Школьная парта: размеры, виды и правила выбора. Правильная школьная мебель

Когда ребенок идет в школу, у родителей возникает вопрос обустройства рабочего места. Многие покупают стол "на вырост", чтобы больше не надо было покупать новую мебель. Но специальная - более предпочтительный вариант, чем обычный письменный стол.

Во-первых, письменный стол предназначен для взрослых, которые уже в состоянии держать правильную осанку. Ребенок же только учится это делать, его позвоночник еще формируется. Парта для школьника должен быть сделан с учетом анатомических особенностей детей этого возраста, чтобы помочь формированию правильной осанки.

Во-вторых, дети быстро растут, и высота стола, как правило, не регулируется. Стандартные стулья имеют высоту 45 сантиметров, стандартные рабочие столы – 76 сантиметров. Ребёнку за ними будет попросту неудобно: ноги до пола не достают, столешница на уровне плеча… Мало того, что толком учиться не получится – постоянно придётся отвлекаться из-за дискомфорта – ещё и риск развития многих заболеваний серьёзно увеличивается. Речь идёт о сколиозе (искривлении позвоночника), остеохондрозе и близорукости. В хороших школьных партах высота регулируется, поэтому парта будет «расти» вместе с ним.

Важно правильно отрегулировать высоту стула и стола, поскольку ноги карапуза должны стоять на полу плотно и устойчиво, колени под столом должны обязательно образовывать один прямой угол, а бедра и туловище - второй.

По утверждению профессионалов высоту мебели для школьника следует регулировать два раза в год. На каждые новые 15 см роста ученика высота парты должна быть выше на 6 см, а стульчика на 4 см.

В-третьих, парты имеют модули для хранения самых нужных предметов. Их можно легко вписать в любой интерьер, сэкономив драгоценные метры.

При этом подобные парты гарантированно соответствуют и всем остальным требованиям, которые применяются к детским столам:

  • Размеры крышки. Для того, чтоб малыш правильно сидел за столом, он должен иметь возможность положить оба локтя на край парты, но так, чтобы не возникло желания наклонить корпус вперед, ведь тогда спина будет в неправильном положении. Столешница рабочего стола ребёнка должна иметь размеры не меньше, чем 60х60 сантиметров, иначе на ней просто не хватит места для всех учебных принадлежностей.
  • Тумбы и ящики. Они должны быть, чтобы ребёнку не приходилось за каждой ручкой или набором карандашей бегать к стеллажу. При этом идеальный ящик не может быть слишком глубоким, в противном случае искать в нём какую-то мелочёвку будет очень затруднительно.
  • Соответствие высоты стола и стула. Стул должен идеально подходить к парте по высоте, иначе все преимущества современного стола будут сведены на нет. Растущий стул настраивается так же, как парта, им удобно пользоваться.
  • Наличие надстроек. По мере роста ребёнка ему будет требоваться всё больше места для уроков. Растущая детская мебель дополнительно оборудуется боковыми и задними приставками – Вы можете увеличить полезную площадь стола в 2.5-3 раза!

Кроме того, парта для школьника должна обладать не только регулировкой высоты, но и углом наклона столешницы. В начальных классах для письма, чтения и рисования советуют использовать столешницу с наклоном. Медики утверждают, что оптимальный угол наклона столешницы при занятиях письмом должен составлять 15 градусов, чтением – 30 градусов, при рисовании – 0-5 градусов. Требования к механизму регулировки наклона те же, что к механизму регулировки высоты. необходима только ученикам начальной школы, тогда как старшеклассники должны заниматься за столом с ровной поверхностью.

В общем, все элементы парты должны быть безопасными для ребенка. Выберите прочный и надежный письменный стол. На нем не должно быть выступающих элементов, за которые можно зацепиться. Парта для школьника должна быть устойчивой, чтобы не шататься и не скользить по полу. Желательно, чтобы ее углы были закруглены.

Если у вас небольшая квартира, стоит обратить внимание на размер парты. Парта для школьника может быть большой и достаточно , поэтому ясно, что, чем комната меньше, тем более компактной должна быть парта (но не в ущерб удобству ребенка). Для совсем маленьких комнат в продаже имеются угловые парты.

Кроме того, важен материал, из которого сделана парта. Он должен быть экологически безопасным, не выделять формальдегид и другие опасные вещества. Необходимо спросить подтверждающий безопасность сертификат. Конечно, идеальный вариант - это школьная парта из массива дерева, но такие школьные столы дороже. Столешницу необходимо выбирать матовую, так как глянцевые поверхности бликуют и способствуют быстрому утомлению глаз. Лучше всего выбирать нейтральные цвета столешницы (пастельные или оттенки натурального дерева) с возможностью легкой очистки.

Аксессуары могут дать дополнительные «бонусы», которые помогут сделать окончательный выбор при прочих равных условиях. Скажем, некоторые школьные парты могут приспосабливаться к различным видам напольных покрытий (твердых и мягких). Крючок для подвешивания ранца, пенала, линейки, подставка для книг, отсек для письменных принадлежностей - не обязательные, но очень полезные дополнения. может быть поделена на две части. Стационарную, на которой располагается монитор или лампа, и подвижную, угол наклона которой может достигать 20 градусов. На передней части парты могут быть закреплены алюминиевые линейки, служащие для измерения во время занятия, а также препятствующие скатыванию предметов по наклонной плоскости.

Даже возможность выбрать один из нескольких цветов может склонить чашу весов в сторону конкретной модели. Но цвет парты не должен быть слишком ярким - это будет отвлекать внимание ребенка.

Еще один вариант современной растущей парты для школьника, которая учитывает физиологические потребности ребенка, а также отвечает всем экологическим нормам, - . Именно они первыми поставили растущую парту на два колеса, делая её более мобильной. Другим оригинальным решением стали маленькие подвесные ящички на высокой задней приставке к парте. Словно вынутые из бабушкиного секретера эпохи начала 20-го века, они способны были вместить в себя тысячи мелочей.

Парты средней ценовой категории предлагает компания - компания, расположенная в Тайвани, с главным офисом в США. Благодаря применению современных технологий, экологичности и доступной цене, эта компания вот уже 30 лет с успехом производит детскую эргономичную ортопедическую мебель, письменные и компьютерные столы. - это новый брэнд этой фирмы.

Экономичный вариант растущей парты . Все родители стремятся дать своим детям самое лучшее, но иногда возможностей хватает не на все. Сегодня на российском рынке можно найти много достойных аналогов дорогим растущим партам для школьника. Самая популярная недорогая модель – это . При сравнительно небольшой цене Астек-Элара почти не уступает более дорогим моделям. В каждой парте есть выдвижной ящик для ручек и карандашей. Высота регулируется с помощью того же ростомера на ножках. Небольшой минус, в том, что очень мало места для хранения. Придется докупать модули на стену или тумбу под парту. Угол столешницы тоже регулируется (не во всех моделях), но положений меньше. Чтобы установить нужный наклон, необходимо открутить и закрутить пару винтиков.

Подбираем правильный стул для школьника

При покупке в салонах "ДИН-детские интерьеры" одновременно со - для Вас доставка по г. Москве бесплатна; при покупке только стола - дарим прозрачную накладку на стол.

Основным оборудованием класса является парта. Неправильно устроенная или не соответствующая росту парта может быть причиной ухудшения зрения, искривления позвоночника.

Наиболее распространена парта Эрисмана. Парты могут быть одноместными и двухместными, деревянными или на металлической основе (рис. 27).

Рис. 27. Основные элементы парты и их размеры:
А - горизонтальная доска крышки парты; Б, В - наклонная доска; Б - неподвижная часть; В - поднимающаяся часть; Г - спинка скамьи; Е -боковые стойки; Ж - полозья-бруски; ЦТ - центр тяжести; ТО - точка опоры.

Высота сиденья скамьи должна соответствовать величине длины голени от подколенной ямки до подошвы плюс 2 см на толщину каблука. При правильной посадке нога в коленном суставе должна быть согнута под прямым углом.

Глубина сиденья должна быть такова, чтобы большая часть бедра (2/3-3/4) опиралась на сиденье. Спинка парты делается из одного или двух брусков, лучше из двух, что обеспечивает пояснично-крестцовую и подлопаточную опору.

Дифференция - расстояние по вертикали от края стола до плоскости сиденья - должна быть равна расстоянию от локтя (при опущенной и согнутой в локтевом суставе руки) до сиденья плюс 2 см. В норме это 1/7- 1/8 часть роста.

Дистанция скамьи - расстояния по горизонтали между задним краем стола парты и передним краем сиденья - отражает соотношение между краем стола и краем скамьи. Различают положительную, нулевую, отрицательную дистанцию. Дистанция скамьи должна быть отрицательной, т. е. край скамьи должен заходить под край стола на 3-4 см (рис. 28).


Рис. 28. Дистанция сиденья парты:
А - отрицательная; Б - нулевая; В - положительна

Оптимальная длина стола для различных номеров парт колеблется от 120 до 140 см. Крышка стола парты должна иметь наклон 15°. При таком наклоне ось зрения перпендикулярна плоскости книги, что создает при меньшем напряжении органа зрения хорошую видимость.

В настоящее время разработаны и разрабатываются новые модели парт (легкие, светлой окраски).

Путем сравнения величины отдельных частей стола и стула с соответствующими размерами тела учащегося устанавливают, соответствует ли стол и стул сидящему за ним.

Парта или стол и стул каждого номера служит для определенной ростовой группы. Ученические столы и стулья изготавливаются пяти групп:
А для учащихся, имеющих рост до 130 см;
Б » » » » от 131 до 145 см;
В » » » » » 146 » 160 »;
Г » » » » » 161 » 175 »;
Д » » » » более 176 см.

Каждая парта или ученический стол со стулом должны иметь маркировку: на внешней боковой поверхности парты или стола делают рельефную маркировку с обозначением номера стола в числителе и поста учащихся в знаменателе. Например, Г/161-175.

Кроме того, на обеих внешних боковых сторонах ученического стола должна быть нанесена дополнительная цветовая маркировка в виде круга диаметром 25 мм или горизонтальной полосы (кольца) шириной 20 мм.

На ученических стульях рельефная маркировка наносится на задней поверхности спинки, а цветовая - на ножках с обеих сторон стула.

Для ученических столов и стульев установлена следующая цветовая маркировка:
для группы А - желтая » Б - красная
» В - голубая
» Г - зеленая
» Д - белая
Согласно новому ГОСТ на школьную мебель, ученические столы и стулья изготовляют двух типов: I тип - с постоянными параметрами и II - с регулируемыми параметрами, причем ученические столы могут быть одно-и двухместными. Рабочая поверхность столов должна быть отделана прозрачными лаками или эмульсиями и другими материалами, отвечающими гигиеническим требованиям, иметь светлую окраску, ровный тон и цвет, допускать мытье теплой водой (60°) с применением моющих средств.

Классные доски длиной 3-3,5 м и шириной 1,2 м располагаются обычно посередине передней стенки класса.

Нижний край доски должен немного возвышаться над партами.

В начальной школе доску укрепляют на уровне 80-85 см от пола, а в средних и старших классах - 90- 95 см. По нижнему краю доски делают лоток для предупреждения загрязнения пола меловой пылью. По верхнему краю доски прикрепляют крючки для развешивания таблиц. Над досками должно быть добавочное местное освещение.

Поверхность доски должна быть ровной, гладкой, матовой. Для покрытия классных досок используют линолеум, пластмассу, резину. Цвет доски для кабинетов черчения рекомендуется черный, а в остальных случаях - темно-зеленый, коричневый.

Правильный стол и стул для домашних занятий

Правильная позиция при сидении для ребенка – условие выработки осанки, сохранения здоровья. Учеба, особенно в начальной школе, является нагрузкой, стрессом для организма. Поэтому необходимо создать комфортные условия для обучения. Как подобрать мебель для ребенка правильно?

Великолепный эргономичный письменный стол Direct 1200 M, в комплекте с которым идут надставки для компьютера

Письменный стол для школьника COMSTEP-01/BB – это простота дизайна и удобное положение ребенка


Стол-трансформер можно использовать очень долго, он позволяет регулировать высоту ножек, а также наклон столешницы

Правильная осанка

Детский ортопедический стол Conductor-03/Milk&B, позволяющий регулировать высоту стола и угол наклона столешницы

Приняты и правила расположения ребенка.


Детский письменный стол–трансформер moll Champion – прекрасный стол для маленького школьника

Ширина и глубина

Подбираем высоту детского стола и стула по росту

Однако значение имеет не только высота стола. Важны ширина стола и глубина рабочей поверхности стула. Столешница должна быть такой ширины, чтобы после размещения необходимых принадлежностей предплечьям ребенка оставалось не менее 10 см пространства.

Правильное рабочее место для школьника, позволяющее сохранить хорошую осанку и зрение ребенка

Глубина должна быть такой, чтобы при касании спины ребенка к спинке стула его ноги не касались сидения. На практике это не менее 0,3 метра. А оптимальной шириной стула считается величина, равная 2/3 поверхности бедра.

Растущая парта ДЭМИ подходит для школьников младших классов и для старшеклассников

Для письма и рисования нельзя отклоняться вперед более чем на 15°. Нельзя, чтобы сидящий касался грудью поверхности стола - это 100-процентное свидетельство того, что высота подобрана неправильно.

Правильное и неправильное положение при сидении ребенка за рабочим местом

Для разных видов деятельности столешницу нужно наклонять под определенным углом

Покупка на вырост

Детский стол Mealux BD-205 с подъемником Stabilus, с помощью которого можно легко регулировать высоту столешницы

Далеко не каждая семья может позволить себе часто совершать покупки — дети растут быстро. Многие приобретают детскую мебель на 5-6 лет учебы. Как правильно разместить сидящего в этом случае?

Деревянные регулируемые стол и стул

Выход из положения – покупка соответствующего стула.

Парты для школьников с регулируемыми стульями

Удобный стул, высота которых корректируется по мере роста ребенка

Чтобы ноги ребенка имели нормальную опору, приобретается или изготавливается самостоятельно специальная подставка, забирающая до 30% пространства. Ее можно сделать как постоянно установленной возле стола, так и переносной. В последнем случае им смогут удобно пользоваться 2-3 человека. По мере того, как рост ученика будет увеличиваться, подставку просто убирают.

Стол для ребенка для учебы и прочих занятий с высоким стулом по возрасту ребенка

Оптимальный вариант стола «на вырост» — регулируемая модель. Величина меняется с шагом в 5–6 сантиметров, так что можно подобрать параметры под любой рост. Стол, изготовленный из качественных материалов, прослужит весь период учебы.

Растущий стол, позволяет регулировать высоту стола и угол наклона столешницы в зависимости от роста и вида занятий

Размещение ПК

Удобный правильный компьютерный стол для занятий и игр

Методическая разработка практического занятия для студентов всех факультетов

по теме «Методика гигиенической оценки школьного (учебного) кабинета и школьной мебели»

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: освоить методы гигиенической оценки детской мебели.

ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ: научиться находить отклонения от ГОСТа при определении номера детской мебе­ли и суметь увязать эти отклонения с наруше­ниямиосанки,деформациямиопорно-двигательного аппарата и близорукостью.

МАТЕРИАЛЫ САМОПОДГОТОВКИ

ЦЕЛЬ: ознакомиться с гигиеническими требованиями, предъяв­ляемыми к мебели различных детских учреждений.ЛИТЕРА ТУРА: 1. Большакова М.Д. «Гигиена детей и подростков» М.1966.

2. «Гигиена детей и подростков». Под редакцией Карда-шенкоН.В.М.1980.

3. Покровский В.А. «Гигиена» М.1979.

4. «Руководство к практическим занятиям по гигиене де­тей и подростков» под редакцией Белоусова А.З. М.1972.

Дистанция сиденья - расстояние по горизонтали от переднего края сиденья до перпендикуляра, опущенного от заднего края стола. Дистанция сиденья может быть отрицательной, положительной и, нуле­вой. При отрицательной дистанции край стола на 3-5 см. заходит за край скамьи, перпендикуляр падайг на скамью. При нулевой дистанции край стола и стула расположены на одной вертикали. Если дистанция сиденья положительная, перпендикуляр проходит впереди края скамьи. Поло­жительная дистанция необходима учащемуся только при ответе с места,

усаживаний за парту и при выходе из-за нее. Это создается наличием от­кидной крышки парты. При письме наиболее благоприятна отрицатель­ная дистанция, поэтому она считается наиболее гигиеничной. Допустима мебель с нулевой дистанцией. Парты с положительной дистанцией си­денья в школьной практике не рекомендуются.

Для обеспечения правильной посадки во время работы на поверх­ности сиденья параллельно его переднему краю на разных расстояниях наносят сплошные или прерывистые линии, указывающие предел напи­сания края стола над поверхностью стула. Это необходимо для сохране­ния отрицательной дистанции сиденья.

Для стола А этот размер установлен в 40 мм. Б - 50 мм. В-60 мм. Г - 70 мм. Д - 80 мм.

Дистанция спинки - расстояние по горизонтали от заднего края крышки стола до спинки сидения. Эта величина Должна равняться пе-

реднезаднему диаметру грудной клетки плюс Ч 2 ? см. для дыхательных движений грудной клетки.-.-.

Высота сидения над полом должна соответствовать длине голени вместе со стопой с добавлением 1,5-2 см. на высоту каблука. Это позво­ляет ученику ставить ноги все^ртупней на пол или подножку.

Глубина сидения ^переднезадний размер)- должна соответство­ватьУл длины бедра, что обеспечивает удобство и устойчивость посадки. Рельеф сидения должен быть профилированным по форме бедра и яго­диц, с углублением 10-15 мм. в переднем отделе. Для профилированного положения позвоночника во время сидения необходимо, чтобы стул был со спинкой. Рельеф спинки ^Ьлжен соответствовать изгибам позвоноч­ника в поясничной и грудной частях.

Правильная посадка обеспечивается также рациональным устрой­ством стола (крышки парты), его размерами. Крышка парты устраивает­ся из 2 частей - горизонтальной и наклонной. Горизонтальная часть служит для размещения письменных принадлежностей, наклонная - для выполнения письменных работ. Для создания наиболее оптимальных условий угол наклона крышки должен быть в пределах 12-15°.

Правильно подобранная мебель в детских и подростковых учреж­дениях служит полноценному проведению учебно-воспитательного и трудового процесса. Соответствие мебели пропорциям тела ребенка оп­ределяет правильный расход энергии организмом, нормальную функцию и деятельность различных органов и систем. Значение правильной позы

и удобство мебели особенно возрастает в настоящее время, когда дея­тельность современного чел<%ёка, включая и детские контингента, свя­заны с недостатком движения и длительным сидением. Недостаточная подвижность сама по себе неблагоприятна для растущего организма, а в сочетании с неудобной мебелью во время работы и отдыха может слу­жить одним из факторов, отрицательно влияющих на осанку ребенка, его зрение. Это способствует развитию ряда патологических процессов, так как в положении сидя затрудняется функция системы дыхания и кровообращения, изменяется положение некоторых внутренних органов, возможны сдавления сосудов и нервов. При сидячем положении созда­ются условия, нарушающие нормальную статику позвоночника и его связочный аппарат, что ведет к изменению осанки, формированию ско­лиозов и других нарушений опорно-двигательного аппарата.

Исходя из этого, врачи, осуществляющие медицинское обслужи­вание детей в детских дошкольных и подростковых учреждениях, долж­ны проводить гигиеническую оценку мебели по следующим показаниям:

Соответствие мебели характеру учебно-воспитательного и тру­дового процесса;

Определение размеров мебели и соответствие их возрастно-

ростовым показателям;

Расстановка мебели в учебных помещениях;

Санитарное содержание мебели.,

Прежде всего, врач устанавливает соответствие вида мебели ха­рактеру учебно-воспитательного и трудового процесса.

Парта с наклоном крышки стола наиболее удобна для чтения и письма, поэтому классные комната для учащихся 1 -4 классов оборудует­ся партами различной конструкции.

В настоящее время выпускаются двухместные деревянные парты на деревянной и металлически основе. Двухместные парты предназна­чены для общеобразовательных школ. Наряду с этим выпускаются од­номестные парты, которые в основном предназначены для специальных и вспомогательных школ.

Учебные комнаты и лаборатории оборудуются двухместными столами и стульями, так как они наиболее полно соответствуют специ­фики самостоятельных работ учащихся старшего и среднего школьного возраста. Ученические стулья изготавливаются двух типов: 1-е посто­янными параметрами; 2- с регулируемыми. Пользоваться в школах табу­ретами и скамейками запрещается.

В настоящее время парты, столы и стулья выпускаются пяти но­меров, каждый номер предназначен для детей определенной ростовой группы.

Таблица №1.

Каждая парта или ученический стол и стул должны быть промар­кированы: на внешней боковой поверхности парты или стола делают рельефную маркировку с обозначением номера (числитель) и роста де­тей (знаменатель), для которых изготовлена мебель.

_ Например, Б/(131-145)

Кроме этого с обеих боковых сторон столов наносят дополнитель­ную цветовую маркировку в виде круга диаметром 25 мм. или горизон­тальной полосы шириной 20 мм. На ученических стульях рельефная маркировка наносится на задней поверхности спинки, цветовая - на ножках с обеих сторон стула.

Для школьной мебели установлена следующая цветовая марки­ровка: А - желтая

Б- красная В - голубая Г - зеленая Д - белая.

Определение номера мебели производят путем измерения санти­метровой лентой основных размеров парты или стола и стула, которые затем сравнивают с данными ГОСТа. При измерении мебели нужно осо­бое внимание обратить на размеры (параметры), (ем. таблица №2).

Дифференциация пары (стола)- это расстояние по вертикали от заднего края крышки стола до поверхности сидения. Правильной будет та дифференциация, которая соответствует расстоянию от локтя согну­той и прижатой к туловищу ру1^и сидящего до поверхности скамьи плюс 2-2,5 см.".- - "

Таблица №2. , ___________Основные размеры школьной мебели, мм. ________

Показатели

Группы мебели

Длина крышки одноместного Стола

Длина крышки 2местного стола

1200 для всех групп

Ширина крышки

Высота крышки стола со стороны сидящего_

Высота переднего края сиденья

стула над полом

Ширина сиденья (глубина) стула

Высота переднего края спинки стула над поверхностью сиденья

Школьная мебель, изготавливаемая на предприятии, маркируется на самом предприятии. При ремонте мебели, осуществляемой школой, маркировка должна проводиться под контролем школьного врача, при этом должны строго соблюдаться основные размеры мебели, а также применяться только те отделочные материалы и краски, которые разре­шены Министерством здравоохранения РФ.

При распределении школьной мебели по классам и кабинетам, не­обходимо учитывать потребности школьников в группах мебели (см. таблицу №3).

^ Таблица №3.

Примерное распределение школьников по классам и группам мебелипроцентах)

Группа мебели

Как видно из таблицы, для учащихся начальных классов требуется мебель только первых трех номеров. Поэтому-парты, которыми обору­дуются классные помещения для учащихся 1-4 классов, выпускаются только номера: А, Б, В. Ученические столы и стулья для кабинетов изго­тавливаются всех 5 номеров, столы для лабораторий выпускаются по­следних трех номеров: В, Г, Д.

Парты, столы и стулья расставляются в классе по группам: мень­ших размеров - ближе к классной доске, больших - дальше, для детей с пониженной остротой зрения и слуха, парты независимо от их размера, ставят впереди. Не менее двух раз за учебный год учащиеся, сидящие в 1-ом и 3-ем рядах, меняются местами, не нарушая соответствия мебели их росту. Парты и столы устанавливаются вдоль класса в три ряда. В классе продольной конфигурации расстояние между наружной стеной его и первым рядом парт (столов) - 0,6-0,7 м. В школах первого клима­тического района парты (столы) отдаляют от наружной стены не менее чем на 1 м. Ширина проходов между рядами - 0,6-0,7 м., расстояние ме­жду внутренней стеной класса и партами (столами) - 0,5 м., от задней стены до парт (столов) - 2,4-2^6 м. и не более 8 м. до последней парты;

самое удаленное от окон место занятий не должно находиться далее б м.

В классных комнатах или кабинетах квадратной или поперечной конфигурации в расстановки мебели в четыре ряда расстояние от доски до первых парт (столов) должно быть не менее 3 м., от окон до 1-го ряда

0,8-1 м., от последних парт (столов) до шкафов, расположенных вдоль задней стены - 0,9-1м., ширина проходов между рядами - 0,6 м.

При оценки санитарного состояния и содержания мебели необхо­димо учитывать, что школьная мебель должна быть прочной, удобной для передвигания во время уборки, а также безопасной в отношении травматизма (без шипов, острых углов и т.д.) поверхности крышек сто­лов и стульев должны быть однотонными, окрашенными устойчивыми к применению моющих средств и теплой воды в течение всего периода эксплуатации красками. Коэффициент отражения света крышками стола и стула должен составлять 35-55%, каркасом из дерева - 30-35%, из ме­талла - 15-55%. Покрывать крышки столов лаком не следует, так как блескраздражаеторганзрения.

МЕБЕЛЬ ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ.

Не меньшего вниманиЦ заслуживает оборудование мебелью ДДУ. Детские комнаты для детей грудного возраста в яслях и объединенных дошкольных учреждениях оборудуются манежами прямоугольной фор­мы, для ползунковых групп - горками-манежами, одноместными или общими столами.

Групповые комнаты в детских учреждениях оборудуются детски­ми столами, стульями. В соответствии с государственными стандартами на детскую мебель предусматривается изготовление столов четырех ти­пов:

1- стол четырехместный (70х70 см.) для детей 1,5-5 лет;

2- стол двухместный с неменяющимся наклоном крышки для де­тей 5-7 лет;

3- стол двухместный трапециевидной формы - 1,5-4 лет;

4- стол одноместный для использования в быту(60-45 см.). Столы и стулья для ДДУ установлены шести ростовых групп де­тей (см. таблицу №4).

Таблица №4..,

Таблица №5. Основные размеры мебели для детей дошкольного возраста (в см).

номер мебели

Размеры стола

Размеры стула

Высота над полом

Переднезадний размер

Длина одного места

Высота сидения над полом

Глубина сидения

Высота верхнего края подлопаточной спинки над сидением

Ширина стула: А-22, Б-24, В-26, Г-28, Д-30, ж-32.

ГОСТ 1930173-73 «Мебель детская дошкольная - функциональ­ные размеры кроватей» предусматривает изготовление для детских уч­реждений двух типов кроватей. Для детей до 3-х лет предусматривается изготовление кроватей с ограничением (сетка или решетка) и перемен­ной высотой ложа от 50 до 30 см от пола, длинной 120 см. При возрасте от 3 до 7 лет - кровати без ограничений с высотой ложа 30 см, длиной 140 см и шириной 60 см.

Прило жение 1

СХЕМА САНИТАРНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ КЛАССА

1. Наименование школы............................................................... класс........................................

2. Этаж, на котором расположен класс

3. Размеры класса: длина, м.................... ширина, м..................... высота, м.......................,

площадь, м2 ......................., кубатура, м...................

4. Освещение: а) естественное: количество окон.................................................

ориентация окон........................................................ площадь остекления, м2 .......................

световой коэффициент..................................... угол падения световых лучей.......................

угол отверстия............................... коэффициент естественного освещения.........................

б) искусственное: количество светильников..................... тип светильников..........................

общая мощность ламп, вт................... расчетная освещенность (по методу ватт), лк..........

5. Вентиляция: количество фрамуг или форточек.......................... их площадь, м2 ................

величина вентиляционного воздуха, мЗ...................................скорость обмена

воздуха в час........................ наличие вентиляционных устройств........................................

их эффективность...............................................................

6. Отопление: вид......................................................... месторасположения обогревательных

приборов................................................................. их защита...................................................

температура воздуха.......................................

7. Водоснабжение: имеется ли в классе подводка водопровода с кранами и раковиной.......

8. Внутренняя отделка помещений: состояние стен; их окраска...............................................

потолок.............................. пол...............................

9. Оборудование класса..................................................................................................................

10. Заключение.................................................................................................................................

Приложение 2

ИНСТРУКЦИЯ

по оценке школьной парты и пользованию ростопартометром

Гигиеническую оценку классной мебели проводят по следующим показателям: по положению телапри пользовании мебелью, основными размерами мебели и соответственно их возрастно-ростовым показателям, по расстановке мебели. Измеряя параметры стола и сиденья (стула), сравнивайте их с показателями ГОСТ 11015-71 и ГОСТ 5994-79.

Парты школьные, типы и функциональные размеры ГОСТ 5994-79

Размеры

Нормы для парт группы, мм

1. Высота крышки парты со стороны сидящего

2. Длина крышки парты одноместной двухместной

3. Ширина и крышка парты

4. Ширина пространства для ног в парте, не менее:

одноместной

двухместной

5. Расстояние от края крышки парты со стороны сидящего до вертикальных опор, не менее

6. Глубина зоны перед коленями сидящего,

7. Высота пространства для ног, не менее

8. Высота зоны над стопой сидящего, не менее

9. Высота переднего края сидения над полом

10. Глубина сидения, не менее

11. Длина сидения и спинки парты, не менее:

одноместного

двухместного

12. Высота нижнего края спинки над сиденьем

13. Высота спинки

14. Дистанция спинки

15. Отрицательная дистанция сиденья

16. Расстояние от края сиденья до вертикальных опор скамьи, не менее

17. Общая глубина парты по основанию,

18. Угол наклона сиденья, град.

Выписка из ГОСТ 11015 - 71

Ростовая группа, см № парт _______ Размеры парт, см __________

____________________________высота сиденья | дифференция | высота стола

До 130 А32"22 54 от 131 до 145Б36 24 60 от 146 до 160В40 26 66 от 161 до 175Г44 28 72 от 176 и выше Д48 30 78

Ростопартометр - метровая линейка на которой с одной стороны нанесены метки 32, 36, 44, 48, 50, 54, 60, 66, 72, 78 см. Цифры до 50 обозначают высоту сиденья, выше - высоту стола. Буквы слева указывают номера парт. На другой стороне линейки нанесены метки I 30, 45, 60, 75 см, которые указывают рост учащихся (+100). Между метками указаны номера парт, необходимые данной длине учащегося.

Для определения номера парты партометр ставят (наружным) нижним концом на пол у переднего края сидения и заднего края стола парты. Если парта стандартная или правильно отрегулированы ее параметры, то уровень сидения и стола покажет один и тот же номер парты.

Для подбора парты для ученика ростометр прикладывают к косяку двери на высоте 1 м от пола, измеряют длину тела ученика, а по длине тела читают номер парты, необходимой этому ученику.

Школьная парта – не сменный спутник школьника на протяжении нескольких часов 5 дней в неделю, поэтому от её выбора напрямую зависит, какой будет осанка ребёнка. Рабочее место должно быть не только привлекательным, но также комфортным и функциональным, способствовать нормальному учебному процессу. В случае неправильного выбора мебели последствия могут быть плачевными – нарушенная осанка, проблемы с позвоночником, ухудшение зрения. Какой размер школьной парты оптимален и какие к ней предъявляются требования?

Виды школьных парт

Многие ошибочно полагают, что школьные парты практически ничем друг от друга не отличаются – на самом деле, каждая из них предназначена для определённых занятий. Существуют ученические обыкновенные и специальные столы (для кабинетов рисования, черчения, иностранных языков, химии и пр.). В магазинах можно найти 2 типа парт: 1-местные и 2-местные. Конструктивно они бывают:

  1. С регулируемой по высоте столешницей, которая настраивается, зависимо от роста школьника.
  2. Нерегулируемые, в которых наклон столешницы и общая высота неизменны.

Для начальных классов привычны парты, которые представляют собой моноблочную конструкцию – стол объединён со скамейкой. Для маленьких детей это наилучший вариант, который способствует сохранению их здоровья. Но лучшим выбором станет ортопедическая современная парта, с которой осанка будет всегда правильной, поскольку столешница гибко регулируется по высоте, а также наклону.

Предъявляемые к мебели требования

Стандарты соответствия школьных столов разработаны в СССР десятки лет назад, однако, назвать их комфортными нельзя. В большинстве случаев регулировать высоту парты и столешницы невозможно, что сказывается на удобстве занятия – подходящий одним детям, для других стол низкий либо высокий, зависимо от роста. Что касается требований, то обязательно соответствие мебели:

  • росту и возрасту ребёнка;
  • особенностям учебного процесса;
  • комнатной площади.

Кроме того, при изготовлении учебных парт должны использоваться лишь экологичные материалы, они должны легко чистится и быть простыми в пользовании. Основные условия представлены в ГОСТ 22046-02 – мебель в обязательном порядке проходит сертификацию, о чём свидетельствуют специальные документы. Эксплуатационный срок стола не должен быть меньше, чем 10 лет.

Стандартные размеры стола для учеников

Высота парты выбирается, зависимо от роста ребёнка, при этом результаты исследований свидетельствуют о том, что разница у сидящих детей в 10–15 см никоим образом не влияет на осанку. По этой причине выпускаемые столы разделяются на 5 групп с различием в 15 см по высоте, чтобы можно было подобрать наилучший вариант для каждого ученика:

  1. А - высота стола 53–58 см, допустимый рост – до 130 см.
  2. Б - высота стола 59–63 см, допустимый рост – 130 – 145 см.
  3. В - высота стола 64–69 см, допустимый рост – 145 – 160 см.
  4. Г - высота стола 70–74 см, допустимый рост – 160 –175 см.
  5. Д - высота стола 75–82 см, допустимый рост – свыше 175 см.

1 и 2 категории предназначены для начальных классов, в средних должны присутствовать столы от 3 до 5 категорий, чтобы детям с разным ростом заниматься было одинаково удобно. При этом парты расставляются по возрастанию – сначала 3-я категория, потом несколько 4 и в конце – 5. Наиболее комфортную регулируемую мебель редко можно встретить в школе, хотя она является лучшим вариантом.

Нормативные особенности

Основой для школьных столов служит металлический каркас (чаще всего профильная труба 25х25 с толщиной стенок 1,2 мм). Срок службы мебели значительно продлевается за счёт порошковой покраски, которая предохраняет её от коррозии. Стандартная столешница выполняется из фанеры толщиной 6–12 мм, ЛДСП или мебельного щита. В последнем случае на поверхность наносится гипоаллергенный бесцветный лак. Критерии соответствия стола для здорового и правильного расположения ученика:

Также следует проследить, чтобы край парты был на одном уровне с нижней частью грудной клетки ребёнка. В этом плане, в очередной раз, преимущество за регулируемым столом – его можно максимально точно настроить под индивидуальные особенности школьника и изменять их по мере его взросления.

Правильная осанка

Сидячие занятия составляют большую часть учебной программы, поэтому следует уделить максимальное внимание правильной посадке за столом. Во время сидения тело ребёнка находится в неустойчивом равновесии, при этом менее утомительно положение, в котором мышечные усилия для его поддержания минимальны. Это свойственно прямой посадке, когда туловище расположено вертикально, поскольку центр тяжести расположен над точками опоры. Больший комфорт достигается возможностью переноса центра тяжести на опору, например, на спинку.

Правильно подобранная парта предоставляет множество дополнительных удобств для школьника. К примеру, он может комфортно расположить предплечья на столе и писать – при этом ему не нужно будет облокачиваться либо наклоняться вперёд. В таком случае ученик практически не будет утомляться, ведь все усилия будут тратиться лишь на письмо, так как руки не выполняют опорную функцию. Наименее утомительно также прямое расположение головы – при отсутствии её наклона не устают шея и спина. Наклонные столешницы наиболее привлекательны с точки зрения результативности учёбы, поскольку информация, которая воспринимается под прямым углом, усваивается лучше всего.

Обилие предложений на рынке даёт возможность подобрать парту для школьника по многим параметрам. В таком случае он не будет уставать, занятия будут легче ему даваться. Кроме того, как показывает практика, учёба за столом, в выборе которого ребёнок принимал непосредственное участие, гораздо результативнее.