Пеллеты или дрова - экономическое сравнение. Почем пеллеты для народа? Или «новые дрова» с повышенной теплоотдачей

Новый вид топлива для бытовых и промышленных отопительных котлов – пеллеты, появился относительно недавно, но уже успел произвести фурор и стал причиной настоящей революции в сфере отопления. Но до сих пор вокруг пеллет не утихают споры: специалисты и просто заинтересованные люди не устают взвешивать плюсы и минусы от использования пеллет, а также сравнивают их с другими видами топлива. Например, очень актуальным на сегодня остается вопрос, что лучше пеллеты или дрова .

Экология и безопасность

Обсуждение данного вопроса полезно будет начать с выяснения общих характеристик и свойств этих видов топлива. Главное, что объединяет дрова и пеллеты – древесина. Дрова представляют собой натуральную древесину, единственная обработка которой заключается в распиловке и рубке, благодаря чему получаются поленья нужных размеров.

В случае с пеллетами все гораздо сложнее. Их производят из отходов деревообрабатывающих предприятий, главным образом, сильно измельченных опилок. После соответствующей подготовки их прессуют в небольшие гранулы. Это и есть пеллеты.

Таким образом, именно древесина, как исходное сырье, определяет основное достоинство пеллет и дров, как топлива. Это экологическая чистота, а также безопасность использования при отоплении частных домов в плане здоровья проживающих в них людей. При горении дров и пеллет не выделяется вредных веществ. Так что с этой точки зрения сделать выбор, что лучше пеллеты и дрова , невозможно.

Характеристики топлива

К основным характеристикам любого топлива относятся такие параметры, как теплота сгорания и зольность. Для дров это 8 МДж, которые выделяются при сгорании 1 кг поленьев, а также зольность на уровне 2-5 %. Оба показателя во многом зависит от породы древесины и ее влажности. Чем больше влаги содержится в волокнах, тем хуже горят дрова, меньше выделяется тепла, а отходов остается больше.

Естественная влажность древесины около 60 %, поэтому использовать для отопления свежезаготовленные дрова не рекомендуется – поленья нужно тщательно высушить, а затем обеспечить соответствующие условия хранения, которые гарантировали бы поддержание влажности дров на допустимом уровне. Но даже при самой тщательной просушке снизить содержание влаги в древесине получится только до 15 %.

Таким образом, подготовка дров, их хранение, а также уход за печью или дровяным котлом, который время от времени может забиваться золой — все это дополнительные хлопоты и затраты, что также нужно учитывать, решая вопрос о том, что лучше пеллеты или дрова .

По всем рассмотренным выше параметрам пеллеты выглядят более привлекательно. Так, теплота сгорания у них 16-18 МДж на килограмм в зависимости от производителя и сырья, которое он использует. Зольность пеллет также зависит от их качества. Для самых лучших образцов она составляет 0,5 %, но после сжигания некачественных гранул отходы могут составлять около 3 %. Что касается влажности, то по завершении технологического цикла обработки древесных отходов и превращения их в пеллеты, содержание влаги в них не превышает 8 %.

Эффективность отопительных приборов

Также, сравнивая, что лучше пеллеты или дрова , необходимо принимать во внимание КПД соответствующих отопительных приборов. Для традиционных дровяных печей этот показатель составляет 60 %, тогда как у современных пеллетных котлов этот КПД находится на уровне 93-95 %.

То есть при отоплении дровами почти половина вырабатываемой энергии «вылетает в трубу», что не очень эффективно с финансовой точки зрения. Кроме того, отопительные приборы на пеллетах имеют еще одно существенное преимущество – они оборудованы системой автоматической подачи топлива в камеру сгорания. То есть достаточно один раз загрузить в специальный отсек котла большой объем пеллетных гранул и можно на определенное время не вспоминать о системе отопления.

Самые современные модели также могут самостоятельно поддерживать температуру в заданном интервале, соответствующим образом регулируя расход пеллет в единицу времени. Естественно, что обладатели дровяных котлов лишены такой возможности.

Доступность

Итак, пока в споре о том, что лучше пеллеты и дрова по всем параметрам пеллеты брали верх. Но есть одна характеристика, с точки зрения которой, дровам нет и не будет равных. Это доступность. Во-первых, дрова — это самый дешевый на сегодня вид топлива, жители лесной местности вообще могут заготавливать их самостоятельно. Но даже если покупать уже готовые, распиленные и наколотые дрова, их стоимость окажется гораздо ниже цены пеллет.

Но по большому счету дело даже не в цене, а в том, что дрова можно достать где угодно и в любом необходимом количестве. Вместе с тем пеллеты сегодня доступны только в крупных городах, да и то продаются только в специализированных магазинах. Попробуйте найти их где-нибудь в сельской местности на периферии. Даже если удастся сделать это, то стоимость гранул будет запредельная, а вот качество, наверняка, очень низким.

К тому же, не стоит забывать о стоимости пеллетных котлов. Если небольшую дровяную печь самой простой конструкции сегодня можно приобрести за 20-25 тыс. руб., то цена пеллетных котлов начинается от 100 тыс. руб. Многим ли по карману такая роскошь?! Понятно, что себестоимость получаемой тепловой энергии, в случае с пеллетами, будет гораздо ниже, но чтобы окупились затраты на организацию системы отопления на базе пеллетного котла должно пройти несколько лет.

Хозяину дома с отоплением на природном газе такие проблемы, как заготовка дров или закупка торфобрикета, не известны. Все его заботы – включить котел и раз в месяц платить по счету. Другое дело, если система отопления завязана на твердое топливо. Тут приходится постоянно быть «в тонусе» - владельцу нужно не только ежедневно заниматься растопкой твердотопливного котла, но и чистить его в течение всех 6 месяцев отопительного сезона. А самое главное - вовремя озаботиться заготовкой дров, торфобрикета, угля, или пеллет. Цены на эти виды топлива сильно разнятся, как разнится и эффект от их сжигания. Попробуем выяснить, чем выгоднее «кормить» твердотопливный котел в этом отопительном сезоне.

Дрова

Многие скажут, что сухие дрова лиственных пород - самый лучший вид топлива. Но это высказывание справедливо по отношению именно к сухим дровам – сырые поленья будут коптить, «як мокрае гарэць», но натопить ими дом не получится. Поэтому заготовкой дров на следующий отопительный сезон нужно заниматься уже этой зимой. Поколотые и сложенные под навесом, хорошо высохшие за весну и лето, такие дрова горят практически без дыма. Владельцы пироллизных (газогенераторных котлов) это подтвердят - в их котлах даже чуть сырые дрова не горят, они по два года их сушат.

Можно сухие колотые дрова и купить, но цена не обрадует – от 50 до 100 рублей за кубометр (осина, граб, ольха, береза). Плюс доставка. Для сравнения, колотые, но сырые дрова обойдутся дешевле – от 30 рублей за куб. Есть, правда, несколько нюансов. Дрова можно купить «навалом», а можно в ящиках. Первый вариант выходит дешевле, зато в ящиках дрова плотно сложены, поэтому в «дощатом» кубе будет больше поленьев.

Дешевле всего стоят дрова хвойных пород (ель, сосна) – от 30 рублей. Мягколиственные (береза, ольха, осина) - 33-35 рублей. Твердолиственные (граб, клен, ясень, дуб) – от 40 рублей.

Если есть желание помахать на морозце топором, можно заказать дрова чурками. Выйдет, кстати, не намного дешевле колотых – 25-30 рублей в зависимости от породы древесины.

В районных гортопах можно купить до 5 кубов колотых дров смешанных пород по госцене – 28 рублей за кубометр без доставки. Дрова из гортопа будут сырыми.

Пеллеты и древесные брикеты

Первыми придумали превращать опилки в топливо скандинавы. Позже подтянулись и другие европейские страны. В нашей стране пеллеты долгое время производились только для европейского рынка, поэтому до сих пор лишь немногие домовладельцы знают, что это такое.

Пеллеты делятся по классам, от этого же зависит их цена. Например, за древесные гранулы первого класса (с минимальным содержанием коры и влаги) придется заплатить 110 евро за тонну, за второй класс -100, за третий, самый низкий – 85-90. Чем ниже класс, тем больше образуется золы после сжигания, тем больший объем топлива потребуется на сезон. Для отопления средних размеров дома в год покупается около 3-4 тонн пеллет. Главная проблема – найти сухое и вентилируемое помещение для их хранения.

Жечь такое дорогое топливо в обыкновенном твердотопливном котле - не выгодно. Пеллеты (гранулы) предназначены для сжигания в специальных теплогенераторах с пеллетной горелкой – горение топлива происходит при принудительном наддуве. Такие котлы стоят на порядок дороже любых твердотопливных, но разница в цене - оправдана. Эти котлы автоматизированы: могут управлять несколькими насосными группами, оснащаться погодозависимыми датчиками, комнатными программаторами, в некоторых моделях есть даже авторозжиг и автоматическая подача топлива из специального бункера. С пеллетным котлом в «кочегарку» нужно заходить раз-два в неделю - пополнить бункер, почистить зольник.

Древесные брикеты можно сжигать в обыкновенном твердотопливном котле. Основным компонентом для их производства служат все те же опилки. Отлично горят, оставляют после себя мало золы. Производители заявляют, что один куб древесного брикета способен заменить до 3-5 кубов дров! После таких заявлений логично предположить, что и цены будут выше. Например, тонна брикетов Pini Kay стоит в среднем 250 рублей за тонну, RUF – 200 рублей за тонну.

Торфобрикет

Торфяные брикеты хороши тем, что их можно купить в любом гортопе нашей страны. По госцене – 78 рублей – можно приобрести 3 тонны этого топлива. Все, что сверх этой нормы, продается уже по коммерческой цене – 88 рублей за тонну.

Само по себе топливо неплохое - при сгорании торф выделяет много тепла, горит медленно. По теплотворной способности он уступает каменному углю, но более чем в 2 раза превышает теплоотдачу высококачественных сухих дров. Да и горит торфобрикете в 3-4 раз дольше дров. В межсезонье одной закладки в твердотопливный котел с регулятором тяги по температуре котловой воды хватает до 12 часов. Существенный минус – торфяной дым очень специфичен, и если котельная не вынесена или не отделена от жилых помещений дома - он пропитает своим запахом все, в чем вступит в контакт. Еще одна проблема торфа - мелкодисперсная пыль от золы. Конец отопительного сезона всегда заканчивается генеральной уборкой всех поверхностей в котельной и прилегающем помещении.

Уголь

Уголь от остальных выше представленных видов топлива отличается наивысшей теплотворностью и длительностью горения. При сжигании его в так называемых котлах длительного горения, достигается наибольшая автономность процесса отопления. Одного загруженного бункера угля хватает для работы котла до 30 суток! Правда, для таких котлов нужен специальный уголь, мелкой фракции.

Минус этого вида топлива - угольный шлак, которого при сжигании остается достаточно много. Опять нужно чистить. Да и запах, выделяемый при горении - на любителя. Как пахнет сгорающий каменный уголь? Зайдите на любой железнодорожный вокзал - как раньше, так и сейчас пассажирские поезда отапливаются углем.

Гортопы уголь не продают, зато можно купить у частника. Стоимость одной тонны – от 135 рублей (без доставки).

Выводы

Сравнив существующие цены, можно сделать вывод, что самые доступные виды топлива - дрова из твердолиственных пород . Хорошо горят, практически без остатка. Если приобретать их в сыром виде и досушивать полгода, то в отопительный сезон не будет никаких проблем. Для пирролизных котлов потребуются дрова двухлетней сушки под навесом или поленья техсушки. Дорогой альтернативой может стать древесный брикет.

Пеллеты – отличное топливо, но только если сжигать его в специальных котлах.

Каменный уголь по стоимости находится примерно посередине между дровами и древесным брикетом. Если не брать во внимание специфический запах, то это вполне достойный вид топлива.

Торфобрикет же, при своих минусах имеет цену выше, чем на самые хорошие дрова. Поэтому, если уж выбирать между ним и углем - стоит предпочесть уголь. Но - окончательное решение принимать вам.

Текст: Владимир Павлов.

Использованы фото из источников: viktrans.com.ua, besplatka.ua, carbonbrief.org , defro.pro

Еще недавно незнакомое нам слово «пеллеты» сегодня все чаще можно встретить в списках видов топлива, услышать в телепередачах о инновационных способах отопления и встретить на страницах строительных журналов. Однако, довольно странно, что о пеллетах заговорили только сейчас, ведь этот вид биотоплива топлива известен с конца 40-х годов прошлого столетия. Даже Европа, всегда подхватывающая передовые технологии, обратила внимание на пеллеты только в 1985 году.

Пеллеты: история создания

Слово пеллеты имеет английское происхождение и буквально означает - гранулы. Для тех, кто еще не совсем понял о чем идет речь, поясню: пеллеты - небольшие гранулы цилиндрической формы, произведенные из отходов деревообрабатывающей промышленности и сельского хозяйства. Используют их в качестве твердого топлива в системах прямого сжигания либо газогерераторных агрегатах.

Первым кому пришло в голову «сжать» дрова и придать им более удобную для транспортировки форму оказался баварец Рудольф Гуннерман, который впоследствии и наладил производство первых пеллет в США. Продукция оказалась весьма выгодной, тем более, что для производства топливных гранул можно было использовать дармовое сырье такое, как торф, опилки, стружка и другие отходы деревообрабатывающей промышленности, а также солому, кукурузные и подсолнечные стебли, шелуху и прочую растительную массу. В Америке стали проявлять интерес к этому виду топлива, поскольку он, кроме своей экономичности, представлял ряд преимуществ, одни из которых - удобство транспортировки и высокая насыпная плотность. Эти преимущества сохранили свою значимость и сегодня. Например, тот же торф, из-за его низкой плотности не имеет смысла возить дальше 100 км от места разработки, поскольку в этом случае транспортные расходы превысят стоимость самого топлива. Если же торф сжать в 5-7 раз, как это происходит в процессе производства пеллет, то перевозки на дальние расстояния становятся оправданными.

На сегодняшний день в Америке производством топливных гранул занимается более 80-ти крупных предприятий. Годовые объемы производства составляют более 1 млн. тонн, которые поглощаются в основном внутренним рынком США. Кроме этого, Соединенные штаты около 40% потребляемого объема пеллет закупает за рубежом (в основном в Канаде). Популярность топливных гранул в Америке привела к развитию технологий эффективного сжигания пеллет. На сегодняшний день производством оборудования, работающего на гранулах, занимается более 20 американских компаний, поставляющих свою продукцию также и на экспорт.

Популяризатором пеллет и своеобразным Колумбом, привезшим американские технологии в Европу, стала Швеция, в 1985 году наладившая производство топливных гранул из отходов деревообрабатывающей промышленности. С приходом девяностых пеллетный бум охватывает всю Европу и к концу века их уже производят в Англии, Италии, Норвегии, Нидерландах, Франции, Финляндии, Дании и Германии. Сегодня большая часть отходов европейских деревообрабатывающих предприятий идет на производство пеллет.

Весомую роль в популярности топливных гранул сыграла высокая экологичность этого вида топлива. Как и при сжигании дров, гранулы выделяют ровно столько углекислого газа в атмосферу, сколько растение поглотило в процессе роста. Однако импортируемое топливо всегда проходит проверку на содержание в нем вредных примесей, поскольку экологичным этот вид топлива может считаться только в том случае, если древесина или сельскохозяйственные отходы произрастали в эколгически благополучных районах. Так, в 2009 году Италия обнаружила в партии пеллет из Литвы повышенное содержание цезия 137, после чего все 10 000 тонн были возвращены на «родину». Тем временем пеллеты украинских производителей благополучно реализуются в Европе, не смотря на Чернобльскую катастрофу. Сегодня в этой стране работают 15 предприятий, и практически вся их продукция идет на экспорт. Для России с ее запасами древесины и количеством деревообрабатывающих предериятий производство пеллет несомненно является выгодной перспективой, однако пока эта отрасль находится на стадии развития. Китай усмотрел в производстве топливных гранул большие перспективы и уже взял курс на их производство, запланировав к 2020 году выйти на уровень 50 млн. тонн в год. Это примерно в десять раз больше сегодняшнего ежегодного производства российских пеллет.

Технология производства пеллет

Как уже упоминалось, исходным сырьем для производства топливных гранул служат отходы деревообработки и сельского хозяйства. Наиболее качественным и рентабельным сырьем является именно древесные отходы. Не смотря на низкую стоимость растительных отходов сельского хозяйства, производить из них полеты - дело дорогостоящее т.к. требует много тепловой энергии для сушки сырья, которое необходимо довести до первоначальной влажности 15%. Сами же гранулы содержат влаги не более 8-12%, высушиваясь в процессе грануляции.

На первом этапе производства пеллет происходит измельчение сырья до состояния муки. Чем мельче будет фракция, тем лучше пройдет процесс грануляции, который происходит в ходе сильного сжатия, из-за чего сырье нагревается и испускает, находящийся в древесине, природный полимер - лангнин. Это вещество содержится в одеревеневших растительных клетках и имеет структуру схожую с железобетоном. Расплавленный лангнит связывает частицы древесной муки, и после полимеризации держит их вместе, в результате чего, сильно спрессованная гранула не распадается даже при механическом воздействии, возникающем при транспортировке.

Гранулирование происходит путем продавливания органической массы сквозь калиброванные отверстия в матрице, имеющей вид барабана. Формирование паллет осуществляется под давлением, во время прохождения сырья между роликами пресса и матрицей. Большое значение в процессе производства топливных гранул имеет правильная организация процесса их остывания. От этого во многом будет зависеть качество конечного продукта.

В зависимости от исходного сырья пеллеты могут иметь длину от 5 до 70 мм и диаметр 6-8 мм. Гранулы наилучшего качества получаются из древесины лиственных пород. Их производство требует более совершенного оборудования, поэтому себестоимость их несколько выше. Американские паллеты преимущественно изготавливаются из древесных отходов; лишь незначительная часть производителей добавляет в исходное сырье древесную кору. Европейские пеллеты могут содержать солому, торф, кору, лузгу подсолнечника и прочее сырье, однако экспортируемые гранулы преимущественно имеют древесное происхождение, поскольку отличаются наибольшей калорийностью.

Для производства одной тонны паллет требуется до 5 м³ древесных отходов. Готовые паллеты фасуются в упаковки весом 12-40 кг либо отпускаются потребителям россыпью на вес.

Виды гранул и их качество

Не все пеллеты имеют одинаковую энергоемеость. Основными критериями их качества является исходное сырье и технология производства. Если в процессе сушки сырья произойдет его перегрев, то гранулы получаются серыми. Недостаточное «спекание» гранул приводит к образованию слишком большого количества осыпи, образующейся в результате их трения между собой во время транспортировки.

При определении сорта пеллет учитываются такие показатели, как зольность, истираемость и прочность. По американской шкале стандартов высшим сортом топливных гранул считается «премиум», содержащий до 1% золы. Этот сорт используют для отопления зданий. Исходным сырьем для гранул «премиум» служит только древесина. Сорт «стандарт» менее качественный и содержит золы до 3%. При производстве гранул этого сорта в сырье добавляют древесную кору.

В Евросоюзе распространены несколько стандартов пеллет. Собственные стандарты имеют такие страны, как Австрия (ONORM M 7135), Германия (DIN 51731), Англия (BBGC), Швейцария (SN 166000), Швеция (SS 187120).

Использование пеллет

Пеллеты сжигают в твердотоплвных котлах, печах и каминах. Гранулы дают возможность автоматической загрузки топлива
в отопительные агрегаты при помощи шнековых механизмов или путем высыпания гранул через вертикальные дозаторы под собственным весом. В последнем случае контейнер с пелетами находится выше уровня топки, а сами гранулы подаются через гофрированный рукав. Пеллеты широко используются в пиролизных (газогенераторных) котлах с автоматической загрузкой топлива. Являясь биотопливом, натуральным по происхождению, пеллеты не несут опасности окружающей среде и людям, не содержат аллергенов в виде плесневых спор и пыли. Тонна топливных гранул выделяет при сжигании в полтора раза больше тепла, чем такая же масса дров, занимая при этом в несколько раз меньший объем при очень низкой влажности. В среднем это составляет 5 000 кВт. ч теплоэнергии.

Основными потребителями пеллет в России являются владельцы загородного жилья, в районах, где отсутствует газоснабжение. Пеллеты на сегодняшний день являются отличной альтернативой голубому топливу, однако цена на них постоянно растет. Это объясняется тем, что спрос на топливные гранулы превышает предложение, но в перспективе прогнозируется стабилизация цен за счет достаточной конкуренции на рынке пеллет.

В Европе стоимость одной тонны пеллет вместе с доставкой дотигает 250 €. В России средняя цена белых и серых пеллет древесного происхождения находится на уровне 3500 р за тонну. Цена также может сильно зависеть от удаленности предприятия-изготовителя.

Когда стоит задача строительства системы отопления в доме, все чаще рассматривается вариант отопления биотопливом. Наиболее популярные варианты - отопление дровами или пеллетами. Сначала кажется, что они идентичны, однако это вовсе не так.

Дрова представляют собой натуральное высушенное дерево. Пеллеты - это гранулы, представляющие собой прессованные отходы деревообработки (опилки, обрезки, сучья) или агропереработки (шелушение зерновых культур или соломы). Эти виды топлива сходны только в одном - оба являются экологически чистым и безопасным продуктом.

Плюсы и минусы отопления дровами

К достоинствам дров, кроме экологичности, можно отнести низкую стоимость, доступность и безопасность.

  • Для хранения дров необходим большой склад.
  • Обычно их требуется распилить или порубить, ведь дрова продаются обычно не такого размера, который нужен для конкретной топки.
  • Высокая влажность дров (они на треть состоят из воды) ведет к тому, что при сгорании уходит много тепла на выпаривание влаги. Отсюда - низкий КПД котлов на дровах.
  • Дрова нужно постоянно и довольно часто подавать в топку котла, и наладить автоматическую их подачу невозможно.
  • Большое количество золы после сгорания - тоже большой минус, т.к. нужно постоянно чистить печь.
  • Существует проблема утилизации сотни килограммов древесного угля, который образуется после топки. Такое количество невозможно использовать в виде удобрений.

Вывод: жилые дома отапливать дровами очень сложно.

Плюсы и минусы отопления пеллетами (древесными топливными гранулами)


Теперь о достоинствах пеллет:

  • Высокая теплотворность: в определенном объеме пеллет больше энергии в разы, чем в таком же объеме дров.
  • Их влажность намного ниже, поэтому на испарение влаги тратится намного меньше энергии. Отсюда - намного выше КПД котла.
  • Пеллеты плотнее обычных дров из-за сжимания древесины в грануляторе. В единице объема этого топлива сосредоточено больше энергии, чем в дровах того же объема. А значит, нет необходимости иметь большой склад.
  • Низкая зольность ведет к дополнительному удобству - не нужно постоянно чистить котел. Да и проблем с использованием такого количества золы нет, можно удобрить приусадебный участок.
  • Безопасность эксплуатации и экологичность сравнимы с дровами.
  • Отапливать дом пеллетами намного удобнее, чем дровами. Пеллетные котлы имеют топку, в которую гранулы засыпаются большим объемом. Этого объема хватает на определенный период времени, а иногда на весь сезон. Это зависит от модели котла. Главное - совершенно не нужно контролировать процесс горения.

Единственным недостатком пеллет является высокая стоимость по сравнению с дровами, но цена на пеллеты достаточно приемлема для рядового потребителя.

Пеллеты (древесные топливные гранулы) - это «научный» подход к утилизации. Сырье, используемое для производства пеллет, - это отходы, предназначенные для выбрасывания. Современные предприятия стоят перед проблемой утилизации тысяч тонн отходов. При этом уничтожается живой лес, предназначенный на дрова. Поэтому пеллеты - это более современный, эффективный и перспективный вид топлива.



Универсальные котлы на пеллетах и дровах, привлекают потенциального покупателя по причине доступности топлива. Пеллетно-дровяные котлы автоматизированы, контроль над процессом горения осуществляется с помощью высокочувствительной автоматики. В работе используется принцип газогенерации, что увеличивает время автономной работы и теплоэффективность оборудования.

Принцип работы пеллетно-дровяного котла

Комбинированный отопительный котел на дровах и пеллетах, отличают несколько конструктивных особенностей, влияющих на их производительность и используемый принцип работы:
  • Тип корпуса – в конструкции предусмотрена одна или две топочные камеры.
  • Резервный источник тепла – в некоторых моделях предусмотрен электрический ТЭН, нагревающий теплоноситель при остановке горения основного вида топлива.
  • Принцип газогенерации или пиролиза – котел на дровах и пеллетах сжигает топливо при ограниченной подаче воздуха и высокой температуре. Создание таких условий приводит к усиленному продуцированию газа, который дожигается в отдельной камере, что увеличивает КПД и теплоэффективность оборудования.

Комбинированный котел под дрова и пеллеты, требователен к качеству топлива. Чтобы начался процесс пиролиза, необходимо, чтобы влажность топлива не превышала 20%.

Двухтопочные котлы

Пеллетно-дровяные котлы с двумя топками, удобны в эксплуатации, чем однотопочный вариант, по следующим причинам:
  • Отсутствует необходимость в переоборудовании при переходе на дрова или пеллеты. Горелочное устройство для топливных гранул устанавливается сразу. Конструкция имеет общий теплообменник, поэтому эффективность нагрева не зависит от типа используемого топлива.
  • Автоматический переход на резервный источник топлива. Двухтопочный комбинированный отопительный котел на пеллетах и дровах, обычно работает следующим образом. Дрова используются в качестве основного источника нагрева. Как только поленья прогорают, и температура теплоносителя падает, самостоятельно включается пеллетная горелка, поддерживающая нагрев до тех пор, пока заново не будет использоваться основной вид топлива.
Вместе с тем, конструкция двухтопочных твердотопливных пиролизных котлов длительного горения на дровах и пеллетах, имеет один существенный недостаток – большой вес. Топочные камеры, чаще изготавливают из чугуна, поэтому, даже небольшой котел на 15 кВт, может весить около 500 кг, что создает определенные сложности во время монтажа.

Однотопочные котлы

Однотопочные котлы, по своей конструкции практически ничем не отличаются от обычных твердотопливных котлов. Единственной, существенной разницей, является наличие специальных разъемов для установки пеллетной горелки.

Котлы отличают следующие характеристики:

  • Меньший вес – по сравнению с двухтопочными агрегатами, вес конструкции котла, даже с чугунным теплообменником, существенно меньше.
  • Трудности, связанные с переоборудованием системы – чтобы перевести котел на пеллеты, потребуется установить . На переоборудование, даже с условием определенного опыта, уйдет около 15 минут. Автоматический переход с дров на пеллеты не предусмотрен.
  • Скромные габариты – котлы, работающие на древесных гранулах и дровах, имеют меньшую высоту. Двухтопочные и однотопочные агрегаты имеют встроенный пеллетный бункер для хранения топлива. Для котлов с одной топочной камерой, хранилище нередко устанавливают сверху, для экономии полезной площади.
  • Автоматика – котлы длительного горения легче контролировать и не допускать перегрева теплоносителя. Автоматика следит за нагнетанием воздуха, температурой воды на подаче и обратке. В некоторых моделях, помимо прочего, установлено подключение к комнатным термостатам.

КПД котла, работающего по принципу длительного горения, достигает 92%. Дополнительное тепло производится благодаря сжиганию газа, вырабатываемого в процессе газогенерации.

Основные правила установки котла на гранулах и дровах

Все твердотопливные агрегаты являются оборудованием, использующим принцип высокотемпературного нагрева теплоносителя. Топочная камера разогревается до 450°С.

В процессе работы, на стенках дымохода накапливается сажа. При возгорании последней, нагрев дымоходной трубы достигает 1000°С.

Монтаж твёрдотопливных агрегатов – подбор помещения под котельную, правильный выбор и подключение системы дымоудаления, выполняют с учетом особенностей их эксплуатации.

Дополнительные меры безопасности эксплуатации котлов на твердом топливе – дровах, пеллетах, требуются в связи с хранением топлива. Нередко, именно котельная и хранилище становятся источником возгорания. Установка и обслуживание, как самого котла, так и пеллетного хранилища, осуществляются в согласии с рекомендациями производителя и действующими правилами ППБ.

Организация помещения под котёл

От того, как организовано помещений под нужды котельной, во многом зависит безопасность и комфорт эксплуатации твердотопливного котла. Минимальные требования подробно описаны в СНиП и ППБ.

При обустройстве помещения учитывают:

  • Технические характеристики оборудования – большой вес теплогенератора требует предварительного изготовления армированного фундамента. Нужно хорошее естественное освещение. Проем окна выбирают в зависимости от мощности котла, в соотношении, 8 см² оконного проема на каждый киловатт производительности.
  • Специфика работы – во время горения, корпус котла может существенно разогреваться. Температура отходящих газов достигает 450-550°С. Поэтому, котельная обязательно облицовывается негорючими материалами: штукатуркой, керамической плиткой. Минимальное расстояние до стены 1 м. Деревянные стены, прилегающие к котлу, обшиваются теплоизоляцией и закрываются металлическим листом. Поверхность вскрывается огнестойкой пропиткой.
  • Обязательно присутствие принудительной и естественной вентиляции. В помещение проводят отдельный вентиляционный канал. Хотя бы одно окно в котельной, должно открываться для проветривания.

Нормы ППБ и СНиП разрешают устанавливать универсальные двухтопливные котлы отопления смешанного типа на пеллетах и дровах, в полуподвальных и подвальных помещениях.


Нормы хранения дров и пеллет

Котельная и складские помещения для хранения топлива, являются местом повышенной пожароопасности. Чтобы не допустить возгорания, дрова и пеллеты хранятся в соответствии с рекомендациями производителей котлов и нормами пожарной безопасности:
  • Склад твердого топлива располагают в примыкающем к котельной помещении.
  • Между котлом и пеллетным хранилищем, минимальное расстояние не менее 1 м, максимальное 20 м.
  • В котельной или на складе, не допускается хранение легковоспламеняющихся материалов.
  • Обязательно проведение регулярной уборки, с целью удаления древесной пыли. При определенной концентрации в помещении, пыль становится причиной возгорания и взрыва. Особенно тщательно убирают электропривод для подачи пеллет. Все металлические части топливной передачи и котла должны быть заземлены.
  • Расход дров и пеллет составляет от 5-10 кг в час. Допускается хранение топлива непосредственно в котельной, достаточного для обогрева помещений в течение суток, порядка 60-100 кг.
  • Для хранения топлива выбирают сухое, проветриваемое помещение.

Выбор оптимальной системы удаления дыма

В процессе сжигания твердого топлива, битопливный котел, разогревает температуру отходящий газов до 550°С. При возгорании сажи, что случается довольно часто, кратковременный нагрев дымохода достигает 1000°С. Эту особенность, учитывают при выборе подходящей системы дымоотведения.
  • Дымоходная труба подбирается из материала, устойчивого к деформированию при высоких температурах.
  • Внутренняя полость трубы должна быть устойчива к кислотным образованиям.
  • Для улучшения характеристик тяги, выбирают дымоход с теплоизоляцией.
  • Оптимально круглое или овальное сечение.
Для частного загородного дома, дачи или коттеджа, оптимально подойдет дымоход из или .

За и против комбинированных пеллетно-дровяных котлов

Отечественному потребителю, двухтопливные котлы доступны уже более 10 лет. О котлах сложилось определенное мнение, которое стоит учитывать, решая целесообразно ли приобретать котел, работающий на дровах и пеллетах одновременно.

Дополнительно с техническими характеристиками и производительностью агрегатов, стоит учесть и вопрос доступности гранулированного топлива для местности, где планируется эксплуатация агрегата. Подсчитав все за и против, намного легче принять правильное решение.

Плюсы использования двухтопливных котлов

Котёл для отопления на дровах или на древесных гранулах, судя по отзывам покупателей, имеет следующие преимущества:
  • Удобство эксплуатации – это особенно касается двухтопочных моделей. Для перехода на другой тип топлива, нет необходимости выполнять переоборудование системы. Более того, автоматика способна самостоятельно переключить котел в другой режим: если в топке закончились дрова, котел автоматически переходит на пеллеты.
  • Экономичность – вопрос заключается не только в том, что при использовании газогенерации, расход топлива, в среднем сокращается на 10-15%, при этом увеличивается теплоотдача. Газогенераторные котлы на дровах и на гранулах стоят дешевле, чем два отдельных агрегата.
  • Экономия места.
  • Высокий КПД – соотношение мощности отопительного котла при работе на дровах или пеллетах в обычном режиме горения, практически одинаковое. При переходе в режим газогенерации, лучшая теплоотдача достигается при использовании дров. Максимальный КПД 92%.

Самыми экономичными, по праву считаются автоматические немецкие котлы и австрийские , отличающиеся высокой надежностью и длительным сроком эксплуатации.

Минусы котлов типа пеллеты-дрова

Существует несколько недостатков, которые стоит учесть еще перед приобретением многотопливного котла:
  • Недоработки в конструкции – в основном встречаются в котлах российского производства. Бывали случаи, когда автоматика отказывалась сработать на включение пеллетного агрегата, что не совсем приятно, особенно если дрова перестали гореть ночью.
  • Отсутствие пеллет в некоторых регионах страны – этот минус временный, так как в России постепенно налаживается производство и продажа топливных гранул. Но на данный момент, может быть проблематично, приобрести пеллеты хорошего качества в некоторых регионах.
  • Большой вес конструкции – тяжело устанавливать котел, весящий около 500 кг и более. Даже однотопочный вариант, снабженный чугунным теплообменником, будет весить несколько центнеров, не говоря уже о двухтопочном аналоге.
Автоматика котлов и электроприводы для шнековой передачи пеллет, чувствительны к перепадам напряжения. Потребуется установить систему электроснабжения котла и стабилизации напряжения.

Если двухтопливные котлы правильно установлены, и подключены к системе электроснабжения и отопления, эксплуатация редко сопряжена со сложностями во время работы. Модели автоматизированы, имеют высокую теплоотдачу и экономично расходуют топливо.