Самый тяжкий грех в христианской морали. Почему грех считается смертным

Вопреки распространенному мнению, выражение «семь смертных грехов» отнюдь не указывает на некие семь поступков, которые бы являлись самыми тяжелыми грехами. В действительности список таких поступков может быть намного длиннее. А число «семь» указывает здесь лишь на условное объединение этих грехов в семь основных групп.

Уверен, что каждый более — менее внимательный человек за свою жизнь не раз обращал внимание на то, что цифра семь повсеместна. Число 7 — одно из самых символичных чисел на земле. С ним связаны не только 7 главных смертных грехов человека, но и почти все, что нас окружает.

Священное число 7

Цифра «7» считается священной, и божественной, и магической, и счастливой. Семерку почитали за много столетий до нашей эры, в средние века, почитают и сегодня.

В Вавилоне в честь главных богов был выстроен семиступенчатый храм. Жрецы этого города утверждали, что люди после смерти, пройдя через семь ворот попадают в подземное царство, окруженное семью стенами.

Вавилонский храм

В древней Греции число семь называли числом Аполлона, одного из важнейших богов олимпийской религии. Из мифологии известно, что человеко-быку Минотавру, обитавшему в лабиринте на острове Крит, жители Афин ежегодно в качестве дани посылали на съедение семерых юношей и семерых девушек; у дочери Тантала Ниобы было семь сыновей и семь дочерей; Нимфа острова Огигия Калипсо семь лет держала в плену Одиссея; всему миру знакомы «семь чудес света» и т. д.

Древний Рим также боготворил число семь. Сам город построен на семи холмах; река Стикс окружающая подземное царство, семь раз обтекает ад, разделенный у Вергилия на семь областей.

Ислам, христианство и иудаизм признают семиэтапный акт создания Вселенной. Однако, в исламе число «7» имеет особенный смысл. Согласно исламу имеется семь небес; попадающие на седьмое небо испытывают высшее блаженство. Поэтому число «7» это священное число ислама.

В христианских священных книгах цифра семь упоминается 700 (!) раз: «Всякому, кто убьет Каина, отомстится всемеро», «…и прошло семь лет изобилия… и наступили семь лет голода», «и насчитай себе семь субботних лет, семь раз по семи лет, чтоб было у тебя в семи субботних годах сорок девять лет», и т. д. Великий пост у христиан насчитывает семь недель. Известно семь чинов ангельских, семь смертных грехов. Во многих странах существует обычай ставить на рождественский стол семь блюд, название которых начинается на одну букву.

В браминском и буддийском верованиях и богослужениях число семь также священно. От индусов пошел обычай дарить на счастье семь слоников — фигурок из кости, дерева или другого материала.

Семерку очень часто применяли знахари, гадалки и колдуны: «Возьми семь пакетиков, с семью разными травами, настой на семи водах и пей семь дней во семи ложек…».

С числом семь связано множество загадок, примет, пословиц, поговорок: «Семи пядей во лбу», «У семи нянек дитя без глазу», «Семь раз отмерь, один отрежь», «Один с сошкой, семеро с ложкой», «Для любимого дружка семь верст не околица», «За семь верст киселя хлебать», «Семь бед — один ответ», «За семью морями» и т. д.

Почему 7

Так в чем же сакральный смысл именно этого числа? Откуда взялись 7 таинств, 7 смертных грехов, 7 дней в неделе, 7 Вселенских Соборов и т.д. Нельзя не упомянуть о том, что и окружает нас в повседневности: 7 нот, 7 цветов радуги, 7 чудес света и т.д. Отчего же именно число 7 — самое священное число на планете?


фото: dvseminary.ru

Если говорить об истоках, самым лучшим примером будет Библия. Цифру «7» мы встречаем в Библии, в которой утверждается, что Бог сотворил все сущее на Земле за семь дней. И далее - семь таинств, семь даров святого духа, семь вселенских соборов, семь звезд в венце, семь мудрецов на свете, семь свечей в светильнике алтарном и семь - в запрестольном, семь смертных грехов, семь кругов ада.

Почему сотворение мира Богом произошло за семь дней? — Вопрос сложный. Уверен только, что всему есть начало и конец. Есть понедельник, как начало недели, состоящей из семи дней, и воскресенье — конец недели. А дальше все повторяется. Так и живем — от понедельника до понедельника.

Кстати, обычай измерять время семидневной неделей пришёл к нам из Древнего Вавилона и связан с изменениями фаз Луны. Люди видели Луну на небе около 28 суток: семь дней – увеличение до первой четверти, примерно столько же – до полнолуния.

Возможно, неделя, состоящая из семи дней – это оптимальное сочетание труда и отдыха, напряжения и праздности. Как бы то ни было, жить нам всё равно приходится по тому или иному, но распорядку. Опять же — системность. Мы все в ней, к какой бы религии себя не относили, во что бы мы не верили — мы все живем по принципам и правилам одной общей абсолютной системы.

Сколько раз мне приходилось восхищаться таинством мироздания — самой мыслью. Как же все интересно, запутано, окутано тайнами. Символизм во всем, что нас окружает. Несмотря на некую свободу действий и мыслей, каждый из нас подчинен системе. Мы все — звенья одной цепи под названием «жизнь» и число семь — уж поверьте, — оно самое загадочное, красивое и необъяснимое. Нет, конечно можно обратится к Священному писанию и на многие вопросы найдутся ответы. НО и Священное писание — «плод воображения», научный трактат, каноны — все это также кем — то придумано, кто-то это все писал, причем писали и переписывали на протяжении тысячелетий.

Любопытно, что Библия состоит из 77 книг: 50 книг Ветхого Завета и 27 книг Нового Завета. Снова цифра 7. Несмотря на то, что ее записывали на протяжении нескольких тысячелетий десятки святых людей на разных языках, она имеет полную композиционную завершенность и внутреннее логическое единство.
Что такое смертный грех

Грех смертный – грех, ведущий к погибели души, искажающий замысл Божий о человеке. Смертный грех, т.е. не имеющий прощения.

Богочеловек Иисус Христос указывал «смертным» (непростительным) грехом «хулу на Духа Святого». «Говорю вам: «Всякий грех и хула будут прощены людям; но хула на Духа не будет прощена людям» (Мф.12:31-32). Под этим грехом понимается совершенно сознательное и ожесточенное противление человека истине – как следствие возникновения живого чувства вражды и ненависти к Богу.

Надо понимать, что в Православии смертный грех рассматривается как условное понятие и законодательной силы не имеет. Список грехов человеческих огромен, перечислять их я не стану. Остановимся на самых главных, которые вошли в условный список «7 смертных грехов».

Впервые такую классификацию предложил святитель Григорий Великий в 590 году. Хотя наряду с ней в Церкви всегда существовала и другая классификация, насчитывающая не семь, а восемь основных греховных страстей. Страстью называется навык души, который сформировался в ней от многократного повторения одних и тех же грехов и стал как бы природным ее качеством - так, что человек не может избавиться от страсти даже когда поймет, что она приносит ему уже не удовольствие, а мучение.

Собственно, слово «страсть» в церковнославянском языке как раз и означает - страдание.

На самом деле, не так уж важно, на сколько категорий подразделяются эти грехи - на семь или на восемь. Гораздо важнее помнить о той страшной опасности, которую таит в себе любой такой грех, и всячески стараться избегать этих смертоносных ловушек. А еще - знать, что даже для согрешивших таким грехом остается возможность спасения.

Святые отцы говорят: нет греха непростительного, есть грех нераскаянный. Любой нераскаянный грех – в некотором смысле смертный.

7 СМЕРТНЫХ ГРЕХОВ

1.  Гордость

«Началом гордыни бывает обычно презрение. Тот, кто презирает и считает за ничто других - одних считает бедными, других людьми низкого происхождения, третьих невеждами, вследствие такого презрения доходит до того, что почитает себя одного мудрым, благоразумным, богатым, благородным и сильным».

Свт. Василий Великий

Гордость - самодовольное упоение собственными достоинствами, подлинными или мнимыми. Овладев человеком, она отсекает его сначала от людей малознакомых, потом - от родных и друзей. И наконец - от самого Бога. Никто не нужен гордому, даже восторг окружающих его не интересует, и лишь в себе самом он видит источник собственного счастья. Но как любой грех, гордость не приносит подлинной радости. Внутреннее противостояние всему и вся иссушает душу гордого человека, самодовольство, словно короста, покрывает ее грубым панцирем, под которым она мертвеет и становится неспособной к любви, дружбе и даже к простому искреннему общению.

2 . Зависть

«Зависть есть печаль из-за благополучия ближнего, которая… ищет не добра для себя, а зла для ближнего. Завистливый хотел бы видеть славного бесчестным, богатого - убогим, счастливого - несчастным. Вот цель зависти - видеть, как завидуемый из счастья впадает в бедствие».

Святитель Илья Минятий

Такое расположение человеческого сердца становится стартовой площадкой для самых страшных преступлений. А также бесчисленного множества больших и мелких пакостей, которые люди творят только ради того, чтобы другому человеку стало плохо или хотя бы перестало быть хорошо.

Но даже если и не вырвется этот зверь наружу в виде преступления или конкретного поступка, то разве легче от этого будет самому завистнику? Ведь, в конце концов, таким страшным мироощущением он просто преждевременно загонит в себя в могилу, но даже смерть не прекратит его страданий. Потому что после смерти зависть будет терзать его душу с еще большей силой, но уже без малейшей надежды на ее утоление.

3. Чревоугодие


фото: img15.nnm.me

«Чревоугодие разделяется на три вида: один вид побуждает принимать пищу раньше определенного часа; другой любит только пресыщаться, какой бы то ни было пищей; третий хочет лакомой пищи. Против этого христианин должен иметь троякую осторожность: ожидать определенного времени для принятия пищи; не пресыщаться; довольствоваться всякой самой скромной пищей».

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

Чревоугодие - рабство собственному желудку. Оно может проявлять себя не только в безумном обжорстве за праздничным столом, но и в кулинарной разборчивости, в тонком различении оттенков вкуса, в предпочтении изысканных блюд простой пище. С точки зрения культуры между грубым обжорой и утонченным гурманом - пропасть. Но оба они - рабы своего пищевого поведения. И для того, и для другого еда перестала быть средством поддержания жизни тела, превратившись в вожделенную цель жизни души.

4. Блуд

«…сознание все более и более наполняется картинами сладострастия, грязными, жгучими и соблазнительными. Сила и ядовитый чад этих образов, чарующих и позорных, таковы, что вытесняют из души все возвышенные мысли и желания, которые увлекали (молодого человека) раньше. Нередко бывает, что человек не в состоянии думать более ни о чем другом: им всецело владеет демон страсти. На каждую женщину он не может смотреть иначе, как на самку. Мысли одна другой грязнее ползут в его отуманенном мозгу, а в сердце одно желание - удовлетворить свою похоть. Это уже состояние животного или, вернее, хуже животного, потому что животные не доходят до того разврата, до которого доходит человек».

Священномученик Василий Кинешемский

Грех блуда включает в себя все проявления половой активности человека вопреки естественному способу их осуществления в браке. Беспорядочная половая жизнь, супружеские измены, всевозможные извращения - все это различные виды проявления блудной страсти в человеке. Но хотя это и телесная страсть, истоки ее лежат в сфере ума и воображения. Поэтому к блуду Церковь относит и непристойные мечтания, просмотр порнографических и эротических материалов, рассказ и слушание похабных анекдотов и шуток - все то, что способно возбудить в человеке фантазии на сексуальную тему, из которых потом вырастают и телесные грехи блуда.

5. Гнев

«Посмотри на гнев, какие знаки своего мучительства он оставляет. Смотри, что человек делает в гневе: как негодует и шумит, клянет и ругает сам себя, терзает и бьет, ударяет по голове и лицу своему, и весь трясется, как в лихорадке, словом, он похож на бесноватого. Если внешний вид его так неприятен, что же делается в его бедной душе? …Видишь какой страшный яд скрыт в душе, и как горько он мучит человека! Его жестокие и тлетворные проявления говорят о нем».

Святитель Тихон Задонский

Человек в гневе страшен. А между тем гнев - естественное свойство человеческой души, вложенное в нее Богом для отвержения всего греховного и неподобающего. Этот полезный гнев был извращен в человеке грехом и превратился в гнев на ближних людей порой по самым ничтожным поводам. Обиды другим людям, ругань, оскорбления, крики, драки, убийства - все это дела неправедного гнева.

6.  Алчность (корыстолюбие)

«Корысть есть ненасытимое желание иметь, или искание и стяжание вещей под видом пользы, затем только, чтобы сказать об них: мои. Предметов этой страсти множество: дом со всеми его частями, поля, слуги, а главное - деньги, потому что ими можно всё доставать».

Святитель Феофан Затворник

Иногда считают, что этим духовным недугом могут страдать исключительно богатые люди, уже обладающие богатством и стремящиеся его преумножить. Однако и человек среднего достатка, и малоимущий, и совершенно нищий - все подвержены этой страсти, поскольку заключается она не в обладании вещами, материальными благами и богатством, а - в болезненном, непреодолимом желании ими обладать.

7. Уныние (лень)


художник: «Вася Ложкин»

«Уныние - это продолжительное и одновременное движение яростной и вожделеющей части души. Первая неистовствует по поводу того, что находится в ее распоряжении, вторая, напротив, тоскует по тому, чего ей недостает».

Евагрий Понтийский

Унынием принято считать общее расслабление душевных и телесных сил, соединенное с крайним пессимизмом. Но важно понимать, что уныние наступает у человека вследствие глубокой рассогласованности способностей его души, ревностности (эмоционально окрашенного стремления к действию) и воли.

В обычном состоянии воля определяет для человека цель его устремлений, а ревностность является «мотором», который позволяет двигаться к ней, преодолевая трудности. При унынии же человек направляет ревностность на свое нынешнее, далекое от поставленной цели состояние, а воля, оставшись без «двигателя», превращается в постоянный источник тоски о несбывшихся планах. Эти две силы унывающего человека вместо движения к цели как бы «тянут» его душу в разные стороны, доводя ее до полного изнеможения.

Такая рассогласованность - результат отпадения человека от Бога, трагическое следствие попытки устремить все силы своей души к земным вещам и радостям, в то время как даны они нам были для устремления к радостям небесным.

Различение грехов на смертные и не смертные весьма условно, ибо всякий грех, будь он малым или великим, разлучает человека с Богом, источником жизни. Любое «греходеяние» лишает самой возможности общения с Богом, умерщвляет душу.

Основой гармоничного развития духовного и материального миров является соблюдение существующих, базовых правил и законов, нарушение которых непременно ведет к разрушениям и катастрофам.

Причем нравственные правила существования в обществе точно отражают заповеди христианской религии, а потому соблюдение их положено, как людям верующим, так и далеким от Церкви.

В православии грехи разделяют по степени тяжести возможности их искупить. Особое внимание уделяется такому явлению, как семь смертных грехов. Далеко не каждый понимание смысл данного словосочетания и какие именно грехи вера относит к смертным.

В чем отличие светской морали от религиозной? Религия всегда более обобщенно формулирует моральные нормы и обосновывает их, ссылаясь на высшие силы. В светской жизни законы более конкретны и объясняются логически.

Согласно христианской религии, смертный грех – это самый тяжкий из возможных грехов и искупается он исключительно через покаяние. Для души свершившего смертный грех человека дорога в рай закрыта, если таковой не искуплён. Считается, что именно смертный грех, невзирая на его кажущуюся безобидность, ведет к совершению более тяжких грехов.

Христианское учение выделяет 7 смертных грехов, а названы они так потому, что бессмертная душа погибает в случае постоянного их повторения и сгорает в аду.

Библейские тексты не являются обоснованием грехов смертных и представляют собой Божье откровение, впервые появились упоминание о них в более поздних текстах богословов.

Семь смертных грехов

На самом деле поступков, которые можно прировнять к смертному греху гораздо больше, чем семь, но все они условно объединены в семь групп. Впервые такая классификация появилась в 590 году и предложил ее святитель Григорий Великий. Вместе с тем Церковь опирается на другую классификацию, состоящую не из 7 грехов, а из восьми.

Гордость

Первый и страшнейший из грехов, который выделяет православие – это гордость. Согласно писанию, известен он был еще до сотворения человека. Тяжесть греха в презрении ближнего, возвышении своего «Я».

Гордость – это стремление оказаться выше других, доказать личное превосходство. Она омрачает ум и не дает человеку реально смотреть на действительность. Считается, что человек, подверженный гордыне со временем сжигает в себе все лучшие чувства и руководствуется только ею. Через время самооценка слишком завышается, и он начинает думать только о себе превосходном.

Чтобы победить гордость, необходимо научиться любить Бога и всё живое на земле. Это очень большой труд и потребует немало душевных сил, но со временем сердце гордеца очистится, и он совершенно иначе посмотрит на окружающих и своё место в обществе.

Зависть

Зависть – это прежде всего недовольство тем, что имеется у человека, желание получить то, что есть у других. К этой же группе грехов относится и ревность. Человеком постоянно руководит уверенность в том, что мир несправедлив, что он заслуживает гораздо большего, чем другие, но не имеет даже этого.

Достаточно часто подобные мысли становятся причиной совершения более тяжкого греха, толкают на преступление.

Для человека потребность в воде и пище является нормальной, таким образом он подкрепляет силы и получает наслаждение. Важно только соблюдать грань между необходимым насыщением и переизбытком в еде. Каждый должен научиться жить и в изобилии, и в недостатке, не брать больше того, что положено человеку.

Греховна не сама пища и его потребление, а жадность и стремление съесть больше, чем того требует организм. Чревоугодием считается как стремление съесть побольше, так и желание есть только вкусно, не зная меры.

Постоянное желание набить желудок заставляет о пище духовной. Со временем чревоугодие становится . Победить данный грех можно только через молитву и соблюдение постов.

Блуд

Один из самых тяжелых грехов – блуд. Церковь относит к прелюбодеяниям любые проявления сексуальной активности вне брака. Это и беспорядочные связи, измены, неестественная половая жизнь. Причем не только телесная страсть является грехом, а и непристойные эротические помыслы, и мечтания. Церковь считает, что истоки телесной страсти – это прежде всего результат умственной деятельности и непристойного воображения.

Только в браке возможна телесная близость, рожденная в результате единения душ и любви, а блуд разрушает такой моральный фундамент и взамен дает нечестные плотские радости.

Гнев

Гнев является причиной множества конфликтов, он уничтожает дружбу, доверие, любовь и другие человеческие чувства. В гневе человек страшен и может обругать, обидеть, оскорбить и даже убить. Нередко данная страсть порождена гордыней и завистью, она травмирует душу человека и ведет к огромным неприятностям.

Алчность

Принято считать, что алчность – смертный грех, присущий исключительно богатым людям. Подразумевается, что уже имея богатство, человек всячески пытается преумножит его. Но мнение такое ошибочно, независимо от уровня материального благополучия, алчностью страдать может любой. Заключается данная страсть в навязчивом, непреодолимом желании обладать деньгами и другими материальными ценностями.

Человек просто болезненно желает иметь много денег, даже не задумываясь, нужны ли они ему и для чего. Такая любовь к финансам не допустима по мнению Церкви и разрушает духовность человека.

Уныние

Уныние – это состояние общей расслабленности в сочетании с ленью и пессимистическим настроением. Для унылого человека всякое дело неинтересно, скучно.

Такое настроение отвлекает его от работы, забирает душевные силы, отвлекает от молитвы и отдаляет от Бога. Человек часто впадает в депрессии, его постигает отчаяние и появляются суицидальные мысли.

Чтобы побороть грех, необходимо воспитывать собственную силу воли, бороться со скукой и ленью, которые мешают добиться успеха.

Семь смертных грехов в искусстве и культуре

Многие века человечество ассоциирует семь смертных грехов с различными идеями и образами. Именно поэтому столь широко раскрыта тема в творчестве многих писателей, художников, скульпторов и других деятелей культуры и искусства. Причем, актуальна тема была в период средних веков, когда творили Данте, Марло, Босх, так и сегодня.

Разница только в том, что в современном искусстве больше внимания уделяется природному объяснению причин и последствий каждого из грехов, в то время как Божественная комедия Данте или картина изображения семи грехов Босха просто пропитаны мистикой.

Сегодня понимание греха у людей формируется под влиянием научных психологических и социологических обоснований. Но невзирая на это, смертные грехи продолжают оставаться объектом художественной фантазии, способным вызвать интерес людей и привлечь внимание, а потому библейские сюжеты активно используют в своем искусстве художники, ювелиры и дизайнеры.

Среди последних работ следует отметить лондонскую выставку зеркал Барнаби Барфорда, рамы которых символизировали каждый из семи грехов. Зрителя заставляет задуматься виденье собственного отражения в зеркале, обрамленном столь метафорическими рамами.

Знаменитый мастер ювелирного искусства Стефан Вебстер создал коллекцию перстней с драгоценными камнями, символизирующих каждый из семи грехов.

А художница из Сербии БилянаДжурджевич создала серию реалистичных картин, отображающих сущность греховных поступков и пороков.

Лидер германского музыкального коллектива «DasIch»проиллюстрировал видение грехов на фотографиях, где он запечатлел собственное лицо, загримированное и искривленное в различных мимических позах.

Заключение

Каждый человек может оступиться и совершить проступок, в том числе и смертные грехи. Но если ситуация повернулась так, что уже пришлось столкнуться с собственными грешными деяниями, то следует поразмыслить, и приложить все усилия к тому, чтобы не повторять грех и избавиться от него.

Необходимо бороться с собственными страстями, придерживать эмоции, искоренять грех на этапе его зарождения. Чем больше грех входит в душу и сознание человека, тем сложнее от него избавиться и постепенно он способен полностью поработить человека.

Грех – религиозное понятие, подразумевающее полное или частичное, прямое или косвенное нарушение человеком установленных табу в результате сознательных поступков, противоречащее нормам этой религии. Часто под ним понимают и нарушение общепринятых этических и моральных норм данного общества.

В православной традиции грех – то деяние, которое наносит вред душе человека. Важно в первую очередь не то, какие грехи бывают, а вечное посмертное осуждение и муки ада для тех, кто искренне не раскается в содеянном.

Какие грехи бывают у человека в православии

Какие бывают грехи в православии? Существуют различные классификации. Наиболее распространена следующая.

  • Грехи против собственной личности. Не приветствуется излишнее самолюбование и нарциссизм. Наоборот, рекомендуется смирение и послушание. К этой же категории относятся ложь, зависть и пустословие, лень, стойкая обида и показное хорошее поведение, чрезмерная концентрация на физическом здоровье в ущерб духовному. Еще – употребление спиртных напитков и наркотических средств, азартные игры, увлечение эротикой и порнографией, измена супругу, секс вне брака (церковного) и любые мысли на этот счет.

  • Грехи против других людей. Ненависть к ближним, неумение искренне прощать и забывать обиды, нежелание отказаться от мести. В эту же категорию попадает непочтительное отношение к родителям и другим старшим по возрасту людям, неисполнение данных обещаний и невозвращение вовремя взятого в долг. Также это советы, подталкивающие других к греховным поступкам (например, аборту) и развращение, воровство, отказ в помощи при возможности ее оказать, безответственное отношение к своей работе и плодам чужого труда. Еще – отказ от родительских обязанностей, пренебрежение воспитанием детей, злословие и распространение клеветы и даже просто сплетен, насмешки за спиной и лицемерие в лицо.
  • Грехи против Бога. В первую очередь – несоблюдение его воли, выраженной в библейских заповедях и канонических текстах. Также – маловерие, отсутствие благодарности, притворная религиозность, подверженность суевериям. К ним же относится частое упоминание Бога без достойного повода, богохульство, недовольство тяготами и испытаниями, выпавшими в жизни, неискренние молитвы и нерегулярное посещение храмов, суицидальные мысли.


Смертные грехи

Какие бывают смертные грехи? Они сформулированы почти полторы тысячи лет назад. Общее для них то, что совершивший любой из них навсегда теряет свою бессмертную душу, которая погибает. Без покаяния пути к спасению нет.

  1. Гордыня. Начинается все с приписывания себе вымышленных достоинств, поднимающих над остальными. Затем прекращается общение, знакомство и всякие контакты с теми, кто считается неподходящей компанией по причине низкого социального статуса, недостаточного интеллектуального развития, и так далее. Рвутся связи с друзьями и близкими. В результате душевная черствость ведет к неспособности любить.
  2. Зависть. Желание обладать тем, что есть у других.
  3. Чревоугодие. Помните, что мы едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть. В пище важно соблюдать умеренность. Бесконтрольное обжорство и отказ от пищи духовной ради еды ведут к смерти души.
  4. Блуд. В эту категорию попадают беспорядочные связи, любые сексуальные извращения, измена супругу или супруге, внебрачные связи. Причем не только на деле, но и в мыслях.
  5. Алчность. Помимо денег и вещей в жизни есть гораздо более важные вещи. Для человека, который выше всего ставит материальное благополучие и патологическое стремление обладать какими-то вещами, путь к спасению закрыт по определению.
  6. Гнев. Существует, конечно, и справедливый гнев, объектом которого является все греховное и нечестивое. Но опасен тот, которые направлен против ближних, выражаясь в нецензурных оскорблениях, брани, рукоприкладстве.
  7. Уныние. Частые жалобы на жизненные невзгоды и трудности, общий пессимизм, концентрация на случившихся неудачах и сорвавшихся планах.

Видео по теме статьи

Список худших человеческих страстей состоит из семи пунктов, которые нужно безукоризненно соблюдать ради спасения души и праведной жизни. На самом деле, о грехах мало что упоминается непосредственно в Библии, ведь они были написаны известными богословами из Греции и Рима. Окончательный список смертных грехов был сформирован папой Римским Григорием Великим. Каждый пункт имел свое место, а распределение было выполнено по критерию противопоставления любви. Список 7 смертных грехов в порядке убывания от самого серьезного к менее значительному выглядит следующим образом:

  1. Гордыня — один из страшнейших человеческих грехов, подразумевающий под собой высокомерность, тщеславие, чрезмерную горделивость. Если человек переоценивает свои возможности и постоянно твердит о своем превосходстве над другими — это противоречит величию Господнему, от которого происходит каждый из нас;
  2. Зависть — это источник серьезных преступлений, возрождающихся на почве желания чужого богатства, благополучия, успешности, статуса. Из-за этого люди начинают делать другим пакости до тех пор, пока предмет зависти не потеряет все свои богатства. Зависть — прямое нарушение 10-й заповеди;
  3. Гнев — поглощающее изнутри чувство, которое является полной противоположностью любви. Оно может проявляться как ненависть, возмущение, негодование, физическое насилие. Изначально Господь вложил это чувство в душу человека для того, чтобы тот мог вовремя отказаться от греховных поступков и соблазнов, но вскоре оно само переросло в грех;
  4. Леность — присуща людям, которые постоянно страдают от несбыточных надежд, обрекая себя на скучную пессимистичную жизнь, при этом человек ничего не делает для достижения поставленной цели, а лишь унывает. Это приводит духовное и душевное состояние к крайней лености. Такая рассогласованность — это ничто иное, как отхождения человека от Господа и страдание из-за неимения всех земных благ;
  5. Алчность — чаще всего от этого смертного греха страдают богатые корыстные люди, но не всегда. Не важно, это человек из богатого, среднего и бедного класса, нищий или богач — каждый из них стремится приумножить свое богатство;
  6. Чревоугодие — этот грех присущ людям, которые находятся в рабстве у собственного желудка. При этом греховность может проявляться не только в обжорстве, но и любви к изысканным блюдам. Будь то обычный обжора или изысканный гурман — каждый из них превозносит еду в некий культ;
  7. Сладострастие, блуд, прелюбодеяние — проявляется не только в физической страсти, но и греховных мыслях о плотской близости. Различные непристойные мечты, просмотр эротического видео, даже рассказ пошлого анекдота — это уже по мнению православной церкви большой смертный грех.

Десять заповедей

Многие люди часто заблуждаются, отождествляя смертные грехи и Божьи заповеди. Несмотря на то, что в списках имеются некоторые сходства, 10 заповедей имеют непосредственное отношение к Господу, поэтому их соблюдение так важно. Согласно библейским рассказам, этот список был вручен самим Иисусом в руки Моисея. Первые четыре из них рассказывают о взаимодействии Господа и человека, последующие шесть повествуют об отношениях между людьми.

  • Верь в единственного Бога — в первую очередь эта заповедь была направлена на борьбу с еретиками и язычниками, но с тех пор потеряло такую актуальность, ведь большинство верований направлены на чтение единого Господа.
  • Не создавай себе кумира — изначально данное выражение употреблялось по отношению к поклонникам идолов. Сейчас же заповедь трактуется, как отказ от всего, что может отвлекать от веры в единого Господа.
  • Не произноси имени Господа понапрасну — нельзя просто так упоминать о Бога мимолетно и бессмысленно, это касается выражений «О, Боже», «Ей Богу» и т.д., употребляющихся в диалоге с другим человеком.
  • Помни о выходном дне — это не просто день, который нужно посвятить отдыху. В этот день, в православной церкви это зачастую воскресенье, нужно посвятить себя Богу, молитвам к нему, раздумьям о Всевышнем и т. д.
  • Почитай своих родителей , ведь именно они после Господа подарили тебе жизнь.
  • Не убивай — согласно заповеди только Бог может отнять жизнь у человека, которому сам ее и дал.
  • Не прелюбодействуй — каждый мужчина и женщина должны жить в моногамном браке.
  • Не кради — согласно заповеди только Бог дает все блага, которые именно он и может отнять.
  • Не лги — нельзя клеветать на ближнего своего.
  • Не завидуй — нельзя желать чужого, причем это касается не только предметов, вещей, богатств, но и супругов, домашних животных и т. д.

Различение грехов на смертные и не смертные весьма условно, ибо всякий грех, будь он малым или великим, разлучает человека с Богом, источником жизни, и человек согрешивший неизбежно умирает, хотя и не тотчас после грехопадения. Это видно из Библии, из повествования о грехопадении прародителей рода человеческого Адама и Евы. Не велик был (по нынешним меркам) грех вкусить плода от запретного древа, но через этот грех умерли и Ева и Адам, и по сей день все умирают…

Кроме этого, в современном понимании, когда говорят о грехе «смертном», то имеется в виду, что тяжкий смертный грех убивает душу человека в том смысле, что она становится неспособной к Богообщению до тех пор, пока не покается и не оставит этот грех. К таким грехам относятся убийство, блуд, всякая бесчеловечная жестокость, богохульство, ересь, оккультизм и магия, и т. д.

Но и незначительные, мелкие «не смертные» грехи могут умертвить душу грешника, лишить ее общения с Богом, когда человек не кается в них, и они большим грузом лежат на душе. К примеру, одна песчинка нам не в тягость, а если их накопится целый мешок, то этот груз придавит нас.

Что такое смертный грех?

Что такое смертный грех и чем он отличается от других «несмертных» грехов? Если ты повинен в смертном грехе и искренне покаешься в нем на исповеди, простит ли через священника Бог этот грех или нет? И еще хочется узнать: те грехи, в которых всей душой и сердцем покаялся на исповеди, и священник отпустил эти грехи, если больше их не совершать, за них не будет судить Бог?

Отвечает священник Дионисий Толстов:

Когда человек произносит такое словосочетание, как «смертный грех», тогда сразу же по логике мышления хочется задать вопрос: а что такое несмертный грех? Разделение грехов на смертные и несмертные – лишь условность. На самом деле любой грех смертный, любой грех – это начало погибели. Святитель перечисляет восемь смертных грехов ( , см. также ниже). Но эти восемь грехов – это лишь классификация всех возможных грехов, которые может совершить человек; это как бы восемь групп, на которые подразделяются все они. указывает, что причина всех грехов и их источник состоит в трех страстях: это себялюбие, сластолюбие и сребролюбие. Но, однако, этими тремя пороками не охватывается вся бездна грехов – это лишь начальные условия греховности. Так же и с теми восьмью смертными грехами – это классификация. Каждый грех должен быть уврачеван покаянием. Если человек принес искреннее покаяние в своих грехах, то, конечно, Бог ему простит исповеданные грехи. Именно для этого и существует исповедь. «Покайтесь и веруйте в Евангелие», – говорится в начале Евангелия от Марка. За раскаянный грех человек не понесет осуждения. «Не бывает греха непрощаемого, кроме греха нераскаянного», – говорят Святые Отцы. Бог по своей неизреченной любви к роду человеческому установил таинство исповеди. И приступая к таинству покаяния, мы должны твердо верить, что Бог простит все наши грехи. Святитель говорил: «Покаявшиеся блудники вменяются с девственниками». Вот какова сила покаяния!

иеромонах Иов (Гумеров) :
«Как болезни бывают обычные и смертельные, так и грехи бывают менее или более тяжкие, то есть смертные… Смертные грехи истребляют в человеке любовь к Богу и делают человека мертвым для восприятия Божественной благодати. Тяжелый грех настолько травмирует душу, что ей потом очень сложно вернуться в нормальное свое состояние.
«Выражение «смертный грех» имеет основание в словах св. апостола Иоанна Богослова (). В греческом тексте стоит прос фанатон – грех, который идет к смерти. Под смертью имеется ввиду духовная смерть, которая лишает человека вечного блаженства в Царстве Небесном».

священник Георгий Кочетков
В Ветхом Завете ряд преступлений наказывался смертной казнью. Отсюда и возникло понятие смертного греха, т. е. такого поступка, следствием которого является смерть. При этом никакое достойное смерти преступление не может быть прощено или заменено выкупом (), т. е. человек не может изменить своей участи даже покаянием. Такой подход возник из убеждения, что ряд поступков человек может совершить только в том случае, если он уже давно пребывает вне связи с Источником Жизни или, точнее, черпает вдохновение в источнике чуждом. Другими словами, если человек совершает смертный грех, то это значит, что он нарушил Завет и поддерживает свою жизнь за счет разрушения окружающего мира и людей. Таким образом, смертный грех – это не просто преступление, которое, согласно законодательству, карается смертной казнью, но и некая констатация того факта, что человек, совершающий такое дело, внутренне уже мертв и должен быть упокоен, чтобы от него не пострадали живые члены общины. Конечно, с точки зрения секулярного гуманизма такой подход весьма жесток, но такой взгляд на жизнь и человека чужд библейскому сознанию. Мы же не должны забывать, что в ветхозаветные времена не существовало иного способа прервать распространение тяжкого греха в народе Божьем, кроме такого, когда носитель смерти подвергается смертной казни.

святитель :
«Смертные грехи для христианина суть следующие: ересь, раскол, богохульство, отступничество, волшебство, отчаяние, самоубийство, любодеяние, прелюбодеяние, противоестественные блудные грехи, кровосмешение, пьянство, святотатство, человекоубийство, грабеж, воровство и всякая жестокая, бесчеловечная обида.
Только один из этих грехов – – не подлежит врачеванию , но каждый из них умерщвляет душу и делает ее неспособною для вечного блаженства, доколе она не очистит себя удовлетворительным покаянием…
Впадший в смертный грех да не впадает в отчаяние! Да прибегает к врачевству покаяния, к которому призывается до последней минуты его жизни Спасителем, возвестившим во Святом Евангелии: верующий в Меня, аще и умрет, оживет (). Но бедственно пребывать в смертном грехе, бедственно – когда смертный грех обратится в навык!».

С.М. Масленников:
В 1 томе святителя есть перечень страстей с примерами их проявления, а в 3 томе имеется приведённый им перечень смертных грехов.
Мы сделали так: сравнили примеры грехов в страстях с примерами смертных грехов и оказалось, что смертные грехи входят у святителя в перечень грехов по каждой страсти в соответствие со своей страстью. Из этого уже легко сделать вывод: страсть – это болезнь души, подобная дереву, приносящему ядовитые плоды – грехи и некоторые из этих грехов наиболее тяжки, потому что даже при одноразовом проявлении они разрушают мир с Богом, отступает благодать – такие грехи святитель назвал смертными.