Материал для каретной стяжки. Каретная стяжка: шикарно, стильно, красиво, не сложно

Каретная стяжка – это довольно необычное, оригинальное и очень красивое дизайнерское решение, стремительно и уверенно набирающее повсеместную популярность. При помощи подобного дизайнерского приема на стенах помещения можно создавать объемные поверхности с разнообразными вариантами рисунков.

Узоры и рисунки создаются с применением специальных пуговиц либо гвоздей. При отделке больших помещений лучше применять пуговицы – они органичнее вписываются в окружающий интерьер.


Выполнение каретной стяжки – это довольно трудоемкая работа, к которой необходимо основательно подготовиться. Для качественной реализации дизайнерских задумок нужно набраться хотя бы немного опыта. Однако даже с таким относительно сложным мероприятием можно справиться собственными силами.


Основные сведения о каретной стяжке

Для выполнения каретной стяжки применяется специальная обивка. Чаще всего это плотный материал либо кожа. Подходит как натуральная кожа, так и ее искусственный аналог.


Расцветку владелец может выбирать на свое усмотрение. В этом моменте каких-то строгих рекомендаций нет: ориентируйтесь на собственные вкусовые предпочтения и учитывайте общую стилистику помещения, чтобы в дальнейшем обивка хорошо гармонировала с окружающим пространством.

Чтобы даже без наличия должного опыта сделать правильную и внешне красивую каретную стяжку, надо следовать основным положениям инструкции.


В первую очередь вам следует разобраться в порядке выполнения работы. Принцип предельно прост: сначала отдельно создаются панели требуемого размера, а после завершения всех этапов декорирования готовые элементы фиксируются к стенам в выбранных местах.

В качестве основы для такой декоративной панели можно применять почти все существующие листовые материалы. Чаще всего применяют МДФ, фанеру, а также менее дорогостоящие плиты ДСП.


Набор для работы

Подготовьте необходимые приспособления для самостоятельного выполнения каретной стяжки.

Вам понадобится:

  • фанера либо другой листовой материал желаемой формы (можете делать как прямоугольные панели, так и изделия какой-нибудь оригинальной формы);
  • качественный обивочный материал. Количество ткани подбирайте в соответствии с размерами декоративных панелей. При этом материал необходимо купить с запасом;
  • поролон. Будет выполнять функцию наполнителя. Для такой работы достаточно поролона 5-сантиметровой толщины. Размер наполнителя подбирайте в соответствии с размерами фанеры;
  • клей для фиксации поролона;
  • мебельный степлер;
  • пуговицы либо специальные гвозди. Пуговицы желательно предварительно обтянуть тем же материалом, который будет использоваться для обивки декоративных панелей;
  • прочная веревка для фиксации пуговиц;
  • вязальный крючок;
  • электродрель со сверлом для древесины;
  • острый нож;
  • синтепон. Подбирайте по размерам поролона. Синтепоном вы накроете наполнитель.

Руководство по выполнению каретной стяжки

Все инструменты подготовлены, дизайн панелей продуман и утвержден, вы выделили свободное время и настроились на работу. Приступайте!

Первый шаг

Вырежьте из выбранного листового материала основание требуемых габаритов. Отшлифуйте поверхность листовой панели, если это нужно и приклейте к ней 5-сантиметровый поролон.


Лучший вариант – клей на основе каучука. Клеевой смесью промазывайте как панель, так и сам поролон. Клей, при этом, надо нанести несколькими слоями, чтобы панель хорошо пропиталась. Каждый новый слой фиксирующего состава следует наносить только после полного высыхания предыдущего.


Приложите поролон к основанию, прижмите, оставьте конструкцию до полного просыхания, а затем переходите к следующему этапу работы. Обычно клей сохнет порядка 6 часов. Конкретное время уточните в инструкции к выбранному вами средству.


Второй шаг


Вырежьте из картона шаблон, при помощи которого будет оформляться декоративный узор из пуговиц либо гвоздей.


Третий шаг

Приложите панель к листовому основанию с приклеенным поролоном. В соответствии с шаблоном просверлите в местах будущего размещения пуговиц либо гвоздиков отверстия. В этом вам поможет электрическая дрель.


Четвертый шаг

Поверх заготовки с созданными отверстиями наложите синтепон. Для фиксации данного материала используйте мебельный степлер. При выполнении этой работы синтепон фиксируется исключительно с внутренней части.



Пятый шаг

Уложите поверх синтепона предпочитаемый обивочный материал. Обивка фиксируется по тому же принципу, что и синтепон. Правильно рассчитывайте свои усилия в процессе натяжения обивки.




Необходимо распределить материал таким образом, чтобы на поверхности не было складок, но и чересчур перетягивать обивку тоже нельзя – наполнители не должны пережиматься. Обивку фиксируйте с обратной части панели.

Шестой шаг

Прощупайте материал обивки и найдите в нем отверстия, заготовленные ранее в фанере и поролоне с применением шаблона. В этих же точках сделайте отверстия уже в используемой обивке.

Также места размещения отверстий в обивочной ткани можно наметить на этапе ее примерки, используя для этого ранее подготовленный шаблон, но так сложнее. Без наличия должного опыта вы можете допустить ошибки и попросту испортить обивку.



Через обивку проходит игла с ниткой и пуговицей

Для создания отверстий используйте электродрель и тонкое сверло. По размеру отверстия должны иметь диаметр, приблизительно соответствующий диаметру вязального крючка.


Седьмой шаг

Проденьте крючок для вязания в подготовленное отверстие с внутренней части и зацепите за крючок шнурок для фиксации декоративной пуговицы.

Зафиксируйте пуговицу, а после попросту протяните веревку с помощью шнурка на изнаночную часть и прикрепите к основанию при помощи степлера. Шнурок натягивайте настолько сильно, чтобы декоративная пуговица основательно вжалась в ткань.

Повторите для всех оставшихся пуговиц. Следите, чтобы все пуговицы были вжаты в основание с одинаковой силой.


Восьмой шаг

Зафиксируйте готовую декоративную панель в выбранном месте. Можете повесить ее на какой-нибудь участок стены либо прикрепить к каркасу кровати – делайте так, как вам удобнее.


Для фиксации панели прикрепите к ее обратной стороне держатели. В результате крепление будет выполнено при помощи специальных винтов.

Также для фиксации можете прикрепить к панелям специальные навесные петли, а в стену вмонтировать крючки. В завершении останется попросту навесить панель на установленные крепления. Панель располагайте таким образом, чтобы она полностью закрывала крепежные элементы.


Приемы каретной стяжки нередко используются для декорирования мебели. Принцип выполнения работы остается таким же, с тем лишь отличием, что вам нужно будет поочередно обить материалом каждый составной элемент декорируемой мебели.

Теперь вы сможете самостоятельно сделать интерьер своего жилья более привлекательным и необычным, внеся в него неповторимую изюминку при помощи каретной стяжки. При грамотном использовании данного приема обстановка будет поистине неповторимой и шикарной.

От вас же требуется лишь следовать полученным рекомендациям, следить за правильностью выполнения каретной стяжки на каждом этапе ее обустройства, и все обязательно получится.

Удачной работы!

Видео – Каретная стяжка своими руками

Сегодня этот метод декорирования, у которого есть еще одно название – капитоне, применяется для украшения мягкой мебели и интерьеров в частных домах, квартирах, театрах, клубах, ресторанах.

Данный материал поможет вам освоить это искусство.

Что такое каретная стяжка?

Это способ декорирования применялся еще в восемнадцатом веке. В то время таким образом декорировали кареты. Отсюда и само название. Сегодня же он применяется для обивки мебели или предметов интерьера. При этом используются такие материалы, как кожа, бархат, а также пуговицы, обтянутые тем же материалом, которые утапливаются в мягкую часть.

Для того, чтобы оформленные в стиле капитоне предметы интерьера действительно завораживали своей красотой, ткань должна быть подобрана соответствующая. Пусть это будет богатый материал, который интересно смотрится в многочисленных складках.

Каретная стяжка может быть ромбовидной или квадратной, вместо пуговиц иногда используются светодиоды, кристаллы.

Техника капитоне вполне доступна для самостоятельно освоения. Вы сами можете оформить в этой технике мебель. Рассмотрим ее на примере изготовления изголовья кровати.

Необходимые материалы и инструменты:

фанера нужной формы (можно необычной);
— красивая, качественная ткань (на полметра шире и длиннее фанеры);
— поролон толщиной 5 см (по размеру фанеры);
— клей для поролона;
— степлер для мебели;
— пуговицы, обтянутые той же тканью (см. );
— прочный шнурок для крепления пуговиц;
— крючок для вязания;
— острый нож или дрель с насадкой цифенбор;
— сверло для сверления отверстий в фанере;
— отрез синтепона, чтобы накрыть поролон.

Метод каретной стяжки на примере изготовления изголовья кровати своими руками

Разметка сетки для пуговиц

На рисунке вы можете увидеть схему примерного размещения пуговиц. Эту схему нужно переместить на поролон, прочертив на расстоянии 15 см друг от друга горизонтальные линии и вертикальные – на расстоянии 10 см друг от друга. У вас получится сетка из вертикальных прямоугольников.

Теперь, через все прямоугольники проведите диагональные линии. На всех пересечениях диагоналей отметьте точки – это места крепления пуговиц. Они должны находиться в вершинах немного вытянутых ромбов.

Примечание: Сетку можно начертить на листе бумаги, приложить к поролону, и уже тогда перенести на поролон нужные точки. Выберите удобный для вас способ.

Отверстия в поролоне

Чтобы каретная стяжка смотрелась по-настоящему красиво, а пришивание пуговиц не стало тяжелой работой (в связи с пружинистыми свойствами поролона), в поролоне необходимо просверлить отверстия. Они должны быть равными диаметру пуговиц, чтобы пуговицы могли в них утонуть.

Примечание: В зависимости от того, желаете ли вы получить большие или маленькие складки, выполните следующее. Вырежьте в поролоне сквозные отверстия ножом или специальной насадкой на дрель для больших сладок. Либо сделайте углубление лишь в половину толщины поролона (той же насадкой цифенбор). Тогда сладки получатся меньше.

В данном случае, с помощью острого ножа сделаны сквозные отверстия в поролоне. Их диаметр – 2,5 см.

Возможно, отверстия получаются не идеально ровными, но это не повлияет на конечный результат.

Пуговицы

Это, наверное, самое щепетильное занятие. Для декорирования такой формы нужно потрудиться – обтянуть тканью множество пуговиц.

Подготовка фанеры

Положите на фанеру поролон и на ней отметьте места, где будут крепиться пуговицы. Просверлите в этих местах дырки. Их размер должен быть небольшой – достаточный для продевания шнурка от пуговиц.

Подготовка синтепона

Когда вы будете делать каретную стяжку своими руками, учтите, что поролон нужно чем-то прикрыть, чтобы к нему не прилипала ткань. Для этой цели хорошо подойдет синтепон. Не забудьте сделать в нем надрезы – в тех местах, где будут расположены пуговицы.

Сборка конструкции

Положите на пол фанеру. Нанесите на нее клей – на ту сторону, где планируете присоединить поролон. Сверху положите вырезанный по форме фанеры поролон так, чтобы отверстия на нем и на фанере совпали. Прижмите, дайте клею высохнуть.

Поролон накройте синтепоном. Также следите за совпадением отверстий на поролоне и синтепоне.

Накройте конструкцию тканью, отцентрировав ее.

Присоединение пуговиц

Теперь наступило время крепить пуговицы. С помощью вязального крючка проденьте шнурок, тянущийся от пуговицы, сквозь первое отверстие. Зафиксируйте концы шнурка степлером на фанере.

Запомните глубину, на которую вы утопили первую пуговицу, и придерживаетесь данного значения для всех остальных пуговиц.

Примечание: Если вам кто-то будет помогать, вы управитесь со всей работой по изготовлению каретной стяжки примерно за 2,5 часа.

Фиксирование декоративной ткани

Аккуратно разгладьте ткань по поверхности конструкции. Это будет несложно, поскольку по синтепону она будет достаточно легко скользить. Сзади присоедините ее концы степлером к фанере. Отрежьте лишнее.

Примечание: На фанере, на память, можете поставить дату изготовления.

Крепление изголовья кровати

Теперь осталось прикрепить получившуюся красоту. Можно подвесить ее на стену, можно присоединить к каркасу кровати – смотрите, что удобней в вашем случае.

Как вам результат?

Таким же образом вы можете использовать технику капитоне при изготовлении или декорировании других предметов интерьера.

Чтобы красиво и оригинально оформить мебель, стену или какой-либо предмет интерьера, можно использовать разные способы декорирования. Одним из самых интересных видов отделки поверхностей считается каретная стяжка. Этот дизайнерский прием украсит любой интерьер, выполненный в классическом стиле, и сделает помещение современным, стильным и привлекательным. При желании сделать каретную объемную стяжку можно своими руками. Для этого нужно приготовить материалы и инструменты и четко следовать инструкциям по созданию данного вида декора.

Краткая справка

Впервые каретную стяжку (второе название техники – капитоне) начали использовать во Франции несколько веков назад. Французские мастера декорировали таким способом седла для карет. Чуть позже объемная обивка стала применяться для отделки предметов мебели (пуфиков, диванов, кресел, банкеток, изголовий кроватей и пр.) и стен.

В наши дни каретная стяжка в интерьере используется довольно часто. Благодаря данной технологии, можно получить мягкую объемную поверхность с разными геометрическими фигурами – ромбами, треугольниками, квадратами и пр. В качестве скрепляющих элементов, создающих стяжку, специалисты обычно используют мебельные пуговицы или декоративные гвоздики с узорными массивными шляпками.

За поверхностями, оформленными в технике каретной стяжки, очень легко ухаживать. Чтобы собрать пыль, которая легла на мебель или осела на стенах, можно воспользоваться пылесосом. Объемная обивка отличается прочностью и долговечностью, а при желании ее всегда можно снять и заменить на новое покрытие.

Что пригодится?

Мастеру, решившему сделать диван или другой предмет мебели с каретной стяжкой, понадобится следующее:

  • лист фанеры, МДФ или ДСП, соответствующий размеру мебели, стены или двери;
  • пуговицы или гвозди для каретной стяжки;
  • ткань, кожа или заменитель кожи (лучше всего, если обивочный материал будет иметь объемную фактуру);
  • леска, проволока или прочный шнурок;
  • поролон (его толщина должна достигать 5-7 сантиметров) и синтепон;
  • картон;
  • линейка;
  • карандаш и маркер;
  • дрель;
  • лобзик;
  • мебельный степлер;
  • клей для мебели (также можно взять любой клей на каучуковой основе).

Поэтапная инструкция

Чтобы каретная стяжка, выполненная своими руками, получилась красивой, мастеру понадобится пошаговая инструкция, в которой описываются все этапы работы. Человеку, решившему оббить мебель или стену данным способом, необходимо выполнить следующие шаги:

  1. Создать эскиз. В первую очередь, необходимо продумать, как будет выглядеть оббитая поверхность, нарисовав разнообразные варианты дизайна на листе бумаги.
  2. Сделать выкройку. Когда окончательный вариант декора поверхности будет утвержден, мастеру потребуется выкройка. Для ее изготовления необходимо взять листок картона, совпадающий по размеру с оббиваемой поверхностью, и нарисовать на нем сетку из горизонтальных и вертикальных линий, находящихся друг от друга на расстоянии 10 сантиметров (в итоге должны получиться квадраты размером 10х10 сантиметров). На готовой выкройке (в местах пересечения линий) нужно отметить точки, где будут установлены пуговки или гвоздики, и соединить их линиями. Когда на картоне появятся фигуры (ромбики, квадраты и др.), в их вершинах (там, куда будут крепиться гвозди или пуговицы), нужно сделать одинаковые круглые отверстия.
  3. Собрать основу. Необходимо взять ДСП или фанеру и вырезать лист, соответствующий по форме и габаритам предмету мебели или другой поверхности. На фанерную основу при помощи мебельного клея нужно приклеить поролон и дождаться его окончательного высыхания (можно взять большой лист поролона, наклеить его, а затем обрезать лишние края).
  4. Сделать разметку. К основе нужно приложить выкройку и обвести маркером на поролоне контуры отверстий, проделанных в листе картона. С помощью дрели необходимо по меткам прорезать в поролоне дырочки диаметром от одного до полутора сантиметров. На лист поролона следует приклеить синтепон и проделать в нем такие же отверстия (сделать это будет несложно, т.к. синтепон гораздо тоньше поролона).
  5. Обтянуть поверхность. Чтобы каретная объемная стяжка получилась аккуратной, необходимо правильно обтянуть основу. На мягкую лицевую часть заготовки нужно ровно наложить обивочный материал (отрез ткани или кожи должен быть больше по размеру, чем основа примерно на 50 сантиметров с каждой стороны) и степлером закрепить его сзади. На этом этапе нельзя допускать перекашиваний и стягивания материала.
  6. Установить пуговицы или гвоздики. Через натянутую ткань необходимо аккуратно нащупать отверстия и в этих местах проделать маленькие дырочки для креплений с помощью самого тоненького сверла дрели. Затем нужно прикрепить пуговицы, для этого следует присоединить к ним прочные шнуры, которые вытягиваются с изнанки и закрепляются степлером. Декоративные гвозди аккуратно вбиваются в подготовленную основу. Необходимо учесть, что и гвоздики, и пуговицы должны быть утоплены в мягкую поверхность на одинаковую глубину.
  7. Смонтировать крепление. Когда прострочка будет закончена, на изнаночную сторону необходимо установить кронштейны или крючочки, с помощью которых поверхность будет крепиться к мебели, двери или стене.

Изготовление красивой каретной стяжки не займет много времени. Чтобы полностью разобраться в тонкостях и нюансах этой работы, человек может посмотреть подробный поэтапный мастер-класс, в котором рассказывается как сделать обивку ровной и аккуратной. На фото или видео можно найти инструкцию, где описывается весь процесс, как делается банкетка, пуфик с каретной стяжкой или другие предметы мебели.

Каретная стяжка своими руками будет выглядеть гораздо привлекательней и опрятней, если мастер, решивший заняться этой техникой, прислушается к следующим советам:

  • прежде чем оббивать свой диванчик, банкетку или изголовье кровати своими руками, специалисты советуют новичкам потренироваться, взяв небольшой лист фанеры (не следует сразу же декорировать мебель, не опробовав данную технику на черновом материале);
  • выбирая обивочный материал, необходимо отдать предпочтение прочным тканям, слишком тонкое полотно не выдержит натяжения и в скором времени может порваться;
  • чтобы получить аккуратную стену, красивый диванчик, кресло или стул с каретной стяжкой, специалисты советуют выбирать однотонные ткани любого подходящего цвета без какого-либо принта, они будут смотреться гораздо благороднее, чем материалы с рисунками;
  • интересным дизайнерским решением станет использование декоративных гвоздей, на шляпках которых крепятся цветные стразы;
  • если не удалось подобрать пуговицы в цвет обивочного материала, их всегда можно самостоятельно обшить небольшими кусочками имеющейся ткани.

Стоимость работы и материалов

Люди, которые сомневаются в своих силах и боятся, что у них не получится красивый пуфик, банкетка, кровать с каретной стяжкой или другой предмет мебели, всегда могут обратиться за помощью к профессиональным мастерам. Стоимость обивки одного квадратного метра в технике капитоне без учета материалов составляет от 3-4 тысяч рублей и выше. Итоговая цена будет зависеть от сложности заказа, объема работы и дизайна поверхности.

Чтобы мебель или стены с каретной стяжкой получились привлекательными и аккуратными, необходимо выбирать качественные отделочные материалы. Ткань или заменитель кожи может стоить от 500-1000 рублей за погонный метр и выше. Натуральная кожа обойдется гораздо дороже.

Простроченный материал будет крепко держаться, если мастер во время работы использовал прочные крепления – пуговки или гвозди. В зависимости от дизайна и материала упаковка гвоздиков или пуговиц будет стоить от 500-700 рублей и выше.

Подводя итоги

Прихожая, в которой установлена дверь с каретной стяжкой, или же предметы мебели в квартире, декорированные мягкой объемной обивкой, всегда будут смотреться интересно, оригинально и актуально. Оформление поверхностей в данной технике можно выполнить самостоятельно или доверить эту работу специалистам.

Каретной стяжкой называется один из методов декорирования предметов мебели, дверей или даже стен. Когда-то он был чрезвычайно популярен, но затем, с появлением новых технологий отделки, понемногу растратил свои лидирующие позиции. И в наше время приобрести мебель, качественно обшитую по такой технологии, достаточно сложно: во-первых, потому что ее не слишком много представлено в продаже, во-вторых - она часто обладает пугающей стоимостью.

Как первое, так и второе обстоятельство связаны с трудоемкостью процесса, что при массовом изготовлении мебели становится просто невыгодным для производителя. Поэтому каждый мебельный аксессуар или настенное панно, выполненные в этой технике, нередко считаются чуть ли не эксклюзивными вариантами. Но можно попробовать выполнить такую отделку и самостоятельно. Этому и посвящается настоящая публикация - каретная стяжка своими руками пошаговая инструкция.

Что такое каретная стяжка

Появилась техника каретной стяжки или «капитоне» несколько столетий назад во Франции. Ее использовали для обшивки сидений и внутренних стен карет аристократии, благодаря чему они приобретали не только комфортность и эстетичный внешний вид, но и определенное утепление и звукоизоляцию.

Позднее эта техника стала использоваться не только в средствах передвижения, но и для обивки предметов мебели - пуфиков, диванов, кушеток и кресел, изголовий кроватей, а также просто для украшения интерьеров.

Особенно хорошо подходит каретная стяжка для облицовки стен в спальне, где важно для полноценного отдыха создать атмосферу покоя

Да и сегодня каретную стяжку можно увидеть не только на мягкой мебели. Часто пользуются похожей технологией при обивке дверей. А некоторые собственники жилья декорируют ею стены комнат, не только придавая помещению оригинальность, но и защищая его от шума, идущего

Интересен тот факт, что за многовековую историю использования подобной технологии, она не претерпела существенных изменений, что, безусловно, лишний раз говорит о ее совершенстве и долговечности. Рельефный рисунок, создаваемый при ее обустройстве, ек отличается особым разнообразием – это ромбы, квадраты, имеющие объемную форму, несколько реже встречаются треугольники.

В качестве деталей, и фиксирующих материал на отделываемой поверхности, и придающих объемность обивке, в этой конструкции выступают мебельные пуговицы или же декоративные гвозди с широкими шляпками. Как пуговицы, так и шляпки гвоздей обязательно обтягиваются кожей или тканью (чаще всего – такой же, что применяется для обивки).

Обшивка пуговиц тканью вручную для каретной стяжки

Профессиональные мастера изготавливают такие металлические пуговицы на специальном прессе. Но их можно сделать и вручную, подобрав нужный диаметр и обтянув их тканью или кожей.

Любая каретная стяжка производится по одному принципу, но несколько разными способами. Каждый мастер выбирает из них тот, что более удобен для него в исполнении. Главным, в конечном итоге, является конечный результат.

Способы закрепления материала на основании

Итак, облицовка по технологии каретной стяжкой допускает два различных подхода:

  • Подготовленные поверхности обшиваются цельным полотном материала, которому затем придается задуманная рельефность.
  • Облицовка производится отдельными фрагментами ткани или кожи определенных размеров, вырезанных по выкройке.

Для обшивки каретной стяжкой применяются разные материалы – это натуральная или искусственная кожа, замш, велюр или просто очень плотная ткань. Однако, выбирая замш или велюр, необходимо помнить, что этот тип покрытия потребует специального и частого ухода, так как в тканевом ворсе может накапливаться большое количество пыли.

Преимущества каретной стяжки

Популярность техники каретной стяжки легко объясняется ее многочисленными достоинствами. Недаром же она не выходит из моды несколько веков.

Изголовье кровати, декорированное в технике каретной стяжки - «капитоне»

  • Объемная обшивка делает весьма комфортной - на диване с такой отделкой удобно сидеть или лежать.
  • За поверхностью «капитоне» легко ухаживать, даже если для обшивки использовалась не традиционная кожа, а ткань. Достаточно регулярно очищать поверхности с помощью пылесоса.
  • Обивка отличается высокой прочностью и долговечностью в эксплуатации.
  • Если требуется замена внешнего покрытия (износ, неудаляемые пятна, или просто – поднадоело), ткань или кожу несложно заменить, сохраняя при этом мягкий слой и основу. Можно заменить и только лишь отдельные случайно поврежденные участки отделки.
  • Техника каретной стяжки подходит, в принципе, для декорирования любых поверхностей.
  • , а также другие поверхности, облицованные подобным способом, придают интерьеру респектабельность.
  • Важна способность отделки придавать стенам дополнительное утепление и шумопоглощающие качества. Это тоже можно смело отнести к преимуществам такой техники.
  • Если каретная стяжка выбирается для отделки стен, то их поверхности не требуют слишком тщательного выравнивания.

Самостоятельная обивка по технологии каретной стяжки


Некоторые рекомендации по работе в технике каретной стяжки

Перед тем как перейти непосредственно к пошаговому рассмотрению технологии каретной стяжки, имеет смысл познакомиться с общими рекомендациями, которыми делятся опытные мастера.

Задача не столь проста, как может показаться изначально, и игнорировать рекомендации мастеров не стоит

  • Первым шагом всегда подготавливается тщательно продуманный чертеж будущей облицовки с соответствующими размерами. Без этого невозможно сделать качественную каретную стяжку.
  • Если каретная стяжка будет выполняться впервые, то рекомендуется потренироваться на небольшой панели, размером примерно в 500×500 мм. Иначе можно запросто испортить основной материал.
  • Материал, выбираемый в качестве основы, должен иметь определенную прочность и толщину, чтобы при выполнении работ не произошло деформации или даже разрушения конструкции. Выполнение каретной стяжки все же требует приложения определенных механических усилий.
  • Поролон приклеивается к основанию с помощью специального клея, который продается в банках или в виде аэрозолей. Последний вариант более удобен в применении и значительно ускоряет работу.

Клей для фиксации поролона на фанерном основании

  • Отверстия в поролоне и фанере, согласно составленной схеме, можно просверливать только после полного просыхания клея.
  • Для правильного нанесения на поролон разметки, рекомендовано сначала нанести ее на картон того же размера, что и облицовываемая панель.
  • Если для обшивки панели выбирается ткань, она должна быть плотной и качественной. Тонкий вариант материала на этой цели не подойдет, так как в области проколов и крепления гвоздей, тем более при неизбежном натяжении, ткань может «поползти».
  • Не стоит для обивки выбирать материал, имеющий рисунок, так как в завершенном виде отделанная панель или предмет мебели будут выглядеть неаккуратно.

Вместо круглых пуговиц, некоторые мастера стараются придумать что-нибудь поинтереснее

  • При необходимости внести в обшивку особую эстетичность и шарм, или же сделать ее более гармоничной с остальным интерьером, вместо традиционно обшитых пуговиц можно использовать гвозди с широкими шляпками, украшенными стразами или же другими декоративными элементами.
  • Для придания облицовке более глубокого рельефа и мягкости, вместо поролона можно использовать два материала в комплексе — это вспененный полиэтилен, сверху которого укладывается толстый в 30÷50 мм слой синтепона.
  • Перед тем как закрепить материал на основе, его следует разгладить рукой и сформировать правильные складки. На ткани или коже не должно создаваться перекосов и деформаций.

Аккуратно сформированный рисунок каретной стяжки

  • Все пуговицы должны быть одинаково углублены в облицовочный материал, иначе геометрия рисунка нарушится, и отделка не будет выглядеть ровной и аккуратной.
  • Шнур для закрепления пуговиц должен быть прочным, чтобы он не рвался при креплении пуговиц и в процессе эксплуатации обивки. В особенности это касается мягкой мебели, которая будет подвергаться весьма значительным механическим воздействиям.
  • Если «проба пера», то есть попытка выполнит каретную стяжку на небольшом «учебном» фрагменте не увенчалась успехом, то лучше не портить зря материал и обратиться к профессиональному мастеру. Ничего не поделаешь – получается качественно не у всех.

Составление схемы обивки

Для того, чтобы приобрести нужное количество материала и точно рассчитать расположение элементов рельефа и крепежных деталей, необходимо составить эскиз-проект.

Пример эскиза-чертежа будущей облицовки панели в технике каретной стяжки

На примере представленного выше чертежа-проекта можно рассмотреть процесс сам проведения расчетов.

Для этого в первую очередь определяются реальные размеры подлежащей отделке поверхности и переносятся на лист бумаги. Естественно, выполняться чертеж должен в определенном масштабе.

На представленном выше рисунке показана панель, имеющая линейные размеры 2000×950 мм с ромбовидной простежкой. Однако, чтобы правильно расположить и просчитать расстояние между крепежными элементами, в качестве отправной точки берется квадрат, размер которого на панели будет составлять 200×200 мм. Размеры сторон квадрата определяют высоту и ширину ромбов.

Каретная стяжка в виде ромбов выполнена только в верхней части панели, а в нижней части сформированы ровные полосы, разделенные между собой складками-перемычками. Ширина полос соответствует ширине ромба, то есть составляет 200 мм. С каждой из сторон панели сделано отступление шириной в 100 мм для боковых креплений - итого получается девять вертикальных полос. Высота полос до первых крепежных элементов составляет 400 мм. От верхней линии панели до первого ряда пуговиц - 50 мм. Таким образом, просчитывается размер и расположение элементов каретной стяжки на основании.

Ткань или кожу перед ее первичной укладкой также необходимо разметить и расчертить. Размер квадратов на ткани или коже должен составлять 240×240 мм, исходя из этого, получается, что с учетом загибов, на которые отводится по 100 мм с каждой из сторон панели, материал должен иметь размер 2600×1285 мм.

На материале квадраты имеют размер больше, чем на основании, на 40 мм, так как этот запас необходим и для обеспечения рельефности обивки, и для формирования складок, обрамляющих ромбы.

После того как все размеры определены, они переносятся на выкройку из картона, которая должна иметь реальные размеры панели. На нее очень точно нужно перенести точки установки крепежных элементов и вырезать в этих местах отверстия. Насколько точно они будут размечены и вырезаны, а также от того, насколько ровно выкройка будет уложена на основание, будет зависеть ровность и аккуратность стяжки.

Материалы и инструменты для обшивки панели каретной стяжкой

Для выполнения работ придется подготовить не только необходимые для процесса создания панели материалы, но и инструменты.

К материалам можно отнести следующее:

  • Лист фанеры толщиной не менее 8 мм для изготовления основания. Линейные параметры и форма основы зависят от составленного проекта-эскиза и того, для чего конкретно предназначено изделие.
  • Материал для облицовки – натуральная или искусственная кожа или плотная качественная однотонная ткань. Ее потребуется примерно в полтора раза больше, чем размер основания.
  • Лист поролона, размерами соответствующий фанерной панели, а толщиной - в 50÷70 мм. Вместо поролона, можно использовать синтепон той же толщины.
  • Пуговицы или гвозди со шляпкой диаметром примерно 15÷20 мм. Их количество зависит от размера панели и параметров выбранного рисунка. Все определяется по составленному чертежу.
  • Капроновый прочный шнур для притягивания пуговиц.
  • Лист картона для изготовления шаблона расположения отверстий.
  • Клей для наклеивания поролона на фанеру.

Из инструментов потребуется подготовить:

  • Металлические линейки – длинную и короткую.
  • Рулетку.
  • Несколько маркеров для проведения разметки.
  • Электрическую дрель или с насадкой цифенбор диаметром 10÷12 мм.
  • Электрический лобзик.
  • Степлер и скобы 8÷10 мм.
  • Крючок длиной в 150÷170 мм или же игла того же размера.

Несколько слов нужно сказать о насадке-цифенборе, так как не всем знаком этот инструмент.

Острая режущая цилиндрическая насадка для просверливания отверстий в поролоне и других мягких материалах - цифенбор

Итак, цифенбор - это режущая насадка на дрель или шуруповерт, предназначенная для просверливания отверстий, причем не только в мягких, но и в относительно жестких материалах, например, в древесине. С помощью этого приспособления можно легко и быстро вырезать в поролоне аккуратные ровные отверстия нужного диаметра отверстия.

Обивка в технике каретной стяжки – пошагово

Теперь, разобравшись с некоторыми нюансами изготовления панелей с каретной стяжкой, а также с тем, что потребуется для ее работы, можно переходить непосредственно к более подробному рассмотрению технологии. Далее будет представлена пошаговая инструкция изготовления панелей с декорированием их в технике «капитоне» двумя разными способами.

Обивка каретной стяжкой с использованием целого полотна

В этой таблице будет продемонстрирован вариант, когда панель обтягивается цельным полотном ткани или кожи.

Иллюстрация Краткое описание выполняемых операций
Первый этап работ при таком подходе заключается в наклеивании поролонового листа на основание, то есть фанерный лист.
Это может осуществляться двумя разными способами. Каждый мастер выбирает тот, который для него удобнее.
Сверху поролона укладывается картон или лист ДВП с нанесенной на него разметкой и просверленными отверстиями, согласно составленному проекту.
Шаблон нужно зафиксировать в одном положении, например, привлечь помощника, которые будет придерживать лист на период разметки.
Далее, через отверстия, означающие расположения крепежных элементов, на поролон маркером переносятся окружности.
Следующим шагом по проставленной разметке цифенбором высверливаются отверстия в поролоне до фанерной поверхности.
Завершив этот процесс, через отверстия в поролоне в фанере высверливают сквозные отверстия диаметром в 5÷7 мм, через которые будут подтягиваться крепежные элементы обивки.
В другом варианте разметка производится до наклеивания поролона, непосредственно на фанере-основании панели. На ней также определяются места установки крепежных пуговиц.
После того как разметка будет произведена, в точках крепления сверлом по дереву просверливаются отверстия, диаметром в 5÷7 мм.
После того как основа будет подготовлена, то есть размечена, и в ней будут просверлены отверстия, сверху наклеивается поролон.
Далее, по очереди или же через все отверстия сразу через фанеру снизу делаются проколы с помощью обычных гвоздей или крючка.
В тех местах, где гвоздь вышел через поролон на поверхность, маркером делается отметка.
Таким образом намечается каждое из отверстий – затем они высверливаются цифенбором.
Далее операции будут демонстрироваться на конкретном примере изготовления панели, в которой слой поролона в общей сложности составляет 65 мм.
Размер ромбов на разметке, нанесенной на поролон, составляет 180 мм в высоту и 120 мм в ширину.
Можно изготовить вот такой вспомогательный шаблон – он поможет не ошибиться в ходе работы.
Но при этом для разметки обивочного материала, которая производится с изнаночной стороны, размер ромбов составляет 220 мм в высоту и 170 мм в ширину.
То есть по высоте добавилось 40 мм, а по ширине 50 мм, которые необходимы для формирования складки, обрамляющей ромб.
Очень важно разметить полотно с максимальной точностью, чтобы не получилось явного брака в работе из-за несоблюдения единого шага и размеров ромбов.
Следующим шагом в намеченных разметкой точках крепления в кожаном полотне шилом выполняются сквозные проколы.
Через них будут пропущены шнуры, притягивающие пуговицы у основанию.
На этой иллюстрации можно хорошо увидеть разницу между ромбом обозначенным на поролоне и «ответным» размером - на материале обшивки.
После того как все проколы в материале обивки будут сделаны, полотно настилается на панель с закрепленным на ней поролоном.
При этом панель должна быть уложена таким образом, чтобы у мастера оставалась свободная возможность доступа к обратной ее стороне. В домашних условиях панель можно на период проведения работ уложить на устойчивые табуретки.
Далее, следует подготовить шнуры для установки крепежных элементов.
В данном случае для натягивания кожи будут использованы пуговицы, обшитые той же кожей.
Из целого капронового шнура нарезается столько отрезков, сколько проделано отверстий в поролоне и обивке. Длина отрезка шнура должна составлять 400÷500 мм, концы отрезков нужно обжечь, чтобы они не начали распускаться и мешать выполнению работ.
Отрезки сгибаются пополам и в месте их сложения завязывается мощный узел, который не сможет пройти в отверстие, сделанное в кожаном материале.
Установка подготовленных завязанных в узел шнуров начинается со второй линии отверстий от края панели.
Шнур пропускается в отверстие обивочного материала с помощью длинной иглы или крючка. Отрезок устанавливается таким образом, чтобы один его конец оказался с обратной стороны панели. Снаружи должен остаться второй конец шнура и узел, который должен упереться в кожаную поверхность.
Продернутый конец шнура натягивается и закрепляется к фанере скобами с помощью степлера.
В данном случае, на фото видно, что для упрощения натягивания мастер вкрутил в фанерную поверхность саморезы, за которые шнур зацепляется, после чего натягивается и прибивается скобами. Это несколько упрощает задачу и позволяет обойтись без помощника.
Следующие шнуры устанавливаются в соседние, находящиеся на одной линии с предыдущим, отверстия, поочерёдно затягиваются и фиксируются нижними своими концами.
Так шнуры устанавливаются по всей линии отверстий.
Один из концов шнуров пока остаются с внешней стороны обивочного материала.
Аналогичные операции производятся и на первом от края ряду.
На фото видно, как мастер вставляет иглу в отверстие, проколотое в обивочном материале.
При подтяжке очередного ряда начинают образовываться морщины, которые необходимо преобразовать в аккуратные складки.
Это – одна из наиболее сложных задач всего процесса.
Линии складок соединяют верхнюю крепежную точку с двумя нижними, тем самым образовывая половину получающегося ромба.
Следующим этапом мастер переходит на третью от края панели линию отверстий. Работы производятся в аналогичном порядке.
При этом начинает складываться первая полноценная линия ромбов.
Когда будет полностью сформирована первая линия ромбов, производится окончательная фиксация этой области обивки к основанию с помощью шнуров, уже пропущенных через пуговицы.
Свободный конец внешней части шнура пропускается в пуговицу, затем вставляется в иглу и протягивается на внутреннюю сторону панели.
Там, после задания нужного натяжения, концы шнура пристреливаются к фанере.
То же самое проделывается по всей первой линии крепления. Затем – следующая линия пуговиц, и так далее, пока на будет зафиксирована первая линия ромбов.
Пару слов о фиксации шнура.
Он должен быть хорошо натянут и не проскальзывать в креплении. Поэтому даже нескольких скоб на прямом участке могут его не удержать.
Обычно делают вот такой зигзаг – подобная фиксация уже не должна подвести.
Вот так должен выглядеть законченный участок каретной стяжки. Как можно видеть, на обивке нет перекосов и лишних складок.
Так продолжают порядно, по всем точкам крепления, в соответствии со схемой.
Закончив работу над центральной частью панели, переходят к оформлению ее краев.
Так как кожа имеет достаточно большую толщину, и в складке на краю будут выглядеть неаккуратно, ее разрезают от края до начала панели – по линия смотрящих в сторону края улов ромбов ближайшего ряда.
На этой иллюстрации показано, показано, как выглядит разрез с торцевой стороны панели.
Край кожи натягивается и пристреливается с обратной стороны панели к ее краю двумя-тремя скобами.
Края разрезов заворачиваются внутрь, подтягиваются, при этом формируется аккуратная складка, а затем также пристреливаются к краю обратной стороны панели.
Чтобы углы обшивки были аккуратными, излишки кожи срезаются.
По всему периметру производится фиксация завернутых краев обивки скобами.
Затем заворачиваются углы, пристреливается по обеим сторонам, а излишек обивочного материала также срезается.
Результат работ по обивке панели методом каретной стяжки показан на иллюстрации.
Можно увидеть, насколько безупречно выглядит панель, несмотря на то, что работать с цельным полотном довольно-таки сложно.

Обивка с использованием вырезанных фрагментов материала

Другой вариант, который отличается от предыдущего тем, что обшивка панели осуществляется не цельным полотном, а выкроенными из него фрагментами. Нужно отметить, что если правильно подойти к этому процессу, можно увидеть, что его провести даже несколько проще, нежели «бороться» с целым полотном.

Иллюстрация Краткое описание выполняемой операции
Первым шагом проводится разметка фанерной панели – в соответствии с ранее составленным проектом.
Далее, в точки креплений забиваются гвозди. Их длина должна быть такой, чтобы они прошли насквозь фанеру и проткнули поролоновый слой.
Гвозди лучше брать тонкие, чтобы их проще было выкусывать впоследствии, при выполнении обивки.
Или же вовсе высверлить по точкам разметки несквозные отверстия небольшого диаметра, в которые вставить отрезки проволоки, так, чтобы они стояли вертикально и в достаточной степени плотно. Еще один вариант - с лицевой стороны фанеры просто забиваются (не насквозь) тонкие гвозди со скусанными шляпками.
Поверх фанеры укладывается поролон. Желательно конечно, зафиксировать его на клей.
Гвозди (проволочные штыри) должны проткнуть поролон и выйти выше его поверхности.
Далее, пока не высох клей, поролон плотно прижимается к фанере, а в точках выхода гвоздей – пристреливается к основанию скобой с помощью степлера.
В итоге получилась вот такая рельефная поверхность. Ее и предстоит облицевать кожей по технологии каретной стяжки.
Из полотна обивочного материала нарезаются квадратные фрагменты. Их размер должен превышать шаг между точками разметки в которых закреплен поролон, на 10÷15 мм с каждой из сторон. В данном случае при стороне квадратов разметки 140×140 мм, вырезанные фрагменты имеют размер 150×150 мм.
Каждый такой фрагмент будет закрывать один холмик рельефа и крепиться по углам
Перед закреплением фрагмента с нижней точки его монтажа с помощью кусачек удаляется торчащий конец гвоздя или проволоки.
Квадрат подгибается с двух нижних сторон на 10 мм и закрепляется к фанере через поролон скобами - сначала в нижнем углу, затем на боковых углах ромба.
Верхние стороны этого фрагмента - не подворачиваются.
Затем в нижний угол получившегося ромба забивается декоративный гвоздь.
Точно так же устанавливается соседний с ним квадрат, расположенный в одном ряду. Таким же образом заполняется весь ряд облицовки.
Кожаные квадраты следующего ряда также подворачиваются по нижним краям на 10 мм и укладываются внахлест на зафиксированные детали предыдущего ряда, на их не подвернутые края.
Так обивка ведется и далее – подворот краев квадрата, временное крепление по углам скобами и окончательное, мебельным декоративным гвоздем – в точке, где сошлись и аккуратно захлестнулись краями четыре соседних фрагмента.
Результатом работы по такой технологии становится безупречно ровная обивка, так как не приходится расправлять морщины и формировать из них аккуратные складки.
Тем более, что справиться с фрагментами небольшого размера - гораздо проще, чем с большим полотном.

* * * * * * *

Итак, познакомившись в общих чертах с технологией каретной стяжки, можно попробовать свои силы. Безусловно, всех нюансов тестом передать невозможно – скорее всего, на первых порах начинающего мастера будут подкарауливать ошибки и мелкие неудачи. Но опыт придет – и, наверняка, вскорости начнет получаться.

В помощь желающим освоить такую технологию обивки мебели – очень содержательный видеосюжет.

Видео: Каретная стяжка – рекомендации и демонстрация процесса специально для начинающих.