«Коста Конкордия»: как это было. Самые известные в мире морские катастрофы

Затонувшие корабли могут многое рассказать о той эпохе, когда они бороздили моря и океаны. Однако каждый из них пережил трагическую гибель тех, кто оказался на борту в роковую минуту. До сих пор затонувшие корабли хранят свои тайны под толщей морских вод. Попытаться разгадать загадки кораблей призраков сегодня может любой более или менее подготовленный дайвер. Однако не каждый любитель подводного плавания сумеет проникнуть внутрь корабля. Современное оснащение и специальная подготовка помогут решить и эту проблему. Поэтому сегодня каждый желающий прикоснуться к подводным тайнам затонувших кораблей сможет себе это позволить в качестве интересного туристического развлечения.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 31 марта:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFT1500guruturizma - промокод для туров в Таиланд от 80 000 руб

До 31 мая предлагает промокоды на туры в экзотические страны - Доминикана, Мексика, Ямайка, Индонезия, Куба, Маврикий, Мальдивы, Сейшелы, Танзания, Бахрейн. Количество туристов в туре – от 2-х взрослых.

  • Промокод на 1 000 ₽ «LT-EXOT-1000» для туров от 7 ночей
  • Промокод на 1 500 ₽ «LT-EXOT-1500» для туров от 8 до 12 ночей
  • Промокод на 2 000 ₽ «LT-EXOT-2000» для туров от 13 ночей

Военный корабль «Сириус» был отправлен в боевое плавание в 1797 году. Этот сорокаметровый фрегат не раз участвовал в морских сражениях и в большинстве случаев одерживал победу над противником. Однако в неравном бою, разгоревшемся в конце августа в 1810 году между британской и французской флотилиями, фрегат попал на коралловые рифы. Непобедимый до той поры «Сириус», получив пробоину, стал уязвимым, и французские корабли один за другим палили из своих орудий по британскому фрегату до тех пор, пока не отправили его на дно. На глубине около 25 м корабль находится и поныне. Конечно же, за столь длительное время его обжили многие морские обитатели. Но до сих пор у юго-восточного берега острова Маврикий можно разглядеть корпус фрегата и следы последнего боя «Сириуса» — разорванные снарядами пушки и другие орудия, лежащие на дне вокруг корабля.

Паром Зенобия

Гибель огромного парома «Зенобия» можно назвать уникальной не только из-за того, что во время его крушения не пострадал ни один член экипажа, и все благополучно были спасены. Дело в том, что паром построили и спустили на воду в 1979 году, а во время своего первого плавания он на четвертый день пошел ко дну. Причину гибели парома так и не удалось окончательно установить. Высказывались предположения о сбоях в компьютерной системе парома, а также об умышленном потоплении с целью получения страховки. Каждая из версий имеет право на существование. Ведь на морское дно у берегов Кипра вместе с паромом ушло около 100 грузовиков и груза на сумму около 200 млн. у.е.

В результате медленного погружения 172 – метрового парома, многие помещения уцелели. Однако добраться до машинного отделения, или ресторана удается не каждому дайверу. Из-за того, что левый борт парома дал крен во время потопления он очутился на глубине 42 метра, а правый борт опустился на отметку 18 метров глубины. Стоит отметить, что вода у Берегов Кипра отличается удивительной прозрачностью. Поэтому «Зенобию» хорошо видно с высоты, если подлетать на самолете к Ларнаке.

132-метровый «Фудзикава Мару»

Кладбище кораблей у берегов Микронезии возле острова Трук образовалось в годы второй мировой войны. В ходе военной операции «Хилтон» в 1944 году американским истребителям удалось разгромить японский морской и воздушный флот. На протяжении многих десятилетий погребенная на морском дне военная техника почти никого не привлекало, пока в 70-е годы научная экспедиция Жака Кусто не занялась ее исследованием. С той поры дайверы со всех уголков планеты спешат увидеть затонувшие субмарины, самолеты, корабли и танки Японии времен второй мировой.

Лагуна Трук, на дне которой находится кладбище японской военной техники, со всех сторон окружена кораллами, предохраняющими технику от океанических течений. Поэтому погребенные субмарины, морские судна и самолеты хорошо сохранились. Кроме того, некоторые корабли встретили свою гибель на отмели. К таким можно отнести 132-метровый «Фудзикава Мару», к которому на 9-метровую глубину сможет опуститься любой дайвер. Кроме затонувшей грандиозной военной техники любителей подводного плавания могут заинтересовать прочно обосновавшиеся здесь изумительные кораллы и яркие тропические рыбки, среди которых могут встречаться и рифовые акулы.

Кладбище кораблей на Оркнейских островах

Еще одним огромным кладбищем кораблей является место вынужденного затопления суден военного флота Германии в годы Первой мировой войны. Эти затонувшие корабли находится у берегов северной Шотландии в гавани Скапа Флоу на Оркнейских островах. Принудительно задержанный у берегов Британии, немецкий флот был уничтожен по приказу собственного командования. Немецкий адмирал Рейтер блестяще спланировал операцию по уничтожению в течение всего нескольких часов 50 военных кораблей, чтобы после капитуляции Германии они не достались противнику.

На дне британской гавани нашли свое последнее пристанище около 70 разных кораблей, среди которых есть не только немецкие суда, но также встречаются неидентифицированные и необследованные корабли. Поэтому есть прекрасная возможность стать первооткрывателем неизвестных морских судов.

Пароход «Барон Гауч»

В годы Первой мировой войны у берегов Хорватии пострадал и вполне мирный пароход «Барон Гауч». После спуска на воду в 1908 году, он через какое-то время стал на ремонт. В годы войны пароход сначала использовали для доставки в город Котор продовольствия, а затем для эвакуации гражданского населения из зоны военных действий. В один из августовских дней 1914 года «БаронГауч» подорвался на мине. Исследовать это судно в наши дни не так просто. Для погружения дайверам требуется специальное разрешение.

Лайнер Андреа Дориа

Затонувший на пути к Нью-Йорку на глубине 75 м лайнер Андреа Дориа был первым пассажирским кораблем международного класса, построенным после Второй мировой войны. Недалеко от американского побережья при нулевой видимости в борт «Дории» врезалось шведское судно, направлявшееся в Европу. Капитан тонущего лайнера сделал все возможное для спасения пассажиров и экипажа. На помощь «Дории» пришли четыре находящихся поблизости корабля. Невзирая на то, что на борту судна находилось 1134 пассажира и 572 членов команды, почти всех удалось спасти. Погибли только 43 пассажира во время столкновения судов. «Андреа Дориа» считается самой недоступной для дайверов из-за отдаленности от берега, низкой температуры воды и большой глубины.

Титаник

Историю трагической гибели «Титаника» знают все. Каждый дайвер мечтает погрузиться в глубины океана, чтобы своими глазами увидеть легендарное судно. Однако не каждый может решиться на такой отчаянный шаг. Ведь глубина, на которой покоится «Титаник» составляет 3750 м. Однако благодаря достижениям науки даже такая глубина может быть покорена. Для погружения на такую внушительную глубину используют специальный подводный аппарат – батискаф «Мир». В нем может помещаться всего три человека, включая пилота аппарата. Стоит отметить, что удовольствие довольно дорогостоящее и далеко не каждому по карману.

Всем привет! На связи Владимир Раичев, как меня слышно, прием-прием. Настроение у меня отличное, я в отпуске, блогу уделяю свободное от отдыха время. Сегодня я подготовил для вас очередной топ катастров. Морские катастрофы случаются не реже авиакатастроф , поэтому сегодняшняя наша встреча будет посвящена им.

Но для начала представьте, что испытывает человек, который отправляется в круиз? Море, солнце, дорогой лайнер. Вы уже почувствовали это на себе? Согласитесь, что это настоящая идиллия.

Все катастрофы, о которых рассказывается, превратили круизы из фантастической идиллии в настоящий кошмар. За последние 100 лет миру стало известно множество трагедий на воде, которые будут еще долгое время будоражить память и сознание людей. Как, например, крушение военного шведского корабля «Васа» .

История «Титаника» известна, наверное, каждому человеку. Это был лайнер, который относился к классу люкс. Он затонул во время первого рейса недалеко от берегов Новой Шотландии. Тогда, в результате столкновения с айсбергом погибло более 1500 человек.

Один из наиболее величественных кораблей так и не добрался к пункту назначения. Долгое время считалось, что причина гибели лайнера кроется в халатности команды и капитана, а туже в их гордыне. Сегодня ситуация немного изменилась.

Проводятся новые исследования. Согласно одному из них, причиной крушения стало усиление течения, которое принесло огромные айсберги. Как свидетельствуют ученые, в то время Луна подошла к Земле максимально близко за 1000 лет, что и способствовало изменению течения.

Вообще о множестве причин крушения Титаника я уже писал в своей статье

Катастрофа «Императрицы Ирландской»

Это произошло в 1914 году. В истории Канады ужасной трагедией на море стало крушение «Императрицы Ирландской». Этот лайнер затонул в результате столкновения с углевозом. Случилось столкновение на реке Святого Лаврентия. Крушение произошло за 14 минут.

В результате этого бедствия «Императрица» погрузилась на глубину более 40 метров. Умерло более 1000 человек. Несмотря на количество жертв, эта история для большинства людей неизвестна. Все происходило настолько быстро, что большинство из пассажиров даже не поняли, что случилось.

История гибели «Лузитании»

Во время Первой мировой войны произошла трагедия «Лузитании» в 1915 году. Крушение «Лузитании» считается одним из наиболее загадочных событий, которые связаны с историей Первой мировой войны.

Причиной стало торпедирование немецкой подводной лодкой. Такова была первая официальная версия, которая имела множество пропусков и очевидных неточностей. Многие из исследователей данного вопроса говорят о том, что на борту размещались боеприпасы.

Об этом заверяет также один из пассажиров, канадский профессор, который был на борту. После того, как была подорвана торпеда, послышался второй взрыв. Это были взрывающиеся боеприпасы. Для многих все, что касалось «Лузитании» стало грязной историей.

Трагедия «Лаконии»

Лайнер «Лакония» в декабре 1963 года отправился в 11-дневный рождественский круиз. На борту было более 1000 человек. 22 декабря на корабле случился пожар. Он начался в кабине парикмахерского салона.

Стюарт, который заметил дым, пытался потушить пожар, который распространялся динамично и быстро. С коридора огонь перекинулся в общие каюты. Из-за этого происшествия погибло более 120 человек.

Катастрофы с кораблями и лайнерами, которые случаются в последнее время, менее значительны по количеству жертв. Однако, они тоже заслуживают нашего внимания. Благодаря современному техническому развитию, удается максимально избежать жертв и неблагоприятных последствий.

Для примера можно взять судно «Норвежская мечта», которое столкнулось с грузовым судном. Это случилось в 1999 году. Количество пассажиров, которые находились на борту, достигало 2400 тысяч.

Только 3 человека получили незначительные травмы. Эвакуация пассажиров прошла в кратчайшие сроки, что позволило избежать появления жертв.

Одной из последних трагедий, известных на весь мир, стала история с лайнером «Коста Конкордия». На его борту находилось приблизительно 4200 человек. Из-за неорганизованности, а также недостаточной подготовки команды лайнера, погибло 17 человек. 15 человек так и не смогли найти. Более 80 человек получили ранения.

Но несмотря на то, что человеческие жертвы при катастрофах на воде в последнее время стали минимальны, затраты от них меньше не становятся. Да что там затраты, это все дело наживное, представьте себе, какой стресс человек получает при крушении.

В моем понимании ожидание скорой смерти – это огромный удар по психике человека, который вряд ли можно с чем-то сравнить.

На сегодня у меня все, подписывайтесь на обновления блога, мне есть о чем вам рассказать. Поделитесь статьей с друзьями в социальных сетях, уверен, что им тоже будет интересно почитать о катастрофах на воде. Берегите себя, до новых встреч, пока-пока.

В ночь на пятницу 13 роскошный круизный лайнер «Costa Concordia» с более чем 3200 пассажирами и 1000 членами экипажа на борту напоролся на риф, накренился и частично затонул у берегов острова Джильо, Италия. Уже подтвердили смерть 6 человек, включая двух французских пассажиров и одного члена экипажа из Перу. Все они утонули в водах Средиземного моря после крушения. 14 человек по-прежнему числятся пропавшими без вести, а спасатели продолжают искать выживших. Несчастный случай произошел всего через несколько часов после отплытия, и пассажирам еще не успели провести инструктаж по технике безопасности, поэтому при эвакуации на корабле царил хаос. Капитан Франческо Скеттино был арестован. Помимо других обвинений, его также обвиняют в том, что он покинул корабль одним из первых. В этом выпуске собраны фотографии затонувшей «Costa Concordia» и попыток найти 14 пассажиров.

(Всего 22 фото)

1. «Costa Concordia» после крушения у берегов острова Джильо. 6 пассажиров утонули, 14 все еще числятся пропавшими без вести, после того как итальянский лайнер с 4200 людьми на борту сел на мель. «Costa Concordia» отправилась на прогулку по Средиземному морю, но наткнулось на риф в пятницу 13 января. (Filippo Monteforte/AFP/Getty Images)

2. Пассажиры со спасательными жилетами на борту «Costa Concordia» ждут начала операции. (AP Photo/Courtesy from tourist aboard the ship)

3. Круизный лайнер «Costa Concordia» накренилась, сев на мель у берегов острова Джильо. (AP Photo/Giglionews.it, Giorgio Fanciulli)

4. Пассажирка «Costa Concordia» прибыла с другими в порт Санто-Стефано после крушения корабля. Кто-то из пассажиров спрыгнул в ледяные воды, когда началась паника. Корабль плыл по Средиземному морю в Савону с запланированными остановками в Чивитавеккье, Палермо, Каглиари, Пальме, Барселоне и Марселе. (Filippo Monteforte/AFP/Getty Images)

5. Семья с лайнера «Costa Concordia» прибыла в бухту в Марселе. (AP Photo/Claude Paris)

6. «Costa Concordia» у западного побережья острова Джильо в Италии. (Reuters/ Italian Guardia di Finanza)

7. «Costa Concordia» лежит на боку после крушения. (AP Photo/Gregorio Borgia)

8. Пробоины в корпусе корабля. (Reuters/Stringer)

9. Пожарные осматривают огромные глыбы, торчащие из корпуса круизного лайнера «Costa Concordia» на следующий день после крушения. (AP Photo/Andrea Sinibaldi, Lapresse)

10. «Costa Concordia» в окружении мелких судов. (AP Photo/Gregorio Borgia)

11. «Costa Concordia» ночью в бухте Тосканского острова Джильо. (Filippo Monteforte/AFP/Getty Images)

12. Спасательное судно освещает затонувший лайнер. (AP Photo/Gregorio Borgia)

13. Итальянские пожарные взбираются на «Costa Concordia». (AP Photo/Gregorio Borgia)

14. Пожарные осматривают полузатонувшее судно. (Filippo Monteforte/AFP/Getty Images)

15. Спасатели проверяют воды вокруг с «Costa Concordia» после крушения корабля. (Filippo Monteforte/AFP/Getty Images)

16. Люди смотрят на груду шезлонгов на накренившейся палубе «Costa Concordia». (Filippo Monteforte/AFP/Getty Images)

17. Частично погруженные в воду каюты лайнера «Costa Concordia». (AP Photo/Gregorio Borgia)

18. Итальянский пожарный вертолет забирает пассажиров с лайнера «Costa Concordia». Пожарные работали все воскресенье, чтобы спасти члена экипажа со сломанной ногой через 36 часов после трагедии. (AP Photo/Gregorio Borgia)

19. Водолазы осматривают полузатопленный «Costa Concordia». (Filippo Monteforte/AFP/Getty Images)

20. Итальянская береговая охрана с черным ящиком с лайнера «Costa Concordia». (AP Photo/Gregorio Borgia)

21. Капитана круизного лайнера «Costa Concordia» Франческо Скеттино (справа) сажают в полицейский автомобиль в Гроссето, Италия. Скеттино арестовали по обвинению в предумышленном убийстве и в том, что он покинул корабль одним из первых. (Reuters/Enzo Russo/ANSA)

22. «Costa Concordia» у западного побережья острова Джильо, Италия. (Reuters/Stringer)

Ровно 6 лет назад,подтверждая дурную славу пятницы 13 числа, огромный круизный лайнер Costa Concordia (Коста Конкордия), на борту которого находились более 4 200 человек, потерпел крушение около острова Джильо у берегов области Тоскана в Италии.


Смотреть все фото в галерее

Имя теплохода в дословном переводе означает берег мира (согласия, гармонии). Коста Конкордия являлось самым большим судном в компании Costa Crociere, а в 2006 году находилось на 10-м месте в Toп 10 самых больших круизных судов в мире.


Круизный лайнер «Коста Конкордия» был построен на итальянской верфи Fincantieri в Сестри Поненте (пригород Генуи) в 2006 году по заказу компании Costa Crociere. На тот момент в мировом рейтинге это было 10-е по величине пассажирское судно и крупнейшее у компании Costa. «Коста Конкордия» стала головным судном в серии из шести единиц.


Изначально компания Costa, основанная предпринимателем Джакомо Костой ещё в 1854 году, была итальянской, но в 1997 году стала интернациональной, а в 2000 году её приобрёл американский круизный консорциум Carnival. Тем не менее, суда компании продолжали плавать под итальянским флагом, а их командный состав комплектовался по-прежнему преимущественно из итальянцев.


Контракт на постройку судна был подписан 19 января 2002 года. Контрактная стоимость составляла 450 млн евро. Спуск на воду состоялся 2 сентября 2005 года, приёмный акт был подписан 30 июня 2006-го. На церемонии крещения «Коста Конкордии», прошедшей семь дней спустя, крёстной матерью выступила чешская супермодель Ева Герцигова. Символично, что бутылка шампанского, брошенная в борт чешской дивой, не разбилась, что посчитали дурной приметой..


«Коста Конкордия» имела 13 палуб; наибольшая длина судна составляла 290,2 м, ширина - 35,5 м, осадка - 8,2м, валовая вместимость - 114 147 брт. Комбинированная дизель-электрическая силовая установка включала 6 дизель-генераторов общей мощностью 102 780 л.с. и два электродвигателя мощностью по 21 МВт. Максимальная скорость равнялась 23 узлам, эксплуатационная – 19,6 узла.

В полутора тысячах комфортабельных кают разных классов (площадью от 16,7 до 44,8 кв.м) могли разместиться 3780 пассажиров. Все каюты были оснащены телевизором, телефоном, кондиционером, ванной комнатой и туалетом. Кроме того, имелись 14 лифтов, 4 бассейна, 5 ресторанов, 13 баров, театр, двухуровневый фитнес-центр, казино, симулятор «Формулы-1». Собственный экипаж судна насчитывал 1100 человек.


В свой первый рейс «Коста Конкордия» отправилось 14 июля 2006 года и в течение нескольких лет эксплуатировалось на круизных линиях в Западном Средиземноморье. Вечером 13 января 2012 года судно вышло из порта Чивиттавеккья направилось в Савону. Это был обычный круиз «7 ночей зимнего Средиземного моря». Примерно в 21:30 в районе острова Джильо, когда большая часть пассажиров ужинала в ресторане, лайнер задевает левым бортом каменный риф и получает подводную пробоину длиной 53 м (с 52-го шпангоута до 125-го). Пять отсеков, с третьего по восьмой, быстро заполняются водой, главные двигатели останавливаются. «Коста Конкордия» успевает пройти по инерции чуть более километра и разворачивается носом к гавани Джильо. Затем под действием ветра она дрейфует и примерно в 10 часов вечера садится на мель в непосредственной близости от берега. Судно, рассчитанное на сохранение плавучести лишь при затоплении двух отсеков, начинает тонуть с креном на правый борт.


Катастрофа лайнера казалась необъяснимой. Всеобщее недоумение можно понять: «Коста Конкордия» ходила мимо острова Джильо раз в неделю, то есть 52 раза в год, и каким образом она ухитрилась налететь на каменный риф? Почему лайнер отклонился от своего курса на 3-4 мили?

Впоследствии капитан круизного судна Франческо Скеттино признался, что решил подвести судно ближе к острову Джильо и поприветствовать проживавшего там бывшего капитана «Коста Конкордии», своего хорошего приятеля. Он это делал уже неоднократно в предыдущих рейсах, но в ту злополучную пятницу замешкался с поворотом, и лайнер пропорол борт о камни. Суд признал эту версию наиболее вероятной, хотя Скеттино позже менял свои показания. В частности, он утверждал, что его вынудил изменить курс менеджер компании Carnival, но это заявление не подтверждалось фактами.


На момент катастрофы на борту находилось 3216 пассажиров из 62 стран и 1023 члена команды. В числе пассажиров были 108 россиян, 45 граждан Украины, 7 граждан Молдовы, 3 - Казахстана и 3 - Беларуси. Кроме того, трое наших соотечественников являлись членами экипажа лайнера.

Операция по спасению людей была организована из рук вон плохо. Вместо немедленного начала эвакуации пассажиров капитан лайнера молчал 15 минут, а потом объявил пассажирам, что у судна всего лишь небольшие проблемы с генератором. И только почти через час после аварии, когда судно накренилось на 30 градусов, прозвучал сигнал аварийной тревоги. Посадка людей в шлюпки сопровождалась паникой и давкой. Лишь близость берега позволила избежать огромного количества жертв.


Капитан Скеттино, по данным следствия, покинул судно одним из первых, так и не послав сигнала бедствия. Береговая охрана узнала о крушении лайнера с опозданием и подключилась к эвакуации людей лишь глубокой ночью. Активная фаза спасательной операции продолжалась до утра. Некоторых пассажиров переправляли на берег вертолётами.


Пассажиров, оказавшихся на острове Джильо, разместили в местной церкви, школе и других помещениях, где было хоть немного свободной площади. Местные жители как могли помогали потерпевшим крушение, приносили им еду, одеяла, тёплые вещи. Тем временем спасатели не прекращали работы, пытаясь найти людей внутри судна, в том числе в подводной части в образовавшихся воздушных мешках. Их старания оказались не безуспешными: 14-15 января были найдены и спасены двое молодожёнов из Южной Кореи и один итальянец - член экипажа лайнера.


Жертвами катастрофы стали 32 человека. Поиск тел продолжался долго - останки самого последнего пропавшего были обнаружены лишь в ноябре 2013 года. 1 февраля 2014 года скорбный список пополнился ещё одним человеком - во время работ по подъёму судна в результате несчастного случая погиб водолаз.


«Коста Конкордия» в течение двух лет оставалась на месте крушения и превратилась в туристическую достопримечательность. На остров Джильо устремился поток туристов. В ближайшем городке Сан-Стефано, расположенном на материке, туроператоры делали бизнес – продавали билеты на экскурсии к месту трагедии. Однако жителей острова корпус корабля, ставший могилой, не радовал. К тому же они опасались, что из лайнера начнут вытекать топливо и нечистоты. Поэтому они пригрозили компании Costa Crociere судом, если полузатонувший корабль не будет своевременно убран.


На борту затонувшего лайнера находились около шести тысяч произведений искусства. Наибольшую ценность из них представляет редкая коллекция японских гравюр XVIII-XIX веков, в частности, работы Кацусики Хокусая. На «Коста Конкордии» также имелось богемское стекло XIX века, предметы антиквариата, украшения из ювелирных магазинов лайнера, ценности и деньги, оставленные пассажирами в каютах. Поэтому силы Береговой охраны и карабинеры охраняли судно от посягательств мародёров. Тем не менее, итальянские СМИ ещё в марте 2012 года сообщили о хищении корабельного колокола.


Работы по откачке из 2300 т топлива, масла и нечистот завершились 24 марта 2012 года. Через месяц было объявлено, что тендер на работы по подъёму и эвакуации судна выиграла американская компания Titan Salvage. Первоначально предполагалось, что операция займёт от семи до десяти месяцев. На деле получилось заметно больше, так как потребовался большой объём подготовительных работ. Под днищем судна была построена подводная платформа, на левом борту смонтировали специальные понтоны-противовесы, которые после наполнения водой должны были поставить лайнер на ровный киль.


19-часовая операция по выпрямлению и подъёму лайнера была осуществлена 16-17 сентября 2013 года. Судно было поставлено на ровный киль с помощью 36 стальных тросов и понтонов-противовесов. Затем к правому борту была подведена платформа с аналогичными понтонами. После осушения всех понтонов остов «Коста Конкордия» всплыл на поверхность.

Считается, что выполненные работы стали самыми дорогими за всю историю спасательных операций. Их стоимость составила около 250 млн евро.


«Коста Конкордия» оставалась у острова Джильо ещё 10 месяцев, и только в конце июля 2014 года её отбуксировали для утилизации на верфь в Сестри Поненте – туда, где судно было построено 8 лет назад. Предполагалось, что работы по разделке корпуса на металл займут 22 месяца и закончатся весной 2016 года.


Главным и фактически единственным виновником катастрофы суд признал капитана «Коста Конкордии» Франческо Скеттино. Его обвинили в халатности, непреднамеренном убийстве 32 человек и в том, что покинул свой корабль до эвакуации всех пассажиров. Однако Скеттино многие из предъявленных ему обвинений отрицал, проявляя чудеса изворотливости. В частности, он утверждал, что в гибели людей виноват не он, а неудовлетворительная система безопасности лайнера. Вину за столкновение с рифом он пытался переложить на рулевого-филиппинца, который якобы из-за плохого знания языка слишком медленно выполнял команды… Своё бегство в самом начале эвакуации он объяснял на суде следующим образом: «У меня даже не было спасательного жилета, потому что я отдал его одному из пассажиров. Я пытался достать жилет из спасательной шлюпки, где они обычно лежат. Корабль неожиданно накренился где-то на 60-70 градусов. Я оступился и попал в одну из спасательных шлюпок. Вот почему я оказался там».


Тесты на алкоголь и наркотики дали отрицательный результат, но Скеттино, по мнению знавших его людей, и в трезвом виде отличался недисциплинированностью и несвойственной его возрасту (51 год) бесшабашностью. Один из его сослуживцев сказал: «Он бы даже автобус вёл как «Феррари»!

12 февраля 2015 года суд города Гроссето признал Скеттино виновным и приговорил его к 16 годам тюрьмы.


Общий ущерб от гибели «Коста Конкордии» для компании-судовладельца составил примерно 1,5 млрд евро. И это, разумеется, без учёта репутационных потерь.


Всего, по расчетам историков и океанографов, на морском дне покоятся останки, как минимум, миллиона кораблей всех эпох. Большинство “утопленников” нашло свой конец под бездной вышних вод, вдали от солнечных лучей и бушующих сверху бурь. Тем не менее, редкие счастливцы успели затонуть на мелководье. Они лежат мертвым пятном в бирюзовом сиянии глубины, напоминая нам о всесилии океана.


Для доступа к таким объектам не нужны акваланги и другое специальное снаряжение. Достаточно просто проплыть над ними, чтобы узреть силуэты затонувших кораблей.

Призрачные останки яхты Mar Sem Fin (“Бесконечное море”)

Бразильская исследовательская яхта, затёртая льдами и затонувшая на глубине около 10 метров в заливе Максвелла в Антарктиде.

Последний парад крейсера “Принц Ойген”

Участник ядерных испытаний на Бикини, он нашел свой последний приют на рифах атолла Кваджалейн, в 10000 миль от своей исторической родины.

После капитуляции Германии крейсер был захвачен американцами, которые использовали “Ойген” в качестве мишени. Корабль устоял перед ядерным огнем и был отбуксирован на близлежащий Кваджалейн в ожидании нового цикла взрывов. Последующие полгода крейсер медленно, отсек за отсеком, заполнялся водой и кренился на ЛБ. В последний момент янки попытались его спасти, но, не дойдя до берега, “Ойген” опрокинулся и затонул на мелководье. Где и остается по сей день, с бесстыже задранными винтами над водой.

Живописные останки шхуны “Свипстэйкс”

Старая канадская шхуна, затонувшая на оз. Онтарио в 1885 году. Останки “Свипстэйкс” покоятся под шестью метрами прозрачной воды. Это позволило превратить шхуну в популярный туристический объект, сделав “Свипстэйкс” частью национального природного парка. В настоящее время на дне озера проводятся работы по реставрации и сохранению останков шхуны XIX-го века.

Лежит и вправду хорошо!


Остов брига “Джеймс МакБрайд”, затонувшего на оз. Мичиган в 1857 году.


Груда обломков на месте затопления парохода “Восходящее солнце”. Судно погибло во время шторма в 1917 году.


Неизвестное затонувшее судно, чьё фото было найдено на просторах Интернета.


Британский броненосный пароход “Виксен”, затопленный в качестве заграждения на Бермудских островах.

Слёзы линкора “Аризона”

Линкорная стоянка, Перл-Харбор, Гавайские о-ва. Дальнейшие комментарии, наверное, излишни.

“Аризона” - один из двух погибших в тот день американских линкоров (остальные шесть были возвращены в строй). В неё попало четыре 800-кг бомбы, сделанные из 356-мм бронебойных снарядов. Первые три не причинили линкору вреда, но последняя привела к детонации пороховых погребов носовых башен ГК. Разрушенный взрывом корабль опустился на дно гавани, навечно заперев в своих отсеках 1177 человек.

На месте гибели линкора воздвигнут мемориал. Палуба линкора лежит буквально в нескольких метрах под ним. Медленно просачивающееся на поверхность машинное масло растекается по воде сиренево-алым пятном, якобы изображающим “слёзы линкора” по его погибшему экипажу.

Суперавианосец “Юта”

Поблизости от “Аризоны”, на дне Жемчужной бухты, покоится другой примечательный объект. Затонувший корабль-мишень (списанный линкор) “Юта”. Гладкий деревянный настил на месте демонтированных башен ГК был принят японскими летчиками за палубу авианесущего корабля. Самураи выместили на мишени всю свою злобу вместо того, чтобы лететь бомбить нефтяную базу, доки и другие стратегические объекты Перл-Харбора.

Последний подвиг “Очакова”

Большой противолодочный корабль “Очаков” был использован в качестве заграждения на выходе из оз. Донузлав, во время “крымских событий” позапрошлого года. Находясь в небоеспособном состоянии, старый БПК нашел в себе силы выполнить последнее задание в интересах Отчизны.

В отличие от других кораблей из этого списка, корпус БПК не полностью скрылся под водой. Но эпичность такого события впечатляет!

Некоторые корабли умудрились погибнуть без воды. На фото - брошенное судно на дне высохшего Аральского моря.