Основы искусства кунг-фу монастыря шаолинь. Иннокентий Кесарев: "Настоящее кунг-фу - это самое эффективное и применимое боевое искусство!" Кунг фу китайское боевое искусство

БМСИ - электронная библиотека по спортивной тематике. Главная задача БМСИ - предоставить пользователю наиболее полную разностороннюю информацию по каждому виду спорта. На нашем портале публикуются новости и обзоры, справочники и методические пособия, различные научные статьи, официальные документы спортивных организаций, учебники и видеоуроки, правила и история видов спорта. Все материалы библиотеки находятся в открытом доступе.

Одной из отличительных черт портала БМСИ является то, что на сайте публикуются электронные версии периодических изданий о спорте, среди которых как региональные и общероссийские издания, так и европейские спортивные журналы. Все издания представлены в современном и удобном для читателей формате - Flipping book (опция для чтения книги с экрана с виртуальным перелистыванием страниц и возможностью поиска по содержимому).

На сайте БМСИ представлены архивы и свежие электронные версии таких известных изданий, как «SportWeek», «Планета Баскетбол», «Мир дзюдо», «Весь Экстрим», «Самозащита без оружия», «Бильярдный мир», «Спорт для всех», «Вестник спортивных инноваций», «СпортМагазин» и др. На данный момент в списке периодических изданий о спорте на сайте БМСИ числится уже более 100 изданий, и число информационных партнеров постоянно растет.

Помимо периодики на портале Вы найдете книги и учебные пособия. Сейчас раздел «книги» насчитывает более 160 различных спортивных изданий. Также на портале публикуются уникальные материалы, которые доступны только пользователям БМСИ. Например, материалы журналов «The Paralympian» и «Badminton Europe e-magazine» переведенные на русский язык.

Особое внимание в наполнении ресурса уделяется публикации научных спортивных материалов. Сотрудники проекта кропотливо собирают научные материалы по спортивной медицине, спортивному оборудованию и инновациям в спорте из различных источников, в том числе и англоязычных.

Портал весьма прост в обращении. Все материалы библиотеки разделены по видам спорта, категориям и типам документов (новости, популярные статьи, научные статьи, нормативные акты, правила/история). Для удобства пользования порталом, каждый зарегистрировавшийся пользователь может установить приоритетные для себя виды спорта, рубрики, регионы и языковые настройки.

Зарегистрированные пользователи получают возможность оставлять комментарии, а также пользоваться функциями «Личный кабинет», «Избранное» и «Мои издания».

Проект постоянно совершенствуется. В ближайшее время на портале будет создан раздел «Энциклопедия спорта» и раздел, посвященный спортивным событиям. Также в скором времени на портале появится форум.

В ноябре 2010 года для библиотеки БМСИ вышло бесплатное приложение SportReader для Apple iPad, доступное для любого пользователя данного устройства в Apple Appstore. SportReader предоставляет удобный доступ к той части библиотеки, где расположены электронные версии периодических изданий о спорте на русском и иностранных языках. Все представленные издания доступны для закачки и последующего чтения в оффлайн-режиме. Таким образом, приложение является также и карманной библиотекой по спортивной тематике.

Положения кисти, стойки и базовые приемы

Сегодня, когда вы познакомитесь с первыми комбинациями кунг-фу, включая некоторые основные приемы, базовые положения кисти и главные стойки, вы сделаете первый шаг в область фундаментальных многовековых знаний, собранных воедино и сохраненных силой человеческого опыта и мудрости.

В течение многих веков мастера кунг-фу кропотливо выясняли, как именно можно лучше всего использовать те или иные методы нападения и защиты в различных конкретных ситуациях. Например, они открыли для себя, что удар, нанесенный на уровне пояса, гораздо более эффективен и обладает большей мощью, чем удар на уровне плеч. Поддерживая постоянное хорошее равновесие своего туловища, можно проводить удары ногами более аккуратно и сильно, чем из неустойчивого положения. Делая круговые махи руками, можно свести к минимуму все действия противника, полностью блокировав его удары руками. Отклонив назад туловище и приняв определенную стойку, можно избежать удара ногой, не двигаясь с места. Все движения такого рода, помогающие человеку одержать победу в рукопашном бою, были надлежащим образом выверены и отточены и собраны в систему, которую мы ныне называем приемами кунг-фу.

Самые первые приемы кунг-фу создавались путем многократных проб и ошибок. Позже, когда мастера рукопашного боя собрали достаточное количество разнообразных приемов для создания на их основе главных теоретических правил и принципов их применения, в развитии искусства рукопашного боя основную роль стало играть их целенаправленное изучение и исследование. Например, нашим предкам удалось установить, что противнику можно наносить не только прямые удары кулаками, но и поражать его ударами запястий и локтей. Они, кроме этого, поняли, что такие удары запястьями эффективны, только когда руки обладают достаточной физической силой, а противник находится на удаленном расстоянии. Если же вам не достает силы рук, а противник находится достаточно близко, то следует использовать локоть. Так, мало-помалу, и были созданы теории современного рукопашного боя, на основе которых искусство кунг-фу могло в дальнейшем развиваться самостоятельно, то есть черпая новые знания и создавая новые правила не на основе «подсматривания» за реальными схватками, а путем целенаправленного экспериментирования на занятиях в дружеской обстановке, предполагающей взаимный обмен опытом.

Старые мастера кунг-фу также догадались позаимствовать очень много ценного для изучения материала у окружающей их природы, то есть наблюдая за поведением и движениями зверей, птиц, насекомых и пресмыкающихся. Не стоит недооценивать возможности наших меньших братьев: за исключением способности мыслить абстрактно, мы, то есть люди, во многом очень сильно уступаем зверям и
птицам, особенно когда речь заходит о таких вещах, как физиология и анатомия, развитие органов чувств и инстинкт выживания и самосохранения. Мощь тигра, выносливость вола или стремительность орла давно стали нарицательными понятиями. Даже совсем мелкие и безобидные существа могут научить человека весьма важным для рукопашного боя вещам. Кролик или белка, к примеру, обладают феноменальными способностями предсказывать приближение опасности и мгновенно исчезать из поля зрения противника, проявляя при этом чудеса находчивости и ловкости. Поэтому старые мастера кунг-фу не только создавали свои приемы на основе наблюдения за движениями животных, но и старались подметить присущие этим созданиям основные качества «характера». На основе этих «звериных» черт поведения в дальнейшем и базировались новые способы тренировки тех или иных способностей человека, например «тигриной» мощи или «кроличьей» проворности.

Все эти приемы и навыки накапливались и совершенствовались много веков подряд, передаваясь из поколения в поколение. Монастырь Шаолинь стал первым социально-культурным институтом, в котором эти древние искусства и отдельные навыки в области внешней формы, внутреннего наполнения или теоретической информации начали совершенствоваться и развиваться на целенаправленной систематической основе. Эту пальму первенства наследникам традиций монастыря удается удерживать и по сей день.
Например, в то время как в большинстве боевых искусств мира для нанесения ударов используется только сжатый кулак, в кунг-фу существует более 20 различных форм атакующей кисти. В других боевых искусствах придается мало значения тому, как стоит боец и в каком он находится положении, в то время как в кунг-фу насчитывается больше дюжины различных специальных стоек, отработке которых в процессе тренировок уделяется особое внимание. Поэтому сегодня вы не просто познакомитесь с первыми комбинациями кунг-фу, включая некоторые основные приемы, базовые положения кисти и главные стойки, но сделаете первый шаг в область фундаментальных многовековых знаний, собранных воедино и сохраненных силой человеческого опыта и мудрости.

СМЫСЛ ЗНАЧЕНИЙ ФОРМЫ И БЕСФОРМЕННОСТИ

Для новичка приемы кунг-фу, с их разными положениями кисти и непривычными стойками, могут сначала показаться «неестественными». Конечно, в случае возникновения реальной боевой ситуации любому человеку, не знакомому хотя бы с основами кунг-фу, вряд ли удастся встать в стойку «лук-и-стрела» и провести прямой удар справа приемом «Черный тигр вырывает сердце». Для новичка, особенно для европейца, кажется гораздо более естественным принять положение борца самбо или дзюдо и ударить «по-боксерски». Однако у всех этих «неестественных» приемов есть очень много технических преимуществ перед привычными произвольными движениями. Например, при использовании того же приема «Черный тигр вырывает сердце» ваш удар обладает гораздо большей силой, а положение тела — большей устойчивостью. Поэтому, чтобы научиться использовать все эти преимущества, начинающий ученик должен добросовестно изучить все кажущиеся ему вначале «неестественными» движения и стойки настолько хорошо, чтобы со временем они стали его «второй натурой».

На ранних стадиях обучения ученик должен повторять все движения и приемы инструктора как можно более четко и тщательно, наибольшее внимание уделяя внешней форме упражнения. Этот этап обучения обычно носит название «от бесформенности к форме».
На более углубленных стадиях, когда вы уже приобрели кое-какой опыт в отношении внешних форм кунг-фу, вы можете начинать самостоятельно видоизменять их в зависимости от требований той или иной боевой ситуации. Например, вместо того чтобы во время нанесения удара «черного тигра» стоять строго прямо в стойке «лук-и-стрела», вы можете, если того требует ситуация, слегка наклониться вперед, чтобы увеличить дальность своего удара. Этот этап называется «от формы к бесформенности», то есть имеется в виду, что, овладев стандартными формами кунг-фу, ученик уже может давать волю фантазии; не выходя за общие границы стандартной формы, можно варьировать и видоизменять способы применения рук, ног и всех других частей тела при проведении тех или иных приемов кунг-фу. Многие опытные мастера рано или поздно вообще отходят от стандартной формы кунг-фу, со-вершенно не заботясь о ее соблюдении в бою, поскольку искусство их уже столь велико, что, как бы они не экспериментировали с противником, победа заведомо останется за ними. Это то же самое, как бой взрослого мужчины с трехлетним ребенком. Взрослый человек обладает таким колоссальным превосходством в силе и опыте, что у ребенка не остается ни единого шанса, даже если бы мужчина на какое-то время заснул в середине поединка!

Однако каждому ученику необходимо досконально знать все формы кунг-фу, что достигается лишь за счет ежедневных" упорных тренировок. Но прежде чем вы начнете изучать приемы и комбинации, вам необходимо овладеть искусством правильно держать свои руки в тех или иных базовых «положениях кисти кунг-фу», а также сохранять равновесие в главных «стойках кунг-фу».

НЕКОТОРЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КИСТИ СТИЛЯ ШАОЛИНЬ

Говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. На рис. 6.1 и 6.2 изображено несколько базовых положений кисти.

Рис. 6.1
Положения кисти 1-9 стиля «кунг-фу монастыря Шаолинь»

Рис. 6.2
Положение кисти 10-18 стиля «кунг-фу монастыря Шаолинь»

1. "Ровный кулак".
2. "Солнцеобразный", или "вертикальный" кулак.
3. Удар "леопарда".
4. Удар "глаз феникса".
5. "Слоновий" кулак.
6. Ладонь "ласточкино крыло".
7. Ладонь "дракона".
8. "Драконья лапа".
9. "Тигриная лапа".
10. "Орлиный коготь".
11. "Голова змеи".
12. "Один палец дзен".
13. "Палец-меч".
14. Крабья клешня".
15. «Клюв журавля».
16. «Обезьянья лапа».
17. «Лапка богомола».
18. «Рука-крюк».

Некоторые из этих положений кисти являются основными для соответствующих их названиям стилей кунг-фу. То есть, например, в стиле «обезьяны» или в стиле «богомола» соответственно употребляются в основном или «обезьянья лапа», или «лапка богомола». «Клюв журавля» и «рука-крюк» внешне кажутся одинаковыми, однако действуют ими абсолютно по-разному. Как это видно из самого названия, «журавлиным клювом», применяемым в основном среди стилей кунг-фу Южного Шаолиня, именно «клюют», например, в жизненно-важные точки противника, в то время как «рукой-крюком», употребляемой больше в северных стилях, «цепляют», например, за ноги или за руки.

Богатство и разнообразие приемов кунг-фу наглядно выражаются в более чем дюжине различных ударных техник, разработанных только для применения «ровного кулака». Эти техники изображены на рис. 6.3—6.5.

1. Прямой удар.
2. Пушечный удар.
3. Удар «рогом».
4. Диагональный удар.
5. Сметающий удар.
6. Удар «кнутом».
7. Волнообразный удар...

8. Рубящий удар.
9. Вешающий удар.
10. Погружающий удар.
11. Подмышечный удар.
12. Бросающий удар.

Другие положения кисти для ударов применяются реже, и техника этих ударов не столь разнообразна.

Техники ударов "ровным кулаком"

ПОЗА «ВСАДНИКА» И ДРУГИЕ СТОЙКИ

На рис. 6.6—6.9 показаны основные стойки, принятые в кунг-фу монастыря Шаолинь.

1. Поза «всадника».
2. «Лук-и-стрела».
3. «Обманная нога».
4. «Шаг единорога».
5. «Шаг кольцом».
6. Стойка одной стопы.
7. Боковая стойка...

8. Наклонная стойка.

9. J-образная стойка.

Стойки монастыря Шаолинь (1—3)

Стойки монастыря Шаолинь (4—8)

Поза «всадника» также перемещает ваш центр тяжести с уровня плеч на уровень желудка, делая вас «свежим сверху, устойчивым снизу», то есть чутким и уравновешенным, одинаково и физически, и умственно. Эти два качества, причем намного больше, чем специальные техники, которым вы научитесь позже, являются главными отличительными чертами мастера кунг-фу. И наконец, поза «всадника» формирует сгусток энергии в вашем брюшном дань тьянь, то есть энергетическом поле. Только тогда, когда в вашем дань тьянь наберется достаточно энергии, вы сможете заняться выработкой в себе внутренней силы, поскольку эта сила проистекает именно из наших энергетических полей и целиком зависит от их состояния.

Вообще поза «всадника» представляет собой довольно усложненную форму дзань дзуан («искусства устойчивых положений») ки-кунг монастыря Шаолинь, и потому вдвойне заслуживает того времени и сил, которые отводятся на ее отработку. Одной из главных причин, по которой многие ученики, несмотря на вроде бы долгие годы занятий, не добиваются успехов в кунг-фу, является бедность источников их внутренней энергии в полях дань тьянь. Как правило, этот недостаток энергии обычно вызван изначально малыми и неправильными тренировками в тех областях и разновидностях дзань дзуан, которые предписаны особенностями избранного ими стиля кунг-фу.

Я хотел бы дать вам несколько полезных советов по поводу отработки стойки «всадника». Ваш торс должен стоять абсолютно прямо, плечи расправлены, бедра же почти параллельны земле. Помните, что нельзя немного разгибать ноги и тянуться
вверх, когда вы устанете — большинство начинающих учеников машинально грешат этим, даже не отдавая самим себе отчета. Несмотря на возможное напряжение и даже легкую боль, возникающие в результате непривычной неудобной позы, постарайтесь полностью расслабить мышцы и сознание. Сконцентрируйтесь только на вашем брюшном поле дань тьянь, то есть на области живота. Глаза можете закрыть или открыть, по вашему усмотрению, но главное — ни о чем не думать. Большинство людей сначала не могут простоять в таком положении и минуты, однако, если вы хотите чего-нибудь добиться, найдите в себе силы рано или поздно продержаться в позе «всадника», не меняя положения и не делая себе поблажки, хотя бы пять минут. Для того чтобы достичь хотя бы этого минимума, вам нужно отрабатывать позу «всадника» ежедневно в течение хотя бы трех месяцев.

Если вам хочется, то, когда вы слишком уж устанете находиться в позе «всадника», вы можете плавно переходить из этой в другие стойки, например в стойку «лук-и-стрела» (в которой вес тела равномерно распределяется на обе ноги) или в стойку «обманной ноги» (где на заднюю ногу приходится более 95 процентов веса тела). Просто поверните туловище и перемените положение ног, не расслабляясь и не принимая естественное положение. Когда отдохнете и приготовитесь вытерпеть еще одну «отработку», также вернитесь обратно в позу «всадника». Помимо этого, потратьте некоторое время и на отработку стоек «одиночной ноги» и «шага единорога» (в которой 60 процентов веса распределяется на переднюю ногу, а сорок процентов — на заднюю). Эти пять вышеперечисленных стоек являются основными в искусстве кунг-фу, и потому их называют «базовыми».

После отработки стоек вы должны заняться упражнениями для ног, развивающими не только их силу и устойчивость, но и их гибкость и подвижность. На рис. 6.10 и 6.11 показаны шесть упражнений, в нашей школе кунг-фу монастыря Шаолинь «Ванам» собирательно называемых «искусством гибкой ноги». (Это лишь наше собственное название; в других школах для растяжки и разработки ног могут применяться совсем другие упражнения.) Каждое упражнение следует выполнять не меньше 10-20 раз.

ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ СТИЛЯ ШАОЛИНЬ

После того как вы ознакомитесь с положениями кисти и стойками кунг-фу направления Шаолинь, можете переходить к изучению следующих восьми простых приемов. В кунг-фу монастыря Шаолинь у каждого приема есть свое наполненное глубоким смыслом и весьма поэтическое название. Я привожу названия всех приемов в прямом переводе, несмотря на то что большая часть лирики в этом случае теряется. Вы можете тренироваться в отработке этих приемов, глядя на рис. 6.12—6.15.

1. «Черный тигр вырывает сердце»
2. «Одинокий тигр появляется из пещеры»
3. «Ядовитая змея выбрасывает яд»
4. «Красавица смотрится в зеркало»
5. «Драгоценная утка проплывает сквозь лотос»
6. «Мах рукой из стойки "обманной ноги"»
7. «Золотая звезда в углу»
8. «Бессмертный появляется из пещеры»


Каждый раз заучивайте по одному приему и отрабатывайте его день за днем, пока полностью не овладеете его техникой, прежде чем переходить к следующему. Помните, что смысл изучения кунг-фу кроется в равном развитии силы и мастерства, под которым в данном случае подразумевается умение искусно и умело проводить уже знакомые приемы, а не способность кое-как выучить их как можно больше, ориентируясь лишь на количество, а не на качество.
На рисунках изображены только или «левые», или «правые» формы проведения приемов, однако вам следует одинаково много раз подряд отрабатывать каждый прием в обоих его вариантах. Каждый прием на первых порах начинайте с «позы готовности», то есть встаньте прямо и расслабьтесь, держа оба кулака сжатыми у пояса. Проведите прием, затем вернитесь в «позу готовности». Позже вы можете начинать и заканчивать отработку приемов в любом произвольном положении.
Сначала все приемы вам следует отрабатывать в той последовательности, которая была показана на картинке, но затем вы можете заниматься ими в любом порядке. Как правило, на точное заучивание всех показанных приемов у новичка уходит порядка трех месяцев ежедневных тренировок, при условии, что каждая «отработка» (не считая времени остальных занятий кунг-фу!) длится около полутора часов.
Как я уже объяснил вам в предыдущей главе, если вы хотите добиться наилучших результатов в максимально короткие сроки, вам следует правильно расставить перед собой все цели и наметить ближайшие задачи.
Например, было бы неплохо посвятить первые три месяца занятий ежедневной отработке всех стоек и приемов и назвать этот курс «Основами кунг-фу монастыря Шаолинь». В данном случае термин «основы» означает, что все ваши будущие успехи целиком зависят от того, насколько успешно вы овла-деете этими базовыми стойками и приемами. И даже если у вас уже имеется кое-какой опыт в иных боевых искусствах, но не в кунг-фу, вам все равно следует потратить месяца три на его «основы».
Основной целью этого курса, естественно, будет создание прочного фундамента для дальнейшего развития вашего «собственного» кунг-фу монастыря Шаолинь, включая и всю теоретическую информацию, и о важности позы «всадника», и о принципах различий в базовых положениях кисти, и о причинах, по которым вам необходимо долгое время сначала отрабатывать все приемы в одиночку, а не с партнером. (Если вы еще не нашли ответа на все эти вопросы, прочитайте эту главу заново.)
В число курсовых задач на этом этапе входят знакомство с конкретными стойками и положениями кисти, принятыми в кунг-фу монастыря Шаолинь, способность правильно и искусно принимать те или иные стойки и проводить изученные приемы, понижение центра тяжести тела для обретения большей устойчивости, а также умение аккумулировать жизненную энергию в брюшном дань тьянь — для подготовки к развитию в себе в дальнейшем внутренней силы.
Вам следует наметить для себя круг первоочередных персональных задач, согласуя их с вашими личными возможностями и запросами. В качестве примера здесь я могу дать вам лишь весьма приблизительные рекомендации:
. 1. Просидеть в позе «всадника» по меньшей мере 5 минут.
. 2. Суметь пройти пятнадцать километров, не чувствуя усталости.
. 3. Выполнить подряд все восемь базовых приемов кунг-фу без единого изъяна.
. 4. Выполнить подряд три серии всех восьми базовых приемов кунг-фу, не чувствуя усталости.
В конце этого этапа обучения вы сможете сравнить все достигнутые результаты с поставленными курсовыми и персональными задачами и правильно оценить все затраченные усилия.

Тайны Поднебесной [Все, что нужно знать о Китае] Прокопенко Игорь Станиславович

Настоящие секреты Кунг-Фу

Настоящие секреты Кунг-Фу

Как только китайское кунг-фу начало завоевывать западный мир, обладание этими знаниями всеми воспринималось как чудо. Считалось, что обладание секретами кунг фу может сделать человека способным на совершенно экстраординарные вещи. Отчасти это справедливо и восточные практики, связанные с так называемой внутренней энергией действительно открывают человеку мир удивительных возможностей. Однако мало кто знает, что в кунг-фу есть секреты, которые вполне доступны для понимания и, более того, могут пригодиться в обыденной, повседневной жизни.

Китайское кунг-фу – это уникальное явление в мире боевых искусств. Несколько сотен разных стилей и направлений рукопашного боя в современной культуре объединяется под этим названием.

«Кунг-фу» или «гунг-фу», в одном из переводов это слово определяется как «совершенство». В Китае говорят, что понятие «кунг-фу» можно отнести не только к единоборствам, но и к искусству приготовления пищи, мастерству художника или музыканта. Совершенство в любом деле – это и есть «кунг фу». Однако в XX веке это слово в лексиконе западного человека стало употребляться применительно только к боевым искусствам, родиной которых был Китай.

Разные стили китайского кунг-фу проникли в Европу, Америку, Россию… Экзотические школы рукопашного боя захватили сознание обывателя своими легендами, мифами и секретами, которые часто действительно могли поразить воображение. Мастера кунг-фу показывали чудеса: разбивали камни голыми руками, испытывали свое тело острыми клинками и мощными ударами, могли отбросить человека легким движением на несколько метров… И все эти удивительные возможности объединялись одним единственным загадочным словом – кунг-фу.

В истории покорения мира китайским кунг-фу есть свои интересные особенности. Действительно, совершенство и красота движений некоторых стилей сыграли свою роль в том, что не только в Китае, но и на Западе огромное количество людей увлеклось изучением экзотических систем рукопашного боя. Однако тысячи поклонников кунг-фу превратились в миллионы, когда на экран стали выходить фильмы с легендарным китайским мастером боевых искусств и актером Брюсом Ли.

Брюс Ли был уникальным человеком. Его энергетика, мастерство актера и бойца произвели фурор на публику. Именно после выхода на широкий экран фильмов с участием Брюса Ли китайское кунг-фу завоевало мир. Брюс Ли впервые показал в кино, что не только мощный и сильный европеец или американец, но и невысокий китаец может быть Героем, побеждающим зло и восстанавливающим справедливость.

Оружием Брюса Ли в кино было кунг-фу, и он настолько мастерски демонстрировал приемы рукопашного боя на экране, что не только дал мощный толчок развитию боевых искусств во всем мире, но и создал отдельный жанр в кино.

Пик мировой популярности китайского кунг– фу в XX веке пришелся на 70-е и 80-е годы. В то время только ленивый не пытался изучить хоть что-нибудь похожее на приемы кунг-фу. Следом за Брюсом Ли в кино стали появляться так называемые актеры-бойцы, которые использовали в драматургии фильмов один и тот же сценарий – герой борется против зла, используя технику боевых искусств. Но за любым взлетом популярности всегда следует спад. И в 90-е годы кунг-фу уступило свои позиции другим модным течениям. Однако история этим не закончилась. Из-за спада интереса к китайским боевым искусствам огромное количество псевдомастеров кунг-фу исчезло, и остались только настоящие носители традиций. Кроме того, это привело еще и к возрождению тех школ китайских боевых искусств, которые до определенного времени были недоступны широкой публике. Настала пора открытия новых секретов кунг– фу.

Каждый из нас практически с детства знает еще одного великого мастера кунг-фу. Его имя занесено в Книгу рекордов Гиннеса, а еще его имя занесено в черные списки всех страховых компаний. Большинство трюков, которые делает Джеки Чан, больше не может повторить никто в мире – не рискует.

Во время работы над российско-китайским сериалом, которая длилась почти два года, мне посчастливилось подружиться с Юань Бином, знаменитым постановщиком трюков, каскадером и другом Джеки Чана . Он много рассказывал мне о легендарном актере.

Например, когда снимали «Полицейскую историю», есть трюк, где Джеки спускается по столбу, увешанному гирляндами. Он сильно ободрал кожу на ладонях, повредил таз и несколько грудных позвонков. Его тогда чуть не парализовало. Его трюки всегда очень рискованные, такого, как Джеки Чан, другого не найти.

Кино – иллюзия реальности. Действительно, только в кино после такого падения Джеки Чан легко встает и бежит. А подробности произошедшего остаются за кадром. Почти все свои уникальные трюки Джеки Чан выполняет без страховки. Во время съемок «Доспехов бога» на одном прыжке он просчитался и упал. Упал на камень. Результат – разбитый череп, мозговое кровоизлияние, как последствие – правое ухо актера слышит хуже. Травма чуть было не стоила ему жизни, но, едва оправившись, он вновь принялся за старое.

Юань Бин рассказывал мне: «Мы всегда продумываем трюки вместе. Я свожу риск до минимума, но он неудержим, ему кажется, что это уже было или это недостаточно зрелищно. Вся съемочная группа всегда в напряжении. На площадке всегда врачи. Был забавный момент, прыжок с моста на корабль в фильме «Разборка в Бронксе», он тогда получил много травм. Был открытый перелом пальцев ноги и заканчивали съемку, ему наложили гипс, надели носок и разукрасили его под кроссовку».

От помощи дублеров Джеки Чан всегда отказывался. Рисковать чужой жизнью ради собственной славы – дело неблагодарное. И кстати, свою жизнь маэстро Чан всегда доверял лишь одному человеку. В том смысле, что постановкой трюков Джеки Чана вот уже много лет занимается исключительно его названый брат Юань Бин.

Юань Бин: «Настоящая драка не бывает без настоящих ударов. Что касается Джеки Чана и других профессиональных актеров, то у них все настоящее. В Гонконге снимают, удары идут настоящие, так проще снимать. Но если, допустим, будет фильм, в котором нужно сняться вам, то удары будут не настоящие, постановочные. Они будут имитироваться. А Джеки превосходно с детства владеет кунгфу и в кадре действительно дерется. Поэтому так эффектно и смотрится».

Юань Бин помнит еще те времена, когда Джеки Чан работал обычным дублером. Работали тогда вместе, затем вместе уже начали снимать свое кино. Джеки Чан всегда работает только с проверенной командой. Самые сложные трюки – это те, что связаны со взрывами. Там требуется синхронная работа многих специалистов. В том числе и оператора. Один такой трюк может сниматься день. И он очень опасный по той же причине, что очень много людей задействовано.

Почти все последние фильмы Джеки Чан снимал совместно с Голливудом. Но вот теперь гонконгские мастера решили заняться совместным творчеством с Россией, правда, без главного каскадера Китая, но с его правой рукой. Юань Бин делился опытом с российскими постановщиками трюков. В 2010 году вышел сериал «Последний секрет мастера», над которым в числе огромной российско-китайской команды трудились и мы с Юань Бином.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги автора

Первые настоящие джунгли В Лаосе нет ни плодородных долин, ни полезных ископаемых. Это одна из самых бедных стран мира, хотя в XX в. европейцы и пытались ее модернизировать. Французские колонизаторы привозили сюда технических специалистов и чиновников из более развитого

Из книги автора

Настоящие авианосцы 1917 год стал годом появления первого настоящего авианосца. К этому времени уже было хорошо известно, что колесный самолет имеет преимущество перед гидросамолетом, особенно в боях против цеппелинов. Поэтому возникла проблема – как вытащить самолет

Из книги автора

Глава 14 НАСТОЯЩИЕ Куда меня вели, а затем везли, я узнал, вопреки обещанию энкаведиста, не особенно скоро. Сперва меня повели по длинным коридорам, потом по тюремному двору и, наконец, повезли в таком знакомом и так надоевшем "воронке". Перед посадкой в него браслеты с моих

Из книги автора

Предисловие Николая Старикова Герои 1937 года - жертвы или настоящие предатели? Вопрос о том, были ли действительно виновны обвиняемые громких процессов в Советском Союзе конца 1930-х годов, относится к числу дискуссионных и наиболее часто задаваемых. Составить своё мнение

Из книги автора

Кунг-фу или айкидо Какой вид рукопашного боя лучше и эффективнее? Ответить на этот вопрос не всегда получается, потому что ограничения на спортивных поединках порой не позволяют применять и половины существующих приемов, ведь многие из них могут повлечь серьезные увечья

Из книги автора

Секреты «Форин Офис» Назначенный послом Великобритании в СССР Р. С. Криппс прибыл в Москву в мае 1940 г. Именно с этого момента ему довелось наблюдать и оценивать события в странах Балтии – конечно, под углом зрения британских интересов. Противоборство Великобритании и

Из книги автора

Глава 19 СЕКРЕТЫ РАКЕТ «ФАУ» После войны было написано немало чепухи относительно немецкого ракетного испытательного полигона в Пенемюнде и многочисленных шпионах, пытавшихся выведать секреты нового оружия немцев – ракет «фау». К примеру, существует романтическая

Из книги автора

Настоящие масштабы Указанное преувеличение во многом обусловлено тем, что, начиная с перестроечных лет, огромное количество историков, публицистов и политиков упорно завышали масштабы репрессий, развернувшихся в 30-50-е годы. До сих пор называются цифры в пять, семь, а то

Из книги автора

Глава 5. Секреты профессии Существенный подъем в путинской политической карьере подле Собчака ознаменовался тем, что теперь ему была необходима секретарша. Он нашел ее в Марине Ентальцевой, которая уже чуть было не решила, что упустила свой шанс, когда Путин застал ее

Из книги автора

Давнишние секреты Шестидесятые годы. Частный визит к немолодой даме.- Дела совсем неплохие. Сердце у вас покрепче стало, все будет хорошо. А как наша общая знакомая Матильда Владимировна поживает?- У меня с Матильдой одно время были непростые отношения. Я уж вам открою

Из книги автора

Секреты производства: бюрократ «Дело» - то, что сегодня мы называем производственной пьесой.Делопроизводственная.На каждом производстве есть свои рядовые труженики, есть мастера, есть гении. «Дело» - о мастерах и гениях.«Варравины и Тарелкины - не только взяточники, -

Из книги автора

Секреты производства: взятка Вот общее место: Сухово-Кобылин - несомненный продолжатель в комедии гоголевской традиции.И действительно несомненно, если глянуть на дело именно в общем виде. Да, Гоголь, а до него - Грибоедов, а до Грибоедова - Фонвизин; куда же податься

Из книги автора

Мастер спорта по кунг-фу Новую работу я выбрала по принципу, чтобы она не отнимала слишком много времени от театра. Подошла работа уборщицы. Причем, мне по блату достался Меншиковский дворец с его необыкновенно красивыми княжескими апартаментами, лепниной и высокими

Из книги автора

Дальневосточные секреты долголетия Работая на Дальнем Востоке, я вновь и вновь убеждался, что новогодние ритуалы воплощают три ипостаси счастья в понимании китайцев, японцев и других народов региона.Лейтмотивом праздничных украшений там служат три иероглифа: «фу»,

Накануне ушедшего от нас ХХ века величайшие умы Запада обратились к культурному и философскому наследию Востока. Неожиданно под пестрой мишурой восточной экзотики (искусство, быт, костюм, ритуалы, поэзия и проч.) мыслителям России, Германии и других европейских стран показались иное мировоззрение, иная оценка философских категорий, иное понимание человека во Вселенной и Вселенной в человеке. Лев Толстой, К.Г. Юнг, Е. Блаватская, Рерихи, Р. Штейнер и многие другие стали серьезно изучать философское наследие Индии, Китая, Японии. Тогда результатом этого мозгового штурма стало появление новых философских, естественнонаучных и мистических учений. Миновал бурный ХХ век… Можем ли мы сказать, что приблизились к пониманию загадочных, как парадоксы чань-буддизма, и ясных, как солнечный свет, истин восточной мудрости?

Безусловным достижением западной мысли за прошедшее столетие стало осознание иного соотношения Учения и Практики в восточной культурной традиции. Философские постулаты Востока не проверяются практикой, а философия и есть сама практика. Мудрость понимается не как способность к анализу объективной реальности, а как интуитивно-целостное, сознательно-телесное постижение жизни в данный момент времени. Так, нельзя постичь культурную и философскую традицию Китая, только читая научные трактаты, без собственной практики в области ушу, живописи, каллиграфии или поэзии. Для такого практического постижения философии не достаточно книг, нужна живая передача информации и оценка достигнутых результатов.

Культурная и философская традиция Китая основана на трех религиях: конфуцианстве, даосизме и чань-буддизме. Все они были задуманы своими основателями не как религии, а как комплекс философских представлений о человеке и о мире, а также свод поведенческих норм. Несмотря даже на более поздние ритуально-обрядовые наслоения со стороны последователей этих учений (а все три «религии» возникли около V века до н.э.), мы не можем в строгом западном смысле отнести их к верованиям. Скорее, это комплекс незыблемых представлений о мире и человеке, пронизывающий все сферы жизни Китая на протяжении уже очень многих поколений.

Для человека, рожденного вне китайской культурной традиции, нужна специальная каждодневная практика для постижения основ философии и культуры Китая, очевидных для любого жителя этой страны. Наиболее доступной для всех интересующихся считается практика кунг фу (ушу) — реального воплощения даосизма, чань-буддизма и конфуцианства. Самой большой проблемой словесного описания китайских культурных традиций является отсутствие в европейских языках соответствующих понятий, невозможность прямого перевода. Впрочем, эта неопределенность терминологии свидетельствует о том, что мы имеем дело с целостной по своей природе, но неизвестной современной цивилизации практикой, где единое духовное и телесное совершенствование не раскладывается на известные нам категории.

Дао и Дэ, ключевые понятия даосизма и ключевые понятия боевых искусств, не имеют прямого перевода на русский. Условно их определяют, как «путь» и «добродетель (совершенство)». Практика кунг фу — ежечасное осознавание своего пути, следование этому пути и культивация добродетели. В этом определении раскрывается коренное отличие кунг фу от аналогичной западной традиции, где основное содержание воинского искусства заключается в стремлении к победе над противником любой ценой. Для мастера кунг фу (термин, близкий к понятию ушу, буквально означает «мастерство, духовное совершенствование, подвижничество, высшие достижения») поединок не является самоцелью. Истинный мастер побеждает, не действуя, а вступает в бой только для восстановления в мире гармонии, когда нарушено равновесие. Значение имеют не застывшие сущности, а превращения сущностей, события. Владение своим собственным внутренним состоянием, глубокое осознавание реальной непрерывно меняющейся сиюминутной ситуации и умение при необходимости влиять на эту ситуацию — вот истинное мастерство кунг фу, вот истинная мудрость философа.

Практика ушу имеет разные направления. Любой человек от шести лет до глубокой старости может практиковать одиночные формальные упражнения «внутренних» стилей ушу: Синьи цюань, Тайцзи цюань, Багуачжан. При ежедневных занятиях динамической медитацией ученик постигает всем своим телом и сознанием глубокие истины, записанные в великой «Книге перемен» («И Цзин») и других древних китайских трактатах. Каждое из формальных движений помимо философского смысла имеет эффективное боевое применение. А есть стили, предлагающие своим ученикам парную работу, поединок, как основное средство самосовершенствования, постижения самого себя и следования своему пути. К таким стилям относится Вин Чун, Шаолиньские стили и др. Большим преимуществом боевых воинских искусств является реальность и объективность оценки достижений учеников. В бою с соперником выявляется правильность следования учеником своему Дао и Дэ.

Практикующий боевые искусства ни в коем случае не должен воспринимать реальный бой, где нет места понятиям о гуманизме и жалости, как модель всей жизни. Это глубокое непонимание сути ушу (кунг фу). Бой, как необходимость вернуть равновесие в мир, является отражением экстремальной жизненной ситуации. Умеющий сохранить хладнокровие в бою всегда сумеет со спокойным сознанием принять и правильно оценить любую жизненную ситуацию и адекватно на нее отреагировать.

Традиции Китая передаются от учителя к ученику. Не понимая глубоких конфуцианских корней ученичества, нельзя до конца постичь китайскую философию. Сыновний долг, как основное содержание жизни и великая радость, сыновний долг, распространенный на все сферы общественной жизни страны – вот стержневое понятие учения Конфуция. Люди не равны по природе, но они должны переживать это без сожаления. Это мало вяжется с привычными нам концепциями о правах человека, это просто другая модель мира.

Как же связаны философские постулаты с непосредственной практикой боевого искусства?

В процессе изучения кунг фу можно условно выделить четыре составляющие. На первом этапе ученик погружается в строительство своего тела, овладевает умением им пользоваться. Вторая составляющая включает в себя изучение комплексов формальных упражнений. Третья часть процесса обучения заключается в выработке умения взаимодействовать с партнером, чувствовать его движения и намерения, а также использовать движения противника в своих целях. Четвертая составляющая заключается в овладении искусством боя.

Первая часть, первый этап, без которого невозможно никакое дальнейшее продвижение в кунг фу — это строительство собствнного тела. Зачем это нужно человеку, вставшему на путь Дао и Дэ? Вот как говорит об этом великий Чжуан Цзы: «Собственным телом не владеешь, как же можешь владеть Дао? (…Твое тело — одна из форм Вселенной. Твоя жизнь — соединение Неба и Земли…)».

Изучение комплексов формальных упражнений — это вторая часть процесса овладения искусством кунг фу.

Как подойти к постижению бесформенного Дао? Кунг фу предлагает нам свой подход, являясь «формой бесформенного». За конкретными и регламентированными движениями стоит единое целое, в котором содержится Всё и которое и есть Пустота. Каждый стиль ушу представляет собой Дао. Только постигая суть, лежащую за внешней формой, добиваясь при выполнении формальных упражнений «вибрации» в одном ритме с Мастером-основателем, можно постичь истинную природу формы и перейти к бесформенному и беспредельному Дао.

Познав свое тело и овладев формальными упражнениями, можно перейти к постижению своего партнера. Как говорил Лао Цзы: «Познай себя, познаешь других». Как постичь и сохранить гармонию мира, взаимодействую с другими людьми? Как известно, «Два противоположных начала и множество элементов образуют гармонию». Именно осваивая третью составляющую кунг фу ученик может проверить, следует ли он своему Дао, умеет ли владеть собой и контролировать ситуацию во взаимодействии с партнером. На этом этапе вырабатывается умение проявлять как Слабость, так и Силу, быть Пустым и Наполненным, сконцентрироваться в импульсе Действия и стать воплощением Податливости и Мягкости. У Лао Цзы сказано: «Вода — самое мягкое и слабое, что есть в мире. Но в одолении твердого и крепкого непобедима, и нет ей равных. Слабые побеждают сильных. Мягкое одолевает твердое. Все знают это, только жить так не решаются».

Принципы, наработанные в парных упражнениях, реализуются на высшей ступени изучения кунг фу – в поединке. Ученики постигают искусство сохранять спокойное сознание в экстремальных условиях, видеть слабости противника и направлять его силу в пустоту. Предельно важным становится внутреннее состояние бойца.

«Говорят, кто сумел овладеть жизнью,

Идет по земле, не страшась тигра и носорога.

Вступая в битву, не страшась вооруженного врага.

Носорог не найдет, куда вонзить рог,

Тигр не найдет, куда наложить лапу.

Враг не найдет, куда поразить мечом.

Для такого не существует смерти.»

(«Дао дэ цзин»)

Победить можно одним ударом, если этот удар совершенен, если он есть выражение Всеобщности, Великого Предела, если он полон искренности. Удар, доведенный до совершенства, есть выражение Дао.

Истинный путь боевого искусства лежит не в копировании Учителя, истинный путь лежит в вашей душе и он открыт только для вас. Наставник может только показать начало этого Пути, а идти по нему каждый должен сам.

В заключение несколько афоризмов чань-буддистской мудрости:

«Мы не существуем ради какой-то цели впереди. Мы существуем ради самого бытия.»

«Жизнь и смерть — одно и то же. Если осознать это глубоко, то смерть более не страшит, а жизнь не кажется такой уж трудной.»

«Правильное поддержание позы и правильное построение движения — вот цель практики ушу. При этом сознание уже находится в правильном состоянии, не надо достигать какого-то особого состояния сознания.»

Никакие книги не стоят личного сосредоточенного опыта.

Считается, что овладеть каллиграфией довольно
трудно, однако это означает всего лишь, что искусство
китайского письма должно расти в человеке в течение многих
лет. Мы говорим Это довольно трудно о задачах, которые
требуют приложения усилий и при выполнении которых мы
потеем, кряхтим и ухаем. Между тем, вся трудность китайского
письма состоит в том, чтобы предоставить возможность кисти
писать самой по себе.
А.Уотс
Тема восточных единоборств не так далека от астрологии, как
может показаться на первый взгляд. Здесь наука так же тесно
переплетается с искусством, знания - с опытом и интуицией. Такое
же сбивающее с толку обилие школ и направлений. Мастерство
соседствует с шарлатанством. Как и астрология, боевое искусство
долгое время находилось у нас в стране под запретом, так что его
энтузиасты были поставлены в условия того же самого
информационного вакуума. И, наконец, самое главное: кунг-фу, как и
астрология - это в первую очередь путь самопознания, не имеющий
конца.
Мой собеседник просил не называть в статье его имени. Он
родился в небольшом городе ближнего зарубежья, начал заниматься
еще в до-перестроечные годы, теперь преподает (вне рамок
официальных секций и клубов).
- Прежде, чем начать разговор, хотелось бы разобраться с
терминами. Кунг-фу, у-шу, единоборства, рукопашный бой, карате -
для Вас это синономы?
- Все эти термины можно условно разделить на две категории: кунг-фу и
у-шу. У-шу буквально переводится как боевые искусства. Сюда входят
единоборства, рукопашный бой, карате, работа с оружием. Кунг-фу - это
скорее уровень притязаний. Внешне оно может ничем не отличаться от любого
из боевых стилей. А может и вообще никак не быть с ними связано,
проявляясь, скажем, в кулинарии, вышивании, плотницком деле или чем-то
другом. Фэн Цзицзай в своем произведении Волшебный кнут рассказывал о
маляре. Тот заходил в комнату, будучи одет в черный фрак, брал две кисти и
начинал бешено их вращать. Результат: идеально белая комната и идеально
черный фрак. Из иакого человека получился бы идеальный боец. Потому что
занимаясь своим, казалось бы, простым делом, он развивал в себе
высочайший уровень концентрации. Кунг-фу и есть тот самый высочайший
уровень концентрации. Кунг-фу - и есть тот самый уровень концентрации,
обращения вглубь себя. Таким образом, как термин, это слово означает
внутреннюю ориентировку.
Мой учитель приводил такой пример. Резчик по дереву вырезает ложку.
На следующий день - вилку. Еще через день - чашку. Через год он вырезает
Будду. Таков метод у-шу: совершенствование техники. В кунг-фу другой
подход: сегодня - ложку, завтра - ложку, через год - ложку. Но пусть кто-
нибудь попробует сказать, что после этого нельзя вырезать Будду! Резчик,
идущий по второму пути, постепенно все тоньше чувствует нюансы: давление
резца, сопротивление дерева, когда надо задерживает дыхание... По сути
дела, он изучает себя, совершенствуется сам. Есть такое понятие Дао-фат
(это вьетнамский термин) - Путь Будды (в отличие от Буддизма - религии).
Критерии Дао-фат в боевом искусстве - минимум внешней техники.
Помните, в фильме Семь самураев был боец со шрамом на лице? Сказав:
Пойду поупражняюсь, он начал топтаться в скользкой глине, затем одним
движением встал в боевую стойку и вытащил меч. И так повторял раз за
разом. В одно единственное движение вкладывая тысячу качеств.
Часто у-шу называют системой самосовершенствования. Но в
большинстве внешних систем мастерство приравнивается к совершенному
владению техникой. Этого недостаточно. В конце концов, трус, который идет
заниматься карате и через какое-то время получает черный пояс, становится...
трусом с черным поясом. Он перестанет бояться только тех, кто не дорос до
черного пояса.
С другой стороны, человек занимающийся внешним стилем с большим
количеством ката может быть предрасположен к некоторым экспериментам,
изучению себя вне всякой связи с информационной нагрузкой данного стиля. В
таком случае, несмотря на все свои многочисленные познания, он
сосредотачивает свое внимание на изучении тонких, сутевых качеств, взяв в
качестве базы один единственный удар - как самурай в фильме. Кроме того,
практически во всех стилях существуют внутренние аспекты, состоящие в
первую очередь из работы с дыханием. Так как дыхание - это связующее
звено между внутренним и внешним.
Но существуют и канонические внутренние стили. Например, китайские
Тай-цзы-цюань, Багуа, Син-И. Эти стили, ориентируясь на внутреннее
развитие, заведомо имеют мало внешних движений. Самая емкая форма в
Тай-цзы имеет сто восемь движений.
- ...Это называется немного?
- Могу сказать, что первые пять учебных ката в карате имеют уже
больше движений. Если же брать традиционные китайские системы, то
встречаются десятки и сотни тысяч.
- Это правда, что кунг-фу можно заниматься в глубокой
старости?
- Еще одна отличительная черта кунг-фу: человек не работает над
развитием того, что рано или поздно заберет возраст. А шпагаты, высокие
удары ногами - все это признаки внешнего подхода. У-шу мало чем
отличается от спорта. Разве что, культурой.
- Но нижний-то возрастной предел наверняка существует?
- Да, пожалуй. Я бы назвал возраст 13-14 лет. Ребенок растет и в силу
своей природы ориентируется на внешнее, познает внешнее. Просто для того,
чтобы выжить. Ребенку можно помочь подготовить тело к занятиям. Например,
через занятия плаванием, гимнастикой, тем же у-шу.
Занятия кунг-фу включает в себя маленькую, никому незаметную
внутреннюю работу по искоренению ряда привычек, стереотипов. По сути
дела, нельзя даже так ставить вопрос: Занимаешься ли ты кунг-фу? Кунг-фу
не ограничивается рамками тренировочного зала. Это также то, как человек
ведет себя в быту. Оно либо есть либо его нет, им нельзя заниматься. Не
говорит же никто: Я практикую еду. Со временем, конечно, смысл термина
исказился и в массовом сознании отождествился с у-шу. Главным образом,
благодаря чисто западному взгляду на этот феномен, различным
кинофильмам.
- Итак, кунг-фу - это работа над собой, которая может быть
совершенно не связана с бросками, захватами, ударами. Но все-таки,
Вы со своими партнерами и учениками занимаетесь отнюдь не
кулинарией...
- Это можно назвать так: кунг-фу боевых искусств. Изучение себя
методом боевых искусств. Сам факт поединка, ситуации, в которой тебе могут
сделать больно, заставляет быть предельно внимательным. Поединок
закаляет внутренние качества. Очень легко быть спокойным, когда тебя никто
не раздражает, добрым - когда не атакуют. Кунг-фу учит покою,
работоспособности в любой ситуации. Некоторые люди считают, что любые
занятия единоборством приводят к Духу. К сожалению, слишком многое из
того, что я видел, на деле выливалось лишь в грубость и злобу. Тогда как
настоящее кунг-фу - это ключ, помогающий проникнуть вглубь, к истокам,
дающий понимание красоты на новом уровне - простой, обыденной красоты.
- Не совсем понятно, причем здесь понимание красоты. Как это
получается?
- Занятия развивают культуру движения (не путать с физической
отработкой). Культура движения тела тесно связана с более тонкими
структурами человеческого существа. Изучая их, занимающийся открывает для
себя целый мир и перестает ощущать себя просто физическим телом. Такую
же тонкую организацию он начинает видеть и ощущать во всех проявлениях
природы.
Опять же, все решает уровень притязаний. Однажды у палача, держащего
в руке ромашку, спросили: О чем гадаешь?- Я не гадаю, я лепестки
обрываю,- ответил он.
- В движениях, которые выглядят как танец, когда исполняются
индивидуально, на самом деле скрыта убийственная сила. Плавно
выставленная ладонь может на практике означать удар в область
печени противника. Что происходит с красотой, о которой мы только
что говорили, случись человеку применить боевые приемы в
уличной ситуации? Или это уже не кунг-фу, а рукопашный бой?
- Если у человека есть кунг-фу, он не может забыть его дома или
достать из кармана. Допустим, он попал в ситуацию, когда вот-вот по чьей-то
воле произойдет разрушение. Задача человека - уйти от разрушения. Пути
ухода бывают разные. Он может, например, убежать - если, конечно, не
скован определенными условностями. Может защищаться. Атаковать.
Наконец, подставить другую щеку (если на это хватает сил). Но в любом
случае, не сделает больше, чем нужно для того, чтобы уйти от разрушения. То
есть, ведет себя соответственно ситуации. Я, например, не считаю
необходимым прыгать двумя ногами на голову поверженного противника,
которому и без того уже не хочется вставать.
- В школах внутренней ориентации, где в качестве задачи не
ставится победа над противником, практикуется много такого, что
на первый взгляд выглядит не слишком практичным с точки зрения
улицы. И первое время могут отсутствовать даже элементы
поединка. С другой стороны, есть стили, стоящие ближе к спорту.
Там спарринг практикуется с самого начала. Не говорит ли это о
меньшей приспособленности внутренних направлений к грубой
действительности? Может быть, в ряде ситуаций уместна именно
агрессия, ответная грубость - в конце концов, такова природа?
- Опять же, все решает уровень притязаний. Если мотивом занятий
служит желание быстро научиться самообороне, то имеет смысл заняться
боксом. Или завести пистолет. А развитие вглубь требует длительного
времени и далеко не сразу может быть реализовано на практике. Кстати, на
Востоке в рамках многих серьезных школ, длина которых свыше тридцати
лет, существуют под-стили, предназначенные исключительно для защиты
школы. Приемы формируются за очень короткое время и представляют собой
набор относительно простых технических и тактических навыков. Если нужно
воевать, они воюют.
Что же касается спарринга, то, откровенно говоря, мне легче драться, чем
спарринговать на спортивной арене. В спарринге слишком много ограничений:
туда не бить, этого нельзя... Надуманные правила, искусственная ситуация...
- Но есть же так называемые бои без правил - контактные
поединки, в которых могут померяться силами представители любых
школ.
- Во-первых, настоящие мастера не участвуют в таких шоу. Во-вторых,
на самом деле и там не обходится без правил.
- Например?
- Не бить в глаза, в пах, в горло, не кусаться и многое другое. В
результате все сводится к тому, что побеждает грубая физическая сила. Ведь
исключены многие элементы, которые позволят справиться с более мощным,
чем ты, соперником. Наш учитель вообще не разрешал нам заниматься
поединками, несмотря на то, что когда мы встретились, многие из нас уже
имели за плечами солидный опыт спаррингов.
- Вы занимаетесь уже больше пятнадцати лет. Какими были
первоначальные мотивы и взгляды? Изменились ли они с тех пор? И
кто тот учитель, о котором Вы не раз упоминали?
- Мне бы не хотелось говорить больше пятнадцати лет. Лучше сказать:
гораздо меньше двадцати лет - это лучше соответствует моему
мироощущению.
Не могу сказать, что главным мотивом, когда я впервые пошел
заниматься, было приобретение боевых навыков (хотя тогда мне и могло так
казаться). Скорее это был протест против запретов властей и врачей. В то
время я был очень негибким и упрямым. И не мог согласиться с любыми
ограничениями свободы выбора. В юности я перенес тяжелое заболевание.
Врачи пророчили, что несоблюдение постельного режима, а впоследствии -
покоя - грозит самыми серьезными последствиями, вплоть до летального
исхода. А я взял и начал заниматься каратэ. В неофициальной секции.
Неприятностей с властями хватало, приходилось скрываться, убегать. Наши
занятия были мало похожи на то бесконтактное каратэ, которое в течение
некоторого времени было разрешено в СССР. ...Родители были в шоке. А я
почувствовал себя намного лучше. Потом один из врачей сказал: Этим ты
себя спас. И я тебе рекомендую в дальнейшем заниматься любыми
восточными единоборствами - будь то каратэ или что-то другое... Это я
говорю тебе как человек. Как врач - не имею права...
- Вероятно, Ваши тогдашние занятия были далеки от идеи кунг-
фу - в том смысле, в котором Вы только что определили его?
- Безусловно, далеки. Сперва я вошел во вкус занятий, но со временем
начал испытывать неудовлетворение стилем, которым занимаюсь. Наверное,
дело было опять в моем упрямстве. Я не верил, что тупая растяжка и
наращивание физической силы, пусть даже в специальных упражнениях
каратэ, дают ответы на все вопросы. Мой инструктор думал точно также. Он
был в прошлом легкоатлетом и имел профессиональную травму (колена). В
связи с этим, он был одержим поиском мягких стилей. При отсутствии
информации все, связанное с мягкими, внутренними стилями, было овеяно
ореолом тайн и слухов. Тогда он стал самостоятельно развивать некоторые
мягкие принципы - качественные и тактические. Мои старшие друзья и я сам с
восторгом стали почвой для его экспериментов. Условия информационного
вакуума оказались для нас очень своевременными и плодотворными. Это
было время постоянных и длительных спаррингов. Мы встречались со многими
мастерами. И, не найдя у них ответов, перерабатывали полученную от них
информацию по-своему. За время поисков мы накопили немалый технический
багаж и поняли ограниченность любой техники. Можно провести параллель с
музыкой. Мы хотели осмыслить и почувствовать музыкальные законы,
импровизировать и, конечно же, сами писать музыку. Очевидно, для того,
чтобы этому научиться, необходим инструмент для извлечения звука. Вот мы и
учились играть то на гитаре, то на флейте, то на рояле. Каждый новый
специалист прежде, чем говорить с нами о музыке, требовал, чтобы мы
досконально изучили его инструмент. Но дальше дело, как правило, не шло.
Мы обижались, полагая, что нам не выдают какие-то секреты. Сейчас я
понимаю, что многие из этих людей сами не могли отделить науку о музыке от
техники игры на своем инструменте.
И вот, в середине восьмидесятых мы случайно познакомились с одним
вьетнамцем. Узнав, что мы занимаемся кунг-фу (в тот период мы пытались
освоить Тайцзы-цюань), он выразил желание заниматься вместе с нами. Что и
делал под руководством нашего лидера в течение как минимум трех месяцев.
На первый взгляд, это был человек, весьма далекий от боевых искусств, к тому
же с очень не подготовленным телом. Он не мог достать пальцами до пола при
прямых ногах.
Как-то раз мы сидели на кухне. Наш инструктор подробно описывал
тонкие аспекты работы в Тайцзы-цюань. Оторвав скучающий взгляд от окна,
вьетнамец спросил: А можешь ли ты показать, как бьют в Тайцзы-цюань? -
Могу,- ответил наш лидер. И продемонстрировал удар. На что наш новый
друг попросил ударить в полную силу. Тот ударил... и упал. Никто не понял,
почему. Мы сидели, открыв рты. И вот наш новый друг стал преподавать
нечто, мало напоминающее наши представления о кунг-фу.
Суть метода мы долго не могли понять. Часами приходилось проделывать
упражнения, не дающие на первый взгляд никакого результата. И все же,
чувствуя, что наши прежние поиски зашли в тупик и будучи готовы оставить
сферу прикладного у-шу, мы продолжали двигаться в этом, принципиально
новым для нас, направлении. Большие трудности создавал языковый барьер.
Наш мастер едва говорил по-русски. Однако, именно это помогало нам лучше
понять кунг-фу - через руки.
- И все-таки, что же это было такое и откуда? Может быть,
разновидность уже известного в Москве вьетнамского стиля вин-чун?
- Это было чисто семейное направление, название которого мало о чем
скажет... Нет, это нельзя назвать вьетнамским вин-чуном. В нем крайне мало
техники. Тем не менее, задавая учителю вопросы, связанные с нашими
прежними практиками, мы получали очень простые и вместе с тем
исчерпывающие ответы. Чаще всего опять же через руки. Удивленные его
осведомленностью, мы спрашивали, есть ли подобное в его школе. Он отвечал
отрицательно. И все время ориентировал нас понятием корень. Корни
дерева не бросаются в глаза. Но содержат информацию о каждом
трепещущем листке. Крону дерева, листья можно сравнить с огромным
количеством внешних стилей. А корни - это та самая суть, до которой мы
прежде никак не могли докопаться.
И вот через некоторое время - довольно короткое - мы ощутили
результат наших занятий...
- ...Вы почувствовали в себе пресловутую ци - внутреннюю
энергию?
- Нет, речь не о ней, а о понимании того, откуда берется сила, как ее
передавать и как принимать. Чтобы придти к ци, нужно сперва освоить так
называемую мягкую силу. С детства мы вырабатываем навык напрягаться при
усилии. Зачастую это неоправданно, нерационально. Мы напрягаем ноги,
поднимая чашку чая. Или мускулы плеча, когда чистим зубы. Помимо прочего,
это связано с неудобной позой. В любой работе человек обычно использует
гораздо больше сил, чем нужно. Часто физически сильный человек не умеет
передать силу. Пытаясь, например, ударить или бросить какой-то предмет.
Следовательно, дело не только в мышцах. Для того, чтобы развить мягкую
силу, необходимо отказаться от мышечной силы. Мышца не должна мешать.
Для этого делаются специальные упражнения, в которых человек учится
расслабляться при усилии. Он ставится в такие условия, при которых ему
ничего не остается, как передавать силу исключительно через опорно-
двигательный аппарат, систему суставов и сухожилий. Мощь подъемного крана
заключается в противовесе и в системе блоков. У человека роль подобного
противовеса играет правильная позиция и опора в ноги. А функцию блоков
выполняют плечи и бедра... Просто бытует мнение, что мягкая сила - это
нечто пушистое, аморфное. На самом деле так может выглядеть один из
аспектов мягкой силы - легкость. Ее иногда называют спрятанной силой.
Но не надо путать мягкость с расслабленностью.
Только после развития мягкой силы можно говорить о ци. Напряжение,
мешающее мягкости, мешает и ци. При этом мы не отказываемся от
физической силы. Просто не позволяем ей воровать функции опорно-
двигательного аппарата и сухожилий, что происходит при ненужном
напряжении. Человек, развивая мягкую силу, может пользоваться суммарной
энергией тела. Только тогда можно работать с ци.
- Вы говорили об укоренившейся привычке тратить на любое
дело больше силы, чем это необходимо. Боритесь ли Вы как-то с этой
привычкой?
- Безусловно. Вообще, сила изучается в трех аспектах: качество,
количество и направление.
- Связано ли то, что преподавал Ваш учитель с каким-либо из
упомянутых ранее в нашем разговоре канонических внутренних
направлений?
- Если сравнивать источник силы с рекой, можно сказать, что река может
проявить силу тремя способами. Первое: волна На таком проявлении силы
сосредотачивается Тайцзы-цюань. Второе: водовороты любых масштабов -
Багуа. Третье: поток - будь то ровный или низвергающийся водопадом.
Поток, если не сносит препятствия, всегда находит лазейку. Такой подход
соответствует стилю Син-И. Продолжая эту метафору, можно сказать, что мы
изучаем саму воду: ее плотность, состав и возможности. Это позволяет понять
все три вида выдачи силы. Для изучения этого мы берем любую технику, с
учетом рациональности затрат времени на ее освоение. К примеру, вин-чун -
для изучение третьего аспекта выдачи силы. Наука о силе - это специи,
которыми можно приправить любое блюдо. Не каждый оценит вкус самих
специй. Даже в вышеназванных канонических школах саму силу начинают
изучать после длительных отработок внешних форм. То есть приправляют
блюдо в самом конце.
- М-да, вам с друзьями в свое время здорово повезло. Сейчас в
каждом городе имеется масса секций и, похоже, в большинстве из них
- совсем не то...
- Здесь речь идет скорее не о везении, а о готовности. Не каждый готов
делать упражнения, не дающие непосредственных результатов. Люди
руководствуются критериями внешней динамики, а ее у нас минимум. И
вообще, если человек готов, то даже занимаясь простым боксом, он найдет
указания на развитие.
Кстати, кунг-фу, привязанное к боевому искусству - не панацея. Очень
велико искушение зациклиться на боевом аспекте, что не позволяет развить
кунг-фу в полной мере. Не случайно традиционные боевые искусства
неразрывно связаны с духовными движениями: Буддизм, Даосизм и другие.
Возрождение славянских единоборств, как известно, тесно связано с
возрождением язычества - иначе это было бы просто спортом. Я бы сказал,
что боевое искусство - начальный этап духовного пути. К сожалению, в
большинстве случаев эта исконная связь сегодня проявляется как
приверженность экзотическим культам.
- Вы хотите сказать, что человек, желающий заниматься кунг-
фу, непременно должен присоединиться к какому-либо религиозному
движению? Как в таком случае быть христианам?
- Дело не в религии, а в сути. Способен ли человек различить зерно,
хватит ли у него сил работать с этим? Мир знал немало учителей, которые
разрушали догмы и указывали суть. Часто они были гонимы или в лучшем
случае не поняты. В христианстве есть аспекты внутренней работы, подобные
или заменяющие собой боевое искусство. Между прочим, в одном
документальном фильме о жизни некоего христианского монастыря я видел,
как монахи делают парное упражнение, подобное нашему.
- Что помогло Вам? Являетесь ли Вы последователем какой-
либо религии и учения?
- Многие ответы на свои вопросы я нашел в книгах Практического
мировоззрения.
- А кто автор?
- Автор не называет своего имени. И этому есть серьезные основания.
Общество, живущее в иллюзиях, не терпит говорящих правду.
- Вы лично встречались?
- Нет, я считаю, что от готовности ученика зависит больше, чем от
уровня учителя. Знаете, каждый не прочь иметь такого учителя как Иисус
Христос, но мало кто задумывается над тем, выдержит ли он груз апостола. В
настоящее время контакт с таким человеком возможен в форме
сотрудничества. Но для этого необходимо быть готовым выдержать
предложенный тебе режим работы. Иначе ты станешь просто обузой.