Конспект занятия в детском саду насекомые. Насекомые, конспект занятия по экологическому воспитанию

«Внимание! Опасные насекомые!»

Старшая группа

Воспитатели: Голушко О.С.

Яценко Д.А

П.Персиановский

Цель: Дать детям представление о разнообразных опасных и полезных насекомых.

Задачи:

  • Формировать представление о разных насекомых, об их необходимости для человека.
  • Закрепить знания детей об опасных для жизни и здоровья насекомых,

С которыми они встречаются в природе. Дать знания о правилах поведения при встрече с разными насекомыми.

  • Формировать представление о том, что свою жизнь надо беречь и не подвергать опасности.
  • Развивать интерес к познанию окружающей природы, соблюдая осторожность, осмотрительность.

Словарная работа: Пополнять и активизировать словарь детей: оса, пчела, комар, муравей, шмель, муха, мошка, клещ.

Материал к занятию: предметные картинки разнообразных насекомых и среды их обитания. Кукла, игрушки насекомых.

Предварительная работа:

  • Беседы о насекомых.
  • Знакомство с литературными произведениями: Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», А. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Паучок - пилот», Г. Глушнёв «Кузнечик и кузнечики», С. Михалков «Академия наук», Г. Скребицкий «Счастливый жучок», В. Зотов из книги «Лесная мозайка» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук») , К. Ушинский «Пчёлки на разведках», К. Чуковский «Муха-Цокотуха»;
  • Подвижные игры.
  • Рассматривание иллюстраций насекомых.

Методы и приемы:

  • Беседа с детьми, вопросы к детям.
  • Рассказ воспитателя, загадывание загадок.
  • Рассматривание иллюстраций.
  • Игры.

Ход занятия:

Воспитатель. Где бы мы ни находились - в лесу, на лугу, около реки, - мы всегда встречаемся с насекомыми.

Когда в душистом сквозняке

Присядешь летом в сосняке,

Внимательно вглядись вокруг

Ты многое заметишь, друг.

Личинку тащит муравей,

Спешит куда-то меж корней

Большой сосны. На толстый сук

Уселся золотистый жук.

Порхает легкий мотылек,

Пьет хоботком душистый сок.

И собирает мед пчела.

Все заняты, у всех дела.

Мой друг, внимательно вглядись,

Волшебную увидишь жизнь.

Детям предлагается рассмотреть выставленные иллюстрации.

Ребята, кого из насекомых вы узнали? (Оса, пчела, комар, муравей, шмель, муха, мошка).

Чем все насекомые похожи друг на друга, что у них есть общего?

Воспитатель обобщает ответы детей:

Муравей, божья коровка, кузнечик, бабочка, комар, муха, пчела, оса - это все насекомые. Насекомыми называют животных, у которых шесть ног, а тело состоит из трех частей - головы, на которой находятся два ушка, средней части и брюшка.

Но насекомые отличаются друг от друга. Подскажите, по каким признакам вы смогли узнать комара? (У комара …….)

Как вы определили, что это оса? (У осы………… ).

Как вы узнали муравья? (У муравья…..).

Но все насекомые такие маленькие, их трудно разглядеть. Да и не всех заметит можно. Попробуйте спрятать листочек цветной бумаги на столе. Каждый ребенок берет небольшой квадрат зеленого, желтого или коричневого цвета (разных оттенков). На столе лежат большие листы таких же цветов и оттенков.

Почему насекомые легко прячутся? Потому что окраска у них такая же, как и места, на которых они любят находиться.

Зачем им такая окраска? Для защиты от врагов. (Покажите детям изображение кузнечика на зеленой траве, жука-короеда на стволе дерева.).

Посмотрите, кто это? Спина красная, на ней черные круги, с каждой стороны по три ноги. Это божья коровка .

Подошла к травинке и начала ест небольшие круглые существа, которые с аппетитом запускали свой хоботок в листья и сосали из них сок. Это тля.

Как вы думаете, кто из них полезен человеку, а кто приносит вред? Божья коровка уничтожает различных вредителей сада и полей.

А почему божья коровка такая яркая? Ведь ее хорошо видно на зеленом листе, ее любая птица заметит. Оказывается, эта малышка умеет хорошо защищаться. В минуту опасности она выделяет жидкость белого цвета, похожую на молоко, которая плохо пахнет. Она-то и отпугивает врагов. Поэтому божья коровка несъедобна для птиц

Не найдешь у нас пилы,

Не рубили мы стволы,

Не стучали топором,

А под елью вырос дом.

Про какой дом говорится в загадке? (Муравейник.)

Да, это муравейник, и живут в нем муравьи, они друзья человека, так как спасают лес, уничтожая множество вредных насекомых. Но если его тронешь то, защищаясь, он больно обжигает, выделяя при этом муравьиную кислоту. В самом начале весны муравейник больше похож на кучу сора и старой хвои, чем на муравейник: ни одного муравья рядом не видно.

Показ картинки с изображением пчелы:

Кто это? Это пчела летит собирать сладкий сок с первых цветов. Чтобы потом у нас был вкусный, очень полезный мед. Пчела тоже ярко окрашена. Как вы думаете, почему? Пчела как бы говорит: «Не подходи! Ужалю!»

Показ картинок с изображением различных бабочек:

Посмотрите на крылья бабочек. Они всегда покрыты мелкими чешуйками, которые очень важны для бабочки. Если даже некоторые чешуйки будут стерты, бабочка не сможет летать и погибнет, если взять бабочку в руки, то вы увидите пыльцу, которая останется на пальцах.

У бабочки длинный тонкий изогнутый хоботок, который она опускает внутрь цветка и пьёт сладкий сок. Любит бабочка открытые цветки, чтобы сесть на них и видеть, что вокруг происходит.

А где дом у бабочки?

У муравья дом - …(муравейник )

У пчелы - …(улей)

Дидактическая игра «Кто где живёт?»

Дети делятся на две группы. Одни держат картинки с изображением среды обитания насекомых, другие - с изображением насекомых. По сигналу « В дома!» каждое насекомое должно «залететь» в свой «дом».

Динамическая пауза «Гусеница»

(координация речи с движением)

Этот странный дом без окон (медленно поворачиваются вокруг себя)

У людей зовётся «кокон».

Свив на ветке этот дом, (вращают руками)

Дремлет гусеница в нём. (ладошки под правой щекой)

Спит без просыпа всю зиму. (ладошки под левой щекой)

Но зима проходит мимо - (взмахи руками вверх)

Март, апрель, капель, весна… (хлопки руками на каждое слово)

Просыпайся, соня - сонюшка! (потягиваются)

Под весенним ярким солнышком (рисуют руками солнышко)

Гусенице не до сна. (грозят пальцем)

Стала бабочкой она! (бегут по кругу, машут руками, как крыльями)

Гусеница - это злостный вредитель. У неё много врагов. Она является особым лакомством для птиц, но с помощью различных уловок им удается спасаться от гибели. Пройдет время, и превратится гусеница в куколку, совсем неподвижную с виду. А из куколки появится бабочка. Зашевелится вдруг неподвижная куколка, лопнет у нее на спине шкурка, появятся сначала крылышки, а потом и вся бабочка. Крылья у нее висят, как мокрые тряпочки. Но пройдет час, другой, и крылья обсохнут. Бабочка пошевелит ими, расправит их и вдруг…полетит.

У этого насекомого полосатое брюшко и пара прозрачных крыльев. Оса - хищное насекомое. Она выкармливает своих личинок белковой пищей - мухами, пчелами, пресмыкающимися и млекопитающими. Сама же питается нектаром цветов и спелыми сочными плодами. Не редко нам приходится отгонять этих навязчивых насекомых от варенья, компотов, фруктов, а также дынь, арбузов и ягод.

Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка ).

Почему их называют хищниками? (Потому что они охотятся за другими насекомыми .)

Назовите полезных насекомых.(бабочка, пчела, муравей .)

Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей? (Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы .)

Назовите вредных насекомых.(Муха -разносит микробы, гусеница - ест листья растений, кома р, клещ-опасное насекомое для человека .)

Показ картинки клеща

Опасное насекомое - клещ. Обязательно просматривайте свое тело, так как клещ впивается под кожу и является разносчиком инфекционной болезни. Клещи — это мелкие паукообразные. Они очень малы по своим размерам и их обычно бывает трудно заметить до тех пор, пока они не насосутся крови. Но тогда бывает уже поздно. Попадая на тело человека, клещ не сразу впивается в его кожу, а долго ползает, отыскивая наиболее нежные места (где тонкая кожа). Чаще всего он впивается в области паха, подмышками, на шее, в области ключиц, на животе и спине. Укус его совершенно нечувствителен, т. к. в слюне клеща содержится обезболивающее вещество.

Но мы можем защитить себя от укусов клещей (рассказ воспитателя-памятка)

В отличие от комаров, которые, насосавшись крови, сразу же улетают, клещи присасываются на три-четыре дня. От выпитой крови клещи сильно раздуваются, увеличиваясь в размерах в три-четыре раза, и только потом отпадают.

Увидев насекомых на природе, понаблюдайте за ними, за их внешним видом, повадками. Часто дети берут в руки насекомых, не зная о том, что могут их погубить, но в то же время могут и сами пострадать от их укусов. Насекомые приносят пользу, и поэтому относиться к ним надо бережно. Все насекомые по-своему полезны.

Вы увидели этих насекомых, определили их внешние отличия. А теперь внимательно послушайте загадки. О ком они?

Летит, пищит,

Ножки длинные тащит,

Случай не упустит:

Сядет и укусит.

Целый день летает,

Всем надоедает.

Ночь настанет-

Тогда перестанет.

Модница крылатая,

Платье полосатое.

Ростом хоть и кроха,

Укусит-будет плохо.

Не птица, а с крыльями.

Над цветами летает,

Медок собирает.

Я работаю в артели у корней лохматой ели.

По буграм тащу бревно - больше плотника оно.

(Муравей.)

У нее четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела.

И большие, большие глаза,

Называют ее…

(стрекоза).

Она ярка, красива,

Изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок.

(Бабочка).

Всех жучков она милей,

Спинка алая на ней.

А на ней кружочки

Черненькие точки.

(Божья коровка).

Рассказ о правилах поведения при встрече с насекомыми.

Насекомые приносят большую пользу, но иногда от них можно пострадать, поэтому необходимо знать, как защищаться от насекомых.

Открытые части тела надо смазывать средствами, отпугивающими насекомых.

Отправляясь в лес, надо надевать длинные брюки и рубашку с длинным рукавом, головной убор.

Если увидели осиное гнездо, понаблюдайте за его обитателями издалека, ни в коем случае не трогайте его, иначе осы вылетят и будут жалить.

Если около вас летит пчела, старайтесь быть спокойными, не машите руками, перейдите в другое место.

Если при укусе осталось жало пчелы, то его надо удалить, а ужаленное место протереть содовым раствором.

Встретив на пути муравья, не трогайте его, понаблюдайте, что он тащит по дорожке к муравейнику, каковы размер, окраска этого муравья. Наблюдая за муравьями, можно понять, какие удивительные существа эти маленькие муравьишки. Не будешь им мешать, они тебя не укусят.

От комаров надо защищаться, используя мази, отпугивающие насекомых. Наибольшее количество комаров летает вечером, после захода солнца, или утром, после его восхода. Днём комары сидят в густой растительности, дуплах деревьев, трещинках и других убежищах. Но в лесу комары нападают в течении всего дня.

Чтобы избавиться от мух, нельзя оставлять гниющие продукты и нечистоты, которые пригодны для развития личинок мух. Надо соблюдать правила поддержания чистоты дома и на улице.

Опасное насекомое - клещ: он впивается под кожу, и человек может заболеть.

Обязательно осматривайте своё тело, вернувшись с прогулки по лесу или лугу.

Увидев насекомых на природе, понаблюдайте за ними, но не берите в руки: вы можете навредить насекомому и сами пострадать от его укусов.

Итог занятия.

Расскажите, пожалуйста, каких насекомых вы знаете?

Где живут насекомые?

Чем отличаются насекомые от птиц?

Что случится, если не будет насекомых?

Как защищаться от насекомых?

(Ответы детей .)

- В природе все взаимосвязано. Каждое насекомое, даже если оно опасное для нас, может приносить пользу окружающей среде. Давайте будем внимательны и осторожны при встрече с обитателями природы. А чтобы не ошибиться, мы с вами будем изучать детскую энциклопедию живых обитателей растительного и животного мира.

Ольга Мешалкина
Конспект занятия «Насекомые»

Тема : «Насекомые »

Цель : познакомить детей с различными насекомыми , с их средой обитания, рассказать их образ жизнь, пользу и вред, который они приносят.

Задачи :

Воспитать заботливое отношение к окружающей среде.

Расширить знания об окружающем мире.

Развить память и словарный запас детей.

Материал : картинки с изображением насекомых .

Ход занятия

Ребята, а давайте вспомним, кто всегда летает вокруг цветов? (Бабочки, шмели, осы) .

Выставляются картинки различных насекомых .

А как назвать их, одним словом? (Насекомые )

На земле великое множество насекомых . На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки . Вот откуда название «насекомое » - от слова «насекать » . Насекомые – обжоры : они едят все; зелень, мелких насекомых , отходы. Насекомые бывают большие и маленькие. Одни летают, другие ползают или прыгают. Одни живут несколько лет, другие – один день. В природе появляются только тогда, когда тепло (весной, летом) . Насекомых поедают птицы . Среди насекомых имеются вредители – переносчики болезней человека и животных (мухи) ; есть и полезные – опыляют растения, дают продукты и сырье (мед, воск, шелк) .

Давайте рассмотрим части тела насекомых . Тело можно разделить на три части : голова, грудь, брюшко, 6 ног, 2 глаза, 2 усика, 2 пары крыльев, у мух одна пара, ноги и крылья насекомых отходят от груди .

Какие насекомые приносят пользу , а какие вред? (Стрекозы едят мошек, пауки – мух, мухи разносчики микробов, гусеницы едят листья, пчелы собирают мед.)

Какие насекомые жужжат ? (Жуки, шмели, мухи, стрекозы, осы.)

Какие пищат? (Комары)

Какие стрекочут? (Кузнечики)

А сейчас давайте разгадывать загадки про насекомых . Я буду загадывать загадки, а вы при ответе показывать насекомых на картинке .

Пролетела мимо уха вроде муха, но не муха.

Эта муха не жужжала, у нее ребята, жало,

Колит ужалит, будет «ай»

Кто же это угадай?

Муха с жалом? - Чудеса знают все это … Оса

Побежали по дорожке чьи - то маленькие ножки.

А на ножках посмотри груза больше раза в три.

И почти не вижу я под поклажей… Муравья.

Муравьи – полезные насекомые . Они очень маленькие и очень трудолюбивые. Их называют «санитарами леса» . За один день они уничтожают большое количество вредных насекомых .

Насекомое в почете ,

Целый день она в полете,

Опыляет все цветы,

Чтоб медку отведал ты. Пчела

На цветке сидит цветочек,

Два всего лишь лепесточка.

Лепестки цветные по краям резные.

Посидит и улетает.

Если кто не угадает,

То подскажет мамочка да ведь это… Бабочка.

Больше всего бабочек бывает в мае и июне. В мае над огородом начинает летать белые бабочки с черными пятнышками на крыльях. Перелетая с листа на лист, бабочка откладывает на них свои яички, из которых появляются гусеницы. Когда гусеница насытится, она обматывает себя липкой паутиной и становиться коконом или куколкой. В нутрии кокона гусеница превращается в красавицу – бабочку. Бабочки садятся на цветы и питаются их нектаром, доставая его хоботом.

По траве полжет жучок,

Красный в точку сюртучок,

Два надкрылья то,

Дружочек ровно семь на каждом точек. Божья коровка

По лесам, лугам, садам

Скачет, зелен конь стрекочет!

Слышен звук то тут, то там

Целый день до поздней ночи. Кузнечик

Красно-белый, жесткокрылый.

Хоть вредитель - с виду милый.

Начиная майский лет,

Он гудит как самолет. Майский жук

Крылатый вредитель – растений губитель.

Хозяйству он шкодит на сверчка походит. Саранча

Он пищит, когда летит!

А укус его зудит.

С хоботом, хотя не слон.

Кто, скажи, дружочек он? Комар

Где летит – там жужжит,

Над едою кружит.

Паучок ее заметил,

заманил злодейку в сети.

Уловило звук тот ухо. А жужжало… Муха

Муха – вредное насекомое , потому что на своих лапках они переносят болезни. Сядет муха на хлеб и оставит на нем микробы. Вот почему всегда надо закрывать пищу от мух. Мухи бывают большие и маленькие.

Ткач умелый, альпинист,

А еще эквилибрист,

Мух назойливых ловец,

Сеть готовит им хитрец. Паук

Усатый, всеядный, очень неопрятный

Рыжий жук – лазутчик,

Хаоса попутчик. Таракан

Крылышек две пары.

Круглые глаза, как большие фары это… Стрекоза

Не паук и не комарик

Днем он маленький жучок,

Ночью маленький фонарик.

Он зовется… Светлячок

Пальчиковая гимнастика

Прилетела к нам вчера

(загибать пальцы по одному)

Полосатая пчела.

А за нею шмель-шмелёк

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.

(делать кольца из пальчиков, поднести к глазам)

Пожужжали, полетали,

(машут ладошками)

От усталости упали.

(уронить ладони на стол)

Давайте закончим нише занятие дидактической игрой «Закончи предложение»

Муха разносит … болезни

Пчела собирает… мед

Комар кусает… человека

Бабочка питается … нектаром

Жук грызет … кору

Молодцы ребята, вы отлично поработали. Сегодня мы узнали с вами о насекомых об их пользе и вреде в природе.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия «Насекомые» в старшей логопедической группе Дети стоят полукругом около воспитателя. - К нам в детский сад пришли гости. Давайте поздороваемся с гостями и подарим друг другу хорошее.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Насекомые» Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Насекомые» Цель: Расширить знания и представления детей об особенностях внешнего вида.

Конспект комплексного занятия в первой младшей группе «Насекомые» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 "Малыш" г. Белебея Муниципального района Белебеевский район.

I.Организационный момент Логопед: Ребята, посмотрите, сколько сегодня к нам пришло гостей. Поздоровайтесь с ними. Создание положительного.

Конспект логопедического занятия в средней группе «Насекомые» Цель: 1 закрепить представления по лексической теме «Насекомые» 2 закрепить умение согласовывать притяжательные местоимения с существительными.

Цели занятия :

Развитие лексико-грамматического строя речи и развитие языкового анализа и синтеза на материале слов по теме «Насекомые».

Коррекционно-обучающие:

- уточнять и активизировать словарь по теме «Насекомые» на основе систематизации и обобщения знаний (названий частей тела, их внешних признаков, образе жизни) ;

Закреплять умение правильно употреблять существительные в форме именительного падежа единственного и множественного числа, родительного падежа множественного числа;

Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

Учить образовать новые слова с помощью приставок;

Закреплять понимание пространственных предлогов;

Учить составлению предложений с предлогами пространственного значения;

Формировать умение опознавать заданный звук в словах;

Закреплять навык определения позиции звука в слове;

Формировать умение определять количество и последовательность слов в предложении;

Совершенствование умения составлять слова из последовательно произносимых звуков.

Коррекционно-развивающие :

Развивать логическое мышление и внимание;

Развивать межполушарные связи и мелкую моторику.

Коррекционно- воспитательные :

Воспитывать внимательное отношение к слову;

Положительной мотивации к занятию.

Оснащение: компьютер, презентация, мяч, суджок, карточки с заданиями.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Логопед и дети входят в группу.

Дети, сегодня к нам на занятие пришли гости. Поздоровайтесь с ними (здороваются).

Чтобы взбодриться и хорошо заниматься на занятии давайте сделаем некоторые упражнения:

Начнем мы с упражнения «Перекрестные шаги».
Локтем левой руки тянемся к колену правой ноги. Легко касаясь, соединяем локоть и колено. Это же движение повторяем правой рукой и левой ногой. Выполнять стоя или сидя.
Соединяем левую ногу и правую руку за спиной и наоборот. Повторить 4-8 раз.
«Перекрестные шаги» желательно делать в медленном темпе и чувствовать, как работают мышцы живота.
Думающий колпак

Держите голову прямо, не напрягая шею и подбородок. Возьмитесь руками за уши таким образом, чтобы большой палец оказался с тыльной стороны уха, а остальные пальцы - спереди. Массируйте уши сверху вниз, чуть разворачивая их в сторону затылка. Дойдя до мочки, мягко помассируйте ее. Повторите упражнение 4 раза.

2. Сообщение темы занятия.

Слайд 2,3.

Ребята отгадайте загадку.

Как назвать их одним словом? (Насекомые)

Сегодня мы поговорим с вами о насекомых.

3.Беседа о насекомых по вопросам .

Каких вы знаете насекомых? Слайд 4.

Какие внешние признаки есть у насекомых? (У насекомых есть голова, на голове у них есть усики, глаза, хоботок, челюсть, есть туловище, 3 пары лапок, крылья, жало.) Слайд 5.

В какое время года появляются насекомые? (Весной и летом, когда тепло).

А что они делают зимой? (Большинство впадает в спячку. Некоторые живут в своих домиках: муравьи, осы, пчелы. Другие вообще проводят зиму в виде личинок).

Где живут насекомые? Слайд 6. (На полях, лугах, в лесу, в реках и озерах, в огороде и даже дома).

Назови, чьи это дома и как они называются. Слайд 7. (Улей, муравейник)

Чем питаются насекомые? Слайд 8 . (Корой, пыльцой и нектаром, листьями, другими насекомыми, кровью).

Как можно назвать насекомых, которые приносят людям вред? (Вредные) Слайд 9. Назовите насекомых вредитедей.

Как можно назвать насекомых, которые приносят пользу? (Полезные) Слайд 10. Назовите полезных насекомых.

4. Игра «Один -много» «Кого много?» Слайд 11,12

5. Игра «Назови ласково» Слайд 13.

6. Какое насекомое я загадала?

Это насекомое между жуком и шмелем. (Комар) Это насекомое над муравьем. (Шмель)

Это насекомое под комаром. (Стрекоза) Это насекомое слева от стрекозы. (Пчела).

Это насекомое справа от комара. (Шмель).

7. Игра «Четвертый лишний» Слайд 14,15.

Паук, жук, пчела, кузнечик. (Паук, это не насекомое, у него 8 лапок).

Божья коровка, комар, пчела, бабочка. (Комар, оно вредное насекомое, остальные полезные).

Физкультминутка. Упражнение на координацию движений с речью.

8. Послушай предложение, вместо хлопка добавь предлог. Слайд 16.

Божья коровка ползет (хлопок)…. грибу.

Муравьи идут (хлопок) … грибу.

Гусеница ползет (хлопок)…реке.

Жук-носорог стоит (хлопок)…камне.

Стрекоза летает (хлопок)…землей.

Пчелка сидит (хлопок)… цветке.

9.Помоги составить рассказ. Слайд 17.

Дополни его словами-действиями, образованными от слова бежал.

Зрительная гимнастика Слайд 18.

Представьте перед собой на уровне глаз восьмерку, лежащую на боку (знак бесконечности). Ее центр проходит на уровне переносицы. Вытяните вперед руку, чуть согнутую в локте. Сожмите пальцы в кулак, большой палец поднимите вверх. Ведите рукой в воздухе от центра влево-вверх против часовой стрелки, по окружности вниз и снова в центр. Продолжайте «рисовать» вправо-вверх, возвращаясь в исходную точку. Движение должно быть плавным и непрерывным. За большим пальцем следите глазами, голова остается неподвижной.

Повторить три раза каждой рукой.

Соедините руки в замок. Снова рисуем ленивую восьмерку и следим взглядом за пальцами. Повторить три раза.

10. От каких слов образованы слова:

жук долгоносик, жук носорог, жук короед.

11. Составь предложение из слов: в, запуталась, муха , паутине. Выделенное слово первое в предложении.

12. Какое предложение верно?

Появились насекомые, поэтому стало тепло.

Стало тепло, поэтому появились насекомые.

13. Исправь предложение: Цветок сел на бабочку.

14. Как вы думаете, что означает выражение «Делать из мухи слона» (Сильно преувеличивать, маленькую проблему считать большой)

15.Какое слово я сказала: (ж; у; к), (к, а, м, а, р), (б, а, б, а, ч, к, а), (ц, вь, э, т, о, к).

16.Какой звук есть во всех этих словах? (К).

Какой это звук (Согласный, глухой). Как звучит звук К в слогах кя, ки, ке.? (Мягко) А в слогах кА,ку, кы. (Твердо)

Звук К живет в букве К.

17.Выполнение в тетради. Впиши в схему слова букву К: стрекоза, жук, мошка. кузнечик.

Обведи буквы К

Определи место звука К в словах

__________,_______,________,________,_________.

Прономеруй картинки в порядке возрастания, разукрась насекомых

Рефлексия

Скажите, о ком мы сегодня с вами сегодня говорили?

Что нового вы сегодня узнали? Какое задание вам понравилось больше всего? Что было для вас трудным? (дети отвечают на вопросы).

Мне очень понравилось, как вы хорошо занимались, правильно отвечали на все вопросы, строили предложения!

Из опыта работы Павловой Маргариты Петровны, учителя-логопеда МБОУ "СОШ №19" города Чебоксары

Егорова Татьяна Анатольевна
Конспект открытого занятия в средней группе «Насекомые»

Конспект открытого занятия в средней группе

Тема : Насекомые

Цель : сформировать у детей представления о насекомых .

Задачи :

Образовательные : уточнить и расширить знания детей о насекомых , их внешнем виде, образе жизни; о пользе и вреде, приносимой ими природе.

Развивающие : развивать мыслительную активность, умственные операции сравнения и обобщения, любознательность, внимание, память, речь. Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе. Расширение кругозора и экологических представлений.

Воспитательные : воспитывать потребность в общении с природой, любовь и бережное отношение к природе.

Виды детской деятельности : коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, двигательная, игровая, продуктивная.

Оборудование : иллюстрации насекомых .

Ход занятия

Воспитатель :

Расскажу я вам, ребята, интересную историю.

Однажды я гуляла в лесу, проходила мимо поляны. И встречались мне интересные живые существа. Они все разные, кто-то летает, кто то ползает. Но у всех у них ровно шесть лапок. А вот как эти существа называются, я забыла. Может быть, вы мне поможете вспомнить, что это за живые существа. Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы должны их отгадать.

Послушайте загадки :

Скажите-ка, что за букашка?

На ней в черных точках рубашка,

Умеет карабкаться ловко

По листикам божья. (коровка) .

Не пчела она, а жалит.

Мед, варенье обожает.

Есть на брюшке полоса.

Кто она, скажи? (Оса) .

Знают взрослые и дети -

Тонкие плетет он сети,

Мухам враг он, а не друг.

Как зовут его? (Паук) .

Вот букашка - работяга.

Целый день трудиться рада.

Ношу на спине своей

Быстро тащит. (муравей) .

Что за гость с голодным брюхом

Все звенит у нас над ухом?

Из цветов не пьет нектар,

Покусает нас. (комар) .

Кто влетает в каждый дом

Вместе с летним сквозняком?

Кто жужжит за рамой глухо?

Надоедливая. (муха) .

Что за чудо-вертолет

Мошкаре спать не дает?

Только высохнет роса,

Вылетает. (стрекоза)

На поляне в васильках

Упражнялся он в прыжках.

Жаль, позавтракал им птенчик.

Кто же это был? (Кузнечик) .

Где немытая посуда,

Там усач живет не худо.

И в кастрюли, и в стакан

Влезет рыжий. (таракан) .

Воспитатель :

Ребята, вы все загадки отгадали правильно. А как же одним словом мы можем назвать : муху, комара, пчелу?

Ответы детей - Насекомые .

Воспитатель :

Насекомые весной

Вьются и порхают –

На полянке на лесной –

Всё благоухает!

Ног у насекомых шесть ,

Голова есть, крылья.

И не прочь пыльцу поесть

(Но не путать с пылью)

Пчёлке, бабочке, шмелю

Нужен сок цветочный.

Ест коровка божья тлю,

С зелени, с листочков.

Шмель гудит, оса звенит,

Стрекоза летает…

В ульях мёд в такие дни

Соты заполняет.

Воспитатель :

Ребята, а как передвигаются насекомые ?

Ответы детей

Воспитатель : Они умеют ползать, ходить, летать, плавать, прыгать и бегать.

Воспитатель :

А чем питаются насекомые ?

Ответы детей

Воспитатель : Большинство из насекомых с удовольствием поедает зеленые листья, стебли и молодые побеги растений. Некоторые насекомые питаются созревшими плодами, опавшими листьями и хвоей.

Есть в природе и насекомые – хищники , которые охотятся на других насекомых . (Это стрекоза – она питается маленькими мошками, ловит комаров и жуков; муравьи – они истребляют множество насекомых ; кузнечики – они могут с аппетитом закусить неосторожной бабочкой, мухой).

А есть насекомые , которые любят полакомиться медовым нектаром и вкусной цветочной пыльцой .

Ребята, как вы думаете, какие это насекомые ?

Ответы детей - (пчелы, шмели, бабочки, мухи) .

Физминутка «Сороконожка»

1. Шла сороконожка

(дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)

По сухой дорожке.

2. Вдруг закапал дождик : Кап-кап-кап!

(дети останавливаются и приседают.)

Ой, промокнут сорок лап!

3. Насморк мне не нужен

(дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи,

Обойду я лужи!

4. Грязи в дом не принесу

(дети останавливаются, трясут одной ногой,

Каждой лапкой потрясу!

(трясут другой ногой) .

5. И потопаю потом

(дети топают ногами)

Ой, какой от лапок гром!

Воспитатель :

А сейчас я хочу рассказать вам, ребята, небольшие, но интересные истории о некоторых насекомых .

Ребята, а вы знаете кто самый сильный на земле? (ответы детей) .

Самый сильный на земле – муравей, ведь он переносит тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес.

Ребята, а как называются домики у муравьев?

Ответы детей - (муравейник) .

Муравьи живут в муравейнике большой и дружной семьей. Правит в муравейнике муравьиная принцесса.

Ребята, а кто нам летом по ночам спать не дает, и все над ухом звенит?

Ответы детей - (комар) .

Как вы думаете, есть ли у комара уши?

Ответы детей

Оказывается, есть. И прячутся они у самца (мальчика) комара в усах. Конечно, не такие уши, как у человека, но с помощью этого органа слуха комарик-самец находит по звону свою подружку.

Божья коровка, улети на небо, пронеси нам хлеба, черного и белого, только не горелого…

Помните такую присказку?

А какого цвета это насекомое ?

Ответ детей (красные с черными пятнышками) .

Божья коровка еще бывает оранжевого цвета. Красная или оранжевая окраска божьей коровки называется предостерегающей. Птицы знают, что насекомые с такой окраской несъедобные, и не клюют их.

Рассматривание картинок с насекомыми .

Воспитатель :

Как Вы думаете, что будет, если уничтожить всех насекомых ? (никто не будет опылять растения, если этого не делать, то не будет и самих растений). Ребята, не обижайте насекомых , не трогайте их, они часть природы.

Когда в душистом сквозняке

Присядешь летом в сосняке,

Внимательно вглядись вокруг-

Ты многое заметишь, друг.

Личинку тащит муравей,

Спешит куда-то меж корней

Большой сосны. На толстый сук

Уселся золотистый жук.

Порхает лёгкий мотылёк,

Пьёт хоботком душистый сок

И собирает мёд пчела.

Все заняты , у всех дела.

Мой друг, внимательно вглядись,

Волшебную увидишь жизнь!

Воспитатель :

Ребята, а так как вы мне помогли вспомнить название насекомых . Я хочу вам сделать небольшие подарочки, это раскраски с насекомыми .

Итог занятия .

Литература :

1. Агранович З. Е. Времена года. -СПб., Детство-Пресс,2002

2. Живая природа в мире животных. -СПб., Детство-Пресс,2005

3. Круглый год. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями. - СПб., Детство-Пресс,2005

Публикации по теме:

Цели: 1. Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые». 2. Воспитывать.

Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе «В поисках сюрприза» Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе. Тема: «В поисках сюрприза» Программное содержание: Вызывать доброжелательный.

Конспект открытого занятия «Насекомые» (первая младшая группа) КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ тема: «Насекомые» (первая младшая группа) Образовательная задача: Формировать представления о разнообразии.

Конспект открытого занятия в подготовительной группе. Тема «В гости к кролику» (Автоматизация звука [Р]). Конспект открытого логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Тема «В гости к Кролику» (Автоматизация.

Конспект совместной деятельности с детьми средней группы по социально-коммуникативному развитию «Насекомые»

с использованием здоровьезберегающих педагогических технологий, технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, технологии исследовательской деятельности, информационно-коммуникативных технологий, технологии проектной деятельности.

Санкт-Петербург, 2014

Цель: закрепление полученных знаний о насекомых.

Задачи:

Образовательные:

Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые». Продолжать упражнять в составлении предложений разных конструкций с использованием союза потому — что. Продолжать учить составлять небольшой рассказ по серии картин.

Воспитательные:

Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.

Развивающие:

  • Развивать зрительную и слуховую память.
  • Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме.
  • Развивать связную речь.
  • Развивать образность речи.
  • Развивать словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы, исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа.
  • Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.
  • Развивать общую моторику, координацию.
  • Продолжать учить группировать предметы по основным признакам.

Оборудование: предметные картинки насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза). Цветок, дидактическая игра «Разложи по группам», дидактическая игра «Четвертый лишний», Д/и «Что сначала, что потом» (сюжетные картинки на которых показано превращение гусеницы в бабочку). Мягкая игрушка – гусеница, стол, покрытый зеленой тканью на котором расположены цветы, письмо, игрушки насекомые – пчела, божья коровка, стрекоза, муравей, жук, муха.

В помощь педагогу: наглядно-дидактическое пособия на тему «Насекомые» можно приобрести в специализированном магазине развивающих игрушек «Детский сад» — detsad-shop.ru


Ход занятия

1.Кинесиологическое упражнение « Перекрестные шаги»

Воспитатель:

— Сегодня мы с вами отправимся в гости к маленьким жителям лесной полянки – насекомым. Подготовимся к путешествию:

«Мы к лесной полянке вышли, поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки, через ветви пенечки.

Кто так ловко шагал, не споткнулся, не упал?»

Организационный момент

Дети подходят к столу, накрытому зеленой скатертью.

Воспитатель:

— Посмотрите, на полянке никого нет, я не вижу ни одного насекомого. Только письмо лежит, интересно от кого оно? Читает письмо: «Дорогие ребята, мы попали в беду, злой паук заколдовал нас, помогите, нам, пожалуйста!»

Воспитатель:

— Ребята, с шестиногими малышами что-то случилось, вы готовы помочь?

Однажды над насекомыми

Пронёсся зл ой паук

На полянке разноцветной

Он всех заколдовал.

Чтоб бабочки порхали,

Трудился муравей.

И осы чтоб жужжали,

Ты помоги скорей.

Возьми с собой ты знанья,

И доброту возьми,

И этим шестиногим

Малышкам помоги!

Воспитатель:

— А чтобы помочь нашим шестиногим малышам, мы с вами тоже превратимся в насекомых. У меня есть волшебная цветок, который поможет нам. Закройте глаза и повторяйте за мной:

— Нам, цветочек, помоги, в насекомых преврати! Вот мы с вами превратились в насекомых и полетим мы с вами на лесную полянку. Проходите насекомые, садитесь. А вот и первое задание от паука: «Нужно отгадать загадки и найти картинки – отгадки и выложить ее на фланелеграфе».

1.​ У нее четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела.

И большие, большие глаза,

Называют ее…(стрекоза).

Воспитатель:

— Как вы догадались, что это стрекоза, какие слова помогли найти отгадку?

2.​ Сок цветов душистых пьет,

Дарит нам и воск, и мед.

Людям всем она мила

А зовут ее… (пчела).

Воспитатель:

— Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела?

3. Он работник настоящий

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом. (муравей).

Воспитатель:

— Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей?

3.​ Она ярка, красива,

Изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок. (бабочка)

Воспитатель:

— Какие слова вам подсказали, что это бабочка?

4.​ Всех жучков она милей,

Спинка алая на ней.

А на ней кружочки

Черненькие точки. (Божья коровка).

Воспитатель:

— А в этой загадке, какие слова подсказали, что это божья коровка?

— Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках?

— Какой основной признак всех насекомых? (У всех насекомых по 6 лапок.)

— А паук – это насекомое?

— Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка)

— Почему их называют хищниками? (Потому что они охотятся за другими насекомыми.)

— Назовите полезных насекомых. (бабочка, пчела, муравей.)

— Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей? (Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.)

— Назовите вредных насекомых. (Муха –разносит микробы, гусеница – ест листья растений, комар.)

— Молодцы все загадки отгадали, и мы спасли стрекозу и пчелу, но еще и другие насекомые ждут нашей помощи, пойдем дальше.

Физминутка «Сороконожка»

Шла сороконожка (дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)

По сухой дорожке. Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап! (дети останавливаются и приседают.)

— Ой, промокнут сорок лап! Насморк мне не нужен (дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи), обойду я лужи! Грязи в дом не принесу

(дети останавливаются, трясут одной ногой), каждой лапкой потрясу! (трясут другой ногой). И потопаю потом (дети топают ногами).

— Ой, какой от лапок гром!

Дети садятся возле фланалеграфа. На фланелеграфе расположены картинки.

Игра «4 лишний». Составление предложений с союзом «потому что».

Воспитатель:

— Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?

Лишний паук, потому что он не относится к насекомым.

Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые летают.

Лишняя бабочка, потому что она летает, а остальные насекомые не летают.

Лишняя бабочка, потому что остальные насекомые относятся к хищным.

Воспитатель:

— Вот мы с вами еще спасли муравья (появляется муравей). Продолжим наше путешествие.

Игра « Разложи бабочек на группы» (на ковре).

Воспитатель:

— Посмотрите, какие к нам красивые прилетели бабочки. Предлагаю разложить их по группам.

Воспитатель:

По какому признаку вы разложили бабочек? Ребенок объясняет:

Я разложила бабочек по форме.

Воспитатель:

— А сейчас Соня разложит бабочек на группы, но по – другому. Диана, а ты по какому признаку разложила бабочек? Ребенок:

— Я разложила бабочек по цвету. Воспитатель:

— А по какому еще признаку можно разложить бабочек? Ответы детей:

— По размеру.

Воспитатель:

— Настя, разложи бабочек по размеру. Воспитатель:

— Вот и кузнечика и жука мы с вами освободили. Какие вы молодцы! (Появляются кузнечик и жук). Воспитатель:

— Продолжим путешествие. (Дети садятся на стульчики)

Дидактическая игра «Что сначала, что потом».

Появляется гусеница, ворчит, очень недовольна:

— Всё про бабочек, да про бабочек, а про меня забыли. Воспитатель:

Нет, гусеница не забыли. Мы тебе поможем превратиться в бабочку. Ребята, давайте поможем гусенице превратиться в бабочку. Воспитатель проводит беседу:

— Что сначала откладывает бабочка? Ответы детей:

— Бабочка откладывает яйца. Воспитатель:

— Кто появляется из яйца? Ответы детей:

— Из яйца появляется гусеница. Воспитатель:

— Что делает гусеница? Ответы детей:

— Она питается листьями и растет. Воспитатель:

— В кого она превращается? Ответы детей:

— Гусеница превращается в куколку. Воспитатель:

— Кто выходит из куколки? Ответы детей:

— Из куколки появляется бабочка, у нее мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке, как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать. Воспитатель:

— Предлагаю вам рассказать, как гусеница превращается в бабочку сначала в стихотворении с движением, а потом по картинкам.

Физкультминутка – координация речи с движением «Гусеница».

Этот странный дом без окон (медленно поворачиваются вокруг себя)

У людей зовётся «кокон».

Свив на ветке этот дом, (вращают руками)

Дремлет гусеница в нём. (ладошки под правой щекой)

Спит без просыпа всю зиму. (ладошки под левой щекой)

Но зима проходит мимо — (взмахи руками вверх)

Март, апрель, капель, весна… (хлопки руками на каждое слово)

Просыпайся, соня – сонюшка! (потягиваются)

Под весенним ярким солнышком (рисуют руками солнышко)

Гусенице не до сна. (грозят пальцем)

Стала бабочкой она! (бегут по кругу, машут руками, как крыльями)

Рассказы детей по цепочке:

Бабочка отложила яички на цветке.

Потом появилась гусеница.

Гусеница питалась листьями и росла.

Потом гусеница превратилась в куколку.

Вот из куколки появляется бабочка. У неё мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке. Как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать.

Итог занятия

Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу, какие вы все молодцы, что помогли насекомым. Насекомые вас всех благодарят. Возьмите насекомых и поселите их на нашей лесной полянке.

(Дети берут насекомых-игрушки и размещают их на полянке возле цветов.)

Посмотрите, какая полянка красивая стала. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым! А нам пора возвращаться в детский сад. Но сначала нам опять нужно превратиться в детей.

Закройте глаза и повторяйте за мной:

— Ты цветочек, помоги и в детей нас преврати!

— Вам понравилось быть насекомыми?

— А если бы у вас была такая возможность еще раз превратиться в насекомых в кого вы бы хотели превратиться и почему?

— Какая игра вам больше всего понравилась?

— Вы все сегодня были молодцы!

Релаксация. «Порхание бабочки»

Воспитатель:

Ребята, мы сегодня с вами много путешествовали, устали. Давайте отдохнем.

Ложитесь на коврик, закройте глаза и вспомните, как вы были насекомыми.

Представьте себе прекрасный летний день. Вы лежите на зеленом лугу. Вокруг все спокойно и тихо. Вам тепло и уютно, вы дышите легко и спокойно. Вообрази те себе, что вы - легкие бабочки с большими и красивыми крыльями. Ваши ручки легкие-легкие - это крылья бабочки. И тело ваше стало тоже легкое-легкое, взмахнули крылышками и полетели. С каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше парите в воздухе. Легкий ветерок нежно гладит ваши крылышки… (пауза - поглаживание детей). Гладит, нежно прикасается к… (имя). Вам хорошо и приятно. Но вот пришло время воз вращаться домой. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь друг другу.