Школьная парта Эрисмана. Правильная осанка ребёнка при чтении и письме

ВАЖНО ЗНАТЬ!!

  • Выработка осанки требует времени и контроля·
  • Правильная посадка во время занятий помогает лучше учиться, меньше
  • уставать, вырасти
  • стройным.
ВАЖНО ЗНАТЬ!!
  • Соблюдение режима дня – правильное чередование видов деятельности (физической и умственной) – основное требование к режиму. Осенью и зимой дети должны быть на воздухе не менее 4 часов. Продолжительность сна у детей: 7-8 лет – 12 часов; 9-12 лет – 8 часов.
  • Питание должно быть рациональным (употребление молочных продуктов, мяса, рыбы, овощей и фруктов при
  • соблюдении режима питания
  • завтрак, обед, ужин)
ВАЖНО ЗНАТЬ!!
  • -Правильное освещение рабочего места – от него зависит поза человека: свет должен падать слева, расстояние до тетради или книги должно составлять 30-35 см.·
  • - Одежда и обувь должны быть подобраны по росту и соответственно погоде: Хорошо сидела, была достаточно
  • просторная, не стесняла
  • движений, не затрудняла дыхания.
ВАЖНО ЗНАТЬ!!
  • Мебель должна быть удобной: Сидеть полностью на сидении, спина у спинки стула, Высота стола должна быть на 2-3 см выше руки, согнутой в локте под прямым углом.
  • Осанка и физкультура. Если вы мало двигаетесь, не любите физкультуру, то ваша мускулатура очень слаба, поэтому торчат лопатки, мышцы спины слабые, что приводит к сутулости (вам непроизвольно хочется согнуть спину).
  • Поддерживать спину прямой помогают
  • плавание, лыжи, коньки.
Посадка за рабочим столом: 1 - слишком низкое сидение; 2 - высокое сидение; 3 - стол слишком высок; 4 - правильная посадка. Правильная посадка A. Согнутые в коленях ноги учащегося (в обуви) должны свободно лежать на поверхности пола.
  • A. Согнутые в коленях ноги учащегося (в обуви) должны свободно лежать на поверхности пола.
  • B. Должно быть достаточное пространство между нижней частью стола и бедрами.
C. Не должно быть никакого давления на передний край стула, между поверхностью сидения и бедром
  • C. Не должно быть никакого давления на передний край стула, между поверхностью сидения и бедром
  • D. Высота стола должна быть выбрана таким образом, чтобы локти сидящего приближались к такому же уровню по отношению к переднему краю стола, на каком они находятся когда кисти рук опущены вниз.
E. Спинка стула должна поддерживать спину сидящего в поясничной области и нижней части лопаток.
  • E. Спинка стула должна поддерживать спину сидящего в поясничной области и нижней части лопаток.
  • F. Должно быть свободное пространство между задней частью ног и передним краем сидения.
  • G. Должно быть предусмотрено свободное пространство между спинкой стула и сидением
  • для обеспечения свободного движения на стуле.
Причины неправильной осанки:
  • - Неравномерная нагрузка – ношение изо дня в день портфеля в одной руке, сумки на одном плече (лучше носить ранец, рюкзак).
  • -Непосильный труд (слишком велик вес предмета при переноске)·
  • -Неправильная поза при стоянии.
  • -Неправильное сидение за
  • столом.
Причины неправильной осанки:
  • -Неподвижный или малоподвижный образ жизни, который приводит к слабости мускулатуры.·
  • - Несвоевременное обращение к врачу (в случае обнаружения искривления позвоночника в период прохождения
  • профилактического
  • осмотра)
Уметь проконтролировать свою посадку. Расстояние от глаз до книги следует проверить так: поставить руку локтем на парту и коснуться пальцами виска; между краем парты и грудью должны свободно проходить четыре пальца ладони (без большого пальца).
  • Уметь проконтролировать свою посадку. Расстояние от глаз до книги следует проверить так: поставить руку локтем на парту и коснуться пальцами виска; между краем парты и грудью должны свободно проходить четыре пальца ладони (без большого пальца).
Обратите внимание ребенка на необходимость наклонного положения тетради на парте. При письме самым легким и удобным движением является движение стержня к себе. Благодаря тому что тетрадь лежит наклонно, получается наклонное письмо.
  • Обратите внимание ребенка на необходимость наклонного положения тетради на парте. При письме самым легким и удобным движением является движение стержня к себе. Благодаря тому что тетрадь лежит наклонно, получается наклонное письмо.
Правильный наклон тетради влево легче всего устанавливать по линии, начерченной на парте белой краской или обозначенной самоклеящейся лентой. Обратите внимание на рабочее место ученика, пишущего левой рукой: для него линия должна быть наклонена под углом 25° в другом направлении.
  • Правильный наклон тетради влево легче всего устанавливать по линии, начерченной на парте белой краской или обозначенной самоклеящейся лентой. Обратите внимание на рабочее место ученика, пишущего левой рукой: для него линия должна быть наклонена под углом 25° в другом направлении.
. В тетрадях линии наклона обозначены только для письма с узкой линеечкой, и не всегда совпадают с написанием элементов. Однако использование сетки-листа для тренировочных упражнений не помеха – это позволяет упорядочить движение руки по наклонной.
  • . В тетрадях линии наклона обозначены только для письма с узкой линеечкой, и не всегда совпадают с написанием элементов. Однако использование сетки-листа для тренировочных упражнений не помеха – это позволяет упорядочить движение руки по наклонной.
  • При работе за письменным столом опора должна быть на 5 точек: 2 руки, 2 ноги, ягодицы.
  • Голова не должна опускаться над тетрадью ниже точки прикрепления пальцев к ладони вытянутой руки, стоящей на столе.
  • Расстояние между телом ребенка и краем стола должно быть равно ширине ладони, сжатой в кулак.
  • Чтобы рассчитать высоту рабочего стола, к талии ребенка приложите его ладонь по ширине: верхний край ладони и будет высотой, на которой должна быть расположена крышка стола.
  • Последнее (и самое труднодостижимое в современной школе): стол (парта) должен быть с перекладиной для ног. При опоре обеими ногами на эту перекладину разгружается спина. Огромный выбор детских столов и парт по данной ссылке

    Дома обязательно подставляйте ребенку маленькую скамеечку или стопку книг. Если в классе современные столы без перекладин, договоритесь с другими родителями и прибейте или приварите такие перекладины.

Освещение

  • Лампа всегда стоит на столе слева.
  • Свет от обыкновенной лампы должен хорошо освещать рабочее место, а не светить в глаза ребенка. Если у вас галогеновая лампа, то убедитесь в обратном: достаточно ли широк и ярок круг света для работы.
  • Если классы освещаются лампами дневного света, вы должны быть уверены, что все они исправны и не «мигают».
  • Объясните ребенку, что он должен попросить зажечь верхний свет, если его глазам некомфортно.
  • Окно в классе, где занимается ваш ребенок, должно быть с левой стороны.

Тетради

Порой учителя начальной школы хотят добиться какого-то необыкновенно красивого наклона на чистописании, поэтому кладут малышу тетрадь почти под углом 45° (против часовой стрелки). Попробуйте поработать на таком листе! Что вы чувствуете? Корпус развернут влево, правое плечо поднялось и вылезло вперед, голова наклонена на левое плечо. Согласитесь, такая посадка первоклассника — просто преступление против его здоровья.

Правильное расположение тетради на столе — поворот ее всего лишь на 20-30° против часовой стрелки. Спина должна быть прямой, голова — на оси туловища, плечи на одном уровне.

В чем ребенок носит учебники?

Это должен быть ранец или рюкзак. Я знала детей-третьеклассников, у которых два раза в неделю портфель весил 6 килограммов. Родители просили разрешить носить один комплект учебников на парту, но учитель не разрешил. В случаях подобного «перевеса» добивайтесь своего — здоровье малыша дороже.

Сколько можно сидеть?

  1. Для младших школьников на каждом уроке должны проводиться 2-3-минутные зарядки, предусмотренные программой, с упражнениями на мышцы плечевого пояса и спины.
  2. Дома чередуйте 30-минутную работу за столом с активным отдыхом (нагрузка на мышцы спины, плеч, рук) и расслаблением — 5-10-минутное лежание на полу (не на диване — поверхность должна быть твердой).
  3. Не настаивайте на приготовлении устных предметов за столом, но и не допускайте чтения лежа или завалившись на бок. Лучшая позиция при чтении: прямая спина, поддерживаемая спинкой стула, дивана или кресла.

Уже с самых первых дней занятий, будь то развивающие книжки или тетрадки, важно, чтобы ребенок сидел правильно. Это сформирует правильную осанку, грамотно распределит нагрузку на спину и позвоночник, плечи и шеи. Ребенок не будет сутулым и избежит проблем со здоровьем мышц в дальнейшем.

Кроме того, важно правильно организовать рабочее место, чтобы малышу было комфортно заниматься и легко концентрироваться. Давайте рассмотрим подробнее, как должен сидеть ребенок за письменным столом. И узнаем, как правильно организовать пространство для занятий детей.

Зачем следить за осанкой

Родителям важно внимательно и постоянно следить за осанкой ребенка с первых дней занятий за письменным столом. Ведь нарушение осанки, сколиоз и другие заболевания позвоночника возникают именно в раннем детстве. Повышенные нагрузки на позвоночник усиливают усталость и утомляемость. Малыш становится рассеянным, менее сконцентрированным и внимательным, хуже усваивает новый материал.

Важно научить ребёнка, как правильно сидеть за рабочим столом. И тогда за школьной партой, когда большую часть времени дети проводят в сидячем положении, он самостоятельно сможет контролировать положение спины. А дома важно, чтобы учебное место было оборудовано комфортно с учетом физиологических особенностей малыша. Важно правильно подобрать по высоте стул и стол.

Если ребенок сидит неправильно, постепенно формируется искривление позвоночника, и нарушается кровообращение. Он быстрее устает и становится невнимательным. В спине появляются боли и дискомфорт. И чем старше малыш, тем труднее исправить проблему.

Помимо прочего, согласно статистике детки с нарушенной осанкой или искривленным позвоночником чаще болеют гастритом, пневмонией и бронхитом, страдают запорами и метеоризмом. Поэтому важно своевременно научить ребенка правильно сидеть за столом.

Как организовать рабочее место для ребенка

Правильно организованное и подобранное рабочее пространство – залог комфортной и успешной учебы, хорошей осанки и здорового позвоночника. Выбирайте мебель, которая станет “расти” вместе с ребенком. Важно, чтобы можно было регулировать и подстраивать высоту стола и стула. При выборе мебели возьмите ребенка с собой в магазин, чтобы он мог опробовать и “примерить” мебельный комплект.

Комфортное и достаточное освещение – главный принцип успешной работы и здоровья глаз. Желательно поставить стол рядом с окном, чтобы на рабочую поверхность попадал естественный свет. Но и позаботьтесь о качественном искусственном освещении.

Свет не должен быть тусклым, но и не должен слепить. Подходящим вариантом станет регулируемая лампа, которую крепят к столешнице. Отлично, если при этом она может перемещаться по поверхности.

Для правшей свет должен падать слева, а для левшей – справа. В первое время следите за малышом. Он легко может забыть включить свет, когда стемнеет, увлекшись очередным заданием. А во время работы следите, чтобы на рабочей поверхности лежали только необходимые вещи. Посторонние предметы станут отвлекать ребенка.

Для книг и тетрадей, канцелярских и творческих принадлежностей обязательно нужно предоставить достаточно места. Это могут быть полки, шкафчик и специальные коробки. Если ребенку некуда будет складывать эти вещи, они просто будут валяться на столе или в других неподходящих местах.

Место для обучения обязательно должно быть отделено от игрового помещения и места для приема еды. Важно, чтобы ребенок понимал, что здесь он учится, а не играет и кушает. Для совсем крох и малышей, которые только начинают заниматься подходящим вариантом станет компактный стол и стульчик или парта. Для дошкольника и школьника приобретаем уже более основательную мебель.

Какой письменный стол и стул выбрать

Настоящий письменный стол – регулируемый и универсальный конструктор, который растет вместе с ребенком, легко превращается в компьютерный стол и предоставляет рабочую поверхность для письма, чтения или рисования. Здесь должно быть достаточное количество различных полочек и ящиков, тумбочек и стеллажей. При этом мебель не должна занимать много места, чтобы легко разместиться в детской комнате.

Чтобы проверить, подходит ли стол и стул ребенку по высоте, посадите малыша за него. Когда локоть опущенной прямой руки находится ниже рабочей поверхности на пять-шесть сантиметров, высота мебели подходит. Высоту стула и стола определяют в зависимости от роста ребенка:

Обратите внимание и на цвет рабочей поверхности. Подходящим вариантом станут спокойные, светлые и нейтральные оттенки. Это бежевый и серый, теплое молоко и орех, фисташковый, нежный салатовый и натуральное дерево.

Слишком темная расцветка поглощает солнечный свет, а также может отрицательно повлиять на настроение. А яркие цвета перевозбуждают нервную систему. Кроме того, они отражают свет от лампы или солнца, что утомляет глаза.

Выбирайте стол, столешницу которого можно регулировать по наклону. Это важно, чтобы ребенок не сутулился в процессе занятий. Так, для рисования рекомендуется угол в 5 градусов, для письма – 15, а для чтения – 30. За правильно настроенным столом с позвоночника снимается свыше половины нагрузки.

  • Выбирайте стул, который регулируется по высоте, а стол – по наклону. Сидя за столом, локоть прямой вытянутой руки должен быть примерно на пять сантиметров ниже рабочей поверхности;
  • В сидячем положении грудь должна находится на расстоянии детского кулака от края стола;
  • Нельзя нависать на столом и стараться наклонять голову, как можно меньше;
  • При письме тетрадь правша наклоняет влево, а левша – вправо примерно на 30 градусов. Тогда ребенку не придется поворачивать туловище;
  • Лампа должна располагаться слева у правши, и справа – у левши, чтобы тень пишущей или рисующей руки не падала на тетрадку или альбом;
  • При посадке на стул колени под столом должны образовать один прямой угол, а линия бедер и спина – второй. Ноги при этом должны плотно стоят на полу или маленькой подставке, если это школьная парта;
  • При сидении на стуле спина должна полностью опираться на спинку и находится под прямым углом. Оба локтя должны лежать на поверхности стола;
  • При использовании компьютера расстояние между глазами и монитором должно быть не менее 0,5 метра, при этом взгляд должен падать на экран сверху под углом в 30 градусов. А сам монитор должен располагаться в центре видимости;
  • При работе за компьютером важно делать паузы минимум полчаса. Младшим школьникам нужно вставать и отдыхать каждые полчаса при любой деятельности за учебным столом;
  • Каждые 15-25 минут делайте физминутки, сидя на месте. Для этого потяните руки вверх, подвигайте плечами, повращайте головой, полностью вытяните ноги под партой или столом.


Профилактика искривления позвоночника

Отличной профилактикой нарушения осанки, искривления позвоночника и сколиоза, заболеваний и проблем со спиной станут занятия спортом. Это дисциплинирует, укрепляет мышцы туловища и иммунитет, повышает выносливость и физическое развитие, поддерживает тонус организма. Для укрепления и поддержания позвоночника хорошо подходит гимнастика, йога, общая и оздоровительная физкультура.

Чтобы сохранить осанку, спать нужно на достаточно жестком матрасе и на низкой подушке. Следите, чтобы ребенок вел более активный образ жизни, меньше сидел за компьютером и планшетом, больше гулял, бегал и прыгал. Обязательно отведите малыша в спортивную секцию. Следите за состоянием позвоночника. Если вы заметили какие-то искривления и нарушения, сразу же отведите к специалисту и на лечебную физкультуру. Чем старше ребенок, тем труднее устранить проблему.


Большую часть школьной жизни ребенок проводит за партой, что порой негативно сказывается на его здоровье. Конечно, учителя периодически напоминают о правильности осанки, но не всегда их рекомендации выполняют. Поэтому важно привить эту полезную привычку – сидеть за столом – еще дома, чтобы в школе ребенок поддерживал осанку автоматически.

Зачем это нужно?

Позвоночник – опора для всего организма .

С одной стороны, от его здоровья зависит деятельность внутренних органов. Людям с искривленным позвоночником сложно заниматься спортом, развивать выносливость, поэтому они не выдерживают длительных нагрузок, не могут жить полноценной жизнью. К сожалению, большинство осознает трагичность ситуации, когда становится поздно, и осанка уже нарушена.

С другой стороны, позвоночнику самому необходима поддержка, обеспечиваемая спинными мышцами. Следовательно, их нужно развивать, что и происходит во время движения. Но ведь школьники в основном ведут «сидячий» образ жизни, двигаясь только во время коротких перемен. А придя домой, снова усаживаются за стол, чтобы выполнить домашнее задание.

Периодические занятия физической культурой (в лучшем случае – спортивные кружки и секции) не уменьшают вред от неправильной посадки и не позволяют мышцам развиваться правильно. Поэтому важно научить школьника сидеть правильно, чтобы избежать возможных проблем и нарушений здоровья .

Как нужно сидеть?

Приучать к правильной посадке необходимо с раннего детства . В этом случае навык поддержания осанки к моменту поступления в школу будет доведен до автоматизма, и школьник не будет нуждаться в постоянном контроле.

Как правильно сидеть за столом:

  1. Спина: ровная, позвоночник расположен вертикально. Если нужно немного наклониться, то делают это всем корпусом, сохраняя позвоночник ровным.
  2. Плечи: расположены на прямой горизонтальной линии.
  3. Расстояние от груди до парты: равно раскрытой ладони.
  4. Руки: лежат на столе, согнутые в локтях.
  5. Ноги: расположены рядом, согнуты в коленях, стопы полностью соприкасаются с полом, что позволяет равномерно распределить нагрузку на ягодицы.

При посадке за столом необходимо соблюдать правило «Трех прямых углов»: согнутые колени, линия бедер и спина, согнутые руки.

Чтобы сохранять правильную осанку во время письма и чтения, необходимо регулировать наклон столешницы.

При сидении за партой нельзя:

  1. Задевать стол грудью, опираться, ложиться – нарушается прямое расположение позвоночника.
  2. Убирать руку со стола – нарушается линия плеч.
  3. Опускать обе руки – позвоночник искривится вперед, удерживать его в вертикальном состоянии будет очень трудно.
  4. Сидеть «нога на ногу», подпирать голову ладонями, наклоняться в стороны – все это ведет к деформированию позвоночника и ослаблению мышц спины.
  5. Опираться спиной на спинку – если уж хочется немного отдохнуть, то касаться нужно всем позвоночником, а не отдельными его частями.

Соблюдение правил целесообразно, когда сама :

Если мебель не подходит ребенку по росту, то ему сложно будет поддерживать осанку, ведь одно или несколько условий будет трудно выполнить.

Стул должен быть с ровной или немного наклоненной назад спинкой . Она необходима для кратковременного отдыха и поддержания позвоночника в нужном положении. Сидеть на табурете школьнику не рекомендуется: когда мышцы устанут, некуда будет прислониться для отдыха, и ребенок обопрется о стол, а это делать не рекомендуется.

При обустройстве рабочего места в домашних условиях можно отдать предпочтение столу с регулируемой длиной – тогда не нужно будет его менять, если ребенок вырастет.

Нежелательно приобретать детям стулья на колесиках: они мешают удерживать стабильную позу в момент сидения.

Как научить ребенка правильно сидеть за столом?

Постоянно удерживать позвоночник в прямом положении – очень трудно, особенно ребенку.

Поэтому важно учесть несколько моментов, которые позволят зафиксировать полезную привычку поддержания осанки:

  1. Через каждые 15-25 минут нужно делать небольшие физминутки , не вставая: потянуть руки вверх, подвигать плечами, сделать повороты головой влево-вправо. «Отдохнувшим» мышцам будет легче продолжить работу по удержанию правильной осанки, а восстановленное кровообращение улучшит мозговую активность.
  2. Во время отдыха полезно разминать ноги , вытянув их под партой полностью.
  3. Договориться с учителем, чтобы детей периодически пересаживали , чтобы ребенок приспосабливался к разным местам, не привыкал сидеть под одним наклоном к доске.
  4. При работе с компьютером следить , чтобы центр монитора располагался прямо перед глазами школьника на расстоянии около полуметра.

Ученикам начальной школы нельзя позволять дома сидеть, не вставая, более получаса . У детей до 16 лет развивается опорно-двигательная система, нарушения в которой могут привести к повышенной утомляемости, заболеванию остеохондрозом, головным болям и другим неприятным сюрпризам.

Одним из самых эффективных способов профилактики деформирования позвоночника – это занятия спортом . Включение в режим дня подвижных игр на свежем воздухе, прогулок, постоянное напоминание о необходимости поддерживать правильную осанку и, конечно, личный пример – вот три «кита», на которых держится такая полезная привычка – умение правильно сидеть за столом.

Почему важно, чтобы позвоночник у ребенка оставался ровным? Как сидеть за партой или столом правильно?

О детском позвоночнике

Когда ребенок идет в школу, его позвоночник еще до конца не сформированный. Он активно растет и развивается вместе со всем организмом. В данный период важно избегать проблем с позвоночником, а именно нарушения осанки. Ведь неровный хребет может негативно влиять на внешний вид, а так же работу внутренних органов. В школе ученик почти весь день сидит. Чтобы сформировалась осанка без отклонений, нужно знать как правильно это делать за столом.

Как правильно сидеть за столом или партой

Чтобы избежать проблем с позвоночником, важно соблюдать при занятиях не сложные рекомендации:
  • Под столом необходима подставка. Ноги не так будут уставать, а кровь нормально циркулировать. При этом нужно ноги сгибать в коленях строго под прямым углом.
  • Локти класть на стол полностью, чтобы они не свисали.
  • Спину держать ровно, прижимаясь ко всей поверхности спинки стула.
  • Грудная клетка свободная, не опирается на стол.
Одним из самых важных правил формирования осанки является то, что стол или парта должны соответствовать росту ученика.


Как правильно выбрать рабочий стол и стул для ребенка Проблемы с осанкой могут возникнуть не только в школе, но и домашних условиях. Соответственно, нужно оборудовать рабочее место для ученика, желательно заранее. Для начала учитывайте тот факт, что ребенок растет, а значит размер мебели для работы после школы будет меняться. Можно каждый раз приобретать новые предметы мебели для школьника или купить такую, что регулируется относительно размеров ребенка.
Цвет стола имеет значение. Если он будет слишком яркий, то свет лампы будет отражаться от поверхности стола, тем самым негативно влияя на зрение и способствуя быстрому утомлению глаз. Темный цвет тоже не стоит выбирать. Оптимальный вариант — пастельные или спокойные оттенки. Что касается роста ребенка, то тут будут следующие размеры мебели для рабочего места:

  • До 119 см. Стул — 32 см, стол — 52.
  • До 129 см — 35 и 57 соответственно.
  • До 139 — 38 и 62 см.
Можно взять стул, у которого регулируется высота ножки, а так же стол с такими же характеристиками, где можно менять расстояние крышки стола относительно пола, подстраиваясь под рост ребенка.

Каким должно быть рабочее место школьника

Удобным и светлым. Вечернее освещение располагалось — для праворуких слева, для левши наоборот. На столе не должно быть ничего лишнего, только лампа, приспособления для удобных, быстрых записей, стакан с письменными принадлежностями. Возле стола или под ним корзина для мусора. Так же не помешают для школьника часы. Они могут быть как настольными, так и настенными. Будильник тоже нужен. Не менее важным является место для рюкзака, оно должно быть поближе к столу, чтобы по всей комнате его не искать.

Профилактика нарушений осанки у ребенка

Чтобы исключить проблемы с позвоночником у школьников, необходимо в первую очередь:
  • Все время заниматься спортом.
  • Работать в правильном положении.
  • Носить школьную сумку, надевая две лямки на плечи, следить, чтобы вес распределялся по всей спине равномерно.
  • Кровать для сна должна быть жесткой, а подушка — невысокой.
  • Контролировать внимательно осанку, поправлять ребенка, если он сутулится.
Хорошее состояние детского позвоночника важно для многих вещей — правильной работы внутренних органов, успешной учебы, наличия энергии и жизненных сил, позитивного настроения, хорошего аппетита и т. д. Поэтому нужно строго следить за осанкой ребенка и своевременно реагировать на любые изменения.