Лучшие упражнения на развитие памяти у младших школьников. Курсовая работа: Развитие памяти в младшем школьном возрасте

Развитие памяти у детей.

Формирование и развитие памяти

С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям. Во-первых, механическая память постепенно дополняется и замещается логической. Во-вторых, непосредственное запоминание со временем превращается в опосредованное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных мнемотехнических приемов и средств. В-третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное.

В развитии памяти в целом можно выделить две генетические линии: ее совершенствование у всех без исключения цивилизованных людей по мере общественного прогресса и ее постепенное улучшение у отдельно взятого индивида в процессе его социализации, приобщения к материальным и культурным достижениям человечества.

Существенный вклад в понимание филогенетического развития памяти внес П.П. Блонский. Он высказал и развил мысль о том, что различные виды памяти, представленные у взрослого человека, являются также разными ступенями ее исторического развития, и их, соответственно, можно считать филогенетическими ступенями совершенствования памяти. Это относится к следующей последовательности видов памяти: двигательная, аффективная, образная и логическая. П.П. Блонский высказал и обосновал мысль о том, что в истории развития человечества эти виды памяти последовательно появлялись один за другим.

В онтогенезе все виды памяти формируются у ребенка довольно рано и также в определенной последовательности. Позже других складывается и начинает работать логическая память, или память-рассказ. Она имеется уже у ребенка 3-4- летнего возраста в сравнительно элементарных формах, но достигает нормального уровня развития лишь в подростковом и юношеском возрасте. Ее совершенствование и дальнейшее улучшение связаны с обучением человека основам наук.

Начало образной памяти связывается со вторым годом жизни. Считается, что этот вид памяти достигает своей высшей точки только к юношескому возрасту. Ранее других, около 6 месяцев от роду, начинает проявлять себя аффективная память, а самая первая по времени - это моторная, или двигательная, память. По мнению П.П. Блонского, в генетическом плане она предшествует всем остальным.

Однако многие данные свидетельствуют о весьма ранней онтогенетической эмоциональной откликаемости младенца на обращение матери. Это говорит о том, что, по-видимому, раньше других начинает действовать аффективная, а не двигательная память. Возможно, они появляются и развиваются практически одновременно.

Под несколько иным углом зрения рассматривал развитие памяти человека Л.С. Выготский. Он считал, что совершенствование памяти человека в филогенезе шло главным образом по линии улучшения средств запоминания и изменения связей мнемической функции с другими психическими процессами и состояниями человека. Исторически развиваясь, обогащая свою материальную и духовную культуру, человек вырабатывал все более совершенные средства запоминания, наиболее важным из которых является письмо. Благодаря различным формам речи - устной, письменной, внешней, внутренней - человек оказался способным подчинить память своей воле, разумно контролировать ход запоминания, управлять процессом сохранения и воспроизведения информации.

Память по мере своего развития все более сближалась с мышлением. "Анализ показывает, - писал Л.С. Выготский, - что мышление ребенка во многом определяется его памятью… Мыслить для ребенка раннего возраста - значит вспоминать… Никогда мышление не обнаруживает такой корреляции с памятью, как в самом раннем возрасте. Мышление здесь развивается в непосредственной зависимости от памяти". (18). Исследование форм недостаточно развитого детского мышления, с другой стороны, обнаруживает, что они представляют собой припоминание по поводу одного частного случая аналогично случаю, имевшему место в прошлом.

Решающие события в жизни человека, изменяющие отношения между памятью и другими его психологическими процессами, происходят ближе к юношескому возрасту, причем по своему содержанию эти изменения порой противоположны тем, которые существовали между памятью и психическими процессами в ранние годы. Например, отношение "мыслить - значит припоминать" с возрастом у ребенка заменяется на отношение, согласно которому само запоминание сводится к мышлению: "запомнить или вспомнить - значит понять, осмыслить, сообразить".

Специальные исследования непосредственного и опосредованного запоминания в детском возрасте проводил А.Н. Леонтьев. Он экспериментально показал, как один мнемический процесс - непосредственное запоминание - с возрастом постепенно замещается другим, опосредованным. Это происходит благодаря усвоению ребенком более совершенных стимулов-средств запоминания и воспроизведения материала. Роль мнемотехнических средств в совершенствовании памяти, по мнению А.Н. Леонтьева, состоит в том, что, обращаясь к употреблению вспомогательных средств, мы тем самым меняем принципиальную структуру нашего акта запоминания; прежде прямое, непосредственное запоминание становится опосредованным.

Само развитие стимулов-средств для запоминания подчиняется следующей закономерности: сначала они выступаю как внешние (например, завязывание узелков на память, использование для запоминания различных предметов, зарубок, пальцев и т.д.), а затем становятся внутренними (чувства, ассоциации, представления, образы, мысли).

В формировании внутренних средств запоминания центральная роль принадлежит речи. Переход, совершающийся от внешне опосредованного запоминания к запоминанию, внутренне опосредованному, находится в тесной связи с превращением речи из чисто внешней функции в функцию внутреннюю.

У дошкольников с возрастом улучшается непосредственное запоминание, причем его развитие идет быстрее, чем развитие опосредованного запоминания. Параллельно с этим увеличивается разрыв в продуктивности данных видов запоминания в пользу первого.

Начиная со школьного возраста идет процесс одновременного развития непосредственного и опосредованного запоминания, а затем более быстрого совершенствования опосредованной памяти. Опосредованное запоминание, развиваясь более быстрыми темпами, вскоре по продуктивности догоняет непосредственное.

Особенности развития памяти у детей младшего школьного возраста

Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредованному запоминанию. З.М. Истомина проанализировала, как идет процесс становления произвольного и опосредованного запоминания у дошкольников и пришла к следующим выводам. В младшем и среднем дошкольном возрасте у детей 3-4 лет запоминание и воспроизведение в естественных условиях развития памяти, т.е. без специального обучения мнемическим функциям, являются непроизвольными. В старшем дошкольном возрасте при тех же условиях происходит постепенный переход от непроизвольного к произвольному запоминанию и воспроизведению материала. При этом в соответствующих процессах выделяются и начинают относительно самостоятельно развиваться специальные перцептивные действия, опосредствующие мнемические процессы и направленные на то, чтобы лучше запомнить, полнее и точнее воспроизвести удержанный в памяти материал.

В школьные годы продолжается развитие памяти. А.А. Смирнов провел сравнительное исследование памяти у детей младшего и среднего школьного возраста и пришел к следующим выводам:

С 6 до 14 лет у детей активно развивается механическая память на не связанные логически единицы информации;

Вопреки распространенному мнению о существовании увеличивающегося с возрастом преимущества запоминания осмысленного материала фактически обнаруживается обратное соотношение: чем старше становится младший школьник, тем меньше у него преимуществ запоминания осмысленного материала над бессмысленным. Это, по-видимому, связано с тем, что упражняемость памяти под влиянием интенсивного учения, опирающегося на запоминание, ведет к одновременному улучшению всех видов памяти у ребенка, и прежде всего тех, которые относительно просты и не связаны со сложной умственной работой.

Различные процессы памяти развиваются с возрастом у детей неодинаково, причем одни из них могут опережать другие. Например, произвольное воспроизведение возникает раньше, чем произвольное запоминание, и в своем развитии как бы обгоняет его. От интереса ребенка к выполняемой им деятельности и мотивации этой деятельности зависит развитие у него процессов памяти.

Переход от непроизвольной к произвольной памяти включает в себя два этапа. На первом этапе формируется необходимая мотивация, т.е. желание что-либо запомнить или вспомнить. На втором этапе возникают и совершенствуются необходимые для этого мнемические действия и операции.

Считается, что с возрастом увеличивается скорость, с какой информация извлекается из долговременной памяти и переводится в оперативную, а также объем и время действия оперативной памяти. Установлено, что трехлетний ребенок может оперировать только одной единицей информации, находящейся в настоящий момент времени в оперативной памяти, а пятнадцатилетний - семью такими единицами.

С возрастом развивается способность ребенка оценивать возможности собственной памяти, причем, чем старше дети, тем лучше они могут это сделать. Со временем становятся более разнообразными и гибкими стратегии запоминания и воспроизведения материала, которые применяет ребенок. Из 12 предъявленных картинок ребенок в возрасте 4 лет узнает все 12, но способен воспроизвести только две или три, в то время как 10-летний ребенок, узнав все картинки, в состоянии воспроизвести 8 из них.

У детей раннего дошкольного возраста доминирует непроизвольная, зрительно-эмоциональная память. У большинства нормально развивающихся детей младшего и среднего дошкольного возраста неплохо развиты непосредственная и механическая память. Из психологии известно, что развитие памяти тесно соотносится с развитием мышления у детей. Установлено, например, что прогресс операциональных структур интеллекта оказывает положительное воздействие на мнемические процессы ребенка.

В целом память детей младшего школьного возраста является достаточно хорошей, и это в первую очередь касается механической памяти, которая за первые три-четыре года учения в школе прогрессирует достаточно быстро. Несколько отстает в своем развитии опосредованная, логическая память, так как в большинстве случаев ребенок, будучи занят учением, трудом, игрой и общением, вполне обходится механической памятью.

Если, однако, детей младшего школьного возраста с первых лет обучения в школе специально учить мнемическим приемам, то это существенно повышает продуктивность их логической памяти. Незнание этих приемов, неумение ими пользоваться на практике, является, вероятно, основной причиной слабости произвольной памяти у многих детей данного возраста.

Обучение детей мнемическим действиям должно проходить через два этапа. На первом из них детям необходимо овладеть мыслительными операциями, нужными для запоминания и воспроизведения материала, а на втором - научиться пользоваться ими как средствами запоминания в различных ситуациях. В норме это должно произойти еще в старшем дошкольном возрасте, однако можно начать и в основном завершить этот процесс в младших классах школы.

Активному развитию памяти детей в первые школьные годы способствует решение специальных мнемических задач, которые возникают перед детьми в соответствующих видах деятельности.

Психологические основы совершенствования памяти младших школьников

Учащиеся начальных классов усваивают различные стратегии, помогающие им запоминать материал. Иногда эти стратегии называют приемами управления памятью . Посмотрим, как совершенствуются некоторые из этих приемов.

1. Повторение. Поначалу дети просто повторяют каждое запоминаемое слово, несколько раз произнося его про себя. Примерно в возрасте 9 лет они начинают повторять слова группами.

2. Организация. Другим важным достижением в области стратегий запоминания является умение организовывать запоминаемый материал. Ученики 1-3 классов склонны связывать слова посредством простых ассоциаций, в зависимости от близости расположения слов в предъявляемом списке. Дети более старшего возраста организуют слова в группы по общим признакам. Дети, группирующие слова по категориям, способны запомнить и воспроизвести по памяти больше материала, чем те, кто этого не делает. Однако до 9-летнего возраста они редко пользуются этой стратегией по собственной инициативе.

3. Семантическая обработка. Если понаблюдать, как дети запоминают предложения и целые абзацы, то выясняется, что они часто могут вспомнить не только фактически сказанное, но и то, что они логически выводят из запомненной фразы. В серии проведенных Скоттом Пэрисом и его коллегами исследований детям предлагали для запоминания предложения типа: "Ее подруга подметала пол". Затем их спрашивали, был ли у этой подруги веник. Для детей 11 лет не составило труда логическим путем прийти к выводу о наличии у нее веника, тогда как 7-летние дети не могли сказать ничего определенного, ссылаясь на отсутствие информации. Этот активный процесс, называемый семантической обработкой, предполагает использование логического вывода для реконструкции события, вместо простого воспроизведения "нередактированной" копии хранящейся в памяти информации.

4. Создание умственных образов. Детей можно научить запоминать необычный материал, создавая на его основе умственный образ. Детям постарше легче создавать такие образы, чем маленьким детям, причем их образы отличаются большей яркостью и лучше запоминаются.

5. Поиск информации в памяти. Часто дети, пытаясь разобрать слово по буквам, ищут хранящиеся в памяти правильные буквы. Они могут знать, с какой буквы начинается слово, но иногда им нужно проверить несколько возможностей.

6. Создание сценариев. Для сохранения регулярно повторяющихся событий память можно организовать в виде наборов сценариев. Событие, которое происходит вновь и вновь, нет надобности каждый раз отдельно сохранять в памяти. Его можно сохранить в виде стандартной последовательности постоянных событий вместе с ячейками для изменяемых элементов.

Чем больше специальных мнемических задач возникает перед школьниками в игре, общении и труде, тем быстрее развивается его память. При этом мнемические действия выделяются в особую группу среди других видов действий, выполняемых в связи с осуществлением той или иной деятельности. Мнемические - это действия, направленные на запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Для развития произвольной памяти ребенка важно вовремя уловить и максимально использовать его стремление что-то запомнить. Стимулирование повторения играет в развитии памяти важную роль, и повторениям всячески нужно способствовать. Повторения обеспечивают перевод информации из кратковременной памяти в долговременную.

Ход развития и совершенствования мнемических средств можно представить себе следующим образом:

1. Переход от конкретных мнемотехнических средств (запоминания одних предметов с помощью других) к абстрактным (запоминание предметов с помощью знаков, рисунков, схем и пр.).

2. Переход от механических к логическим средствам запоминания и воспроизведения материала.

3. Переход от внешних средств запоминания к внутренним.

4. Переход от использования уже готовых или известных средств запоминания к новым, оригинальным, придуманным самостоятельно.

Следование этому ходу развития в совершенствовании средств запоминания и воспроизведения обеспечивает постепенное формирование у ребенка опосредованного и произвольного запоминания, одновременно развивая мнемотехнические средства.

Следует иметь в виду один важный момент, отличающий обучаемость детей от обучаемости взрослых. Ребенок сравнительно легко усваивает материал лишь тогда, когда у него к этому материалу имеется явно выраженный непосредственный познавательный или потребительский интерес. Данное замечание касается и памяти. Ее развитие у детей будет происходить активно лишь тогда, когда сам ребенок заинтересован в применении соответствующих средств запоминания, в сохранении и воспроизведении запоминаемого материала.


Запоминаем зрительно

Роль зрительной памяти важна, и нужно уметь эффективно использовать ее в процессе обучения. Важнейшей целью упражнений является формирование умения создавать мысленную картинку, зрительный образ. Это умение является одним из эффективных способов запоминания, который применяется для сохранения в памяти не только конкретного материала, но и абстрактного. Тренировать его легче на наглядном материале. На это и направлены предлагаемые нами задания.

«Разноцветная лесенка»

Вариант 1

Для занятия вам потребуется 5 разноцветных карточек.

Ребенок должен в течение 10 секунд внимательно посмотреть и запомнить последовательность цветов. После этого карточки закрываются листом бумаги. Вы просите ребенка закрыть глаза и мысленно представить себе, как были расположены карточки. Затем ребенок должен перечислить, как располагались цвета друг за другом. Ответ сверяется с исходным образцом.

На последующих занятиях комбинации цветов меняются.

Вариант 2

Для занятия вам потребуется 5 разноцветных карточек, цветные карандаши или фломастеры тех же цветов, лист бумаги.

Карточки демонстрируются по одной с интервалом в 3 секунды и складываются последовательно, чтобы потом можно было бы проверить правильность ответа. После демонстрации всех карточек ребенок на несколько секунд закрывает глаза и мысленно представляет себе последовательность цветов. Затем он на листе бумаги должен восстановить ее при помощи карандашей или фломастеров. Проверка правильности производится путем повторной демонстрации карточек. Затем демонстрируется другая комбинация.

Если занятие проводится в группе, то правильность выполнения определяется путем самоконтроля или в парах.

Для занятия вам потребуется рисунок, на котором изображены 3 инопланетянина, цветные карандаши, лист бумаги.

Вы говорите ребенку, что в город прилетели 3 инопланетянина и необходимо внимательно изучить их портреты, запомнив все детали внешнего вида гостей. После этого демонстрируется рисунок с изображением инопланетян. На запоминание дается 30 секунд и рисунок убирается. Вы даете ребенку задание: «К тебе в гости спешит второй инопланетянин. Закрой глаза, представь его внешний вид и точно нарисуй портрет второго по счету инопланетянина».

Портреты инопланетян составляются из геометрических фигур. По аналогии вы сможете сами составить подобные фигуры для последующих занятий. Также можно раскрасить фигуры, это усложнит задание. Но не используйте при этом более трех цветов. После выполнения задания рисунок, сделанный ребенком, сравнивается с образцом. Если ребенок легко и безошибочно справляется с заданием, то можно предложить ему нарисовать в следующий раз двоих или всех троих инопланетян. Также можно варьировать время, отведенное на запоминание рисунка, в зависимости от количества допускаемых ошибок. Не забывайте, что ребенку нужно напоминать, чтобы он закрывал глаза и мысленно рисовал образ. В этом и состоит суть зрительной памяти — таким способом предмет фиксируется и запоминается.

«Опиши картинку»

Для занятия вам потребуются любые незнакомые для ребенка картинки. Это могут быть иллюстрации к книгам или вырезки из журналов. Желательно, чтобы на картинке было не менее 5—6 предметов.

Ребенок должен в течение 30 секунд внимательно рассмотреть картинку, стараясь в деталях запомнить то, что на ней изображено, и вернуть ее ведущему. После этого ребенок, закрыв глаза, пробует представить картинку перед своим мысленным взором. А затем он должен максимально подробно описать то, что увидел и запомнил. По окончании рассказа вновь демонстрируется картинка и обсуждаются упущенные элементы изображения. В случае, если ребенок легко справляется с описанием простых картинок, вы можете давать ему наглядный материал посложнее, где больше мелких деталей и используются разные цвета. Ваш сын или дочь, со своей стороны, тоже могут составить для вас аналогичные задания. Тогда их целью будет проверка вашего рассказа, что тоже для них полезно, занимательно и поучительно.

«Фигуры»

Вариант 1

Для занятия вам потребуется 6 карточек, на каждой из которых изображено сочетание геометрических фигур.

Все 6 сочетаний имеют между собой визуальное сходство, но, тем не менее, отличаются друг от друга. Вы даете ребенку для запоминания одну из карточек на 10 секунд. После внимательного изучения он возвращает ее и с закрытыми глазами мысленно восстанавливает рисунок. В это время вы раскладываете перед ним все 6 карточек в произвольном порядке и предлагаете найти среди похожих ту, которую он запоминал. Нужно следить за тем, чтобы карточки с фигурами не были перевернуты при повторном предъявлении, иначе вид фигуры может измениться. Насыщенность и сложность сочетаний геометрических фигур на карточках зависит от возраста ребенка, его возможностей и длительности занятий по развитию зрительной памяти. Мы приводим в качестве примера вариант средней сложности, подходящим для второклассников, которые имеют опыт выполнения подобных упражнений. По аналогии вы сможете сделать наглядный материал для этого упражнения на более простом или же усложненном уровне.

Вариант 2

Для занятия вам потребуются карточки, на каждой из которых будут изображены 3 комбинации геометрических фигур и знаков, а также лист бумаги в клеточку и карандаш.

Вы даете ребенку карточку, предупреждая о том, что он должен внимательно рассмотреть и запомнить комбинации всех фигур. На запоминание отводится 30 секунд, затем он возвращает карточку. Далее ребенок должен закрыть глаза и мысленно восстановить рисунок. Затем он должен нарисовать на листе все, что запомнил. После окончания работы рисунок ребенка сравнивается с образцом, ошибки обсуждаются. Проверяется количество нарисованных по памяти элементов, их форма, размеры и расположение относительно друг друга.


План

Введение 2

Глава 1. Состояние проблемы. 4

1.1. Определение памяти 4

1.2. Виды памяти 4

Глава 2. Экспериментальные исследования памяти

2.1. Диагностика: слуховой памяти, 6

зрительной памяти, 7

смешанной памяти, 7

смысловой памяти, 8

скорости запоминания, 12

точности запоминания, 12

прочности запоминания, 12

организованности памяти. 12

2.2. Анализ экспериментальных данных. 12

Глава 3. Тренировка памяти.

3.1. Упражнения для развития памяти. 12

3.2. Правила для лучшего запоминания. 14

Заключение. 17

Литература. 18

Введение

Все жалуются на свою память,

Но никто не жалуется на свой разум.

(Ф.де Ларошфуко)

Почему многие школьники плохо учатся?

На поставленный вопрос может быть дано множество ответов.

Одни ученики, объясняя причину плохой успеваемости, жалуются, что не могут внимательно слушать объяснение учителя. Вот что рассказала о себе одна ученица: «Я давно стала замечать, что когда я стараюсь внимательно слушать учителя, то постепенно мои мысли начинают меня уводить от объяснения, и я не могу сосредоточиться, уловить смысл слов учителя. Начну слушать учителя, однако через 2-3 минуты что-то меня отвлекает; наблюдаю за проведением опыта, и вдруг в голове появляются посторонние мысли. А дома мне приходится тратить много времени на приготовление уроков.

Другие школьники, объясняя причины своей плохой успеваемости, жалуются на память.

Как видим, причины слабой успеваемости учащихся в том, что у них для успешной учебы недостаточно развиты память, внимание и т. п. Успеваемость низкая зачастую не из-за того, что дети не хотят учиться, а из-за того, что слабо развиты учебные способности.

Одной из самых причин, порождающих низкую успеваемость, является неумение учащихся учиться. Именно это неумение превращает учебу в бессмысленную зубрежку, делает учебный труд непосильно тяжелым, безрадостным, малопродуктивным. Метод зазубривания не оправдывает себя, т.к. при этом в уме человека не создаются прочные ассоциации с другими объектами. Мысли и знания, приобретенные путем простого зубрения, неизбежно забываются.

«Диспропорция между умениями и знаниями заключается в том, что у школьника еще нет умений, представляющих инструмент овладения знаниями, а ему учитель преподносит все новые и новые знания: усваивай, не зевай. Такой ученик – все равно, что человек без зубов: вынужденный глотать непережеванные куски, он сначала чувствует недомогание, а потом заболевает, ничего не может есть…», так писал в свое время Сухомлинский.

Между тем, даже сейчас в школах уделяется мало внимания развитию учебных способностей.

Учителя заботятся о выработке, главным образом, специальных умений, которые нужны для изучения «своего» предмета. Межпредметные же приемы являются как бы «ничейными» и потому их формированию уделяется намного меньше внимания.

Как правило, учащиеся, анализируя изучаемые явления, раскрывая связи между ними, оценивая события общественной жизни, не знают, что они интуитивно применяют научные методы, принципы познания, и не знают, как нужно их применять. С непростительной беззаботностью, без каких-либо объяснений употребляют в учебниках и на уроках названия мыслительных операций – сравнение, обобщение, классификация, доказательство и т. п., как будто механизм этих операций когда – то и кем – то был ученикам разъяснен.

Нельзя мириться с таким положением, когда «ученик изучает и узнает многое о звездных и морских глубинах, о далеких галактиках и элементарных частицах, о государственном устройстве Древнего Египта и Вавилонии, но не изучает и ничего не знает о том, что происходит у него в голове, когда он воспринимает и познает окружающий мир».

В связи с этим передо мной встала задача: разработать и реализовать на практике программу развития памяти и проследить за успеваемостью. Возможности для развития памяти безграничны. Перечитав множество литературы, в основном по Интернету, я все таки за основу своих исследований взяла труды доктора педагогических наук, профессора Н.М. Мочаловой. Она разработала специальные тесты по исследованию учебных способностей. Постепенно заполняя строчки индивидуальной карты, как бы составляешь полный портрет способностей к умственной деятельности. Из карты уже видно, с чем дело обстоит неплохо, а что надо браться всерьез.

Тема психологического исследования памяти человека является без сомнения актуальной на современном этапе и может быть предметом для исследования.

Исходя из этого, исходя из личного интереса к исследованию различных видов памяти и роли её в учебной деятельности, я определила тему своей работы «Исследование памяти и влияние её на успеваемость».

Цель работы – исследовать память

Объект исследования- память

Предмет исследования – виды памяти, основные методы её исследования и связь её с успеваемостью.

1.1. Определение памяти

Память – это способность мозга сохранять различные сведения и воспроизводить их. Без памяти невозможно не только учение, но и вся жизнь человека. Память справедливо называют хранительницей разума человека, сокровищницей его знаний и умений

Память это основа личности. “Человек, лишённый памяти, по сути, перестанет быть человеком” (Ч.Айтматов.).

Без памяти, - писал Рубинштейн – мы бы существовали мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее по мере его протекания, безвозвратно исчезло бы в прошлом”.

1.2. Основные процессы памяти

В современной психологической науке память понимается как форма психического отражения действительности, которая заключается в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта. Память обеспечивает человеку накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, умений и навыков и их последующего использования. Сохранение опыта создаёт возможность для обучения человека и развития его психики. Память служит необходимым условием единства психической жизни человека, единства его личности.

Память является сложной психической деятельностью. В её структуре различают основные процессы: запоминание, сохранение, забывание, восстановление (узнавание, воспроизведение).

Запоминание - это процесс закрепления в сознании тех образов, которые возникают под воздействием предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия. Запоминание - это, как правило, установление связи с тем, что уже имеется в сознании человека. Связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отражёнными в сознании человека и закреплёнными в памяти, в психологии называют ассоциациями.

Сохранение и забывание являются двумя взаимосвязанными процессами. Сохранение - это удержание заученного в памяти, забывание - это исчезновение, выпадение из памяти, т.е. своеобразный процесс угасания и затормаживания связей. Забывание является естественным процессом, однако бороться с ним всё-таки необходимо. Забывание бывает полным или частичным, длительным или временным. На процесс забывания влияет несколько факторов, таких как время, деятельность, предшествующая запоминанию и степень активности имеющейся информации.

Воспроизведение - это процесс памяти, который заключается в появлении в сознании представлений памяти, ранее воспринятых мыслей, осуществление заученных движений. В основе воспроизведения лежит оживление следов в мозгу, возникновение в них возбуждения.

Узнавание - это процесс появления чувства знакомости при повторном восприятии предмета или явления. Два процесса - воспроизведения и узнавания - похожи, но всё-таки различаются. Воспроизведение, в отличие от узнавания, характеризуется тем, что образы, закреплённые в памяти, актуализируются (оживляются) без опоры на вторичное восприятие тех или иных объектов. Поэтому узнавание не может быть показателем прочности запоминания и при оценке его эффективности необходимо ориентироваться только на воспроизведение.

1.3. Виды памяти

В зависимости от содержания запоминаемого материала память бывает двух видов: образная – запоминание того, что мы видим, слышим, ощущаем; смысловая – запоминание мыслей, рассуждений, значения слов и условных знаков. В зависимости от используемых органов чувств память подразделяется на зрительную, слуховую, двигательную (например, мы лучше запоминаем то, что записываем).

Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она чрезвычайно важна для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников. Хорошей зрительной памятью обладают люди с эйдетическим восприятием, способные в течение достаточно продолжительного времени “видеть” воспринятую картину в своём воображении после того, как она перестала воздействовать на органы чувств. В связи с этим данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала; то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче воспроизводит и запоминает.

Слуховая память – это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесно связана со словом, мыслью и логикой. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий им, может быстро и точно запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т.п. Этот смысл он может передать собственными словами, причём достаточно точно. Этим типом памяти обладают учителя школ, опытные лекторы, преподаватели вузов, учёные.

Уровень развития памяти характеризуют объем – количество материала, которое способен запомнить человек; точность – способность безошибочно его воспроизвести; долговременность – длительность его сохранения в памяти; оперативность – способность вспомнить его, когда в этом возникает необходимость.

2.1. Диагностика памяти

Тест 1. Слуховая память на 10 слов

Вариант 1.

Инвалид, йог, йод, казнь, камыш, карта, кит, клятва, копейка, ключ.

Вариант 2.

Природа, пугало, пурга, ромашка, репа, сторож, сила, тропа, тарелка, улица.

Тест 2. Слуховая память на 20 слов

Вариант 1.

Береза, чашка, кровать, метро, кнопка, флюгер, барон, лапа, песок, скала, металл, трава, лодка, заяц, смех, топор, зубы, город, берег, шалаш.

Вариант2.

Роза, клубок, заноза, маска, стихи, хлопок, восход, вечер, лев, сосна, лосось, веревка, кошка, ладонь, словарь, врач, зубило, стержень, печать, коробка.

Тест 3. Слуховая память на 30 слов

Вариант 1.

Алкоголь, алмаз, араб, атака, амбар, аппарат, атлас, аристократ, бабочка, балкон, бандит, барак, безработица, берег, блажь, боль, буква, варево, ветка, враг, выстрел, вор, воскресенье, гангстер, граф, гель, грамота, гром, дубина, деревня.

Вариант 2.

день дичь, дротик, душок, дым, дятел, дракон, ель, ералаш, ерунда, ефрейтор, ёж, ёмкость, ерш, жаба, жесть, жук, желтизна, жернов, живот, живодер, завод, зубр, заграница, зеркало, злюка, змеелов, зона, зяблик, идеал.

Тест 4. Слуховая механическая память

10 трехзначных чисел прочесть быстро один раз. Затем попросить подростка воспроизвести.

Тест 5. Зрительная память на 10 слов

Вариант 1.

Ноготь, носорог, огурец, облако, персик, пират, рост, работа, север, сурок.

Вариант 2.

Африканец, астра, берег, банка, возраст, вопрос, груша, гриб, доска, дудка.

Тест 6. Зрительная память на 20 слов

Вариант 1.

Забор, сапог, море, яйцо, снег, трава, факел, лодка, роза, глобус, заря, книга, лопата, мир, зебра, гитара, мрамор, топор, лошадь, цитата.

Вариант 2.

Моряк, голова, ворота, сурок, метла, гладиолус, метка, крейсер, мотор, пехота, ледник, каска, окно, сорока, осина, гриб, колокол, лес, носок,шкаф.

Тест 7. Зрительная память на 30 слов

Вариант 1.

арка, аксакал, арбуз, акробат, астронавт, берег, бригада, баран, беда, берег, вода, вера, волна, ведущий, враг, гора, гигант, гитара, гиацинт, горб, дракон, директор, дровосек, дева, дубина, еда, ездок, егерь, енот, есаул.

Вариант 2.

Жираф, жена, жара, жесть, жалость, зубр, заноза, звон, заказ, зигзаг, ирис, интеллект, игра, искра, ил, кубик, колобок, кристалл, край, круг, лето, любовь, луна, лимон, ласка, морковь, метр, мера, музыка, молоток.

Тест 8. Механическая зрительная память

На листе 10 трехзначных чисел, записанных в столбик. На их запоминание дается 20 секунд. Затем дети должны воспроизвести те числа, которые запомнили в любой последовательности.

Тест 9. Смешанная память на 20 слов

Ученики пишут под диктовку учителя 20 слов, затем убирают листочки и пишут по памяти те слова, которые запомнили

Вариант 1.

вата, стекло, тупик, гроза, рыба, ковер, лилия, зеркало, мотор, лампа, герой, стол, сумка, мел, ива, сокол, платок, гранит, газета, диван

Вариант 2.

лоскут, автомат, мудрость, свитер, лейка, пенал, хохот, разговор, крест, ирис, гиря, мороз, завтрак, капитан, корова, седина, мох, рука, желток, конверт,

Тест 8. Смысловая память (связанные пары)

Вариант 1. Вариант 2

Лошадь – сани

Тетрадь – писать

Курица – яйцо

Ручка – чернила

Петух – рассвет

Лекарство – болезнь

Сахар – сладкий

Нож - боль

Воздух - шар

Вода - лед

Сосна – иголки

Подтяжки – брюки

Часы – время

Пыль – грязь

Носки – тепло

Купальник – загар

Свитер – спицы

Халат – отдых

Газета – сообщение

Пароход - путешествие

Тест 9. Смысловая память (несвязанные пары)

Вариант 1. Вариант 2

веревка – самолет

гусеница – диван

парта – яблоко

очки – пуховик

чашка – решетка

клавиша – президент

котенок – рояль

халат – молоко

сушилка - воротник

буква – ладонь

Лес - ящик

Трава - мрамор

Дом - ветер

Дым - апельсин

Сад - кабинет

Больница - лебедь

Паркет - суп

Слова - костер

Стол - береза

Барабан - сокол

Тест 10. Проверка слуховой памяти на цифровой материал

Ученику монотонно, с расстановкой перечисляют цифры каждого ряда. Он должен запомнить трехзначное число и записать его, затем прочитать цифры второго ряда и так далее.

Вариант 1

972

1406

39418

067285

3516927

58391204

764580129

2164089573

45382170369

870932614280

Тест 11. Проверка зрительной памяти на цифровой материал

Учитель последовательно показывает учащимся числа, количество цифр в которых постепенно возрастает. Учащимся предлагается внимательно посмотреть на число первого ряда и повторить или записать все входящие в него цифры. Потом посмотреть и записать второе число и так и далее.

Вариант 1

375

4201

59630

912674

0863915

27609581

780251469

1786025913

69415308257

394716408275

Диагностика оперативной памяти

Зачитывается ряд из 5 однозначных чисел. Их надо запомнить в той последовательности, в которой они предъявляются. Затем следует в уме сложить первое число со вторым и записать сумму, второе сложить с третьими записать сумму, и т. д. Всего должно быть четыре суммы.

Варианты заданий: Ответы:

3 1 5 2 7 4 6 7 9

4 4 3 5 2 8 7 8 7

1 3 1 5 2 4 4 6 7

6 3 1 5 2 9 4 6 7

Диагностика скорости запоминания,

точности, прочности запоминания, организованности памяти

На большом листе бумаги написано 20 слов

Лещ дуб корова луна земля акула воробей цапля лопата молоток чай кастрюля окно арбуз тыква книга рука нос часы хлеб

Медленно зачитать один раз все слова. Затем убрать лист со словами. Дать 3 минуты для воспроизведения. Затем проверяющий ещё 2 раза зачитывает слова. Ученики воспроизводят, что запомнили письменно. Третий раз проверяющий читает ещё 2 раза. Снова ученики по памяти записывают слова.

Через три дня ученикам дается задание: в течение 3 минут воспроизвести слова. После этого оценивается долговременная память.

2.2. Анализ экспериментальных исследований.

Данное исследование зрительной и слуховой оперативной памяти испытуемых показывает, что одним людям лучше запоминать материал опираясь на зрительные образы. У других преобладает слуховое восприятие и акустические образы им лучше один раз услышать, чем несколько раз увидеть. Конкретнее же, что касается исследования в данной группе показатели в методике на оперативное слуховое запоминание более высокие, чем на оперативное зрительное запоминание.

В целом оперативная слуховая память данной экспериментальной группы можно оценить как высоко развитая слуховая память т.к. у большинства испытуемых не вызвало затруднения поиск слов на слух во всех четырёх наборах прослушанных слов. Что говорит о преимуществах слухового запоминания. Хотя среди них оказались и те (в целом это два человека) у которых зрительное запомин - 3 -ание преобладает над слуховым однако это преимущество не является ярким т. к показатели их оперативного слухового и зрительного запоминания приблизительно равны. И всё же их зрительная оперативная память оценивается как хорошая и развитая по своему объёму.

Проведённое выше исследование, констатирует тот факт, что память школьников различается. Обработка данных показывает, что у одних учеников преимущественно преобладает слуховая память у других зрительная. Есть и такие, у которых одинаково хорошо развита, как и зрительная, так и слуховая память такое сочетание так же встречается очень часто.

В целом анализ данных показал, что память испытуемых по всем показателям достаточно хорошая. Анализ обработки данных опосредованный памяти показывает, что испытуемые с лёгкостью используют посредники, облегчающие их запоминания, одни рисуют условные рисунки, другие передают образ рисунка, условные же рисунки, как правило, используются в тех случаях, где нет возможности нарисовать предмет в целом., когда понятия абстрактны, здесь чаще испытуемые сталкивались с затруднением. Этот процесс осмысленного логического запоминания по своей структуре является совершенно иным и требует от испытуемого умственного сосредоточения и определенного опыта т.т. от испытуемого требуется использования логического мышления с той разницей, что приёмы этого мышления направлены не только, но то чтобы сделать эти элементы доступными для сохранения в памяти.

Далее задачей исследования, было, проследить, всегда ли хорошая память является показателем высокого интеллекта или плохая память показателем низкого интеллекта. С этой целью и был проведён тест Аизенка, который предназначен для оценки общего уровня интеллектуального развития человека. Обработка данных показывает достаточно средние показатели и в целом такую чёткую закономерность хорошей памяти и высокого интеллекта проследить не удалось. Хотя у многих испытуемых с хорошими показателями памяти, показатель общего интеллектуального развития более высок, чем у испытуемых с менее высокими показателями памяти.

Поэтому вопрос о том является память признаком большого интеллекта нельзя говорить однозначно т.к. исследования небольшой группы надает основания утверждать, бесспорно, что это именно так т.к. в действительности есть огромное количество людей, которые отличаются хорошей памятью и даже феноменальной, но не отличаются глубоким интеллектом т.к. уже было сказано выше феноменальная память не всегда служит истинным критерием ума. Хотя справедливо утверждать большинство людей помимо своих высоких интеллектуальных способностей обладали хорошей или даже отличной памятью, которая сама по себе и не являлась причиной их гениальности. Говоря об успеваемости в школе, память во многом облегчает обучение, поэтому всё же нужно заметить, что хорошая память сама по себе является интеллектуальной способностью человека то память и интеллект идут параллельно т.к. например словарный запас человека является хорошим показателем высокого интеллекта, поэтому память всё же неотрывна от психических процессов и в том числе от мышления. Один хорошо играет на фортепьяно, т.е. учится музыке другой любит рисовать. Поэтому всё же в значительной степени память можно развивать путём систематических тренировок. Для этого и предлагают следующие рекомендации, которые помогут улучшить тот вид памяти, который является менее развитым. Для того чтобы улучшить память необходимо выполнять и помнить следующее, что в подростковом возрасте проходят важные процессы, связанные с перестройкой памяти. Активно начинает развиваться логическая память и скоро достигает такого уровня, что человек переходит к преимущественному использования этого вида памяти, а так же к произвольной и опосредованной памяти. Как реакция на более частое практическое употребление в жизни логической памяти замедляется развитие механической памяти. Жалобы на память в этом возрасте встречаются чаще чем у младших школьников. Наряду с этим появляется интерес, как улучшить запоминание.

3.1. Упражнения для тренировки памяти.

В ходе исследования проверялся каждый вид памяти. Наши исследования показали, что действительно у учащихся слабо развита память.

Но плохая память им дана не от рождения. Она стала такой, потому что её недостаточно развивали. Можно привести многочисленные примеры, которые свидетельствуют, какого высокого уровня достигает развитие памяти. Утверждают, что великий полководец Александр Македонский знал в лицо всех своих солдат тридцатитысячного войска. Советский академик А.Ф. Иоффе помнил наизусть таблицу логарифмов, состоящую из 9 тысяч многозначных чисел. Профессор из ГДР Геестерман владел 132 иностранными языками. Знаменитый шахматист Алехин играл «вслепую» одновременно на 40 досках. Разумеется, такой великолепной памятью обладают лишь немногие. Но память, необходимую для успешной учебы, может развивать любой школьник. Китайская мудрость гласит: «Память – лодка, плывущая по реке против течения. Она движется вперед, пока гребешь, т.е. пока ты развиваешь свою память. Как только ты перестал грести, тебя тот час же уносит назад»

Не каждому человеку от природы дана совершенная память, способная освоить необходимую ему информацию. Конечно можно использовать для хранения и выборки информации различные бумажные, аудио-, видео- и компьютерные носители, однако в условиях все более усложняющейся окружающей человека среды необходимо большое количество данных хранить в собственной памяти. И не просто хранить, а иметь возможность ее эффективно использовать. У представителей многих профессий - летчиков, космонавтов и т.д. - зачастую просто нет времени обращаться к другим источникам информации, кроме собственной памяти.

Поэтому так важна тренировка памяти, ее развитие, развитие способностей по анализу огромного потока поступающей информации.

С развитием общества объем информации, которой человеку необходимо держать в памяти все возрастает. Возникают опасения, что когда-нибудь человеческий мозг уже не сможет вместить все что ему нужно. Однако природа наделила нас громадными резервами памяти, многие из которых еще неизучены или даже неизвестны. Поэтому, как представляется в этом вопросе мы можем смотреть в будущее с оптимизмом, и наша память и в дальнейшем будет нам верным другом и помощником.

Память нельзя тренировать так, как, скажем, тренируют мышцы. Бессмысленное зазубривание материала не приведет к тому, что школьник с каждым днем будет все легче заучивать новый материал. Однако систематические умственные упражнения позволяют глубже проникать в сущность фактов, легче ориентироваться в материале, способствуют привитию навыков рационального заучивания, запоминания и припоминания. Все это усиливает власть над процессами памяти. В этом отношении особое значение имеет развитие таких качеств школьника, как воля, самоконтроль, самокритичность, организованность и собранность, чувство долга и чувство ответственности.

На столе под салфеткой лежат десять предметов. В течение пяти секунд вы внимательно смотрите, вам надо успеть “ сфотографировать” предметы взглядом. Старайтесь не переводить взгляд с предмета на предмет, стремитесь схватить взглядом все сразу. И потом воспроизведите, что запомнили. Чем больше предметов назовете,тем лучше. / Нет ошибок – 10 баллов, 1-2 ошибки – 8 баллов, 3-5 ошибок – 5 баллов, 6 и более – 1 балл/.

Внимательно посмотри на эту картинку 20 секунд. Вспомни какие предметы находились на столе, и представь, в какой последовательности они упадут, если стаскивать скатерть со стола./ Нет ошибок – 10 баллов,1 ошибка – 8 баллов, 2 ошибки – 6 баллов, 3 ошибки –4 баллов, 4 ошибки –2 балла, 5 и более –1 балл./

Это упражнение можно выполнять вдвоем. Перед тобой набор из двенадцати открыток –шесть по две одинаковых. Они перемешаны. Надо запомнить, где лежат одинаковые открытки. После запоминания открытки переворачивают и ты начинаешь выполнять упражнение. Открывается первая открытка, например, это “жук” и ты должен указывать, где лежит второй такой же “ жук”.На это дается две попытки. Если ты не нашел жука, то упражнение выполняет твой напарник. Все открытки, перевернутые ошибочно, снова переворачиваются картинками вниз, когда “жук” найден, открывается вторая открытка и т.д. / Не могу –1б, могу, но не все – 5 б, могу легко все запомнить – 10 б./

Игра «Кто больше запомнит?»

Участники игры сидят по кругу. Первый участник называет любое слово, например, карандаш, следующий должен повторить это слово и должен назвать свое слово, например, лес. Третий повторяет уже два слова: карандаш и лес, называет своё и т. д. Таким образом, в конце игры остается победитель, который обладает самой выдающейся памятью.

Игра «Что изменилось»

Игра «Города»

Игра «Добрые слова»

Для развития вербальной памяти служит такое упражнение:

Записать как можно больше слов на тему: 1) школа, 2) математика, 3) музыка, 4) книга, 5) искусство, 6) времена года, 7) этика, 8) спорт, 9) композиторы, 10) писатели, 11) ученые и т.д.

На каждую из тем дается 5 минут.

3.2 . Правила для лучшего запоминания.

Наряду с упражнениями на развитие памяти, нужно знать и применять в своей учебной работе несколько основных правил.

Чем лучше поймете – тем лучше запомните.

В обычной жизни мы многое запоминаем без всяких усилий. Но для учебы часто нужна память, которая действует лишь тогда, когда мы преднамеренно хотим что-то запомнить. Запоминание будет намного лучшим, если мы поняли изучаемый материал, а не механически его зазубрили.

Развиваем память, тренируя внимание

Запоминаем мы только то, что замечаем, а замечаем мы лишь тогда, когда внимательны. Следовательно, свое внимание нужно тренировать. Можно делать это и в игровой форме, например, попробуйте во время прогулки поиграть с собеседником: кто больше отметит домов. Для развития памяти полезны и картинки из серии «найдите десять отличий»

Чем больше поработаете с учебным материалом, тем лучше его запомните.

Если изучаемый материал для понимания и запоминания требуется 2-3 раза перечитать, то каждый раз следует не только перечитывать, но и активно работать с целью его усвоения. Это значит, что надо выделять в изучаемом материале главное, сравнивать его с ранее изученным материалом, применять полученные знания на практике. Почти в два раза улучшает запоминание составление плана. Знать текст учебника в большинстве случаев нужно не наизусть, а так, чтобы уметь пересказать его в переработанном виде, т.е. своими словами.

Применяйте в учебной работе различные виды памяти.

Чтобы запоминание было успешным, нужно стараться сочетать различные виды памяти.

Закрепляйте в памяти учебный материал как можно скорее.

Есть мудрая поговорка: «Повторение – мать учения». И чем раньше будет дома повторен материал, изученный на уроке, тем лучше он запомнится.

Материал, который не требует большой работы для его понимания, лучше запоминается, если его повторить перед сном.

Не только читайте, но и пересказывайте изучаемый материал.

После многократного чтения часто возникает впечатление, что запоминание материала достигнуто. Если же после чтения постараться пересказать прочитанное, происходит его активное припоминание, что и способствует его запоминанию. Правильность этого совета подтвердил проведенный психологами эксперимент: одной группе учащихся предложили прочитать текст четыре раза подряд; другая группа этот текст два раза читала и два раза пересказывала; в результате учащиеся второй группы через сутки воспроизвели почти в два раза больше, чем учащиеся первой группы.

Заучивайте большой текст наизусть не сразу, а с перерывами.

Запоминайте по частям

Этот метод заключается в том, что всю информацию «раскладывают по полочкам». То есть: текст нужно компоновать в конспект, слова разделять на группы, формулы заучивать вместе с примерами. Так же важно одновременно разбираться с возникающими вопросами, ведь когда мы сами добываем необходимое, то и усваиваем это лучше. Следовательно, как уха идет лучше всего после рыбалки, так и строчка заучивается быстрее, если в ней было незнакомое выражение, подсмотренное в словаре.

Заключение

Целью настоящей работы явилось исследование памяти учащихся 6 класса, анализ характера взаимосвязей различных видов памяти с успеваемостью, как общей, так и по отдельным предметам (математика, русский язык, история). В классе 16 человек. На каждого ученика заполняла карту, в которой в пятибалльной системе оценивала каждый вид памяти, помимо этого использовались оценки из классного журнала. Из карты также видно, что в большинстве случаев дети с развитой памятью имеют достоверное превосходство по успеваемости. В основном хорошая память и высокая успеваемость идут параллельно. Опыт свидетельствует, что с началом эксперимента у большинства учеников повысился интерес к учебе, заметно повысилась успеваемость. Наиболее благоприятные условия для обучения умению учиться существует в средних классах, так как значительно возрастают познавательные способности школьников, а уроки пока ещё не перегружены большим и сложным материалом.

И уже в начальных классах можно и нужно элементарно и доступно разъяснять учащимся некоторые приемы.

А в старших классах знания о способах развития умственных способностей не только не закрепляются, но и значительно расширяются, углубляются, что дает возможность применять их на практике для самостоятельной творческой работы. Чем более свободно владеют школьники данными приемами, тем более активно участвуют они в учебном процессе и поэтому тем шире возможности для его проблемного построения.

Усиливается также интерес к учебе, который служит, как известно, могучим средством её мотивации.

И наконец, овладение интеллектуальными умениями служит важнейшей предпосылкой для того, чтобы после окончания школы выпускники могли успешно заниматься дальнейшим образованием.

Память является одним из основных психических познавательных процессов личности человека. Она является опорой его жизни. Именно благодаря ей человек может развиваться как личность, она является основой всех познавательных процессов.

Роль памяти в жизни младшего школьника

Шаврина Надежда Владимировна, учитель начальных классов, МБОУ «Школа№17», г.Полысаево, Кемеровская обл.
Данная статья предназначена учителям начальных классов, психологам, родителям.
Цель: дать представление о необходимости развития памяти в младшем школьном возрасте.
Для начала нужно разобраться, что же такое память? И какова ее роль для школьника?
Память – это основа психической жизни, основа нашего сознания. Это тот маленький, но достаточно объемный механизм нашего разума, который сохраняет наше прошлое для нашего будущего. Память необходима для всех жителей нашей планеты, так как любая простая или сложная деятельность (чтение, письмо или осмысливание собственного поведения) основана на том, что образ воспринятой информации содержится в памяти, у некоторых людей длительное время, а у некоторых секунды. Существует такая фраза – «у него феноменальная память», это говорит о том, что люди понимают насколько важна память в нашей жизни.
В наше время школьнику необходимо запоминать не только слова, но и формулы, правила, схемы, фрагменты таблиц. Именно поэтому существуют различные приемы запоминания . Рассмотрим эти приемы:
1.Группировка - разделить информацию для запоминания на части, группы.
2. Классификация – классифицировать информацию по определенному признаку.
3. Опорный пункт – найти в нашем материале ту информацию, что может стать опорой для запоминания (даты, словосочетания, метафоры, имена и т.д.).
4. Аналогии – прием, когда устанавливается сходство, подобие в определенных отношениях предметов, явлений.
5. Схематизации – изобразить материал в виде схемы.
6. Достраивание материала – добавить в материал что-нибудь своё.
Рассмотрим непосредственно память детей младшего школьного возраста, т.к. память является важным звеном для развития, обучения и воспитания ребенка. Для ребенка 1 класса гораздо легче заучить материал, нежели понять (осмыслить) его. Девочки гораздо охотнее запоминают любой материал, они умеют заставлять себя, именно поэтому результаты произвольной механической памяти у девочек выше чем у мальчиков. Но зато мальчики гораздо быстрее овладевают приемами запоминания, именно поэтому их память эффективнее, чем у девочек.
Младшие школьники способны группировать материал, искать ассоциации, опорные пункты, классифицировать, составлять план. Необходимо постоянно способствовать развитию памяти школьников, всячески их поощрять. Существует большое количество упражнений и заданий для развития памяти младших школьников. Ведь даже на то, как быстро ребенок выучит буквы – на это тоже влияет его объем памяти. Если у ребенка будет недостаточно сформирована память, то следовательно ему понадобится гораздо больше времени для изучения и запоминания букв. А ведь именно отсутствие времени может наложить неблагоприятный отпечаток в жизни младшего школьника, ведь не секрет ни для кого, что если к концу 1 класса ребенок не может научиться читать, т.е. у него недостаточно развита память – то это ему грозит как минимум оставление на второй год в 1 классе. А ведь для нас каждого наш ребенок это самое сокровенное в жизни, именно поэтому необходимо ежедневно заниматься развитием ребенка.
Благодаря учебной деятельности интенсивно развиваются все процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение информации. А также - все виды памяти: долговременная, кратковременная и оперативная.
Развитие памяти связано с необходимостью заучивать учебный материал. Соответственно активно формируется произвольное запоминание. Важным становится не только то, что запомнить, но и как запомнить.

Как помочь ребёнку запомнить то, что он читает.

Когда речь идёт о систематических занятиях, поступайте следующим образом:
1.Убедитесь, что ребенок всё понял.
2.Попробуйте заинтересовать ребенка.
3.Не учите слишком много за один раз, иначе он ничего вообще не запомнит из-за переизбытка материала.
4.Не разбивайте заучиваемый материал на слишком короткие части, иначе ребёнок потеряет целостное видение материала и в дальнейшем будет трудно восстановить связь между группами строк.
5.Учите материал ежедневно в одно и тоже время, и необходим положительный настрой ребенка.
6.Необходимо чтобы ребёнок часто повторяет материал, который он учил наизусть. Но не следует повторяйте раньше 5-6 часов после первого изучения.
В дальнейшем я планирую разработать и собрать в единый комплекс упражнения для младших школьников, которые способствуют развитию памяти.

Большое спасибо за внимание! Буду благодарна за ваши все отзывы!

Память - это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом: запоминание, воспроизведение, забывание, сохранение.

Существует несколько видов памяти, классификация которых исходит из разных оснований: по времени, по способу запоминания, по генезису. Это кратковременная, долговременная и оперативная память, логическая (опосредованная) и механическая (непосредственная), произвольная и непроизвольная память, а также эмоциональная, моторная, образная и вербальная память.

Чтобы охарактеризовать память человека, недостаточно сказать, что она хорошая или плохая. Память может быть хорошей по отношению к одним объектам и плохой относительно других. Существуют бесчисленные оттенки различий памяти. Хотя у большинства людей типы памяти перемешаны, всё же у многих людей один тип главенствует, что отличает классификацию.

Обычно различают два основных вида памяти: образную и словесно - логическую. К образной памяти относится: зрительная, слуховая, двигательная. Сюда же примыкает и особая память на чувства, переживания - эмоциональная память. В чистом виде они встречаются редко. Чаще встречается смешанный тип: зрительно-двигательный, зрительно-звуковой, слухо-двигательный.

Двигательная память выражается в запоминании и воспроизведении движений, она является основой выработки двигательных навыков (езда на велосипеде, плавание и так далее), На её основе формируются все навыки, начиная с простевших, в последующем работа двигательной памяти не «отменяется», но становиться более сложной.

Люди с преобладающей слуховой памятью предпочитают один раз услышать, чем сто раз увидеть. Если человек зрительного типа желает запомнить номер телефона, старается представить его написанным, а человек двигательного типа произносит его про себя или пишет в воздухе, то человек со слуховой памятью воспроизводит его звуковой рисунок, его интонационно - ритмический образ.

Эмоциональная память выражается в запоминании и воспроизведении чувств. Она является важным условием двигательного роста человека. Значения эмоциональной памяти в том, что она увеличивает богатства и разнообразие эмоциональной жизни. Источником чувств становиться не только настоящее и прошлое.

Кроме того выделяют: кратковременную память и долговременную память. Как свидетельствуют сами названия, эти два вида памяти определяются временем сохранения материала.

При этом в отличии от долговременной памяти для которой характерно длительное сохранение материала после многократного его повторения и воспроизведения. Краткосрочная память характеризуется очень кратким сохранением после однократного очень не продолжительного восприятия и немедленным воспроизведением (в первые же секунды после восприятия материала).

Понятием оперативная память обозначают мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия операции. В оперативной памяти образуется «рабочая смесь» из материалов поступающих как из кратковременной так и из долговременной памяти. Пока это материал функционирует, он остаётся в введении оперативной памяти.

Критерии, принятые за основания деления памяти на виды (по характеру психической активности - образная и словесно-логическая, по характеру целей деятельности - произвольная и не произвольная, по продолжительности закрепления и сохранения материала - кратковременная, долговременная и оперативная), связанны с различными сторонами человеческой деятельности, выступающими в ней не порознь, а в органическом единстве.

Как и все процессы, процессы памяти изменяются в связи с общим развитием ребёнка. К числу таких изменений относятся, прежде всего, увеличение скорости заучивания и рост объема памяти. При необходимости запомнить один и тот же материал маленький ребёнок тратит более времени и больше повторений, чем дети более старшего возраста, а последние больше, чем взрослые.

Наиболее существенные перемены происходят по мере развития ребёнка, в качественных особенностях его памяти.

Чувства оказывают очень большое влияние на быстроту и прочность запоминания. Поэтому дети легко запоминают песни, сказки и сильные переживания. Первоначально младший школьник лучше запоминает наглядный материал: предметы, которые ребёнка окружают и с которыми он действует. Изображение предметов, людей. Продолжительность запоминания такого материала значительно выше, чем запоминание словесного материала.

Если говорить о закономерности словесного материала, то на всём протяжении младшего школьного возраста дети лучше запоминают слова, обозначающие названия предметов (конкретные материалы), чем слова, обозначающие абстрактные понятия (абстрактный материал). Школьники сохраняют в памяти такой конкретный материал, который закрепляется в памяти с опорой на наглядный образец и являются значимым в понимании того, что запоминается. Хуже запоминает тот конкретный материал, который не имеет опоры на наглядный образ (названия по географии не связанные с географической картой, описания) и не является значимым при усвоении того, что запоминается.

Абстрактный материал -то же самое: запоминается такой абстрактный материал, который является обобщением ряда фактов (взаимосвязь между определёнными географическими явлениями). И, наоборот, дети с трудом запоминают абстрактный материал, если он не раскрывается на определённом материале (например, определения понятий, если их не подкреплять примерами).

Конкретно - образный характер памяти младших школьников проявляется и в том, что дети справляются даже с такими трудными приёмами запоминания, как соотнесение, деление на части текста, если при этом опора на наглядность на иллюстрации.

Младшим школьникам вполне достаточно умственное действие обобщения, то есть выделение некоторых общих признаков различных предметов. Легко овладевают дети этого возраста и классификацией.

Непроизвольное запоминание продолжает играть существенную роль в накоплении опыта у младших школьников, особенно в условиях их активной деятельности.

В этом возрасте преимущественное значение имеет наглядно-образная память. Эта особенность младших школьников обуславливается своеобразием других психических процессов, и прежде мышления. Дети этого возраста начинают приобретать умения мыслить логически. Устанавливать причинно-следственные связи и отношения между предметами и явлениями, но могут делать это лишь по отношению к конкретным образно представляемым связям. Их мышления характеризуется как конкретно-образное, что определяет необходимость чёткой организации передачи материала через непосредственный опыт.

Продуктивность произвольного запоминания проявляется в том, что с возрастом увеличивается объём запоминания; ребёнок рассказывает больше подробностей и относительно глубоко передают содержание. Непроизвольное запоминание становиться более осмысленным.

В зависимости от понимания детьми запоминаемого материала выделяют: осмысленное (логическое) и механическое запоминание.

Основой первого является понимание, основой второго механическое повторение. При осмысленном - возникают обобщенные связи, отражающие существенные стороны и отношения; при механическом - отдельные единичные связи, отражающие несущественные стороны. Исследования Смирнова А. А., Зинченко П. И. и других показывают, что механическое заучивание у детей, как и у взрослых, менее эффективно, чем осмысленное; запомнить бессмысленный материал в детском возрасте труднее. Это объясняется тем, что заучивание без осмысления требует больших волевых усилий, а для детей это трудно.

Продуктивность запоминания зависит от побуждений, мотивов для запечатления материала ребёнок должен узнать, для чего он запоминает материал и хотеть этого добиться. Объем запоминаемого материала увеличивается, если, он включён в игровую или в трудовую деятельность и с ним выполнялись какие-либо действия. Психологи говорят: «Память ребёнка - это интерес».

Для детей младшего школьного возраста очень важна интенсивность эмоционального фона игровой деятельности, и этот фон должен быть предложен детям.

В то же время известны такие факторы: дети легко запоминают непонятное (объективно - бессмысленное), учебный материал нередко заучивается буквально. А.А. Смирнов считает, что основная причина лёгкого запоминания непонятного и бессмысленного связано с особым отношением к нему детей. Часто непонятное делается особенным, значимым для ребёнка. Оно привлекает к себе повышенное внимание, будит любознательность, заставляет доискиваться смысла, узнавать, что значит услышанное, а для этого запоминать его - запоминать даже невольно, незаметно, несмотря на полную непонятность того, что запоминается. Объективно - бессмысленный материал заинтриговывает детей своей звуковой стороной: своеобразием сочетанием звуков, чётко выраженным ритмом, который сам по себе облегчает заучивание.

Механическое запоминание, к которому прибегает школьник, объясняется тем, что он не владеет рациональными приёмами запоминания.

Основными процессами памяти являются сохранение, узнавание, воспроизведение и забывание информации. Запоминание определенного материала связано с накоплением индивидуального опыта в процессе жизнедеятельности. Использование в дальнейшем того, что запомнилось, что требует воспроизведения. Выпадение ж е определенного материала из деятельности ведет к его забыванию. Сохранение материала в памяти зависит от участия его в деятельности личности.

Можно выделить несколько факторов, влияющих на запоминание. Это, во-первых, особенности самого материала, подлежащего запоминанию: чем более осмысленной и значимой для субъекта является информация, тем лучше она запоминается. Поскольку не существует двух индивидуумов, деятельность которая была бы во всем тождественна, имеет свои особенности. Это означает, что один и тот же запоминаемый элемент для человека имеет свой смысл и значение. Важную роль играет повторение, позволяющее увеличивать время обработки поступающего материала.

Сохранение - одна из традиционно выделяемых составляющих целостного акта памяти. Под сохранением понимается способность удерживать материал в течении более или менее длительного времени, вплоть до момента его актуализации при вспоминании.

Сохранение тесно связано с забыванием. По сути дела, это две стороны единого процесса (например, при неполном сохранении говорят о частичном забывании). Поэтому факты, закономерности и гипотезы, привлекаемые для характеристики забывания, с полным правом могут быть отнесены и к сохранению.

Возможны две точки зрения на сохранение. Первая рассматривает сохранение как достаточно пассивный процесс хранения следа впечатлений. Вторая трактует сохранения более широко - как сложный, динамический и активный процесс, включающий в себя наряду с собственно хранением многообразные операции по переработки материала: его классификацию, систематизацию, обобщение и тому подобное.

Забывание - процесс, приводящий к утрате четкости и уменьшению объема закрепленного в памяти материала, невозможности воспроизвести, а в крайних случаях даже и узнать то, что было известно из прошлого опыта.

Забывается, как правило, то, что не приобрело или утратило жизненное значение для человека и в дальнейшем не играет роли в его деятельности. Забывание особенно интенсивно происходит в первое время после заучивания. Эта закономерность является общей, хотя содержательный зрительный или вербальный материал забывается более медленно, чем, например, последовательности цифр или бессмысленности слогов.

Процесс забывания зависит от того, как дети запоминают, какие приемы используют. На протяжении всего младшего школьного возраста дети нуждаются в том, чтобы их работа по запоминанию направлялась воспитателем, так как сами они еще затрудняются поставить перед собой определенную, конкретную задачу: запомнить точно или запомнить, чтобы передать своими словами и так далее. Часто ребенок забывает то, что он долго и, казалось бы, хорошо заучил, так как: школьники стремятся запоминать без предварительного осмысления материала; не владеют рациональными приемами заучивания.

Воспроизведение - один из процессов памяти, при котором актуализируются известные по прошлому опыту мысли, образы, чувства, движения. В отличие от узнавания, воспроизведение осуществляется в отсутствие объектов, вызвавших, когда то соответствующие следы в памяти. Различается воспроизведение: произвольное и непроизвольное.

В первом случае происходит в связи с сознательной установкой на актуализацию определенных следов памяти. При непроизвольном - прошлые впечатления вспоминаются без определенной задачи на актуализацию.

Существенной особенностью воспроизведения является его избирательный характер. Особенно четкой избирательностью характеризуется произвольное воспроизведение. В зависимости от задачи человек не только определяет то, что нужно воспринимать,но и стремиться воспроизвести требуемое более полно или, наоборот, выборочно, в прежней или иной последовательности. В младшем школьном возрасте воспроизведение представляет большие трудности в связи с тем, что он требует умение ставить цель, активизировать мышление к этому дети приходят постепенно. Воспроизведением школьники начинают пользоваться при заучивании наизусть.

Рубинштейн С. Л. обнаружил, что ребенок не может сразу после восприятия слов, событий полностью воспроизвести заученный материал. Воспринятое им содержание должно как бы отлежаться некоторое время в памяти. Его воспроизведение в начале очень бедное и не полное, постепенно улучшается, количество припоминаемых деталей возрастает. Такое явление получило название реминисценция. При заучивании точных математических правил, законов или грамматических определений реминисценция обычно не возникает.

Не встречается это явление и у детей умственно отсталых. Но чаще бывает оно у детей с высоким умственным развитием. Реминисценция - это пауза между запечатлением материала его воспроизведением, время освоения, внутренней обработки субъектом воспринятого материала.

Наиболее легкой воспроизведения является процесс узнавания. Здесь происходит смыкание произвольного воспроизведения в памяти. С возрастом при воспроизведении материала усиливают (увеличивают) его мыслительную обработку в плане систематизации и обобщения. В результате они воспроизводят материал более свободно и связно.

Прочность памяти, то есть длительность сохранения воспринятого, полнота, осмысленность его воспроизведения в различных условиях у детей значительно более слабы, чем у взрослых. Умением отбирать нужный материал, его внимательно воспроизводить, группировать дети не обладают. Но не совершенство детской памяти обнаруживается и в том. Что развитие детской памяти не идет прямолинейно.

Память не представляет собой чего-либо однородного: она заключает в себе ряд сложных процессов. Процессы памяти не представляют собой чего-либо изолированного от всей личности человека, от всей его психической жизни в целом, от его деятельности. Они в существенном мире определяются особенностями его жизни и деятельности общественно-историческими условиями. Процессы памяти неразрывно связны со всеми другими процессами отражения реального мира, в том числе и с процессами мышления. Человеческая память - это сознательная мысленная память.

Запоминание - это закрепление тех образов и впечатлений, которые возникают под действием предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия.

С точки зрения физиологии это процесс образования и закрепления в мозгу следов возбуждения. Запоминание - необходимое условие получения индивидом новых знаний, форм поведения, оно всегда избирательно. В соответствии с целями деятельности различают непроизвольное и произвольное запоминание.

Непроизвольное запоминание - это продукт и условие осуществления познавательных и практических действий. Человек при этом не ставит цели запомнить, не затрачивает волевых усилий.

Произвольное запоминание - это продукт специальных мнемических действий. Человек ставит перед собой цель - запомнить, то есть затрачивает волевые усилия.

Таким образом, качественные изменения работы памяти могут происходить в сравнительном раннем периоде развития ребёнка, но лишь при условии специально организованного, целенаправленного обучения программам логического запоминания. Целесообразно одновременное обучение детей различным приёмам.

Выводы к Главе 1.

Проанализировав педагогическую и психологическую литературу по вопросам развития памяти в младшем школьном возрасте, мы выяснили следующее: развитие и совершенствование памяти происходит параллельно с развитием человека, а те или иные этапы памяти - это следствие изменения взаимоотношения человека с внешним миром и людьми. В настоящее время в науке нет единой теории памяти. Поэтому изучение и функционирование памяти в процессе обучения остаются одной из главных проблем психологии.

Память является одним из важнейших психических процессов, основой нашего опыта. Именно она хранит и частично перерабатывает информацию, которая поступает к нам из внешнего мира, и от нашего сознания.

Чтобы охарактеризовать память человека, недостаточно сказать, что она хорошая или плохая. Память может быть хорошей по отношению к одним объектам и плохой относительно других. Существуют бесчисленные оттенки различий памяти.

Основными процессами памяти являются сохранение, узнавание, воспроизведение и забывание информации. Запоминание определенного материала связано с накоплением индивидуального опыта в процессе жизнедеятельности. Использование в дальнейшем того, что запомнилось, что требует воспроизведения. Выпадение же определенного материала из деятельности ведет к его забыванию. Сохранение материала в памяти зависит от участия его в деятельности личности.

Процесс развития памяти зависит от того, как дети запоминают, какие приемы используют. На протяжении всего младшего школьного возраста дети нуждаются в том, чтобы их работа по запоминанию направлялась учителем, так как сами они еще затрудняются поставить перед собой определенную, конкретную задачу: запомнить точно или запомнить, чтобы передать своими словами и так далее.

Память состоит из следующих процессов: сохранение, узнавание, воспроизведение и забывание информации. Запоминание определенного материала связано с накоплением индивидуального опыта в процессе жизнедеятельности. Использование в дальнейшем того, что запомнилось, что требует воспроизведения. Выпадение же определенного материала из деятельности ведет к его забыванию. Сохранение материала в памяти зависит от участия его в деятельности личности.