Такая пошлость: как китч стал явлением массовой культуры. Китч: модный эпатаж Что такое китч в одежде

Для кого-то одежда – это возможность продемонстрировать свое благосостояние, наличие вкуса и чувство меры или приверженность какому-то модному стилю. А для кого-то – способ самовыражения, возможность выделиться, быть не таким, как все. И вовсе не обязательно тратить на это много денег, или пробегать километры в поисках уникальной вещи. Чтобы привлечь внимание окружающих, достаточно, например, надеть ядовито-желтые колготки, короткую кружевную юбочку фиолетового цвета, на нос нацепить огромные черные очки в розовой оправе.

Кто-то поморщится и скажет: «Какая безвкусица! Китч!» А кто-то воскликнет: «Вау! Как стильно!» Яркость, сочетание несочетаемого, шокирующее нагромождение деталей из разных стилей, намеренный эпатаж – это и есть китч.

История становления стиля китч

Слово это в переводе с немецкого означает безвкусицу, дешевку. Сам термин «китч» первоначально имел отношение, преимущественно, к предметам искусства, в первую очередь, декоративно-прикладного. Как предполагают, появилось это словечко еще в 60-х годах XIX века на художественных базарах Мюнхена, где наряду с произведениями искусства продавалось много дешевых подделок и изделий, отвечающих нетребовательному вкусу обывателей.

Позднее китчем стали называть любые слишком яркие, бросающиеся в глаза, но безвкусные вещи низкого качества. И ценители произведений искусства и высокой моды относились к проявлениям китча пренебрежительно, считая его тем, чем он и был изначально – безвкусицей.

Однако в 80-х годах XX века ситуация изменилась и началось становление целого направления в моде, которое стали называть словом «китч». Законодателями этого стиля становятся неординарные молодые люди, склонные к эпатажу, с помощью которого они выражают протест против общепринятых норм и установленного дресс-кода.

Сочные и «кислотные» цвета, блестки и налет гламура, густо подведенные глаза и яркие губы сразу сделали этот стиль заметным явлением в моде. Именно яркость и неординарность привлекли к китчу внимание звезд эстрады и экрана. И китч вышел из дворов и молодежных тусовок на эстраду и подиумы. Среди наиболее известных последователей этого стиля можно назвать Леди Гагу, Андрея Бертнева, Жанну Агузарову, Эми Уайнхаус, Мадонну.

Особенности стиля

Что же характерно для стиля китч?

  • Эпатажность. Одежда – сочетание предметов, аксессуаров или сочетание цветов – должна не просто привлекать внимание, а поражать и шокировать.
  • Сентиментальность. «Сладкие» или кислотные, чрезмерно яркие цвета, обилие «детских» украшений и деталей: бантики, заколки с цветочками, темные очки, напоминающие фасеточные глаза стрекозы, или в виде сердечек, бесформенные сумки с рюшами и цветами, разноцветные пластмассовые браслеты и т.д.
  • Мнимая роскошь, обилие металла «под золото», искусственные камни-стекляшки, мишура и блестки. И связанная с этим вульгарность и напыщенность.
  • Подделка, имитация известных брендов, намеренно фальшивые драгоценности. Подделка не скрывается, она – неотъемлемая часть стиля.
  • Чрезмерность, изобилие во всем. Слишком яркие ткани, слишком много украшений, чрезмерно пафосный стиль и т.д.

Казалось бы, китч – это стиль обывателя, желающего пустить пыль в глаз, стиль ширпотреба, притворяющего настоящие ценности и произведения искусства. Он таким и был в первые годы и даже десятилетия своего появления. Но уже в 60-70-е годы стиль кич начинает завоевывать свое место в гардеробе звезд эстрады, топ-моделей и других «публичных» людей. Более того, он привлек внимание и прославленных модельеров, например, знаменитого Джона Гальяно.

Конечно, одежда из коллекций в стиле китч мало пригодна для повседневной жизни. Но ценность этого стиля, в первую очередь, в том, что он позволяет любому человеку, стремящемуся выделиться из толпы, продемонстрировать творческий подход к формированию своего неповторимого, уникального образа.

Китч — так называют всё самое яркое, блестящее, кричащее, навязчивое и нарочито вульгарное. Китч (от нем. kitsch — "халтура", "дешёвка") вошёл в нашу жизнь не вчера и не позавчера. Во все времена были горе-художники, которые бойко торговали незатейливыми осенними пейзажами или сценками из жизни беззаботных пастушек и пышнотелых купальщиц, на задворках оперных театров пели и плясали скоморохи, бессовестные графоманы усердно снабжали читающую публику опусами под названиями "Кошмарная смерть" и "Роковая любовь".

Истинные ценители прекрасного ко всяким низкопробным поделкам относились пренебрежительно. Искусство для аристократов и развлечения для плебеев существовали порознь, почти не пересекаясь — разве что в России баре обожали приглашать к себе на именины цыганские ансамбли. Ситуация кардинально изменилась лишь в ХХ веке — в развитых странах установились демократические порядки, исчезло сословное неравенство, множился и процветал средний класс.

Поколение, выросшее уже после Второй мировой войны, оказалось гордым, дерзким, бесстрашным, нигилистским и эгоистичным. Ужасов войны оно не помнило, родители холили и лелеяли своих чад, ни в чём им не отказывали. Неблагодарные детишки жаждали хлеба и зрелищ и при этом открыто презирали своих отцов — якобы за их конформизм, ханжество и ретроградство.

После того как Сальвадор Дали подрисовал Джоконде свои фирменные усы-завитушки, а Энди Уорхол представил цикл натюрмортов с консервными банками и фотопортреты Мэрилин Монро, раскрашенные всеми цветами радуги, китч стал полноправным жанром искусства — и одновременно его могильщиком. Появились понятия масскульта и поп-арта. Началась эпоха потребления и агрессивной рекламы, эпоха, в которой искусство окончательно и бесповоротно было поставлено на коммерческий поток, а любые авторские изыскания непримиримых гениев в самые кратчайшие сроки становились модным ширпотребом. Многие талантливые деятели культуры стали упрощать и подгонять свои произведения под вкус толпы — не только и не столько ради наживы, а чтобы просто расширить аудиторию.

Отрицание приличий и условностей, сочетаемость несочетаемого — вот основные принципы китча. Как самостоятельный стиль, китч быстро проник во все сферы культуры и искусства — в живопись (Одд Нердрум, Владимир Третчиков), дизайн (тот же Уорхол), литературу (Жорж Сименон, Франсуаза Саган), поэзию (Е. Евтушенко), музыку ("Иисус Христос — Суперзвезда" Э.-Л. Веббера), кинематограф ("Барбарелла" Роже Вадима). Кто-то вёл более тонкую игру — с помощью обманчиво грубых форм обличал и высмеивал бульварщину и безвкусицу (писатель Умберто Эко, кинорежиссёр Ежи Гофман). Мол, китч китчем вышибают. Китчевая эстетика 60-х остроумно обыграна и в недавней кинотрилогии об Остине Пауэрсе.

Отдельная песня — китч и фэшн-индустрия.

На рубеже 60-х и 70-х в мире стремительно набирало обороты движение хиппи. "Дети солнца" ратовали за смычку с природой и окрашивали свою одежду с помощью естественных, экологически чистых красителей, позаимствованных у латиноамериканских индейцев и жителей Китая, Индии и Юго-Восточной Азии. В результате их одеяния запестрили яркими, "кислотными" оттенками, сливающимися в причудливые узоры.

Имидж хиппи охотно примерили на себя и их заклятые антагонисты — яппи. Наиболее отчётливо китч проявился в мужской моде, обычно неброской и консервативной. Мужчины щеголяли в брюках клёш и цветастых рубашечках с кружевными манжетами, зачем-то загибали воротники сорочек поверх пиджаков и даже позволяли себе носить строгие деловые костюмы вместе с кроссовками.

Впитав в себя хулиганствующий, провокационный и напрочь лишённый гендерных различий панк, китч плавно перетёк в 80-е — годы повальной феминизации мужчин, когда представители сильного пола стали не только носить девчачьи слаксы-бананы с огромными карманами и повязывать галстуки кроваво-красного цвета, но и начёсывать волосы и даже накладывать макияж.

Тогда же, в 80-е, расцвёл и женский китч. Рейтузы-лосины лимонного, салатового, лазоревого и малинового цветов под проклёпанными мини-юбками, карнавальные блёстки на губах и щеках, густо подведённые глаза и золотые крестики в ушах... Нынешний великосветский гламур с его дурацкими стразами и однообразными розовыми кофточками — просто блёклая унылость по сравнению с разудалой народной модой двадцати- и тридцатилетней давности.

В России по давней традиции чаще употреблялось слово "лубок" или "мещанские безделушки". Аляповатые матрёшки с отсутствующими выражениями лиц, копеечные "палехские" шкатулки и кондовая "гжель", деревянные медведи, обнимающие бутылку водки, — вся эта дребедень до сих пор пользуется неизменным успехом у иностранных туристов. Так же, как у россиян — западные садовые гномики, фоторамки а-ля рококо или гипсовые фигурки писающих мальчиков и молящихся ангелочков.

Был у нас и свой уникальный китч — сугубо для внутреннего пользования. В конце 50-х на улицу высыпали легендарные стиляги. В 60-х попугайские стиляжьи "прикиды" сменились суровыми хемингуэевскими свитерами с воротом до подбородка, зато воцарился культ кукурузы — о ней слагали песни, снимали фильмы, её даже вешали на ёлку в виде новогодней игрушки. А ещё на самые разнообразные предметы — от точилок и будильников до пылесосов и магнитофонов — наносили изображения космических ракет и небесных тел (прежде всего Сатурна, он с колечком, прикольный).

В 70-х по электричкам слонялись подозрительные типы, все как один глухонемые (ой ли?) и предлагали самопальные календарики с портретами Высоцкого, Мирей Матье и товарища Сталина — странноватая компания, но китч всегда хаотичен и парадоксален. А у дворовых шалопаев высшим шиком считалось прилепить на мопед или на гитару переводную картинку с какой-нибудь неизвестной гэдээровской фройляйн, не слишком симпатичной и вполне одетой, но, как считалось, "страшно сексуальной".

В 80-е младшие братья тех самых шалопаев облачились в собственноручно сваренные и безжалостно изорванные джинсы, футболки с черепушками и куртки-косухи. В 90-х они нацепили перстни-гайки и малиновые пиджаки, в нулевых запрыгнули в "Бентли" и "Майбахи" и укатили "учиться" в Англию или "поправлять здоровье" в Куршевель — на зависть простым смертным, мечтающим хоть мизинцем прикоснуться к миру богатых и знаменитых и урвать пусть маленький и пустяшный, но всё же атрибутик земного рая.

В XXI веке китч никуда не пропал, не стал лишь милой винтажной забавой. В литературе неприятное словцо заменили красивым и загадочно-бессмысленным термином "постмодернизм", и не каждый читатель догадывается, что "гламурная" Лена Ленина и "антигламурный" Сергей Минаев, "примитивная" Дарья Донцова и "интеллектуальный" Борис Акунин, "таинственный" Дэн Браун и "сумеречная" Стефани Майер — одного поля ягоды. Фильмы Квентина Тарантино, особенно "Криминальное чтиво" — чистой воды китч. Эпатажные перформансы "Человека-собаки" Олега Кулика и фрика Андрея Бартенева — самый что ни есть махровый китч, скрывающийся под личиной авангарда. Эстрадная певица Леди ГаГа — главная икона современного китча. Отрадно, когда поставщики китча к своему творчеству относятся с изрядной долей самоиронии — пожалуй, в этом кроется главное отличие китча от претендующей на серьёзность попсы.

Как бы ни ругали китч высоколобые эстеты, сколько бы ни рассуждали они о падении нравов и оболванивании масс — без буйства красок, без фальшивой, но общедоступной роскоши, без ощущения причастности к чему-то великому и шедевральному, без сладостных грёз о весёлом и безмятежном будущем наша жизнь, наверное, была бы пресной и скучной.

Комментировать статью "Китч! Китч! Китч!"

Музыка "В мире животных". Китч! Китч!

Уют, безопасность и комфортное освещение – три кита приятной атмосферы в доме. Легко и быстро добиться гармонии можно при помощи решений от компании Somfy (лидера в области автоматизации жилых, коммерческих и промышленных объектов) – продуктовых групп для моторизации домашних устройств солнцезащиты. Автоматизируйте жалюзи, классические, рулонные, плиссе и римские шторы и управляйте естественным светом для создания желаемой обстановки. Система домашней автоматизации штор и горизонтальных...

5 апреля в рамках международной строительной выставки MosBuild в столичном шоу-руме Design & Decoration Center состоялась встреча дизайнеров и архитекторов с французским мастером интерьеров Алин Эрбе. Она поделилась опытом создания неповторимых проектов, рассказала в чём черпает вдохновения для создания тёплой домашней обстановки и сделала акцент на удобных системах автоматизации освещения, вносящих парижский лоск и удобство в каждый интерьер. Организатором события выступила компания Somfy...

Нет, это убогий китч. ясно. ну это как с анекдотом "пива нет", как прочесть.... просто вы убогого китча давно не видели:) 01.02.2017 20:16:45, Лиора.

Есть люди, которые любят строго следовать определенным правилам. Они во всем придерживаются порядка. А есть такие, которые его терпеть не могут. Это представители разных характеров и разного мировосприятия. В моде как и во всем остальном существуют свои каноны, свои правильные решения и стилистические направления. Но что же делать тем, кто не желает этому следовать? К счастью они не остались за бортом корабля по имени «Мода», а присоединились к нему в составе команды под названием «эклектика». , относящийся к , появился относительно недавно. Он молод, но уже приобрел своих почитателей и любопытных наблюдателей.

Если заглянуть в историю, то его истоки появились еще во второй половине 19-го века. После падения империи Наполеона I , в Европе распространились новые эстетические вкусы австро-немецкого бюргерства, получившие название стиля бидермайер . На вернисажах продавались различные художественные предметы этого направления. Они только внешне походили на произведения искусства, а на самом деле обладали низким качеством и соответственно низкой ценой. У нас в простонародье это называется «мещанством».

Для людей, которые хотели произвести впечатление в обществе, но не хотели при этом тратить много денег этот стиль пришелся кстати. Дорогие материалы подменялись более дешевыми. Показная вычурность, лоск и внимание к экстравагантным деталям ставилась на первое место. Китч как стилевое направление отражает не только формирование предметов окружающей среды, но и формирование костюма личности.

Эта продукция нашла своих потребителей и стала достаточно востребованной. Товары известных брендов стали подменяться на более дешевые, качество которых оставляло желать лучшего. В наши дни это достигло уже невероятных масштабов, а известные бренды устали бороться с подделками. Количество фейков на мировом рынке превышает количество оригинальных товаров. Но так как по законам рынка спрос рождает предложение, то избавиться от этого явления невозможно.

При создании образа в стиле китч основным принципом является откровенная безвкусица, показная яркость, абсолютная несочетаемость всех предметов костюма и цветов. Одним из сородичей этого стиля является . Но в отличии от него китч сочетает не только предметы по принципу «дорого-дешево» или «дешево-богато», но и по принципу создания образа, выходящего за рамки общепринятых .

Это в первую очередь эпатаж, преднамеренное произведение впечатление на публику. При чем это не обязательно должны быть современные вещи. Очень часто темой китча становится псевдоисторическая одежда (как в случае Вивьен Вествуд , реанимировавшая турнюры в своих коллекциях) либо совершенно неожиданные костюмы. Нагромождение предметов и аксессуаров из разных эпох и направлений. Все это имеет место быть и в наши дни. Но современная мода это прежде всего бизнес, поэтому многие дизайнеры взяли этот стиль на вооружение и принялись творить в самом прямом смысле этого слова невероятно-странную одежду. Которая, кстати сказать, в их исполнении стоит совсем недешево.

На протяжении последних десятилетий возникло много стилей, которые шли в разрез с общепринятыми нормами и правилами. В первую очередь это относится к стилям, олицетворяющим , таким как: хиппи, панки, рокеры, металлисты… Одни громоздили себе разноцветные ирокезы на голове, другие обвешивались цепями и булавками… Все это было способом самовыражения и привлечения внимания по средством странного внешнего вида. Так что мода уличных субкультур и китч понятия неразрывные.

Некоторые именитые дизайнеры достигли определенного успеха. Всю эту безвкусицу и каламбур они создают профессионально, со знанием дела). Многие это воспринимают как полные бред и конечно никогда такое не наденут, но люди творческих профессий, а тем более звезды шоу-бизнеса это очень любят. Эпатаж-это их стихия, а для многих и образ жизни, поэтому именно они в большинстве случаев являются поклонниками китча.

Надо отметить, что и сами дизайнеры не такие уж «серые мышки». Вивьен Вествуд, Джон Гальяно, Жан Поль Готье, Тьерри Мюглер , ушедший от нас Александр Маккуин . Все они авторы радикальной моды, искусство которых всегда вызывало много скандалов и скорее похоже на некий перформанс, чем на просто демонстрацию моделей. Например, Вивьен Вествуд , стоявшая у истоков стиля панк (одного из направления антимоды) стала творить в более гламурном ключе, но образы по прежнему шокируют своим внешним видом.

Когда Вивьен спросили, до каких пор она планирует показываться на лондонской неделе моды, она ответила: «До тех пор, пока существует конформизм, и до тех пор, пока люди во всем мире не научатся одеваться в соответствии со своей личностью и настроением, а не требованиями общественного вкуса».

Джон Гальяно, великолепный творец, каких мало на модном небосклоне. Он всегда умело сочетает эпатаж и гламур, нарочитую яркость образов и настоящий профессионализм в создании костюма.

Одними из самых ярких представителей современного китча стали Мадонна, Леди Гага, Андрей Бартенев, Жанна Агузарова . Одни вносят в это какой-то смысл и пытаются объяснить свой странный вид, другие так вжились в образ, что наверное уже не могут существовать по другому. Леди Гага даже не побрезговала облачиться в костюм из сырого мяса, при этом прокомментировав это странный поступок. А или искусственно напоминающая их? еще одно проявление китча.

Как бы не казалось это странным, но многие из этих вещей прекрасно продуманы и гармоничны в своей парадоксальной форме. Глядя на них становится понятно, насколько все мы разные. Отказ от стереотипов, разрыв шаблонов и полная свобода действий без оглядки на мнение окружающих. Конечно это не касается тех случаев, когда люди, одевшиеся несуразно, неуместно и откровенно пошло бродят по присутственным местам, шокируя окружающих. Ведь даже китч может быть «удобоваримым», если он выполнен мастерски.

С одной стороны отсутствие «табу» нас может только радовать, а с другой немного огорчает тот факт, что порой безвкусица вводится в культ и выпячивается подобно ярко раскрашенному мухомору, внутри которого собственно говоря ничего полезного и интересного то и нет(. Но главное, что у всех есть свобода выбора рядиться в то, что нравится, сообразно вкусу, личным представлениям и желаниям адекватного самовыражения.

А как Вы относитесь к этому дерзкому стилю?

Оставляйте свои комментарии! Всем оригинальности и чувства меры!

Делитесь информацией с друзьями и подписывайтесь на новости,чтобы узнавать еще больше интересного!

Узнайте еще больше интересного:

Все старое и обычное когда-нибудь надоедает. В каждом человеке порой просыпается бунтарь, желающий изменить что-нибудь вокуруг. Именно в такие моменты и рождается китч. Что это такое? Существует два мнения: это массовая культура, основное внимание в которой уделяется экстравагантности внешнего облика; или дешевка, безвкусная массовая продукция, рассчитанная на внешний эффект.

Люди жившие в советские времена о "китчевых" вещах знают не по наслышке. Бижутерия из фальшивых жемчужин и рубинов, мельхиоровые изделия под "дорогое серебро", "дизайнерская" мебель поставленная на промышленное производство - были в каждом доме. Дефицит придавал обычным вещам особый "статус", очень далекий от того, который они имеют сегодня.

Со временем значение несколько изменилось – китч стал обозначать вещь, сделанную наскоро. В настоящее же время китч больше напоминает производное слово от русского «кичиться» - выставлять на показ, хвастаться, хвалиться. К этому добавляется еще и синоним «оригинальничать».




Он очень перспективный, так как оставляет широкий простор для творчества. Еще и очень динамичный стиль. Динамичный в своем изменении. То, что вчера было китчем, сегодня уже может считаться классикой. Например, женские брюки очень долго считались легкомысленными и вульгарными. Теперь гардероб женщины немыслим без этой части гардероба.

Подражание приводит к безвкусице, безвкусица исправляется и превращается в стиль, стиль развивается и становится классикой…

Практически всегда существует идеал, к которому хочется стремиться. Но чтобы его воплотить, нужно потратить немало сил и средств, а также обладать определенными талантами. Яркий пример - знаменитый британский дизайнер китч-одежды – Джон Гальяно.



Китч в одежде одна из ярких тенденций последних лет, граничащая с экзотикой. Это направление, характеризующееся стремлением шокировать, выделиться из всех, нарушить существующие правила пропорций.

Кроссовки Nike




Часто основной идеей китча является насмешка над историей, художественными традициями, вкусами, стилями.

Китч-мебель.

Китч в архитектуре - это своего рода нигилизм, отрицающий все ее предыдущие достижения.

Понятие "китч-интерьер" появилось относительно недавно и означает оно новомодную категорию интерьеров. Зарождение и природа китча связаны с повторением и переосмыслением уже сложившихся классических образцов. Но в процессе повтора происходит некий перебор: другой масштаб, материал и т д.

Человеческое желание выделиться иногда принимает крайние формы. А когда оно еще подкреплено солидной материальной базой, то степень крайности может подняться до заоблачных высот. Вот так и появляются в северных широтах России дворцы в персидском стиле, набитые китайскими вазами различных эпох. С другой стороны это толчек к чему-то новому, яркому, создание вещей-противопоставлений, предметов-ироний.

Так что же значит китч: искусство низкого качества или новое стилистическое направление?