Размножение и посадка: вегетативное размножение. Вегетативное размножение цветковых растений Примеры вегетативного размножения растений таблица

Вегетативное размножение - это размножение частями растений: побега, корня, листа, либо группами соматических клеток этих органов. Такое размножение - одно из приспособлений для образования потомства там, где затруднено половое размножение.

Сущность вегетативного размножения

В основе вегетативного способа лежит регенерационная способность растений. Этот тип размножения широко распространен в природе и часто используется в растениеводстве. При вегетативном размножении у потомства повторяется генотип родителя, что очень важно для сохранения признаков сорта.

В природе вегетативное размножение происходит корневыми отпрысками (вишня, осина, осот, бодяк), отводками (скумпия, дикий виноград), усами (земляника, лютик ползучий), корневищами (пырей, тростник), клубнями (картофель), луковицами (тюльпан, лук), листьями (бриофиллум).

Все естественные способы вегетативного размножения растений широко используются человеком в практике растениеводства, лесоводства и особенно садоводства.

Природные способы размножения

Размножение отводками применяют для выращивания смородины, ореха, винограда, шелковицы, азалии и др. Для этого одно-, двулетний побег растения наклоняют в специально вырытую канавку, пришпиливают и засыпают землей так, чтобы конец побега оставался над поверхностью почвы.

Можно и без канавки разложить побеги радиусами на выровненной поверхности почвы, пришпилить их и присыпать землей. Укоренение идет лучше, если под почкой делают надрезы коры. Приток к надрезам питательных веществ стимулирует образование придаточных корней. Укоренившиеся побеги отделяют от материнского растения и рассаживают.

Ягодные кустарники размножают также делением куста на несколько частей, каждую из них высаживают на новое место.

Корневыми отпрысками размножают розу, сирень, айву, рябину, боярышник, малину, ежевику, вишню, сливу, хрен и др. Специально травмируя корни, садоводы вызывают усиленное образование корневых отпрысков. Пересаживают их с частью материнского растения.


Искусственные способы

Черенками называют срезанные для этой цели части побега, корня, листа. Стеблевые черенки - одно-, двулетние побеги длиной 20-30см. Срезанные черенки высаживают в почву. На их нижнем конце вырастают придаточные корни, а из пазушных почек - новые побеги. Для повышения приживаемости перед посадкой нижние концы черенков обрабатывают растворами стимуляторов роста. Черенкованием размножают многие сорта смородины, крыжовника, винограда, роз и др.

Листовыми черенками размножают бегонии, узамбарские фиалки, лимон и др. Срезанный с черенком лист кладут нижней стороной на влажный песок, сделав на крупных жилках надрез для ускорения формирования придаточных корней и почек.

Корневые черенки - участки боковых корней длиной 10-20см заготавливают осенью, хранят в песке и весной высаживают в парники. Применяют для размножения вишни, сливы, малины, цикория, яблони, розы и др..


Размножение прививкой широко используют в садоводстве . Прививка - сращивание почки или черенка одного растения со стеблем другого, растущего в почве. Черенок, или почка, называется привоем, а растение с корнем - подвоем.

Окулировкой называется прививка почки с кусочком древесины. При этом на стебле одно-, двулетнего сеянца делают Г-образный надрез длиной 2-3см, горизонтальный - не больше 1см. Затем края коры осторожно отгибают, под кору вставляют глазок, обрезанный с кусочком древесины. Глазок плотно прижимают к древесине отворотами коры. Место прививки обвязывают мочалом, оставляя открытой почку. После срастания стебель подвоя выше глазка удаляют. Окулировку проводят летом и весной.

Копулировка - прививка однолетнего черенка с несколькими почками. В этом случае привой и подвой должны быть одинаковой толщины. На них делают одинаковые косые срезы. Привой прикладывают к подвою так, чтобы их ткани совпали (особенно важно совпадение камбия) и тщательно привязывают мочалом. При разной толщине подвоя и привоя делают прививку в расщеп, за кору, в прикладку и др.

Значение в сельском хозяйстве

Искусственное вегетативное размножение растений имеет большое значение в сельском хозяйстве. Оно дает возможность быстро получить большое количество посадочного материала, сохранять признаки сорта и размножать растения, не образующие семян.

Поскольку при вегетативном размножении происходит митотическое деление соматических клеток, потомство получает тот же набор хромосом и полностью сохраняет признаки материнских растений.

Тема урока: «Вегетативное размножение растений»

Цели: 1. Продолжить формирование понятия – размножение.

2. Изучить способы вегетативного размножения, выработать практические умения и навыки по размножению растений с помощью вегетативных органов.

3. Воспитание бережного отношения к родной природе.

Оборудование: таблицы по размножению растений, комнатные растения, нож, вода, горшок с землей, черенки растений, клубни, луковицы.

Задача урока :

    Конкретизировать знания учащихся о вегетативных органах растений и изучить основные способы вегетативного размножения растений.

    Прививать практические навыки и умения – размножать растения и ухаживать за ними

    Показать роль вегетативного размножения в природе и сельском хозяйстве.

Тип урока: комбинированный.

    Организационный момент (проверка готовности класса).

    Мотивация знаний. Ребята, мы с вами на протяжении нескольких уроков изучали строение растений, основные процессы, протекающие в них. Узнали, что такое половое размножение у цветковых растений. А если растение не цветковое или процесс опыления не возможен, то как размножаются растения? Об этом мы поговорим сегодня на уроке.

Вопрос классу:

Почему растения, для которых характерен в основном неподвижный образ жизни, широко распространены по земному шару? Ответ на этот вопрос вы найдете сегодня на уроке, тема которого «Вегетативное размножение растений».

1. Какие растения являются цветковыми? Как еще их называют и почему? (Растения, которые цветут, Покрытосеменные)

2. На какие две группы можно разделить все органы цветковых растений? (Вегетативные – корень, побег, лист, стебель, почка. Генеративные – цветок, плод, семя)

3. Что такое размножение? (Это воспроизведение себе подобных)

Объяснение учителя:

Растения расселяются, занимают новые территории благодаря размножению. Размножение – это характерный признак всех живых организмов воспроизводить себе подобных, увеличивать количество особей данного вида. Хотя каждый организм живет ограниченное время, благодаря размножению, растения существуют на земле миллионы лет.

Размножение – единственный путь к бессмертию, именно в размножении заключается смысл жизни любого организма, следовательно, к этому процессу относиться следует с глубочайшим трепетом и уважением. В определенную пору размножаются растения, животные, грибы, бактерии. Это один из сложных процессов жизнедеятельности, благодаря которому, не прерывается нить жизни.

4. Какие способы размножения вам известны? (Половое и бесполое)

Учитель: Подумайте, какую форму бесполого размножения человек часто использует в своей практической деятельности? (Вегетативное размножение растений)

5. Почему размножение называют вегетативным?

Вегетативное размножение – это способ бесполого размножения, при котором новые особи образуются из вегетативных органов, их частей, или их видоизменений, а так же групп клеток.

Почему именно этот способ размножения? В чем его преимущества? (Если затруднено размножение с помощью семян, быстрее вырастают и начинают плодоносить, быстрее расселяются и захватывают новые территории)

Используя свой жизненный опыт, вспомните, какими способами осуществляется вегетативное размножение растений?

Таблица «Вегетативное размножение растений»

    Усвоение новых знаний.

Способы вегетативного размножения:

(Изучение темы с примерами растений, которые размножаются таким способом)

    Листьями – Целым листом (бегония, очиток, каланхоэ, седум, фиалка) или частью листа (сансевьера).

    Стеблевыми черенками. Стеблевой черенок – это отрезок побега с несколькими узлами, почками и придаточными корнями (смородина, роза, тополь, бальзамин, виноград, традесканция).

К сожалению, при размножении стеблевыми черенками не всегда удается легко получить новое растение: черенки являются очень уязвимыми, они могут загнивать, повреждаться болезнями и вредителями. Поэтому в садоводстве чаще применяют другой, более надежный способ – размножение отводками.

3. Отводками. Отводок – это отделенный от растения укоренившийся боковой побег (крыжовник, смородина, жасмин).

4. Делением кустов. Большой куст делят на части(многолетние травы, пионы, полынь, маргаритки, флоксы, примула).

5. Усами. Усы – удлиненные надземные ползучие недолговечные побеги с длинными междоузлиями и чешуевидными листьями, образующие на верхушках розетки листьев, укореняющиеся с помощью придаточных корней (хлорофитум, лютик, земляника, клубника).

6. Корневыми черенками. Корневой черенок – это отрезок корня с придаточными почками у корнеотпрысковых растений (одуванчик, вишня, малина, осот).

7. Корневыми отпрысками. Это побеги, выросшие из почек на корнях (слива, малина, вишня, сирень, осина).

Подземными видоизмененными побегами.

8. Луковицами. Детка луковицы – это разросшаяся боковая почка, отделившаяся от луковицы (лук, чеснок, тюльпан, нарцисс).

9. Клубнями. Клубень – это однолетний подземный побег растения с утолщенным стеблем, часто имеющим сферическую форму и зачаточные листья, и пазушных почек которых на следующий год вырастают новые побеги (картофель, топинамбур).

10. Корневищами. Корневище – это видоизмененный подземный побег (пырей, ландыш, ирис)

Следующий способ размножения является достаточно сложным и может быть выполнен при наличии необходимых навыков. Без него не обходится ни один садовод, по этому следите за тем, в каком порядке проводится действие и запоминайте.

11. Прививками. Прививка – это приживление части растения на другое растение. Другое название – трансплантация. Растение, на которое прививают, называется подвоем, а растение, которое прививают – привоем. В сельском хозяйстве прививки имеют большое практическое значение. Выращивание сортовых плодовых всегда осуществляется прививками. Прививкой размножают растения, у которых затруднено образование придаточных корней (яблоня, груша, цитрусовые).

Мы перечислили основные методы вегетативного размножения. А каково их значение?

Значение вегетативного размножения

    1. Растения быстро расселяются на новые территории.

      Иногда семенное размножение затруднено и вегетативный способ размножения является единственным (земляника, ландыш).

      Сохраняются все признаки материнского растения.

      Успешная конкуренция с другими растениями.

    Закрепление материала:

1. О каком способе вегетативного размножения идет речь в загадке:

«У мамы дочки на шнурочке»?

2. Прокомментируйте поговорки:

«Приживчивое дерево ива: из тычка растет»

«Верба, что луговая трава: ее выкосишь, а она снова выросла»

«Кто крапиву с корнем не удаляет, тот понапрасну пропалывает»

Практическая работа «Вегетативное размножение растений».

Выставление оценок, комментарий к проведению урока.

V . Домашнее задание: &, ответить на вопросы, заполнить таблицу.

Способы вегетативного размножения

Название растения

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.

Цель:

Осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные : показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные:

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ-ходимости ответственного, бережного отношения к окру-жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без-опасного образа жизни

Личностные :

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответ-ствующего современному уровню развития науки и обще-ственной практики.

Познавательные : умение работать с различными источниками информации, пре-образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру-гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации;анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные :.

Умение самостоятельно планировать пути достиже-ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби-рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности - индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Цели: познакомить со способами вегетативного размножения цветковых растений; показать роль вегетативного размножения растений в природе.

Оборудование и материалы: таблицы: «Вегетативные органы растений», «Вегетативное размножение растений»; рисунки и фо-тографии растений, комнатные растения, гербарии; клубень кар-тофеля, луковица лука.

Ключевые слова и понятия: вегетативное размножение, размно-жение ползучими побегами, размножение корневищами, размноже-ние клубнями, размножение луковицами, размножение листьями, размножение корневыми отпрысками, размножение выводко-выми почками; значение вегетативного размножения в природе.

Ход урока

Актуализация знаний

Ответьте на вопросы.

В каком направлении происходит перемещение органиче-ских веществ в растении?

По каким структурам происходит перемещение органиче-ских веществ в растении?

В каких слоях стебля растения расположены ситовидные трубки?

Какими клетками они образованы?

Опишите опыт, доказывающий перемещение органических веществ от листьев к корням растения.

В каком направлении происходит перемещение воды и рас-творенных в ней минеральных веществ в растении?

По каким структурам перемещается вода с растворенными в ней минеральными веществами?

По каким структурам происходит перемещение воды в стебле?

Где расположены сосуды?

Укажите особенности строения растительных сосудов.

Опишите опыт, доказывающий перемещение воды и ми-неральных веществ по сосудам древесины с восходящим током?

Откуда поступают вода и минеральные вещества в растение?

В результате каких процессов образуются органические ве-щества в растении?

Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

Вспомните, на какие две группы можно разделить органы растений в зависимости от основных выполняемых ими функций. (На вегетативные и генеративные.)

Какие органы являются генеративными? (Цветы, плоды и семена.)

Какова их основная функция? (Размножение.)

А какие органы являются вегетативными? (Корень, стебель, лист.)

Какова их основная функция? (Обеспечениерастения водой, органическими и минеральными веществами.)

Но мы знаем, что, кроме основных, вегетативные органы вы-полняют иногда и другие, несвойственные им функции.

Приведите примеры растений, вегетативные органы кото-рых осуществляют какие-либо дополнительные функции. (Например, видоизмененный корень моркови, а также корне-вые клубни георгина, видоизмененный стебель картофеля за-пасают питательные вещества. Особые клубеньки на корнях бобовых растений способны усваивать газообразный азот.)

Кроме этого, с помощью вегетативных органов некоторые растения могут размножаться.

Как может называться такой способ размножения? (Ответы учащихся.)

Размножение растений с помощью вегетативных органов (без участия генеративных) называется вегетативное размножение .

В нем могут участвовать любые вегетативные органы растения. Вегетативное размножение широко представлено в природе.

Самостоятельная работа учащихся с учебником

Способ размноже-ния

Описание

растений

Размно-жение ползучи-ми побе-гами

На растении образуются удлиненные по-беги, стелющиеся по земле. В местах со-прикосновения с землей образуются при-даточные корни. Через некоторое время старые побеги отмирают у основания и растение становится самостоятельным

Земляника, кле-вер, луговой чай, будра плюще-видная, верони-ка лекарствен-ная, клюква

Размно-жение корневи-щами

На корневищах (видоизмененных побе-гах) из почек образуются молодые по-беги. Через некоторое время корневища между растениями могут разрушаться

Пырей ползу-чий, ландыш, ветреница, чер-ника, брусника, ирис, нивяник, майник, сныть

Размно-жение клубнями

Клубни отделяются от столонов. Из вер-хушечной и боковых почек развиваются надземные побеги, на которых образу-ются придаточные корни

Картофель,

топинамбур,

Размно-жение лу-ковицами

Из боковых почек на материнской луко-вице (видоизмененном побеге) образу-ются «детки» — дочерние луковицы

Дикий лук, тюльпан, гиа-цинт

Размно-жение ли-стьями

Части листовой пластинки некоторых растений могут отделяться от материн-ского растения и опадать на землю.

На отделившейся части образуются при-даточные корни

Сердечник лу-говой

Размно-жение корне-выми от-прысками

На корнях некоторых растений могут образовываться почки, из которых вы-растают побеги — корневые отпрыски

Сирень, осина, вишня, бодяк, осот, кипрей

Размно-жение вывод-ковыми почками

На листьях растения образуются особые выводковые почки , которые впоследствии опадают на землю и укореняются

Бриофиллюм, папоротник аспелениум жи-вородящий

(Учитель проверяет заполнение таблицы и делает вывод, де-монстрируя при этом комнатные растения, гербарии, таблицы с изображениями различных способов вегетативного размно- жения растений. Затем к доске вызывают учащихся, которые, пользуясь наглядным материалом, представленным в кабинете (таблицы, рисунки, комнатные растения, гербарии), рассказы-вают о каждом из способов вегетативного размножения и приво-дят примеры. Если кто-либо из учеников, отвечающих у доски, затрудняется ответить, ему помогает класс.)

Закрепление знаний и умений

Ответьте на вопросы.

В чем заключается смысл вегетативного размножения?

Каково значение этого способа размножения в природе?

Какими органами могут размножаться растения при веге-тативном способе?

Для каких растений характерно размножение видоизменен-ными побегами?

Для каких растений характерно размножение частями не- видоизмененных побегов?

Для каких растений характерно размножение корневыми отпрысками?

Самостоятельная работа

Закончить заполнение таблицы.

Творческое задание. Зарисовать различные способы вегета-тивного размножения растений. Каждый из способов изобразить на отдельном листе, подписать название. На обратной стороне перечислить растения, для которых характерен этот способ веге-тативного размножения.

Задание для учеников, интересующихся биологией. Подумать, в каких случаях возможно размножение растений исключительно вегетативными методами. Описать эти случаи.

Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»

В.В. Пасечника . Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

учебник «Биология», 6-й класс

Хостинг презентаций

Урок биологии в 6 классе по теме "Вегетативное размножение цветковых растений"

Цель урока:

изучить способы вегетативного размножения цветковых растений и научиться применять полученные знания на практике;

Образовательные задачи: 1) раскрытие значение понятий: черенки и их виды, отводки, корневые отпрыски, прививка почкой (окулировка), привой, подвой, выводковые почки, дочерние розетки, 2)рассмотреть особенности вегетативного размножения комнатных растений.

Развивающие задачи: формирование практических умений по осуществлению вегетативного размножения комнатных растений.

Воспитательные задачи: осуществление экологического, трудового воспитания;

Оборудование:

    ПК, презентация «Вегетативное размножение растений»,

    таблица «Вегетативное размножение растений»,

    различные комнатные растения (традесканция, фиалка, каланхоэ),

    клубни, луковицы,

    цветочные горшочки с почвой,

    сосуд с водой,

  • резиновые перчатки (для выполнения практических заданий),

    учебники, тетради,

Ход урока

I. Организационный момент .

Приветствие, отметка отсутствующих.

II. Проверка знаний. (Индивидуальный опрос) (Слайд 3 ) .

    На какие две группы можно разделить все органы цветковых растений в зависимости от основных выполняемых ими функций? (На вегетативные и генеративные.)

    Какие органы являются генеративными? (Цветы, плоды и семена.)

    Какова их основная функция? (Размножение.)

    А какие органы являются вегетативными? (Корень, стебель, лист.)

    Какова их основная функция? (Обеспечение растения водой, органическими и минеральными веществами.

III. Изучение нового материала .

Проблемный вопрос: п очему растения, для которых характерен в основном неподвижный образ жизни, широко распространены по земному шару?

Актуализация знаний

Что характерно для всех живых организмов? (Размножение, т.е. способность воспроизводить себе подобных - важнейшее свойство всех живых организмов.)

Растения расселяются, занимают новые территории благодаря размножению; благодаря этому на Земле существуют миллионы лет растения, животные, грибы, хотя каждый организм живет ограниченное время.

А какие существуют способы размножения растений?

(Семенами – половое, вегетативными органами - бесполое).

Сегодня мы будем изучать бесполое размножение, и тема урока: “Вегетативное размножение цветковых растений”. (Слайд 1 ) Открываем тетради, записываем число и тему урока.

Формулировка цели урока.

Способы вегетативного размножения цветковых растений.

(Объяснение учителя новой темы.)

Вегетативное размножение заключается в образовании новых особей из вегетативных органов. Имеет большое теоретическое и практическое значение. Широко распространено у дикорастущих растений, а также используется в сельском хозяйстве. В основе лежит регенерация, т.е. способность растений восстанавливать весь организм из какой-либо части. Вегетативное размножение можно подразделить на естественное (происходящее в природе без вмешательства человека) (Слайд 4) и искусственное , применяемое в практике растениеводства с использованием всех видов естественного вегетативного размножения, а так же особого приема – прививки (сращивания части размножаемого растения с соответствующим подвоем) (Слайд 5).

Естественное вегетативное размножение

Побегами, отделенными

от материнского растения: Надземными Корневищами: Луковицами:

ряска, элодея, традесканция ползучими пырей, хвощ, лук, тюльпаны,

ива побегами полевой, нарцисс, лилия

Клубнями: (усики, иван-чай

Отводками: картофель, плети)

пихта георгины. земляника,

костяника Зимующими почками:

Корневая поросль: пузырчатка, рдест,

тополь, осина, резак

Выводками почками: сирень, ежевика,

тонконог, очиток, кам- хрен.

неломка, каланхоэ (жи-

вороджение)

ИСКУССТЕННОЕ ВЕГЕТАТИВНОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ

Клубнями: Луковицами: Делением Порослью: Отводками:

картофель лук, чеснок, куста: деревья и крыжовник,

лилии, нарциссы, флоксы кустарники, виноград,

амариллисы маргаритки, образующие шелковица,

пионы. корневую азалии.

ЧЕРЕНКАМИ

ПРИВИВКА

Стеблевыми: Корневыми: Листовыми:

виноград, малина, лимон,

смородина, вишня, бегония, Глазком Прививка в

розы, кры- слива, глоксиния, расщеп

жовник рябина фиалка узум- Прививка Копулировка

В тетрадях начертите таблицу из трёх колонок: способ размножения, примеры растений, рисунок. Её заполнение мы начнём на уроке, а закончите вы дома.

Вегетативное размножение растений

Способ размножения

Примеры растений

Способы вегетативного размножения цветковых растений:

1) клубнями
2) корневыми черенками;
3) корневыми отпрысками;
4) стеблевыми черенками;
5) отводками;
6) прививка почкой (окулировка) и т.д.

По ходу рассказа учителя :

    внимание учащихся акцентируется на основных понятиях : черенки и их виды, отводки, корневые отпрыски, прививка почкой (окулировка), привой, подвой (используется презентация);

    рассматривание иллюстраций в учебнике;

    учащиеся в тетрадях заполняют первые две графы таблицы (необходимые рисунки в третьей графе учащиеся выполняют дома).

Сообщение учителя :

Размножение отводками” (Слайд 6).

отводками традесканции , плющ .

Прививка почкой (окулировка)” (Слайды 7 и 8).

Следующий способ размножения является достаточно сложным и может быть выполнен при наличии необходимых навыков. Без него не обходится ни один садовод, поэтому следите за тем, в каком порядке проводятся действия и запоминайте названия.

Вегетативное размножение комнатных растений .

Сообщение учителя .

Каланхое (бриофиллум) размножается выводковыми почками . (Слайд 9). Они опадают с листьев, быстро укореняются, и вскоре вырастают дочерние растения.

Специальные приспособления для вегетативного размножения имеются у некоторых видов кактусов – это боковые побеги“детки” . Иногда уже в раннем возрасте они бывают снабжены зачаточными корешками.

Комнатное растение циперус размножают делением взрослого растения на части . Взрослое растение острым ножом делят на несколько частей и каждую из них сразу сажают в отдельный горшочек. Но для этого растения существует ещё один интересный способ размножения: верхушку побега можно наклонить и опустить в стакан с водой. Через две недели растение готово к посадке в почву!

Комнатное растение хлорофитум размножается посадкой дочерних розеток , которые образуются на горизонтальных побегах, легко приживаются и быстро начинают расти как самостоятельные растения. (Слайд 10).

Многие растения укореняются при контакте стебля с почвой, т.е. размножаются отводками . Один из побегов пришпиливают и присыпают в средней части почвой. Лучшее время для отводков – начало периода активного роста. Таким способом размножают традесканции , плющ .

Один из самых распространённых способов размножения комнатных растений–черенкование . Чаще всего используют стеблевые или листовые черенки в зависимости от вида растения. (Слайды 11 и 12). Корневыми черенками комнатные растения практически не размножают. При размножении стеблевыми черенками можно использовать верхушечный черенок, тогда будет расти верхушечная почка. Но если черенок без верхушки, то он должен содержать хотя бы один узел (из междоузлия не вырастет новый побег). Черенок должен быть здоровым, без посторонних пятен, повреждений.

Черенки одних растений можно просто поставить в воду и подождать, когда появятся корни, а потом пересадить в землю. К таким растениям относятся фикусы , традесканции . Черенки других растений укореняются сложнее. Это, например, комнатные розы . Для их укоренения лучше использовать смесь песка и торфа.

Стеблевыми черенками размножаются также алоэ (столетник), монстера , толстянка (денежное дерево). Так размножается и комнатная лиана хойя . При этом на каждом заготовленном черенке должно быть не менее двух пар листьев. Срезать необходимо ниже узла, так как корни появляются на междоузлиях. Укореняется в воде и в смеси песка и торфа.

Другой разновидностью черенков являются листовые . Для листового черенка важно правильно определить его возраст. Если лист ещё совсем молодой, то все его силы уйдут на то, чтобы закончить рост. Если слишком старый, то может легко увянуть.

Листовыми черенками легко размножается популярное комнатное растение сентполия (узумбарская фиалка) . Весной или летом срезают лист с черешком длиной 2-3 см и помещают в воду или сразу в почву (при этом заглубляют на одну треть листовой пластинки). Через некоторое время вырастают миниатюрные розетки с листочками.

Листовыми черенками можно размножать бегонии , глоксинии , а также сансевиерию (щучий хвост) . Лист сансевиерии разрезают поперёк на несколько частей (длиной 5-7 см) и сажают с наклоном в слегка влажный речной песок или специальную смесь, поддерживая температуру воздуха 20-22 градуса..

Размножение растений с помощью видоизмененных побегов: клубней, луковиц и корневищ. (Слайды 13,14,15).

Таким образом, знание особенностей вегетативного размножения растений позволит нам украсить свой дом, класс, школу разнообразными комнатными растениями, создать уют и улучшить экологическую обстановку.

IV. Закрепление (выполнение практических заданий по инструкции в параграфе 34).

Сообщение учителя .

Задание следующее: осуществите вегетативное размножение предложенных комнатных растений

Инструктаж по технике безопасности перед выполнением практического задания .

Комнатные растения растут в каждом классе и у многих дома. Как же их размножают?

Знание способов вегетативного размножения растений имеет большое значение в комнатном цветоводстве.

/Презентация с использованием материалов научно – исследовательской работы по экологии ученицы 9 класса Семеновой Виктории. 2014г./ (Слайды 16 - 19).

Для выполнения задания к специально подготовленному столу вызвать нескольких учащихся (по количеству представленных комнатных растений). Используя необходимое оборудование, ребята осуществляют размножение растений и называют используемый способ.

V . Подведение итогов урока.

У цветковых растений имеются специфические органы размножения (генеративные), то для чего же нужно вегетативное размножение?

(Ответы учащихся. Учитель подводит итог, систематизирует ответы учеников.)

При помощи вегетативного размножения многие растения способны быстро расселяться, захватывая новые территории, так как полученные вегетативно молодые растения обычно гораздо крупнее и сильнее проростков, образовавшихся из семян. Кроме того, при неблагоприятных условиях может быть затруднено образование цветков и плодов, а также вызревание семян.

V I . Домашнее задание .

    Завершить заполнение таблицы.