гармонируют вместе. И зрительные воспоминания преобразуются в философские раздумья, где реальные образы становятся воплощением общих закономерностей бытия. Это такие стихотворения, как: «Тучи», «На севере диком…», «Утес», «Три пальмы», «Парус» и другие. Тут запечатлена не просто одухотворенная краса природы, а трагические явления в жизни людской души. В 1840 году перед отъездом на Кавказ Лермонтов пишет стихотворение «Тучи». Стихийное странничество туч сопоставлено с изгнанничеством поэта:

    Мчитесь вы, как будто как я же, изгнанники

    С милого севера в сторону южную.

    Тучи, облака - устойчивые знаки абсолютной свободы у поэтов-романтиков. В стихотворении «Когда беспокоится желтеющая нива…» запечатлены редчайшие мгновения гармонического слияния поэта с природой и состояние просветленности, которое смиряет духовную тревогу поэта, его сомнения в способности счастья на земле, его одиночество:

    Тогда смиряется души моей тревога,

    Тогда расползаются морщины на челе,

    И счастье я могу постигнуть на земле,

    И в небесах я вижу Бога…

    Для Лермонтова природа - желательный собеседник, нескончаемый источник гармонии и жизни, верный путь к единению человека и мира. Это та краса, ради которой стоит жить. В стихотворении «Родина» поэт задает вопрос:

    Однако я люблю - за что, не знаю сам -

    Ее степей прохладное молчанье,

    Ее лесов безбрежных колыханье,

    Разливы рек ее, подобные морям…

    Все, что недешево поэту, роднит его со собственной государством. Он любит обычный и надежный лад деревенской мирной жизни, ему дорога «чета белеющих берез», отрадна «пляска с топаньем и свистом». Пейзажные детали меняют друг друга: то захудалые, скрытые травой избенки, то признаки довольства - полное гумно и резные ставни - и герой откликается душой на все воспоминания окружающей народной жизни. Через образы природы в лирике Лермонтова воссоздается и тот безупречный мир, в который лирический герой уносится мечтой, памятью либо воображением. В стихотворении «Как нередко, пестрою толпою окружен…» конкретно мир природы в знакомых герою с юношества чертах противоборствует маскарадному, подложному, насквозь пропитанному фальшью и неискренностью пестрому свету. «Спящий пруд», туман над полями, черная аллея, опавшие и шуршащие под ногами желтоватые листья - все это приметы подлинного, реального мира, воссозданного памятью героя. В видах природы материализуется мечта о прошедшем, только на время заменившая наскучившую, мучительную действительность:

    И память их живая доныне

    Под бурей тягостных колебаний и страстей,

    Как свежайший островок безобидно средь морей

    Цветет на увлажненной их пустыне.

    Подлинный вид Родины запечатлевается в поэзии Лермонтова через определенные природные реалии - «желтеющую ниву», умеренную «чету белеющих берез», «дымок сгоревшей жнивы».

    Желая сжато сконструировать самое главное отличие Лермонтова от его превосходного предшественника Пушкина и выделить то новое, что Лермонтов сделал в российской литературе, критик-демократ В.Г. Белинский писал в 1843 году: «Пафос поэзии Лермонтова заключается в нравственных вопросах о судьбе и правах людской личности» .

    В творчестве Лермонтова неувязка личности не только лишь определяет весь комплекс его других мыслях, однако почти во всем сформировывает его поэтическую систему. Исследование этого круга вопросов частично объясняет своеобразие художественного способа Лермонтова.

    Мир философских мыслях и представлений Лермонтова своеобразен. Его ни при каких обстоятельствах нельзя считать поэтическим вариантом какой-нибудь современной Лермонтову философской системы. Лермонтовские представления о мире без помощи других складывались на базе общественного опыта поэта, также в итоге творческого освоения и переработки им философского опыта современной ему российской, европейской и частично восточной цивилизации.

    В статьях Белинского о Лермонтове содержится много принципиальных и четких наблюдений над идеологическим и художественным своеобразием произведений Лермонтова, не утративших собственного значения до наших дней. Белинский видел в Лермонтове народного поэта, выдвигавшего в собственном творчестве на 1-ый план «нравственные вопросы о судьбах и правах людской личности», и считал его талант могучим, блиставшим практически на пустынном поэтическом небосводе конца 30-х годов, «без конкурентов по величине и блеску». В поэзии Лермонтова он видел «бездонный океан» мыслей и эмоций.

    Прямо за Белинским многие критики, писатели, публичные деятели и литературоведы охарактеризовывали творчество Лермонтова, его художественное мастерство и роль в литературе словами благоговейного преклонения, экзальтированного восхищения и государственной гордости. Н.Г. Чернышевский считал, что он стал «оригинальнейшим из всех бывших у нас до него поэтов, не исключая и Пушкина». Н.А. Добролюбов, отмечая проницательное умение Лермонтова понять недочеты современного ему общества, сослался на стихотворение «Родина», в каком поэт стал «решительно выше всех предрассудков патриотизма и осознает любовь к отечеству поистине, свято и разумно». По его воззрению, «полнейшего выражения незапятанной любви к народу, гуманнейшего взора на его жизнь нельзя и добиваться от российского поэта». Не случаем некие исследователи говорят о лермонтовском шаге в развитии российской литературы.

  • literature-xix.ru - российская литература XIX века: своеобразие Лермонтова и его место в развитии российской литературы;
  • feb-web.ru - А.И. Журавлева, В.Н. Турбин. Творчество М.Ю. Лермонтова. Семинарий для студентов-заочников филологических факультетов Муниципальных институтов (1967 год);
  • schooltask.ru - в чем своеобразие лирического мироощущения Лермонтова?
  • lib.rin.ru - творчество М.Ю. Лермонтова (материалы к уроку);
  • pereplet.ru - Н.В. Беляева, А.Е. Иллюминарская. Исследование литературы в 10 классе: М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Главные темы и мотивы лирики Лермонтова. Эволюция его дела к поэтическому дару;
  • festival.1september.ru - поэтический мир М.Ю. Лермонтова (урок литературы в 9-ом классе).
  • Дополнительно на сайт:

  • Какова биография Миши Юрьевича Лермонтова?
  • Где в Москве находится Дом-музей М.Ю. Лермонтова?
  • Какой официальный веб-сайт музея М.Ю. Лермонтова «Тарханы»?
  • Какова основная тема поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»? Какова символика колокольного гула в поэзии М.Ю. Лермонтова? (в одном ответе)
  • Где в Интернете есть возможность прочесть произведения М.Ю. Лермонтова?
  • Художественный стиль — понятие, типы речи, жанры

    Все исследователи говорят об особом положении стиля художественной литературы в системе стилей русского языка. Но его выделение в данной общей системе возможно, т.к. он возникает на той же основе, что и другие стили.

    Сфера деятельности стиля художественной литературы — искусство.

    «Материалом» художественной литературы является общенародный язык.

    Он изображает словами мысли, чувства, понятия, природу, людей, их общение. Каждое слово в художественном тексте подчинено не только правилам лингвистики, оно живет по законам словесного искусства, в системе правил и приемов создания художественных образов.

    Форма речи — преимущественно письменная, для текстов, предназначенных для чтения вслух, обязательна предварительная запись.

    Художественная литература использует в равной степени и все виды речи: монолог, диалог, полилог.

    Тип коммуникации — общественная.

    Жанры художественной литературы известны — это роман, повесть, сонет, рассказ, басня, стихотворение, комедия, трагедия, драма и т.п.

    все элементы художественной системы произведения подчинены решению эстетических задач. Слово в художественном тексте является средством создания образа, передачи художественного смысла произведения.

    В этих текстах используется все многообразие языковых средств, существующих в языке, (о них мы уже говорили): средства художественной выразительности, причем могут использоваться как средства литературного языка, так и явления, стоящие вне литературного языка — диалекты, жаргон, средства других стилей и т.д. При этом отбор языковых средств подчинен художественному замыслу автора.

    Например, средством создания образа может быть фамилия героя. Таким приемом широко пользовались писатели ХVIII века, вводя в текст «говорящие фамилии» (Скотинины, Простакова, Милон и т.п.). Для создания образа автор может в пределах одного и того же текста использовать возможности многозначности слова, омонимов, синонимов и других языковых явлений

    (Той, что, страсти хлебнув, лишь ила нахлебалась — М. Цветаева).

    Повтор слова, который в научном и официально — деловом стилях подчеркивает точность текста, в публицистике служит средством усиления воздействия, в художественной речи может лежать в основе текста, создавать художественный мир автора

    (ср.: стихотворение С. Есенина «Шаганэ ты моя, Шаганэ»).

    Художественным средствам литературы свойственна способность»приращивать смысл» (например, при информации), что дает возможность разного толкования художественных текстов, разных его оценок.

    Так, например, по-разному оценивали критики и читатели многие художественные произведения:

    • драму А.Н. Островского «Гроза» назвал «лучом света в темном царстве», видя в ее главной героине — символ возрождения русской жизни;
    • его современник увидел в «Грозе» только «драму в семейном курятнике»,
    • современные исследователи А. Генис и П. Вайль, сравнивая образ Катерины с образом Эммы Бовари Флобера, увидели много общего и назвали «Грозу» «трагедией мещанской жизни».

    Таких примеров можно привести множество: толкование образа Гамлета Шекспира, тургеневского , героев Достоевского.

    Художественный текст обладает авторским своеобразием — стилем автора . Это — это характерные особенности языка произведений одного автора, заключающиеся в выборе героев, композиционных особенностях текста, языке героев, речевых особенностях собственно авторского текста.

    Так, например, для стиля Л.Н. Толстого характерен прием, который известный литературовед В. Шкловский назвал «отстранением». Цель этого приема — вернуть читателю живое восприятие действительности и разоблачить зло. Этот прием, например, использует писатель в сцене посещения Наташей Ростовой театра («Война и мир»): вначале Наташа, измученная разлукой с Андреем Болконским, воспринимает театр как искусственную жизнь, противопоставленную ее, Наташи, чувствам (картонные декорации, стареющие актеры), затем, после встречи с Элен Наташа смотрит на сцену ее глазами.

    Еще одна особенность стиля Толстого — постоянное расчленение изображаемого предмета на простые составляющие элементы, что может проявляться в рядах однородных членов предложения; в то же время такая расчлененность подчинена единой идее. Толстой, борясь с романтиками, вырабатывает свой стиль, практически отказывается от использования собственно образных средств языка.

    В художественном тексте мы встречаемся и с образом автора, который может быть представлен как образ — рассказчика или образ-героя, повествователя.

    Это условный образ. Ему автор приписывает, «передает» авторство своего произведения, в котором могут содержаться сведения о личности писателя, факты его жизни, не соответствующие действительным фактам биографии писателя. Этим он подчеркивает нетождественность автора произведения и его образа в произведении.

    • активно участвует в жизни героев,
    • входит в сюжет произведения,
    • выражает свое отношение к происходящем и пресонажам

    Творчество Александра Трифоновича Твардовского – автора знаменитых поэм «Страна Муравия», «Василий Теркин», «Дом у дороги», «За далью – даль» неоднозначно оценивается современными критиками, литературоведами, читателями. Однако с уверенностью можно сказать, что это был выдающийся поэт советского периода русской литературы, произведения которого отразили важные этапы истории русского народа и представляют значительную художественную ценность.

    Каковы же особенности творческого мировоззрения Твардовского? В каком направлении оно развивалось? В чем заключается идейно-художественное своеобразие произведений этого поэта?

    Поэма «Страна Муравия» была напечатана в 1936 году и принесла ему широкую литературную известность. В это время в стране решалась серьезная социально-политическая проблема деревенского уклада, крестьянской судьбы. Опираясь на некрасовские традиции в изображении крестьянского мировоззрения («Кому на Руси жить хорошо»), Твардовский создает развернутое поэтическое произведение о победе колхозного строя.

    Сюжет поэмы достаточно прост. Главный герой – крестьянин Никита Моргунок, который не решается вступить в колхоз, поскольку боится потерять свою самостоятельность. Его привлекает единоличная жизнь, наполненная особым смыслом и даже поэтичностью. Услышав старинную легенду о стране крестьянского счастья Муравии, Моргунок отправляется на поиски этой сказочной земли. Его воображение любовно рисует идеальные картины богатства и изобилия, простоты и независимости, царящих в этой маленькой чудесной стране:

    Земля в длину и в ширину

    Кругом своя.

    Посеешь бубочку одну,

    И та – твоя…

    … И все твое перед тобой,

    Ходи себе, поплевывай.

    Колодец твой, и ельник твой,

    И шишки все еловые.

    Далее мы наблюдаем, как реальная действительность постепенно разрушает иллюзии героя относительно возможности и правильности единоличного ведения крестьянского хозяйства и убеждает в том, что настоящее счастье возможно только в колхозе, в коллективном труде на общей земле.

    Сначала Моргунок оказывается на веселой кулацкой свадьбе (глава II) и понимает, что его не устраивает такой уклад («Тут и свадьба и поминки»). Далее герой встречает на своем пути хитрого священника (глава V), наживает себе врага в лице кулака Ильи Бугрова (глава VIII). Однако наиболее сильное впечатление на Моргунка, окончательно изменившее его мировоззрение, производит деревня единоличников Острова (глава XIV), в которой живут крестьяне, не желающие идти в колхоз и из-за этого оказавшиеся в нищете:

    Кругом шумят моря хлебов,

    Поля большой страны.

    Худые крыши Островов

    За ними чуть видны.

    Новая позиция героя, осознавшего преимущества колхозной жизни, окончательно закрепляется после посещения им колхоза, в котором он видит слаженную работу крестьян (глава XV). Подобно некрасовскому герою, ищущему счастливых крестьян, герой Твардовского находит их на колхозных полях. Моргунок приходит к выводу о том, что и он «не лодырь, не злодей», «не хуже всех людей» и потому достоин лучшей жизни. Это подтверждает и беседа с председателем колхоза Фроловым, который рассказывает Моргунку о борьбе за колхозы в деревне, о постепенном и трудном переходе к новому способу хозяйствования:

    Ты говоришь, на сколько лет

    Такая жизнь пойдет?

    Так вот даю тебе ответ

    Открытый и сердечный:

    Сначала только на пять лет.

    – А там? – А там на десять лет.

    – А там? – А там на двадцать лет.

    – А там? – А там – навечно…

    Значительной творческой заслугой поэта является достоверность художественного раскрытия поставленной проблемы: показ всей полноты и противоречивости сомнений, мучительных колебаний Моргунка, правдивое и не приукрашенное изображение ожесточенной борьбы за колхозы. В этом отношении поэма А. Твардовского перекликается с романом М. Шолохова «Поднятая целина».

    Поэма «За далью – даль», удостоенная Ленинской премии в 1961 году, считается одним из самых сложных и необычных произведений поэма А. Твардовского. В ней нет сквозного героя, целостного сюжета: отдельные главы объединены только временем (современность) и местом (дорога) действия, а содержание представляет собой картину авторских переживаний, впечатлений, размышлений. Поэт совершает двойное путешествие по маршруту Москва – Тихий океан (во времени) через несколько десятилетий (в пространстве). Сам Твардовский условно определял жанр «За далью – даль» как дорожный дневник.

    Именно в этом произведении максимально четко отразились наиболее характерные особенности творческой концепции Твардовского – предельная близость читателю, восприимчивость ко всему новому, отзывчивость на важнейшие проблемы современности.

    Отсюда главная идейная задача поэта – раскрыть существенные черты современной жизни, показать их в широкой исторической перспективе, определить место поэта в общей жизни народа:

    А сколько дел, событий, судеб,

    Людских печалей и побед

    Вместилось в эти десять суток,

    Что обратились в десять лет!

    Используя приемы гиперболизации и контраста, автор-повествователь отмечает все новые изменения в социальной и культурной жизни и внешнем облике страны. Так, «сиротский звон» наковальни в «нищем соломенном краю» сменяется величественной картиной современного Урала, снабжающего всю страну железом и техникой («Две кузницы»):

    Урал! Опорный край державы.

    Ее добытчик и кузнец.

    Ровесник древней нашей славы

    И славы нынешней творец.

    В прошлом «край глухой» Сибирь становится «заводом и житницей державы», ее «рудником и арсеналом» («Огни Сибири»). Путешествуя вместе с автором, мы наблюдаем строительство мощной гидроэлектростанции («Покорение Ангары»).

    Близость автора читателю проявляется в особой форме поэтического повествования, которую можно определить как задушевный разговор друзей. Однако читатель для Твардовского это не только близкий по духу человек, «лучший друг надежный», но и «наставник строгий», и «высший судья». Чувство повышенной ответственности за свое творчество, глубокая восприимчивость к критике – отличительные черты художественного мышления поэта.

    Особую роль в поэме играет глава «Так это было», в которой поэт совершает краткий экскурс в недавнее прошлое, правдиво и достаточно смело для своего времени описывая период культа личности Сталина:

    … Когда кремлевскими стенами

    Живой от жизни огражден,

    Как грозный дух он был над нами, –

    Иных не знали мы имен.

    С горечью и болью пишет Твардовский о злоупотреблениях властью, репрессиях, истреблении целых народов. При этом критике поэта подвергается только личность Сталина. Образ же Ленина остается неприкосновенным, поскольку, по мнению автора, «великий Ленин не был богом и не учил творить богов».

    Ведущий лейтмотив всей поэмы «За далью – даль» – горячее признание поэта в любви и верности своей Родине, гордость заее достижения и преобразования, причастность ее «гордой силе»:

    Мне дорог мир большой и трудный,

    Я в нем – моей Отчизны сын.

    Я полон с ней мечтою чудной

    Дойти до избранных вершин.

    Учитывая значительные изменения российского общественного сознания в постсоветское время, переосмысление многих социальных и духовных идеалов, долгий и печальный опыт колхозного хозяйствования в нашей стране, оценка обоих поэм Твардовского современным читателем может быть неоднозначной и противоречивой. Отмечая несомненное художественное достоинство этих произведений – совершенство поэтического языка, богатство сказовых интонаций, достоверность изображения картин народной жизни, можно говорить о спорности и преходящем характере идейного содержания поэмы.

    Однако можно утверждать, что в поэмах «Страна Муравия» и «За далью – даль» наиболее полно отразились основные особенности идейно-художественного мировоззрения Твардовского: тесная связь с современностью, умение уловить и поэтически выразить настроения эпохи, доступно донести высокие идеи до самого широкого круга читателей, близость лучшим традициям русской литературной классики.


    ХУДОЖЕСТВЕННОЕ
    СВОЕОБРАЗИЕ ПОЭМЫ


    Н. А.
    НЕКРАСОВА “КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО”


    Поэма “Кому
    на Руси жить хорошо” занимает центральное
    место в творчестве Н. А. Некрасова. Она стала
    своеобразным художественным итогом более
    чем тридцатилетней литературной работы
    автора. Все мотивы его ранней лирики как бы
    собраны воедино и развиты в поэме, заново
    переосмыслены все волновавшие его проблемы,
    использованы высшие художественные
    достижения.


    Н. А.
    Некрасов не только создал особый жанр
    социально-философской поэмы. Он подчинил
    его своей сверхзадаче: по-казать Россию в ее
    прошлом, настоящем и будущем. Начав писать
    “по горячим следам”, то есть сразу после
    реформы 1861 года, эпическую поэму об
    освобождающемся, возрождающемся народе, Н.
    А. Некрасов бесконечно расширил свой
    первоначальный замысел. Поиски “счастливцев”
    на Руси увели его из современности к
    древним истокам: поэт стремится осознать не
    только результаты отмены крепостного права,
    но и саму философскую природу таких понятий,
    как “счастье”, “свобода”, “грех”, ибо вне
    этого философского осмысления невозможно
    понять суть настоящего момента и провидеть
    будущее народа.


    Принципиальная
    новизна жанра объясняет фрагментарность
    поэмы, построенной из отдельных
    незавершенных глав. Объединенная образом -
    символом дороги, поэма распадается на чьи-то
    истории, а также на судьбы десятков людей.
    Каждый эпизод сам по себе мог бы стать
    сюжетом песни или повести, легенды или
    романа. Все вместе, в единстве своем, они
    составляют судьбу русского народа,
    высвечивая его исторический


    путь от
    рабства к свободе. Именно поэтому лишь в
    последней главе появляется образ “народного
    заступника” Гриши Добросклонова - того,
    кто поможет обрести людям волю. У каждого из
    персонажей поэмы свой голос. Н. А. Некрасов
    совмещает сказовую, бытовую и поэтическую
    речь и вносит в нее оценочный элемент,
    заставляя читателей воспринимать речь
    персонажа так, как того хочет автор. У нас не
    возникает впечатления стилистической
    нестройности поэмы, потому что все
    использованные приемы здесь подчинены
    общей задаче: создать поэму, которая была бы
    близка и понятна крестьянину.

    Авторская
    задача определила не только жанровое
    новаторство, но и все своеобразие поэтики
    произведения. Н. А. Некрасов многократно
    обращался в лирике к фольклорным мотивам и
    образам. Поэму о народной жизни он целиком
    строит на фольклорной основе. В
    произведении в той

    или
    иной степени задействованы все основные
    жанры фольклора: сказка, песня, былина,
    легенда, частушка.

    Каково же
    место и значение фольклора в поэме? Во-первых,
    фольклорные элементы позволяют Н. А.
    Некрасову воссоздать картину
    крестьянского представления о мире,
    выразить взгляд народа на многие важные
    вопросы. Во-вторых, поэт умело использует
    особые фольклорные приемы, стиль, образную
    систему, законы и художественные средства.


    Из
    фольклора взяты образы Кудеяра, Савелия.
    Народное творчество подсказало Н. А.
    Некрасову и многие сравнения; некоторые из
    них вообще основаны на загадках. Поэт
    использует свойственные народной речи
    повторы, отрицательный параллелизм,
    подхват конца строки в начале следующей,
    употребление песенных междометий. Но самое основное отличие фольклора от
    художественной литературы, которое находим
    у Н. А. Некрасова, это отсутствие авторства.
    Фольклор отличается тем, что народ сообща
    слагает произведение, народ его
    рассказывает, и народ же слушает. В
    фольклоре авторскую позицию заменяет
    общенародная мораль. Индивидуальная
    авторская точка зрения чужда самой природе
    устного народного творчества.

    Авторская
    литература обращается к фольклору, когда
    необходимо глубже проникнуть в суть
    общенародной морали; когда само
    произведение обращено не только к
    интеллигенции (основная часть читателей

    XIX
    века), но и
    к народу. Обе эти задачи и ставил перед
    собою Н. А. Некрасов в поэме “Кому на Руси
    жить хорошо”.

    И еще один
    важнейший аспект отличает авторскую
    литературу от фольклора. Изустное
    творчество не знает понятия “канонический
    текст”: каждый слушатель становится
    соавтором произведения, по-своему
    пересказывая его. К такому активному
    сотворчеству автора и читателя и стремился
    Н. А. Некрасов. Именно поэтому его поэма
    написана “свободным языком, максимально
    приближенным к простонародной речи”. Стих
    поэмы исследователи называют “гениальной
    находкой” Н. А. Некрасова. Свободный и
    гибкий стихотворный размер, независимость
    от

    рифмы
    открыли возможность щедро передать
    своеобразие народного языка, сохранив всю
    его меткость, афористичность и особые
    поговорочные обороты; органически вплести
    в ткань поэмы деревенские песни, поговорки,
    причитания, элементы народной сказки (волшебная
    скатерть-самобранка потчует странников);
    искусно воспроизвести и задорные речи
    подвыпивших на ярмарке мужиков, и
    выразительные монологи крестьянских
    ораторов, и вздорно-самодовольные
    рассуждения самодура помещика.

    Красочные
    народные сцены, полные жизни и движения,
    хороводы характерных выразительных лиц и
    фигур - все это создает неповторимое
    многоголосие в некрасовской поэме.

    Задачи и тесты по теме "ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПОЭМЫ Н. А. НЕКРАСОВА “КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО”"

    • Орфография - Важные темы для повторения ЕГЭ по русскому языку