Хокусай - мир японии. Кацусика Хокусай

Кацусика Хокусай - один из самых широко известных японских художников, прославившийся главным образом в искусстве графики, но оставивший богатейшее наследие также в живописи, рисунке, иллюстрации книг. Он был писателем и поэтом, постоянно интересовался научными достижениями своего времени, был неутомимым путешественником.

Но самое главное состоит в том, что Хокусай был художником-философом, и все, что открывалось его проницательному взору и фиксировалось на бумаге его кистью, осмыслялось им с точки зрения всеобщих законов мироздания, вечной и постоянно изменчивой жизни. Его интересовало многообразие явлений, их внутренние взаимосвязи, подчиненность закономерностям общего порядка. Он не просто старался запечатлеть то, что видел, но постоянно размышлял над виденным, будь то сценки городской жизни, зарисованные им то с лирической, то с гротескной точки зрения, или природа с ее сменой времен года, погоды, освещения. Все было для него частью живой жизни.

Хокусай жил в сложную, противоречивую эпоху, на переломе от позднего Средневековья к Новому времени, что отразилось в необычайном многообразии его творчества, в значительности и непреходящей ценности его художественных открытий.

В японском искусстве конца XVII - начала XVIII века ярко обозначились две основные тенденции. Одна была направлена на сохранение прежних, имевших многовековую историю традиций, сложившихся в период господства феодального сословия. Другая, зародившаяся еще на рубеже XVI и XVII веков, была связана с появлением на исторической сцене нового городского сословия, которое постепенно вырабатывало собственные формы культуры, отвечавшие их запросам и идеалам. Лишенное политических и социальных привилегий, городское сословие направило свою энергию в сферу культуры, частично используя традиции феодального периода, но создавая и принципиально новые ее формы: проникнутый народным духом театр Кабуки, повести с сюжетами из городской жизни, поэзия трехстиший - хайку, гравюра на дереве - укиё-э.

Хокусай происходил из семьи ремесленника в Эдо (современный Токио), в детстве увлекался рисованием, а с тринадцати лет стал учиться искусству гравюры. Особенно большое влияние на его творческую судьбу оказало пребывание в мастерской известного художника Кацукава Сюнсе, где он пробыл с 1778 по 1795 год.

Гравюра стала самой плодотворной сферой деятельности Хокусая. Большой период его творчества после ухода из мастерской Сюнсе (около 1797 по 1810 год) был посвящен работе над особым видом гравюр - суримоно, издававшихся в виде поздравительных открыток, часто с благопожеланиями - фигурами богов счастья и богатства, растениями и животными, вызывавшими такие же ассоциации. Однако Хокусай скоро вышел за пределы традиционных сюжетов и стал изображать сценки из городской жизни, нередко сопровождая их стихотворными шутливыми и остроумными надписями, а также цветы, птиц, насекомых. Работая на малом пространстве открытки-суримоно, Хокусай добивался точности композиции, цветовых соотношений, красоты конкретных простых вещей и их сочетаний.

В 1814 году Хокусай выпустил первую книгу своего многотомного труда Манга, задуманного как пособие для художников. На протяжении многих лет он издал 15 томов Манга, где содержались рисунки с самыми разнообразными сюжетами - от пейзажей и зарисовок природных мотивов до сцен из городской жизни, физиономий людей с самыми разными выражениями, фигур борцов и танцоров, персонажей исторических хроник, мифов и легенд.

Не удивительно, что точность поз и движений, переданных часто лишь одной выразительной линией, поразили европейских художников, когда они в середине XIX века впервые увидели эти альбомы Хокусая.

Двадцатые и тридцатые годы XIX века - период расцвета творчества Хокусая, когда им были созданы серии больших станковых гравюр как результат длительных путешествий по стране. Это "Виды замечательных мостов различных провинций" (1827-1830), "Путешествие по водопадам различных провинций" (1827-1833), "Поэты Китая и Японии" (1830), "Тридцать шесть видов Фудзи" (1823-1829), "Сто видов Фудзи" (1834-1835). Побывав во всех концах страны, Хокусай открыл новую красоту Японии, которую как будто не замечали до него другие художники, хотя пейзажный жанр в гравюре не был его открытием. Известно, что пейзажные серии создавали Хиросиге, Кунисада, Куниеси и другие мастера.

Однако в своих пейзажах, как и в рисунках Манга, Хокусай отказался от разделения мотивов на достойные внимания и недостойные, на красивые и некрасивые. В природе все представлялось ему прекрасным - и величественный горный хребет, и улитка на пожелтевшем листе.

Если в пейзажах, исполнявшихся мастерами монохромной живописи суйбокуга, главными были размышления о мироздании, о сущности Природы-Космоса, то в работах Хокусая с изображением конкретных мест и их особенностей - горных ущелий и водопадов в определенных провинциях, морских бухт, лесистых склонов холмов - отражался взгляд простого человека, воспринимавшего природу как естественное окружение его жизни. Недаром пейзажи Хокусая из серии «Тридцать шесть видов Фудзи», считающейся одним из шедевров мастера, населены людьми, занятыми своими обыденными делами: это бочары и пильщики бревен, рыбаки и путники с тяжелой поклажей. Тут пейзаж и жанр оказываются слитыми, составляя единство, где человек соразмерен природе. Именно в таком органичном единстве человека с природным миром заключена высокая философская мысль художника. Она получает здесь особенно большую значительность и даже символический смысл повторяющимся на каждом листе гравюры силуэтом горы Фудзи. Эту гору как священный символ страны и одновременно как идеальный образ красоты изображали многие художники до Хокусая и его современники.

Для Хокусая это тоже национальная святыня, и именно поэтому он хотел показать ее из разных мест и с разных точек зрения, в различное время года: то чуть видной за островом Цукуба, то наблюдаемой при закате у моста Регоку путниками на переправе, то как будто всплывающую среди бушующих волн океана. Только один лист этой серии, названный мастером "Победный ветер. Ясный день (Красная Фудзи)" лишен присутствия человека, и гора выступает во всей своей неповторимой красоте и символической значительности. Этот образ стал центральным в серии, обобщенным выражением мировосприятия художника, понимания им задач искусства и красоты как выражения истины, что было национальной особенностью японской культуры на протяжении веков.

Новаторство Хокусая не только в том, что он освоил некоторые приемы европейского искусства, ставшие известными в Японии. Его художественное открытие - в новом взгляде на мир и место в нем человека со всей сферой его чувств и его созидательной деятельностью. Хокусай увидел жизнь как единый процесс, где все взаимосвязано - природа, человек и все им создаваемое. В этом он опережал свое время, открывая еще неведомые пути развития японского искусства.

Надежда Виноградова

КАЦУСИКА Хокусай [настоящие имя и фамилия Токитаро (позднее Тэцудзо) Кавамура; псевдонимы - Сюнро, Гумбатэй, Сори, Како, Тацумаса, Тайто, Гакёдзин, Иити, Хокусай, Мандзи и др.] (1760, Хондзё Варигэсуй, пригород Эдо - 1849, Обусэ), японский график и живописец. Наследие Кацусики насчитывает свыше 30 тысяч рисунков, живописных произведений, станковых гравюр и иллюстраций.

В 13 лет Кацусика поступил в обучение гравёру Накаяма Тэцудзо, у которого освоил технику ксилографии. В 1778-92 годах вошёл в мастерскую театрального художника Кацукава Сюнсё и принял имя Кацукава Сюнро. Там были созданы его первые самостоятельные гравюры с изображением актёров театра кабуки и борцов сумо. Многосторонняя одарённость Кацусики проявилась очень рано: с 1781 он работал как книжный иллюстратор, мастер станковой гравюры и живописец. В последующие годы обучался в мастерских художников различных школ. Увлёкшись живописью школы римпа и, в частности, манерой художника Таварая Сори, принял имя Хисикава Сори. Затем учился живописи школы кано у Торин Цуцуми, позднее перешёл в ученики к Хироюки Сумиёси, художнику школы тоса. В 1797-99 брал уроки европейской живописи у художника, учёного и естествоиспытателя Кокана Сиба. Наиболее ярко в этот период талант Кацусики раскрылся в суримоно - гравюрах, выполненных по частному заказу к специальным датам и событиям. Одновременно (под псевдонимом Како) иллюстрировал книги писателей Кёкутэя Бакина, Дзиппэнся Икку, Сикитэя Самба и Санто Кёдэна. Уже с конца 1790-х годов у Кацусики появились свои ученики, работавшие в жанре суримоно и книжной иллюстрации.

В 1798-1805 годах Кацусика опубликовал несколько серий женских портретов, а также цветные иллюстрации для книг «Песни из Итако», «История сорока семи верных вассалов». За ними последовали серии пейзажных гравюр «Восемь видов Восточной столицы», «Восемь видов Оми», «Виды реки Сумида». С 1797 он начал подписывать свои работы псевдонимом Хокусай, а с 1800 стал называть себя Гакёдзин Хокусай («Хокусай, одержимый рисунком»). В 1804 Кацусика совершил путешествие по стране, побывал в Нагое, Киото, Осаке. В 1810 начал работать над серией альбомов «Манга», задуманной как пособие для начинающих художников.

1820-30-е годы - период расцвета в творчестве Кацусики. В результате нескольких путешествий по стране (в район Кансай, в Исе, на остров Кюсю) были созданы серии пейзажных гравюр, посвящённые Японии: «36 видов горы Фудзи» (1823-31, одна из важнейших в творчестве мастера), «Путешествие по знаменитым водопадам различных провинций» (1827-33), «Виды замечательных мостов в различных провинциях» (1827-30), «100 видов горы Фудзи» (1834-35). В эти же годы Кацусика обращается к классическому для искусства Дальнего Востока жанру «цветы и птицы» (серия «Большие цветы») и к иллюстрированию поэтических антологий прошлого (серия «Подлинное зерцало поэтов Китая и Японии», 1828-33).

Один из крупнейших представителей жанра укиё-э, Кацусика выполнял пейзажные гравюры в крупных горизонтальном и вертикальном форматах, пользовался смелыми перспективными эффектами и неожиданными цветовыми сочетаниями, воплощая характерный эпический образ японского пейзажа; поэтически-возвышенную окраску получила у него и тема труда простого человека, соотнесённого с природой страны.

В 1834 году Кацусика прекращает работать над эскизами для гравюр и выпускает иллюстрированные альбомы дидактического характера, а также пишет картины на бумаге и шёлке; их темами становятся демоны и покорители демонов, архаты, отшельники, привидения и оборотни. В 1848 издаёт книгу «О правильности применения красок». После пожара 1839, уничтожившего всё имущество Кацусики, мастер проводит несколько лет в скитаниях. В 1841, воспользовавшись приглашением известного мецената Такай Кодзана, переезжает в его имение в Обусэ в провинцию Синсю, где живёт до самой смерти. Из Обусэ большое количество рисунков и живописных произведений Кацусики было вывезено в музеи Европы и Америки. В созданном в Обусэ музее Хокусайкан хранятся выполненные мастером в конце жизни живописные панно: парные плафоны с изображениями мужской и женской стихий в виде волн, а также праздничная колесница.

Кацусика был первым японским мастером, признанным в европейских странах. Европейские художники увидели в японской гравюре, и в первую очередь в работах Кацусики, законченную и совершенную эстетическую систему, принципиально отличающуюся от художественных принципов европейского искусства и открывающую возможность иного восприятия привычных и повседневных явлений жизни.

Лит.: Собрание книжных иллюстраций Хокусая. Токио, 1971-1973. Т. 1-5 (на японском языке); Воронова Б. Г. Кацусика Хокусай. Графика. М., 1975; Hillier J. R. Hokusai paintings, drawings and woodcuts. 3rd ed. Oxf.; N. Y., 1978; Bowie Т. The drawings of Hokusai. Westport, 1979; Lane R. Hokusai, life and work. N. Y., 1989; Нагата С. Хокусай Кацусика. Каталог музея Хокусая. Токио, 1990. Т. 1-5 (на японском языке); Forrer М. Hokusai: mountains and water, flowers and birds. Munich; N. Y., 2004; Хокусай. Токийский национальный музей. Кат. Токио, 2005 (на японском языке); Виноградова Н. А. Хокусай. М., 2005; Иванова А. Кацусика Хокусай. СПб., 2006; Jonemura А. Hokusai. Wash., 2006. Vol. 1-2.

  1. Художники
  2. Знаменитый художник Делакруа сказал: "Надо видеть Рубенса, надо Рубенса копировать: ибо Рубенс - бог!" В восторге от Рубенса М. Карамзин писал в "Письмах русского путешественника": "Рубенс по справедливости называется фламандским Рафаэлем... Какие богатые мысли! Какое согласие в целом! Какие живые краски,…

  3. Первую биографию художника составил Ян Орлерс, бургомистр Лейдена. "Сын Харменса Херритса ван Рейна и Нельтхен Виллемс родился в Лейдене 15 июля 1606 года. Родители поместили его для изучения латинского языка в школу Лейденского университета, имея в виду поступление его впоследствии на…

  4. Репин являл собой пример беззаветной преданности искусству. Художник писал: "Искусство я люблю больше добродетели... Люблю тайно, ревниво, как старый пьяница, - неизлечимо. Где бы я ни был, чем бы ни развлекался, как бы ни восхищался, чем бы ни наслаждался, - оно…

  5. Основатель собственного абстрактного стиля - супрематизма - Казимир Северинович Малевич родился 23 февраля 1878 (по другим данным - 1879) года в Киеве. Родители Северин Антонович и Людвига Александровна по происхождению были поляками. Позднее художник вспоминал: "Обстоятельства, в которых протекала моя жизнь…

  6. Делакруа так начинает исторический очерк о художнике: "Жизнь Пуссена отражена в его творениях и так же красива и благородна, как и они. Это прекрасный пример для всех, кто решил посвятить себя искусству". "Его творения служили для наиболее благородных умов примерами, коим…

  7. В историю мировой живописи Тёрнер вошел как родоначальник принципиально нового отношения к цвету, создатель редких свето-воздушных эффектов. Знаменитый русский критик В.В. Стасов писал о Тёрнере: "...Будучи около 45 лет от роду, он нашел свою собственную дорогу и совершил тут великие чудеса.…

  8. Блистательному, самобытному художнику XIX - начала XX века М.А. Врубелю были подвластны монументальные росписи, станковая живопись, графика, скульптура. Судьба художника трагична: он много страдал и даже годы находился на грани безумия. Врубель много экспериментировал с красками, и поэтому часть его полотен…

  9. И.Е. Репин назвал Кустодиева "богатырем русской живописи". "Большой русский художник - и с русской душой", - сказал о нем другой известный живописец - М.В. Нестеров. А вот что пишет Н.А. Саутин: "Кустодиев - художник разностороннего таланта. Великолепный живописец, он вошел в…

Хокусай Кацусика


«Хокусай Кацусика»

"Творчество - это непосредственное живое воплощение, это индивидуальный мир художника... это независимость от авторитетов и всякой выгоды" - так писал сам великий японский художник.

Творческое наследие Хокусая чрезвычайно велико: он создал около тридцати тысяч рисунков и гравюр и проиллюстрировал около пятисот книг, писал стихи. Творчество Хокусая оказало значительное воздействие на европейскую живопись и графику последней трети XIX - начала XX века.

Хокусай Кацусика (настоящее имя - Накадзима Тамэкадзу) родился 12 октября 1760 года в предместье города Эдо, так раньше назывался Токио, в районе Кацусика. Происходил он из крестьянской семьи. Именно поэтому художник часто называл себя "крестьянин из Кацусика".

Мальчик рано начал работать у торговца. Тогда же он стал интересоваться гравюрами, выставленными в магазине. В 13 лет он начал работать у резчика по дереву и выполнил свои первые иллюстрации для книг. В 1778 году Хокусай поступил в мастерскую Кацукава Сюнсё - одному из художников демократической школы укиё-э. Картина мира осмысляется художниками этой школы, прежде всего через сознание значительности, особой ценности каждодневной жизни людей, их труда и забот. У Сюнсё молодой художник работал до 1792 года в основном как иллюстратор.

Примерно с 1797 по 1810 год Хокусай работает как мастер суримоно (особый, требующий сложной техники вид гравюр), изготовляя многочисленные поздравительные и пригласительные карточки.

В первой половине своей жизни художник часто менял свое имя.


«Хокусай Кацусика»

Имя "Хокусай" впервые появилось в 1800 году, начиная с 1805 года он подписывался "Хокусай Гакёродзин", что обозначает "старик, помешанный на живописи". В это же время он создает и первые свои самостоятельные произведения: "53 станции Токайдо" (1804), виды дороги, соединяющей Токио и Киото, ив 1814 году выпускает первую книгу задуманного им как пособие для художников многотомного труда "Манга".

"Настоящий Хокусай рождается вместе с опубликованием первого тома своего знаменитого альбома "Манга", название которого можно перевести как "Книга набросков", - пишет Б. Воронова. - Альбом этот состоит из пятнадцати томов; первый был издан в 1814 году, последний - в 1878-м. В "Манга" Хокусай как бы изучает бесконечные формы бытия, он анализирует все видимое, иногда словно препарирует его. С одинаковым увлечением он зарисовывает бытовые сценки, пейзажи Японии, архитектурные детали, животных, птиц и насекомых. Но прежде всего Хокусая интересует мир, проявляющийся в действии. На страницах этого альбома рождаются герои зрелого Хокусая: каждый человек и каждое явление мира - самостоятельны и значительны заложенной в них потенцией к действию. Фигуры людей в "Манга" изображены в резком, часто утрированном движении, их позы и силуэты выразительны. Состояние человека в этих рисунках всегда однозначно, но зато выявлено полностью. Хокусай изучает движения борцов, позы всадников, жесты лучников, прыжки акробатов".

Расцвет творчества Хокусай приходится на 1820-е - начало 1830-х годов, когда им были созданы лучшие пейзажные серии: "36 видов горы Фудзи" (1823-1829), "Мосты" (1823-1829), "Путешествия по водопадам страны" (1827-1830), серии "Поэты Китая и Японии" (1830).

В своих произведениях Хокусай запечатлевает самые разные ландшафтные мотивы, с помощью смелых перспективных эффектов и цветовых сочетаний создает эпический образ японского пейзажа, подчеркивает контраст между суетной деятельностью людей и невозмутимым спокойствием природного бытия.

Самая прославленная работа художника - "36 видов горы Фудзи".


«Хокусай Кацусика»

Здесь, на самом деле в 46 гравюрах, художник отображает картину жизни страны. Его герои в основном люди труда: рыбаки в бурном море, пильщики на дровяном складе, крестьяне, везущие домой солому. Есть и бытовые сцены - мальчишки, запускающие воздушных змей, и дамы, беседующие на террасе.

"Но постоянно присутствующий мотив Фудзи, неизменный, индивидуализированный облик которой выступает как символ вечности и красоты мира, вносит оттенок раздумья о бренности человеческой жизни. Мотив Фудзи, который сначала выступает исподволь, почти как бы случайно, постепенно вырастает в самостоятельную тему", - пишет В.Е. Бродский.

"Хокусай все настойчивее ищет мотивы, позволяющие ему воплотить идею грандиозности мира, значительности всего существующего, величия всех проявлений бытия. Так, в его искусство, наряду с Фудзиямой, входит столь же величественная, гигантская и героическая тема - тема океана. Во всех девяти листах неоконченной серии "100 видов океана" за привычными жанровыми сюжетами - изображение рыбаков, сборщиков жемчуга, ловцов водорослей - мы ощущаем притаившуюся грозную и безжалостную стихию, живущую по иным масштабам, которой достаточно лишь шевельнуться - и исчезнет все то, что осело на ее берегах", - пишет Б. Воронова.

Поздние работы мастера отличаются высоким графическим мастерством, однако уступая в богатстве и тонкости колорита более ранним сериям.

Среди многочисленных работ Хокусай последних двух десятилетий его жизни наиболее значительной была серия пейзажей "100 видов Фудзи".

Характерный пример из этой серии картина "Волна", где художник изящными завитками пишет пену на гребне вздыбившейся волны и летящую над морем стаю птиц.


«Хокусай Кацусика»

Единое целое составляют и птицы, и завитки пенного узора: брызги пены, легко отделившись от воды, сами превращаются в птиц.

О том, как работал великий художник, рассказывает в своей книге П.А. Белецкий:

"Присев на корточки, держал двумя пальцами за кончик черенка кисть с очень длинным волосом. Руку с кистью поддерживал другой рукой, упирая локоть в колено. Пока на бумаге, лежавшей на полу, возникало несколько штрихов, все его тело извивалось и двигалось. Мускулатура вибрировала и вздувалась, будто он выполнял труднейшее гимнастическое упражнение. Ученики убирали законченные листы и быстро подкладывали следующие.

Никаких переделок мастер не допускал. Несколько минут - и перед глазами изумленного капитана из пятен растекающейся туши возникали растения, звери, птицы, люди в самых различных поворотах. Быстрота изумляла".

Пройдя рубеж семидесятилетия, Хокусай писал: "В 6 лет я старался верно передать формы предметов. В течение полувека я исполнил очень много картин, однако до 70 лет не сделал ничего значительного. В 73 года я изучил строение животных, птиц, насекомых и растений. Поэтому могу сказать, что вплоть до 80 лет мое искусство будет непрерывно развиваться и к 90 годам я смогу проникнуть в самую суть искусства. В 100 лет я буду создавать картины, подобные божественному чуду. Когда мне исполнится 110 лет, каждая линия, каждая точка - будут сама жизнь.

Те, кто будет жить долго, смогут увидеть, что я сдержу слово".

18+, 2015, сайт, «Seventh Ocean Team». Координатор команды:

Осуществляем безвозмездную публикацию на сайте.
Публикации на сайте, являются собственностью их соответствующих владельцев и авторов.

Когда мы говорим о Японии, то сразу представляем традиционную чайную церемонию, лицо утонченной гейши и пытаемся понять изысканное искусство страны восходящего солнца. Его богатая история создавалась многочисленными творцами, об одном из которых далее пойдет речь. Но прежде настоятельно советуем заварить кружку вкусного чая и не пугаться сложных слов. Поверьте, они будут проще, чем меню в японском ресторане.

Кацусика Хокусай (Katsushika Hokusai) – один из величайших художников Японии, который известен не только тем, что дал развитие новым направлениям искусства своей страны, но и страстью к постоянной перемене имен. За всю творческую деятельность мастер создал «коллекцию» из 30 псевдонимов.

Настоящее и малоизвестное имя художника – Токитаро. Так назвали его родители, о личных отношениях которых ходило много слухов. Авторитетный исследователь Мунесигэ Никадзима считал, что Никадзима Исэ не был настоящим отцом Токитаро. По одной из версий, мальчика отдали зеркальных дел мастеру для обучения ремеслу. Поэтому подрастающий художник стал увлекаться изобразительным искусством в шесть лет, когда помогал Исэ расписывать изделия.

Немного повзрослев, Токитаро устроился разносчиком в книжную лавку, уютно расположившуюся в районе Ёкомотё, и назвался Тэцудзо. Здесь юноша изучал китайский язык и постигал японскую грамоту. А через восемь лет он стал подмастерьем известного Кацукавы Сюнсё, и для Токитаро начался «Период Сюнро». Таким именем молодой человек подписывал свои работы в стиле укиё-э с 1778 года. Кацукава лично позволил помощнику взять этот псевдоним, потому что был благосклонен к трудолюбивому ученику, отменно выполнявшему самые сложные заказы.

Подающий надежды художник уже к 1779 году мастерски выполнил большую серию театральных портретов, а через десяток лет Сюнро ушел из школы, когда во главе мастерской встал другой ученик Кацукавы. Многие думали, что авторитетный Сюнро не смирился со второстепенной ролью и отправился в свободное плавание. Но по другой версии, художника изгнали за измену. Сюнро было тесно в рамках, установленных еще Кацукавой, и он понимал, что больше не может работать в традициях школы. С тех пор художник находился в поиске собственного пути, изучал искусство Кано и писал картины в китайском стиле.

После ухода из школы Сюнро столкнулся с первыми трудностями самостоятельного существования: он жил впроголодь, едва сводя концы с концами. Художник зарабатывал «на хлеб» мелкой торговлей и усиленно занимался живописью. В это время началось его развитие в качестве самодостаточного и профессионального художника. Он не собирался угождать запросам публики, требующей хлеба, зрелищ и картин в стиле укиё-э, и открыто заявил о том, что отныне будет вырабатывать индивидуальную манеру, бросая взгляд на японскую культуру через европейскую перспективу.

Надо сказать, что Сюнро добился успеха во всем, что планировал. Настоящий прорыв в сфере искусства он совершил, создав 15 выпусков «Манга», что в переводе означает «рисунки или зарисовки Хокусая». Каждое изображение рассказывало о городском быте и раскрывало особенности периода Эдо в Японии. «Манга» была для художника путевым дневником, в котором он описывал свои впечатления и мысли посредством картин. С 1878 года «Манга» считается уникальным памятником «золотого века» японской культуры.

Отлично получались у художника и суримоно – прообразы поздравительных открыток. На раннем этапе он создавал маленькие по размерам, но удлиненные суриномо, которые подписывал всегда по-разному: Хякурин Сори, Хякурин Хисикава или Могура Сюиро. Затем художник работал над длинными горизонтальными суриномо, и на этот раз он назывался Гакёдзином Хокусай.

Отличие всех открыток заключалось в усиленном внимании художника, которое он заострял на каждом изображенном человеке и окружающем его предмете. Персонажи выполнены так, словно мастер поймал удачный момент в объектив фотоаппарата. Люди «взаимодействуют» с природой, то щурясь на солнце, то поднимая руки в небеса. На суриномо с легкой подачи Хокусая появился интерьер, к изображению которого художник шел очень долго. Так он подготовил почву для становления себя как великого мастера, которого сегодня знают любители искусства по всему миру.

Псевдоним, под которым художник нам известен, происходит от названия сельского пригорода Токио, а «Хокусай» стало говорящим именем, и в переводе с японского означает «одержимый живописью».

Это сочетание слов закрепилось за мастером в 1807 году, когда он разменял пятый десяток лет. Тогда художник впервые подписался как Кацусика Хокусай под работами «36 видов Фудзи».

Эта серия состоит из 36 основных и десяти дополнительных гравюр по дереву, трудиться над которыми художник начал в 1830 году. Поверьте, после этих картин для вас больше не останется неизведанных сторон могучей горы Фудзи. Кацусика был уверен в том, что эта серия гравюр стала лучшим произведением, созданным за всю его долгую жизнь.

А то, как ему удавалось делать настолько детальные работы, и что помогло добиться ошеломляющего успеха в искусстве, Кацусика Хокусай объяснял очень просто:

«Если хочешь нарисовать птицу, ты должен стать птицей»

Хокусай, японский художник 18-го века, создал головокружительное количество художественных работ. Хокусай работал до глубокой старости, неизменно утверждая, что «все, что он сделал до 70 лет, не было стоящим и не стоило внимания».

Возможно, самый известный японский художник в мире, он всегда выделялся из своих коллег - современников интересом к повседневной жизни. Вместо того, чтобы изображать гламурных гейш и героических самураев, Хокусай рисовал рабочих, рыбаков, городские жанровые сценки, которые тогда еще не были предметом интереса для японского искусства. Он также использовал европейский подход к композиции.

Вот краткий перечень ключевых терминов, которые помогут вам немного ориентироваться в творчестве Хокусая.

1 Укие-э - гравюры и картины, популярные в Японии 1600-х до 1800-х годов. Направление в изобразительном искусстве Японии, получившее развитие с периода Эдо. Этот термин происходит от слова "укие", что означает "изменчивый мир". Уикие - намек на гедонистические радости расцветающего купечества. В этом направлении Хокусай - самый известный художник.


Хокусай использовал не менее тридцати псевдонимов на протяжении своей жизни. Несмотря на то, что использование псевдонимов было обычной практикой у японских художников того времени, по числу псевдонимов он существенно превосходил других крупных авторов. Псевдонимы Хокусая нередко используются для периодизации этапов его творчества.

2 Период Эдо - это время между 1603 и 1868 годах в японской истории, тогда был отмечен экономический рост и новый интерес к искусству, культуре.


3 Shunrō является первым из псевдонимов Хокусая.

4 Шуньга буквально означает "картину весны" и "весна" - японский сленг для секса. Таким образом, это гравюры эротического характера. Их создавали самые уважаемые художники, в том числе Хокусай.


5 Суримоно. Последние «суримоно» — так назывались эти выполненные по заказу оттиски — имели колоссальный успех. В отличие укие-э гравюры, которыебыли рассчитаны на массового зрителя, суримоно редко продавались для широкой публики.


6 Гора Фудзи - симметричная гора, которая, оказывается, самая высокая в Японии. За эти годы она вдохновила многих художников и поэтов, в том числе Хокусая, выпустившего серию укие-э "Тридцать шесть видов горы Фудзи". Эта серия включает в себя самые знаменитые гравюры Хокусая.

7 Японизм - длительное влияние, которое оказал Хокусай на последующие поколения западных художников. Японизм - это стиль, вдохновленный яркими цветами гравюр укие-э, отсутствием перспективы и композиционными экспериментами.