Французский регулярный сад: особенности ландшафтного дизайна сада в регулярном стиле. Сад в регулярном стиле

Партеры Оранжереи в Версальском парке Сады Во-ле-Виконт на офорте XVII века

Регулярный парк (или сад; также французский или геометрический парк; иногда также «сад в регулярном стиле») - парк, имеющий геометрически правильную планировку, обычно с выраженной симметричностью и регулярностью композиции. Характеризуется прямыми аллеями, являющимися осями симметрии, цветниками, партерами и бассейнами правильной формы, стрижкой деревьев и кустарников с приданием посадкам разнообразных геометрических форм.

Устройство парков в регулярном стиле достигло наивысшего пика во Франции в эпоху барокко (XVII-XVIII века), примером чего являются сады Версаля, созданные для Людовика XIV ландшафтным архитектором Андре Ленотром. Моду на регулярные парки быстро переняли в других странах Европы; отсюда распространённое название регулярных садов как «французских» (фр. jardin a la francaise). Однако оно исторически неточно - регулярные сады зародились в Италии в Эпоху Возрождения, а наибольшей изощрённости достигли в Англии в XIX веке, где стала практиковаться стрижка посадок в сложных и экзотических формах (в виде животных, птиц, грибов, спиралей и т. п.; см. Топиар).

Регулярные сады и парки очень распространены при дворцах и замках; как правило, они являются важной составной частью дворцово-парковых ансамблей.

История появления регулярного парка

Итальянское влияние

Основная статья: Французские сады эпохи Ренессанса Главная перспектива парка в поместье Во-ле-Виконт

Французский регулярный парк имеет свои корни в итальянских садах эпохи Ренессанса, принципы устройства которых были привнесены во Францию в начале XVI столетия. Типичными образцами итальянского сада эпохи Ренессанса являются Сады Боболи во Флоренции и Вилла Медичи во Фьезоле, которые характеризуются наличием партеров (рассадочных гряд) правильных геометрических форм, устроенных симметричным рисунком; использованием фонтанов и каскадных эффектов для одушевления сада; лестниц и уклонов для объединения разных уровней сада; гротов, лабиринтов и скульптурных групп на мотивы мифологий. Такие сады символизировали гармонию и порядок, главные идеалы эпохи Ренессанса, и олицетворяли добродетели Древнего Рима.

Король Карл VIII после своего похода в Италию в 1495 году, где он имел удовольствие видеть замки и сады Неаполя, привёз с собой во Францию итальянских ремесленников и садовых мастеров, в том числе Пачелло де Меркольяно, которые по его распоряжению приступили к устройству садов итальянского стиля в королевской резиденции в Амбуазе. Его наследник Генрих II, который также вёл итальянские войны и встречался в Италии с Леонардо да Винчи, устроил итальянский сад поблизости от королевского замка в Блуа. Начиная с 1528 года, король Франциск I занялся устройством нового сада во Дворце Фонтенбло, где были предусмотрены фонтаны, партеры, сосновая роща из привезенных из Прованса деревьев, а также был сооружён первый во Франции искусственный грот. В замке Шенонсо было устроено два сада в новом стиле – один в 1551 году для Дианы де Пуатье, а второй в 1560 году для Екатерины Медичи.

В 1536 году архитектор Филибер Делорм после своего возвращения из Рима занялся устройством садов замка Ане согласно итальянским принципам пропорциональности. Тщательно выверенная гармоничность садов Ане, отраженная в их партерах и водоёмах, объединенных с участками зелёных насаждений, стала одним из самых ранних и наиболее значительным образцом классического французского регулярного сада.

Несмотря на то что сады французского Ренессанса уже существенно отличались по своему характеру и виду от садов эпохи средневековья, они по прежнему были отдельной от замка архитектурной композицией и, как правило, обрамлялись стеной. Отсутствовала гармоничная взаимосвязь между разными участками сада и сады зачастую устраивали на неподходящих земельных участках, которые соответствовали скорее целям обороны замка, чем целям создания прекрасного. Всё переменилось в середине XVII века после устройства первых настоящих французских регулярных садов.

Во-ле-Виконт в наши дни

Во-ле-Виконт

Первый значительный садово-парковый комплекс регулярного стиля появился во Франции в дворце Во-ле-Виконт. Возведение поместья Николя Фуке, суперинтенданта финансов при короле Людовике XIV, началось в 1656 году. Проектирование и возведение замка Фуке поручил архитектору Луи Лево, создание скульптур для парка – художнику Шарлю Лебрёну, а устройством садов было доверено Андре Ленотру. Впервые во Франции сады и дворец были задуманы и выполнены как единый садово-архитектурный комплекс. Со ступеней дворца открывалась прекрасная перспектива на 1500 метров вдаль, вплоть до статуи Геркулеса Фарнезского; на территории парка были устроены партеры с использованием вечнозеленых кустарников в орнаментных узорах, окаймлённых цветным гравием, а аллеи были декорированы скульптурами, водоёмами, фонтанами и изящно выполненными топиарами. "Симметрия, устроенная в Во, доведена до совершенства и цельности, которые редко встречаются в классических садах. Дворец помещен в центр этой взыскательной пространственной организации, олицетворяя силу и успех".

Сады Версаля

Сад дворца Большой Трианон в Версале Основная статья: Сады и парк Версаля

Сады Версальского дворца, созданные Андре Ленотром в период между 1662 и 1700 годами, являются самым выдающимся образцом французского регулярного сада. Они были самыми крупными садами в Европе, занимая в эпоху Людовика XIV площадь 8300 гектаров. Они разбиты вдоль осевой линии восток-запад, следуя движению солнца: Солнце озаряло на восходе Двор Славы, освещало Мраморный двор, переходило через дворец, освещая спальню Короля, и садилось за дальней стороной Большого канала, отражаясь в зеркалах Зеркальной галереи. Контрастируя с роскошным перспективным видом, простирающимся до горизонта, сады были полны сюрпризов - фонтаны, боскеты, наполненные скульптурными работами, придавали садам маломасшабность и образовывали укромные уголки.

Главным символом садов, как и всего комплекса, было Солнце – символ Людовика XIV, олицетворенное статуей Аполлона в главном фонтане садов. "Виды и перспективы, как со стороны дворца, так и на него, уходили в бесконечность. Король властвует над природой, показывая в садах не только своё верховенство над территориями, но также и над придворными и подданными" .

Теоретики и практики французских регулярных садов

Жак Бойсо (1560–1633), суперинтендант королевских садов при Людовике XIII, является первым теоретиком нового регулярного стиля. Его труд Traite du jardinage selon les raisons de la nature et de l"art. Ensemble divers desseins de parterres, pelouzes, bosquets et autres ornements был издан уже после его смерти в 1638 году. 60 офортов, посвященных планированию партеров и боскетов, сделали этот труд руководством по стилю для садоводов; он окажет влияние на работы по устройству Люксембургского сада, Садов Тюильри и садов в Сен-Жермен-ан-Ле.

Клод Молле (ок. 1564-1649), главный садовник трёх королей Франции Генриха IV, Людовика XIII и молодого Людовика XIV. Его отец Жак Молле (фр. Jacques Mollet), был садовником в шато Ане, на землях которого была предпринята успешная попытка организовать во Франции регулярный сад итальянского стиля и где обучался Клод, а его сын, Андре Молле, перенёс французский парковый стиль в Голландию, Швецию и Англию.

Андре Ленотр (1613–1700) является самым важным персонажем в истории французского регулярного сада. Сын садовника Людовика XIII, он создал сады дворца Во-ле-Виконт, а затем служил главным садовником Людовика XIV с 1645 по 1693 год и стал автором садов Версаля величайшего проекта садово-паркового искусства той эпохи. Созданные им сады стали символами французского величия и рациональности, установив и закрепив моду для садов Европы вплоть до появления в XVIII веке английского пейзажного парка.

Антуан-Жозеф Дезалье д"Арженвиль (1680–1765), автор работы Theorie et traite de jardinage, где описываются принципы устройства французского регулярного сада и приводятся рисунки и чертежи партеров и садов. Эта работа переиздавалась множество раз и часто встречалась в библиотеках аристократов различных европейских стран.

Специальные термины регулярного сада

Кружевные партеры в садах Вилландри

    Партер. Декоративная посадочная гряда, как правило, квадратной или прямоугольной формы, содержащая узорный орнамент из низких декоративных растений, имеющий низкие тщательно подстриженные края, гравий или крупный песок разных оттенков и, иногда, цветы. Обычно партеры разбивались по геометрическим шаблонам, разделённые песчаными дорожками. Предполагалось, что партеры будут видны сверху из окон здания или с террасы. Газонный партер (фр. parterre de gazon) застилался дёрном согласно рисунку узора и заполнялся крупным песком. Кружевной партер (фр. broderie). Партер с сильно вьющимся декоративным узором, сформированным из подстриженного тисового дерева или самшита, либо создавая узор заполнением подготовленного газона цветным песком. Боскет. Небольшая группа деревьев, обычно на некотором удалении от здания, задуманная как декоративный задник. Аллея. Прямая дорожка, часто с высаженными по её краям деревьями. Топиар. Дерево или куст, подстриженный в узорчатой форме. В регулярных садах применялись, как правило, геометрические формы стрижки. Гусиная лапа (фр. patte d"Oie). Три или пять аллей или дорожек, выходящих из одной точки.

Главные принципы устройства французского регулярного сада

В 1638 году Жак Бойсо в своем труде Traite du jardinage selon les raisons de la nature et d"art отмечает что "основной причиной существования сада является эстетическое удовольствие, передаваемое зрителю" .

На композицию французского регулярного сада большое влияние оказали итальянские сады эпохи Ренессанса, и его принципы были закреплены к середине XVII столетия. Как правило, регулярный сад имеет следующие типовые признаки:

План садов и парка в Кланьи

    Геометрический план в соответствии с последними достижениями в сферах перспективы и оптики. Терраса, возвышающаяся над садом, позволяющая зрителю окинуть взглядом весь сад. Как писал в 1600 году французский ландшафтный архитектор Оливье де Серр, "Желательно чтобы имелась возможность обозревать сады сверху, либо с окружающих стен, либо с террасы, поднятой над партерами. Все зеленые насаждения заключены в жесткие формы и рамки, символизируя власть человека над природой. Деревья высаживаются прямыми линиями, тщательно стригутся, а их верхушки приводятся к одинаковой высоте. Центральной точкой сада и его главным украшением является жилой дом. Деревья не высаживаются рядом с домом; скорее дом отделяется низкими партерами и подстриженным кустарником. Главная ось, или перспектива, прокладывается перпендикулярно фасаду дома на стороне, противоположной центральному подъезду. Перспектива вдоль главной оси простирается либо до горизонта (Версаль) либо до скульптурной или архитектурной композиции (Во-ле-Виконт). Ось обращена на юг (Во-ле-Виконт, Мёдон) или на восток-запад (Тюильри, Кланьи, Трианон, Со). Вдоль главной оси располагается композиция из подстриженного газона либо водоёма, обрамленная деревьями. Главная ось пересекается одной или несколькими перспективами и аллеями. Наиболее изящные партеры, имеющие форму квадратов, овалов, кругов или волюты, устраиваются в строгом и геометрическом порядке непосредственно у дома, образуя единый архитектурно-парковый комплекс, и видимы из окон верхних этажей. Непосредственно рядом с жилым домом устраивают кружевные партеры, формируя рисунок, напоминающий ковёр при помощи невысоких самшитов, и добиваясь многокрасочного эффекта высаживая цветы или применяя разноцветный песок или гравий. Далее от дома на смену кружевным партерам приходят более простые партеры, засеянные травой и часто имеющие фонтаны или другие водоёмы. Еще дальше, небольшие тщательно сформированные гроты из деревьев служат переходным звеном между регулярным садом и лесными посадками парка. "Эти места, задуманные для прогулок, имеют аллеи, маршевые лестницы, петли, ярусы зеленых насаждений, галереи, спортивные площадки и участки для торжеств" . Водоёмы (каналы, бассейны) устраиваются в качестве зеркал, удваивающих высоту деревьев или зданий. Сад одушевляется скульптурными композициями, обычно на мотивы мифологий, для усиления или для прерывания перспектив и для отметки пересечения осей, а также для подачи воды в фонтаны и каскады.

Сад, как проявление архитектуры

Уголок парка в Хэмптон-корте, Лондон

Устроители садов регулярного стиля считали свою деятельность разновидностью труда архитектора, расширяя пространство здания за пределы его стен и упорядочивая природу в соответствии с законами геометрии, оптики и перспективы. Сады создавались подобно зданиям, с анфиладой комнат, через которую проходил зритель следуя заданным маршрутом, с коридорами и вестибюлями. В своих чертежах они использовали терминологию архитекторов; площадки назывались залами, комнатами и зелеными театрами. "Стены" выполняли посредством подстриженного кустарника, а "лестницы" посредством воды. На земле были покрывала или ковры из травы, украшенные растениями, а деревья образовывали портьеры вдоль аллей. Подобно архитекторам, проектировавших системы водоснабжения в зданиях шато, ландшафтные архитекторы устраивали гидравлические системы для снабжения водой фонтанов и водоемов сада. Большие наполненные водой бассейны заменяли зеркала, а струи воды из фонтанов замещали канделябры. В боскете «Заводь» садов Версаля Андре Ленотр разместил столы из белого и красного мрамора чтобы сервировать на них угощения. Текущая вода в бассейнах и фонтанах имитировала наполнение кувшинов и хрустальных бокалов. Доминирование архитектуры в садах существовало вплоть до XVIII века, когда в Европу пришли английские пейзажные парки, и источником вдохновения для устройства садов стала служить романтичная живопись вместо архитектуры.

Сад, как проявление театра

В регулярных садах часто устраивали постановку спектаклей, музыкальных выступлений и фейерверки. В 1664 году Людовик XIV устроил семидневное торжество в обновленных садах Версаля с церемониальными проходами, постановкой комедий, балетов и устройством фейерверков. В садах Версаля находился водный театр, украшенный фонтанами и статуями юных богов (разрушено между 1770 и 1780 годами). Были построены полноразмерные корабли для прогулок по Большому каналу, а в саду был устроен танцевальный зал под открытым небом, окруженный деревьями; также были устроены водный орган, специальный лабиринт и грот.

Манипуляции с перспективой

Ландшафтные архитекторы при создании регулярных парков не ограничивались простым соблюдением законов геометрии и перспективы – уже в первых опубликованных трактатах по садоводству, в XVII веке, они отводили целые разделы аспектам коррекции или улучшения перспективы, как правило, формируя иллюзию увеличенных расстояний. Зачастую это достигалось путем постепенного сужения аллей или сведения рядов деревьев в одну точку. Также деревья подстригали таким образом чтобы их высота казалась меньше по мере удаления от центра сада или от жилого здания. Все эти способы позволяли создать ощущение более длинной перспективы и размеры садов казались больше чем есть на самом деле.

Другой уловкой французских мастеров был особый ров аха. Этот способ использовался для маскировки ограждений, пересекавших длинные аллеи или перспективы. В месте где ограда пересекала видовую панораму, выкапывали широкий и глубокий ров с вертикальной каменной стеной на одной стороне. Также ограду могли размещать на дне рва и таким образом она была невидима для зрителей.

По мере того как на протяжении XVII столетия сады становились всё более изысканными и грандиозными, они перестали служить украшением замка или дворца; На примере шато Шантийи и Сен-Жерменского дворца видно как замок становится декоративным элементом сада, занимающего гораздо большую площадь.

Новые технологии в регулярных парках

Появление и развитие французских регулярных парков в XVII и XVIII веках стало возможным благодаря разработке множества новых технологий. Во-первых, это умение перемещать значительные объемы грунта (фр. geoplastie). Это умение появилось благодаря нескольким технологическим разработкам, пришедшим в садоводство из военного дела. Важную роль сыграло появление артиллерийских орудий и новых механизмов ведения осадных боевых действий, поскольку для них стало необходимым быстро выкапывать траншеи и возводить стены и грунтовые укрепления. В результате были изобретены корзины для переноса грунта на спине, ручные тележки, повозки и фургоны. Эти технологии использовал Андре Ленотр при сооружении разноуровневых террас и при масштабном рытье каналов и бассейнов.

Бассейн Аполлона в Версале

Во-вторых, большое значение имела гидрология (фр. hydrology) – технология снабжения садов водой для полива зеленых насаждений и для многочисленных фонтанов. Эти разработки не имели особого успеха в Версальских владениях, расположенных на возвышенности; даже сооружение 221 помпы, прокладка системы каналов для поднятия воды из Сены и сооружение в 1681 году гигантского насосного механизма в Марли, не позволили добиться давления воды в трубах, необходимого для одновременной работы всех фонтанов Версальского парка. Водопроводчиков расставляли по всему маршруту прогулки короля, и их задачей было включать фонтаны на тех участках парка, куда подходил король.

Существенное развитие получила гидроплазия (фр. hydroplasie), технология придания фонтанным струям различных форм. Форма струи зависит от давления воды и формы наконечника. Эта технология позволила создать новые формы, среди которых tulipe (тюльпан), double gerbe (двойной пучок), Girandole (жирандоль), candelabre (канделябр), corbeille (букет), La Boule en l"air (шар в воздухе) и L"Evantail (веер). В те времена это искусство было тесно переплетено с искусством фейерверков, где стремились достичь подобные эффекты при помощи огня, а не воды. Игра фонтанов и фейерверки зачастую сопровождались музыкальными композициями и они символизировали как человеческая воля укрощает и придаёт форму природным явлениям (огонь и вода).

Также большой шаг вперед сделала наука возделывания растений в части возможности выращивать в северной Европе растения более теплых климатических поясов, оберегая их внутри помещений и выставляя их на отрытую местность в цветочных горшках. Первая во Франции оранжерея была построена в XVI веке после того как в результате итальянских войн во Франции появились апельсиновые деревья. Толщина стен в оранжерее Версаля достигала 5 метров, а двойные стены позволяли зимой поддерживать температуру между 5 и 8 градусами. В наши дни она вмещает 1200 деревьев.

Деревья, цветы и оттенки регулярных парков

Северный партер Версальского парка

Декоративные цветы встречались во французских садах XVII века крайне редко и набор их цветовых оттенков был невелик; синий, розовый, белый и фиолетовый. Более яркие оттенки (желтый, красный, оранжевый) появились только после 1730 года, когда в Европе стали доступны мировые достижения в области ботаники. Луковицы тюльпанов и прочие экзотические цветы поступали из Турции и Голландии. Очень важным декоративным элементом в Версале и в других садах стали топиары, дерево или куст, которому стрижкой придана геометрическая или гротескная форма. Топиары размещали рядами вдоль главной оси сада, чередуя их с вазами и скульптурами. В Версале цветочные клумбы были устроены только в Трианоне и в Северном партере непосредственно возле дворца (именно на Северный партер выходят окна Больших королевских покоев). Цветы обычно доставлялись из Прованса, содержались в горшках и менялись 3 или 4 раза в года. Из финансовых ведомостей Версаля за 1686 год видно, что в садах было использовано 20 050 луковиц желтых жонкилий, 23 000 цикламен и 1 700 лилий.

Большинство деревьев в Версале было перенесено из лесов; использовались грабы, вязы, липы и буки. В пакет также растут каштаны, завезённые из Турции, и акация. Взрослые большие деревья выкапывались в лесах Компьени и Артуа и заново высаживались в Версале. Множество деревьев погибало после пересадки и их регулярно меняли.

Деревья в парке были подстрижены горизонтально и выровнены на верхушках, придавая им нужную геометрическую форму. Только в XVIII веке деревьям позволили расти естественно.

Угасание французских регулярных парков

Современный регулярный парк в Провансе: Павильон Галун

Андре Ленотр скончался в 1700 году, однако его идеи и его ученики преобладали в садово-парковом искусстве Франции всю эпоху правления Людовика XV. Его племянник Дего создал сады в Баньоле (департамент Сен-Сен-Дени) по заказу регента Филиппа II Орлеанского (1717 год) и в Шан-сюр-Марн (департамент Сена и Марна), а другой родственник, зять Клода Дего, Гарнье Диль создавал сады для Маркизы де Помпадур в Креси (департамент Эр и Луар) в 1746 году и в шато Бельвю (департамент О-де-Сен) в 1748-1750 годах. Основным источником вдохновения для садов по прежнему служила архитектура, а не природа – именно архитектор по специальности Анж Жак Габриэль проектировал элементы садов в Версале, Шуази (департамент Валь-де-Марн) и в Компьене.

Всё же, со временем в регулярных парках стали появляться легкие отклонения от строгих законов геометрии. Изящные кружевные партеры с их завитками и обратными кривыми стали заменять на газонные партеры, обрамленные цветочными посадками, которые было намного легче обслуживать. Круги стали овалами, а аллеи расходились наружу в форме знака Х и стали появляться фигуры в виде неправильного восьмиугольника. Сады стали устраивать на участках земли с естественным ландшафтом, вместо того чтобы выравнивать поверхность, формируя искусственные террасы.

В середине XVIII столетия наступил закат эпохи симметричных регулярных парков вследствие распространения новых пейзажных парков, устраиваемых английскими аристократами и крупными земельными собственниками, а также из-за роста популярности китайского стиля, завезённого во Францию монахами иезуитами, стиля отвергающего симметрию в пользу природы и сельских картин. Во многих французских имениях сады, непосредственно примыкающие к жилому дому старались сохранять в традиционном регулярном стиле, однако остальную часть парка устраивали в соответствии с новым стилем, имевшим разные названия - английский парк, "англо-китайский", экзотический и "живописный". Тем самым во Франции наступил конец периода французского регулярного парка и начался период пейзажного парка, источником вдохновения которого служила не архитектура, а живопись, литература и философия.

Хронология появления выдающихся регулярных парков

Предшественники – Парки в стиле итальянского Ренессанса

    Шато Ане (1536) Шато Вилландри (1536 год, разрушен в XIX веке, восстановление начато в 1906 году) Шато Фонтенбло (1522–1540) Шато Шенонсо, сады Дианы де Пуатье и Екатерины Медичи (1559–1570)

Сады, созданные Андре Ленотром

    Дворец Во-ле-Виконт (1658–1661) Сады и парк Версаля (1662–1700) Дворец Шантийи (1663–1684) Дворец Фонтенбло (1645–1685) Дворец Сен-Клу (1664–1665) Сады Тюильри (1664) Большой Канал в парке Версаля (1668–1669) Сен-Жерменский дворец (1669–1673) Замок в Со (1670) Шато Дампьерр (1673–1783) Большой Трианон в Версале (1687–1688) Шато Кланьи (1674–1680) Шато Мёдон Шато Корде (1695) Шато Монмирай Шато Пончартрейн

Сады, создание которых приписывается Андре Ленотру

    Шато Ренси Шато Вальенсеузель Шато дю Фаж Шато Куранс Шато Кастр Шато Кастри Замок Раккониджи

Сады последующих периодов

    Шато Бретейль (1730–1784)

Регулярные парки XIX – XXI веков

    Парк Магалон, в Марселе, автор Эдуард Андре, 1891 год. Особняк и сады Немур – поместье Альфреда Дюпон, начало XX века. Павильон Галун в Кюкюроне, создан в 2004 году.

Регулярные сады за пределами территории Франции

    Сады Петергофа, Санкт-Петербург, Россия (1714–1725) Летний сад, Санкт-Петербург (1712-1725) Старый сад в Царском Селе, Пушкин, Россия (1717-1720) Усадьба Кусково, Москва, Россия (1750–1780) Бленхеймский дворец, Великобритания (1705–1724) Сады Херренхаузен, Ганновер, Германия (1676-1680) Замок Раккониджи, Италия (1755) Дворец Браницких, Польша (1737–1771)
    Садово-парковое искусство Пейзажный парк Знаменитые сады и парки Франции

История появления регулярного парка

Итальянское влияние

Основная статья: Французские сады эпохи Ренессанса

Главная перспектива парка в поместье Во-ле-Виконт

Французский регулярный парк имеет свои корни в итальянских садах эпохи Ренессанса, принципы устройства которых были привнесены во Францию в начале XVI столетия. Типичными образцами итальянского сада эпохи Ренессанса являются Сады Боболи во Флоренции и Вилла Медичи во Фьезоле, которые характеризуются наличием партеров (рассадочных гряд) правильных геометрических форм, устроенных симметричным рисунком; использованием фонтанов и каскадных эффектов для одушевления сада; лестниц и уклонов для объединения разных уровней сада; гротов , лабиринтов и скульптурных групп на мотивы мифологий . Такие сады символизировали гармонию и порядок, главные идеалы эпохи Ренессанса , и олицетворяли добродетели Древнего Рима .

Несмотря на то что сады французского Ренессанса уже существенно отличались по своему характеру и виду от садов эпохи средневековья, они по прежнему были отдельной от замка архитектурной композицией и, как правило, обрамлялись стеной. Отсутствовала гармоничная взаимосвязь между разными участками сада и сады зачастую устраивали на неподходящих земельных участках, которые соответствовали скорее целям обороны замка, чем целям создания прекрасного. Всё переменилось в середине XVII века после устройства первых настоящих французских регулярных садов.

Во-ле-Виконт в наши дни

Во-ле-Виконт

Первый значительный садово-парковый комплекс регулярного стиля появился во Франции в дворце Во-ле-Виконт . Возведение поместья Николя Фуке , суперинтенданта финансов при короле Людовике XIV , началось в 1656 году . Проектирование и возведение замка Фуке поручил архитектору Луи Лево , создание скульптур для парка – художнику Шарлю Лебрёну , а устройством садов было доверено Андре Ленотру . Впервые во Франции сады и дворец были задуманы и выполнены как единый садово-архитектурный комплекс. Со ступеней дворца открывалась прекрасная перспектива на 1500 метров вдаль, вплоть до статуи Геркулеса Фарнезского ; на территории парка были устроены партеры с использованием вечнозеленых кустарников в орнаментных узорах, окаймлённых цветным гравием, а аллеи были декорированы скульптурами, водоёмами, фонтанами и изящно выполненными топиарами . "Симметрия , устроенная в Во, доведена до совершенства и цельности, которые редко встречаются в классических садах. Дворец помещен в центр этой взыскательной пространственной организации, олицетворяя силу и успех" .

Сады Версаля

Теоретики и практики французских регулярных садов

Антуан-Жозеф Дезалье д"Арженвиль (1680–1765), автор работы Theorie et traite de jardinage , где описываются принципы устройства французского регулярного сада и приводятся рисунки и чертежи партеров и садов. Эта работа переиздавалась множество раз и часто встречалась в библиотеках аристократов различных европейских стран.

Специальные термины регулярного сада

Главные принципы устройства французского регулярного сада

На композицию французского регулярного сада большое влияние оказали итальянские сады эпохи Ренессанса , и его принципы были закреплены к середине XVII столетия. Как правило, регулярный сад имеет следующие типовые признаки:

Сад, как проявление архитектуры

Устроители садов регулярного стиля считали свою деятельность разновидностью труда архитектора , расширяя пространство здания за пределы его стен и упорядочивая природу в соответствии с законами геометрии , оптики и перспективы . Сады создавались подобно зданиям, с анфиладой комнат, через которую проходил зритель следуя заданным маршрутом, с коридорами и вестибюлями. В своих чертежах они использовали терминологию архитекторов; площадки назывались залами , комнатами и зелеными театрами . "Стены" выполняли посредством подстриженного кустарника, а "лестницы" посредством воды. На земле были покрывала или ковры из травы, украшенные растениями, а деревья образовывали портьеры вдоль аллей. Подобно архитекторам, проектировавших системы водоснабжения в зданиях шато , ландшафтные архитекторы устраивали гидравлические системы для снабжения водой фонтанов и водоемов сада. Большие наполненные водой бассейны заменяли зеркала, а струи воды из фонтанов замещали канделябры . В боскете «Заводь» садов Версаля Андре Ленотр разместил столы из белого и красного мрамора чтобы сервировать на них угощения. Текущая вода в бассейнах и фонтанах имитировала наполнение кувшинов и хрустальных бокалов . Доминирование архитектуры в садах существовало вплоть до XVIII века, когда в Европу пришли английские пейзажные парки , и источником вдохновения для устройства садов стала служить романтичная живопись вместо архитектуры.

Сад, как проявление театра

Манипуляции с перспективой

Ландшафтные архитекторы при создании регулярных парков не ограничивались простым соблюдением законов геометрии и перспективы – уже в первых опубликованных трактатах по садоводству, в XVII веке, они отводили целые разделы аспектам коррекции или улучшения перспективы , как правило, формируя иллюзию увеличенных расстояний. Зачастую это достигалось путем постепенного сужения аллей или сведения рядов деревьев в одну точку. Также деревья подстригали таким образом чтобы их высота казалась меньше по мере удаления от центра сада или от жилого здания. Все эти способы позволяли создать ощущение более длинной перспективы и размеры садов казались больше чем есть на самом деле.

Другой уловкой французских мастеров был особый ров аха . Этот способ использовался для маскировки ограждений, пересекавших длинные аллеи или перспективы. В месте где ограда пересекала видовую панораму, выкапывали широкий и глубокий ров с вертикальной каменной стеной на одной стороне. Также ограду могли размещать на дне рва и таким образом она была невидима для зрителей.

По мере того как на протяжении XVII столетия сады становились всё более изысканными и грандиозными, они перестали служить украшением замка или дворца; На примере шато Шантийи и Сен-Жерменского дворца видно как замок становится декоративным элементом сада, занимающего гораздо большую площадь.

Новые технологии в регулярных парках

Появление и развитие французских регулярных парков в XVII и XVIII веках стало возможным благодаря разработке множества новых технологий. Во-первых, это умение перемещать значительные объемы грунта (фр. géoplastie ). Это умение появилось благодаря нескольким технологическим разработкам, пришедшим в садоводство из военного дела. Важную роль сыграло появление артиллерийских орудий и новых механизмов ведения осадных боевых действий, поскольку для них стало необходимым быстро выкапывать траншеи и возводить стены и грунтовые укрепления. В результате были изобретены корзины для переноса грунта на спине, ручные тележки, повозки и фургоны . Эти технологии использовал Андре Ленотр при сооружении разноуровневых террас и при масштабном рытье каналов и бассейнов .

Бассейн Аполлона в Версале

Во-вторых, большое значение имела гидрология (фр. hydrology ) – технология снабжения садов водой для полива зеленых насаждений и для многочисленных фонтанов. Эти разработки не имели особого успеха в Версальских владениях, расположенных на возвышенности; даже сооружение 221 помпы, прокладка системы каналов для поднятия воды из Сены и сооружение в 1681 году гигантского насосного механизма в Марли, не позволили добиться давления воды в трубах, необходимого для одновременной работы всех фонтанов Версальского парка. Водопроводчиков расставляли по всему маршруту прогулки короля, и их задачей было включать фонтаны на тех участках парка, куда подходил король .

Существенное развитие получила гидроплазия (фр. hydroplasie ), технология придания фонтанным струям различных форм. Форма струи зависит от давления воды и формы наконечника. Эта технология позволила создать новые формы, среди которых tulipe (тюльпан), double gerbe (двойной пучок), Girandole (жирандоль), candélabre (канделябр), corbeille (букет), La Boule en l"air (шар в воздухе) и L"Evantail (веер). В те времена это искусство было тесно переплетено с искусством фейерверков , где стремились достичь подобные эффекты при помощи огня, а не воды. Игра фонтанов и фейерверки зачастую сопровождались музыкальными композициями и они символизировали как человеческая воля укрощает и придаёт форму природным явлениям (огонь и вода) .

Также большой шаг вперед сделала наука возделывания растений в части возможности выращивать в северной Европе растения более теплых климатических поясов, оберегая их внутри помещений и выставляя их на отрытую местность в цветочных горшках. Первая во Франции оранжерея была построена в XVI веке после того как в результате итальянских войн во Франции появились апельсиновые деревья . Толщина стен в оранжерее Версаля достигала 5 метров, а двойные стены позволяли зимой поддерживать температуру между 5 и 8 градусами. В наши дни она вмещает 1200 деревьев.

Деревья, цветы и оттенки регулярных парков

Декоративные цветы встречались во французских садах XVII века крайне редко и набор их цветовых оттенков был невелик; синий, розовый, белый и фиолетовый. Более яркие оттенки (желтый, красный, оранжевый) появились только после 1730 года , когда в Европе стали доступны мировые достижения в области ботаники . Луковицы тюльпанов и прочие экзотические цветы поступали из Турции и Голландии . Очень важным декоративным элементом в Версале и в других садах стали топиары , дерево или куст, которому стрижкой придана геометрическая или гротескная форма. Топиары размещали рядами вдоль главной оси сада, чередуя их с вазами и скульптурами . В Версале цветочные клумбы были устроены только в Трианоне и в Северном партере непосредственно возле дворца (именно на Северный партер выходят окна Больших королевских покоев). Цветы обычно доставлялись из Прованса , содержались в горшках и менялись 3 или 4 раза в года. Из финансовых ведомостей Версаля за 1686 год видно, что в садах было использовано 20 050 луковиц желтых жонкилий , 23 000 цикламен и 1 700 лилий .

Большинство деревьев в Версале было перенесено из лесов; использовались грабы , вязы , липы и буки . В пакет также растут каштаны , завезённые из Турции, и акация . Взрослые большие деревья выкапывались в лесах Компьени и Артуа и заново высаживались в Версале. Множество деревьев погибало после пересадки и их регулярно меняли.

Деревья в парке были подстрижены горизонтально и выровнены на верхушках, придавая им нужную геометрическую форму. Только в XVIII веке деревьям позволили расти естественно .

Угасание французских регулярных парков

Современный регулярный парк в Провансе: Павильон Галун

Всё же, со временем в регулярных парках стали появляться легкие отклонения от строгих законов геометрии. Изящные кружевные партеры с их завитками и обратными кривыми стали заменять на газонные партеры , обрамленные цветочными посадками, которые было намного легче обслуживать. Круги стали овалами, а аллеи расходились наружу в форме знака Х и стали появляться фигуры в виде неправильного восьмиугольника. Сады стали устраивать на участках земли с естественным ландшафтом, вместо того чтобы выравнивать поверхность, формируя искусственные террасы.

В середине XVIII столетия наступил закат эпохи симметричных регулярных парков вследствие распространения новых пейзажных парков , устраиваемых английскими аристократами и крупными земельными собственниками, а также из-за роста популярности китайского стиля , завезённого во Францию монахами иезуитами , стиля отвергающего симметрию в пользу природы и сельских картин. Во многих французских имениях сады, непосредственно примыкающие к жилому дому старались сохранять в традиционном регулярном стиле, однако остальную часть парка устраивали в соответствии с новым стилем, имевшим разные названия - английский парк , "англо-китайский", экзотический и "живописный". Тем самым во Франции наступил конец периода французского регулярного парка и начался период пейзажного парка, источником вдохновения которого служила не архитектура, а живопись, литература и философия .

Почти четыре сотни лет прошло с тех пор, как весь королевский двор во главе с Людовиком XIV восхищенно ахнул при виде Версаля – первого в мире образца французского регулярного парка. На сегодняшний день использование подобного стиля – довольно распространенный прием в искусстве ландшафтного дизайна. Невозможно себе представить ни одного замка в Европе, ни одной королевской резиденции без уникальной «визитной карточки» — аккуратно подстриженных кустов и деревьев, ярких партерных цветников, симметрично расположенных фонтанов и беседок. Изначально созданный для огромных площадей королевских дворцов, сад в регулярном стиле постепенно переместился и на более скромные пространства – на территории загородных домов.

Используя элементы регулярности, можно легко привнести немалую долю торжественности и величия в экстерьер частного дома. Ландшафтным дизайнерам современности удалось несколько смягчить данный стиль, лишив его ненужных для наших реалий помпезности и громоздкости. Однако, все равно, даже самая скромная и простая композиция, созданная в регулярном стиле, является предметом роскоши, так как ее составляющие элементы по определению не могут быть дешевыми и нет более тонкого и изящного способа намекнуть окружению на свой достаток, чем разбить возле своего дома маленький королевский садик.

Регулярный садв истории

Создателем регулярного стиля считается придворный садовод Людовика XIV Андре Ленотр, дизайнерские фантазии которого привели к возникновению выверенных геометрических форм многих садово-парковых ансамблей, первым из которых стал парк Версальского дворца. Именно Ленотр придумал главные правила создания регулярного сада: четкая осевая симметрия композиции, центром которой может быть здание, фонтан, необычная крупная клумба либо статуя; ровные садовые дорожки; живые изгороди; топиарные формы.

Снискав необычайную популярность среди французской знати, регулярный стиль в ландшафтном дизайнепостепенно сталзахватывать новые просторы, прочно обосновавшись во многих европейских парках, в том числе и в России. Русские регулярные сады и парки появились с легкой руки Петра I, который, побывав в Версале в 1717 году, решил и на своей родине создать нечто подобное. Петр несколько преобразовал французский стиль, увеличив количество цветочных клумб и водоемов, но при этом сохранил четкость линий и форм.

Главные характеристики регулярного стиля

1. Масштабность

Так как регулярные сады изначально использовались для оформления огромных территорий замков и дворцов, то традиционно они ассоциируются с масштабностью. Предназначенный для длинных пеших прогулок, такой сад за каждым поворотом живой изгороди таит в себе новые виды, разыгрывает разные «спектакли». Организовать подобную «театральность» на маленьком приусадебном участке сложно, да и различные декоративные элементы, присущие регулярному стилю, будут отягощать небольшое пространство. Кроме этого, для создания подобного сада обязательным требованием является идеально плоская, ровная поверхность рельефа, требующая проведения определенных земляных работ.

2. Геометричность

Для регулярного стиля характерна осевая симметрия, где осью чаще всего выступает дом, и четкие, прямые линии, позволяющие максимально упорядочить пространство. Любая хаотичность в подобном саду априори недопустима. Основным элементом сада в регулярном стиле является партер – открытая территория с клумбами, газонами, бордюрами, состоящая из нескольких участков правильной геометрической формы. В центре цветочных композиций нередко устанавливают замысловатые статуи или фонтаны.

3. Топиарные формы и живые изгороди

Для того, чтобы разбить регулярный сад на зоны, широко используются арки, перголы, различные живые изгороди. Одним из главных украшений территории в регулярном стиле являются топиарные фигуры, созданные путем стрижки деревьев и кустарников. С помощью этой техники создаются растения самых разных геометрических форм.

4. Водоемы

Обязательным элементом регулярного сада является водоем с четко очерченной береговой линией. Он может быть как в форме прямоугольника, так и круга или овала, обрамленного подходящей растительностью. Широко распространены также бассейны и разнообразные фонтаны.

Фонтаны и бассейны — часть стиля

5. Особые растения для регулярного сада

по возможности должен сохранять декоративность круглый год, поэтому для озеленения предпочтение отдается вечнозеленым растениям, например, широко распространены на подобных территориях самшит, падуб, тис.

Большое значение имеют для регулярного стиля и цветники, которые располагают на открытых, солнечных местах. Освещение растений должно быть равномерным, иначе не избежать асимметричности их роста и развития, что недопустимо для данного стиля. В основном для партерных цветников используют однолетние растения. Большинство многолетников для регулярных клумб не подходят, ввиду непродолжительности своего цветения.

Для декоративных элементов характерно использование мрамора, керамики, бронзы, художественной ковки. В регулярном саду все должно быть роскошно и изысканно, поэтому экономия для данного стиля неуместна.

Регулярный стиль сада имеет давнюю историю. Он возник во Франции в XVII веке и применялся в садово-парковом искусстве для создания парков и садов при дворцах и замках. Такой сад требует больших и ровных площадей, и создать его – дело очень затратное и по денежным средствам, и по вложению в его устройство человеческого труда и времени.

Но и на небольших участках вполне можно использовать отдельные элементы этого стиля. Например, такая форма озеленения подойдет для оформления парадного входа в красивый особняк. Заметим, что она должна сочетаться со стилем самого строения, и, к примеру, совершенно не приемлема для деревянного рубленого дома, каким бы большим он ни был.

Все элементы такого сада выполняются в виде геометрических фигур и имеют четкие и правильные контуры. Обязательно должны присутствовать аллеи.

Если в саду есть беседка, то в ее конструкции желательно применить кованые металлические или деревянные резные декоративные элементы.

Такие же фрагменты будут уместны и в составе ограждений. Другой вариант - литой забор, выполненный в строгой классической манере.

Партер сада в регулярном стиле

У сада, выполненного в регулярном стиле, всегда есть один обязательный элемент, называемый «партер». Он представляет собой единую парадную композицию, состоящую из клумб, газонов и водоемов. Это – лицо сада. Здесь может размещаться также фонтан или скульптура.

Настоящий парадный партер занимает большое пространство, и всю композицию целиком можно увидеть только из окон верхнего этажа дома. Но самый простой партер сегодня часто выполняют рядом со многими частными домами и коттеджами – это ухоженный газон правильной формы, ограниченный по периметру бордюром или цветочными клумбами.

Одним из обязательных элементов партера являются цветники. Они могут располагаться отдельно или окружать скульптурную группу, фонтан или крупный вазон, представляя собой довольно сложную композицию и замысловатую форму.

Водоем

Если в составе регулярного сада есть водоем, то он обязательно имеет форму правильной геометрической фигуры. Большой водоем может состоять из нескольких уровней, выполненных в виде ступеней.

Живые изгороди

Саду, оформленному в регулярном стиле, не обойтись без живых изгородей. Они должны быть всегда аккуратно подстрижены, так как выполняются в виде четких геометрических рисунков.

Стрижкой могут быть созданы арки и башенки, и даже закрытые от посторонних глаз «кабинеты». Из таких зеленых стен получаются настоящие лабиринты.

Какие растения применяют в регулярном стиле

В таком саду, как правило, используют растения, которые имеют декоративную листву. Другой критерй - маскимально долгий срок цветения.

К деревьям, которым методом стрижки можно придавать интересные формы, прежде всего, относятся бирючина, самшит, барбарис, тис, туя и можжевельник. Однако не стоит увлекаться большим разнообразием посадок – достаточно использовать в композициях от двух до трех видов.

При создании цветников для этих садов важна строгость формы. А еще для такого сада характерны арабески – клумбы, состоящие из низкорослых растений. Это могут быть яркие шиловидные флоксы, лобелии, колеусы или агератумы.

В любой сфере имеются свои тенденции. Не является исключением и ландшафтный дизайн, который тоже подвержен изменчивым модным веяниям. Каждый год специалисты стараются предлагать все новые варианты для оформления участков. Они отражают не только настроения современности, но и взгляды мастеров, их удивительные способности и талант.

Общая информация

Ландшафтный дизайн можно считать понятием, известным достаточно давно. Раньше его использовали, когда речь шла об украшении достаточно масштабных земельных территорий или общественных зон, в том числе парковых. Но сегодня в этом плане ситуация изменилась весьма кардинально. Для современников ландшафтный дизайн стал актуальным в очень многих случаях. И в первую очередь специалисты в этой области востребованы среди частников, покупающих большие площади земли, чтобы построить на нем дом.

Ландшафтный дизайн в таких случаях следует продумывать очень грамотно, чтобы был задействован каждый уголок участка. Многие приусадебные сады сегодня содержат интересные предметы декора, они, с дизайнерской точки зрения, роскошны и богаты. Современные стили оформления ландшафта позволяют превращать участки в модные и оригинальные места. Но для того чтобы получить такой чудесный сад, требуется вложить много серьезного труда и затрат, в том числе не только финансовых, но и временных. Специалист должен в первую очередь определиться со стилем, провести систему полива, выбрать материалы для мощения дорожек, растения, ограждения и многое другое. Правильный подход к оформлению территории является залогом того, что приусадебный участок получится поистине неповторимым местом.

Стили ландшафтного дизайна

Выбор направления в первую очередь зависит от площади земельного участка. Если территория небольшая, то на ней будут неуместны шикарные массивные монументальные композиции. Более того, при дизайнерской работе нужно принимать во внимание и степень естественного освещения приусадебного участка. На сегодняшний день известно достаточное количество самых разнообразных стилей ландшафтного дизайна. Наиболее часто специалисты используют кантри, прованс, скандинавский, пейзажный. Не менее популярны деревенский и регулярный стиль в ландшафтном дизайне. Каждый из них имеет свою историю, особенности, формы и цели.

Приусадебную территорию многие воспринимают как личный уголок природы. Ведь проведение достаточного времени на воздухе дает возможность человеку снимать стресс, освежать мысли и повышать настроение. Поэтому красивое и при этом функциональное обустройство приусадебной территории уверенно можно назвать залогом как для душевного равновесия, так и для отличного времяпровождения. В данной статье мы расскажем о том, что представляет собой в ландшафтном дизайне регулярный стиль, фото которого представлены ниже. Он уже приобрел большую популярность не только в Европе, но и в нашей стране, поэтому многим будет интересно поближе познакомиться с этим направлением.

Особенности

Этот способ станет идеальным решением для тех людей, кто любит симметрию и предпочитает во всем видеть порядок. Регулярный стиль в ландшафтном дизайне подразумевает наличие множества четких композиций, которые выполнены в форме идеальных фигур и геометрических линий. Он больше подходит для большого по площади пространства. Только наличие масштабной по размерам территории дает возможность продемонстрировать все особенности регулярного или французского сада.

Регулярный стиль в ландшафтном дизайне: описание

В этом направлении не существует никаких мелочей. Регулярный стиль предполагает учет даже малейших нюансов, которые должны очень тонко гармонировать с общим образом участка. Здесь предусматривается четкая планировка. При этом нужно знать, что обустроить сад в регулярном стиле не так легко как кажется: такая работа требует много сил и времени, да и уход за ним достаточно трудоемок. Однако результат полностью окупает все. Сад в регулярном стиле, разбитый на загородном участке, будет напоминать настоящий парк французских аристократов. При этом в нем каждая деталь и образ должны быть продуманы до мелочей. Регулярный ландшафтный стиль в саду можно узнать по симметричным посадкам кустарников и деревьев, правильным геометрическим контурам, по прямым аллеям или дорожкам, четкости и размеренности композиций, сложному партеру, ярко выраженным осевой линии, а также по многоликим водным элементам и многочисленным скульптурам. Все это придает формальному парку упорядоченность и изыск с нотками величия и торжественности. Французский регулярный стиль является полной противоположностью той природности, которая предполагается в английском или пейзажном саду.

История возникновения

Изначально на процесс формирования садово-парковое искусства сильное влияние оказывали господствующие воззрения и государственное устройство страны, а также тип мышления правителя. Именно они задавали тон ландшафтному дизайну. Ведь сады и парки, в которых утилитарная функция не имела ведущей роли, в то время позволяли себе иметь только богатейшие персоны.

Регулярный ландшафтный стиль имеет весьма давнюю историю. Свое начало он ведет еще от древних римлян, которые, противопоставляя эстетику геометрических форм с природным окружением, в данном искусстве достигли высокого уровня. В Древнем Риме пластические и цветочные композиции сочетались с фонтанами и каскадами. Садово-парковое искусство этой могущественной империи использовало по тем временам практически весь известный сегодня арсенал декоративного садоводства. Исторически сад в регулярном стиле являлся местом шествий и прогулок, а также для сидячего отдыха.

Расцвет

Он широко применялся во Франции в семнадцатом веке. Регулярный стиль в то время применялся при создании парков и садов, разбиваемых при дворцах или замках. Его тесно связывают с именем короля Людовика XIV. Своего расцвета формальный или регулярный стиль достиг в XVII веке, в эпоху апогея абсолютизма. Поэтому его также называют французским.

Регулярные сады и парки вследствие композиционной сложности использовались преимущественно для оформления замков и дворцов и были призваны дополнительно подчеркивать монументальность и пышность ансамблей элиты. Огромный вклад в становление и развитие данного стиля сделал Андре Ленотр -придворный садовник Людовика XIV. Именно он является автором уникальных ландшафтных решений в таких знаменитых парках, как Версальский, Шантийи, Фонтенбло, Во-ле-Виконт и т. д. Одним из наиболее ярких примеров является загородная резиденция Людовика XIV — Версаль. Великолепный дворец — это центр композиции, от которого расходится прямые ухоженные аллеи и ровно подстриженные газоны. Каждый цветник в регулярном стиле занимает отведенное для него продуманное место.

Все это превратило в восхитительный райский уголок с причудливо подстриженными деревьями и кустарниками, великолепными клумбами, блестящей гладью искусственных прудов. Людовик IV таким образом стремился еще раз продемонстрировать свою власть, причем не только над подчиненными, но и над самой природой.

Методы реализации

Французский или регулярный пейзажный стиль зачастую считают образцом европейской классики. Однако многие именуют его солнечным и вычурным, авангардным и даже претенциозным. Ведь французский или регулярный стиль парка предполагает что угодно, но только не простоту ухода. Эстетика с выразительность являются главными задачами. Такая особенность этого течения в ландшафтном дизайне прослеживается и в современных воплощениях.

Главными элементами французского сада являются партер, в том числе и кружевной, клумба в регулярном стиле, партерный газон, топиары и цветники.

Доминирующим цветом любого регулярного сада считается зеленый. Аккуратные стриженые газоны и другие разновидности являются словно рамками и фоном для «игры» с симметрией и геометрией. Зеленые туннели, соединяющие цветники и газоны, обрамляющие стриженые бордюры и стриженые изгороди по периметру, увитый фасад здания, многочисленные топиарии в виде сфер, пирамид и пр. — все это должно доминировать в оформлении ландшафта.

Основным элементом является партер - открытая часть сада, разбитая на участки, имеющие правильные формы, чаще всего разделенные песчаными дорожками. Он может содержать узорные орнаменты, собранные из низких или стриженных декоративных растений в сочетании с крупнозернистым песком разных оттенков, гравием и т. д. Слово «партер» образовано от французских par и terre, означающих «по земле». Он может быть цветочным, газонным и кружевным.

Масштабность

Регулярный стиль в основном использовался для оформления территорий замков дворцов и замков, которые трудно назвать скромными. Поэтому такие сады традиционно связываются с масштабностью. Они предназначаются в первую очередь для долгих прогулок, чтобы перед глазами постоянно представали новые виды и чередовались живописные картины. На небольшом участке такое организовать довольно сложно, к тому же и многочисленные декоративные элементы станут загромождать и потому отягощать пространство.

Кроме того, обязательным требованием для претворения в жизнь регулярного стиля при оформлении сада является плоская, ровная территория, без наличия рельефных неровностей. А это требует проведения основательных земляных работ.

Геометричность

Регулярный стиль характеризуется прежде всего осевой композицией. Чаще всего в качестве оси симметрии выступает имеющееся в саду основное строение. Прямые линии, идущие от него, позволяют упорядочить пространство и подчеркнуть воздействие на природу. Какой-либо хаотичности данный стиль не допускает. Главным элементом регулярного сада выступает партер - открытая часть территории с газонами, бордюрами, клумбами и цветниками, состоящая из участков правильной формы. Основной фон для цветников и солитеров — партерный газон — требует особенно тщательного ухода, поскольку именно он считается лицом парка. Характерной чертой регулярного сада являются орнаментальные цветники с замысловатыми узорами и композициями, отличающиеся особой сложностью не только в оформлении, но и в последующем уходе. Без профессионала в данном случае не обойтись. Центром цветочной композиции нередко является фонтан или скульптура.

Живые изгороди, топиар и водоемы

При зонировании регулярного сада широко используются арки, живые изгороди, перголы и трельяжи. Одними из лучших украшений считаются создаваемые в результате стрижки деревьев и кустарников и придания им разнообразных форм. Обязательным элементом регулярного или формального сада считается водоем, имеющий четкую береговую линию. Его форма может быть в виде квадрата, круга или прямоугольника. Водоем должен быть обрамлен растительностью, высаженной в строгом порядке.

Растения и используемые материалы

Декоративность регулярного сада по возможности должна сохраняться весь год. Поэтому специалисты отдают предпочтение вечнозеленым растениям. Для создания живописных сводов чаще всего используется лиана или плющ. Отлично вписываются в регулярный стиль и моносады, которые состоят только из одного вида растения, например, розарии, сиренарии или иридарии. Как правило, в таком саду принято использовать растения, имеющие декоративную листву. Другим критерием выбора является маскимально долгое цветение.

Деревья, которым в результате стрижки придаются интересные формы - это тис, бирючина, туя, самшит, барбарис и можжевельник. Однако специалисты рекомендуют не увлекаться: в композициях достаточно использовать два или три вида.

Цветник должен иметь классические строгие формы. Для такого французского сада характерны также арабески. Причем клумба в регулярном стиле должна состоять только из низкорослых растений, например, ярких шиловидных флокс, лобелий, колеусов или агератумов.

Партер

У сада в регулярном стиле есть обязательный элемент: партер — единая парадная композиция, состоящая из клумб, газонов и водоема. Он является лицом сада. Настоящий парадный партер должен занимать большое пространство, так, чтобы всю цельную композицию можно было увидеть только с верхнего этажа дома. Однако сегодня получили распространение простые варианты, которые зачастую выполняются рядом с частными домами или коттеджами. Речь идет об ухоженном газоне правильной формы, ограниченном по периметру бордюром или зелеными клумбами.

Сад в регулярном стиле, как известно, должен иметь большую территорию. Тем не менее некоторые элементы этого направления ландшафтного дизайна можно использовать и на небольших площадях. Например, регулярный стиль участка можно получить путем создания цветников, оформленных подстриженными кустарниками. Большого пространства для них не требуется, зато расположенные симметрично кусты окажут влияние на стиль сада.

Если на участке предусмотрено наличие беседки, то в ее конструкции рекомендуется использовать кованые металлические или даже деревянные декоративные резные элементы. Аналогичные фрагменты будут уместны и для ограждений. Неплохим вариантом в качестве элемента регулярного стиля на участке станет литой забор, исполненный в классической строгой манере.