Услуга по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду. Расчет платы нвос заполнение в модуле без эп

С развитием цивилизации, нагрузка на природу увеличивается. Для проведения мероприятий по восстановлению ее ресурсов требуются немалые средства. Справедливость требует взимать плату за НВОС (негативное воздействие на окружающую среду) с тех, кто наносит ей урон. С этой целью был принят Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». На его основе возникли приказы федеральных надзорных органов и Постановления Правительства, описывающие расчет платы за НВОС, сроки оплаты за НВОСи др. Далее рассмотрим особенности этих платежей.

Кто сдает расчет платы за НВОС

Для начала стоит определить, за какие виды НВОС государство ожидает платы и кто должен платить.

На сегодняшний день оплачивать придется следующие виды НВОС:

  • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными объектами;
  • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными объектами;
  • сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
  • размещение отходов производства и потребления.

Оплачивают подобные загрязнения те, кто их совершает - предприятия и индивидуальные предприниматели . Освобождены от этого фискального взноса те предприниматели, чьи предприятия можно отнести к IVкатегории - оказывающие минимальное НВОС (офисы, школы и т.п.)

Итак, если Ваше предприятие производит серьезное загрязнение, как определить размер платежа? С 2017 года все предприятия должны предоставлять декларацию о плате за НВОС. Теперь такую декларацию в электронном виде необходимо предоставить в территориальные органы Росприроднадзора по месту нахождения стационарного объекта, оказывающего НВОС в срок до 10-го марта .

Рсчет платы за НВОС весьма трудоемкий процесс, поэтому надо сразу настроиться, что будет непросто предоставить государству всю требуемую информацию.

Как производится расчет платы за НВОС

Бланк декларации НВОС утвержден приказом Минприроды от 09.01.2017 № 3, скачать его можно на сайте Минприроды в разделе «Документы», во вкладке «Официальные документы Минприроды России».

На 1-ой странице заполняются данные предпринимателя.

На 2-ой странице находится раздел «Расчет суммы платы, подлежащей внесению в бюджет». В 20-ой строке указывается общая сумма по всем 4-ем видам НВОС. В последующих строках указываются суммы по каждому виду отдельно.

В 40-ой строке приводится сумма по выбросам в атмосферу. Подробный расчет необходимо привести в разделе 1 декларации.

Ставку платы за тонну по каждому виду загрязнителя можно найти в постановлении Правительства РФ от 13 сентября 2016 № 913.

Также необходимы сведения о предельно допустимых выбросах и временно согласованных выбросах загрязняющих веществ, определенные Росприроднадзором для предприятия.

Самому предприятию необходимо вести учет выбросов в атмосферу, чтобы заполнить строки о количестве выбросов в пределах утвержденных нормативов (ПДВ), в пределах утвержденных временно согласованных нормативов (ВСВ), сверх утвержденных нормативов и временных нормативов.

Для каждого предела установлен свой повышающий коэффициент : ПДВ - 1,0, ВСВ - 5,0, сверх лимита - 25,0.

Теперь нужно перемножить коэффициент на соответствующие учетные данные ставки платы за тонну. Сложив три суммы, получим итоговую сумму платежа за год.

Особенности расчета платы за НВОС

Подобный расчет необходимо провести для выбросов, образующихся при сжигании попутного нефтяного газа, для сбросов в водные источники и для платы за размещение отходов. Подробнее о понижающих коэффициентах для размещения отходов можно узнать в Федеральном законе от 29.12.2015 N 404-ФЗ.

Также у предпринимателей есть возможность уменьшить сумму налога. Для этого необходимо в течение года предпринимать действия по снижению НВОС. Если эти действия правильно задокументированы, их можно использовать для вычета из общей суммы.

Еслиже предприниматель решит вообще не предоставлять расчет платы за НВОС, то его может ожидать административная ответственность. Это будет штраф не за то, что расчет платы за НВОС не был предоставлен, т.к. такой статьи КОАП еще не существует, но эти действия могут квалифицироваться, как сокрытие экологической информации. В итоге может быть наложен штраф: на должностных лиц в размере от 1 000 до 2 000 рублей, на юридических лиц - от 10 000 до 20 000 рублей. Уплата штрафа не освобождает от необходимости предоставить расчет платы за НВОС.

Сроки платы за НВОС и пени за просрочку

С 2017 года поменялись сроки оплаты за НВОС. Крупные компании вносят авансовые платежи за каждый квартал в сумме 25% от итогового платежа за предыдущий отчетный период. Окончательная сумма за год формируется на основе декларации за вычетом авансовых платежей. Малый бизнес вносит плату единожды в срок до 1-го марта следующего года. Таким образом, плату за НВОС за 2016 год необходимо внести до 01.03.2017 г.

Несвоевременная оплата или плата не в полном объеме повлечет ответственность в виде уплаты пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования. Пени будут начисляться за каждый день просрочки. Кроме того, невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3 000 до 6 000 рублей; на юридических лиц - от 50 000 до 100 000 рублей.

Плата за негативное воздействие за 2018 год рассчитывается в обновленной декларации. Рассмотрим, какие новшества появились в этом формуляре, от каких факторов зависит расчет, изменились ли ставки на 2018 год, а также в какие сроки нужно произвести оплату за негативное воздействие и как отразить ее в учете.

Кто является плательщиком сбора за НВОС

Плательщиками сбора за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) являются организации и индивидуальные предприниматели, которые выбрасывают загрязняющие вещества в воздух через стационарные источники, в водные объекты или занимаются хранением и захоронением (размещением) отходов (п. 1 ст. 16, п. 1 ст. 16.1 закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

В постановлении Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 есть полный перечень видов деятельности и других критериев отнесения объектов к I-IV категориям воздействия на окружающую среду, при которых организация должна платить за НВОС. В частности, к ним относятся добывающие, металлургические, химические, пищевые производства, некоторые сельскохозяйственные компании, полигоны твердых бытовых отходов.

ВАЖНО! Обязанность по внесению платы не зависит от налогового режима, применяемого организаций или ИП, которые являются плательщиками сбора за негативное воздействие, а также от того, на собственных или арендованных объектах осуществляется деятельность, которая приводит к негативному воздействию на окружающую среду.

Плательщики сбора должны подать заявку в Росприроднадзор по каждому загрязняющему объекту и получить свидетельство о постановке на учет с указанием загрязняющей категории от I до IV.

ВАЖНО! Если в процессе деятельности только образуются отходы производства и потребления и нет других негативных воздействий, то заявка на постановку на учет по НВОС не подается (письма Росприроднадзора от 21.02.2017 № АС-06-02-36/3591, от 31.10.2016 № АС-09-00-36/22354). Поскольку при осуществлении торговой деятельности и оказании услуг, функционировании офисов, школ, детских садов, административных зданий, поликлиник, больниц и т. п., как правило, образуются только отходы производства и потребления, можно сделать вывод, что вставать на учет у них в качестве плательщика НВОС нет необходимости.

Плату за негативное воздействие на окружающую среду не надо путать с экологическим сбором. Это разные платежи. Прочитать об отличиях можно .

Скачать бланк отчета по экологическому контролю, действующий с 14.09.2018, можно .

ВАЖНО! Если предпринимательская деятельность ведется только на объектах IV категории, то плату за негативное воздействие вносить не надо (п. 1 ст. 16.1 закона № 7-ФЗ).

  • отсутствуют выбросы радиоактивных веществ;
  • отсутствуют сбросы загрязняющих веществ, образующихся при использовании воды для промышленных нужд, в канализацию и окружающую среду, поверхностные и подземные водные объекты, а также на земную поверхность;
  • есть сбросы загрязняющих веществ, образующихся в результате использования воды для бытовых нужд;
  • есть стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, при этом их количество — не более 10 тонн в год;
  • имеются только нестационарные источники выбросов загрязняющих веществ.

Так, использование в предпринимательской деятельности автотранспорта не приводит к необходимости платить за негативное воздействие, поскольку плата вносится только за стационарные объекты, к которым он (автотранспорт) не относится (п. 1 ст. 16 закона № 7-ФЗ).

Данные, на которых базируется расчет платы

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду (или платы за ее загрязнение) зависит от многих факторов:

  • характера источника загрязнения;
  • вида загрязняющего вещества (или класса его опасности);
  • объемов фактических выбросов;
  • факта отсутствия средств измерения объема выбросов;
  • наличия превышения над установленными нормативами загрязнения;
  • факта нахождения загрязняемого объекта или территории под особой охраной;
  • имевших место расходов на мероприятия по снижению негативного воздействия.

По первым 2 показателям определяется величина используемой в расчете ставки. Умножением ее на объем фактических выбросов (если он не выходит за предельно допустимый) определяется сумма платы за загрязнение. К величине ставки применяются коэффициенты:

  • повышающие, если речь идет об отсутствии средств измерения объемов выбросов, превышении допустимых нормативов загрязнения или нахождении объекта (территории) под особой охраной;
  • понижающие, зависящие от класса опасности размещаемых отходов, способа их возникновения и размещения.

Максимальный повышающий коэффициент (120) может возникнуть в ситуации отсутствия средств для измерения объемов. Превышение нормативов приводит к применению коэффициентов, равных 5 (если превышение происходит в период осуществления планового снижения сбросов) или 25. Для объекта (территории), находящегося под особой охраной, действует коэффициент 2.

Конкретный размер понижающего коэффициента может определяться совокупностью влияющих на него факторов и находиться в пределах от 0 до 0,67.

Наличие расходов на мероприятия по снижению негативного воздействия позволяет снизить величину начисленной платы.

Также на размер сумм, подлежащих оплате по итогам года, влияет факт перечисления в течение года авансов по платежам за загрязнение.

Ставки, применяемые для расчета за 2018 год

Ставки, с использованием которых осуществляется расчет платы за загрязнение за 2018 год, установлены постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 (с изменениями от 29.06.2018).

В зависимости от вида загрязняющего объекта они делятся на 3 группы, относящиеся к объектам:

  • стационарным, производящим выбросы в атмосферу;
  • осуществляющим сбросы в водные объекты;
  • дающим отходы производства и потребления.

Для первых 2 групп конкретные значения ставок указаны по отношению к каждому из наименований загрязняющего вещества. По отходам величина ставки привязана к определенному классу опасности.

Выбирая нужную величину ставки, следует иметь в виду, что каждая из них в постановлении № 913 приведена в трех значениях, относящихся к трем годам (2016, 2017 и 2018). Если ставки 2017 и 2018 годов идентичны по величине, то ставки, действовавшие для расчета за 2016 год, существенно ниже. Ошибка, допущенная в выборе, может привести к неверному расчету платы.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Начиная с 2019 года ставки платы за НВОС увеличиваются на 4%. Подробности см. .

Форма отчетности и сроки ее сдачи

Вся процедура расчета платы за загрязнение отражается в декларации, оформляемой 1 раз за год, по его завершении. За 2018 год этот отчет составляется по форме, утвержденной приказом Минприроды России от 09.01.2017 № 3 (приложение № 2) и использовавшейся для отчетности за 2017 год.

Бланк декларации доступен для просмотра и скачивания в материале «Готова декларация по негативному воздействию на ОС» .

Декларация состоит:

  • из титульного листа, отражающего сведения об отчитывающемся лице;
  • раздела, в котором итоговые расчетные величины платежей, сформированные по разделам, сводятся в единую сумму, которая последовательно корректируется до значений, подлежащих оплате или возврату плательщику, за счет учета в ней расходов на мероприятия по снижению негативного воздействия и на уплаченные авансы;
  • трех разделов, выделяемых по основным видам источников загрязнения, в которых, собственно, и осуществляется сам расчет платежей по каждому из источников.

Таблицы разделов, предназначенных для расчета, предусматривают отражение в них всех необходимых для вычисления суммы платы данных:

  • допустимого и фактического объемов с выделением сумм превышения;
  • ставки;
  • применяемых коэффициентов;
  • составных частей расчетной суммы платы и ее итоговой величины.

Каждый из разделов, выделяемых в зависимости от вида источника загрязнения, заполняется только в случае наличия у отчитывающегося лица данных для этого.

Правила, которых следует придерживаться при внесении сведений в декларацию, детально изложены в тексте приказа Минприроды России от 09.01.2017 № 3, в примечаниях к форме утвержденного им бланка. В них же можно найти значения необходимых коэффициентов и способы проверки правильности внесения данных для каждого из разделов. Кроме того, процедура расчета для каждого вида загрязняющего объекта подробно описана в постановлении Правительства РФ от 03.03.2017 № 255.

Срок сдачи декларации установлен п. 5 ст. 16.4 закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ. Крайняя его дата определена как 10 марта года, наступающего после отчетного. В 2019 году этот день приходится на выходной (воскресенье). Однако возможности переноса срока закон № 7-ФЗ не устанавливает. Поэтому сдать декларацию за 2018 год придется не позднее 07.03.2019 (08.03.2019 (пятница) — нерабочий праздничный день).

Ошибки, допущенные в сданной декларации и выявленные самим плательщиком, могут быть исправлены им путем подачи откорректированного отчета. Но сделать это без последствий можно только до истечения срока, установленного для сдачи исходной декларации. Поэтому не следует откладывать представление отчетности на последние дни.

О проблемах, существующих в отношении возможности возврата излишне уплаченных платежей за загрязнение, читайте в материале «Переплата ”за грязь” - сложности возврата» .

Порядок платы за негативное воздействие

По итогам расчетов, приведенных в разделе декларации, отражающем корректировку расчетных величин платы, осуществляется оплата суммы по итогам года. То есть ее величина определяется как общая сумма платы за год за вычетом расходов на мероприятия по снижению негативного воздействия и на уплаченные авансы. Сделать такую оплату надо до 1 марта года, наступающего после отчетного (п. 3 ст. 16.4 закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Исходя из общей суммы произведенной в 2018 году оплаты за негативное воздействие (с учетом внесенных в нем авансов), определятся величины авансовых платежей, которые нужно будет сделать в 2019 году. Сумма каждого из них будет равна ¼ части от общей величины платы за негативное воздействие, фактически внесенной за 2018 год.

О том, как может измениться расчет авансов по таким платежам, читайте в материале «Порядок расчета авансов по плате за негативное воздействие на окружающую среду могут изменить» .

Уплачивают авансовые платежи 3 раза в год, по завершении каждого из первых трех кварталов года, не позднее 20-го числа месяца, наступающего после очередного квартала.

ВАЖНО! Субъекты малого предпринимательства авансовые платежи не платят (п. 3 ст. 16.4 закона № 7-ФЗ).

Плата за негативное воздействие окружающей среды осуществляется по следующим КБК:

Название платежа

КБК в 2018-2019 годах

Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами, за исключением образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа

048 1 12 01010 01 6000 120

Плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты

048 1 12 01030 01 6000 120

Плата за размещение отходов производства

048 1 12 01041 01 6000 120

Плата за размещение твердых коммунальных отходов

048 1 12 01042 01 6000 120

Плата за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа

048 1 12 01070 01 6000 120

За нарушение сроков оплаты за негативное воздействие предусмотрен административный штраф. Для организаций он варьируется в размерах от 50 000 до 100 000 руб., а для должностных лиц — от 3 000 до 6 000 руб. (ст. 8.41 КоАП РФ).

Признание расходов на НВОС

В бухучете

Плата за НВОС, согласно п. 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации», включается в состав издержек по обычным видам деятельности и отображается по дебету счетов учета расходов (20, 23, 25, 26, 44).

Плата за НВОС не является налоговым платежом, поэтому для отражения в учете счет 68 «Расчеты с бюджетом» не используется. Возникновение и погашение обязательств по «негативному воздействию» фиксируется по счету 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами».

В налоговом учете

Плата за НВОС в пределах нормативов относится к материальным расходам (подп. 7 п.1 ст. 254 НК РФ).

Платежи за негативное воздействие на окружающую среду сверх этих размеров в расходах не учитываются (п. 4 ст. 270 НК РФ).

В письме от 07.06.2018 № 03-03-06/1/39148 Минфин РФ отмечает, что Налоговым кодексом не установлен срок для признания материальных расходов в виде платы за НВОС. Предприятиям и ИП, находящимся на общей системе налогообложения, чиновники рекомендуют признавать расходы в виде платы за НВОС на последнее число налогового периода, за который она производится. Квартальные платежи чиновники также рекомендуют признавать в расходах на последнее число отчетного периода, за который они вносятся (письма Минфина РФ от 15.08.2016 № 03-03-06/1/47690, от 08.08.2016 № 03-03-06/1/46432).

Для организаций и ИП на упрощенной системе налогообложения с объектом «доходы минус расходы» плата за НВОС (в пределах нормативов) может быть учтена в составе материальных доходов (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Расходы в виде платы за НВОС признаются в момент списания с расчетного счета (подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Итоги

Процедура расчета годового размера платы за загрязнение по итогам 2018 года осталась такой же, как и в 2017 году. Сам расчет делается в специально отведенных для этого разделах декларации (она тоже сохранила свою форму с отчета за 2016 год), выделяемых в зависимости от вида загрязняющего объекта. Начисленная по этим разделам плата затем корректируется на величину расходов на мероприятия по снижению негативного воздействия и на суммы уплаченных в течение года авансов.


Росприроднадзор присваивает категории опасности при регистрации объектов в государственном реестре. Соответственно, если вы не знаете, какая категория присвоена вашим объектам – обратитесь в Росприроднадзор и уточните информацию о классе опасности ваших объектов. Рекомендуем различать плату за загрязнение окружающей среды с экологическим сбором – это совершенно разные неналоговые платежи. Расчет платы за зягрязнение Правильность расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и своевременность ее перечисления в бюджет контролирует Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Это следует из Постановления Правительства РФ от 29.12.2007 № 995. С 23 сентября старый порядок расчета платежа за загрязнение окружающей среды не действует. Правительство РФ постановлением от 13 сентября 2016 г. № 913 отменило постановления от 19 ноября 2014 г.

Расчет платы за нвос (экологический налог)

Важно

Фактическая масса выбросов, сбросов и размещения отходов определяется по данным учета, который должны вести все организации, обязанные вносить плату за загрязнение окружающей среды (ст. 30 Закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ, подп. 5 п. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ, ст. 19 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ). Для определения массы загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу, используется порядок, предусмотренный п.5.6 Инструктивно-методических указаний, утвержденных Минприроды России от 26 января 1993 г. Для определения массы загрязняющих веществ, поступающих в водные объекты, используется порядок, предусмотренный п.5.7 Инструктивно-методических указаний, утвержденных Минприроды России от 26 января 1993 г.

Онлайн журнал для бухгалтера

Инфо

Авансовые платежи в 2018 году: сроки Если говорить про 2018 год, то сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду по авансовым платежам следующие:

  • за 1 квартал – не позднее 20 апреля 2018 года – 47 500 руб.;
  • за полугодие – не позднее 20 июля 2018 года – 47 500 руб.;
  • за 9 месяцев – не позднее 20 октября 2018 год – 47 500 руб.

Общую итоговую сумму платы за загрязнение в отношении 2018 года потребуется внести не позднее 1 марта 2019 года. Плата за негативное воздействие на окружающую среду включает в себя:

  • квартальные авансовые платежи;
  • итоговую сумму платы, которую нужно перечислить в бюджет по итогам года.

Квартальные авансовые платежи перечисляют все плательщики (кроме субъектов малого и среднего предпринимательства). Срок – не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Плата за негативное воздействие за 2017 год — расчет

В связи с выходом Постановления Конституционного суда РФ № 8-П от 14.05.2009г., все организации, финансируемые из бюджетов различных уровней и ранее освобожденные от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, должны с 01.01.2010 г. также осуществлять данные платежи. 3. Каковы сроки уплаты платежей за НВОС? Согласно п. 1 Приказа Ростехнадзора РФ от 08.06.2006 № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» все экологические платежи нужно перечислять до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал. 4.
Отчетность по расчету платы за НВОС и срок ее подачи Расчет платежей за негативное воздействие на окружающую среду должен производиться организацией самостоятельно исходя из объемов загрязнения, связанных с ее деятельностью.

Порядок заполнения декларации

Субъекты малого и среднего предпринимательства, которые освобождены от квартальных авансовых платежей, всю сумму платы за год перечисляют в бюджет единовременно не позднее 1 марта следующего года (письмо Росприроднадзора от 11 апреля 2016 № АС-06-01-36/6155). Как вносить плату за загрязнение в 2018 году В 2018 году платежные поручения на перечисление платы за загрязнение окружающей среды составляйте по общем правилам (как на уплату налогов и страховых взносов). При этом имейте в виду, что суммы платы отправляйте в банк одним платежным поручением (без распределения между бюджетами) на счета территориальных управлений Федерального казначейства (письмо Минфина России от 24.07.2008 № 03-06-06-04/1).

Какая плата за загрязнение окружающей среды: расчет

Сроки уплаты Согласно новой статье 16.4 Закона № 7-ФЗ сбор уплачивается и предоставляется расчет по нему за календарный год до 1 марта года, следующего за отчетным (ранее сбор платили за квартал). Каждый субъект РФ предоставляет отдельный расчет. Если на одном субъекте расположено несколько объектов, то расчеты по ним вносятся в единый расчет. Расчет платежа Для того, чтобы рассчитать платеж, следует вести детальный учет по каждому виду вредных веществ и размещенных отходов.


Постановлением Правительства РФ № 344 от 12.06.2003 установлены:

  • Предельно допустимые нормативы и лимиты выбросов и сбросов в рублях за тонну, отходов – за единицу их размещения;
  • Коэффициенты с учетом экологии в разных регионах России.
  • Дополнительные коэффициенты для природоохранных зон (санатории, курорты, заповедники и т.д.).

Ставки ежегодно увеличиваются с учетом инфляции.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду: ставки в 2016 — 2018 годах

Внимание

Наличие расходов на мероприятия по снижению негативного воздействия позволяет снизить величину начисленной платы. Также на размер сумм, подлежащих оплате по итогам года, влияет факт перечисления в течение года авансов по платежам за загрязнение. Ставки, применяемые для расчета за 2017 год Ставки, с использованием которых осуществляется расчет платы за загрязнение за 2017 год, установлены постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 № 913.


В зависимости от вида загрязняющего объекта они делятся на 3 группы, относящиеся к объектам:
  • стационарным, производящим выбросы в атмосферу;
  • осуществляющим сбросы в водные объекты;
  • дающим отходы производства и потребления.

Для первых 2 групп конкретные значения ставок указаны по отношению к каждому из наименований загрязняющего вещества. По отходам величина ставки привязана к определенному классу опасности.

Пример расчета платы за негативное воздействие

Штрафы и санкции за нарушение правил уплаты Штрафы за нарушение правил уплаты платежа 1 января 2015 года (в тыс.руб.): Вид нарушения Штраф с организации Штраф с должностных лиц Штраф сграждан Умышленное искажение или скрытие информации: - о состоянии окружающей среды и природных ресурсов; - о загрязняющих источниках; - о возникновении радиации. 20-80 3-6 0,5-1 Умышленное искажение или скрытие данных: - полученных в результате проведения плана по экономическому контролю; - в заявлении при постановке на учет; - в декларации; - отчета о выполнении мер по повышению эффективности использования отходов. 20-80 3-6 0,5-1 Несвоевременная постановка на учет или отсутствие постановки на учет 30-100 5-20 - Отсутствие паспортов с указанием класса опасности отходов До 100 За просрочку платежа начисляются пени в размере 1/30 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый календарный день просрочки.

Пример расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду 2015

Нет утвержденных лимитов на размещение отходов n*5 Теперь понятна выгода ежегодного продления лимитов на отходы, ведь наличие этих документов позволяет снизить размер платы в пять раз. Также для 2015 года заданы новые коэффициенты инфляции, на которые надо поменять прошлогодние значения: Постановление Было в 2014 Стало в 2015 № 344-ФЗ от 12.06.2003 2,33 2,45 № 410-ФЗ от 01.07.2005 1,89 1,98 Ответственность за невнесение платы за негативное воздействие Статья 8.41 (КоАП РФ от 30.12.2001 №195-ФЗ) устанавливает штрафы за неуплату взноса:

  • 50-100 тысяч рублей - юридическим лицам

Статья 8.5 за умышленное сокрытие информации о состоянии окружающей среды:

  • 3-6 тысяч рублей - должностным лицам
  • 20-80 тысяч рублей - юридическим лицам

В любом случае сохраняется обязательство внести плату за НВОС.

Пример расчета платы за негативное воздействие 2016

Что нужно знать для расчета экологических платежей? Чтобы рассчитать плату за негативное воздействие на окружающую среду, необходимо знать:

  1. Утвержденные Росприроднадзором для организации нормативы предельно допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и лимиты на размещение отходов.
  2. Утвержденные Росприроднадзором для организации нормативы временно согласованных выбросов (сбросов) загрязняющих веществ.
  3. Количество топлива, израсходованного передвижными источниками в отчетном периоде.
  4. Нормативы платы за загрязнение окружающей среды, утвержденные постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344 (в ред.

Пример расчета платы за негативное воздействие 2012

Кто уплачивает сбор и объекты обложения Платеж распространяется на физические и юридические лица, в том числе иностранные, на предприятия, организации, учреждения, индивидуальных предпринимателей, которые ведут деятельность на территории РФ, связанную с природопользованием. Объектами обложения являются стационарные объекты: объекты на земле, загрязняющие почву или выбрасывающие вредные вещества в воздух; объекты, на которых размещаются отходы (отвал, полигон, хранилище и т.д.). Плата взымается по каждому объекту. С 1 января 2015 года за выбросы в атмосферу не взымается плата с транспортных средств организаций и ИП.


По мере воздействия на экологию объекты делят на группы: Уровень негативности Группа значительный 1 умеренный 2 незначительный 3 минимальный 4 Объекты 4 группы освобождаются от уплаты платежа.

Пример расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду 2016

Постановления Правительства РФ от 01 июля 2005 г от № 410). Сумма платы рассчитывается отдельно по каждому загрязняющему веществу и отходу, а также по каждому виду топлива для передвижных объектов. При расчете платы за выбросы нужно учитывать коэффициенты экологической значимости региона и дополнительные коэффициенты 2 и 1,2.

При расчете платы за сбросы — коэффициенты экологической значимости региона, дополнительный коэффициент 2 и коэффициент для взвешенных веществ. При расчете платы за отходы учитываются коэффициенты экологической значимости региона, дополнительный коэффициент 2 и коэффициент месторасположения объекта размещения отходов (1 или 0,3). Ко всем рассчитанным суммам платы должен быть применен коэффициент, учитывающий инфляцию, который устанавливается Федеральным законом о бюджете на очередной календарный год.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду не налог, но при этом относится к обязательному платежу, направленному на восполнение экологического ущерба. Также плата призвана стимулировать компании минимизировать вредное воздействие на природу и проводить мероприятия по улучшению экологической обстановки в регионах.

Закон устанавливает три типа экологического загрязнения, за них берется плата за негативное воздействие:

  • выбросы загрязняющих веществ в воздух;
  • сбросы загрязняющих веществ в стоки;
  • деятельность по размещению отходов.

Платить нужно только за стационарные объекты (ранее сбор рассчитывался и с передвижных объектов, например если у предприятия был транспорт на балансе).

Бланк декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду

Пример заполнения декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду

Кто вносит плату за негативное воздействие на окружающую среду в 2017 году

Расскажем, кто должен платить плату за негативное воздействие на окружающую среду.

До 2017 года платить сбор за загрязнение среды обязаны были все предприятия и ИП, работающие на территории РФ, даже если негативное воздействие на окружающую среду казалось невозможным — арендованный офис, небольшая численность и вывоз мусора включен в договор аренды или был обязанностью собственника помещения. К негативным факторам относили расход бумаги, замену картриджей, ламп в офисе и другие.

Правительство РФ постановлением от 03.03.2017 № 255 обновило правила о том, как исчислять и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в 2017 году. Новый порядок действует с 17 марта, но его учитывают с отчетности за 2016 год.

Новое постановление предусматривает исключения для компаний по уплате сбора.

Платежи за негативное воздействие вносят все компании, чья деятельность негативно влияет на окружающую среду, а также организации, которые размещают отходы. Платить за один только офисный мусор не нужно.

По новым правилам компания заключает договор с региональным оператором, а тот будет платить за мусор (п. 5 постановления № 255). Операторы пока есть не во всех регионах, но их заменяют специальные компании и предприниматели, которые занимаются размещением отходов.

От платежей за воздействие на среду также освобождены компании, которые эксплуатируют объекты исключительно IV категории негативного воздействия. Такие объекты должны соответствовать критериям:

  • выбросы в атмосферу не более 10 тонн в год;
  • нет радиоактивных веществ;
  • не сбрасывают отходы в сточные воды центрального водоотведения (п. 6 постановления № 1029).

Категорию объекту присваивает Росприроднадзор, когда компания ставит актив на учет. Чтобы узнать категорию, сделайте запрос в ведомство. Если компания использует опасные объекты и объекты IV категории, платить нужно за все.

Критерии отнесения к объектам I, II, III И IV категорий для платы за негативное воздействие на окружающую среду

Сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2017 году

Компании обязаны отчитываться один раз в год. Так, сдать декларацию о плате за 2017 год надо до 10 марта 2018 года. А перечислить плату по итогам года не позднее 1 марта (за 2016 год — до 1 марта 2017 года, за 2017 год — до 1 марта 2018 года). Сроки установлены пунктом 3 статьи 16.4 закона № 7-ФЗ.

При этом только средние и малые компании вносят платежи по негативному воздействию раз в год. Остальные обязаны платить ежеквартально 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Авансовый платеж за каждый квартал равен 1/4 от суммы платы за предыдущий год.

Сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2017 году (авансовые платежи)

Плата за негативное воздействие — это не налоговый сбор, поэтому правила переноса календарных и праздничных дней здесь не действует. Безопаснее отчитываться и перечислять платежи заранее. За просрочку платежа есть пени — в размере 1/300 ключевой ставки ЦБ за каждый пропущенный день.

Еще раз отметим, малые и средние предприятия освобождены от авансовых платежей.

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2017 году

Как мы определили ранее, начиная с 2017 года, рассчитывать плату за негативное воздействие на окружающую среду нужно один раз в год, вместо ежеквартальных расчетов.

Законодательные основы для расчета определены в статье 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ и постановлении Правительства РФ от 13.09.2016 № 913. Данное постановление отменяет коэффициенты и нормативы, действующие ранее. Теперь применять их в расчете нельзя. Например, коэффициенты состояния воздуха, почвы и водных ресурсов отменены. А обязательный коэффициент инфляции номинально не используется, но ставки, утвержденные правительством на 2016-2018 годы, уже проиндексированы.

Постановлением № 913 введены новые показатели для расчета:

  • ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду;
  • дополнительный коэффициент 2;
  • стимулирующие коэффициенты, позволяющие снизить затраты на плату путем модернизации производства и сокращения негативного влияния на природу.

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду делаем по трем направлениям:

Предварительно нужны данные для расчета:

  • количество фактических выбросов и сбросов за 2017 год — данные можно получить от инженерной службы на предприятии в форме служебной записки;
  • нормативы и лимиты по каждому виду — берем из полученных в Росприроднадзоре разрешений;
  • ставки платы загрязняющих веществ (постановление № 913).

Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду 2017

Обратите внимание, что ставки в постановлении даны в рублях из расчета за 1 тонну.

Формула расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду:

Вес загрязняющего вещества х Ставка

Если по расчетам получилось, что компания превысила лимит выбросов, сбросов или разместила больше отходов за год, рассчитываем дополнительную плату с учетом повышающего коэффициента 5.

Формула расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду с учетом повышающего коэффициента:

Сверхлимитная масса загрязняющего вещества х Ставка х 5

Компании работающие в особой природоохранной зоне, должны использовать в расчете повышающий коэффициент 2 вне зависимости от соблюдения лимита (письмо Росприроднадзора от 16.12.2016 № ОД-06-01-31/25520 «О дополнительном коэффициенте 2»).

Важно заблаговременно зарегистрировать и далее применять в расчете утвержденные нормативы и лимиты загрязняющих веществ. Отсутствие этих нормативов приведет к росту платы в 25 раз.

Пример расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду

Рассмотрим пример с расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду исходя из данных предприятий ОАО «Тепломаш»:

  • тип загрязнения: выбросы в атмосферный воздух;
  • «Тепломаш» находится в особой природной зоне (Кавказские Минеральные Воды);
  • зарегистрированы 2 источника загрязнения атмосферы (1- Дымовая труба, 2- Свеча).

Перечень загрязняющих веществ:

Рассчитаем плату по формуле:

(0,235 х 93,5) + (0,437 х 138,8) + (0,125 х 1,6) + (0,050 х 108) + (0,278 х 5472968,7) = 1 521 573,52 руб.

Поскольку особая курортная зона, применяем повышающий коэффициент 2

1521523,52 х 2 =3 043 147,04 руб.

Как вернуть или зачесть плату за негативное воздействие на окружающую среду

Можно вернуть или зачесть переплату за негативное воздействие на окружающую среду. Росприроднадзор пояснил, как это сделать в 2017 году в письме от 15.03.2017 № АС-06-02-36/5194. Для этого направляем в местный отдел Росприроднадзора следующие документы:

  • Заявление с просьбой о возврате или зачете;
  • Подтверждающие документы. Если переплата возникла из-за ошибочного платежа, то понадобятся копии платежек, а для возврата накопленной переплаты понадобится предварительно проведенная сверка расчетов с Росприроднадзором.

После проведенной проверки Росприроднадзор принимает решение о возврате переплаты. Правда, если вы плательщик авансовых платежей, то в первую очередь переплата будет зачтена по ним, а уже потом вернут остаток. При этом можно получить отказ в возмещении переплаты. В письме чиновники ссылаются на ч. 4 ст. 1109 ГК РФ «‘Необоснованное обогащение» — в этом случае компании придется доказывать право на возврат и получение переплаты в суде.

Заявление о проведении совместной сверки расчетов сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду

Основная причина, по которой возникает переплата, — это авансовые платежи. Сейчас в законе нет возможности выбора метода их расчета и корректировки, поэтому у компаний часто возникает значительная переплата.

Законопроект об изменении статьи 16.4 Федерального закона № 7-ФЗ находится сейчас на рассмотрении. Предполагается, что он вступит в силу с 2018 года. Поправки позволят минимизировать переплату.

Российское экологическое законодательство стремительно изменяется. Несколько лет назад существовала норма, обязывающая владельцев предприятий и учреждений выплачивать твердую денежную сумму за загрязнение окружающей среды. Однако такой подход способствовал тому, что не каждого собственника можно было обязать компенсировать вред, причиненный предпринимательской деятельностью.
На данный момент существует плата за НВОС, которая регламентирована Федеральным законом от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Этот НПА содержит в себе виды воздействий на
экологию, за которые должны осуществляться выплаты в бюджет соответствующего уровня.

Кто обязан платить данный сбор?

Вышеуказанный нормативный акт определяет следующих субъектов, обязанных выплачивать твердую денежную сумму: физические и юридические лица, собственники предприятий, учреждений и организаций, которые в силу своей предпринимательской деятельности оказывают воздействие на природопользование.

Сроки уплаты сбора

Регламентация данной деятельности осуществляется компетентным органом государственной власти в лице Ростехнадзора. Особая роль отведена также Росприродназдору, а также Министерству природных ресурсов. Данная служба уполномочена издавать приказы по предмету своего ведения. В частности существует Приказ от 08 июня 2006 года №557, в котором устанавливаются сроки уплаты сбора. Временные рамки установлены, исходя из необходимости уплаты твердой денежной суммы раз в квартал. Таким образом, владельцы источников негативного воздействия на природную среду должны до 20 числа месяца, который следует за отчетным периодом, (кварталом) уплатить экологические платежи в полном объеме.

Экологическая отчетность: особенности составления

Расчет платежей должен осуществляться предприятием самостоятельно. Это обусловлено тем, что характер воздействия на природу у экономических субъектов различен. Экоплатежу предшествует составление отчетности, форма которой установлена Ростехнадзором. Экологическая отчетность включает в себя 4 раздела, а также титульный и расчетный лист.
При определении размера экологических платежей за негативное воздействие учитываются только те факторы, которыми собственник предприятия наносит вред окружающей среде. Проще говоря, первый раздел экологической отчетности включает в себя типы и размеры выбросов в атмосферный воздух, которые были реализованы стационарными источниками загрязнения. Если таковых у предприятия нет, данный раздел не заполняется и не включает в расчет.

Порядок составления и подачи экологической отчетности

Компетентный орган, который администрирует все доходы и направляет их в бюджет соответствующего уровня – Росприродназдор. Экологические платежи направляются в территориальные органы данного органа в конкретном субъекте.
После составления расчета данный документ прошивается, его страницы нумеруются и скрепляются печатью предприятия. Далее экологическая отчетность направляется в органы Росприроднадзора.

Возможные санкции

Если собственник источника воздействия на экологию не предоставил расчет нанесенного ущерба, а также не направил экологическую отчетность в компетентный орган, существует возможность применения к нему штрафных санкций. Их размер варьируется от 3000 до 6000 рублей для должностных лиц или от 50000 до 10000 рублей для юридических лиц, нарушивших сроки предоставления расчета.

Если вам необходимо произвести расчет платы за негативное воздействие, обращайтесь в Институт экологии.

Сотрудники Института экологии профессионально выполнят весь комплекс работ в короткие сроки!