Можно ли включать кондиционер дома зимой. Вопрос технической реализации

Еще каких-то 20 лет назад кондиционер устанавливался только на автомобили бизнес-класса. Сейчас же данная аппаратура присутствует даже в бюджетных авто чуть ли не в минимальных комплектациях. И многие автовладельцы не знают, как правильно пользоваться кондиционером. Новички опасаются, можно ли включать кондиционер зимой в машине. Это действительно неоднозначный вопрос. Стоит ли включать данную систему для обогрева или просто для профилактики? Либо ее вовсе нельзя включать до наступления тепла? Давайте разберемся в этом нелегком вопросе.

Об устройстве

Для начала ознакомимся с тем, как устроена данная система. Далее нам будет проще понять ее принцип работы. Итак, классический кондиционер автомобиля состоит из:

  • Компрессора (это основная составляющая в списке).
  • Расширительного клапана.
  • Уплотнительных элементов.
  • Осушителя.
  • Дренажа.
  • Конденсора.
  • Испарителя.

Также в конструкции присутствуют трубки, по которым двигается хладагент. Работает система по принципу бытового холодильника. Суть работы основана на переходе хладагента из жидкого в газообразное состояние. Благодаря этому поглощается огромное количество тепла. Но кондиционер может и отдавать его. В таком случае система будет работать как печка, и из сопел будет дуть теплый воздух. Хладагент при этом находится только в газообразном состоянии.

Обратите внимание

В зимний период количество хладагента может сокращаться. Цифра разная, и обычно составляет 5-10 процентов. В связи с этим специалисты рекомендуют периодически делать ТО системе кондиционирования. Так, раз в три года машину нужно загонять на дозаправку фреоном.

Но предварительно мастера проверяют ее на предмет утечек (иначе все работы пойдут насмарку). Если система не имеет пробоин, специалисты подключаются к ней и закачивают недостающий хладагент в нужном количестве. Стоимость такой процедуры невелика - около тысячи рублей. Однако она обязательна - в противном случае кондиционер не будет работать.

Включать в качестве профилактики?

Можно ли включать кондиционер зимой в машине с целью профилактики? Специалисты дают положительный ответ. Хотя многие автовладельцы забывают включать сплит-систему зимой. Таким образом, работает она только в летний период. Остальные месяцы кондиционер простаивает.

Это негативно сказывается на его состоянии. Некоторые детали кондиционера покрыты смазкой, которая стекает вниз. В результате при первом пуске трущиеся пары будут работать «на сухую». Это значительно сокращает их ресурс. В итоге автомобилист не может запустить даже заправленный фреоном кондиционер.

Следующий фактор - это пыль и конденсат, что скапливается в системе за период простоя. После запуска вся грязь начинает циркулировать по системе. Вся соль в том, что часть отложений скапливается на стенках труб и компрессоре, и ее вымыть достаточно проблематично.

Можно ли включать автокондиционер зимой? Как вы уже поняли, периодический запуск не помешает данной системе. К тому же, это полезно для резиновых уплотнителей и трубок. Они не будут пересыхать и трескаться.

О неприятном запахе

Часто на форумах можно увидеть сообщения на тему неприятного запаха в салоне. Причем появляется он сразу после того, как включается кондиционер. В чем причина? Корень проблемы кроется в конденсате, который образует плесень в период простоя.

Как следствие, в июне из сопел дует холодный, но неприятный на запах воздух. Проблему исправить можно, но придется обращаться к специалистам, чтобы они разбирали панель и чистили испаритель. Это существенная трата времени и денег. Есть ли альтернативные варианты? Только профилактика. Использование кондиционера в авто в зимнее время позволит исключить данную неприятность.

Можно ли включать кондиционер зимой в машине часто?

Никакого вреда это машине не принесет. Но нужно знать некоторые правила (о них мы расскажем позже). Специалисты утверждают, что для профилактики достаточно включать систему один раз в две недели на 10-15 минут. С такой периодичностью детали не будут работать на сухую, а на испарителе не образуется конденсат.

Делаем правильный запуск

Как правильно пользоваться кондиционером зимой? Основной момент - это температура окружающей среды. Она должна составлять не ниже, чем -7 градусов. В противном случае влага на испарителе не успеет растаять. Частицы льда проникнут в узлы системы, что тоже не является нормой. Запускать кондиционер следует только после того, как двигатель полностью прогрелся.

Забор воздуха должен осуществляться только из салона (то есть обязательно включать режим рециркуляции). Так система быстрее прогреется, а испаритель будет менее уязвим к холоду. Дабы не потели окна, рециркуляцию следует производить при отсутствии пассажиров.

Кондиционер и расход

Нужно ли зимой включать кондиционер в автомобиле, мы уже знаем. Но некоторые автомобилисты не производят данную операцию намеренно. Ведь зачем запускать сплит-систему, если на улице и так холодно, а вдобавок работающий компрессор увеличивает расход топлива?

Здесь будет актуальной пословица «скупой платит дважды». Сэкономив раз на топливе, вы рискуете «попасть» на ремонт сплит-системы. Можно ли включать кондиционер зимой в машине? Ответ очевиден - система нуждается в регулярной профилактике. Пускай она будет короткой, но производится раз в две недели. Это сохранит детали системы в исправном состоянии.

Что делать, если в салоне уже был неприятный запах?

С такой проблемой часто сталкиваются автомобилисты, недавно купившие машину «с рук». Как быть в такой ситуации? Естественно, профилактика в виде периодического включения системы здесь уже не поможет. Нужно действовать радикально.

В таком случае испаритель снимается наружу и обрабатывается антисептиками. Такую операцию рекомендуется делать всем, у кого автомобиль оснащен кондиционером (хотя бы раз в пять лет). Именно на испарителе скапливаются всевозможные бактерии и плесень. Это может вызвать не только отвращение в виде неприятного запаха, но и аллергию и всевозможные заболевания.

Подводим итоги

Итак, мы выяснили, нужно ли зимой включать кондиционер в машине. Для такой системы эта операция будет не лишней. Но чтобы она действительно принесла пользу, а не вред, нужно знать, как правильно запускать кондиционер. Не стоит включать его при сильном морозе. При температуре в -10 пуск может быть чреват последствиями. Также в холодное время нельзя допускать, чтобы забор воздуха осуществлялся не из салона.

Зная, как правильно делать профилактику и запускать кондиционер, вы не столкнетесь с рядом неисправностей и неприятным запахом в летний период. Ну а чтобы отдача системы была максимальной, периодически проверяйте уровень фреона в ней и производите дозаправку при необходимости.

Основная функция кондиционера заключается в создании оптимального температурного режима в летний период путем охлаждения воздуха в помещении. Но помимо этого многие модели имеют функцию нагрева. Можно ли включать кондиционер зимой на обогрев вашей квартиры и какие последствия будут при несоблюдении норм эксплуатации?

Современные кондиционеры состоят из двух блоков – наружного и внутреннего. Первый выполняет функции теплового насоса. С помощью компрессора происходит повышение давления хладагента, в результате чего он передает большую часть тепла, полученного из комнаты, конденсатору. При понижении давления температура фреона уменьшается, в результате чего он охлаждает помещение.

Этот же принцип можно использовать для нагрева комнаты. Для этого достаточно изменить направление движения хладагента. Но на практике, если кондиционер не адаптирован для работы в условиях низких температур на улице, появятся такие проблемы:

  • Формирование наледи на поверхности теплообменника. Это происходит из-за появления конденсата, который переходит в твердое состояние при низких температурах.
  • В состав фреона входит небольшой объем масла для смазывания движущихся частей системы. Зимой оно загустевает, что может привести к поломкам.
  • Образование льда на крыльчатке.

Стандартные модели кондиционеров рассчитаны для работы при минимальной температуре воздуха -5°С. В противном случае в системе возникнут вышеописанные проблемы. Альтернатива – сделать модернизацию.

Как адаптировать систему для обогрева при отрицательных температурах

Оптимальный вариант – приобрести кондиционер, рассчитанный для работы зимой. Но стоимость подобных моделей высока, тем более – если система уже установлена. Для решения этой проблемы были разработаны специальные наборы, монтаж которых снижает риск поломки и нормализует работу наружного блока в зимний период.

В состав зимнего комплекта входят такие элементы:

  • Снижение числа оборотов вентилятора. Это предотвращает формирование наледи на его лопастях.
  • Блок нагрева картера. С его помощью происходит повышение температуры масла во фреоне. При этом время отклика на запуск кондиционера увеличивается, но минимизируется вероятность его поломки.
  • Нагрев дренажной системы. Конденсат не переходит в твердое состояние, что не сказывается на его движении по дренажной трубке.

Средняя стоимость комплекта для включения кондиционера зимой составляет 6 500 рублей. Но кроме этого нужно будет правильно установить элементы, за что придется доплатить примерно такую же сумму. В летний период демонтаж делать не потребуется – система просто не будет включаться. Она имеет отдельный блок управления, который может синхронизироваться с основным.

Обзор кондиционеров с функцией зимнего обогрева

Однако монтаж подобного комплекта не всегда гарантирует нормальную работу системы. Она зависит от корректного выбора набора исходя из параметров кондиционера и корректности установки. Поэтому предпочтительно приобрести модель, функции которой позволяют работать при отрицательных температурах.

Cooper&Hunter CH-S09FTXLA Arctic Inverter

Оптимальный вариант для обогрева комнаты, площадь которой не превышает 25 м². Номинальная мощность при работе в режиме нагрева помещения – 2,8 кВт. Минимально допустимое значение температуры на улице – до -25°С. В конструкцию добавлена интеллектуальная система, проверяющая параметры кондиционера перед стартом.

Средняя стоимость подобной модели составляет 33 800 рублей.

GREE GWH12 KF– K3 DNA5 G

Работа этой модели на обогрев помещения возможна при минимальной температуре на улице до -18°С. Максимальная площадь комнаты – до 35 м². В комплектацию входит электростатический фильтр, имеется функция плавного старта. Специальная защита от обмерзания наружного блока состоит из элемента нагрева картера и дренажной системы.

Завод-производитель расположен в Китае. Но это не сказалось на качестве сборки и комплектующих. Цена на кондиционер, который можно включать зимой на обогрев в квартире, стартует от 32 000 рублей.

Подготовка кондиционера к зиме

Если же нет возможности купить модель, адаптированную для работы зимой или установить зимний комплект – необходимо подготовить систему. Даже непродолжительный случайный запуск может стать причиной появления поломки.

Для этого потребуется выполнить следующее:

  • перекачать весь хладагент в наружный блок;
  • установить защиту (козырек) от снега и сосулек;
  • обесточить кондиционер во избежание случайного включения.

Современные сплит-системы и мобильные блоки способны не только охлаждать воздух, но и нагревать его. Важно разобраться: можно ли использовать кондиционер на обогрев зимой или оборудование не рассчитано на работу в тепловом режиме при низких температурах на улице.

Особенности и принцип работы сплит-системы на тепло

Любая сплит-система – это не нагревательное устройство, в нем отсутствует нагревательный элемент, поэтому для качественного поддержания комфортной температуры системы климат-контроля будет мало. Связано это с особенностями принципов его функционирования. только при определенных значениях термометра на улице.

Большинство сплитов могут выдавать теплый воздух. В общих чертах этот процесс можно назвать реверсом фреона, при котором компрессор отвечает за его нагнетание в сторону помещения: тепло забирается снаружи и проводится внутрь. Для изменения хода хладагента требуется четырехходовой клапан, который меняет испаритель и конденсатор местами. Во внутреннем блоке происходит конденсация фреона с выделением тепла, а во внешнем – испарение, при котором кондиционер поглощает тепло. Тепло перекачивается из одного места в другое, но не вырабатывается. Из-за этого в режиме обогрева сильно снижается КПД кондиционера, что делает его работу малоэффективной при уличной температуре ближе к нулевым отметкам.

Теплообменник внешнего блока становится бесконечно маленьким: при значениях термометра ближе к нулю и ниже его площади не хватает для отвода холода.

Ограничения диапазона наружных температур

Основная часть кондиционеров с функцией обогрева имеют определенные ограничения: производители выпускают климатическую технику с запрограммированной возможностью работать на тепло при минимальной температуре снаружи до -5°C. На практике доказано: при минусовых показателях сплит-систему не следует запускать. Можно сделать вывод о невозможности использования кондиционера для обогрева зимой. В лучшем случае греться таким образом получится до ноября.

Несоблюдение рекомендаций, данных в инструкции и при монтаже, ведет к работе на износ в режиме постоянного старт-стопа. У современных двухкомпонентных устройств существует специальная программа, при которой дается сигнал с термодатчика на плату о недопустимых температурных значениях теплообменника, и происходит блокировка включения прибора. В крайнем случае заработает только вентилятор, или высветится один из кодов ошибок – у каждой торговой марки имеются свои шифры.

Как включить и настроить кондиционер на теплый воздух

Если температурный режим на улице соблюден, включите кондиционер при помощи кнопки ON на пульте дистанционного управления или на внешней панели.

Найдите кнопку HEAT, либо MODE и далее значок с изображением солнца, капли, снега или вентилятора. Если ничего подобного нет, значит, данная модель кондиционера не предназначена для обогрева помещения.

После переключения системы на тепловой режим при помощи кнопок “+” и “-” настройте нужную температуру. Она должна быть выше, чем температура в помещении.

После установки нужного температурного показателя включится вентилятор, а затем начнет поступать теплый воздух. Заданный климат установится в течение 10 минут.

Есть модели, в которых сначала нужно поставить режим и температуру, а потом нажимать кнопку ON. Подробная инструкция прилагается к устройству при покупке.

Проблемы и риски эксплуатации

Если включить кондиционер на обогрев при температуре на улице ниже допустимой, могут возникнуть следующие проблемы:

  • эффективность системы существенно снизится;
  • обмерзнет конденсатор внешнего блока;
  • сломается вентилятор внешнего блока;
  • масло загустеет, в результате чего во время запуска системы сломается компрессор.

КПД и тепловая эффективность кондиционеров

Под КПД кондиционера понимают оценку эффективности работы системы. Расчет данной величины производят из соотношения потребляемой и полезной мощности. В данном случае полезная мощность – это количество приведенного тепла в единицу времени. Говорить об эффективной работе можно, когда КПД кондиционера в режиме обогрева составляет более 1.

Обычно при плюсовых температурах на улице количество выработанного тепла превышает величину израсходованной энергии в 2-4 раза. Если мощность потребления составила 1 кВт, то мощность обогрева будет равняться примерно 2-4 кВт. Производитель указывает номинальную мощность потребления, которая может немного не совпадать с реальными значениями.

Коэффициент энергоэффективности кондиционера обычно маркируется как C.O.P. (Coefficient of Performance). Рассчитать его можно, соотнеся два значения – мощность обогрева к мощности потребления.

Если тепловая мощность составила 3,5 кВт, а потребление 1,2 кВт, то эффективность будет равняться примерно 2,9 кВт. Это считается достаточно большой производительностью. Если температура на улице понижается, соответственно, повышается расход энергии, при этом коэффициент заметно падает. Коэффициент менее 2,4 считается низким. Приборы с такими значениями маркируются ниже A-класса.

Зимний комплект

Существуют два мифа об эффективном обогреве кондиционером в зимние холода.

Первый миф: при установке зимнего комплекта на кондиционер с функцией обогрева им можно будет пользоваться при низких температурах. В этом есть доля истины – включать прибор в таком случае разрешается, но не на тепло, а на холод.

Стандартный зимний комплект состоит из трех элементов:

  • устройство замедления вращения вентилятора;
  • обогрев картера компрессора;
  • обогрев дренажа – саморегулирующийся нагревательный элемент.

При работе кондиционера на обогрев зимой нет необходимости замедлять работу вентилятора, наоборот, он должен вращаться еще сильнее. Поэтому такая укомплектовка сплита поможет только при охлаждении помещения, когда необходимо замедлить вращение вентилятора для поддержания температуры конденсации.

Установка зимнего комплекта для инверторов производится в большинстве случаев не полностью, а частично, так как у многих приборов замедлитель вращения вентилятора уже встроен в сложную систему электроники.

Второй миф: приобретение современного кондиционера со встроенным зимним комплектом и программой антиобледенения позволит функционировать на обогрев до указанных температурных параметров, которые очень часто достигают серьезных значений. Это не совсем верно. Греть помещение смогут только единицы моделей, относящиеся к полупромышленным сериям. Помимо встроенного нагревателя поддона дренажа у них увеличен теплообменник. Такие модели обеспечивают достойную эффективность обогрева зимой кондиционером даже при -25°C. Остальные смогут качественно работать при таких наружных параметрах только на охлаждение.

Основные производители и серии приборов с запрограммированной возможностью обогрева помещения в морозы:

В современных условиях производства климатической техники возможность использовать кондиционер для обогрева имеется, но приобретение всесезонного сплита обойдется гораздо дороже.

Мобильный кондиционер в качестве зимнего обогревателя

Мобильный кондиционер совместил в одном корпусе все внутренние рабочие элементы холодильной машины. При работе на холод забор воздуха идет из комнаты, внутри происходит его деление на две части: охлажденный поток идет обратно, а теплый выводится через отводящий гофрорукав наружу.

Для подогрева воздуха в большинство моноблоков устанавливают ТЭН – встроенный электрический обогреватель. Компрессор работает наоборот: в трубу выходит холодный воздух, а в комнату горячий. При этом потребление электроэнергии значительно увеличивается. Соответственно, эффективность работы падает, а обогрев мобильным кондиционером становится затратным.

В то же время есть три существенных плюса:

  • с помощью данной конструкции можно обслуживать площади до 60 м²;
  • отопление кондиционером зимой возможно при любых температурах снаружи, так как внешнего блока нет вообще;
  • в мобильном блоке может быть установлен керамический ТЭН для подогрева воздуха.

В моноблок с режимом обогрева ставят точный термостат, который при достижении прибором заданной температуры отключит компрессор.

Производителей, выпускающих качественные моноблоки с функцией обогрева, не много. Самые известные среди них:

Выбор кондиционера с функцией обогрева

Независимо от предпочитаемой конструкции устройства при выборе кондиционера для обогрева обязательно нужно обращать внимание на следующие характеристики:

  • номинальная мощность потребления;
  • производительность по теплу;
  • класс энергоэффективности;

Кроме обеспечения комфортной температуры в салоне летом кондиционер также подсушивает воздух. Это помогает эффективно бороться с запотеванием стекол круглый год, поэтому он востребован даже зимой. Однако в зависимости от температуры за бортом система управления может запретить включение компрессора кондиционера. В этом вопросе бал правят законы физики и защитные функции электроники.

Физика процесса

Работа любого кондиционера (в том числе и обычного холодильника) основана на переходе хладагента (фреона), циркулирующего по системе, из газообразного состояния в жидкое, и наоборот. Именно эти изменения агрегатного состояния и обеспечивают поглощение и выделение большого количества тепла (тепловой энергии).

Фреон поступает в салонный радиатор (испаритель) в жидком состоянии и при низкой температуре. Через соты теплообменника он активно поглощает тепло из воздуха, попутно подсушивая его, и закипает, полностью превращаясь в газ. Во внешнем радиаторе системы (конденсоре) он отдает эту энергию в окружающую среду, снова превращаясь в жидкость.

Полное испарение фреона критически важно для здоровья компрессора, который обеспечивает его циркуляцию по системе. Попадание в него даже малого объема жидкого хладагента будет фатальным. Поэтому в систему управления включены различные контролирующие датчики, чтобы исключить такой риск. На основании их показаний электроника может принудительно отключить компрессор при работе или вообще запретить его активацию.

Переменные

Сейчас в подавляющем большинстве автомобильных кондиционеров используют фреон R134a. При атмосферном давлении он начинает кипеть уже при -26°C. Но в системе кондиционирования он находится под избыточным давлением. Соответственно, температура его кипения будет уже выше. Переход в газообразное состояние в испарителе возможно примерно при 0°C. В зимний период часто бывает так, что фреону попросту недостаточно тепла от воздуха в салоне, чтобы превратиться в газ. За этим пристально следит датчик температуры окружающей среды и дополнительный сенсор климат-контроля в салоне. Поэтому при определенных условиях за бортом система управления запретит включение компрессора кондиционера.

За давлением в системе кондиционирования следит комбинированный датчик. При слишком низком или высоком давлении включение компрессора будет запрещено, дабы исключить риск повреждений. Это сделано для того, чтобы система не активировалась, к примеру, когда в ней будет недостаточно фреона. Важный момент: когда кондиционер работает, давление фреона перед компрессором обычно составляет около 3 бар, а после компрессора - примерно 14 бар. Спустя небольшое время после его остановки показатели сравниваются. При 20°C это давление составляет около 5–6 бар, а вот при 0°C оно падает до 2 бар. И на некоторых моделях машин этого достаточно, чтобы система управления заблокировала включение компрессора.

В зависимости от конкретной модели автомобиля датчики давления и температуры обладают разным приоритетом. К примеру, на многих машинах блок управления ориентируется на показания наружного температурного сенсора. Если машина заехала в отапливаемый гараж с мороза, то даже когда давление в системе физически поднимется до рабочего диапазона, электронным «мозгам» потребуется еще немного времени на то, чтобы осознать реальное, а не сиюминутное изменение условий окружающей среды и дать добро на включение компрессора.

Главный вывод: зимой можно смело пользоваться кондиционером. Это никоим образом не сказывается на ресурсе его элементов. Вопрос лишь в том, одобрит ли это система управления конкретного автомобиля, которую обучили перестраховываться. На каких-то автомобилях компрессор кондиционера включится и при отрицательной температуре за бортом (немногим ниже нуля). А, к примеру, на некоторых Фордах он откажется работать, когда на приборном щитке загорится «снежинка» (падение температуры ниже 3°C). Тут уж все зависит от программного обеспечения и конструкции системы кондиционирования конкретного автомобиля, то есть ее рабочих характеристик. К слову, сервисмены рекомендуют регулярно включать кондиционер в зимний период, чтобы снизить риск закисания прижимной металлической пластины муфты включения компрессора.

Система защиты кондиционера очень надежна. Она опирается на показания нескольких датчиков и имеет различные страховочные алгоритмы. В целом, мало известно о реальных фактах включения компрессора при неблагоприятных условиях. Но если по какой-то причине это все же произойдет и в него попадет жидкий фреон, то смерть его будет скоропостижной, остальные элементы системы это не затронет.

Наверное, все помнят небывало высокий спрос на кондиционеры минувшим летом. Причем расхватывали как бытовые кондиционеры, так и системы, предназначенные для предприятий. Но уже наступила зима, а значит, кондиционер можно поставить «на прикол» как минимум до весны. Но как бы ни так! Работа для кондиционера найдется и в холодное время года. Главное здесь знать, как правильно пользоваться этим оборудованием зимой, чтобы к лету оно не испортилось. Обо всех тонкостях зимней работы кондиционеров корреспонденту сайт рассказал технический директор компании MDV-Russia Алексей Зайцев .

— Кондиционер, по крайней мере, бытовой, не рекомендуется включать, если температура за окном опустилась ниже минус 10 градусов. Что будет, если нарушить это предписание, и действительно ли необходимо строго соблюдать данное требование?

— В основе рекомендаций не включать кондиционер при отрицательных температурах лежит указанный производителем рабочий температурный диапазон техники. Производитель обязан указывать срок службы оборудования, причем во многих странах этот параметр устанавливается законодательно. То есть он не может быть меньше определенного периода. Поскольку все кондиционеры на территории России импортные, то на них распространяются эти сроки.

Если не соблюдать указанный температурный режим, то это приведет не только к сокращению срока службы кондиционера, но и может повлечь его поломку. Поэтому правила эксплуатации кондиционера обязательны к соблюдению. Также следует помнить о том, что все технические характеристики заявлены производителями только в границах указанного рабочего температурного диапазона.

— Но все-таки включать кондиционер в холодное время года можно …

— Соблюдая целый комплекс ограничений. Прежде всего, необходимо определить, о каком из режимов работы кондиционера идет речь: об охлаждении или обогреве. Почти все современные кондиционеры могут нормально работать в режиме обогрева при отрицательных температурах. Однако не следует ожидать от кондиционера в таких условиях заявленной производителем энергоэффективности. При определенных условиях может случиться так, что проще включить электрический нагреватель.

Следует помнить, что из-за конструктивных особенностей легче работать при отрицательных температурах кондиционеру инверторного типа, нежели стандартному. Например, mini VRF-системы MDV гарантируют работу на обогрев при снижении температуры наружного воздуха до -15 градусов Цельсия. Настенные сплит-системы MDV гарантируют работу на обогрев при температуре наружного воздуха до -7 градусов Цельсия. Режим охлаждения для обычного кондиционера при температурах наружного воздуха ниже плюс 10-17 градусов - это экстремальный режим работы, приводящий к поломке.

Для наглядности приведу несколько примеров того, почему низкие температуры могут быть критичны для кондиционеров. Во-первых, основная часть кондиционеров - это бытовые устройства, которые при проектировании не были рассчитаны на такую работу. Во-вторых, так ли часто необходимо охлаждение, если уличная температура опустилась ниже плюс 10-17 градусов? Обычно необходимость включать кондиционер в такие моменты возникает, например, в межсезонье, когда центральное отопление еще не выключили. Основные проблемы в этом случае связаны со снижением давления конденсации, с вскипанием масла при пуске компрессора кондиционера. При температурах около или ниже нуля замерзает конденсат, обычно выведенный на улицу. К поломке кондиционера это не ведет, но к ремонту в помещении вполне.

— Что делать, если даже при отрицательных температурах за окном принципиально необходима работа кондиционера?

— В этом случае необходимо использовать специально адаптированное под такие условия оборудование. Например, mini VRF-системы MDV гарантируют работу на охлаждение при снижении температуры наружного воздуха до минус 5 градусов Цельсия. Если нужна отдельная сплит-система, то необходимо установить специальный зимний комплект. В его состав обычно входят регулятор давления конденсации, нагреватель картера компрессора и обогреватель дренажа. Во избежание потери гарантии данный комплект должен устанавливать только авторизованный сервис-центр. На услуги монтажников можно полагаться только в том случае, если они представляют поставщика оборудования, но это встречается не так часто.

— Что дает такой комплект?

— При установке этого комплекта удается добиться устойчивой работы кондиционера на охлаждение до -15С. При дальнейшем снижении температуры будет оказывать влияние ветровая нагрузка, т.е. при безветренной погоде или при удачном расположении наружного блока в защищенном от ветра месте возможна работа и до -20С. Расширение рабочего температурного диапазона вниз при работе на охлаждение так же возможно, но представляется нецелесообразным ввиду высокой стоимости этих решений.

— Насколько вообще актуально использовать кондиционеры зимой?

— Обычно в холодное время года кондиционеры используют для обогрева, в основном в межсезонье. Однако для рынка частных пользователей этот вопрос не является столь актуальным, как для корпоративных клиентов. Для различных промышленных предприятий работа кондиционера на охлаждение при отрицательных температурах является довольно важным вопросом.

— Учитывая, что большинство пользователей не включают кондиционер зимой, необходимо ли проводить какие-то специальные мероприятия по консервации данной техники?

— Консервация кондиционера на зимний период не является обязательной процедурой. Куда важнее перед стартом нового летнего сезона провести профилактическое обслуживание кондиционера. Так, во внутреннем блоке нужно очистить постоянные фильтры, и по необходимости заменить сменные, что можно сделать самостоятельно. Воспользовавшись услугами сервисного центра, имеет смысл провести очистку и дезинфекцию теплообменника внутреннего блока, очистку теплообменника наружного блоков, провести промывку дренажной системы, провести проверку герметичности холодильного контура и при необходимости устранить утечки и дозаправить кондиционер. Эти работы необходимо проводить каждый год. Если ваш наружный блок расположен в зоне распространения тополиного пуха, чистку теплообменника необходимо производить при появлении загрязнений. Эти меры позволят кондиционеру работать в течение заявленного производителем срока службы и сэкономить на электроэнергии.

Эксклюзивным дистрибутором MDV на территории РФ и в странах СНГ является Группа компаний «АЯК». Официальный сайт компании