Логистическое управление складами. Логистический процесс на складе

Склад - здания, сооружения, устройства, предназначенные для приемки и хранения различных материальных ценностей, подготовки их к производственному потреблению или бесперебойному отпуску потребителю. Необходимость в складах вытекает из факта существования запасов сырья, материалов и готовой продукции; запасы необходимы из-за колебаний циклов производства, транспортировки и потребления продукции. На складах выполняются внутрискладские транспортные, погрузочные, разгрузочные, сортировочные, комплектовочные и промежуточные перегрузочные операции , а также некоторые технологические операции . Склады классифицируются:

  • по характеру (назначению) деятельности: материальные (снабженческие); внутрипроизводственные (межцеховые и внутрицеховые); сбытовые (склады готовой продукции);
  • по виду и характеру хранимых материалов: универсальные; специализированные (например, холодильные камеры);
  • по типу конструкции: закрытые; полузакрытые; открытые; специальные (например, бункерные сооружения, резервуары);
  • по месту расположения и масштабу действия: центральные; участковые; прицеховые;
  • по степени огнестойкости: несгораемые; трудносгораемые; сгораемые.

Основные функции складов:

  • временное размещение и хранение материальных запасов;
  • преобразование материальных потоков;
  • обеспечение сервиса в системе обслуживания.

В сети распределения продукции может быть несколько маршрутов (или физических каналов распределения продукции). Выбор нужного маршрута существенно влияет на уровень обслуживания потребителя и на уровень совокупных запасов в системе распределения. Это влияние должно тщательно учитываться при выборе метода распределения, включающего следующие аспекты:

  • размещение складских помещений;
  • способ транспортировки продукции;
  • способ отгрузки продукции, число эшелонов и связанное с ним размещение запасов.

При выборе варианта размещения распределительного центра ( рис. 9.1) применяется следующая последовательность действий:

  • изучается конъюнктура рынка; прогнозируется величина материального потока, проходящего через всю логистическую систему;
  • составляется прогноз необходимой величины запасов во всей системе, а также на отдельных участках товаропроводящей цепи;
  • разрабатывается система товароснабжения;
  • проектируется схема распределения материального потока;
  • выбирается вариант места расположения распределительного центра по критерию минимума приведенных затрат:
(9.1)
где - приведенные затраты по варианту;
- годовые эксплуатационные расходы, зависящие от проекта распределительного центра;
- годовые транспортные расходы;
К - капитальные вложения в строительство распределительного центра;
Т - срок окупаемости, лет.

Предприятие отгружает продукцию на склады (или распределительные центры), а оттуда она поступает в розничную торговлю. Заказы розничных торговцев выполняются уже из складских запасов.

Альтернативный вариант распределительного потока включает прямое распределение продукции всем потребителям или непосредственное распределение только тем потребителям, размер заказов которых оправдывает прямую отгрузку.

При наличии одного вида продукции отгрузка потребителям может классифицироваться по классу обслуживания: постоянная, сезонная, временная. Такой метод удобен при большом числе потребителей, когда предприятие может выделить для себя наиболее важных потребителей и уделить им больше внимания. Если число потребителей мало, целесообразно пользоваться информацией по каждому потребителю в отдельности.

В многоэшелонной структуре возможны несколько вариантов размещения запасов. Наиболее сложным считается правильное определение места хранения страхового запаса.

Теоретических основ для оценки стратегии размещения запасов в многоэшелонной системе не существует. Американские специалисты исследуют две стратегии. Первая заключается в том, что запасы (в том числе и страховые) концентрируются на предприятии; при второй стратегии страховой запас размещается в распределительных центрах. Компромисс между обеими стратегиями зависит от сложившихся условий и системы запасов.

9.2. Определение площади склада

Материальные ценности, оприходованные бухгалтерией, должны где-то храниться, пока не понадобятся для производства продукции. Место хранения называют складом. Склады могут быть различной формы и сооружаться из разных материалов, занимать разную площадь (объем). От размеров склада зависит, с одной стороны, возможность размещения поступивших материальных ресурсов, с другой - расходы на его строительство, амортизацию (или арендную плату) и обслуживание.

Общая площадь склада условно делится на четыре части:

  1. полезная площадь, непосредственно занятая хранимыми материальными ресурсами;
  2. приемочная площадь, на которой расположены приемочные и отпускные площадки;
  3. служебная площадь для управленческих служб склада;
  4. вспомогательная площадь, занятая проездами и проходами.

Полезную площадь склада определяют двумя способами.

Первый способ - расчет нагрузки на площади пола (). При этом используется формула

(9.2)
Таблица 9.1. Значение величины s для различных складов
Наименование складского помещения
Главный магазин 0,6-1,0
Склад изделий смежных производств 0,6-1,0
Склад металла 3,0-8,0
Склад инструмента 0,8-1,2
Склад литья 2,0-3,5
Склад формовочных материалов 2,0-7,0
Склад готовой продукции 1,0-4,0
Склад металлоотходов 1,0-3,0

Второй способ - применение коэффициента заполнения объема (). Емкость любого оборудования для хранения материалов (ячеек, стеллажей) определяется по формуле

(9.3)

Зная количество материального запаса, подлежащего хранению (), можно определить необходимое количество оборудования (ячеек, стеллажей и т.п.) (n) по формуле

Складская логистика – теоретическая и практическая часть системы организации движения товаров, занимающаяся хранением и размещением материальных ресурсов на складах.

Задачи складской логистики

  1. Анализировать использование комплексов для хранения.
  2. Определять их необходимое количество.
  3. Выбирать оптимальные места для размещения товаров.
  4. Разрабатывать весь процесс логистики на конкретном складе.
  5. Применять наилучшие методы сберегания.

Склад является важным элементом в организации оптимального движения товаров и запасов и выступает основой в предприятиях оптово-розничной торговли. Промышленные компании также не могут обойтись без особым образом обустроенных и организованных территорий для сбережения расходных материалов и изготовленных ценностей.

Из-за огромного поля применения существуют разные виды хранилищ. Основное их назначение: осуществление складской логистики – сбор, сберегание и учёт материальных ценностей предприятия, организация непрерывного обеспечения клиентов продукцией.

Классификация складов по разным критериям:

  1. Техническая сторона хранения: полностью автоматизированные или механизированные склады, а также частично оборудованные машинами.
  2. Место в общей цепочке логистики: базы производств и предприятий торговли, хранилища посредников, экспедиторских и транспортных компаний.
  3. Продукция, для которой организована: остатки и отходы производства, комплектующие, сырьё или инструменты, расходные материалы, тара, готовые изделия.
  4. Вид и форма помещений для хранения: открытые склады, территории с навесами, утеплённые, закрытые, одноэтажные и даже высотные здания.
  5. Форма собственности: внутренние базы снабжения производственных предприятий, подсортировочные, распределительные, сооружения длительного или сезонного хранения товаров.
  6. Функциональная часть: запасники сбыта, снабжения либо производства.

Хранилища всех этих видов обеспечивают разные потребности бизнеса и выполняют свои функции. Оптовые базы получают готовую продукцию, формируют из неё свой ассортимент и предлагают его розничным торговым компаниям. А выходные оптовые хранилища собирают и вывозят крупные заказы сразу получателям. Запасы готовых изделий подвергаются размещению, учёту и подсортировке перед отправкой далее по цепочке, склады этого типа маркируют продукцию, осуществляют погрузку. Хранилища исходных комплектующих и сырья принимают материальные ценности, сортируют и вывозят фирмам-потребителям. Склады, принадлежащие компаниям с оптово-посредническими функциями, подбирают необходимые товары, обеспечивают их запасы и доставку заказчикам.

Складские услуги и логистика

Учёт и передвижение товаров – это именно то, что делает склад.

Конечно, практика логистики необходима и вне хранилищ, она обеспечивает такие виды услуг:

  • перетарка контейнеров и фур;
  • кросс-докинг (или непосредственная приёмка и отгрузка ценностей без долговременного размещения);
  • прямая перегрузка.

А в складской логистике существуют три варианта движения материальных ценностей: входное, внутреннее, выходное. Иными словами: разгрузка пришедшего товара и его проверка; перемещения запасов по складу; погрузка продукции.

Основные функции склада

  1. Переформировывать ассортимент производства в потребительский.
  2. Уравновешивать временную разницу между потреблением и выпуском товара.
  3. Разбирать и собирать комплекты продукции.
  4. Оптимизировать расходы на транспортировку грузовых партий за счёт их перераспределения по машинам.
  5. Осуществлять транспортно-складскую логистику и экспедиционные услуги, готовить продукцию к продаже, проверять оборудование и приборы.

Складские операции : приём и разгрузка товаров, размещение их на хранение, перегруппировка партий внутри склада, формирование и комплектация заказов, отгрузка продукции; отбор того, что нужно определённому клиенту, подготовка транспортных накладных. Информационное обеспечение складской логистики – формирование и обработка сопутствующей документации.

Существуют два основных способа для перемещения ценностей из мест, где они хранятся: отборка части или целого пакета. Для этого процесса разработаны инструменты разного уровня механизации. Например, если склад высотный, то отборщик движется вдоль ячеек с продукцией в подъёмнике и формирует партию из необходимых товаров. Это работает в статических хранилищах. Динамические склады используют стеллажные подъёмники, которые автоматически движутся к нужному месту.

Организация складской логистики требует абсолютной согласованности функций :

  • распределения грузов,
  • их переработки,
  • обеспечения продукцией.

Главной целью снабжения является поставка в хранилище необходимых товаров на уровне возможностей для их переработки. Учёт пополнения запасов склада и их своевременной отправки приводит к ритмичному грузопотоку и максимальному использованию имеющихся ресурсов, что обеспечивает оборот базы.

Внутренняя складская логистика и транспортировка – перемещение продукции между различными зонами хранилища. Для этого используются подъёмно-транспортные механизмы и машины.

Основной принцип складирования – оптимальное использование территории хранения.

Экспедиторские и транспортные функции может осуществлять и база, и заказчик продукции.

Важно стремиться к максимально рациональной планировке помещения, которая позволит уменьшить затраты на переработку грузов. Необходимо грамотно обустраивать пространство при установке оборудования (использовать универсальную технику, чтобы сокращать количество машин). Принципы складской логистики требуют оптимально размещать грузы и управлять их учётом и перемещением рационально. Разработка грамотной системы распределения товаров по хранилищу должна преследовать цель максимально использовать все его ресурсы и объёмы.

ABS-анализ складской логистики

АВС-анализ в системе снабжения можно использовать для определения подходов к планированию потребности в материально-технических ресурсах, выбору поставщиков, управлению запасами. Кейс по применению этого анализа с примерами расчетов читайте в статье электронного журнала «Генеральный директор».

Показатели складской логистики компании

Материальные потоки на складах организованы посредством технологических операций, которые строятся на нескольких показателях:

Скорость процесса товарооборота. Отражает то, как часто на протяжении отчётного периода иссякает и пополняется складской запас продукции. В зависимости от функций и задач конкретного хранилища и условий поставки определяют нормативный показатель для предприятия. Рост оборачиваемости обеспечивают автоматизацией или увеличением производительности труда персонала базы.

Сохранность потребительских свойств товаров также значима для складской логистики. Для определения этого параметра используют сравнительные показатели сокращения естественных убытков и товарных потерь. На сохранность продукции на складах существенно влияют технологические процессы, материально-техническая база предприятия и качество упаковки грузов.

Экономичность технологического процесса на уровне склада. Для анализа этого показателя определяют издержкоёмкость переработки среднего объёма грузов. Оптимизации данный параметр поддаётся только при усовершенствовании всей системы передвижения товара, так как определяет эффективность процесса в определённом звене цепочки через количество общих затрат на перемещение материальных ценностей.

Чтобы названные требования к потокам продукции в рамках хранилищ выполнялись, необходимо соблюдать следующие принципы складской логистики: параллельность, пропорциональность, ритмичность процесса, непрерывность, поточность и прямоточность.

  1. Параллельность – возможность одновременно осуществлять различные складские операции на любой стадии логистического процесса. Параллельная работа хранилища сокращает цикл процедур, увеличивает загруженность сотрудников, обеспечивает специализацию задач и повышает эффективность действий, приводит к совершенствованию производственных навыков и автоматизации их применения. Для соблюдения правила параллельности операций крупные базы с большим потоком ценностей используют кооперацию и разделение манипуляций, координируя это с размещением оборудования на территории.
  2. Пропорциональность процесса в утверждает принцип соразмерности всех связанных процедур по скорости, пропускной способности или производительности. Если пропорциональность будет нарушена, в технологии возникнут узкие места, сбои, задержки и даже остановки. Здесь важно проанализировать объём работ на каждом участке и спланировать затраты труда в единицу времени.
  3. Ритмичность складского процесса – повторяемость и относительная равномерность при выполнении всех операций на одинаковых отрезках времени. Потоки товара при этом могут быть нарастающими или убывающими. Как ритмичность обеспечивает постоянство энергозатрат в производственном процессе в течение рабочей смены и всего дня и помогает определить и нормировать режим труда и время для отдыха персонала базы. Благодаря равномерности нагрузки удаётся высчитать нормальную и чрезмерную степень эксплуатации машин. Несоблюдение этого правила может быть последствием не только ошибки склада, но и результатов внешних сбоев, например, несвоевременного и хаотичного привоза товаров. Потому важно находить с поставщиками такие условия, при которых поступление продукции будет также ритмичным и постоянным.
  4. Непрерывность в складской логистике означает сокращение или устранение любых перерывов в деятельности. Чтобы соблюсти этот принцип и максимально использовать ресурсы склада, важно организовать график сменной работы подразделений и бригад.
  5. Поточность – основное правило при формировании микрологистической системы склада. Она заключается в такой организации процесса, при которой все части цикла последовательно взаимосвязаны, и каждая операция является одновременно подготовкой к следующей процедуре. Этот требует размещать рабочие секторы таким образом, чтобы они соответствовали очерёдности манипуляций, а передвижение между ними грузов занимало минимальное количество времени и усилий. Каждая зона должна быть связана с одной конкретной операцией или с группой однотипных действий, которые позволяют не только завершить этот фрагмент процесса, но и подготовить дальнейший этап.
  6. Прямоточность требует эргономичности склада и максимально прямого маршрута для передвижения грузов внутри хранилища и в горизонтальной, и в вертикальной плоскости. Выравнивание технических маршрутов увеличивает скорость работы и сокращает затраты труда, сохраняя мощность процесса.

Использование поточных методов складской логистики опирается на конвейерные системы, при применении которых не допускается цикличность и встречные направления в передвижении товаров.

Чтобы задействовать данные способы, требуется определённая организация пространства хранилища и наличие соответствующих машин и оборудования (к примеру, могут потребоваться щелевые конвейерные системы для оптимального упорядочивания потока материальных ценностей).

Как оптимизировать затраты на складскую логистику

Многие руководители предприятий, воспользовавшись методами оптимизации, описываемыми в статье электронного журнала «Генеральный директор», с удивлением обнаружили, что у них отпала потребность в кредитах, а значит и необходимость выплачивать проценты по займам.

Чем занимается отдел складской логистики

Как правило, эта служба состоит из разных подразделений, отвечающих каждое за свой набор функций, присущих только ему.

Группа закупок

  1. Приобретает готовые товары за границей и занимается таможенным оформлением.
  2. Управляет поставками и запасами расходных материалов, комплектующих и сырья. Контролирует их базы.
  3. Обеспечивает складским оборудованием всё предприятие, отвечает за оргтехнику, упаковку и одежду и т. д.
  4. Закупает товары для дальнейшей перепродажи, управляет их запасами, контролирует заказы сторонних производств.

Группа производственной логистики

  1. В рамках складской логистики контролирует и определяет готовность заказов на произведённую продукцию.
  2. Планирует и формирует заявки на необходимые производству комплектующие, расходные материалы и сырьё.
  3. Координирует неоконченные процессы выпуска продукции в фирме.

Группа управления запасами и ассортиментом

  1. Организует мониторинг и управление линейкой продукции.
  2. Исследует запасы готовых изделий на складах компании.

Группа контроля над поставками готового товара

  1. Принимает и документирует все заявки (онлайн и оффлайн).
  2. Управляет доставкой заказанных грузов партнёрам и потребителям.
  3. Как отдел складской логистики контролирует деятельность хранилищ готовых товаров и распределительных центров.
  4. Анализирует уровень взаимодействия и качества обслуживания потребителей складом.

Менеджер складской логистики

Сама логистика – это не только практические принципы, но и серьёзный бизнес, который включает в свои процессы большое количество предприятий разного профиля: от производственных и транспортных до информационных и т. п. И в любой из этих фирм работа сотрудника данного направления является востребованной и крайне ответственной, так как менеджер по логистике – это профессионал, который отвечает за координацию продвижения грузов до складов и точек продаж. Хороший специалист всегда планирует более одного варианта оптимальной доставки товара и может сократить время и издержки при этом.

Должность логиста востребована в компаниях, которые занимаются грузоперевозками.

Также такие специалисты нужны любым производственным компаниям - агрофирмам, промышленности и всем прочим, так как выпущенные товары требуется доставлять конечному потребителю или оптовому покупателю.

Главной функцией менеджера складской логистики является управление процессами закупки и сбыта, а также настройка производственного цикла наиболее эффективным способом.

Назначение или увольнение такого специалиста проводится приказом руководителя фирмы, директора.

Лучше, чтобы человек, принятый на должность менеджера складской логистики, имел диплом о высшем образовании в сфере управления производством.

Данный специалист руководит соответствующими отделами компании и их сотрудниками.

На время отсутствия начальника подразделения по причине болезни, командировки или отпуска согласно установленному на предприятии порядку на его место назначают другого работника, который будет выполнять все те же функции, нести ответственность и иметь все права, связанные с этой должностью в компании.

Задачи менеджера складской логистики

  1. Организовывать анализ и составление планов и прогнозов по своему отделу в фирме.
  2. Проектировать логистические системы, координировать их разработку и внедрение на предприятии.
  3. Готовить бюджет и следить за его соблюдением, рассчитывать затраты на передвижение и хранение материальных ценностей.
  4. Прорабатывать планы по закупкам и управлять подбором подрядчиков.
  5. Анализировать то, насколько реалистичны и надёжны условия договоров по поставкам.
  6. Гарантировать размещение заказанных грузов у подрядчиков в своё время.
  7. Менеджер складской логистики должен принимать участие в подготовке и проведении платежей по договорам.
  8. Обеспечивать коммуникацию с подрядчиками и составлять отчёты о проделанной работе.
  9. Анализировать поставки и ход выполнения заказов.
  10. Принимать участие в менеджменте производственных процессов и подготовке планов по выпуску продукции.
  11. Обеспечивать своевременную и качественную отгрузку готового товара.
  12. Разрабатывать и внедрять меры для сокращения материальных и временных затрат на производство и технологический цикл.
  13. Менеджер складской логистики должен участвовать в процессах сертификации и регистрации выпущенного товара.
  14. Анализировать производственные планы и отчёты об их реализации.
  15. Планировать необходимые объёмы складских запасов для осуществления непрерывной работы технологических линий предприятия.
  16. Регулировать расчёты затрат на формирование и хранение запасов, расходы на покупку материальных ценностей, использование зон складирования продукции. Координировать страхование и поточное обслуживание.
  17. Менеджер складской логистики обязан уметь проектировать и использовать системы управления хранилищами.
  18. Разрабатывать способы учёта и оценки запасов, моделировать схемы контроля над ними.
  19. Координировать процессы инвентаризации на складах и отслеживать их актуальное состояние.
  20. Вычислять размеры, виды и оптимальное расположение баз, которые потребуются для размещения ресурсов компании и готовых товаров.
  21. Отбирать типы оборудования и машин для складов, рассчитывать их наилучшее количество.
  22. Также менеджер складской логистики призван оптимизировать способы передвижения материальных ресурсов и товаров внутри предприятия и определять финансовые затраты на хранилища.
  23. Прописывать методические рекомендации по учёту товаров, организовывать пути распределения и расчёт эффективности пользования ими.
  24. Менеджер складской логистики должен заниматься страхованием материально-технических ресурсов бизнеса (оборудования, сырья, товаров, грузов), гарантировать ответственность работников, занимающихся перевозкой, и принимать меры для обеспечения качества продукции при хранении и транспортировке.

Организация складской логистики на предприятии: 5 шагов

Шаг 1. Определяем количество склад​​ов

Масштабы производства и объёмы, в которых выпускается готовая продукция, напрямую влияют на число складов и помещений для хранения. Если таких зон окажется слишком много, то это приведёт к необоснованным затратам на их содержание без необходимости, так как пустующие сооружения, не выполняя своих задач, будут простаивать. В то же время, недостаточное количество хранилищ сильно увеличит расходы на перевозку и перемещение товаров и также сократит прибыль предприятия.

Шаг 2. Решаем, какой склад использовать: собственный или арендованный

Этот пункт является одним из ключевых при организации складской логистики в компании. Принять решение в этом вопросе возможно только после детального анализа всех факторов: от размеров аренды помещения до суммы, нужной для подготовки пространства к использованию.

Иногда оказывается более целесообразным и оправданным строительство собственного склада. Это те случаи, когда доходность перевозки с лихвой перекрывает затраты на транспорт и здание.

Шаг 3. Определяем место расположения склада

Территория, на которой будет осуществляться хранение продукции, должна выбираться с учётом требования минимизировать расходы на транспортировку. Для вычисления идеального местоположения базы используются разные методы.

Шаг 4. Выбираем эффективную систему складирования

На этом этапе определяют способы размещения принимаемых грузов и средства наиболее эффективного управления ими в рамках хранилища. Применяют распределительную логистику.

Шаг 5. Проводим анализ складской логистики

В этот момент специалисты изучают все подготовительные этапы, все факторы, влияющие на складскую логистику, и принимают решение о том, какая система будет оптимальной. Если в предыдущих шагах не было существенных ошибок, то результат анализа даст возможность наилучшим образом контролировать все запасы продукции.

Чтобы в итоге получить нужный эффект, необходимо предварительно определить:

  • вариант складирования;
  • среднюю единицу груза;
  • типы оборудования для склада;
  • систему компоновки продукции;
  • способы обработки и хранения информации.

Выбор оптимальной техники и оборудования зависит от характеристик единицы груза и типа хранения продукции.

Складская логистика на аутсорсинге: преимущества и недостатки

Аутсорсинг как передача функции сторонней компании используется и в области передвижения и складирования товаров предприятия.

Если фирме становится слишком затратно или сложно самостоятельно управлять соответствующими процессами, она может делегировать обязательства в этой сфере третьей стороне, чтобы избавиться от обременяющей задачи.

Складская логистика на аутсорсе – это оплата компанией услуг другого предприятия по хранению, транспортировке и управлению её запасами. Это может быть выгодно для обеих компаний.

Принимая решение о передаче этих функций внешнему подрядчику, следует тщательно изучить все стороны вопроса и проанализировать плюсы и минусы именно такого способа организации складской логистики для вашего предприятия.

Критерии сравнения

Аутсорсинг

Самостоятельная организация склада

Стоимость предоставления услуг

Высокая (-)

Низкая (+)

Качество услуг

Высокое (+)

Высокое - низкое (±)

Перспектива развития компании

Низкая (-)

Высокая (+)

Скорость приобретения навыков

Высокая (+)

Низкая (-)

Расширение географии деятельности

Возможно (+)

Возможно (+)

Складская логистика на аутсорсинге: кому поручить

Существуют логистические сети-аутсорсеры. Чтобы начать взаимодействие с ними, для начала следует выбрать компанию. Число этих предприятий неизменно растёт, потому молодым бизнесам всё труднее отдать предпочтение одному из них.

Если вы планируете сотрудничать с большой компанией, оказывающей услуги логистики, то выбирайте такую, где сеть объединена информационным потоком.

Качественное управление отдельными службами в рамках фирмы гарантирует, что вы получите услуги в сфере складской логистики на должном уровне.

При выборе исполнителя также следует брать во внимание следующие показатели:

  • скорость работы;
  • эффективность процессов;
  • точность при подборе;
  • опыт и время работы на этом рынке;
  • качество обслуживания.

Чтобы проанализировать уровень качества, скорость и эффективность выполнения задач, достаточно изучить отзывы клиентов предприятия. Эта информация размещается на форумах по данной теме.

Одним из ключевых аргументов в пользу выбора конкретной компании является комплексность её услуг. Кроме функций складской логистики подрядчик должен помогать в транспортировке продукции и в работе с таможней.

  • Организация хранения на складе готовой продукции: практические советы

Транспортно-складская логистика

Транспортно-складская система – это совокупность транспортных и складских машин для погрузки и разгрузки товаров, для перемещения, распределения и хранения, для накопления инструментов, предметов труда и техники.

Управление автоматизированной транспортно-складской системой включает две составляющих.

Верхний уровень – руководит всеми механизмами, обеспечивает поддержку информационной сети в рабочем состоянии, организует коммуникацию между автоматической частью транспортно-складской логистики и всеми прочими нижестоящими структурами данного подразделения предприятия.

Нижний уровень – напрямую руководит всеми машинами автоматизированной системы склада и транспорта.

Координация работы исполнительных механизмов состоит из:

  • сведения воедино алгоритма операций;
  • синхронизации механизмов, работающих параллельно, для избегания чрезвычайных ситуаций, аварий и сбоев;
  • формирования порядка обслуживания заказов с разных рабочих мест;
  • подачи к этим позициям грузоносителей, подвозящих полуфабрикаты, необходимые детали и оснастку, соответствующую производственной программе.

Структура и функциональные возможности автоматизированной транспортно-складской системы формируют наборы способов организации действий в рамках технологической цепи. Во время работы гибкая производственно-логистическая структура собирает данные с объектов, которые обслуживает, а затем обменивается этой информацией в режиме диалога.

Такие настраиваемые системы логистики в мелко- и среднесерийном производстве организованы по секционному принципу. Секции подразделяются по своему предназначению на:

  • нестаночные;
  • станочные;
  • вспомогательные.

Секции, подлежащие обслуживанию, выступают в роли ячеек гибкой системы складской логистики на производстве.

Чтобы определить состав технического оснащения ячейки, обращаются к технологическим и производственным факторам (в зависимости от того, мелкосерийное это производство или среднесерийное). Следовательно, комплексные ячейки подразделяются на производственные и технологические.

Второй тип формируется на основании желания упростить многостаночную поддержку производства. Поэтому этот профиль включает в себя однотипные аппараты или оборудование со сходным технологическим функционалом.

Транспортно-складская логистика и производственный процесс для технологических ячеек комплексного или индивидуального типа используют схему общего вида: "склад – станок – склад ".

В то же время транспортировочные функции производственных секций могут применять модель: "склад – станок – …… – станок – склад ".

В этом цикле полуфабрикаты или детали перемещаются между производственными зонами и станками, не прибегая к транспортным ресурсам, обычно их переносят вручную или при помощи каких-нибудь приспособлений для перевозки.

  • Вместимость склада: как увеличить полезную площадь на 60%

Оптимизация складской логистики

1. Избавьтесь от ненужного оборудования и материалов. Технологии развиваются быстро, потому почти каждая промышленная компания имеет на своём балансе устаревшие аппараты или технику, которая не используется. Чтобы освободить пространство и сэкономить, лучше избавиться от этих машин. Если удастся, то, возможно, хорошо организованная распродажа позволит даже получить за этот хлам немного денег.

2. Распродайте неликвидную продукцию. Затоваренные, переполненные склады не только не приносят дохода, но и тянут из компании средства. Кроме того, там может храниться ещё и непродающаяся продукция, от которой важно избавиться. Проведите анализ всех товаров, установите, что будете считать негодным для дальнейшей реализации, ведь общего правила по поводу того, как определять неликвиды, не существует. (Это принципиальный момент в складской логистике: дальше менеджмент запасов должен строиться так, чтобы подобной продукции не появлялось совсем). Также рекомендуется разобраться, почему эти товары вообще скопились и не были проданы в своё время.

3. Сократите затраты на персонал. Первым делом следует выяснить, какую работу выполняет каждый сотрудник отдела складской логистики и самого хранилища и чем занимается персонал во время смены. Для этого часто применяют фотографии в период функционирования подразделения. Но не стремитесь сразу увольнять всех пойманных на безделье и нарушении трудового режима: в первую очередь, по закону эта процедура будет тяжёлой, а во вторую – в процессе оптимизации и изменения порядков работники вам ещё пригодятся. Избавиться стоит только от непрофильного персонала.

4. Ликвидируйте лишние запасы. Многие предприятия грешат тем, что не производят расчёт запасов, а поддерживают количество товаров в хранилищах, прикидывая на глазок, чтобы не наблюдалось дефицита продукции. Пример из практики в области складской логистики: продажи компании росли, и управление приняло решение увеличить резервы. Денег на такие крупные приобретения у фирмы не было, и директор обратился в банк за кредитом. В то же время на предприятие были приглашены специалисты в области логистики, которые изучили статистику, запасы, продажи и выяснили, что продукции на складах запасено на два с лишним месяца. То есть они были переполнены и без дополнительных закупок.

5. Постройте грамотную систему управления запасами. Основной задачей логистики в компании является разработка грамотного менеджмента запасов. Руководство может разобраться в этом самостоятельно или прибегнуть к помощи профессионалов в сфере организации складской логистики. Для разработки хорошей системы для предприятия понадобится сделать следующие шаги:

  • классифицировать продукцию на складах (используют метод ABC / XYZ);
  • рассчитать наилучший уровень и размер запасов без избытка и недостатка товаров;
  • определить политику менеджмента закупок в каждом случае;
  • разработать способы планирования и контроля над пополнением резервов.

Но экономический прорыв может обеспечить оптимизация и контроль не только в сфере запасов собственно предприятия, но и управление складской логистикой у ваших клиентов и продавцов.

6. Проанализируйте, соответствует ли категория склада потребностям предприятия. Например, существуют хранилища категории А, но далеко не всякий товар нуждается в использовании именно этих помещений. Иногда это просто роскошь. Однако, чрезмерная экономия на том, какого уровня склад вы имеете, может привести к существенным потерям:

  1. Будет испорчен товар, так как окажется в неподходящих условиях хранения.
  2. Недостаточно квалифицированные работники склада могут также привести в негодность продукцию.
  3. В хранилищах с плохой системой учёта грузов и ленивой охраной часто происходят хищения товаров.
  4. Ошибки в процессе формирования заказов могут привести к штрафам и конфликтам с клиентами.

Выбирайте не только помещение, но и всё оборудование и машины только в соответствии с вашими целями.

7. Правильно размещайте запасы на складе. Складская логистика требует глубокого анализа способов хранения продукции. Обратите внимание: часто неликвидные товары занимают лучшие места, а вещи, на которые не падает спрос, располагаются где попало. Чтобы ускорить функционирование склада, увеличить использование его мощностей и оптимизировать сбор заказов, нужно перераспределить продукцию по участкам хранения в соответствии с её классификацией. Грамотное зонирование гарантирует совершенствование рабочих процессов.

8. Прислушивайтесь к мнению персонала. Японская практика кайдзен пригодится и в организации складской логистики предприятия. Если персонал самых нижних уровней будут чувствовать, что его предложения имеют вес, у вас появится бесценная информация по оптимизации процессов. Сотрудники сами помогут вам уменьшить число ошибок, улучшить сервис, ускорить работу и сократить траты.

9. Подведите итоги оптимизации. Когда все нововведения будут запущены, а реформы на складе завершены, обязательно задокументируйте весь процесс и пропишите каждый этап в регламенте: нормируйте время и способы приёма и отправки грузов, количество сотрудников в каждой зоне и т. д. Проведите обучение для персонала.

Установлено, что оптимизация складской логистики приводит к увеличению рентабельности компании (иногда рост составляет 30%), при этом сокращая себестоимость конечного товара на рынке. Предприятие с грамотным складом ощутимо экономит на затратах и наращивает свою прибыль. Хорошая система хранения становится надёжным звеном во всей цепи логистики фирмы.

Цель управления складом заключается в создании взаимосвязан­ной системы потоков и организации управления ею на основе прин­ципов устойчивости и адаптивности для достижения максимальной эффективности логистической системы в целом. Объектом логисти­ческого управления складом являются потоки, проходящие и цир­кулирующие на складе. Выделяют три основных вида потоков - ма­териальные, информационные и финансовые.

На складе обрабатываются по крайней мере три вида потоков - входные, выходные и внутренние. Наличие входного потока означает необходимость разгрузки транспорта, проверки количества и каче­ства прибывшего груза, проверки товаросопроводительных докумен­тов и т. д. Выходной поток обусловливает необходимость погрузки транспорта, подготовку товаросопроводительных и грузовых доку­ментов. Внутренний поток обусловливает необходимость перемеще­ния и грузопереработки товарно-материальных ценностей внутри склада и оформления складских документов. На складе входные по­токи преобразуются в выходные, т. е. в результате переработки гру­зов могут изменяться такие параметры транспортных партий, как их величина, состав, число наименований грузов, упаковка, параметры отдельных грузовых складских единиц, время приема и выдачи и др. Характеристики входного грузопотока складской системы формиру­ются под влиянием специфических особенностей работы грузоот­правителей или предприятий - изготовителей продукции и системы транспорта, доставляющего грузы на склады. Параметры выходного грузопотока склада зависят от типа и характеристик снабжаемых че­рез склад потребителей, специфики работы транспорта, доставляю­щего грузы со склада потребителям, организации складирования и переработки грузов. Управление складом заключается в поддержании стабильности выходных параметров потоков, определенных услови­ями договора и т. п.

Организация процесса по перемещению и распределению товаров требу­ет наличия соответствующей системы управления, позволяющей решать сле­дующие задачи:

1. Осуществлять взаимодействие и координацию выполняемых работ в раз­личных подразделениях компании.

2. Осуществлять планирование деятельности компании на краткосрочную и среднесрочную перспективу.

3. Формировать стратегию развития компании.

4. Рационально использовать собственные и имеющиеся на рынке возможности при организации перемещения и хранения товаров.

5. Создать единое информационное пространство и использовать программные продукты, позволяющие обеспечивать непрерывность выполнения необходимых операций и осуществлять контроль их выполнения.

6. Создать единую систему учета ТМЦ и документального оформления выполняемых операций.


7. Осуществлять анализ результатов деятельности как отдельных подразде­лений, так и компании в целом.

8. Добиваться повышения эффективности работы компании, ориентируясь на конечные показатели, не обращая внимания на возможные увеличения за­трат на отдельных участках в рамках технологического процесса.

Система управления логистическими операциями базируется на опреде­лении основных процессов в деятельности компании, создании соответст­вующей организационной структуры компании, внедрении в компании корпоративного стандарта управления и разграничении полномочий участ­ников процесса.

Корпоративный стандарт является организационным и технологическим основанием автоматизации и всегда ей предшествует. Корпоративный стан­дарт представляет собой соглашение о единых правилах организации техно­логии и управления. При этом за основу корпоративных стандартов могут приниматься отраслевые, национальные и даже международные стандарты. Они образуют целостную систему, которая включает три вида стандартов:

На продукты и услуги;

Процессы и технологии;

Формы коллективной деятельности, или управленческие стандарты.

С точки зрения стратегии развития корпоративной информационной систе­мы ключевое значение имеют управленческие стандарты. В международном сообществе ведение бизнеса и организации управления в компании основы­вается на стандартах серии ISO 9000.

Так как уровень развития белоруской экономики пока значительно отстает от западной, то имеет смысл воспользоваться существующими и доказавши­ми свою состоятельность разработками и технологиями, используемыми за­падными компаниями. Однако, беря лучшее в организации бизнеса у западных компаний, следует учитывать специфику нашей экономи­ки, уровень развития производственных отношений и менталитет населения. Не следует бездумно копировать западные технологии и использовать про­граммные продукты при разработке и внедрении их в бизнес компании.

Непонимание руководителями (владельцами) компании роли и значения складских операций в ведении бизнеса ведет к временным и материальным потерям. Не совершенствуя материально-техническую базу и работая по старым технологиям, нельзя добиться положительных результатов. Не со­вершенствуя систему и структуру управления не только в рамках организа­ции логистического процесса, но и в целом на предприятии, трудно, а зача­стую уже невозможно быть конкурентоспособным на современном рынке товаров и услуг .

Логистика

складирования

Склады в логистике.

Современный крупный склад (тарных и штучных грузов) представляет собой сложное техническое сооружение,

которое состоит из множества различных подсистем (комплекс зданий, совокупность перерабатываемых грузов, си-

стема информационного обеспечения) и элементов, имеющих определенную структуру, объединенную для выполне-

ния конкретных функций по преобразованию материальных потоков.

В логистике склад – это место преобразования материальных потоков, направленных на удовлетворение по-

требностей клиентской базы. Логистика занимается не управлением складом (это задача заведующего складом), а

управлением товарными потоками, проходящими через склад и складскую сеть.

Одна из задач логиста состоит в том, чтобы обеспечить оптимальное функционирование логистической инфра-

структуры. Применительно к складу это означает управление товарными потоками таким образом, чтобы обеспечить согласование характеристик выходящего потока (со склада) с входящим потоком (на склад) при оптимизации всех имеющихся на складе ресурсов: складских мощностей, технических средств, складского персонала. реализация этой задачи требует от логистики в первую очередь умения планировать товарные потоки.

Роль и место склада в логистической системе.

Функционирование логистической системы направлено на удовлетворение потребностей клиента, или на до-

стижение конечного результата, выражающегося в обеспечении высокого уровня обслуживания клиента, что в конеч-

ном счете достигается эффективной доставкой в соответствии с требованиями потребителя, но при условии мини-

мального использования затрат и ресурсов.

Если рассматривать материальный поток в логистике от источника сырья до конечного потребителя, то он про-

ходит несколько областей, каждая из которых характеризуется определенными функциями.

Во-первых, это область обеспечения производства готовой продукции, основной функцией которой является бесперебойное снабжение производства материально-производственными ресурсами.

Во-вторых, это область обеспечения производства готовой продукции, функцией которой является обеспечение функционирования производственного процесса.

В-третьих, область распределения готовой продукции, основной функцией которой является бесперебойное обеспечение потребителей готовой продукции при полном удовлетворении их спроса.

Таким образом, логистическая система, начинающаяся от первичного поставщика сырья и материалов и закан-

чивающаяся конечным потребителем, охватывает три базисных функциональных области:

- область снабжения производства материальными ресурсами

- область обеспечения производственного процесса готовой продукции

- область распределения готовой продукции.

Примечательным является тот факт, что в большинстве случаев функциональные области логистики начинаются и заканчиваются складами. Склад одновременно является границей этих областей и соединительным элементом движения материальных потоков между участниками логистической системы.

Функциональное деление логистической системы по областям укрупнено можно определить как:

- логистика снабжения

- логистика обеспечения производственных процессов

- логистика распределения.

Между функциональными областями логистики существует тесная взаимосвязь. Цель логистики может быть достигнута лишь при полной согласованности функционирования всех указанных областей. Современная интегриро-

ванная логистика предполагает сквозное управление потоками логистической системы, проходящими через все ее звенья. Такой интегрированный подход требует объединения различных функциональных областей и их участников в рамках единой логистической системы в целях ее оптимизации. Стремление к объединению снабжения, производ-

ства и распределения высказал еще Д. Дж. Бауэрсокс, считая это возможной единственной перспективой в решении вопросов достижения целей в рамках логистической системы. В этом смысле важнейшей задачей на будущее можно выделить создание единой системы управления упорядоченным и эффективным складированием, поскольку именно через складирование связаны между собой все участники логистической системы, проводящие материальный поток.

Логистический подход в управлении складами, как основной части логистической инфраструктуры, требует централизованного управления складским хозяйством. На производстве это означает объединение складов снабже-

ния, производственных складов и складов готовой продукции под единым началом службы логистики. Управление складской сетью на полигоне обслуживания (на макроуровне) также должно объединять систему складов.

Со склада начинается и складом заканчивается как все функциональные области логистики, так и товародвиже-

ние внутри каждого звена логистической системы. Это делает возможным получение точной информации и состоя-

нии и местонахождении товарных запасов в любой момент – от выхода у источника сырья до получения товара ко-

нечным потребителем.

Наконец мы подошли к одной из важнейших ролей склада, которой является преобразование грузовых пото-

ков. На всех складах независимо от их места в логистической системе происходит преобразование входящего матери-

ального потока (по размерам, составу и времени) в выходящую партию в соответствии с заказами потребителей. По-

этому склад можно рассматривать как основной преобразователь материального потока ЛС от поставщиков матери-

альных ресурсов до поставки готовой продукции конечному потребителю. При этом вся деятельность склада должна быть направлена на оптимизацию не только самого склада, но и логистической системы.

В современных условиях развития бизнес уже давно не ставит цель максимизации товарных запасов по прин-

ципу «на всякий случай». В управлении запасами компании ориентируются на оптимизацию товарных запасов и на быструю их оборачиваемость. Для склада это означает, что организация процесса грузопереработки должна быть нацелена на обеспечение интенсивности входящих и выходящих грузопотоков и требуемого уровня обслуживания клиентов. Такая позиция затрагивает все аспекты политики складирования и деятельности склада, начиная с проект-

ных решений (например, увеличение количества ворот под разгрузку и погрузку) и технического оснащения склада

(более производительная техника) и заканчивая технологией обработки грузов.

С позиции логистики склад предназначен не для хранения грузов, а для преобразования грузопотоков. На этом принципе основано одно из основных направлений современной политики складирования – «кросс-докинг». Сущ-

ность складирования по принципу «кросс-докинг» совпадает с основным назначением склада в логистической систе-

ме. Данный принцип заставляет кардинально менять складскую технологию грузопереработки, обеспечивая в первую очередь процессы приемки и высокую скорость выполнения комплектации заказов, что затрагивает планирование складских площадей. С точки зрения планирования складских площадей предпочтение отдается площадям для при-

емки и комплектации, а зона хранения либо сводится к минимуму (1-2 дня), либо отсутствует.

Основные причины использования складов в логистической системе.

- координация и выравнивание спроса и предложения в снабжении и распределении;

- уменьшение логистических издержек при транспортировке (экономичные партии доставки);

- обеспечение максимального удовлетворения потребительского спроса (максимальный уровень сервисного обслуживания);

- создание условий для поддержания активной стратегии сбыта;

- увеличение географического охвата рынка сбыта (увеличение территориального охвата рынка);

Бесперебойное снабжение конечных потребителей и возможность организации них товарных запасов;

Обеспечение гибкой политики обслуживания, особенно в системах с независимым спросом.

Особенности функционирования складов в различных функциональных областях логистики: снабжения, производ-

ственных процессов и распределения.

В каждой функциональной области (снабжение, производство, распределение) функционирование склада свя-

зано с определенной специализацией и назначением, а также местом склада в логистической системе. Эти особенно-

сти отражаются как на функциях, так и на задачах склада. При этом характер функциональной области системы логи-

стики влияет на решение задач логистики складирования: выбор формы собственности склада, размещения склад-

ской сети, техническую оснащенность склада, систему складирования и организацию складского процесса. В самом общем виде эта связь может быть отражена следующим образом:

Склады логистики снабжения специализируются на хранении сырья, материалов, комплектующих и другой продукции производственно назначения, и осуществляют снабжение прежде всего производственных потребителей.

Ориентируясь на особенности переработки грузопотоков, можно выделить:

- склады сырья и материалов (груз в жидком или сыпучем состоянии). Для них характерна переработка одно-

родных грузов, поступающих большими партиями, интенсивными грузопотоками, с ритмичным графиком поставки потребителю, относительно постоянной оборачиваемостью. Для таких складов возможно обеспечение высокого уровня механизации и даже автоматизации грузопереработки. Ориентиром может служить основной процесс произ-

водства (механизированный или автоматизированный);

- склады продукции производственного назначения (комплектующих, вспомогательных материалов) работают,

как правило, с тарными и штучными грузами с высокой массой, относительно однородной номенклатуры, большими объемами переработки, поэтому здесь применим высокий уровень механизации и автоматизации складских работ,

который также диктуется особенностями производственного процесса.

Склады производственной логистики входят в состав организационной системы производства и предназначе-

ны для обеспечения производственного процесса. На этих складах хранятся запасы незавершенного производства,

приборы и инструменты, запчасти и т.п. Переработка на этих складах связана с относительно постоянной номенклату-

рой груза, поступающего со склада с определенной периодичностью и малым сроком хранения, что позволяет доби-

ваться автоматизированной обработки груза или высокого уровня механизации производимых работ. Однако ключе-

вым фактором, влияющим на уровень технической оснащенности склада, является основной производственный про-

Склады распределительной логистики служат для поддержания непрерывности движения товаров из сферы производства в сферу потребления. Основное их назначение заключается в преобразовании производственного ас-

сортимента в торговый ассортимент и в бесперебойном обеспечении различных потребителей, включая розничную

сеть. Они могут принадлежать как производителям (склады готовой продукции, распределительные склады произво-

дителя), так и предприятиям торговли:

Склады готовой продукции и распределительные склады производителейв различных регионах сбыта (цен-

тральные и филиальные склады) занимаются складированием тарных и штучных грузов относительно однородной продукции (в пределах ассортиментного перечня одного изготовителя) с быстрой оборачиваемостью, реализуемых крупными партиями. Это дает возможность осуществлять автоматизированную и высокомеханизированную перера-

ботку груза;

- склады оптовой торговли товарами народного потребления в основном снабжают потребителей-

производителей (например, строительные компании), другие оптовые компании, розничную сеть и сферу услуг. В

силу своего назначения такие склады концентрируют запасы с широкой номенклатурой груза и неравномерной обо-

рачиваемостью (иногда сезонного спроса) товара, реализуемого различными партиями поставки (от одной грузовой единицы до вместимости полного автотранспортного средства). Складская сеть оптовых предприятий может вклю-

чать распределительные, подсортировочные и распределительно-подсортировочные склады. Уровень технического оснащения таких складов может сильно отличаться друг от друга. Например, распределительные склады могут осна-

щаться оборудованием, обеспечивающим автоматизированную или высокомеханизированную обработку грузов, а

склады подсортировочные, ведущие комплектацию на уровне транспортной тары и единиц товара, предпочтительнее оснащать оборудованием, обеспечивающим высокомеханизированную или механизированную грузообработку (воз-

можно, даже с ручной комплектацией заказа). Однако современные автоматизированные системы комплектации

(как правило, на основе гравитационных стеллажей) становятся незаменимыми для подсортировочных складов при значительном (несколько тысяч) товарном ассортименте мелких товаров, разнообразных заказов и большого количе-

ства клиентов;

Склады розничной торговли ведут снабжение розничной торговой сети. Как и на оптовых складах здесь хра-

нятся товары очень большого ассортимента. Реализация со склада осуществляется мелкими партиями частыми по-

ставками. Такие склады, как правило, не бывают крупными, поэтому на них рациональнее всего вводить механизиро-

ванную обработку груза при ручной комплектации заказа, поскольку практически всегда идет расформирование по-

ступающей на склад грузовой единицы (поддон, контейнер). Исключением могут являться центральные склады сете-

вой розницы, выполняющие функцию распределительных центров.

Отдельно можно выделить склады транспортных организаций , предназначенные для временного складиро-

вания, связанного с экспедицией материальных ценностей. Сюда относятся склады железнодорожных станций, гру-

зовые терминалы автотранспорта, морских и речных портов, терминалы воздушного транспорта. По характеру опера-

ций грузопереработки они относятся к транзитно-перевалочным. Срок хранения грузов сведен к минимуму, так как целью существования такого склада является эффективное и своевременное снабжение клиентов посредством пере-

валки с одного вида транспортного средства на другой. Грузы поступают и отправляются крупными партиями, при этом поступающая грузовая единица (поддон или контейнер) на складе не расформировывается. На таких складах необходимо применение высокого уровня механизации. Группа этих складов может находиться как в снабжении, так и в распределении.

Современный бизнес уже не может обходиться без складов логистических посредников , которые предлагают складские услуги любым клиентам, как производителям, так и предприятиям торговли и сферы услуг. Разнообразие

клиентской базы с различными товарными потоками и требованиями к обслуживанию делают целесообразным внедрение на таких складах универсальных технологических решений с высоким уровнем технического оснащения,

как правило, высокомеханизированных процессов грузопереработки.

Функции и задачи складов в логистике.

Склад, как и любой элемент логистической системы, должен осуществлять свою деятельность с позиции эффек-

тивности всей системы. Из этого следует, что склады в рамках логистической системы должны выполнять следующие функции:

Выравнивание интенсивности логистических потоков в соответствии со спросом потребителя. Склад должен играть не просто роль буфера между поставщиком и потребителем, но и гибко реагировать на изменения спроса ма-

неврированием соответствующей партии поставки, увеличивая ее или уменьшая. Интенсивность означает изменение объема груза в течение единицы времени. Условия интенсивности материального потока устанавливаются потреби-

телем, т.е. каждым последующим звеном логистической системы. Поэтому если рассматривать логистическую систе-

мы в целом, то основным диктующим звеном становится конечный потребитель.

Преобразование ассортимента внутри материального потока в соответствии с заказом клиента – создание необходимого ассортимента для выполнения заказов клиентов. Особое значение данная функция приобретает в рас-

пределительной логистике, где торговый ассортимент включает огромный перечень товаров различных производи-

телей, отличающихся функционально по размеру, форме, цвету и т.п.

Создание нужного ассортимента на складе ведет к эффективному выполнению заказов потребителей и осу-

ществлению более частых поставок в объеме, который требуется клиенту.

Обеспечение концентрации и хранения запасов . Позволяет выравнивать разницу между выпуском продукции и ее потреблением и дает возможность осуществлять непрерывное производство и снабжение на базе создаваемых товарных запасов. В распределительной системе хранение товаров необходимо также в связи с сезонным потребле-

нием некоторых из них и для гибкого реагирования на любые изменения потребительского спроса. Стремление к максимальному повышению уровня обслуживания клиентов требует значительного увеличения запасов на складе поставщика.

Сглаживание асинхронности производственного процесса. Это функция производственных складов, а именно складов незавершенного производства (промежуточной продукции). Речь идет о выравнивании технологических и организационных асинхронных моментов между отдельными рабочими операциями производственного процесса.

Унитизация партии отгрузки . Многие потребители заказывают со складов партии «меньше, чем вагон» или

«меньше, чем трейлер», что значительно увеличивает издержки, связанные с доставкой таких грузов. Для сокраще-

ния транспортных расходов склад может осуществлять функцию объединения (унитизацию) небольших партий грузов для нескольких клиентов до полной загрузки ТС.

Предоставление услуг. Склад активно участвует в осуществлении политики обслуживания предприятий через предоставление разнообразных услуг. Благодаря услугам склада обеспечивается сервис продажного и послепродаж-

ного обслуживания. Эта функция имеет особо важное значение в распределительной логистике, где высок уровень конкуренции. Среди основных услуг можно выделить четыре группы:

Материальные – услуги, связанные с выполнением операций по повышению технологической готовности продукции к производственному потреблению согласно заказам потребителей в системе снабжения. Например,

нарезка, раскрой, расфасовка в мелкую тару, подбор комплектов, составление колеров красок и другие услуги. В си-

стеме распределения эта группа услуг связана с подготовкой товара к продаже и приданием ему товарного вида.

- организационно-коммерческие – услуги, направленные на повышение эффективности процессов товарно-

денежного обмена, включающие в себя реализацию излишних материальных ценностей путем перераспределения, а

также на комиссионных началах; реализацию промышленных отходов предприятий; сдачу в аренду оборудования,

техники, аппаратуры и т.п.

Складские – услуги, связанные с выполнением операций складирования за оплату, прием материальных цен-

ностей на временное хранение, сдача в аренду складских площадей.

- транспортно-экспедиционные – услуги, связанные с доставкой грузов клиентам собственным или арендо-

ванным транспортом.

В рамках системы логистики склад решает весьма разнообразные задачи:

Своевременное предоставление товаров и услуг потребителям, обеспечивая максимальный уровень обслужи-

вания клиентов;

Концентрация и пополнение запасов при оптимальных затратах на основе учета запасов в натуральном и сто-

имостном выражениях;

Защита производства и потребителей от непредвиденных обстоятельств (отсутствие товаров у поставщика, за-

бастовка, катастрофы и т.п.);

Сбалансирование увеличения темпов роста производства и объемов производимой продукции при росте спроса.

Склад решает и традиционные задачи, связанные с осуществлением технологического процесса переработки грузов:

- максимальное использование складских площадей;

- рациональное ведение погрузочно-разгрузочных и складских работ;

- эффективное использование складского оборудования;

- устранение потерь товаров при их складской обработке, хранении;

- подготовка товара к продаже: маркировка, специальная упаковка.

Основные признаки систематизации складов.

Разнообразие видов складов в ЛС, выполняемые ими функции и задачи, особенности перерабатываемых гру-

зов и т.д. требуют их обязательной систематизации. Цель классификации складов в логистике состоит в выявлении тех или иных признаков систематизации складского объекта как элемента ЛС, влияющего на особенности продвижения материального потока.

Общепринятая (еще во времена СССР) классификация складов предполагает систематизацию складов по сле-

дующим основным признакам (табл.1.1):

- по отношению к базисным функциональным областям;

- по виду продукции, по форме собственности;

- по функциональному назначению;

- по отношению к участникам ЛС;

- по товарной специализации;

- по технической оснащенности;

- по виду складских зданий (сооружений);

- по наличию внешних транспортных связей.

Классификация складов в логистике. (см.ниже)

Стратегические проблемы складирования.

Стратегические проблемы логистики складирования требуют решения ряда задач, которые можно разделить

- задачи, связанные с формированием складской сети;

- задачи по разработке конкретного складского хозяйства.

Складская сеть в общем виде представляет собой комплекс объектов складского назначения, размещенных

на определенной территории и обеспечивающих снабжение соответствующих потребностей.

Складская сеть состоит из отдельных элементов – складов со своей инфраструктурой и ее можно отнести к мик-

рологистической системе. Формирование микрологистической системы или разработка складской сети является пер-

вой проблемой стратегического уровня и решается, как правило, в связи с изменением внешних условий рынка или стратегических направлений в деятельности компании. Обычно это происходит при изменении стратегий охвата рын-

ка и выборе интенсивного распределения, а также при стратегии выхода на новые регионы сбыта или увеличение объема продаж. В этом случае ориентиром распределения складских мощностей «на полигоне обслуживания» явля-

ется определение службой маркетинга перспективных районов сбыта и объемов продаж в каждом потенциальном регионе.

Стратегия формирования складской сети является первой проблемой логистики складирования, и решение ее предусматривает 4 тесно связанных между собой задачи:

1)Определение общего числа складов в складской сети (включая центральные, региональные и филиальные скалды), обеспечивающих охват всего региона сбыта при условии бесперебойного снабжения клиентов;

2) Размещение складов в сети на всей географии потребительского рынка(выбор как региона, так и конкрет-

ного места расположения каждого склада);

3)Выбор стратегии складирования запасов на складах (определение принадлежности каждого склада склад-

ской сети с позиции формы собственности, где предполагается накопление товарных запасов)

4) Выбор системы товароснабжения складов в складской сети(централизованное или децентрализованное снабжение).

В общем виде процедура формирования складской сетивключает:

- прогнозирование спроса на реализацию товаров (услуг);

- планирование регионов сбыта и объемов продаж в каждом регионе;

- планирование потребностей в складских мощностях и количестве складов в складской сети, обеспечива-

ющих весь рынок сбыта;

- анализ потенциальных складских мощностей (собственных, предлагаемых в аренду, складские мощности логистических посредников) в каждом регионе;

- разработку программы размещения складской сети (определение количества складов и их размещение в регионах);

- выбор стратегии складирования запасов (формы собственности склада);

- определение рациональной формы товароснабжения складской сети.

Вторая проблема (или вторая категория стратегических задач), решаемая после формирования складской сети,

связана с проектированием складского хозяйства для каждого региона. Разработка проектов складского хозяйства

осуществляется только в тех случаях, когда при формировании складской сети компания решает использовать соб-

ственные или арендуемые склады. В случае использования услуг логистического посредника проблемы складского хозяйства и все задачи, связанные с этим, перекладываются на провайдера логистических (складских) услуг.

Основными задачами, которые решаются в рамках разработки складского хозяйства, являются:

1) Проектирование генплана на выбранном участке застройки; 2) Определение параметров складского зданияс учетом перспективных грузопотоков (как правило, прогнози-

руемого на три-пять лет), уровня технического оснащения склада и конструкции здания или сооружения;

3) Разработка оптимальной системы складирования(ССК):

- выбор модулей ССК, в том числе рациональной складской грузовой единицы, а также технологического и подъемно-транспортного оборудования;

- разработка конкурентоспособных вариантов объемно-планировочных решений на складе с учетом пред-

полагаемых технологических решений грузопереработки;

Выбор оптимального (возможно, рационального) варианта объемно-планировочных решений (на основе критериев оптимизации), обеспечивающего максимальное использование складских мощностей при усло-

вии минимизации общих затрат на его создание и эксплуатацию.

Для решения указанных выше задач требуется совокупность процедур выбора, представляемая в упрощен-

ном виде пятью этапами:

- определение проблемы

- формирование ограничений и критериев для принятия решений

- выявление альтернатив

- оценка альтернатив

- окончательный выбор.

Методология системного подхода на уровне формирования складской сети предприятия.

Методология – учение о структуре, организации, методах и средствах деятельности.

Методология логистики складирования дает характеристику компонентов научного исследования ЛС – объекта,

предмета анализа, задачи (проблемы) исследования, совокупности исследовательских средств, необходимых для задачи данного типа, а также формулирует представление о последовательности процесса решения задачи.

Наиболее важными точками приложения методологии являются:

- постановка проблемы

- определение объекта и предмета исследования

- построение научных основ синтеза и анализа систем .

В зависимости от уровня решения проблем в логистике складирования объектом исследования могут рассмат-

риваться: на макроуровне – складская сеть; на микроуровне - складское хозяйство, включая сам склад.

Как и любая логистическая система, складская сеть представляет собой сложную технико-экономическую си-

стему, анализ и синтез которой должен базироваться на системном подходе и соответствующей методологии логи-

Практически на каждом более или менее крупном производственном или торговом предприятии есть склады для хранения какой-либо продукции. Организация деятельности склада является важным этапом развития фирмы. Сегодня мы с вами рассмотрим понятие, цели и методы складской логистики, а также узнаем, как она организовывается на предприятиях.

Общая информация

Складом называют помещение, в котором осуществляется следующие процедуры: приемка, хранение, распределение, обработка грузов, а также их выдача по назначению. Основная задача склада - накопление запасов и снабжение заказов. Управление складом необходимо для того чтобы запасы:

  1. Всегда были в наличии.
  2. Не портились и не залеживались.
  3. Вовремя доставлялись на склад и отправлялись на поставку.

Складская логистика представляет собой технологию управления запасами предприятия и их передвижениями. Данная система является неотъемлемой частью системы доставки грузов. Поэтому транспортная и складская логистика тесно связаны друг с другом.

Функции склада

Грамотно организованный склад выполняет такие функции:

  1. Контроль поставок - формирование ассортимента. Недостаток запасов недопустим, ровно, как и их переизбыток. И то и другое влечет за собой увеличение расходов фирмы.
  2. Унитизация партий - формирование больших партий из мелких. Обеспечивает своевременную поставку разным компаниям-заказчикам.
  3. Приемка товара и его отгрузка. Данная функция наиболее тесно объединяет складскую логистику с транспортной. К ней также относятся такие второстепенные операции, как сверка количества, проверка качества, обработка товара, и обработка документов.
  4. Складирование и хранение грузов.
  5. Прочие логистические услуги: распаковка, фасовка, и сборка продукции, а также тестирование приборов.

На складе продукция может передвигаться в рамках таких потоков:

  1. Входящий. Грузы, прибывшие на склад, необходимо разгрузить, проверить их количество и обработать сопровождающую их документацию.
  2. Внутренний. На территории склада грузы перемещают, сортируют, обрабатывают, формируют в партии. Кроме того, в этот поток входит оформление складских документов на продукцию.
  3. Исходящий. Прежде чем отпустить со склада продукцию, ее нужно упаковать, погрузить и подготовить соответствующую документацию.

Какими бывают склады

В системе складской логистики склады классифицируют по ряду признаков.

По назначению:

  1. Производственные (цеховые и заводские).
  2. Транзитно-перевозочные. Действуют при морских портах, железнодорожных станциях или аэропортах. Необходимы для непродолжительного хранения грузов, в промежутках между основными перемещениями.
  3. Таможенные. В них товары хранят перед проходом через таможню.
  4. Досрочного завоза. Действуют для подготовки ассортимента в местах, где имеет место сезонность продаж.
  5. Сезонного хранения. Необходимы для хранения сезонных товаров.
  6. Резервные. Оборудуются для хранения запасов на случай непредвиденных ситуаций.
  7. Оптово-распределительные. Нужны для нормального функционирования товаропроводящей цепочки.
  8. Коммерческие. Предоставляются в аренду различным пользователям.
  9. Розничных торговых компаний.

По конструкции:

  1. Открытые.
  2. Закрытые.
  3. Полузакрытые (к примеру, с использованием навесов).
  4. Многоэтажные.

По условиям хранения:

  1. Универсальные (общего назначения).
  2. Специализированные (к примеру, для замороженных продуктов).
  3. Резервуары для жидкостей.
  4. Хранилища.
  5. Для опасных веществ.

По виду товаров:

  1. Готовой продукции.
  2. Сырья или полуфабрикатов.
  3. Отходов и остатков.
  4. Инструментов.

По взаимодействию с другими звеньями логистической системы, бывают склады:

  1. Производителя.
  2. Экспедиторской организации.
  3. Транспортной организации.
  4. Посреднической компании.
  5. Торговой фирмы.

По уровню оснащенности:

  1. Частично механизированные.
  2. Полноценно механизированные.
  3. Автоматизированные.
  4. Автоматические.

Организация складской логистики: принципы

Формирование системы складской логистики включает в себя такие этапы:

  1. Расчет площади складов и их количества.
  2. Выбор между строительством своего склада или арендой чужого.
  3. Выбор месторасположения склада.
  4. Выбор системы складирования и управления товарами.
  5. Оборудование склада.
  6. Налаживание потоков информации.
  7. Наем и обучение сотрудников.
  8. Запуск склада.
  9. Контроль складируемой продукции.

Количество, площадь и расположение

Количество складов и их площадь сильно сказываются на рентабельности предприятия. Чем меньше складов в разных точках, тем больше нужно тратить средств на транспортировку. С другой стороны - чем больше складов, тем дороже обходится их содержание. Поэтому прежде чем определиться с количеством складских помещений, нужно сопоставить все расходы с ожидаемыми доходами. Определяясь с участком под склад, нужно ориентироваться на минимизацию трат на транспортировку продукции.

Свой или арендуемый склад?

Функции складской логистики можно реализовывать на собственном складе, а можно передать их другой компании в рамках аутсорсинга. Как правило, к последнему варианту прибегают те фирмы, которые еще не располагают достаточным количеством средств для строительства личного склада.

По сравнению с самостоятельной организацией склада, аренда чужого помещения:

  1. Обходится дороже. В свой склад нужно вложить деньги только один раз, а за аренду нужно платить постоянно.
  2. Снижает перспективы роста фирмы.
  3. Повышает качество услуг.
  4. Ускоряет наработку навыков.

Чтобы решить, какой вариант выбрать, нужно взвесить затраты на аренду и строительство, а также срок, за который они окупаются.

Как выбрать компанию аутсорсинга?

Если вы решили все-таки воспользоваться услугами сторонниц лиц, то обратите внимание на такие моменты:

  1. Если фирма крупная, то она должна связываться единым информационным потоком.
  2. Компания должна быстро обрабатывать заказы и точно их выполнять.
  3. Опыт работы в данной отрасли - едва ли не самый важный показатель.
  4. Прежде чем воспользоваться услугами фирмы, стоит обратить внимание на отзывы предыдущих клиентов.
  5. Хорошая фирма должна предоставлять широкий спектр услуг, помимо складирования. Это могут быть, к примеру, транспортные услуги и таможенная логистика. Это очень удобно, так как транспортная и складская логистика тесно связаны друг с другом.

Система складирования

Организация складской логистики подразумевает мероприятия по подбору:

  1. Складской единицы (цистерны, ящики и прочее).
  2. Вида складирования (блоками, штабелями, стеллажами и так далее).
  3. Вида хранения (сортовой, партионный, партионно-сортовой, по наименованиям).
  4. Спецтехники.
  5. Системы комплектации продукции.

Рациональная планировка

На этапе планировки склада нужно разработать схему размещения запасов, а также предусмотреть возможность ухода, контроля и наблюдения за ними. Чем рациональнее планировка, тем эффективнее складская логистика. На этом этапе нужно учесть объемы поступлений и отгрузки, а также их частоту. Товары частого спроса размещают ближе к зоне отгрузки, а остальные - подальше, чтобы не мешали.

Рациональная планировка складского помещения включает в себя:

  1. Определение рабочих зон.
  2. Эффективное использования пространства.
  3. Использование универсального оборудования.
  4. Обустройство максимально открытого пространства, с минимумом колонн и стен.
  5. Использование пустого пространства над стеллажами.
  6. Обустройство вспомогательных помещений (бытовых, административных, технических и так далее).

Правильная укладка продукции предполагает что:

  1. Товар располагается по пути следования, по обе стороны от коридора.
  2. Упаковка поворачивается к коридору.
  3. На верхних стеллажах размещаются товары долго хранения.

В обязательном порядке склад необходимо оборудовать:

  1. Коммуникациями.
  2. Стеллажами.
  3. Вентиляцией или кондиционированием.
  4. Средствами противопожарной безопасности.
  5. Охранными системами.

Организация потока информации

Документацию, которая поступает с товаром, нужно не только обрабатывать, но и систематизировать. В любое время должна быть доступна информация по каждой единице товара, хранящегося на складе. Покидая хранилище, груз должен сопровождаться документами, описывающими его состояние и направление транспортировки.

Поток информации обрабатывается:

  1. В ручном режиме.
  2. В пакетном режиме.
  3. В режиме реального времени.
  4. В режиме онлайн.

К документации складского учета относятся:

  1. Первичные документы. Они сопровождают каждое перемещение товара, его поступление на хранение и выдачу заказчику. В них указывается количество продукта и его типа.
  2. Товаросопроводительные документы. К ним относятся: счет и накладная. Они сопровождают груз при его перемещении от поставщика к заказчику.
  3. Журнал поступления товара. Предназначен для учета первичных документов. Заполняется, когда товар поступает на склад.
  4. Доверенность на получение товара.
  5. Форма для регистрации выданных доверенностей.
  6. Приходной ордер для учета приемки перерабатываемых продуктов.
  7. Требование-накладная. Регистрирует перемещение товара между лицами и подразделениями внутри предприятия.
  8. Карточка учета материалов. Классифицирует товары и отслеживает их перемещение.
  9. Накладная на отпуск товара. Необходима в случае, когда груз нужно перевезти в стороннюю организацию или филиал.

Подбор сотрудников

Количество работников склада зависит от объемов бизнеса и может варьироваться от одного-двух сотрудников, до нескольких тысяч.

Основные должности склада:

  1. Заведующий. Отвечает за продукцию.
  2. Бухгалтер (контролер) склада. Производит учет товаров.
  3. Кладовщик. Принимает и выдает товар.
  4. Грузчик.
  5. Опертор-погрузчика.
  6. Упаковщик и комплектовщик. Сортируют и укомплектовывают продукцию.
  7. Маркировщик. Маркирует поступающие товары.
  8. Сторожа. Следят за сохранностью запасов в нерабочее время.

На кадрах экономить не стоит. Отдел складской логистики и каждый сотрудник отдельно должны четко понимать и свободно выполнять свои функции. Именно нерациональное использование кадров является одной из главных проблем складской логистики стран бывшего СНГ.

Контроль и управление

Оптимизация складской логистики - залог эффективного контроля над работой склада. Управление товаром считается состоявшимся, если в хранилище всегда есть столько товара, сколько необходимо для реализации. При этом запасы стоит рассматривать не как единое целое, а отдельно по каждому из наименований.

Система продвижения товара по каналам сбыта бывает трех видов:

  1. Тянущие каналы. Товар отгружается по мере поступления заказа.
  2. Толкающие каналы. Продукция выдается поставщикам по согласованному заранее графику.
  3. Комбинированные каналы. Предполагают использование компьютерной связи между производителем, посредником, продавцом и покупателем.

Современная складская логистика упрощается благодаря новым информационным системам, которые позволяют менеджеру отслеживать все процессы, не выходя из своего кабинета.

Упаковка

Транспортировка и хранение какого бы то ни было груза невозможна без тары и упаковки.

В складской логистике упаковка выполняет множество функций. Вот главные из них:

  1. Защитная. Грамотно подобранная упаковка защищает продукцию от влияния внешней среды на всех стадиях транспортировки и хранения.
  2. Складские, манипуляционные и транспортные. Упаковка должна выдерживать погрузку и разгрузку товара. Кроме того, ее форма должна способствовать удобному складированию и беспрепятственным манипуляциям.
  3. Информационная (идентификационная). По упаковке можно узнать наименование товара, кто его изготовил, срок хранения и прочее.
  4. Утилизационная. Системы складской логистики также включают в себя вторичное использование и переработку упаковки.

Тарой называют разновидность упаковки, которая используется на стадиях транспортировки, погрузки, разгрузки и складирования, для предотвращения повреждений продукции.

Тара классифицируется по ряду признаков:

  1. Материал: деревянная, металлическая, стеклянная, или комбинированная.
  2. Габариты: крупно- и малогабаритная.
  3. Время использования: одноразовая, возвратная и оборотная.
  4. Крепость: жесткая, полужесткая и мягкая.
  5. Устройство: разборная, складная, неразборная, разборно-складная.
  6. Свойства: негерметичная, сохраняющая температуру или давление.
  7. Доступ: открытая или закрытая.
  8. Назначение: транспортировочная или потребительская.

Складская логистика в странах СНГ

На сегодняшний день логистика складского хозяйства в странах постсоветского пространства развита весьма слабо. Это объясняется:

  1. Отсутствием квалифицированных кадров.
  2. Слабой инфраструктурой логистики.
  3. Устаревшими технологиями логистики.
  4. Отсутствием знаний об управлении складов.
  5. Непониманием проблем предприятия со стороны руководства.

Тем не менее, спрос на услуги складов растет ежегодно, а значит, для развития отрасли есть серьезный стимул. Управление складской логистикой не стоит недооценивать - это весьма кропотливый труд, нуждающийся в постоянном внимании. Ни один склад, даже самый маленький, не сможет нормально функционировать, если его процессы не будут контролироваться. Необходимо взращивать профессиональных складских логистов. И тогда вполне вероятно, что и в наших широтах будут достигнуты мировые стандарты складской логистики.