Гриль из автомобильных дисков. Мангал из дисков автомобиля для шашлыка и для казана

Автомобильные диски – это хороший отработанный материал. И он вполне годится для создания мангала. Смастерить этот аппарат из старых дисков своими усилиями не так уж сложно. В итоге получается незатейливая, но весьма функциональная технология. В этом плане она может даже стать заменой .

Специфики

Мангал из колёсного диска, сделанный своими силами, имеет много достоинств:

  • Вы получаете полный функциональный комплекс. При этом на его создание задействованы минимальные расходы.
  • Доступность материалов.
  • Долговечность и высокая прочность.
  • Компактность.

Когда вы намереваетесь сами сотворить мангал из дисков автомобиля, можно избежать солидных трат и работать с имеющимися доступными материалами.

Уже не годные к прямой эксплуатации диски от машины, как правило, выкидываются или предоставляются за гроши. При этом не учитывается спектр идей их альтернативного применения. Особенно выделяется замечательная идея сделать мангал из диска. Тем более, что мангал для дачи – это неотъемлемая составляющая.

Применение старых машинных дисков – это хорошая экономия средств. Главный плюс их применения сводится к плотности металла. И даже колёса с большой степенью износа подходят для такого плана. Металл стоек к выгоранию и деформации.

Форма автодисков превосходна для производства полифункциональных агрегатов для кулинарной деятельности на углях

Функции

Мангал из колесных дисков работает по похожему принципу с другими самоделками, сделанными на основе бочки либо баллона. Он объединяет в себе такие функции:

  • Гриль. Так гарантируется готовка на шампурах или мобильной решётке.
  • Барбекю. Так можно прожаривать стейки. Здесь есть надобность в крышке. Она образует действие духовки.
  • Варочная плоскость. Конфигурация и диаметр дисков от колёс позволяют размещать на пламени казан, сковородку и прочую подобную посуду.
  • Коптильня. В некоторых модификациях можно коптить по горячему методу.

Посуду можно располагать на решётке или прямо на колесе, если у их диаметров нет отличий. Жар из печи нагревает воздух. Так получается действие традиционного мангала. Для копчения обязательно закрывается верхний выход, и реализуется тление щепы. Так генерируется нужный дым.

Абсолютно каждый аппарат должен чётко продумываться. Здесь действует индивидуальный подход. Учитываются свои предпочтения. Но базовые работы по созданию агрегата для всех модификаций едины.

Вариации исполнения

Когда нужно создать аппарат из дисков своими руками, следует изучить такие вариации:

  • Обычный гриль. Здесь колесо становится ёмкостью для углей. Это же место для шампуров и решётки.
  • Двойное решение. Здесь применено два колеса. Поэтому увеличивается высота мангала. Вверху появляется место для расположения казана. Прогревание получается всесторонним. Блюда можно творить, как в духовке. А можно их тушить.
  • Изолированная печь. Так обеспечивается копчение продуктов. Ведь дым концентрируется в самой камере. Устраняется он скромными дозами через специальные дырочки.
  • Комплексные версии. Здесь действуют функции, обозначенные ранее. Дополнительно можно присоединять другие важные составляющие, например, дымоход.


Такой дачный аппарат можно оснащать ножками. Подставка необходима для ординарных агрегатов. В более сложных моделях ею становится нижний диск

Что касается эксплуатации конструкции, здесь есть некоторые ограничения: земля с влагой может препятствовать появлению жара. Также раскалённый металл не должен контактировать с полом из древесины.

Стадии самостоятельного производства

Сотворить мангал своими руками из дисков от авто нельзя без наличия продуманной схемы.

Нужно решить вопрос с необходимым количеством материалов и подготовить инструменты.

Чтобы работы выполнить надёжно и качественно, вы должны хорошо владеть болгаркой и сварочной техникой.

Материалы и инструменты

Для намеченных работ вам потребуются:

  • Уже не используемые диски.
  • Болгарка.
  • Насадка, позволяющая резать металл.
  • Диск для очищения ржавчины. Его вид – железная щётка.
  • Напильник.
  • Дрель.
  • Молоток.
  • Набор болтов.
  • Прут из стали. Его можно заменить профильными трубами.
  • Решётка.

Стальной прут удобен для изготовления ножек. Их потребуется 3-4 штуки. При оптимальном раскладе делаются четыре опорных элемента. Так аппарат получает лучшую устойчивость. Если он будет треножным, он может рухнуть, разместившись на неровной площадке.

Нужна предварительная подготовка и самих колёс. С них ликвидируются компоненты эмали, ржавчина. Здесь применяется металлическая щётка и болгарка. Лишние компоненты удаляются.

Производственные вариации

Как сделать мангал из автомобильных дисков? Здесь важно, какую вариацию вы желаете соорудить. Лучше начинать с простой модификации с ножками. Заранее потребуются некоторые работы с базовой частью (диском).

Из него устраняется перегородка. Но только с одной стороны. Получается ёмкость, напоминающая котелок.

Если в дне обилие дырочек или же они очень крупные, наварите ещё одну пластину. Это мера от просыпания углей. Тотально изолировать просветы не надо. Ведь к углям должен поступать воздух, чтобы обеспечивать жар.


По боковым сторонам и около верхней зоны монтируются ножки. По длине они обычно таковы: 40-45 см. Это лучшее значение для высоты агрегата. Он устойчив. И им удобно пользоваться

При надобности можно устроить зачистку срезов. Так в аппарате будут отсутствовать острые края. Можно поставить съемную или несъемную решётку.

По боковым сторонам можно устроить оконце. Через него будете поддерживать жар и вычищать пепел. Чтобы аппарат было легко переносить, приварите к нему ручки. Они должны быть расположены симметрично по боковым сторонам.


Верхушка вырезается для решётки

Если вы задействуете 2-3 колеса, можно только к днищу присоединить металлические бруски. В некоторых ситуациях обходятся без опорных элементов.

Например, можно соорудить подобный агрегат без ножек:

Создание коптильного отсека

Такую вариацию лучше создавать минимум из двух штампованных дисков. Они соединяются в единую конструкцию. Она получается полой. Верхушку можно предназначить для жарки шашлыков, как в модификации гриль.

Чтобы обеспечить и сохранить дым, следует обустроить крышку и механизм устранения дыма. Часто в таких случаях ставится перегородка с дырочками. Это существенно облегчает решение поставленной задачи. Ещё это позволит применять аппарат как варочную плоскость.

Чтобы качественно устроить объединение двух дисков, требуется устранить перегородки. Затем колёса ставятся встык и свариваются. Шов должен быть сплошным.

К днищу нижней составляющей монтируются ножки. Чтобы обеспечить доступ к внутреннему пространству, устраивается дверка. Способ её создания: проходитесь болгаркой ориентировочно посередине диска, вырезаете прямоугольную фигуру.


Посередине дверки следует горизонтальный шов

Чтобы закрепить дверку, к ней нужно приварить по гайке. У каждой этой детали симметричное положение к этому шву.

К агрегату по сварочной методике присоединяется по одному болту. Их приделайте так, чтобы на них легко нанизывались дверные гайки.


Чтобы крепление створки прошло легко, болты заранее ввинчиваются в гайки, которые уже приварены. После чего дверку надо приложить к проёму и фиксировать на готовой конструкции

Подобные аппараты самостоятельного производства создают все возможности для комфортного отдыха с разными вкусными блюдами, например, шашлыками и копчёностями. При этом оборудование требует ничтожных расходов. Ещё в работе не понадобится колоссальных усилий. Все стадии работы легко осуществляются.

Многие из нас любят среднеазиатскую кухню, в частности плов. Классический плов готовится в огромном чашеобразном казане из чугуна на открытом огне. Для удобства готовки можно построить небольшой мангал под казан, который уже имеется в наличии. Способов строительства подобных конструкций своими руками масса, но в этой статье мы подробно расскажем, как сделать мангал под казан из дисков, которые отслужили свой срок на колесах автомобиля.

Оригинальная конструкция

Особенности конструкции

Собственно основное достоинство импровизированного мангала из колесного диска в том, что затраты на его строение сведены к минимуму, а итоговый результат весьма достойный. Практически у каждого дачника есть все необходимые материалы и инструменты для изготовления. Конструкция получается долговечной и простой в использовании.

Для строительства понадобятся автомобильные диски, которые уже отслужили. Поскольку они выбрасываются, либо сдаются в лом, стоимость у них незначительная, поэтому их легко можно будет найти у себя в гараже или на любой СТО. Так же потребуется некоторое количество металлического профиля для создания ножек и несколько кусочков металла для центральной заглушки и изготовления ручек.

Трудности могут возникнуть лишь в том случае, если вы никогда не работали со сварочным аппаратом, но вы же всегда можете пригласить специалиста, чтобы он помог вам сделать несколько сварных швов.

Пошаговый алгоритм

Первое, что понадобится для строительства, это пара классических штампованных автомобильных дисков из прочного металла. Размеры дисков следует подбирать под свой казан, может быть подойдет 13 вариант, а может 15, хотя очень крупная конструкция не нужна.

Два штампованных диска белого цвета

На одном из дисков размечаем линию отреза, в аккурат выше круглых отверстий, и срезаем этот круг с помощью сварочного аппарата.

Размечаем линию отреза

Отрезанный круг отлично сгодится как крышка, на которую можно будет поставить кастрюли или чайник, поэтому не спешите ее выбрасывать.

Деталь вырезана

На втором диске необходимо заварить главное центральное отверстие, для чего потребуется небольшой кусок толстого металла.

Готовим сварочный аппарат

Проводим сварочные работы

Затем два диска ставятся друг на друга и при помощи все того же сварочного аппарата соединяются в единую конструкцию.

Процесс выполнения сварки по кругу

Сварка со всех сторон

Получается внушительный шов, который крепко соединяет два диска. Чтобы сделать его более презентабельным, можно доработать его болгаркой, срезая сильно выступающие элементы и обтачивая края.

Сварной шов

Чтобы конструкция устойчиво стояла на необходимом уровне, понадобятся ножки. Ножки можно намертво приварить к мангалу, если вы готовите дачный вариант, а можно сделать конструкцию разъемной. Во втором случае приспособление будет мобильным, его без труда можно будет возить в багажнике машины и при необходимости собирать. В качестве креплений для ножек могут выступить небольшие куски профиля, большего по сечению, чем сами ножки. Эти три детали следует приварить к мангалу с трех сторон (в данном случае изготавливается тренога).

Детали для ножек

Здесь не нужны точные расчеты, вполне достаточно примерно прикинуть равные расстояния и приварить нужные детали ко дну мангала из дисков под одинаковым углом.

Фиксаторы ножек приварены

Ножки так же вырезаем из металла, в частности используем прямоугольный профиль.

Сами ножки, нарезанные из профиля

Стоит примерить ножки, вставив их в заготовленные пазы. Если входить они будут с трудом, следует обработать края деталей болгаркой, а после забить в пазы при помощи молотка.

Отметим, что многие мастера советуют сделать четыре опоры, так как считают треногу не очень устойчивой конструкцией.

Размечаем место дверцы

На следующем этапе придется подключить фантазию и инженерные навыки, чтобы создать для дверки достойную петлю. Например, можно сделать ее из одного болта. Необходимо отрезать от него шляпку, затем подобрать две гайки, которые на него накручиваются. Одну гайку следует приварить к дверке, а вторую к стенке мангала. Накрутив болтик на резьбы обеих гаек, получится удобная петля. В качестве ручки можно приварить любую подходящую по размерам железяку.

Дверца вырезана

Можно сделать две петельки, используя все те же болты, здесь вся работа производится на усмотрение мастера.

Вариант изготовления петель

Чтобы было легче транспортировать мангал, следует приварить к нему с двух сторон проушины, ну или хотя бы с одной стороны. Такие импровизированные ручки позволят удобно нести мангал, и при этом не опасаться испачкаться сажей, копотью или грязью.

Привариваем ручки

Для более равномерного выхода дыма, можно сделать четыре равномерных выпила по диаметру диска. На этом работы с очагом по формированию его формы закончены.

Делаем пропилы сверху

Чтобы удалить с автомобильных дисков краску, следует обжечь получившийся мангал со всех сторон. Для окончательной обработки можно использовать корщетку, шкурку.

Снимаем краску подручными средствами

Затем при помощи термостойкой краски необходимо окрасить конструкцию в подходящий цвет. Черный смотрится весьма гармонично.

Окрашиваем в черный цвет

Как видите, сделать мангал под казан достаточно просто, особых хитростей здесь нет. Простая и удобная конструкция позволит установить казан и приготовить плов, а при желании на ней можно сделать шашлык, используя подходящие по длине шампура.

Готовое изделие

Таким простым и нехитрым способом мы создаем отличные условия для отдыха на природе, который сопровождается готовкой вкусной и полезной еды.

Когда очень нужен мангал, а на покупку нет денег, или просто хочется сделать его своими руками, есть множество вариантов сделать жаровню из подручных средств. Особенно автомобилисту, у которого наверняка завалялись в гараже старые автомобильные диски.

Устройство

Мангал для шашлыков из автомобильных дисков отличается своей компактностью, устойчивостью и оригинальным видом. На его изготовление потратится мало времени и сил. Такой можно модифицировать из шашлычницы не только в , но и готовить на нем , ведь он круглый.

Конструкция очага обеспечивает отличный доступ воздуха к топливу, что достаточно сильно упрощает поддержку необходимой температуры. Такая конструкция, сделанная своими руками, удобно чистится и имеет небольшой вес, что позволяет ее передвигать по участку или даже транспортировать.

Самый простой вариант мангала из автомобильных дисков практически не требует дополнительных вложений в виде материалов. Достаточно стального листа под днище или обычной керамической плитки , даже . Но такая модель, сделанная своими руками, теряет некоторые свои плюсы и становится неудобной из-за низкого расположения. Плоскость, на которой готовится мясо, слишком низко находится в такой конструкции, и мясо может подгорать, из-за близкого контакта с топливом. Такой мангал из машинных колес может затухать из-за недостаточной тяги.

Изготовление

Нужно делать мангал из двух дисков . Тем самым увеличится расстояние между топливом и мясом, увеличится объем циркулируемого в жаровне воздуха, который будет способствовать растопке и поддержанию топлива.

Для такой конструкции понадобится:

  • болгарка;
  • сварочный аппарат и электроды;
  • перчатки, маска;
  • два одинаковых диска;
  • профильная труба – 1 м;
  • болты и гайки к ним;
  • проволока – 1 м/Ø4мм.

В одном из дисков газовым резаком или, делая насечки болгаркой, вырезается перегородка . После диски привариваются друг к другу по всему периметру . В результате должна получиться конструкция типа емкости с оставшейся перегородкой в виде дна.

Читайте также: Печи длительного горения на твердом топливе

Сделать своими руками разметку прямоугольной формы , посередине которой будет находиться сварной шов, не сложно. Нижняя часть дверцы не должна быть сделана вплотную ко дну жаровни, а должна быть выше него на несколько сантиметров. Прямоугольник вырезается и крепится на петли, дополнительно оснащаясь ручкой и задвижкой. Края дверцы обрабатываются от острых заусенцев. Также дверца может держаться на болтах, а третий может быть ручкой.

Ножки для мангала делаются длиной, подходящей под рост повара, который будет готовить за мангалом чаще всего. Средняя высота всего мангала с ножками 60-80 см. Не обязательно делать четыре, вполне будет достаточно трех ножек, так как конструкция жаровни круглой формы. Ножки из трубы крепятся ко дну будущего мангала на равном друг от друга расстоянии.

Для удобства транспортировки к изделию можно прикрепить ручки по бокам . Поверхность конструкции нужно очистить от сажи и отшлифовать. Можно покрасить мангал термостойкой краской для более длительного срока службы.

Печь из дисков от автомобильных колес способна обеспечить обогрев комнаты до 15-16 кв. м, топку бани или стать недорогим эффективным варочным прибором, о чем, собственно, и есть эта статья. Ее главное достоинство доступность высококачественного материала – толстой, стойкой и прочной стали. Котельная сталь в листах и профилях дорога, а обычная конструкционная в печном строении быстро прогорает.

В дополнительном преимуществе печи из дисков можно убедиться на опыте. Возьмите два куска металла примерно одного размера и веса: один из простой стали, а другой вырезанный из колесного диска, и нагрейте посильнее, хотя бы в кухне на газе. От первого сразу пойдет запах горячего железа, а второй можно раскалить до оранжевого (ок. 900 градусов), ничего неприятного в воздухе не ощущая. Печь из колесных дисков практически не сушит воздух и не выделяет в атмосферу вредные пары, потому что диски для колес делаются из спецсталей, стойких к коррозии. На жаропрочность они, ясное дело, не нормируются, но того запаса стойкости, что в них заложен, вполне хватает для дровяно-угольной печи.

Что нужно знать о дисках

Печь на отработке. изготовленная с использованием автомобильных дисков. Не делайте такие!

Для изготовления печи из дисков своими руками необходимо знать не только достоинства, но и недостатки исходного материала и некоторые, существенные в данном случае, особенности конструирования печей. Недостаток спецстали – она не нормируется на сварочные свойства. Технологий производства дисков для колес существует несколько, но сварка для этого если используется, то весьма ограниченно, с последующим термоотпуском (отжигом) и дефектоскопией шва. И, разумеется, никакой конструктор автотранспорта не закладывается на то, что к колесам в процессе эксплуатации будет что-то подвариваться.

Отсюда следует очень важный с точки зрения безопасности вывод: из дисков (см. рис.), равно как и пиролизные из них, делать нельзя ни в коем случае! Разве только вы очень хотите, чтобы в один совсем не прекрасный момент через трещину в шве потекло кипящее, вероятнее всего, и горящее, масло или начали выделяться химически агрессивные высокотоксичные газы. А погасить указанные печи нельзя, они должны догореть полностью. Из дисков можно делать только печь пламенного горения на твердом топливе.

Примечание: сварочные швы для особых условий эксплуатации, не проконтролированные на качество должным образом, считаются ненадежными. Сварные сосуды, работающие под давлением, жаровые и для химически агрессивного содержимого, не прошедшие дефектоскопию и после нее испытаний в рабочем режиме использования, априори признаются негодными. Любая печь удовлетворяет как минимум двум из указанных условий.

Тем не менее, сделать вполне безопасную твердотопливную печь из автомобильных дисков на сварке для нежилых помещений (дачный дом тоже к ним относится) вполне возможно, если соблюдать след. правила:

  1. Сварной шов должен быть зрительно высококачественным, без видимых дефектов – трещин, брызг, раковин, пузырей, см. рис. справа;
  2. За один раз сваривать можно только по две сопряженные детали, варить сразу всю конструкцию ни в коем случае нельзя!
  3. После проводки каждого шва сваренным деталям нужно дать отдых для рассасывания остаточных внутренних напряжений, прим. от 3 мин на каждый килограмм массы соединенных деталей. Практически – варить дальше не ранее, чем когда в 3-4 см от конца шва к металлу можно будет прикоснуться голой рукой;
  4. Готовая печь после суточной выдержки на рассасывание тех же напряжений подвергается испытательному прогону, от 3-х часов стационарная и от часа переносная уличная, на полной мощности, т.е. с полностью открытым воздушным дросселем (если он есть) или топочной/поддувальной дверцей, и максимальной загрузкой топлива.

В течение испытательного прогона одновременно происходит и отжиг печи. Обнаруженные мелкие дефекты сварки, не более 2-х на шов, устраняются спустя сутки, после чего прогон печи с отжигом повторяется.

Примечание: модуль коэффициента термического расширения ТКР стали для автодисков существенно меньше, чем у конструкционных сталей. Почему – понятно, но это обстоятельство тоже нужно иметь в виду, делая печь, см. далее.

Что нужно знать о печах

Делая печь из дисков автомобиля, нужно знать еще об одном обстоятельстве. По правилам строения пламенных печей на твердом топливе от пода топки или колосниковой решетки, т.е. оттуда, куда кладут топливо, до первого по вертикали препятствия току дымовых газов (напр. свода топки) должно быть не менее 40-50 см, если в печь загружается кондиционное топливо. Если сырое или бросовое, указанное расстояние нужно увеличить до 60-80 см; время прогрева печи тогда вырастет. Последнее для печей из дисков несущественно, т.к. прогреваются они быстро.

Причина – из твердого топлива выделяются горячие пиролизные газы, вносящие существенную, или даже определяющую, долю в тепловыделение. Если пиролизные газы соприкоснутся с менее нагретой поверхностью, они не смогут догореть и выпадет сажа. При дальнейшем пользовании такой печью произойдет ее закоксовывание – на своде топки и в дымоходе образуется плотный нагар. Он не только уменьшает тепловую эффективность печи (аналог КПД в печном деле), но и пожароопасен.

Примечание: высокую топку под сырое топливо делают, чтобы пиролизные газы и пары воды успели разделиться, а первые еще и догореть, прежде чем достигнут свода. В таком случае топлива загружают не более чем на половину высоты топки.

Печи из дисков очень часто эксплуатируются именно на бросовом топливе (гнилой сушняк, сыроватые обрезки и т.п.), но в то же время негодных дисков на высокую печь может просто не хватить, или же оптимальная в данном случае схема печи (см. далее) не позволит сделать высокую топку. Тогда сделать печь из дисков можно, применив нестандартную колосниковую решетку из стального листа от 6 мм и арматурных прутьев от 10 мм. Опасаться, что воздуха на горение не хватит, не нужно: через отверстие диаметром 10 см, при дымоходе высотой 1,5 м, его пройдет достаточно для мощности 18 кВт на дровах и 30 кВт на угле. Печь из дисков такую никогда не разовьет.

Нестандартный колосник просто вкладывается в печь с зазором ок. 6-10 мм, из-за разности ТКР материалов, см. выше. Такое исполнение имеет еще одно преимущество – решается проблема зольника, для печей из дисков достаточно серьезная. В данном случае под золу просто подставляют жестяную банку диаметром от 15 см.

Примечание: горизонтальные печи из дисков (см. далее) с той же целью делают бесколосниковыми, т.е. топливо горит на поду печи, а приток воздуха регулируется дросселем в поддувале. Стойкость стали для дисков вполне позволяет применить такое решение.

Какую печь делать?

Исходя из вышеизложенного, возможности самостоятельного изготовления печи из автодисков можно разложить по полочкам таким образом:

  • Когда желательно и нужно, т.к. использование именно автодисков позволяет улучшить качество печи и/или упростить ее изготовление.
  • Когда можно для основных (жаровых) частей печного строения вместо дорогой жаропрочной стали.
  • Когда возможно частично в качестве достаточно стойкого подручного материала.
  • Когда нельзя ни в какую – рассмотрено выше.

Когда нужно

Лучшее использование автодисков для печи – в мобильных (переносных) уличных и садовых варочных печках и в качестве огнища для костра. В простейшей печи-очаге из дисков для дачи используется большая масса и высота борта (обода диска), что позволяет стабилизировать теплоотдачу и дает некоторую защиту от ветра. Как сделать простую дачно-садовую печку из автомобильного диска, см. видео:

Видео: садовая мини-печь из автомобильных дисков


Для казана

Однако наилучшее применение автодисков в садовых печах – под казан. Печь из дисков для казана совершенно круглая, а именно в углах кирпичной печи под казан варочная посуда греется слабее, и там оседает сажа. Дисковая печь обеспечивает абсолютно равномерный нагрев казана и экономию дров, что при использовании бросового топлива весьма существенно. Собранных на участке и в окрестностях веток и щепок может не хватить, чтобы плов или бешбармак поспел, как полагается. А сыроватое и подгнившее топливо в массивной кирпичной топке просто не разогреет варочную посудину в нужной степени. В печи под казан из автодисков то и другое исключается, но – подчеркнем – если она сделана правильно.

Дымовые газы идут по пути наименьшего сопротивления. Если просто сварить 2 диска и прорезать сбоку топочное отверстие, то горячие газы и без посуды пойдут через технологические (для облегчения конструкции) отверстия в ступице диска, поз. 1 на рис., т.к. их общая площадь больше, чем крепежных и осевого, и они ниже. Если печку раскочегарить на максимале, то, возможно, из осевого отверстия покажется язычок пламени, поз. 2, но с казаном на конфорке такой печи весь жар снова уйдет вбок без толку, поз. 3, или же, если попытаться часть техотверстий заглушить, или добавить топлива, пламя вырвется из загрузочной дверцы, поз. 4. На такой печке хорошо получается пища, приготовляемая томлением над углями, поз. 5, но не все же так готовят.

Правильная печка под казан из дисков должна быть, во-первых, снабжена плотно закрывающейся дверцей на загрузочном проеме. Во-вторых, казан должен сидеть в вырезе конфорки, частично перекрывая технологические отверстия в ступице, поз. 6. Добиться этого несложно: нужно вырезать болгаркой середину ступицы, как показано на поз. 7. Остаток не пропадет – из него получится отличный колосник. Как сделать садовую печь под казан из дисков автомобильных колес, см. также ролик

Видео: печь под казан из дисков

Вариант для барбекю

Не вырезать сердцевину ступицы диска нужно, кроме под томление на углях, в том случае, когда делается садовая печь-барбекю из дисков. Тогда на конфорку ставят решетку – рассекатель пламени, которая будет в то же время и кулинарной решеткой-рашпером. Преимущество данной конструкции в том, что на рашпере образуется несколько разных температурных зон, поз. 1 на рис. справа, что позволяет, напр., готовить одновременно ростбиф rare (полусырой с кровью), medium (сочный, в меру пропеченный, как шашлык), и well done (прожаренный до хрустящей корочки). Если на пикнике компания – все получат одновременно каждый по своему вкусу. Такую печь желательно делать из дисков с небольшим количеством широких технологических отверстий в ступице, напр. от «Газели». Решетку делают из велосипедных спиц. Варить их нет необходимости: они прекрасно соединяются жаростойким клеем по металлу (холодной сваркой).

Примечание: из дисков того же типа иногда делают печи без топочной дверцы (поз. 2 на рис. справа), подкладывая при топке не толстую щепу через техотверстия в ступице. Но печка получается прожорливой и плохо варящей. Почему – см. выше.

Когда можно полностью

Полностью из дисков хорошо получается отопительная печка-буржуйка. Плюсом в данном случае будут ее большие теплоемкость и время теплоотдачи – металл корпуса толстый – хотя, конечно, не такие, как у литой чугунной, и некоторое увеличение КПД. Минусом – более высокая трудоемкость изготовления усовершенствованных печей повышенной эффективности вследствие сложной конфигурации корпуса.

Если бросового топлива в достатке, то печь-буржуйка из дисков для отопления небольшого помещения может быть выполнена без внутренних перегородок-рассекателей (см. далее) горизонтальной, поз. 1 на рис. Такую печь весьма желательно делать из дисков грузового автомобиля: во-первых, больший объем печи увеличит ее КПД и время теплоотдачи. Во-вторых, вследствие сложной поверхности обода диска площадь выделяющей тепло наружной поверхности может быть в полтора-два раза больше, чем у простой круглой того же объема из бочки или . Это же обстоятельство вместе с высокой коррозионной стойкостью дисков автомобильных колес позволяет снабдить печь рубашкой для водяного отопления, см. напр. след. сюжет:

Видео: печь-буржуйка из дисков с рубашкой



Горизонтальные буржуйки громоздки, поэтому чаще делают вертикальные. Если речь идет о печи из дисков, то, во-первых, нужно позаботиться о подходящем для нее колоснике и зольнике, см. выше. Нельзя же, чтобы угли и горячая зола сыпались прямо на противопожарную отмостку!

Что касается теплотехнических качеств, то улучшить их можно двумя способами. Первый – когда требуется быстрый прогрев помещения, а время теплоотдачи несущественно, напр., если печь ставится в гараж. Тогда ее верхнюю, жаровую, часть окружают кольцевым кожухом из тонкой стали (не оцикованной! Цинк плавится при 440 градусах, а его пары ядовиты!), с зазором 40-60 мм, поз. 2 на рис. Буржуйка таким образом превращается в печь-калорифер. Но, кстати, намного более эффективной будет горизонтальная печь-калорифер из дисков, см. далее.

Второй способ используется, когда нужно, наоборот, увеличить время теплоотдачи после топки, напр., в дачном домике, обитаемом с весны до осени. Для этого нужно облицевать печь любым доступным способом материалами, сочетающими в себе высокую теплоемкость и теплопроводность. Печной камень стеатит (талькохлорит) дорог, но шамотный кирпич (поз. 3) вполне его заменит. В крайнем случае можно на варочную поверхность наложить дикого камня потяжелее и поплотнее, поз. 4. Если печь из 4-х грузовых дисков, топливо полностью догорает и вьюшка закрывается к полуночи, то в спортивном костюме под армейским одеялом до 6-7 часов утра спится спокойно. Выспаться можно.

Усовершенствуем буржуйку из дисков

Повысить тепловую эффективность любой буржуйки возможно, устанавливая внутри перегородки-отсекатели. Таким образом образуется камера-дожигатель. В таком случае и воздушный кожух, преобразующий буржуйку в калорифер, также увеличивает КПД печи.

Схемы устройства буржуек из дисков даны на рис. Вертикальная простая (поз. 1) компактнее, несколько эффективнее горизонтальной (поз. 3) и дает варочную поверхность, но поставить в нее отсекатель камеры дожигания (поз. 2) сложнее, т.к. в данном случае он должен быть по всему контуру, прилегающему к корпусу печи, приварен к нему. Однако вертикальная буржуйка и с однооборотным дожигателем достигает КПД немного более 60%. Простая горизонтальная буржуйка (поз. 3) наихудшая по всем параметрам, но на ее основе делаются печи вполне эффективные. Ведущая величина для разработки модификаций – наименьший внутренний диаметр топливной камеры d.

Примечание: для сварки корпуса буржуйки из автодисков их ступицы вырезаются полностью, см. рис. справа.

Размерные соотношения для буржуек из дисков с одно- и 2-х оборотным дожигателем даны на поз. 4 и 5. КПД у обеих прим. 60%, но 2-оборотная сохраняет его на бросовом топливе, а однооборотной для обеспечения максимально возможной тепловой эффективности требуется качественное. Вырезать отсекатель (сталь от 4 мм) точно по внутреннему контуру корпуса печи не надо: в его заготовке нужно только выбрать лунки так, чтобы остался зазор между отсекателем и стенкой корпуса ок. 1,5 см. поз. 4а. Тогда дожигатель станет самонастраивающимся под ход (режим топки) печи и она будет держать КПД, близкий к максимальному, и на малом, и на полном ходу. Подобное решение используется в печах булерьян, но там для этого пробивают отверстия в отсекателе. В массовом производстве так выгоднее: отсекатель все равно вырубается за один ход пуансона пресса, а металоотходы охотно покупают металлурги как высококачественное сырье для мартеновских печей. Ну, а в домашних условиях проще оставить щель по краям отсекателя.

Горизонтальная буржуйка из дисков с дожигателем по эффективности вообще сравняется с булерьяном, если ее снабдить воздушным кожухом со щелевым соплом вверху и юбкой-воздухозаборником внизу, поз. 5а. Кожух должен прилегать снаружи к корпусу, а образовавшиеся каналы будут действовать точно так же, как в булерьяне или печах Инженер Бутаков, Огонь-Батарея и т.п.

Примечание: в дымоходах высокоэффективных буржуек из дисков (поз. 2 и 5) обязательно должен быть сборник конденсата со сливным краном, т.к. дымовые газы из них выходят чуть теплые.

На основе горизонтальной буржуйки из дисков можно сделать и полноценный отопительный котел, поз. 6. Если сварить его жаровой корпус из камазовских дисков, можно разогнаться до тепловой мощности ок. 40 кВт, а этого хватит для обогрева обычного жилого дома.

Однако делать корпус теплообменника из дисков того же размера, поз. 1 на рис., нерационально: тогда придется ставить конструктивно сложный и требующий периодического ремонта огнетрубный теплоприемник, поз. 2. Корпус теплообменника лучше сварить из дисков меньшего размера, напр. от легкового автомобиля. Температура в нем тогда повысится до значений, позволяющих применить водотрубный теплоприемник. Из профилактических мероприятий он требует только ежегодного испытания под давлением в порядке опрессовки системы перед запуском и осмотра после него.

Водотрубный теплоприемник представляет собой частый цельный змеевик, по которому течет теплоноситель. Расстояние между ветвями равно наружному диаметру трубы; располагаются ветви в шахматном порядке. Сделать водотрубный теплоприемник для теплообменника домашнего котла из дисков можно из медной трубки с просветом от 20 мм и толщиной стенок от 2 мм. Ввод-вывод теплоприемника в теплообменник в таком случае герметизируются холодной сваркой.

Печь частично из дисков

В качестве составных частей автодиски широко используются в банных печах. Банная печь из дисков может быть построена и целиком, но только для сауны еле-еле среднего уровня. В русской бане пар от любой цельнометаллической печи жестковат.

Как выглядит печь в баню, построенная с использованием дисков автомобильных колес, показано на рис. права, а полная схема ее устройства дана на рис. ниже. Главное, что в данной печи обеспечивает надлежащее качество пара – кирпичная топка. Автодиски используются как вместилище содержимого закрытой каменки и для изготовления водогрейного бака.

Примечание: строить самодельную банную печь с открытой каменкой возможно только специальной конструкции целиком из кирпича, обеспечивающей полное, до углекислого газа и паров воды, дожигание отходящих от топки газов до того, как они подойдут к каменке. Фирменные металлические банные печи с открытой каменкой делают для этого из специальных материалов по сложной технологии. Если попытаться повторить такую своими силами из обычных материалов, из каменки при каждой наддаче воды будет вылетать облако сажи.

Данную печь для бани повторило уже много любителей попариться в своей баньке. В общем все довольны; замечен только один стойкий дефект: нижний отсекатель (детали Подкос и Отражатель справа на рис.) спустя год-два корежится и отрывается от подкосов, или подкосы от корпуса. Причина очевидна: разные ТКР стали указанных деталей и корпуса из автодиска. Чтобы устранить дефект, нужно, видимо, отсекатель сделать тоже из диска меньшего размера, напр., легкового. Большую часть обода надо вырезать, оставив 4 ножки. Затем нагреть места перехода обода в ступицу и отогнуть ножки в размер.

Заваривать отверстия в ступице нет нужды. За счет теплопередачи на корпус отсекатель будет немного холоднее дымовых газов. Поскольку ступица выпуклая, под ней образуется газовая пробка наподобие газовой вьюшки в колпаковой печи, как в плохой садовой печке из дисков, см. выше, и дымовые газы все равно будут обтекать дно каменки, как показано стрелками на схеме.

Вариант комби

Негодные диски от колес у любителей десятками в гаражах не валяются, а изнашиваются, как правило, попарно, то ли передние, то ли задние. В таком случае, чтобы сделать из дисков достаточно эффективную печку с высокой топкой, пару дисков нужно будет дополнить куском стальной трубы подходящего диаметра со стенками от 6 мм.

Устройство печи из 2-х дисков от автомобильных колес показано на рис; ничем особенным от описанных выше она не отличается. Такая же печь может быть выполнена и горизонтальной. Об оформлении конфорки см. выше.

При наступлении дачного сезона и долгожданных летних отпусков наиболее привычным способом отдыха для русского человека является приготовление на свежем воздухе шашлыков и барбекю. Но это невозможно сделать без хорошего мангала. Необязательно тратить деньги и покупать его: можно изготовить оригинальный мангал из дисков автомобиля своими руками.

Особенности самодельного варианта

Если есть желание приобрести готовый мангал, то необходимо подготовиться к трате довольно больших денег. Однако всех этих затрат с лёгкостью можно избежать, если самостоятельно соорудить этот инструмент для отдыха . Чтобы своими руками сделать мангал, можно использовать обычные автомобильные диски, а также стандартные инструменты.

Главным достоинством самостоятельного изготовления является то, что человек может создать удобную для себя конструкцию. Дело в том, что стандартные магазинные варианты имеют примерно одинаковую высоту. А поскольку рост у каждого человека разный, не всем будет удобно постоянно нагибаться, чтобы прокрутить шампур с нанизанным на него мясом.

Мало кто знает, как сделать мангал из дисков от машины. Но в этом нет ничего сложного, стоит только следовать инструкции.

Материалы для сборки

У любого автомобилиста в гараже найдутся старые металлические диски, которые уже давно не используются, и они просто занимают свободное место в помещении. Достаточно найти два диска, чтобы изготовить хороший мангал.

В качестве инструментов и расходных материалов понадобится следующее:

Стоит отметить, что обладатели частного дома или дачного участка не столкнутся с приобретением этих предметов, поскольку обычно всё это уже имеется в домашнем хозяйстве. Расходные материалы легко приобретаются в специализированных строительных магазинах.

Изготовление мангала из колесных дисков

Безусловно, использовать можно всего лишь один диск автомобиля. Мангал из одного диска колеса своими руками делается гораздо быстрее, чем из двух компонентов. Такую печь понадобится лишь снабдить ножками, а также срезать верхнюю часть. Но агрегат выйдет не таким эффективным и полноценным, как из двух дисков.

Процесс сборки мангала из автомобильных дисков:

Делаем дверцу топки

Изготовление дверцы является самым кропотливым этапом всего процесса сборки, который требует большой аккуратности. Для начала надо произвести точную разметку таким образом, чтобы нижний край дверцы находился на 4 или 5 см выше печки.

Самый подходящий вариант для дверцы - 20 на 13 см. Цифра 20 обозначает ширину, а 13 - высоту. Процесс изготовления заключается в следующем:

Не забываем сделать ручку на дверцу. Для этого используем ещё один болт и привариваем его в нужное место. Чтобы избежать ожога при жарке шашлыка, этот элемент необходимо обернуть специальным негорючим утеплителем.

Правильное изготовление опор

К изготовлению ножек также нужно подходить ответственно. В противном случае собранный агрегат может не выдержать нагрузки на него и сломаться.

Порядок выполнения состоит в следующем:

  1. Берём профильную трубку, которую подготовили заранее. Разрезаем её с помощью болгарки на три или четыре части. Таким образом получаются хорошие опоры, которые нужно будет впоследствии прикрепить к мангалу.
  2. Желательно сделать четыре ножки, поскольку такая конструкция будет иметь большую устойчивость. Отмечаем равное расстояние и под одинаковым углом привариваем опоры к нижней части мангала. Позаботиться следует о том, чтобы сварка была качественной и вся конструкция не опрокинулась.

Если нет желания делать мангал на ножках, то следует прикрепить к получившемуся чану хорошую цепь. Но в таком случае придётся искать более надёжное место для установки. Понадобится опора, которая выдержит вес мангала.

Ручки для удобства

Чтобы комфортно транспортировать и переносить мангал, лучше всего сделать ещё и ручки. Для этого используют металлическую проволоку. Ей потребуется придать п-образную форму. При помощи болгарки делается небольшой распил в местах сгиба или сваркой нагревается проволока. После этого материал сгибается. В первом случае распиленный материал нужно будет укрепить при помощи сварки. Достаточно нанести несколько капель на места загиба. Полученные детали надо приварить к корпусу в противоположных сторонах друг от друга.

После окончания работ потребуется качественно прокалить изделия. Таким образом будут удаляться с поверхности мангала остатки масла и бензина, которые попали на диски в процессе эксплуатации транспортного средства.

После того как прокаливание будет завершено, необходимо использовать краску из баллончика и покрыть ею мангал. Так создаётся эстетичный внешний вид приспособления. Краску приобретать необходимо исключительно термостойкую, поскольку обычная просто не выдержит высоких температур. Оттенок выбирается любой. Это дело вкуса.

Техника безопасности при работе

При изготовлении мангала будут применяться довольно опасные электрические приборы. Поэтому обращаться со всеми инструментами необходимо крайне осторожно, чтобы не нанести вред себе и окружающим людям.

Правила использования инструментов:

Креативные люди, умеющие пользоваться сварочным аппаратом, часто украшают мангал при помощи сварки. Электродами можно наносить различные рисунки и узоры. Необязательно следовать в точности инструкции и изготавливать ручки именно указанным способом. Если имеются навыки художественной ковки, то вполне можно соорудить более красивые рукояти, которые будут иметь красивые извилистые формы. При декоративном украшении стоит полагаться исключительно на свои возможности и фантазию.

Занимаясь изготовлением мангала из дисков, необходимо просто следовать инструкции для правильной сборки. В этом нет абсолютно ничего сложного. Справится любой человек, который хоть раз в жизни работал с указанными инструментами.