Описание опыта цветного вулкана. Опыты и эксперименты (старшая, подготовительная группа) на тему: Экспериментальная деятельность «Извержение вулкана

Извержение вулкана на тропическом острове - очень зрелищный и красивый химический опыт (эксперимент) для детей в домашних условиях. Мастер-класс с фото.

Опыт (эксперимент) "Вулкан" для детей

Этот опыт (эксперимент) достаточно легкий и известный, но малышей (а еще дошкольников и даже младших школьников, если они еще не были с ним знакомы) он неизменно приводит в восторг, и они готовы его повторять вновь и вновь!

По желанию можно приобрести набор для проведения опыта "Вулкан", но все необходимое для этого обычно есть в каждом доме. Для самого простого варианта этого опыта понадобятся только:

  • уксус
  • небольшая емкость (флакончик, бутылочка, рюмка или стакан)
  • глубокая тарелка

Будьте внимательны : эксперименты с уксусом детям можно проводить только под контролем взрослых !

И хотя этот опыт мы с дочкой тоже не раз делали в нескольких вариантах, но фотографии вулкана из этой статьи, окруженного красивым тропическим пейзажем, настолько вдохновляющие, что сразу же хочется сделать такой же.

Тем более, что кроме интеллектуального развития и расширения представлений об окружающей среде, ребенок будет развивать мелкую моторику, а также творческое мышление. Ведь в данном варианте опыта предлагается провести его не в лабораторной колбе или заменяющей ее емкости, а сделать своими руками красивый фон. Этот фон впоследствии можно использовать для занятий с ребенком географией, для игр и тематических инсталляций.

Данная работа и мастер-класс созданы специально для участия в . Авторы: Кучерявый Коля (4 года, г. Санкт-Петербург) и его мама Юлия . Большая благодарность им за участие и статью с пошаговой инструкцией.

Как сделать домашний опыт "Извержение вулкана". МК

Если дома достаточно соды, уксуса и средства для мытья посуды, легко можно устроить небольшой домашний катаклизм - извержение вулкана. А заодно познакомить ребенка с простейшими химическими реакциями.

Увлекательное занятие на очень долгое время! Мы несколько дней устраивали "извержения"!

Материалы и инструменты

Что понадобится:

  • баночка (у нас - половинка от пластмассового яйца "Киндер-сюрприз")
  • пластилин
  • украшения (камушки, бусинки, ниточки... В общем, что угодно, что поможет визуально создать тропический остров)
  • поддон (идеально - поднос)
  • уксус
  • средство для мытья посуды

Этапы работы

Для начала мы с Колечкой создали свой миниатюрный островок со спящим пока вулканом. Облепили баночку пластилином, украсили камнями, цветными стекляшками, нитками... Посадили игрушечного волка наблюдать.

Затем мы начали химичить!

В вулкан Коля насыпал полную чайную ложку соды. Я капнула туда же пару капель йода и примерно чайную ложку средства для мытья посуды.

Чтобы все было равномерно, мы перемешали смесь палочкой и, затаив дыхание, влили в наш вулкан немного уксуса! Тут же все зашипело, зафырчало, и из жерла вулкана потекла густая пена, скрашенная йодом! Наглядно стало понятно, что наш макет вулкана очень даже работает и выглядит эффектно!

Процесс засыпания соды и поливания ее уксусом длился пару десятков раз. Восторг юного химика не утихал, уксус кончался. Далее пришлось бежать за полотенцем и устраивать уборку, поэтому "вулкан" лучше сразу делать на глубоком подносе.

_____

Предлагаю посмотреть другие статьи с меткой или все статьи из рубрики "Развивающие и обучающие занятия".

© Юлия Шерстюк, https://сайт

Всего доброго! Если статья была вам полезна, пожалуйста, помогите развитию сайта, поделитесь ссылкой на нее в соцсетях.

Размещение материалов сайта (изображений и текста) на других ресурсах без письменного разрешения автора запрещено и преследуется по закону .

  • Цветной дождь — опыт с водой, краской и пеной…
  • Поднимающаяся краска — опыт с цветом, красками…

Дети – удивительные экспериментаторы. Их любознательность не знает границ. И это замечательно! Родители должны не только поддерживать стремления ребенка узнать больше, но развивать это стремление, давать маленькому уму как можно больше пищи для размышлений, учить малыша мыслить и делать выводы.

Эксперименты и опыты, проведенные вместе с ребенком, не только подарят ему яркие незабываемые впечатления. Именно эксперименты учат ребенка видеть мир по-особому, глазами исследователя, ставить вопросы и находить ответы на них. И совсем необязательно для проведения опытов покупать дорогие наборы «Юный химик». Можно использовать то, что есть в каждом доме. Например, обыкновенный пищевой уксус и соду.

Если малыш никогда не видел реакцию пищевой соды и уксуса, обязательно покажите ему это привычное для вас, но удивительное для него явление. Этот процесс называется реакцией нейтрализации. Суть ее в том, что кислота (уксус) и щелочь (сода) нейтрализуют друг друга, выделяя углекислый газ.

Ребенку постарше можно рассказать, что углекислый газ постоянно присутствует в воздухе. Именно его мы выдыхаем. Растения же перерабатывают углекислый газ в кислород, который мы вдыхаем.

Углекислый газ мы встречаем и в газированной воде: он делает воду колючей.
Выделение углекислого газа можно подтвердить следующим опытом.

Для проведения опыта нужны:

  • Небольшой воздушный шарик, который легко надувается: его нужно надуть и сдуть до проведения опыта;
  • Сода – 2 чайные ложки;
  • Уксус – 1\4 стакана;
  • Вода – 3 столовые ложки;
  • Стеклянная бутылка;
  • Скотч.

Соду растворите в воде, и влейте смесь в стеклянную бутылку. Шарик и скотч держите под рукой. Влейте в бутылку уксус и быстро наденьте на горлышко бутылки шарик. Крепко закрепите шарик скотчем, чтобы его не сорвало. Вы увидите, как углекислый газ начнет наполнять воздушный шарик.

Детский опыт с уксусом и яичной скорлупой

Интересный эксперимент можно провести, имея под рукой уксус и сырое яйцо. Особенно полезен он будет тем малышам, которые не видят ценности в утренних процедурах и не желают по утрам .
Возьмите куриное яйцо и положите его в банку. Залейте яйцо уксусом, закройте крышкой и оставьте на 4-5 дней. После положенного срока аккуратно вытащите яйцо, обмойте и дайте в руки ребенку. Скорлупа яйца стала мягкой – кислота растворила кальций, который обеспечивал твердость яичной скорлупе. При чем же тут нежелание чистить зубы? Дело в том, что во рту, где зубки не чистятся, образовывается такая же кислая среда, как и та, в которое мы поместили яйцо. И кальций, придающий крепость нашим зубкам, так точно, хоть и не так быстро, растворяется в ней. Поэтому, если хочешь иметь крепкие зубы, не забывай чистить их ежедневно!

Детский опыт — вулкан из соды и уксуса:

С помощью уксуса, соды и красителя можно показать малышу настоящее извержение вулкана. Вулкан, конечно, нужно изготовить, но для мамы это нетрудно.

Берем куски старого пластилина, бывшего в употреблении (можно и новый взять, если не жалко), делим пластилин на две части. Из одной делаем дно вулкана: оно должно быть достаточной толщины. Это можно поручить ребенку.

Из второй половины лепим полый конус, верхнее отверстие которого будет жерлом вулкана. Соединяем крепко обе части, чтобы внутреннее пространство было герметичным.

Помещаем наш вулкан на поддон, поднос или большую тарелку.

Засыпаем в столовую ложку соды и краситель. Если красителя нет, можно использовать сок красного бурака, правда, лава будет не такая яркая.

Заливаем в жерло чайную ложку жидкости для мытья посуды. Вулкан готов начать извержение. 1\4 стакана уксуса заливаем в его жерло и вулкан проснулся!

Вот такой у нас получился простой, но интересный вулкан из соды и уксуса.

обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем мире;

расширять представление детей об объектах и явлениях неживой природы;

развивать активность, инициативность и самостоятельность в познавательной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экспериментальная деятельность «Извержение вулкана»

Цель:

Познавательное развитие:

обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем мире;

расширять представление детей об объектах и явлениях неживой природы;

развивать активность, инициативность и самостоятельность в познавательной деятельности.

Речевое развитие:

расширить словарный запас на основе формирующихся у детей богатых представлений о мире, активизировать их в самостоятельных высказываниях;

активизировать словарный запас в речевой практике: лава, вулкан, вулканологи, пепел, спящий вулкан, действующий вулкан, потухший вулкан и т. д.

Социально-коммуникативное развитие:

воспитывать интерес и стремление к созидательному познанию окружающего мира

создать условие в рамках занятия для самостоятельной познавательной активности детей.

поддерживать стремление ребенка активно вступать во взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

формировать равноправные, доброжелательные отношения между сверстниками;

Физическое развитие:

Укреплять здоровье детей.

Проблемный вопрос: Что такое вулкан?

Гипотезы: 1. Вулкан -это огнедышащая гора.

2. Вулкан- это обычная гора.

Оборудование:

картинки с изображением вулканов;

поддоны;

видеофильм;

сода;

лимонная кислота;

сухая красная краска;

моющая жидкость;

чайные ложки;

пипетки;

стаканчики с водой;

салфетки

наглядность: картинки с явлением природы,

предварительная работа: знакомство с явлениями природы.

Ход знятия

Здравствуйте ребята. Я рада встрече с вами. Меня зовут…

Давайте порадуемся солнцу и птицам,

Давайте порадуемся улыбчивым лицам,

Доброе утро скажем друзьям. …

Доброе утро скажем гостям, … .

Мои дети очень любят наблюдать явления природы. А какие явления природы вы любите наблюдать? … (картинки)

Мои дети приготовили для вас загадку. Какое явление природы мы с вами можем наблюдать и весной, и летом, и осенью? … ….)

Если дети затрудняются, педагог использует загадку

Давайте я вам помогу. Отгадайте загадку:

Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и всё вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь, это -.

ДОЖДЬ

Но говорить мы будем не о дожде. О чем? О таком таинственном, загадочном, удивительном и грозном явлении природы, как «извержение вулкана».

Послушайте интересную легенду.

«Жил на свете бог по имени Вулкан и нравилось ему кузнечное дело – стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузнецу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел.

С тех пор люди все огнедышащие горы стали называть «вулканами». «Вулкан работает» – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места.

В наше время, чтобы не случилось беды, ученые специально наблюдают за вулканами. Свои наблюдения они снимают с помощью видио-камеры.

Я приглашаю вас в кинотеатр. Жест. Проходите. Усаживайтесь. …

Просмотр сопровождается пояснениями педагога.

2фрагмент: - Лава - это растопленные камни. Она течет вниз по склону и вытекает очень- очень далеко от вулкана. По пути она сжигает траву и деревья, уничтожает все живое и неживое, превращая в пепел. Когда лава утечет далеко от вулкана, она застывает и превращается в камни.

3 фрагмент: Посмотрите, как выглядит извержение вулкана ночью. Как течет огненная река лавы.

С чего начинается извержение вулкана? (Сначала появляется … дым)

Как растекается лава?)

Что остается после извержения вулкана? … (застывшие камни, сгоревшие деревья) …

Мы наблюдали с вами действующий вулкан. А еще бывают спящие и потухшие.

Как вы думаете, какой вулкан называют спящим? … Спящий - это вулкан, который имеет вид обычной горы, но может в любой момент взорваться огненной лавой.

Я попыталась сделать макет спящего вулкана. Выставляет

Похоже? … Чем? … (формой, сверху есть дырка). Вулкан конусообразной формы.

Верхняя часть с воронкой. Это кратер вулкана.

Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красновато – оранжевая пасть – это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю.

Наблюдать извержение вулкана интересно. Безопаснее это делать в кинотеатре. А еще можно сделать макет вулкана и понаблюдать за извержением лавы, оживив вулкан.

Прежде чем провести опыт по оживлению вулкана, хотелось бы проверить умеете ли вы быть внимательными, осторожными, не делать запрещенных движений.

Игра называется «Запрещенные движения». Правило: запрещено делать вот такие движения …. Будьте внимательны, я буду показывать и запрещенные движения.

Все старились быть внимательными. Значит, и во время опыта будете работать осторожно и аккуратно, следуя инструкции.

Посмотрите, на столах размещены макеты вулканов и оборудование, которое поможет нам их разбудить.

Чтобы не навредить себе и окружающим, будем работать по схеме, соблюдая правила безопасного поведения.

Надо работать аккуратно:

ничего не брать в рот- символ

осторожно насыпать порошок - символ

осторожно наливать воду - символ

лавы не трогать - символ

использовать салфетку- символ

Чтобы разбудить вулкан, надо:

положить 1 ложку красного волшебного порошка- символ

накапать пипеткой 5 капель желтой жидкости - символ

добавить воды не больше 4 ложек- символ

Извержение начинается после того, как добавили воду, но не сразу. Надо проверить, сколько ложек воды добавить, чтобы лава потекла.

Занимаем рабочие места. У каждого своего макета вулкана, мерные ложка и пипетка. Схема проведения опыта, красный порошок, желтая жидкость, вода и схема лежат в центре на двоих. Надо будет договариваться, чтобы не помешать другому аккуратно провести опыт.

Итак, что нам надо проверить? … Надо проверить, сколько ложек воды добавить, чтобы лава потекла.

Дети проводят опыт. Воспитатель консультирует, следит за соблюдением правил безопасного поведения.

Какие красивые, замечательные, необычные вулканы вы оживили.

После, какой по порядку ложки стала появляться лава? …

У кого очень быстро изливалась лава? …

Когда быстрее изливалась лава, после трех или четырех ложек? … Значит, чтобы подольше понаблюдать, лучше положить три ложки воды.

Итак, мы сегодня говорили об извержении вулкана. Вам понравилось? … А не сможете ли вы рассказать об этом другим детям группы? … Я думаю, что у вас все получиться. А для этого я дарю вам альбом с фотографиями вулкана, схему опыта, состав для опыта и макет вулкана.


Когда мы начинали с Владиком химичить, самыми любимыми веществами для опытов были сода и уксус . Много же мы извели соды,

Сегодня для удобства я собрала с одной статье несколько простых опытов с содой, с которых вполне можно начинать знакомство Вашего маленького ученого с химией.

Кстати, не лишним будет объяснить ребенку чем отличаются химические превращения от физических.

Химия изучает такие превращения, когда в результате взаимодействия веществ получается что-то новое. Например, гвоздь остался в воде и спустя какое-то время образовалось новое вещество — ржавчина. А физическим опыт будет тогда, когда превращения будут происходить с одним веществом. Например, положили лед в стакан, потом лед растаял — образовалась вода, а если воду подогреть, то будет водяной пар. Лед, вода и пар — это разные состояния одного и того же вещества — воды. Думаю, что так будет понятно.

Вернемся к нашей соде. Химики называют ее бикарбонатом или гидрокарбонатом натрия, а вот как назвать это вещество, проводя опыт с ребенком, Вы решайте сами.

Опыт 1

В половину стакана воды добавить немного уксуса, а потом пол чайной ложки соды всыпать в стакан. Раствор сразу запузыриться, как будто вскипает. В результате реакции выделяется углекислый газ. Почему же так происходит? Молекулы соды и уксуса соприкасаются в стакане и выделяется газ. Опыт немного видоизменяем.

Все дети любознательны, многим из них интересны разнообразные природные явления. Любой ребенок хочет узнать, как выглядит цунами, торнадо или Все эти могут использоваться в качестве идей для творчества и домашнего обучения. Как сделать дома настоящий вулкан? Модель извержения совсем нетрудно соорудить своими руками из подручных материалов.

Вулканы - что это?

Вспомним под твердой корой находится магма - расплавленная порода, которая может затвердевать, просачиваться на поверхность через тонкие трещины или извергаться через крупные отверстия. В последнем случае речь идет о вулканах. Чаще всего это горы, располагающиеся на стыках континентальных плит. Но иногда вулканы могут появиться за относительно короткий промежуток времени в местности с практически ровным рельефом. Чаще всего извергающие лаву горы изображаются достаточно высокими и имеющими правильную форму. Но на самом деле вулканы бывают разными, в том числе и низкими, могут напоминать визуально небольшие холмы. В момент извержения магма и газы под значительным давлением выходят на поверхность земли. Нередко в этот момент происходят взрывы, а некоторые вулканы фонтанируют раскаленной лавой, как гейзеры.

Мастерим заготовку для «огненной горы» своими руками

"Как сделать модель вулкана в домашних условиях?" - популярный вопрос родителей, решивших провести с детьми интересное творческое занятие. Для изготовления данной поделки вам понадобятся: картон или пластиковая бутылка, бумага или гипсовая штукатурка, краски и некоторые вспомогательные инструменты, которые найдутся в каждом доме.

Подготовьте какую-то основу для создания поделки. Это может быть кусок пластика, например крышка от пищевого лотка, или иной плотный материал - фанера, картон. Обрежьте верхнюю часть бутылки, это и будет вулкан, соответственно, и высоту для него оставьте по своему усмотрению. Альтернативный вариант - сделать основу из картонного конуса подходящего размера. Внимание: если ваш вулкан - модель действующая, которая будет извергаться не раз, основа должна представлять собой герметичную емкость. Плотно приклейте отрезанную часть бутылки на пластиковую основу, используя водостойкий клей или герметик. Можно отрезать нижнюю и верхнюю части емкости и вставить их друг в друга.

Декор вулкана

Заготовка должна представлять собой некое подобие конуса или цилиндра с узкой верхушкой на подставке. Как только эта конструкция высохнет, самое время заняться ее декором. Для оформления склонов горы возьмите декоративную штукатурку или приготовьте бумажную массу, из которой можно создать папье-маше. Во втором случае лучше брать белые салфетки, бумажные полотенца или туалетную бумагу. Измельчите сырье, предварительно намочив его, при помощи миксера и добавьте немного клея ПВА. В этом случае масса получится однородной и будет легко наноситься.

Как сделать модель вулкана своими руками из имеющейся заготовки? Все очень просто. Покройте картонный конус или часть пластиковой бутылки выбранным скульптурным материалом. Формируйте подобие горы - с расширением у подножия и острой верхушкой. Не забудьте оставить в верхней части отверстие кратера. Намного интереснее ваш вулкан будет выглядеть, если сделать поверхность ребристой, покрытой сетью каналов, по которым будет живописно стекать лава. Когда моделирование будет закончено, хорошо просушите заготовку. После этого можно приступать к ее раскрашиванию. Если вы используете неводостойкие краски, дополнительно поделку можно покрыть прозрачным лаком. Вот и все - вулкан (модель) готов, по желанию поработайте над окружающим пейзажем. Если позволяет размер подставки, сделайте деревья, нарисуйте траву или песок, можно добавить фигурки людей и животных.

Простой вариант поделки из пластилина

Если описанный выше способ изготовления домашней "огненной горы" кажется вам слишком трудоемким, попробуйте сделать ее в более простой технике. Небольшой вулкан можно слепить из пластилина. Возьмите коричневый материал для лепки или смешайте все имеющиеся в наборе брусочки до получения однородного «грязного» оттенка. Слепите конус с отверстием сверху, по желанию наметьте рельеф. Если ваш вулкан - модель действующая и изготавливается для проведения "извержения", приклейте его на дощечку для лепки или пластиковую панель/лоток от упаковки для продуктов. Постарайтесь сделать соединение герметичным. Дополнительно можно украсить поделку красным пластилином, изобразив застывшую лаву на склонах горы.

Извержение начинается!

Чаще всего «вулкан» делают для проведения домашнего «извержения». Не бойтесь, данный эксперимент совершенно безопасен. Возьмите небольшое количество пищевой соды, краситель подходящего оттенка и капельку средства для мытья посуды (можно заменить на пару щепоток стирального порошка). Смешайте все компоненты и поместите их внутрь горы (заранее позаботьтесь о специальном углублении). Для того чтобы из кратера вулкана начала подниматься раскаленная лава с пеной, вам достаточно капнуть внутрь совсем немного уксуса. Такой интересный эксперимент поразит малышей и удивит школьников. Модель поможет не только заинтересовать детей, но и рассказать им в интересной форме о взаимодействии соды и уксуса.

Развлечение или занимательная химия?

Изготовление такой поделки даже с самыми маленькими детьми стоит совместить с обучением. Расскажите о вулканах и их образовании, приведите интересные исторические факты. Подобное домашнее задание наверняка запомнится лучше, чем последующие уроки химии. При проведении "извержения" также постарайтесь объяснить, что с помощью домашнего мы только имитируем настоящее природное явление. Отдельного рассмотрения заслуживает и сама реакция. Предложите ребенку подумать и описать взаимодействие двух веществ. Полезно и сделать вывод с химическим объяснением проведенного опыта.

Модель вулкана в разрезе: как сделать?

Помимо изготовления поделок, изображающих общий вид огненной горы, дома совсем нетрудно сделать еще один обучающий макет. Речь идет о модели вулкана в разрезе - соответственно, его половине с демонстрацией внутренних слоев. Из чего же состоит гора, изрыгающая лаву и пепел? Вулкан - это совокупность различных пород, соответственно, слои можно делать различных цветов: от желтого до темно-коричневого. Не забудьте наметить кратер на верхушке и от него до самого низа проложить канал, по которому лава поднимается вверх. Такую модель вулкана из пластилина делать удобнее всего. Ваш макет может быть объемным (гора, разрезанная пополам) или же плоским. Используйте материалы различных цветов и комбинируйте слои в правильной последовательности. Если вы делаете плоский макет, можно дополнительно показать, как магма поднимается к земной коре и находит выход на поверхность через кратер вулкана.