Породы дерева их свойства, породы дерева для реставрации. Дерево в детской

Дерево - абсолютный тренд последних лет! Дерево в интерьере выглядит стильно и уютно, оно делает нас ближе к природе среди каменных джунглей.

Давайте разберемся, как лучше сочетать дерево в интерьере квартиры или дома.




Благодаря разнообразию оттенков и пород дерева в интерьере, можно создать уникальный и неповторимый дизайн. Использование дерева подойдет для многих популярных стилей.

Классический интерьер с деревом

Чтобы подчеркнуть утонченность и изящность интерьера, рекомендуем применять паркет темных тонов, плинтусы, карнизы, молдинги и колонны с открытой текстурой дерево, то есть, не покрывая их краской. Дерево идеально впишется в классический интерьер, если использовать его в качестве отделки стен панелями.













Американский классический интерьер

Подразумевает также частое использование дерева в интерьере, только белого цвета (беленый дуб или с покраской), с множеством деревянных деталей в интерьере - колонны, балки, балясины, и, конечно же, лестница.







Дерево в скандинавском интерьере

Подчеркнет многообразие текстур и фактур, правильно подобранные породы могут сделать помещение теплее или холоднее. Здесь также подойдет отделка стен деревом, выделение балок на фоне белого потолка. Здесь можно использовать вагонку и покрасить ее в нужный цвет (белый, черный, серый, синий).





Кантри и шале

Оформление интерьера деревом обязательно для стилей кантри и шале. Кантри - американский деревенский стиль, а шале, скорее “охотничий домик в заснеженных горах. Для кантри характерны серые, белые и фисташковые оттенки, а также градация коричневого цвета.

Интерьер шале темнее по цвету, мебель массивнее и увереннее. Здесь мы оставляем поверхность породы максимально натуральной, например, для украшения потолка подойдут грубо обработанные бревна.

Оцилиндрованный брус также можно использовать для декора мебели и облицовки искусственного камина. Дом из оцилиндрованного бруса практически не требует отделки стен внутри, в нем чувствуешь себя защищенным.



















Дерево в провансе

Еще один интерьер, который немыслим без натурального материала - прованс. Как в скандинавском и кантри стиле, отбираем используем светлые породы дерева, чтобы подчеркнуть легкость пространства, дополняем обилием тканей и резной деревянной винтажной мебелью разных оттенков (фисташковый, персиковый, лавандовый).






Каким может быть дерево?

Каждая порода дерева обладает достоинствами и недостатками и хороша в разных случаях.

Сосна

Одна из самых дешевых и популярных пород. Одновременно мягкая и прочная. Ее используют для отделки лестницы, производства мебели и декора. Солнечно-золотистый оттенок сосны впишется в современный интерьер, например, в скандинавский и прованс.



Дуб

Применяется для паркета, лестниц, дверей. Порода удивительно прочная и долговечная, поэтому подойдет для поверхностей. которые постоянно испытывают нагрузку. Цвет дуба варьируется - от беленого до мореного (практически черный). Благородная порода дуба идеально подойдет для классического интерьера.





Орех

Также относится к твердым благородным сортам, со временем становится темнее. Цвет - темно-коричневый, может отдавать рыжиной. Подходит для классических и деревенских интерьеров, привносит в обстановку изящество.



Светлый розоватый бук

Бук способен оживлять тёмные помещения. В распаренном виде он легко гнётся, а высохнув, сохраняет приданную форму. Из бука делают знаменитую гнутую венскую мебель. Его цвет варьируется от розовато-жёлтого до красновато-бурого. Древесина у бука очень прочная и твёрдая, хорошо шлифуется, а при обработке лаком практически не теряет цвета.





Карельская береза

С её неповторимым медово-янтарным цветом и загадочными прожилками сама по себе является достойным украшением интерьера.

Махагон

За насыщенный цвет древесины махагон обычно называют "красным деревом". Это очень прочный материал, он хорошо полируется, устойчив к внешним воздействиям. Кроме необычного цвета, для него характерно разнообразие рисунков волокон: он бывает гладким, полосатым, крапчатым, узорчатым.



    Выбирайте цвет дерева исходя из общей гаммы помещения (темное к темному, светлое к светлому)

    Чтобы помещение не выглядело перегруженным, для облицовки стен применяйте не более 50% древесины

    Выбирайте древесину исходя из ее мягкости и выносливости, одни породы подойдут только для пола, другие - для мебели

    При закупке паркетной доски обратите внимание на ее поверхность - дерево должно быть без пороков, ровным и гладким. Таким обязательно будет дуб, а вот мягкие породы - вишня и береза допускают шероховатость из-за хорошей впитываемости

    Некоторые породы могут менять цвет в течение времени. Например, вишня очень сильно темнеет, бук становится красноватым, а береза со временем выцветает

Дерево в отделке прекрасный материал, оно сохраняет тепло и изолирует шум. Дерево экологично и способно оживить любое помещение. Мебель из дерева надежна и красиво вписывается в любой интерьер.

Мы очень любим деревянные интерьеры и стараемся их предложить нашим клиентам. с применением деревянной отделки.





Нет, это дерево не облили краской. Это так задумала природа.

Очень яркие, очень красивые и не менее необычные деревья можно увидеть на Филиппинских островах. Называются эти деревья радужный эвкалипт.

Слово радуга в названии этого удивительного растения присутствует не случайно — их кора переливается почти всеми цветами радуги: желтым, оранжевым, синим, зеленым, фиолетовым и коричневым. Даже при близком знакомстве с эвкалиптом кажется, что его кору словно разрисовал абстракционист. Однако разноцветные полосы и пятна имеют природное происхождение и даже служат чем-то вроде индикатора возраста коры.

Радужный эвкалипт (лат. Eucalyptus deglupta) (англ. Rainbow Eucalyptus, Rainbow Gum, Mindanao Gum) - удивительное дерево, растущее до 70 метров в высоту, а его кора может быть окрашена в желтый, зеленый, оранжевый и даже фиолетовый цвет. Радужный эвкалипт — это единственный вид эвкалипта который произрастает в северном полушарии. Естественные места обитания этого дерева, т.е.его ареал лежит в Индонезии, Новой Гвинеи и Филиппинах. В настоящее время радужный эвкалипт можно встретить в Южной Америке, Малайзии, Шри-Ланке, Китае и некоторых других странах, где это дерево также культивируется.

В 1929 году радужный эвкалипт был впервые обнаружен на Гавайских островах, где отдельные деревья в высоту могут достигать 75 метров. Самое примечательное и необычное явление — наличие разноцветной коры объясняется тем, что эта самая кора отслаивается в разное время, а различные цвета ее - это своеобразные индикаторы возраста коры. Когда дерево недавно потеряло свою кору, то на этом месте на стволе новая внешняя кора будет иметь ярко-зеленый цвет. В течение длительного времени кора постепенно темнеет и изменяет свой цвет от синего до фиолетового. Еще позже она становится темно-бордовой или оранжевого цвета.

Таким образом на стволе можно обнаружить практически все цвета радуги. Взглянув на фотографию ствола радужного эвкалипта, создается впечатление, будто этот узор нарисовал какой-то художник абстракционист и совсем не верится что это прекрасное творение природы.

К большому сожалению радужные эвкалипты, несмотря на всю их красоту вовсе не охраняются, так как они широко используются по всему миру для создания качественной белой бумаги. Это самое идеальное дерево, в результате переработки которого получается особый ингредиент для создания бумаги. При этом древесина эвкалипта механически и химически перерабатывается в специальный сухой волокнистый материал, который позже размачивается в воде и используется в технологическом процессе.

Переработка дерева в бумагу в последние несколько лет увеличилось. Из всех деревьев эвкалипта, перерабатываемых в бумагу, лишь 16% были выращены специально. 9% –это старые леса, а 75% – леса третьего поколения, и выше. Эти деревья росли не одно десятилетие, чтобы в итоге быть переработанными на небольшое количество бумаги.

Кроме того, приятная по цвету светлая древесина радужного эвкалипта с успехом используется в малом судостроении и производстве мебели. Именно из-за стопок бумажных листов, столов и лодок сотни деревьев ежегодно вырубаются по всему миру, затрагивая при этом не только новые насаждения, но и естественные леса.

Однако в последнее время наблюдается и положительная тенденция увеличения культивирования радужных эвкалиптов и восстановления лесных массивов Если вы хотите увидеть живой Радужный Эвкалипт во всей его красе, вам нужно поехать в Индонезию, Папуа-Новую Гвинею или Филиппины – естественные места обитания этого дерева. Однако дерево было также культивировано в Южной Америке, Малайзии, Шри-Ланке, Китае и некоторых других странах

Гораздо более интересным является вопрос о том, что делает стволы радужных эвкалиптов настолько яркими и необычными. Это кажется настоящим чудом. Словно ствол был облит в несколько слоёв разными красками, при этом выбирали их специально – наиболее контрастные.

Но если присмотреться, то становится ясно, что это – результат своеобразной «линьки» тонкой коры. Подобное явление мы можем наблюдать и в наших широтах в сосновом лесу. Как и сосны, радужный эвкалипт, сменяет старую кору, которая облазит узкими полосками, закручиваясь и отпадая, на новую.

А вот цвет коры радужного эвкалипта напрямую зависит от возраста. Молодая кора имеет яркий салатный оттенок, постепенно она темнеет, становясь тёмно-зелёной, но на этом перемена цвета не ограничивается и вот уже полоски коры постепенно перелинивают в голубовато-серебристый, почти синий, фиолетовый, из него – в пурпурный, оранжевый, темнея в итоге до тёмно-бордового.

Именно эта потрясающая игра цветов коры и почти фантастическая красота радужных эвкалиптов может стать отправной точкой в стремлении человека сохранить такие великолепные деревья. Сейчас их уже стали выращивать просто возле дома. Да и кому не хотелось бы обзавестись собственной радугой за окном?

Рдужный эвкалипт родом с филиппинского острова Минданао. Примечателен не только этот факт. Как и у других эвкалиптов, кора этого дерева имеет свойство отслаиваться (обычно в виде узких полосок). На месте старой коры, образуется новая. По мере старения кора меняет окраску. Сначала она ярко-зеленая и темно-зеленая, затем оттенки становятся от голубоватой до пурпурной, следующий цвет — розово-оранжевый. В своей самой поздней стадии кора становится коричнево-малиновой.

На своей родине — Филиппинах — радужный эвкалипт растет во влажном тропическом лесу. Это вечнозеленое дерево, достигающее высоты 36 м. В 1929 году эвкалипт был интродуцирован на Гавайские острова, а затем в Южную Флориду.

С середины 20-го века радужный эвкалипт начали выращивать другие страны: Бразилия, Конго, Коста-Рика, Кот-д’Ивуар, Куба, Фиджи, Гондурас, Малайзия, Пуэрто-Рико, Самоа, Соломоновы острова, Шри-Ланка, Китай. Несмотря на то, что поверхность радужного эвкалипта самых разных цветов, древесина у него самая обычная по цвету - светлая, которая со временем темнеет, становясь красно-коричневой. Большинство плантаций радужного эвкалипта в мире предназначены для производства целлюлозы. Древесина также используется для производства ДСП, ДВП и древесной ваты. Из древесины эвкалипта можно изготавливать мебель, полы, лодки.

Также радужное дерево еще является и одним из самых высоких в мире, до гигантских секвой, растущих в Соединенных штатах ему, конечно, далеко, но отметку в 70 метров они покоряют спокойно, а отдельные экземпляры достигали почти 90 метров. А еще эвкалипты очень быстро растут — до 10 метров в год.

Породы дерева их свойства и внешний вид – необходимые знания для понимания антикварной мебели и определения времени её изготовления.

Характерные признаки той или иной породы дерева , как правило, ярко выражены. Есть, конечно, очень похожие по текстуре породы дерева, такие как дуб, ясень и каштан. Но они различаются по цвету древесины.

Знание породы дерева , из которого выполнена мебель, является одним из условий верного определения возраста предмета.

Например, такая порода дерева как груша, используемая в настоящее время имеет простую текстуру древесины, в то время, как старинная мебель изготавливалась только из груши свилеватой, более интересной, чем современная. Та, старая груша занесена в красную книгу и древесина её в настоящее время не применяется.

Многие породы дерева имеют четкие временные границы начала их применения в изготовлении мебели. До начала XVIII века Европа не знала красного дерева. Карельская берёза и тополь появились в мебели лишь в начале XIX века и то, только в России.

Породы дерева характеризуют целые стили. Готику называют дубовым периодом. Рококо – ореховым, ампир и классицизм расцветом использования красного дерева, да не просто красного, а только махагони. Все остальные разновидности этого прекрасного дерева начали использоваться лишь в конце XIX, начале XX века.

И так, знание породы дерева, из которого выполнен предмет столярно-мебельного искусства жизненно необходимо любому, кто желает научиться понимать мебель.

Светлые породы дерева

Кольцесосудистая порода. Ядро желтовато-коричневое и темно-бурое. Заболонь узкая, светло-желтая. Зрелая древесина имеет оттенки от светло-коричневой до желтовато-коричневой. Сердцевидные лучи широкие, видны на всех разрезах. Годичные слои хорошо видны на поперечном разрезе. Древесина твердая, прочная, долговечная, обладает красивой текстурой и цветом, стойкая к гниению, отлично подходит для производства паркета и паркетной доски. Со временем дуб немного темнеет, что придает оттенок благородной старины длительное время находящемуся в эксплуатации, но хорошо ухоженному полу. Древесина дуба высыхает сравнительно медленно, при ускоренной сушке склонна к трещинообразованию.

Ботаническое название - Quercus sp.pl., семейство буковых. Немецкое название - Eiche, английское - Oak, итальянское - Quercia Rovere. Отличается большим разнообразием, т.к. насчитывает в общей сложности около 200 разновидностей. Плотность: в среднем около 700 кг/куб.м. Твердость: 3,7 - 3,9.

Порода безъядровая, спелодревесная. Цвет древесины желтоватый, красновато-белый, паркет (паркетная доска) из неё имеет благородный вид. Годичные слои различаются ясно, сердцевидные лучи видны на всех разрезах. Древесина прочная и твердая с красивой однородной текстурой, хорошо гнется, но подвержена загниванию. Порода гигроскопичная - усыхает и сильно коробится, быстро реагирует на изменение окружающей среды (влажность и температура). Бук быстро реагирует на изменение влажности и в этом отношении является так называемой "капризной" породой. Хорошо обрабатывается. Древесина бука хорошо поддается специальной тепловой обработке, выравнивающей его окраску и сдвигающей ее в сторону более красных тонов (так называемый "дымчатый бук"). Плотность: 650 кг/куб.м. Твердость: 3,8.

Ботаническое название - Fagus sylvatica. Немецкое название - Rotbuche, английское - Beech, итальянское - Faggio. Широко распространен в Европе, традиционно применяется для изготовления паркетных полов.

ЯСЕНЬ

Порода ядровая. Ядро желтовато-бурое, заболонь желтовато-белая, постепенно переходит в ядро. Сердцевидные лучи видны на радиальном разрезе в виде коротких черточек. Годичные слои различаются хорошо. Прочная и вязкая древесина, малая склонность к растресикванию, очень красивая текстура, стойкая против загнивания, долговечная, паркет из ясеня очень красив. Мало коробится. Ясень по твердости превосходит дуб, но при этом очень эластичен - хорошо гнется. Наиболее ценным при изготовлении является заболонь, т.к. имеет самую красивую текстуру и цвет - желтовато-белый.

Ботаническое название - Fraxinus excelsior, семейство масличных. Немецкое названия - Esche, английское - Ash, итальянское - Frassino. Плотность: в среднем около 700 кг/куб.м. Твердость: 4,0 - 4,1.

КЛЕН

Порода безъядровая, заболонная. Заболонь и зрелая древесина практически не различаются. Цвет древесины белый с желтыми или красноватыми оттенками. Сердцевидные лучи видны на всех разрезах, многочисленные. Годичные слои видны ясно. Древесина твердая, прочная, плотность средняя. Мало усыхает, хорошо обрабатывается. Имеет глянцевую поверхность. Имеет свойство немного менять цвет в зависимости от попадания на него света. Клен склонен к трещинообразованию, поэтому он требует очень тщательного соблюдения режима сушки.

Ботаническое название - Acer sp.pl., семейство кленовых. Немецкое название - Ahorn, английское - Maple, итальянское - Acero. Плотность: 530 - 650 кг/куб.м. Твердость: различается в широких пределах. Наибольшую твёрдость имеет канадский клен - до 4,8.

БЕРЕЗА

Порода безъядровая, заболонная. Цвет древесины белый с желтым или красноватым оттенком. Сердцевидные лучи узкие, различаются только на радиальном срезе. Годичные слои различаются плохо. Древесина умеренно твердая, однородная по плотности, хорошо обрабатывается. Большая сопротивляемость раскалыванию, легко поддается имитации под ценные породы, хорошо окрашивается и полируется. Подвержена короблению и загниванию.

Наиболее ценной для применения в области мебели является карельская береза , имеющая очень красивую текстуру и цвет.

ГРАБ

Рассеянно-сосудистая порода, безъядровая, заболонная. Цвет древесины серовато-белый. Сердцевидные лучи узкие, незаметные, ложно-широкие заметны на поперечном срезе. Извилистые годичные кольца хорошо видны на поперечном срезе. При продольном срезе имеет монотонно белый цвет. Очень твердая, плохо обрабатывается, тяжелая, хорошо сопротивляется истиранию. При высыхании коробится и растрескивается. Однородная древесина.

Ботаническое название - Carpinus betulus, семейство берёзовых. Немецкое название - Weissbuche, английское - Hornbeam, итальянское - Carpino. Для избежания деформаций и трещинообразования требует продолжительной и осторожной сушки. Плотность: около 750 кг/куб.м. Твердость: около 3,5.

БАМБУК

Ботаническое название - Bambusa. Немецкое название - Bambus, английское - Bamboo. Произрастает в тропиках и субтропиках. Бамбук формально не является деревом. Он относится к семейству злаковых, а его древовидный трубчатый стебель - это одревесневшая соломина, достигающая у некоторых видов 40 м в высоту и 30 см в диаметре. Естественный цвет бамбука - золотисто-соломенный, перемежающийся более темными поперечными полосками в местах нахождения узлов стебля. Структура однородная, плотная. Особенности строения бамбука не позволяют использовать его в естественном виде для изготовления массивных изделий. . Бамбук хорошо устойчив к механическим и климатическим воздействиям. При шлифовке требует правильного подбора абразивных материалов и последовательности их применения.

Розовые породы дерева

ВИШНЯ

Вишня – изысканное дерево для интерьеров, с 17 века используется краснодеревщиками.

Заболонь вишни узкая, желтоватая. Зрелая древесина розово-коричневатая, иногда розово-сероватая. Имеет равную по цвету текстуру. Древесина вишни очень декоративная, имеет благородный вид. Со временем темнеет. По твердости средняя.

Ботаническое название - Prunus (Cerasus) avium, семейство розоцветных. Немецкое название - Kirschbaum, английское - Cherry, итальянское - Ciliegio. Древесина вишни очень декоративная, имеет красивый теплый оттенок. По твердости она существенно мягче дуба и хорошо поддается всем видам обработки. Плотность: около 580 кг/куб.м. Твердость: 3,0 - 3,3.

ОЛЬХА

Порода безъядровая, заболонная. Древесина белого цвета. На воздухе быстро краснеет и становится бурой. Сердцевидные лучи узкие и незаметны. Годичные слои различаются нечетко. Древесина мягкая и шелковистым блеском, однородная, быстро сохнет и хорошо обрабатывается. Хорошо имитируется под ценные породы. Малостойкая против загнивания и червоточин. Ботаническое название - Alnus sp.pl., семейство березовых.

Немецкое название - Erle, английское - Alder, итальянское - Ontano. В сушке ольха - одна из самых устойчивых к деформации пород. Плотность: 420 - 640 кг/куб.м, не очень высокая твёрдость.

ГРУША

Рассеянно-сосудистая древесина дикой груши намного лучше домашней. У молодых деревьев древесина почти белая, но с возрастом она темнеет. Заболонь и зрелая древесина отличаются мало. Древесина груши имеет среднюю плотность, твердость, тяжелая, однородного строения, хорошо обрабатывается и полируется, имитируется под черное дерево. Текстура тонкая, поры и рисунок годовых колец выражены слабо. Груша имеет сильную тенденцию к короблению, поэтому ее сушка должна производиться очень медленно. При специальных режимах сушки принимает ярко розовый цвет.

Ботаническое название - Pirus communis, семейство розовых. Немецкое название - Birnbaum, английское - Pear, итальянское - Pero. Плотность: 700 - 750 кг/куб.м, средняя твёрдость.

Желтые породы дерева

Порода желтовато-бурого цвета. Текстура крупная и выразительная. Древесина плотная, прочная и твердая, содержит эфирные масла и поэтому практически не гниет и сохраняется более 100 лет. Он очень устойчив к нагрузкам и внешним воздействиям и поэтому издавна применяется в судостроении. Тик хорошо поддается всем видам механической обработки. Он очень устойчив к нагрузкам и внешним воздействиям.

Ботаническое название - Tectona grandis. Немецкое, английское и итальянское названия - Teak. Произрастает в Индии, Индонезии, Бирме и окружающем регионе, а также в Восточной Африке. Плотность: 550 - 750 кг/куб.м. Твердость: 3,5.

ОЛИВА

Порода, распространенная в Южной Европе, имеет желто-белую древесину, иногда с красноватым оттенком. Плотная, твердая древесина, хорошо поддающаяся обработке.

КАШТАН

Каштан, родина которого - Азия, постепенно распространился по всему миру Древесина коричневого цвета, по текстуре похожая на древесину дуба. Хорошо обрабатывается, со временем темнеет.

ПЛАТАН

Ядровая порода произрастает на Кавказе с широкой заболонью сероватого цвета, нередко ограниченной от
красновато-бурого ядра. Годичные слои заметны слабо, сосуды мелкие, сердцевидные лучи широкие, заметны на всех разрезах,
на радиальном разрезе образуют красивую текстуру. Твердая древесина.

САМШИТ

Растет на Черноморском побережье и Кавказе, безъядровая порода, древесина желтого цвета, однородного строения,
твердая как кость, тяжелая и прочная. Годичные слои узкие, заметны только на поперечном срезе. Сердцевидные лучи узкие,
незаметные. Сосуды не видны.

КАРАГАЧ

Древесина плотная, прочная, вязкая, хорошо гнется и сопротивляется износу.

ИРОКО (КАМБАЛА)

Древесина желтовато-коричневая, похожа на древесину тика, со временем темнеет, устойчива к изменениям окружающей среды, к различным вредителям древесины. Она часто используется как заменитель паркета из тика.

ДАРУ

Цвет древесины золотисто-бежевый или золотисто-розовый. Древесина тяжелая, очень твердая и прочная, но не устойчива к воздействию влаги.

Коричневые породы дерева

ОРЕХ

Цвет древесины от светлых до почти черных тонов. Сердцевидные лучи узкие, различаются только на радиальном срезе. Годичные слои ясно видны, волнистые. Древесина тяжелая, твердая и прочная имеет красивую текстуру и разнообразный цвет. Хорошо обрабатывается и полируется. Паркет из ореха широко применяется для отделки интерьеров и изготовления мебели. Устойчив к деформации и трещинообразованию.

ЭВКАЛИПТ

Заболонь светлая, ядро бурого цвета различных оттенков. Древесина отличается особой прочностью. Так же к семейству эвкалиптов относится ЯРРА (Древесина прочная и влагостойкая. Паркет теплых красно-коричневых тонов.) и РОЗГАМ, имеющий редкую цветовую гамму от чайно-алого до чайно-розового.

МЕРБАУ

Древесина родом с островов Индии и Тихого океана. На Молуккских островах его называют железным деревом. Основной цвет - коричневый, от светлых до темных тонов, имеет светлые прожилки (обычно желтого цвета). Содержит маслянистые вещества. Поскольку мербау является водостойким, его используют также для изготовления мачт.

ПАЛИСАНДР

Древесина очень тяжелая, мало усыхает, хорошо полируется.

СУКУПИРА

Древесина имеет красивые красновато-коричневые тона. Очень тяжелая, прочная, содержит маслянистые вещества. Паркет тяжело обрабатывается, но хорошо шлифуется и полируется.

ЛАПАЧО (ИПЕ)

Древесина очень тяжелая, прочная, содержит маслянистые вещества. Легко поддается сушке, но паркет имеет значительную тенденцию к короблению.

ЛИСТВЕННИЦА

Произрастает 14 видов лиственницы. Древесина прочная и твердая. Средняя плотность. Паркет из лиственницы имеет высокую стойкость против гниения (между прочим на сваях из лиственницы стоит вся Венеция). Древесина тяжелая, склонна к растрескиванию, легко колется. Цвет ядра - красновато-бурый, заболонь буровато-белая, годичные кольца четко различаются на всех разрезах.

Красные породы дерева

КЕМПАС

Ярко-красная древесина с золотистыми, желтыми, темно-оранжевыми оттенками, сравнительно ровная текстура с более светлыми прожилками, родом из Юго-Восточной Азии. Имеет высокую твердость, плотность, к воздействию влаги устойчива мало. При обработке дерево ворсится, но достаточно хорошо поддается шлифовке и сверлению.

Ботаническое название - Koompassia malaccensis.

Латинское название - Kempas. Произрастает в Юго-Восточной Азии (Индонезия, Малайзия, Таиланд и т.д.). Цвет древесины яркий, сразу бросающийся в глаза: от золотисто-красноватого до темно-оранжевого. Текстура на распиле сравнительно ровная, с более светлыми продольными прожилками. Отличается высокой твердостью и плотностью, в благоприятных условиях (без доступа влаги и при наличии воздухообмена) может эксплуатироваться весьма длительное время. Плотность: около 700 кг/куб.м. и выше, высокая твёрдость.

ПАДУК

Древесина кораллово-красная, но со временем темнеет (воздействия света и кислорода). Она легко обрабатывается. Паркет из падука устойчив к механическим нагрузкам и внешним воздействиям.

МАХАГОН

Заболонь белая, почти бесцветная. Ядро буровато или коричневато-красное. Древесина прочная, твердая, почти не коробится, и трескается, красивая текстура. Отлично обрабатывается.

ПРОБКОВОЕ ДЕРЕВО

Порода лиственная. Заболонь почти белого цвета, неясно ограничена. Ядро белого цвета с легким красновато-бурым оттенком и блеском. Самая мягкая и легкая из всех пород. Очень высокая пористость. Одна из самых быстрорастущих пород. Применяется при изготовлении компенсационных порожков и бордюров.

Темные породы дерева

ЭБЕНОВОЕ ДЕРЕВО

Древесина черного цвета, твердая, плотная, по свойствам близка к самшиту.
Эбен - родственник нашей кавказской ХУРМЫ. Столь же темная, она способна заменить тропического брата в мебели. Древесина обеих пород практически однородна: ни годичные кольца, ни срединные лучи неразличимы.

ВЕНГЕ

Дерево произрастает в тропических джунглях Западной Африки. Цвет изменяется от золотистого до темно-коричневого (ближе к черному) с черными прожилками. Древесина содержит минеральные и маслянистые вещества, затрудняющие обработку. Со временем темнеет и становится черной. Очень ценится в художественных целях.

Источник kolybel-ivanovo.ru

(по книге А.М. Коноваленко)

ОКРАШИВАНИЕ ДРЕВЕСИНЫ

Технология процесса . Древесина различных пород принимает окраску по-разному. Подмечено, что твердые, плотные породы окрашиваются лучше мягких. Так, дуб окрашивается лучше липы, а береза - лучше бука и т. д. Обычно светлую древесину окрашивают в более насыщенные тона; иногда, желая усилить тон, ее протравливают в специальных растворах. Материал, подлежащий крашению, освобождают от пятен и пыли.
Крашение древесины может быть поверхностным и глубоким, а по интенсивности - насыщенным и слабым. Мозаисты применяют в основном глубокое крашение, потому что при высыхании и шлифовании часть поверхностного слоя теряется и текстура светлеет.
Так как большинство химикатов, применяемых для крашения, ядовиты, то при работе с ними необходимо принимать определенные меры осторожности: одевать резиновые (хирургические) перчатки, глаза предохранять очками, травить шпон в специальных ванночках, подальше от продуктов питания и в проветриваемом помещении. Посудой для травления должны быть эмалированные, стеклянные и пластмассовые ванночки. Обычно для этого приобретают фотованночки различной вместимости (рекомендуемые размеры - 50X60 и 50Х100 см).
В раствор опускают по несколько листов материала одной и той же породы. Помещать различные породы древесины в одном растворе не рекомендуется. Для лучшего смачивания в растворе листы шпона перед опусканием в ванночку промывают водой комнатной температуры.
Обычно окрашивают в холодном (комнатной температуры) растворе. Иногда для ускорения крашения раствор подогревают или даже кипятят. В основном так морят мягкие породы (для этого используют оцинкованную посуду с крышкой), которые выдерживают в растворе на слабом огне в течение 2 часов.
При холодном способе окрашивания цвета получаются устойчивые, однотонные; при кипячении некоторые красители разлагаются и цвет их меняется. При горячем травлении легко ошибиться в определении времени кипячения. Чтобы точно определить, как глубоко окрасился шпон, его вынимают пинцетом из раствора, ополаскивают в проточной воде и, отломив кусочек, осматривают окраску среза.
При холодном способе окрашивания древесины предпочтение отдают природным красящим веществам. Красящие пигменты природных красителей светоустойчивы и не разлагаются; при использовании таких красителей исключается образование на поверхности древесины пятнистости. Решающими факторами качественной окраски являются время выдержки древесины в растворе и его концентрация.
Если раствор слабой концентрации и шпон не травится, необходимо увеличить его концентрацию, а время на пропитку уменьшить.
Как при холодном, так и при горячем способе крашения листы шпона рекомендуется размещать в ванночке на металлической подставке (сетке), так как на дне ванночки обычно содержатся осадок красителя и примеси, вуалирующие текстуру шпона.
На чистоту и равномерность окраски большое влияние оказывает предварительная подготовка материала. Для получения наиболее чистых и ярких оттенков листы строганного шпона и некоторые детали перед окраской отбеливают и обессмоливают.
После крашения шпон моют в проточной воде и сушат, периодически переворачивая листы, в чистом помещении, куда не проникает прямой солнечный свет. Когда шпон почти высохнет, его кладут под груз для снятия внутренних напряжений. Чтобы узнать окончательный цвет, перед вырезанием элементов для набора кусочек травленого шпона покрывают лаком и дают ему высохнуть. Использованные растворы процеживают и хранят в темном месте в закрытой стеклянной таре.
Влияние дубильных веществ на окраску . Окрашивание проходит интенсивно лишь тогда, когда порода имеет достаточно дубильных веществ, из которых прежде всего следует выделить танин. Чтобы древесина могла принимать окраску, ее насыщают дубильными веществами. Соединяясь с солями металлов, дубильные вещества придают ей окраску определенного тона. Иногда для насыщения древесины дубильными веществами используют пирогалловую кислоту низкой концентрации (0.2...0.5 %).
Много дубильных веществ находится в коре ивы. Древесина таких пород, как дуб, бук, орех и др. имеет достаточно этих веществ. Наиболее богата танином кора дуба в возрасте 20 лет. Дубильные вещества собираются в коре ствола и на ветвях, но особенно много их в наростах на листьях дуба - галлах. В таких шариках диаметром 10... 15 мм собирается до 60 % дубильного вещества. О наличии танина в дереве свидетельствует окраска листьев, приобретаемая ими осенью.
Для насыщения танином древесины, содержащей мало дубильных веществ, используют эмалированную посуду, куда помещают шпон и толченые галлы (1/3 к массе древесины). Все заливают водой и кипятят в течение 10 мин. После этого древесину вынимают из воды, сушат и смачивают протравой. Если же используют кору молодого дуба, то ее варят несколько минут на среднем огне, затем раствору дают остыть и опускают в него древесину. Через несколько часов листы шпона, сполоснув в чистой проточной воде, помещают в раствор соли металла, необходимой для окраски материала в нужный цвет. Через определенные промежутки времени насыщенность тона контролируют визуально. Лучше всего воспринимает окраску древесина клена, березы, граба, груши, яблони, каштана.
В чистом виде танин - желтоватый порошок, легко растворимый в воде и спирте.
Как и кора молодого дуба, танин продается в аптеках и магазинах, и т. п. В этих же магазинах можно купить и большинство химических препаратов, рекомендуемых для окраски. Часть из них можно приобрести также в магазине и хозяйственных магазинах.

Чтобы определить, есть ли дубильные вещества в древесине, капните на отдельный ее кусочек 5 %-ным раствором железного купороса. Если дубильных веществ нет, древесина после высыхания будет чистой; при наличии дубильных веществ на дереве останется черное или серое пятно.
Ускорить сушку окрашенного шпона можно глаженьем. Для этого регулятор температуры утюга установите в крайнее правое положение и через марлю проглаживайте сначала одну сторону, затем другую и так до тех пор, пока лист не выровняется. Проглаживание делайте без лишнего нажима, но уверенно и быстро. Когда края шпона начнут приподниматься, переверните его на другую сторону. Если же вы упустите этот момент и лист шпона свернется в трубочку, то, чтобы он распрямился, намочите его в воде и продолжайте глаженье.
Рекомендуется под черное дерево имитировать клен, граб, грушу, сливу, под красное дерево - березу, бук, вяз, грушу, ольху, клен, каштан, грецкий орех, черешню, под грецкий орех - березу, белый клен.

КРАСИТЕЛИ И ПРОТРАВЫ

Красители и протравы используются при прозрачной отделке столярных изделий и полуфабрикатов из древесины. В продажу они поступают в виде порошков, растворимых в воде или спирте. В той или иной степени красители обладают светоустойчивостью, ярким цветом, высокой проникающей способностью в поры древесины и легкой растворимостью. Красители для прозрачной отделки бывают искусственного и естественного происхождения.
Синтетические красители . Искусственные (синтетические) красители - сложные органические вещества, получаемые из каменноугольной смолы. Они могут быть водо- и спирторастворимыми. При прозрачной отделке применяются в основном кислотные красители и нигрозины.
Водорастворимый краситель готовят так: к порошку в необходимом количестве (согласно аннотации на упаковке) добавляют горячую (температурой до 90 °С) прокипяченную воду, перемешивая содержимое и следя за тем, чтобы в растворе не оставались сгустки порошка. Затем до установленного объема в массу доливают снова прокипяченную воду и тщательно все перемешивают. При плохой растворимости красителя раствор подогревают (не доводя до кипения), смягчив его добавкой раствора 0,1...0,5 %-ной кальцинированной соды. Для более ровного и глубокого крашения в рабочий раствор рекомендуется вводить 25%-ный раствор аммиака (нашатырного спирта) в объеме, не превышающем 4 % общего объема раствора.
Из водорастворимых красителей можно выделить те, которые имитируют древесину под ценные породы. Так, для крашения в тон красного дерева применяют кислотные красители - темно-красный, красно-коричневый № 1,2, 3, 4, а также красный № 124. Красители № 1 и 4 придают древесине красно-желтый оттенок, остальные - цвет натурального красного дерева светлого и среднего тонов. Для крашения в тон светлого грецкого ореха применяют следующие красители: светло-коричневый № 5 и 7, придающие древесине соответственно золотистый и желтоватый оттенки; кислотный желтый, придающий лимонный оттенок; желтовато-коричневый № 10 и оранжево-коричневый № 122, придающие соответственно желтоватый и оранжевый оттенки. Средний тон грецкого ореха дают такие красители, как кислотный коричневый (красноватый оттенок), орехово-коричневые № 11, 12,13, 14, 16 (от красноватого в первом до желтоватого в последнем номере) и др. Для окрашивания грецкого ореха в темные тона применяют темно-коричневые красители № 5 (сероватый оттенок) и № 8, 9 (соответственно красно-ватый и лиловатый оттенки).
Спирторастворимые красители предназначены для крашения древесины и окрашивания мебельных лаков. По внешнему виду это порошки коричневого и красного цветов различной насыщенности, которые растворяются в спирте и ацетоне. Наиболее часто применяются красный светопрочный краситель № 2 (дает чисто красный тон), красновато-коричневый № 33 (коричневый тон с красноватым оттенком), орехово-коричневый светопрочный № 34 (ровный темно-коричневый тон).
Кислотные красители дают чистые и светоустойчивые цвета. Не вступая в контакт с целлюлозным волокном древесины, краситель окрашивает имеющиеся в ней дубильные вещества и лигнин. При растворении порошка кислотного красителя в водный раствор добавляют небольшое количество уксусной кислоты. Перед окрашиванием древесину обрабатывают 0,5 %-ным раствором хромпика или медного купороса. Раствор кислотного красителя должен быть 0,5... 2%-ной концентрации.
При окрашивании древесины следует учитывать, что в процессе ее шлифования верхний слой окраски снимается. Одновременно с этим удаляется и вуаль красителя. Недостатком водорастворимых синтетических красителей является поднятие ворса на окрашиваемой поверхности, что требует дополнительного шлифования поверхности после высыхания.
Синтетические красители дают яркие и чистые цвета, поэтому их применение в мозаичных работах по дереву ограничено.
Нигрозины окрашивают древесину в черные и синевато-черные тона. В основном их используют для приготовления окрашивающих спиртовых лаков и политур.
К протравам относятся красящие вещества и соли металлов, вступающие в контакт с дубильными веществами. При травлении древесина прокрашивается на значительную глубину в цельном массиве древесины и дает сквозное прокрашивание шпона. Цветовой тон древесины зависит от вида протравы и наличия дубильных веществ в породе (см. табл.). Так, береза имитируется под серый клен; ясень, бук, вяз, вишня, ольха, груша - под красное дерево; яблоня, граб, слива, грецкий орех, белый клен, дуб, бук и груша - под черное дерево и т. д.
Породы, не имеющие дубильных веществ, подлежат насыщению ими. Для насыщения применяют дубильный экстракт, а также резорцин, пирогаллол, пирокатехин и др. Если нет дубильного экстракта, готовят раствор из дубовых опилок и коры молодого дуба

Таблица. Растворы для травления древесины

Порода древесины

Протрава

Концентрация раствора, %

Получаемый цветовой тон

Окрашивание древесины

Марганцовокислый калий

Коричневый

Двухромовокислый калий

Светло-коричневый

Хлорная медь

Синевато-серый

Железный купорос

Светло-коричневый

Коричневый *

Дубовый экстракт (первое нанесение);

железный купорос (второе нанесение)

Железный купорос

Двухромовокислый калий

Коричневый **

Железный купорос

Светло-синевато-серый

Лиственница, сосна

Резорцин (первое нанесение);

Коричневый *

Двухромовокислый калий (второе нанесение)

Окрашивание строганного шпона ***

Лиственница, дуб

Нитрит натрия

Пирокатехин (насыще-ние);

Под мореный дуб

сернокислое железо(пропитка)

*Второе нанесение - через 2...3 ч после первого.
**Двухромовокислый калий наносится дважды; второе нанесение - через 10 мин. после первого
*** В растворе пропитывается вся пачка шпона.

Протравы готовят, растворяя кристаллы химических веществ в воде температурой до 70 °С. При окрашивании протравами древесину (или строганий шпон) окунают в раствор. При значительных размерах окрашиваемой поверхности раствор наносят кистью. Протравное крашение древесины не дает вуали, а толщина окраски получается равномерной.
Естественные красители . В продаже имеются под общим названием бейцев или морилок. Бейц - порошок, а морилка - готовый к применению водный или спиртовой раствор необходимой концентрации. Красящими веществами здесь выступают гуминовые кислоты, окрашивающие поверхность древесины на глубину 1...2 мм. Бейцы и морилки относятся к поверхностным красителям.
Природные красители отличаются стойкостью против света. Они имеют спокойный благородный оттенок, не затемняют текстуру, неприхотливы в приготовлении, удобны при хранении, не токсичны. Их приготовляют из растений, коры деревьев, древесных опилок и т. д. в виде отваров.
Все природные красители можно использовать для массива древесины в основном лиственных пород - дуба, бука, клена, ясеня, березы и т. д. Для этого изделие хорошо шлифуют и располагают с некоторым уклоном к плоскости. Краситель наносят флейцем сначала поперек волокон, затем - вдоль. Повторно краситель наносят лишь после полного высыхания предыдущего слоя. Сушат изделия или предметы вдали от батарей; на них не должны попадать прямые солнечные лучи. После высыхания изделие протирают сукном и для закрепления цвета покрывают восковой мастикой или лакируют.

Светлую древесину можно окрасить в красно-коричневый цвет отваром из шелухи лука, в желтый - из недоспелых плодов крушины, в коричневый - из коры яблони и оболочек грецкого ореха. Если в каждый из перечисленных отваров вы добавите квасцы, то тон окраски усилится. Светлую древесину (в основном лиственных пород) можно окрасить в черный цвет, применив отвар из коры ольхи или вербы.
Строганный шпон из светлой древесины можно окрасить в желтый цвет, применив отвар барбарисового корня. Отвар процедите, добавьте в него 2 % квасцов и снова нагрейте до кипения. Остывший отвар будет готов к применению
Оранжевый цвет получается при применении отвара из молодых побегов тополя с примесью квасцов. Для получения отвара ветки тополя (150 г) прокипятите в 1 л воды, в которую добавлены квасцы, в течение 1 ч. Затем отвар несколько раз профильтруйте и оставьте отстаиваться в открытой стеклянной посуде. Отстаивайте его в светлом помещении в течение недели. После этого он приобретает золотисто-желтый цвет.
Для получения зеленоватого цвета в отвар молодых побегов тополя с квасцами (см. выше) добавьте отвар дубовой коры. Зеленоватый цвет получится, если мелкий порошок медянки (50...60 г) растворить в уксусе, а раствор прокипятить в течение 10... 15 мин. Строганный шпон вымачивайте в горячем растворе.
Для получения черного цвета сок плодов бирючины (волчьих ягод) смешайте с кислотами, для коричневого - с купоросом, голубого - с питьевой содой, алого - с глауберовой солью, зеленого - с поташем.
В растворе марганцовки (перманганата калия) окраска древесины сначала будет вишневой, затем коричневой.
Желтый цвет получает шпон из светлой древесины в растворе хлористого калия (10 г на 1 л воды при 100 °С).
Серый, голубой и черный цвета можно получить, вымачивая строганный шпон в настое дубовых опилок и металлического порошка (или опилок). Раствор готовьте по насыщенности цвета. Шпон выдерживайте в нем 5...6 дней. Если нет опилок, можно применить дубовую и металлическую стружку.
Иссиня-черный цвет мореного дуба получается при настаивании дубового шпона в растворе металлической стружки в древесном уксусе.
В стеклянную емкость влейте азотную кислоту или (смесь соляной и азотной кислот) и воду. Сначала вливайте кислоту, затем воду в соотношении 1:1. К этому раствору добавьте 1/6 часть по массе железной стружки (опилок). Опилки со временем должны раствориться. Снова долейте 1/2 часть по массе воды. На двое суток раствор поставьте в теплое место, после чего светлую часть слейте в стеклянную посуду с притертой пробкой. В этом растворе дуб окрасится под, а все остальные породы - в серый цвет.
Если березу или клен покрыть раствором пирогалловой кислоты и, дав высохнуть, покрыть еще водным раствором хромового калия, то получится синий цвет.
В древесный уксус всыпьте металлические опилки. Посуду плотно закройте притертой пробкой или крышкой и поставьте в теплое место. Через некоторое время раствор можно использовать в качестве древесно-уксусно-кислого железа. В смеси с сульфамином такой свежеприготовленный раствор дает древесине зеленую окраску, а с уксусно-кислым кобальтом - желто-красную.
Разбавьте азотную кислоту водой и всыпьте туда медных опилок. Нагревая эту смесь до кипения, вы заметите, что опилки растворились. Остывший состав снова разведите водой (1:1); вы получите готовый краситель. Листы строганного шпона окрасятся в нем в синий цвет. После вымачивания древесину следует нейтрализовать раствором питьевой соды.
50...60 г медянки измельчите в порошок, который затем растворите в небольшом количестве уксуса. К раствору добавьте 25...30 г железного купороса и введите в него 2 л воды. Состав прокипятите в течение 0,5 ч. Получится раствор зеленого цвета, который следует использовать в горячем виде
В серной кислоте растворите кристаллы двухромовокислого калия и добавьте туда воды (1:1). В таком растворе породы будут окрашиваться в желтый цвет, а при наличии в древесине дубильных веществ - в коричневый.
Кристаллы медного купороса растворите в воде и в раствор добавьте хромокалия. Древесина будет окрашиваться в коричневый цвет, а при наличии дубильных веществ - в черный.
Золотисто-коричневый цвет у березового шпона можно получить, применив 3,5%-ный раствор марганцовки. Если березовый шпон протравить желтой кровяной солью в растворе такой же концентрации, то получится береза под красное дерево. 0,1%-ный раствор нигрозина красит обыкновенную березу в серый цвет.
В уксус поместите куски стальной проволоки или гвозди и через несколько суток вы получите краситель с эффектом.
В древесине грецкого ореха содержится достаточное количество дубильных веществ, поэтому его часто используют для получения (способом морения в растворах) других цветовых оттенков, в том числе и черного. В емкость, достаточную для помещения листов шпона определенного размера, залейте дождевую воду вместе с железными опилками, покрытыми слоем ржавчины. Шпон в таком растворе выдержите в течение недели, иначе устойчивого, сквозного крашения не произойдет. После вымачивания материал промойте в чистой воде, смывая ненужную вуаль, и, промокнув газетой, высушите.
Для крашения ореха в черный цвет можно использовать растворы синтетических красок, смешанных с металлическими солями (например, с хлористой медью).
Самый быстрый способ получения черного тона у древесины - это опустить шпон в раствор уксусной кислоты (или уксуса) с добавкой ржавчины. Шпон вымачивать в таком растворе следует в течение суток. Перед высыханием листы шпона нейтрализуйте раствором питьевой соды.
В некоторых случаях для мозаичных работ необходимо подобрать серебристую или серую окраску строганного шпона. Для этого железные опилки залейте дождевой водой. Строганный шпон ставьте на ребро так, чтобы листы не соприкасались с дном или стенками посуды. Лучше всего получить такие оттенки на светлых породах, богатых дубильными веществами.
Чтобы получить серебристо-серый цвет при протравном крашении, в дождевую воду добавьте уксус (1:1), поместите в этот раствор ржавые гвозди или проволоку. После того как раствор отстоится, опустите в него шпон. Нужную окраску контролируйте визуальною.
Серебристый тон с голубовато-зеленоватым отливом можно получить, вымачивая шпон обыкновенной березы в растворе серно-кислого железа (50 г на 1 л воды) а течение 1...3 суток. После вымачивания листы шпона промойте проточной водой. Насыщенность тона контролируйте визуально. Мореный орех в таком растворе имеет дымчатый, сероватый оттенок, а бук - коричневый.
Красивый коричневый цвет можно получить, подвергнув древесину окраске парами аммиака. Окрашиваемую деталь поместите в эмалированную или стеклянную посуду и поставьте туда открытую баночку с нашатырным спиртом. Сверху посуду плотно закройте. Через несколько часов процесс будет закончен. При этом способе окраски детали не коробятся, а ворс не поднимается.
Некоторые породы древесины приобретают устойчивую окраску под действием кислот. Для ели и ясеня рекомендуется раствор азотной кислоты в воде (в равных частях по массе). После пребывания в таком растворе шпон приобретает красивый красновато-желтый цвет. После высыхания поверхность прошлифуйте мелкозернистой шкуркой и выгладите с помощью конского волоса, морской травы, луба или сухой несмолистой тонкой стружкой.
Совсем неожиданные оттенки цветовых сочетаний получаются в отваре из размолотых кофейных зерен с добавкой питьевой соды. Перед вымачиванием в таком отваре строганный шпон протравите в горячем растворе квасцов.
Растения являются источниками многих природных красителей. Для окрашивания в них шпона следует приготовлять раствор сильной концентрации. Чтобы окраска была устойчивой, шпон сначала подвергают травлению в каком-либо солевом растворе. Для этого подбирают шпон светлых мягких пород.
Если выдержать шпон в растворе квасцов, а затем опустить в настой луковой шелухи, то он окрасится в желтовато-красный цвет.
Шпон, выдержанный в растворе железного купороса, окрасится в оливково-зеленый цвет. Если после этого опустить его в настой отвара листьев и плодов березы, то он приобретет темно-серый с зеленоватым оттенком цвет, а после настоя корня ревеня - желто-зеленый цвет.
Если шпон протравить сначала в висмутовой соли, а затем выдержать в настое из опилок и коры дикой груши, то получим приятный коричневый цвет. Кора ясеня придаст шпону после висмутовой соли темно-синюю окраску, а кора ольхи - темно-красную.
Шпон, выдержанный в растворе солей олова, а затем в настое листьев и стеблей картофеля, окрасится в лимонно-желтый цвет, а в настое конопляных листьев - в темно-зеленый.

ОБЕССМОЛИВАНИЕ И ОТБЕЛИВАНИЕ ДРЕВЕСИНЫ

Обессмоливание древесины необходимо для удаления излишних смоляных накоплений (особенно в хвойных породах), снятия с поверхности жировых пятен и т. д. Часто одновременно проводят обессмоливание и отбеливание.
Характерными составами для обессмоливания являются различные растворители. Так, для сосны применяют 25%-ный раствор технического ацетона. Состав наносят кистью. После обессмоливания древесину промывают теплой водой и сушат или подвергают отбеливанию. Иногда древесину обессмоливают спиртом.
Распространенным является следующий состав (г на 1 л горячей воды): питьевой соды - 40...50, поташа - 50, хлопьев мыла - 25...40, спирта - 10, ацетона - 200. Обессмоливают горячим раствором при помощи флейца. После обессмоливания древесину промывают чистой водой и сушат.
При помощи отбеливания можно не только подготовить древесину под окраску, но и достичь выразительности тона, ослабляя ее до необходимого уровня. Некоторые породы древесины при отбеливании приобретают порой самые неожиданные цветовые оттенки Так, грецкий орех, имеющий однотонную текстуру поверхности с фиолетовым оттенком, при отбеливании в перекиси водорода приобретает чистый ало-розовый оттенок, при дальнейшем отбеливании - бледновато-розовый.
Для отбеливания используют различные растворы. Одни из них действуют быстро, другие медленно. От состава отбеливателя зависит технология отбеливания. Поверхность изделия рекомендуется отбеливать до облицовывания или до врезания в мозаичный набор, так как растворы отбеливателей (в основном это кислоты) могут повлиять на прочность склеивания, и облицовка отслоится от основания. Растворы отбеливателей нельзя применять горячими, сначала их нужно охладить.
В практике столяров-любителей традиционно применяется раствор щавелевой кислоты (1,5...6 г) в кипяченой воде (100 г). В таком растворе хорошо отбеливаются светлые породы - липа, береза, клен, светлый орех, белый тополь; у других пород появляются серые пятна и грязноватые оттенки. После отбеливания листы шпона промывают раствором, который одновременно поднимает ворс и обессмоливает поверхность. Состав раствора (в частях по массе): хлорная известь - 15, кальцинированная сода - 3, горячая вода - 100. Сперва растворяют соду, затем по остывании раствора добавляют хлорную известь. После применения раствора древесину промывают водой.
Для многих пород, за исключением дуба, палисандра, лимонного дерева и некоторых других, эффективным отбеливающим средством является перекись водорода (25%-ный раствор), которая продается в аптеках в виде раствора или таблеток пергидроля. После отбеливания перекисью водорода древесина не нуждается в промывке.
Если к перекиси водорода для активизации процесса добавить 25%-ный водный раствор аммиака, то скорость отбеливания значительно повысится. Такие породы, как береза, клен, бук, грецкий орех, вавона и др., этот состав отбеливает в течение 15...30 мин. При этом раствор нагревается порой до высокой температуры. Отбеливание в таком случае ведут в толстостенных бакелитовых ванночках, в ванночках из толстого стекла или в эмалированной посуде. Фотованночки в этом случае применять нельзя, так как они могут покоробиться или расплавиться.
Отбеливать древесину необходимо в проветриваемом помещении. При этом одежду следует прикрыть прорезиненным фартуком, на руки надеть резиновые перчатки, а глаза защитить очками. Растворы должны находиться вдали от детей, в специальном шкафу, запираемом на ключ. Кусочки древесины в ванночке следует переворачивать, вынимая и снова опуская их. Процесс отбеливания контролируется только визуально.
Перекись водорода отбеливает в основном мелкопористые породы и ясень. Породы, содержащие дубильные вещества, отбеливанию в перекиси водорода поддаются с трудом или вообще не отбеливаются (например, дуб). Для ускорения процесса отбеливания поверхность таких пород необходимо смочить 10%-ным раствором нашатырного спирта.
Для ускоренного отбеливания можно применить состав из растворов серной кислоты (20 г), щавелевой кислоты (15 г) и перекиси натрия (25 г на 1 л воды).
Если 40 г поташа и 150 г хлорной извести растворить в 1 л чистой воды, то получится еще один отбеливающий состав. Перед применением смесь взбалтывают.
Лучшим отбеливающим средством считается перекись титана.

Древесина березы после отбеливания в 3...5%-ном растворе щавелевой кислоты приобретает зеленоватый оттенок.
Дубовый и ясеневый шпон отбеливают щавелевой кислотой. Для других пород древесины применяют лимонную или уксусную кислоту. Для этого кислоты разбавляют водой в соотношении 50 г на 1 л воды.
Чтобы получить шпон под золото, выдержите анатолийский орех в перекиси водорода, визуально наблюдая за появлением желаемо-го оттенка. Перекись водорода должна быть не ниже 15%-ной концентрации. Таким же путем можно получить и розовый цвет, обесцвечивая в перекиси водорода 30%-ной концентрации некоторые сорта грецкого ореха.
Чтобы получить синеву на белом фоне, отбелите грецкий орех с контрастными переходами тонов в растворе перекиси водорода.

Натуральное дерево имеет ряд преимуществ:

  • теплоизоляция;
  • экологичность;
  • практичность;
  • сочетание со всеми цветами, фактурами и другими отделочными материалами.

Дерево в интерьере отлично сочетается с камнем, кирпичом, кожей, штукатуркой. Допустимы зеркала и нежелательны металлические вставки.

Стены

Дорогостоящее дерево на стене в интерьере не боится влажности и смотрится роскошно, кроме того, массив пород всегда наполняет помещение приятным ароматом. Деревянные панели обрабатывают лаком, воском и масляными морилками для большего срока службы.

Более экономичный вариант отделки использование вагонки и ламината. Панели могут покрывать все или одну стену, использоваться как декоративные вставки у подоконников, телевизора, кровати.

На фото гостиная в натуральных оттенках с деревянной отделкой пола, которая плавно переходит в отделку стены. Белый цвет делает интерьер светлее, а текстура дерева добавляет уюта.

Горизонтальное размещение досок на стене (как на фото) сделают комнату шире, а вертикальное - выше.

Пол

Деревянный пол - это проверенное веками покрытие, может быть из массивной, паркетной доски, пробки или ламината.

На фото в спальне диагональная укладка ламината, поможет расширить пространство.

Цвет дерева: красное, белое, серое

Дерево может быть не только коричневым и бежевым, но и других цветов. Доска, паркет и ламинат представлены в разных оттенках, чем можно воспользоваться для создания определенного стиля в жилом и офисном помещении.

  • Красное дерево в интерьере подойдет для создания роскошного стиля ампир в гостиной. Мебель может быть с узорами и изгибами, а фактурные стены и ковровый пол создадут атмосферу уюта и богатства. Сочетается с кирпичным цветом (оттеняет дерево, но не выделяется на его фоне), а также с фисташковым в небольшом количестве.

  • Белое дерево в интерьере создает простор и ощущение чистоты. Наиболее часто встречается в современном стиле и минимализме. Белый пол подчеркивает яркость стен, деревянный потолок делает комнату длиннее, белая мебель подходит для спальни, столовой, реже гостиной и кухни.

  • Серое дерево в интерьере успокаивает, вызывает чувство прохлады. Серый ламинат хорошо подойдет для пола в спальне, гостиной. Такой пол в зависимости от рисунка напоминает состаренное дерево и уместен для ретро и кантри. Подходит для комнат с двумя контрастными цветами. Мебель венге и другие холодные оттенки хорошо сочетаются с серой отделкой в современном интерьере.

Сочетание с камнем и кирпичом

Сочетание с разными материалами в интерьере: стекло, камень, пластик, дает разный конечный результат, но неизменно то, что дерево является универсальной и популярной отделкой.

  • Камень и дерево в интерьере как два природных материала дополняют друг друга. Теплая и мягкая древесина с крепким камнем незаменимы для создания эко стиля, прованса и кантри. Мозаика из гальки и дощатый пол, фрагменты из декоративного камня, паркетная доска и балки прекрасно сочетаются и подходят для любого интерьера.

На фото деревянная стена и камин из дикого камня напоминают об истоках и наполняют комнату уютом.

  • Кирпич и дерево в интерьере или имитация кирпичной кладки подходит для коридора, гостиной, лестницы. Кирпич может быть выбеленным, состаренным, однотонным и разнокалиберным, такие вариации создают разный образ комнаты. Использование дерева в интерьере с кирпичом необходимо для создания необычного оформления загородного дома: деревянные рамы и двери, лестница, перегородки и пол из красных пород в сочетании со старинными комодами.

Дерево в интерьере кухни

В интерьере кухни уместно в виде мебели, акцентной стены в обеденной зоне.

  • В качестве напольного покрытия лучше выбрать кафель или линолеум.
  • Деревянная посуда создаст уют и подойдет для стиля прованс, кантри, рустик.
  • Светлая эргономичная мебель, глянцевые поверхности и зеркальные вставки подходят для небольшого помещения.
  • Балочный потолок подойдет для создания деревенского стиля.
  • Глубокие темные оттенки уместны на кухне с большим окном и широким пространством.

Мебель нейтральных натуральных цветов сочетается с яркими цветами столешницы, холодильника и т.д. Например, сочетание цвета дерева и зелени выглядят естественно и уместно на кухне любого размера.

На фото кухня увеличена за счет объединения с балконом и правильному подбору цветов. Деревянный стол и светлый ламинат хорошо сочетаются с белой мебелью. Эко стена из доски и травы является объектом внимания для всех гостей.

Отделка гостиной

Дерево в интерьере гостиной смотрится всегда очень эффектно и уместно почти в любом оформлении. Если это скандинавский стиль, то использование светлых пород делает акцент на связь с природой, деревянная мебель пастельных оттенков подходит для прованса. Небольшие и простые детали из дерева уместны в минимализме и хай-тек.

На фото необычная полка, имитирующая ветку, создает современный стиль гостиной в нейтральных природных оттенках.

На фото интерьер гостиной в классическом стиле, для отделки подойдут деревянные панели с резьбой и паркет с небольшим ковром.

Пни и крупные спилы в интерьере гостиной могут играть роль журнального столика и стать главным предметом внимания гостей. Из спилов и гальки можно сделать акцентную стену у телевизора, из обработанных палок и веток - карниз, светильник и другие аксессуары.

На фото стена из спилов в гостиной. Натуральное дерево способствует расслаблению, кроме того приятно пахнет и долго хранит аромат эфирных масел.

Использование дерева в спальне

Для спальни лучше выбирать светлые породы и покрывать матовым лаком для того чтобы подчеркнуть натуральность дерева.

Можно выбрать краску и подчеркнуть фактуру, или нанести ее в 3 слоя и перекрыть натуральный цвет. Лучше отдать предпочтение натуральным оттенкам бежевого, фисташкового, горчичного, древесного. Но если порода дерева темная, то не нужно красить ее в светлые цвета.

Деревом можно обшить все или только одну стену, пол и потолок. Как много может быть дерева в пределах спальни завит от размера комнаты и требований ее стиля.

На фото простой матрац на поддонах и изголовье из спилов смотрится необычно в современной квартире. Такая простота сочетается с экологичностью и стилем одновременно.

Допустимо центральное освещение, но лучше сделать рассеянное за счет нескольких источников света. Сукно, лен, бязь и вязаные пледы отлично сочетаются с деревом в интерьере дома.

Сочетание эко стиля и хай-тек порождает притягательную эклектику. На фото стволы березы служат эффектным акцентом. Важно помнить, что натуральную древесину стоит обрабатывать маслами и лаком во избежание появления плесени

Дерево в детской

Данный материал в интерьере детской наиболее уместен с точки зрения экологичности. Желательно использовать дерево как для отделки, так и в декоре. Если стены не обязательно должны быть деревянными, то пол и мебель просто необходимо подобрать из древесных материалов.

Пол из светлого ламината украсит самодельный рисованный ковер, для развития подвижности ребенка можно повесить гамак и веревочную лестницу. Для необычного образа можно использовать ветки в интерьере для создания небольших композиций, органайзера украшений, фото и записок, ими также можно обыграть настенные полки.

На фото светлое дерево в интерьере детской хорошо сочетается с легкими римскими шторами, его цвет легко изменять с помощью краски, или освежать с помощью лака.

Светлые тона, нежный текстиль, яркие игрушки и темный пол подойдет для оформления детской как девочки, так и мальчика.

Оформление ванной

Дерево в интерьере ванной создает ощущение сауны или русской бани. Деревянные стены и каменный пол, или наоборот, создают уникальный дизайн. Для отделки ванной нужно подбирать устойчивые к влаге породы (бразильский орех или бамбук, как на фото ниже).

На фото ванная с массивными дверьми и подвесными цепями. В качестве материала для такого столика подойдет давно срубленное дерево.

Для ванной в квартире можно использовать кафель под дерево, деревянные аксессуары и вставки.

Фото галерея

Ниже представлены фото примеры использования дерева в отделке комнат различного функционального назначения.