Пиротехника для сигнализации и оповещения. Морские средства связи и сигнализации

Пиротехнические средства сигнализации

В приложении IV <Сигналы бедствия> МППСС-72 сказано: <... сигналы, используемые или выставляемые вместе, либо раздельно, указывают, что судно терпит бедствие и нуждается в помощи>. К таким сигналам относятся и пиротехнические средства - ракеты, гранаты, фальшфейеры, дымовые шашки, светящие и дымящие буйки. Надзор за пиротехническими сигнальными средствами осуществляет Регистр СССР. Снабжение судов пиротехническими сигнальными средствами производится в зависимости от районов плавания. На нефтеналивных судах фальшфейеры предусмотрены только для спасательных шлюпок.

Перед пуском ракет или использованием других пиротехнических средств необходимо ознакомиться с инструкцией по запуску. Ракеты выпускают из специальных металлических стаканов, которые устанавливают на релингах ходового мостика. Ракеты должны гаснуть на высоте не менее 50 м от поверхности моря.

Пиротехнические средства должны быть влагостойкими в обращении и хранении, действовать в любых климатических условиях, сохранять свои свойства не менее 3 лет. Маркировка наносится несмываемой краской на само пиротехническое средство (за исключением одно-звездных ракет), на его упаковку и включает в себя дату выпуска, срок службы, назначение и инструкцию по использованию.

Парашютная ракета сигнала бедствия - красного цвета. Высота взлета не менее 300 м, продолжительность горения не менее 40 с, скорость спуска не более 5м/с.

Ракета-граната звуковая предназначена для подачи сигнала бедствия. Дальность. слышимости не менее 5 миль.

Ракетм однозвездные красного или зеленого цвета применяются при спасательных операциях; высота взлета не менее 80 м; продолжительность горения 6 с.

Фальшфейер - гильза пластмассовая или картонная, в которой расположены пиротехнический состав и зажигательное устройство. Во время горения его держат в руках. Назначение фальшфейера: красный - для подачи сигнала бедствия, продолжительность горения 60 с; белый - для обращения внимания, продолжительность горения 20 с.

Шашка дымовая предназначена для спасательных шлюпок, выпускает хорошо видимый дым оранжевого цвета и служит для подачи сигнала бедствия в светлое время суток. После приведения шашки в действие ее выбрасывают за борт, где она должна давать дым в течение 3 мин, видимый не менее 3 миль.

Для хранения пиротехнических средств предусмотрены специальные водонепроницаемые металлические шкафы, встроенные в рубку, или металлические ящики, закрепленные на палубе мостика. Внутри ящики делятся на секции и обиваются войлоком. При необходимости ракеты в секциях расклиниваются.

Пиротехнические средства для шлюпок должны быть уложены в специальные контейнеры и храниться в шлюпках. Во время нахождения судна в море доступ к пиротехническим средствам должен быть закрыт на замок. Один ключ находится в штурманской рубке на видимом месте с маркировкой <Пиротехника>, второй хранится у старшего помощника в каюте. Ракетницы хранятся у капитана, а пиротехнические патроны хранятся аналогично ракетам.

Всем на судне необходимо знать правила обращения с пиротехникой, для чего следует проводить занятия со всем экипажем.

При обращении с ракетами не допускаются сотрясения и удары. Если ракета при запуске не сработала, ее следует немедленно выбросить за борт. Разбирать ракеты запрещается. При запуске следить, чтобы

Поблизости не было людей. Перед запуском ракет с помощью линемета-тельной установки следует внимательно изучить инструкцию по ее использованию.

Буйки светящие и светодымящие крепят к спасательным кругам, которые расположены на крыльях ходового мостика или вблизи него для быстрого выбрасывания их за борт в случае падения человека в воду. Буй должен обеспечивать продолжительность горения не менее 45 мин. На нефтеналивных судах они работают от электрических батарей. Дымовые шашки действуют автоматически и дают дым оранжевого цвета в течение 15 мин видимостью не менее 1 мили при дневном свете. Самозажигающиеся огни и дымовые шашки должны иметь такую конструкцию, чтобы не допустить повреждений их при сбрасывании с высоты не менее 25 м. Максимальный срок эксплуатации светящего и светоды-мящего буйков на судах с учетом их хранения на складе не должен превышать 10 лет.

Все пиротехнические средства, срок действия которых истек, подлежат замене.

Надо помнить - пиротехника относится к опасным в пожарном отношении и взрывоопасным средствам и при обращении с ней следует строго соблюдать правила техники безопасности;

Весь судовой экипаж обязан изучить и знать инструкции по обращению с пиротехникой;

Результаты проверки знаний судового экипажа по пользованию пиротехникой оформляются протоколом квалификационной комиссии судна;

При выстреливании ракет поблизости не должно быть людей и запрещено направлять их полет в сторону судов, сооружений, строений, скопления людей и т. д.;

Запуск звуковых ракет из рук запрещается;

Линеметательная ракета запускается только с присоединенным к ней линем;

Курение иг применение огня рядом с пиротехническими средствами или при пользовании ими категорически запрещаются;

На период ремонта все пиротехнические средства должны быть убраны с судна и сданы на хранение на склад.

Пиротехнические средства сигнализации входят в снабжение спасательных шлюпок и спасательных плотов и пользуются для подачи сигналов бедствия и привлечения внимания.

К ним относятся:

Парашютные ракеты;

Фальшфейеры;

Плавучие дымовые шашки;

Все пиротехнические средства заключаются в водонепроницаемые корпуса на которых наносятся краткие инструкции или рисунки, четко иллюстрирующие способы использования пиротехнических средств. Их конструкция должна обеспечивать безопасность людей, которые их используют.

Правила пользования каждым пиротехническим средством указана на каждом изделии.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Аварийное имущество судна. Способ объявления тревог на судах
Пластыри –классифицируются на мягкие, жесткие, пневматические.К мягким пластырям относят: пластырь кольчужный (пластырь Баранова), облегченны

Буксирное устройство судна. Элементы буксирного устройства. Правила ТБ при технической эксплуатации буксирного устройства
Буксирное устройство – представляет собой комплекс изделий и механизмов, обеспечивающих судну возможность буксировать другие суда или быть буксируемым В состав бук

Виды инструктажей по охране труда. Периодичность проведения инструктажей
Первичный инструктаж и обучение непосредственно на рабочем месте вновь принятых на работу, переведенных с одного судна на другое (даже если эти суда и однотипны), учащихся, прибывших на прак

Виды люковых закрытий. Правила технической эксплуатации и меры безопасности при работе с ними и в грузовых трюмах
Грузовые люки, простые люковые закрытия, механизированные люковые закрытия. Открывать люковые закрытия запрещается до тех пор, пока пространство вокруг люка не будет соответствующим образо

Вооружение тяжелых грузовых стрел и методы работы
Тяжеловесная стрела изготавливается значительно прочнее обыкновенной и располагается в Д.П.судна. Для уменьшения напряжений в мачте шпор стрелы опирается не на саму мачту, а на спец-фундамент, расп

Горизонтальные секторы видимости навигационных огней
Правило 23 и приложение II МППСС. Судно должно нести: топовый огонь впереди, топовый огонь позади и выше переднего топового огня (для судов длиной более 50м). Бортовые огни и кормовой огон

Горизонтальное расположение огней и расстояния между ними
Если для судна с механическим двигателем предписаны два топовых огня, то горизонтальное расстояние между ними должно быть не менее половины длины судна, однако нет необходимости, чтобы оно пр

Грузовое устройство и его состав. Назначение устройства. Техника безопасности при работе с грузовым устройством
Благодаря простоте в эксплуатации на судах распространены грузовые устройства со стрелами; современные суда чаще оборудуют кранами с электро- и гидроприводом. Грузоподъёмность стационарных судовых

Дать определение, что такое и для каких целей применяются изделия, устройства, детали устройства судна и другие термины применяемые на судне
Рулевое устройство – предназначено для обеспечения управляемости судна. Состоит из рабочего органа и руля, баллера - для его поворота, рулевого привода, рулевой машины

Документы необходимые для занятия должности матроса
1. Паспорт моряка 2. Международный сертификат матроса 3. Сертификат об оказании первой медицинской помощи 4. Сертификат специалиста по спасательным шлюпкам и плотам

Загрязнение моря. Конвенция. Морские загрязнители. Знаки загрязнителей, маркировка
ЗАГРЯЗНЕНИЕ МОРЯ правонарушение международного характера, совершаемое в открытом море; последствие судоходства, сброса и захоронения промышленных и бытовых отходов, добычи полезных ископаемых на мо

Маркировка и нанесение знаков опасности
1. Грузовые места, содержащие вредное вещество, маркируются надежной долговечной маркировкой с правильным техническим наименованием (одни коммерческие названия применять нельзя) и они должны надежн

Запас плавучести судна и грузовая марка. Где расположена грузовая марка на судне
ЗАПАС ПЛАВУЧЕСТИ судна: объем непроницаемой для воды надводной части судна, расположенной от грузовой (конструктивной) ватерлинии до верхней непрер

Знание основных работ выполняемых палубной командой и инструменты, применяемые при палубных работ
Матрос 1-го класса отвечает перед боцманом за: 1) Общее техобслуживание судна по указанию боцмана. 2) Участие в швартовных и якорных операциях судна. 3) Поддержание сво

Измерение расстояний на море. Основные единицы и скорости принятые в судовождении. Приборы для измерения скорости и пройденных расстояний на море
Расстояние до ориентиров в море может быть измерено с помощью радиолокационной станции, дальномера или секстана. Наиболее просто и точно измерение дистанции выполняется радиолокатором. Дальномеры,

Спасательные жилеты
В личное снаряжение входит: 1) защитная одежда из материала, способного защитить кожу от тепла, излучаемого при пожаре, ожогов и ошпаривания; наружная поверхность должна быть водо

Какие мероприятия проводятся на судне в порту для обеспечения плавания в штормовых условиях
Подготовка судна к плаванию в шторм начинается при стоянке в порту. Правильность погрузки заключается в том, чтобы обеспечить судну местную и общую прочность, достаточную остойчивость, доставку гру

Какие работы необходимо выполнять для поддержания корпуса судна в надлежащем состоянии
Правильно организованный уход за корпусом судна и его помещений предлагает прежде всего предупреждения коррозии металло – конструкций и гниения деревянных, основным способом защиты которых является

Кодекс ОСПС. Уровни охраны
ОСПС – кодекс по охране судов и портовых сооружений принят 12.12.2002г. Уровень охраны 1 (Securitylevel 1) – означает уровень, при котором постоянно должны поддерживаться минимальные соотве

Кодекс торгового мореплавания Украины, назначение кодекса
Кодекс торгового мореплавания Украины регулирует отношение, которые возникают с торговым мореплаванием. Под торговым мореплаванием в этом кодексе понимается деятельность, связанная с испол

Конструктивные и организационные мероприятия по ППЗМ
Основным документом, регламентирующим предотвращение загрязнения моря (ПЗМ) с судов, является Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов МАРПОЛ 73/78. Конструктивные мер

Маркировка спасательных шлюпок и плотов
Сведения о вместимости шлюпки, а также ее главные размеры наносятся на ее борта в носовой части несмываемой краской; там же указаны название судна, порт приписки (буквами латинского алфавита) и суд

Международные конвенции в области морского судоходства и их роль
СОЛАС – 74– Международная конвенция по охране человеческой жизни на море. МКУБ– международный кодекс по управлению безопасностью. ПДНВ -

Морские сигналы бедствия
· Клубы оранжевого дыма · Открытое пламя на корабле · Фальшфейер красного огня · Флажковый сигнал NC (НЦ)

Световые сигналы бедствия
· Сигнальное зеркало · Сигнальный костер (3 костра на расстоянии не менее 50 метров друг от друга, чтобы при виде сверху они образовывали треугольник или прямую линию) · сигнал SO

Международный свод сигналов. Правила ведения переговоров по МСС
Международный свод сигналов (TheInternationalCodeofSignals; INTERCO) предназначен для связи различными способами и средствами в целях обеспечения безопасности мореплавания и охраны

Меры безопасности и организация покрасочных работ
Перед началом работ по подготовке и окраске поверхностей (в зависимости от места их выполнения) должны быть предусмотрены следующие мероприятия: - проверка надежности и готовности лесов и бесе

Меры предосторожности при перевозках морем
Судовая администрация несет полную ответственность за правильность приёма, укладки сепарации, выгрузки и сдачи груза, а также за соответствие документов и состоянию груза. В течение рейса

Воспламеняющиеся жидкости
Легковоспламеняющиеся твердые вещества. Вещества способные к самовозгоранию. Окисляющиеся вещества. Должны бытьразмещены в прохладных местах вдали от все

Меры предосторожности при перевозке опасных грузов
К работе с опасными грузами допускаются члены экипажей судов имеющие стаж работы по специальности не менее 1 года, прошедшие обучение и ежегодную проверку знаний и инструктажи на рабочем месте по б

Меры предосторожности при проведении фумигации, дегазации судна
Транзитная фумигация в судне - обеззараживание груза в трюмах судна без вывода его из эксплуатации, проходит в течение рейса и составляет от 5 суток и более в зависимости от глубин

Методы борьбы с водой. Порядок заводки пластыря
Для ликвидации водотечности корпуса и различных повреждений суда снабжают аварийным инвентарем и материалами: - задраиваются все водонепроницаемые двери; - производится герметизац

Методы борьбы с пожаром на судах. Способы и средства тушения пожара
Борьба экипажа с пожаром на судне возглавляется капитаном судна и должна быть направлена на: · обнаружение и выявление места, размеров, характера пожара; · установление наличия и

Шлюпочный узел
Применяется при буксировке шлюпок и во время их стоянки под выстрелом у борта корабля только в тех случаях, когда в них находятся люди. Сначала ходовой конец фалиня пропускают в носовой шлюпочный р

Набор корпуса судна. Системы набора. Назначение и устройство двойного дна. Основные поперечные и продольные связи
Корпус судна представляет собой оболочку, состоящую из горизонтальных и вертикальных пластин, подкреплённых балками. Совокупность пластины с подкрепляющими ее балками называют перекрытие

Назначение гирокомпаса, магнитного компаса. Основные части магнитного компаса. Типы магнитных компасов. Сличение компасов
Компасом называют навигационный прибор, предназначенный для определения курса судна и направлений на различные береговые или плавучие предметы, находящиеся в поле зрения судоводителя. Компас исполь

Непотопляемость судна. Меры по обеспечению непотопляемости судна. Маркировка водонепроницаемых переборок
Непотопляемость - способность судна оставаться на плаву и не опрокидываться при повреждении его корпуса и затоплении одного или нескольких отсеков Борьба за непотоп

Оборудование мест проведения грузовых работ. Обязанности сигнальщика
К выполнению обязанностей сигнальщика допускаются докеры-механизаторы (ДМ), прошедшие обучение, проработавшие в порту не менее 1 года, получившие квалификацию сигнальщика и знающие систему сигнализ

Общие правила производства покрасочных работ на судне. Подготовка поверхностей к покраске
Окрасочными работами по судну (включая машинные помещения) руководит боцман. На старшего матроса (плотника) возлагается ответственность за приготовление требуемых инструментов, материалов, защитных

Обязанности вахтенного матроса на ходу судна. Форма доклада впередсмотрящего об обнаруженном объекте
Вахтенный матрос подчиняется непосредственно вахтенному помощнику капитана. На ходу судна вахтенные матросы вы­полняют в основном две главные функции: стоят на руле и ве­дут визуально-слуховое набл

Обязанности вахтенного матроса при стоянке судна в порту
Во время стоянки судна у причала в порту у трапа постоянно находится вахтенный матрос, который осуществляет контроль за посещением судна, не допуская на судно посторонних лиц без разрешения вахтенн

Обязанности по заведованию. Ходкость судна. Поворотливость судна
Матрос 1 класса подчиняется старшему матросу и в необходимых случаях замещает его. Матрос 1 класса обязан: - знать общие сведения по судовождению, раскраску и вне

Обязанности членов экипажа при обнаружении возгарания или нарушения водонепроницаемости на судне
При возникновении аварийного случая капитан осуществляет общее руководство действиями экипажа по ликвидации последствий аварийного случая и борьбе за живучесть судна. В случае неминуемой гибели суд

Обязательные минимальные требования к лицам рядового состава, несущим ходовую навигационную вахту
Правило II/6. Обязательные минимальные требования к лицам рядового состава, несущим ходовую навигационную вахту. 1. Минимальные требования к лицам рядового состава морског

Правило 29. Лоцманские суда
a. Судно при исполнении лоцманских обязанностей должно выставлять: i. на топе мачты или вблизи от него - два круговых огня, расположенных по вертикальной линии; верхний из этих огней долже

Правило 7 - Опасность столкновения
Правило 7 - Опасность столкновения a. Каждое судно должно испо

Ст. механик ведает технической эксплуатацией всей механической и электромеханической части судна
77. Определение ИК:ИП,КУ. Команды, подаваемые рулевому при поворотах и изменении курса. Как привести судно на курс по магнитному компасу? Аварийное управление рулем.

Определение и термины, касающиеся несения вахты. Выполнение требований кодекса ОСПС
Раздел 2. Определение Содержит 11 определений, из которых три (такие как 1.Cjgvention, 2.Regulation, 3. Chapter) являются общеизвестными, а остальные 8 приводятся ниже: 4. ShipSec

Организация службы на судах. Судовые службы. Подчиненность
Основу организации судовой службы составляют: - расписания по заведованиям; - вахтенная служба; - техническая служба; - расписание по тревогам;

Организация труда при ведении общесудовых работ
Подготовка к производству работ должна предусматривать организацию безопасного и удобного рабочего места правильную расстановку рабочих, обеспечение работающих спец. одеждой и защитными средствами.

Основные действия, связанные с защитой окружающей среды при заходе в территориальные воды государств
1. Перед входом судна в тер.воды прекратить какие – либо операции нефтесодержащих смесей и др. вредных жидких веществ. 2. Все запорные устройства, через которые эти вещества сбрасываются з

Остойчивость судна. Меры по обеспечению остойчивости. Дедвейт судна
Остойчивостью называется способность судна, отклоненного от положения, равновесия, возвращаться к нему после исчезновения причины, вызвавшей отклонение. Дедвейт – разность между водоизмеще

Первая доврачебная помощь пострадавшим при несчастных случаях
1. Прекратить действие опасных факторов на пострадавшего (освободить от действия эл.токавынести из зараженной зонызатушить одежду которая горитвытащить из воды и т.д.) 2. Придать потерпевш

Плавучие средства навигационного оборудования. Системы ограждения опасностей
Плавучий маяк – судно оборудованное маячной световой аппаратурой, радиотехническими, звукосигнальными устройствами и предназначенное для определения места судов в море. Бакены – применяютс

Подготовительные работы при приеме и сдаче лоцмана
1.Установить связь с лоцманской станцией либо с лоцботом. 2. Уточнить время подхода к точке приема (отдачи) лоцмана. 3. Приготовить лоцманский трап (трап – подъёмник) проверить ос

Подготовка грузовых помещений (танков) к приему груза
Основными мероприятиями подготовке грузовых помещений к приему грузов, являются: Все грузовые помещения должны быть полностью подготовлены к приёму груза (подметены, вымыты, при необходимо

Подготовка и спуск на воду спасательных шлюпок и плотов. Посадка в шлюпки и спуск их на воду
Перед спуском шлюпки на воду необходимо выполнить ряд действий: 1. Независимо от способа спуска на воду в шлюпку следует доставить дополнительное оборудование и снабжение, необходимое для

Порядок определения направлений на поверхности Земли. Системы деления горизонта на градусы и румбы
Наблюдатель, находящийся на поверхности земного шара, при помощи отвеса может определить направление отвестной линии. Отвесная линия на поверхности земного шара даст направление на зенит наблюдател

Порядок оставления судна при отсутствии спасательных средств у борта судна
Прыжок в воду в спасательном жилете: - надеть жилет, крепко прижать его руками; - осмотреть место приводнения, глубоко вдохнуть, оттолкнуться ногами от борта вперед, лицом к морю;

Правила техники безопасности при производстве грузовых работ, швартовных операций
На каждом грузоподъемном устройстве указаны: - регистровый номер; - разрешенная грузоподьемность; - срок следующего испытания ЗАПРЕЩАЕТСЯ работать грузовым шкент

Причины возникновения пожаров на судах. Переносные и стационарные средства пожаротушения
Основные причины возникновения пожаров на судне. Относятся: - неоспоримое или небрежное обращение с открытым огнем, нагревательными приборами, небрежное курение; - неиспр

Противопожарный режим на судне. Дозорная служба
Экипаж судна обязан строго соблюдать противопожарный режим и выполнять все мероприятия по обеспечению взрыво – и пожаро безопасности судна в любых условиях его эксплуатации. При стоянке су

Рангоут и такелаж судна. Их назначение
Рангоут – это сооружения из металлических труб или деревянных блоков, которые устанавливаются в диаметральной плоскости судна и жестко скрепляются с его корпусом к рагнгоуту относятся мачты и их во

Расписание по тревогам. Обязанности по тревогам. Виды судовых тревог
Основной организацией борьбы за живучесть судна является Расписание по тревогам. В нем определены обязанности членов экипажа при аварии и место их сбора по тревогам. Существуют типовые фор

Рулевое устройство судна. Состав рулевого устройства. Типы рулей, рулевые приводы
Рулевое устройство обеспечивает управляемость судна, т.е удерживает судно на курсе или изменять его направление движения независимо от влияния ветра, волн или течений. Состоит:

Санитарные правила и судовая гигиена
Санитарные правила содержат требования к системам водоснабжения, отопления, вентиляции, хозяйственно – бытовым и сточным. Санитарные правила регламентируют нормы освещенности рабочих мест отдуха, у

Сепарационное оборудование для очистки льяльных вод. Оборудование для сжигания мусора
Каждое судно вместимостью 400 р.т. и более, нефтяной танкер вместимостью 150 р.т. и более должны иметь на борту: - фильтрующее оборудование, обеспечивающее очистку нефтесодержащей воды до

Система внутренней и внешней связи и сигнализации на судах
Внутренние средства связи и сигнализации призваны обеспечить управление судном и надежную связь командного мостика со всеми постами и службами. К этим средствам относятся: - судов

Кардинальная система
· Северный буй: · Раскраска: сверху чёрная, снизу жёлтая Топовые фигуры: оба конуса вершинами вверх Огонь: без пауз проблесковый, быс

Знаки специального назначения
Предназначены для обозначения специальных районов или объектов, показанных на картах или описанных в других навигационных документах, например знаки, ограждающие районы свалки грунта, подводные каб

Спасательные и дежурные шлюпки и их виды и требования к ним
Спасательная шлюпка – это шлюпка, способная обеспечивать сохранение жизни людей, терпящих бедствие, с момента оставления ими судна. Шлюпки закрытого типа и шлюпки частичного закрытого типа

Средства внутренней и внешней связи и сигнализации на судах
Внутренние средства связи и сигнализации призваны обеспечить управление судном и надежную связь командного мостика со всеми постами и службами; - судовая телефонная связь; - судов

Средства и методы визуальной сигнализации
1.Сигнально – отличительные огни (ходовые огни) - топовые огни; - бортовые огни; - кормовой (гакобортный) огонь; - бункеровочный огонь; - якорные огни;

Средства навигационного оборудования, их виды по расположению, назначению, принципу действия
Навигационное оборудование судна состоит из комплекса навигационных приборов, обеспечивающих прокладку курса, определения географических координат его местонахождения. Эти приборы должны обеспечива

Судовые противопожарные системы, марки огнетушителей и их применение
Система пожаротушения: Водотушения – состоит из пожарных насосов, пожарных рожков, рукавов, стволов. Находится в постоянной готовности. Спринклерная система – предназначена для ав

Судовые системы и их назначение. Что собой представляет судовой план пожаротушения
Судовые системы представляют собой совокупность специализированных трубопроводов с механизмами, аппаратами, приборами и установками. Они предназначены для перемещения жидкостей, воздуха или газов в

План пожаротушения
Борьба с пожаром на судах осуществляется в соответствии с оперативно – тактическими картами и планами пожаротушения. План пожаротушения представляет собой схему на которой нанесены планы в

Судовые якоря, их виды, требования предъявляемые к ним. Правила ТБ при производстве работ я якорным устройством
Якорь Холла отличается малым количеством деталей и большой держащей силой. Зарываясь в грунт обеими лапами, якорь не представляет опасности для других судов на мелководье и исключает возможность за

Техника безопасности при выполнении общесудовых работ. Производственная санитария на судах
Плавсостав всех специальностей должен знать и выполнять общие требования ТБ при эксплуатации судна. Для безопасного выполнения общесудовых работ члены команды обеспечиваются спецодеждой и

Требования к рулевому устройству.Проверка рулевого устройства перед выходом в рейс.Стандартная длина промежуточных смычек якорь-цепи
При подготовке судна к работе, все детали рулевого устройства тщательно осматриваются, при необходимости смазывают. Проверяются показания аксиометров. Проверяются стопора. Все обнаруженные дефекты

Тросы и такелажные работы, уход за тросами
Тросами (канатами) называют изделия, свитые из стальных проволок или скрученные из растительных и искусственных волокон. Растительные тросы делают из растительного волокна (пеньковые, мани

Условия сброса балласта и мусора с судов
«Мусор» означает все виды продовольственных, бытовых и эксплуатационных отходов, которые образуют в процессе нормальной эксплуатации судна и подлежат постоянному или периодическому удалению.

Устройство корпуса морских судов, назначение и основные элементы набора корпуса
Применяют три системы набора: поперечную, продольную, комбинированную. В поперечной системе набора главные балки идут поперек судна (флоры, шпангоуты, бимсы) В продольной системе

Судовые переборки
Для обеспечения непотопляемости судно, как правило, делится специальными переборками на отсеки, что предохраняет его от полного затопления при местных повреждениях корпуса. Переборка упрочняют корп

Учения по переходу на аварийное управление рулем. Порядок перехода на аварийное управление рулем
Переход с основного рулевого привода назапасной должен выполняться быстро: два человека должны выполнят эту работу не более чем за 2 минуты. Для приобретения необходимого практического опыта судова

Якорное устройстово.Подготовка к отдаче и выборка якоря
Якорное устройство обеспечивает надежную стоянку судна в море или на рейде. При подходе к якорной стоянке говорят все якорное устройство и в первую очередь брашпиль. Подготовленный брашпил

Якорное устроство.Назначение и состав.ТБ при отдаче и выборке якоря
Якорное устройство – обеспечивает надежную стоянку судна в заданном районе моря. Главные элементы якорного устройства: якоря, якорные цепи, якорные механизмы, клюзы, стопоры. Якор

Дальность обнаружения пиротехнических сигналов бедствия во многом (иногда в решающей степени!) зависит от места их подачи. Даже самую мощную ракету можно умудриться запустить в таком месте и в такое время, что ее никто никогда не увидит. В первую очередь надо учитывать время суток и погодные условия.
Яркая звездочка в небе днем практически незаметна, в то время как ночью она обращает на себя внимание за много километров. Поэтому в светлое время суток лучше использовать дымовые сигналы, приберегая ракету для темноты. Точно так же может сгинуть без всякой пользы ракета, запущенная в случайно проплывающую над вашей головой тучу. Поэтому, если возможно, отложите подачу сигнала на несколько секунд, дождитесь прохода облачности или постарайтесь попасть в свободный от туч или тумана участок неба.
Для работы с фальшфейерами и дымовыми шашками следует выбирать возвышенные точки рельефа. При этом надо стараться, чтобы с подветренной стороны, куда и будет отнесен дым, располагалось открытое пространство - водоем, ледник, поляна.

При подаче сигнала всякое пиротехническое средство следует держать в вытянутой руке, развернув соплом от себя. С подветренной стороны не должны стоять люди, находиться легковоспламеняющиеся и огнебоящиеся предметы. Категорически недопустимо направлять ракеты и патроны в сторону спасательных самолетов, вертолетов, судов!

При использовании ракет следует учитывать направление и силу ветра, который может сильно сносить парашют с горящей под ним сигнальной звездочкой. Если вы хотите, чтобы сигнал горел над вашей головой, стреляйте немного навстречу ветру.
Еще одна чисто "ракетная" ошибка заключается в недооценке силы ее отдачи. Особенно это касается больших парашютных ракет! Если недостаточно крепко удерживать гильзу ракеты, она при выстреле может, дернувшись вниз, выскользнуть из рук.
И еще один очень важный совет. Большинство пиротехнических средств обладает разовым действием, то есть, подав сигнал один раз, повторить его невозможно. Поэтому подавать сигнал надо с максимально близкого расстояния и только когда есть уверенность, что его заметят. Например, когда вы видите спасательный самолет или судно или отчетливо слышите нарастающий шум работающих моторов.

Во время движения сигнальные средства необходимо хранить в защищенном от ударов и атмосферных осадков и в то же время легкодоступном месте. А во время привалов держать подальше от огня. Многие пиротехнические средства боятся нагрева, интенсивного трения и ударов, от которых они могут выйти из строя или даже взорваться!

Кроме прямого назначения, почти все пиротехнические сигнальные средства могут с успехом использоваться для отпугивания хищных животных - белых и бурых медведей, волков, шакалов и пр.
Хоть и с натяжкой, но простейшим пиротехническим сигнальным средством можно считать аэрозольные баллончики. Любые - от лака для волос и прочих косметических до репеллентов. Струя аэрозоля, выпускаемая из баллончика, если пропустить ее через пламя спички или зажигалки, вспыхивает ярким, длиной в несколько десятков сантиметров, факелом, различимым с воздуха на несколько километров. Выпускать аэрозоль следует короткими, не более 1 - 2 с, нажатиями с 2 - 5-секундньши паузами. При более длительном горении аэрозольной струи баллончик может взорваться в руках!


Морские международные сигналы бедствия:

 выпуск клубов дыма оранжевого цвета (1);

 пламя на судне (например, от горящей смоляной бочки) (2);

 ракеты или гранаты, выбрасывающие красные звезды, выпускаемые поодиночке через короткие промежутки времени (3);

 красная парашютная ракета либо фальшфейер красного цвета (4);

 флажковый сигнал NC (НЦ) по Международному своду сигналов (5);

 сигнал, состоящий из квадратного флага с шаром над ним или под ним (6);

 медленное, повторяемое поднятие и опускание рук, вытянутых в стороны (7);

 пушечные выстрелы, или взрывы, производимые с промежутками около одной минуты, или непрерывный звук, производимый любыми аппаратами для подачи туманных сигналов (8);

 сигнал бедствия SOS, передаваемый по радиотелеграфу или с помощью другой сигнальной системы, либо слово «мэйдэй», произносимое по радиотелефону (9).
Все эти сигналы имеют одно-единственное, известное морякам всего мира значение - "Терплю бедствие, нуждаюсь в помощи" .

4. Дымовые и цветовые сигналы бедствия.


К ним можно отнести различные дымовые шашки и петарды, чаще всего используемые в море. Такие шашки срабатывают после выдергивания запального шнура и горят, испуская оранжевый дым, от 1 мин (ручная шашка) до 4 мин (плавучая шашка).
Используемая на отечественных флотах дымовая плавучая шашка имеет длину 253 мм, диаметр 80 мм и вес 820 г. Расчетная дальность видимости дымового сигнала, длящегося 3 мин - одна морская миля. Шашка приводится в действие выдергиванием запального шнура.
Кроме цвето-дымовых сигналов, существуют специальные красители, которые, растворяясь в воде, создают большое, цветовое, издалека заметное пятно.
К таким относится, например, уранин, предназначенный для использования в море или на обширных пресноводных водоемах. При контакте с водой уранин расплывается по поверхности, образуя огромное пятно интенсивного зелено-изумрудного цвета (если попал в холодную воду) или оранжевого цвета (если оказался в теплой воде).
Краситель остается заметным около 4 - 6 ч на спокойной воде и лишь 2 - 3 ч - при волнении.

Сигналов бедствия во многом, иногда в решающей степени, зависит от места их подачи. Даже самую мощную сигнальную ракету можно умудриться запустить в таком месте и в такое время, что сигналы бедствия никто и никогда не увидит. В первую очередь надо учитывать время суток и погодные условия.

Яркая звездочка в небе днем практически незаметна, в то время как ночью она обращает на себя внимание за много километров. Поэтому в светлое время суток лучше использовать дымовые сигналы бедствия, приберегая ракету для темноты. Точно так же может сгинуть без всякой пользы ракета, запущенная в случайно проплывающую над вашей головой тучу. Поэтому, если возможно, отложите подачу сигнала бедствия на несколько секунд, дождитесь прохода облачности или постарайтесь попасть в свободный от туч или тумана участок неба.

Для работы с фальшфейерами и дымовыми шашками следует выбирать возвышенные точки рельефа. При этом надо стараться, чтобы с подветренной стороны, куда и будет отнесен дым, располагалось открытое пространство — водоем, ледник, поляна. При подаче сигнала бедствия всякое пиротехническое средство следует держать в вытянутой руке, развернув соплом от себя. С подветренной стороны не должны стоять люди, находиться легковоспламеняющиеся и огнебоящиеся предметы. Категорически недопустимо направлять сигнальные ракеты и патроны в сторону спасательных самолетов, вертолетов, судов.

При использовании сигнальных ракет следует учитывать направление и силу ветра, который может сильно сносить парашют с горящей под ним сигнальной звездочкой. Если вы хотите, чтобы сигнал горел над вашей головой, стреляйте немного навстречу ветру. Еще одна чисто ракетная ошибка заключается в недооценке силы ее отдачи. Особенно это касается больших парашютных ракет. Если недостаточно крепко удерживать гильзу ракеты, она при выстреле может, дернувшись вниз, выскользнуть из рук. В этом я однажды смог убедиться, давая световой (не аварийный) сигнал в зимней тайге. Замерзшие до состояния льда рукавицы не позволили с достаточной силой сжать пальцы, и по этой причине ракета выстрелила сразу в две стороны: звездочкой — в небо, гильзой — в землю.

Только чудом пошедший не по своей траектории световой заряд не спалил мне волосы. А могло быть и хуже, гораздо хуже. Например, во время рок-концерта на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге неожиданно выпущенная в толпе ракета, попав в висок, наповал убила стоящего поблизости зрителя. Именно поэтому ракету следует брать только голой рукой, предварительно насухо вытерев ладонь и пальцы. И еще один очень важный совет. Большинство пиротехнических средств обладает разовым действием, то есть, подав сигнал один раз, повторить его невозможно. Поэтому подавать сигнал надо с максимально близкого расстояния и только когда есть уверенность, что его заметят. Например, когда вы видите спасательный самолет или судно или отчетливо слышите нарастающий шум работающих моторов.

С другой стороны, при наличии запаса одноразовых пиротехнических средств, при приближении еще невидимого спасательного самолета или вертолета ракеты лучше не экономить. Тут скаредность может сослужить плохую службу. Ведущий поиск самолет — не городской трамвай, который по нескольку раз на дню проходит один и тот же маршрут. Поисковый самолет далеко не всегда возвращается в место, которое уже облетел. Поэтому давать сигналы бедствия (еще раз повторю: если вы не испытываете нужды в пиротехнике!) лучше до того, как его можно будет обнаружить визуально.

Давать в сторону звука, по возможности просчитав по его нарастанию либо затиханию направление полета. Ракета, пробив низкие облака, может быть замечена пилотами, в то время как вы этот самолет так и не увидите. Если необходимость в подаче сигнала отпала, запальный шнур с кольцом надо осторожно уложить в предназначенное для ракеты гнездо и завинтить защитный колпачок. Во время движения сигнальные средства необходимо хранить в защищенном от ударов и атмосферных осадков и в то же время легкодоступном месте. А во время привалов держать подальше от огня. Многие пиротехнические средства боятся нагрева, интенсивного трения и ударов, от которых они могут выйти из строя или даже взорваться.

Кроме прямого назначения, почти все пиротехнические сигнальные средства могут с успехом использоваться для отпугивания хищных — белых и бурых медведей, волков, шакалов и пр.

Бытовые средства для подачи сигналов бедствия.

Хоть и с натяжкой, но простейшим пиротехническим сигнальным средством можно считать аэрозольные баллончики. Любые — от лака для волос и прочих косметических до репеллентов. Струя аэрозоля, выпускаемая из баллончика, если пропустить ее через пламя спички или , вспыхивает ярким, длиной в несколько десятков сантиметров, факелом, различимым с воздуха на несколько километров. Выпускать аэрозоль следует короткими, не более 1 — 2 секунды, нажатиями с 2 — 5 секундными паузами. При более длительном горении аэрозольной струи баллончик может взорваться в руках.

При необходимости подачи длительного сигнала баллончик следует вкопать в землю, уложить на пусковую кнопку плоский камень или оттянуть его пропущенной через днище резинкой, поставить на пути струи небольшой факел и отойти на несколько метров в сторону. А если вспомнить детские проказы, можно из серных головок спичек, магния, церия и прочего. изготовлять различные «бомбочки», хлопушки, «бенгальские огни» и подобные самодельные, сомнительного свойства, но все-таки пиротехнические светозвуковые сигнальные средства. Их изготовление и применение сопряжены с определенным риском, поэтому конкретную рецептуру я здесь не привожу. Кто увлекался подобной химией раньше, я думаю, сможет использовать детские навыки уже не для развлечения, а для дела.

Морские международные сигналы бедствия.

— Выпуск клубов дыма оранжевого цвета.
— Пламя на судне, например от горящей смоляной бочки.
— Ракеты или гранаты, выбрасывающие красные звезды, выпускаемые поодиночке через короткие промежутки времени.
— Красная парашютная ракета либо фальшфейер красного цвета.
— Флажковый сигнал NC (НЦ) по Международному своду сигналов.
— Сигнал, состоящий из квадратного флага с шаром над ним или под ним.
— Медленное, повторяемое поднятие и опускание рук, вытянутых в стороны.
— Пушечные выстрелы, или взрывы, производимые с промежутками около одной минуты, или непрерывный звук, производимый любыми аппаратами для подачи туманных сигналов.
— Сигнал бедствия SOS, передаваемый по радиотелеграфу или с помощью другой сигнальной системы, либо слово «мэйдэй», произносимое по радиотелефону.

Все эти сигналы имеют одно-единственное, известное морякам всего мира значение — «Терплю бедствие, нуждаюсь в помощи».

Дымовые и цветовые сигналы бедствия в аварийной ситуации.

К ним можно отнести (кроме дневного сигнала ) различные дымовые шашки и петарды, чаще всего используемые в море. Такие шашки срабатывают после выдергивания запального шнура и горят, испуская оранжевый дым, от 1 минуты (ручная шашка) до 4 минут (плавучая шашка). Используемая на флотах дымовая плавучая шашка имеет длину 253 мм, диаметр 80 мм и вес 820 г. Расчетная дальность видимости дымового сигнала, длящегося 3 минуты — одна морская миля. Шашка приводится в действие выдергиванием запального шнура.

Существуют и другие разновидности дымовых шашек. Вплоть до таких, с которыми одному человеку просто не справиться. Например, большая дымовая сигнальная шашка имеет длину 74 см, диаметр 21 см и вес 32 кг. Горит эта гигантская «дымовуха» 8 минут, а сигнал ее виден за 20 км. Кроме цвето-дымовых сигналов бедствия, существуют специальные красители, которые, растворяясь в воде, создают большое, цветовое, издалека заметное пятно. К таким относится, например, уранин, предназначенный для использования в море или на обширных пресноводных водоемах.

При контакте с водой уранин расплывается по поверхности, образуя огромное пятно интенсивного зелено-изумрудного цвета (если попал в холодную воду) или оранжевого цвета (если оказался в теплой воде). Краситель остается заметным около 4 — 6 часов на спокойной воде и лишь 2 — 3 часа — при волнении. В какой-то степени цветовыми сигналами бедствия могут служить различные оранжевые полотнища, тенты спасательных плотов и шлюпок, одежда и палатки ярко-красных расцветок.

По материалам книги «Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях».
Ильин А.

Судовые средства связи и сигнализации классифицируют по двум основным признакам: по назначению и характеру сигналов. По назначению средства связи подразделяют на средства внешней и внутренней связи.

Средства внешней связи служат для обеспечения безопасности мореплавания, связи с другими судами, береговыми постами и станциями, обозначения рода деятельности судна, его состояния и т. д.

Внешние средства сигнализации и связи делятся на визуальные, акустические и радиотехнические.

Визуальную связь обеспечивают: средства световой сигнализации и связи (клотиковые огни, прожекторы, специальные фонари для направленной передачи, приспособленные для передачи знаков азбуки Морзе и других сигналов); средства предметной сигнализации и связи (сигнальные флаги, фигуры и знаки); пиротехнические средства, служащие, как правило, для подачи сигналов бедствия.

К звуковым средствам сигнализации и связи относятся судовой свисток, судовой колокол, гонг, звуковые пиротехнические средства.

Основное средство внешней связи на море - радиосвязь. Радиообмен ведется в режимах телефонии, цифрового избирательного вызова, буквопечатания. Система спутниковой связи ИНМАРСАТ предоставляет морякам телефон с прямым автоматическим набором номера, телекс, факс, электронную почту, режим передачи данных. Специальные системы связи обеспечивают передачу на суда информации для обеспечения безопасности мореплавания (НАВАРЕА, НАВТЕКС). Глобальная морская система связи при бедствии (ГМССБ) обеспечивает определение координат терпящего бедствие судна, связь и передачу информации при проведении поисково-спасательных операций, а также другие режимы радиообмена.

Средства внутренней связи и сигнализации предназначены для обеспечения подачи сигналов тревоги, других сигналов, а также надежной связи между мостиком и всеми постами и службами. К этим средствам относятся судовая автоматическая телефонная станция (АТС), судовая система громкоговорящей связи, машинный телеграф, звонки громкого боя, судовой колокол, мегафон, носимые УКВ радиостанции, губной свисток, звуковая и световая сигнализация о повышении температуры, появлении дыма, поступлении воды в судовых помещениях.

Важнейшей частью морской сигнализации являются огни, знаки, световые и звуковые сигналы, предусмотренные МППСС-72.

Аварийно-спасательное оборудование на море: судовая пиротехника и другие средства спасения

Плавание в открытом море, к сожалению, не всегда бывает безмятежным. Морская стихия в любое время может показать свой суровый характер и заставить моряков бороться за свое выживание. В критических ситуациях, когда судно теряет управление или тонет, чтобы обозначить свое местонахождение и дождаться помощи, экипажу приходится применять специальные судовые пиротехнические средства и иное спасательное оборудование.

Начнем с самого радостного для судоводителя вида спасательного оборудования, применяемого в тот момент, когда терпящего бедствие на воде уже нашли. Спасательный конец Александрова (в просторечии - спасательный линь) предназначен для оказания помощи утопающему. Данное аварийно-спасательное оборудование (также как и спасательный жилет) входит в обязательный перечень предметов спасения на маломерных судах, а также используется для оснащения спасательных постов в зонах купания и РОБСВОДа.

Спасательный конец Александрова представляет собой плавучий линь из полипропилена длиной 30м с петлей диаметром 40см, оснащенной двумя поплавками. Указанный конец спасатель забрасывает утопающему, при этом петля-кольцо держится на поверхности воды и утопающий берется за нее или одевает сверху так, чтобы она оказалась на уровне груди. Благодаря этому спасатель может подтянуть утопающего к судну.

В тех случаях, когда использовать спасательный конец Александрова нецелесообразно или затруднительно, применяется линеметательное устройство. В частности, линеметательное устройство (или, в просторечии, линемет) предназначено для подачи аварийному судну капронового линя, при помощи которого осуществляется заводка буксирного каната.

Рисунок 12. Спасательный линь

Устройство линеметательное может быть использовано для проведения аварийно-спасательных операций, как на море, так и на суше. Знакомое российским судоводителям устройство линеметательное УЛМ-1 состоит из контейнера К-320, в котором помещается линь, пускового устройства ПУ-1 и ракеты РЛ-1, благодаря которой осуществляется выстрел.

Рисунок 13. Линеметательное устройство

Пиротехнические сигнальные средства и устройства входят в обязательный спасательный комплект каждого морского судна. В зависимости от ситуации и погодных условий, для привлечения внимания спасателей используются ракетные сигнальные патроны, гранаты, плавающие дымовые шашки и фальшфейеры, которые при горении вызывают световые, дымовые или звуковые эффекты. В настоящее время основной перечень устройств российского спасательного оборудования удовлетворяют требованиям МК СОЛАС-74/96 и Кодекса ЛСА.

Рисунок 14. Пиротехнические сигнальные средства

Простейшим представителем пиротехнического судового оборудования является ракета однозвёздная РОК-30 (РОЗ-30). Однозвездные ракеты предназначены для подачи сигналов бедствия или внимания с морских судов, спасательных шлюпок, плотов и пригодны для использования на судах с неограниченным районом плавания. Сигнальная ракета бедствия представляет собой готовый выстрел, отстреливаемый с рук без специальных приспособлений. Данная сигнальная ракета состоит из пластикового корпуса, в котором размещены тёрочное воспламенительное устройство, реактивный двигатель и непосредственно ракета с расположенными в ней сигнальными звездами.

Чтобы обозначить район бедствия, пострадавшие могут использовать сигнальные дымовые шашки оранжевого сигнала, которые обладают высокой степенью плавучести и образуют сильное задымление, окрашенное в оранжевый цвет. Так, шашка дымовая плавучая ПДШ-3 состоит из металлического корпуса с положительным запасом плавучести, в котором размещена шашка оранжевого дыма и воспламенительное устройство терочного типа. Приводится в действие за счет рывка шнура, размещенного под крышкой дымовой шашки.

Другой разновидностью дымового сигнала спасательного назначения на море является светодымящий буй. Буй светодымящийся аварийный предназначен для обозначения местонахождения спасательного круга на воде в ночное время при помощью света двух электрических ламп; в дневное время при помощи факела оранжевого дыма. Буй применяется в комплекте со спасательным кругом и состоит из стеклопластикового корпуса с поплавком и отсеком, в котором размещен водоналивной гальванический элемент. В корпусе светодымящего буя находится пиротехническая дымовая шашка, на поплавке буя смонтированы две электрические лампочки. Буй светящийся спасательного круга приводится в действие автоматически при попадании в воду за счет срабатывания водоналивного гальваноэлемента.

Воздушное пространство может освещаться ярко-красным сигналом особой парашютной ракеты; он очень хорошо просматривается с очень большого расстояния, так как сбрасывается на особом парашюте с трехсотметровой высоты. Например, хорошо знакомая российским судоводителям парашютная ракета бедствия красного огня ПРБ-40 предназначена для подачи сигнала бедствия с морских судов с неограниченным районом плавания. Обычно, парашютная ракета бедствия состоит из пластикового корпуса, в котором размещены терочное воспламенительное устройство, реактивный двигатель и непосредственно ракета бедствия с сигнальным блоком и парашютом. Сигнальная ракета красного огня также приводится в действие вручную рывком шнура.

Использование специальных звуковых гранат и ракет позволяет обнаруживать людей в условиях очень плохой видимости, когда применение других спецсредств ограничено. Сигнальная звуковая ракета бедствия представляет собой готовый выстрел, отстреливаемый из пускового металлического стакана, который крепится на верхней палубе судна. Спасательное устройство российского производства ракета бедствия звуковая ЗРБ-40 состоит из пластмассового корпуса, в котором размещены воспламенительное устройство, реактивный двигатель и непосредственно сигнальная ракета с размещенной в ней звуковой шашкой.

Однако самым распространенным средством подачи спасательных сигналов в настоящее время являются фальшфейеры. Falschfeuer (фальшфейер - фальшивый огонь) бывает белого и красного цветов. Их применение строго регламентируется Международными правилами предупреждения столкновения судов в море (морской Конвенцией). Белый огонь фальшфейера предназначается для подачи сигнала, привлекающего внимание. Фальшфейер красного огня предписан исключительно для обозначения сигнала бедствия (как и сигнал парашютной ракеты). Использование фальшфейеров в других целях или подмена, без крайней на то необходимости, сигнала белого цвета на красный категорически запрещена. Именно поэтому купить фальшфейер в свободной продаже не так-то легко. Во многих странах продажа фальшфейеров строго ограничена, и купить фальшфейер могут обычно только те, кому он действительно нужен в качестве аварийно-спасательного оборудования, а не для бездумного и небезопасного развлечения.

С инженерной точки зрения фальшфейер представляет собой картонную гильзу в водостойком корпусе, что позволяет устройству гореть в водной среде. Особый горючий состав горит в течении примерно пяти минут, при этом образуется пламя соответствующего цвета. Горение сопровождается специфическим шипящим звуком и дымовым эффектом. Для удобства применения фальшфейер может быть оборудован специальной рукояткой.

Вопросы для самопроверки:

1. В каких случаях применяются визуальные сигнальные средства?

2. Какие виды визуальных сигнальных средств знаете?

3. Что представляет сигнальная ракета бедствия?

4. Каковы действия судна, терпящего бедствия и принявшего сигнал бедствия?