Этап формирования действия во внутренней речи. Внутренняя речь

Свидетельствует о более высоком уровне развития мыслительных способностей. И формируется внутренняя речь на основе громкой речи. Сначала ребенок все проговаривает вслух, комментирует свои действия, действия предметов, повторяет все слова взрослых, как бы запоминая их. И только потом начинает переходить на шепотную речь, а потом и молча.

Это хорошо заметно, когда ребенок или считать. Попросите малыша посчитать что-нибудь. Он тут же начнет считать вслух или, в лучшем случае, шепотом. Даже в первом классе далеко не все дети могут посчитать предметы молча. Точно так же происходит и при чтении. Сначала ребенок читает вслух и очень громко, затем громкость снижается и со временем ребенок учится читать шепотом. И только после этого он сможет читать молча и понимать прочитанное.

У детей внутренняя речь, близкая по форме к той, которая существует у взрослых, развивается лишь в младшем школьном возрасте. И чем раньше это произойдет, тем лучше для ребенка – он будет легче и лучше учиться. И мы можем помочь своему малышу в формировании его внутренней речи путем несложных упражнений. Не пугайтесь, специально ничего делать не надо, все эти упражнения выполняются совместно с другими видами деятельности и не требуют отдельных усилий. В данном случае, надо просто знать, что это полезно делать и делать.

Что же надо делать, чтобы помочь ребенку сформировать его внутреннюю речь?

Повторение инструкции.

Одним из важных моментов является умение слышать и понимать словесную инструкцию. Вспомните, что Вы делаете, когда получили какое-то указание к действию? Вы повторяете мысленно все этапы действия и выполняете их. И так Вы делаете автоматически, совсем не замечая этого, потому, что у вас есть внутренняя речь, которая отдает команды к действию. Вот этому и надо научить ребенка.

Все очень просто. Вы сказали ребенку: «Возьми зонтик и отнеси его в шкаф». И тут же спрашиваете: «Что я сказала тебе сделать?»

Ваша задача – добиться, чтобы ребенок повторил инструкцию, как можно точнее, ну уж, по крайней мере, назвал все этапы действия. Это можно делать в течение дня несколько раз. Просить, чтобы ребенок повторял за Вами все Ваши слова. Со временем ребенок научиться запоминать и более сложные инструкции, а Вы заметите, что ребенок выполняет Ваши поручения гораздо лучше.

Проговаривание.

Вспомните, как Вы вели себя, когда первый раз сели за компьютер или включили новую стиральную машинку. Вы, конечно, прочитали инструкцию к применению и пошли пробовать, как это делается на практике. И скорее всего, Вы всю эту инструкцию проговаривали себе вслух, облегчая освоение новых навыков.

Но даже если Вы и не говорили вслух, то все равно Ваши органы речи были в более напряженном активном состоянии. По исследованиям медиков и психологов при решении трудных задач любого характера наблюдается усилении импульсов речевых мышц, хотя внешне это может и не проявляться.

Именно поэтому мы учим детей все проговаривать вслух. Особенно это касается наиболее трудных для ребенка процессов – письмо, счет, решение примеров и задач.

На практике это может выглядеть так: ребенок что-то делает и диктует все действия себе сам.

Так, списывая слово "Лондон", ребенок проговаривает вслух каждое свое действие: пишу с новой строки, начинаю с большой буквы, пишу букву Л, пишу букву О, пишу букву Н, пишу букву Д, пишу букву О, пишу букву Н, ставлю запятую. Некоторым детям удобнее диктовать себе слово по слогам. Можно и так. Это зависит от уровня овладения чтением ребенка.

Сейчас, при чтении статьи, Вам это может показаться трудным, но на деле дети очень быстро понимают, что от них требуется, и легко проговаривают все свои действия. Главное, создать привычку это делать.

Привычка проговаривать очень помогает детям в обучении, так как она не только развивает внутреннюю речь, но и способствует более внимательному выполнению работ, значительно уменьшает количество ошибок.

Для есть много различных заданий и упражнений, но те, что я показала самые простые, удобные и эффективные. Возьмите их на вооружение, чтобы Ваши дети учились успешнее.

Внутренняя речь человека – это сложный, полностью неизученный феномен, изучаемый психологией, общим языковедением, философией. Внутренняя речь в психологии – это скрытая вербализация, сопутствующая процессу мышления. Данное проявление представляет соотношение мыслительных операций, языковых компонентов, коммуникационного взаимодействия, а также сознания. Проще говоря, это словесное мыслительное функционирование. По сути, мысли человека способны «трудиться» и без словесных элементов. Однако на деле вербальные структуры объединяют мыслительное оперирование с наружной средой, социумом, решением вопросов личностного плана и задач общественного характера. Мысленную речь нередко представляют в качестве «обслуживающего» механизма внешнего общения и всех деятельных операций субъекта. Следовательно, внутренняя речь выказывает себя в качестве беззвучного инструмента, сокрытой вербализации, зарождающейся при мыслительном функционировании. Она представляет производную форму звуковой речи, сознательно адаптированной к выполнению в уме мыслительных функций.

Внутренняя и внешняя речь

Различают 3 разновидности форм коммуникативного взаимодействия посредством языковых структур, а именно внешняя, письменная и внутренняя.

Чем отличается внешняя речь от внутренней? Первая – обращена наружу, к окружающим людям. Благодаря ней, транслируют мысли, внутренняя же – это беззвучная речь, отражает то, что субъект мыслит. Обе эти разновидности коммуникаций взаимосвязаны. Проще говоря, внешняя речь для окружения, а внутренняя – для себя.

Особенности внутренней речи заключаются в ее исключительности, то есть она не отражает в внутреннюю, не предшествует ей. Она зарождается в возрастном периоде семи лет и происходит от эгоцентрической, направленной наружу, речи малышей. Эгоцентрическая коммуникация посредством языкового компонента у ребенка являет собой речь направленную вовнутрь по психическому функционированию и по конструкции – устремленную наружу. С началом школьного периода возникает трансформация эгоцентрической коммуникации во внутреннюю. Вдобавок, происходит различение двух речевых операций: эгоцентрической коммуникации и отграничение речи для окружения и для себя, из единой речевой операции.

Характеристика внутренней речи представлена следующими особенностями: краткостью, обрывочностью, фрагментарностью. Если бы существовала возможность сделать запись внутреннего разговора, то он выдался бы непонятным, бессвязным, обрывочным, неузнаваемым в сравнении с внешним.

Коммуникация, направленная вовне, преимущественно осуществляется в форме диалога, который всегда предполагает зрительное принятие собеседника, его языка жестов и акустическое понимание интонационного аспекта беседы. Вместе взятые перечисленные две особенности внешней коммуникации допускают взаимодействие при помощи намеков понимание недосказанности.

Внутренняя речь человека не является исключительно разговором про себя. Выполняя функцию регулировки и планирования, она характеризуется иным, нежели внешняя коммуникация, сокращенным строением. По смысловому значению коммуникация «про себя» никогда не означает предмет и не несет сугубо номинативный характер. Одним словом, она в себя не включает «подлежащее». Она отображает, что конкретно нужно сделать, куда следует направить действие. По строению она, оставаясь сжатой и аморфной, сберегает свою предикативную направленность, определяя лишь план дальнейшего предложения, суждения или схему дальнейшей операции.

Особенности внутренней речи представлены нижеприведенными характеристиками: беззвучностью, обрывочностью, обобщенностью, вторичностью (образованностью от внешней коммуникации), большей скоростью (в соотнесении с внешней), отсутствием необходимости в строгом грамматическом оформлении.

Зачастую непосредственно речевые структуры в ходе коммуникации «про себя» замещаются слуховыми, зрительными. Существуют взаимозависимости и проявления внешнего общения и коммуникации «про себя». Во-первых, перед звуковой подачей мысли человек во внутреннем разговоре составляет схему или план будущего высказывания. Во-вторых, письменному преподнесению, в основном, предшествует произнесение слов, фраз мысленно, в ходе которого возникает отбор максимально подходящих структур и расстановка пауз вытекающего письменного высказывания. В-третьих, при помощи проведения электрофизиологического исследования обнаружено присутствие в процессе протекания внутренней коммуникации скрытой артикуляции.

Следовательно, коммуникация «про себя» для осуществления внешнего разговора выполняет нужную подготовительную функцию.

Внешнее коммуникативное взаимодействие бывает устным либо письменным. Первое – являет собой звучащую речь, характеризующуюся относительно свободными нормами в отношении к требованиям образцовых языковых средств. Она охватывает: говорение (трансляция акустических речевых сигналов, несущих некоторую информацию) и слушание (понимание акустических речевых сигналов, а также их прием).

Устная речь воплощается в двух направлениях: обиходном (разговорном) и публичном. Дабы их дифференцировать применяется термин «речевая ситуация», который обозначает массу обстоятельств, влияющих на реализацию , его структуру и содержание. Это обуславливает существование следующих определений публичной коммуникации. Прежде всего, публичной коммуникацией именуется вид устного взаимодействия, которому присущи такие элементы речевых условий: многочисленная аудитория, официальность мероприятия (концерт, собрание, урок, лекция, заседание и пр.).

Обиходной коммуникацией именуется разновидность устного взаимодействия, речевые условия которого формирует: небольшое количество слушателей и повседневная обстановка (то есть не официальная).

Внутренняя речь по Выготскому

Над проблематикой взаимосвязи мыслительной деятельности и речевого общения работали, и по сей день трудятся множество «гуру» психологии.

Л. Выготский установил, что слова играют значимую роль в формировании мыслительных операций и психических процессов человеческих субъектов.

Благодаря экспериментам, проводимым Л. Выготским, удалось обнаружить у детей-младших дошкольников наличие непонятной для взрослого окружения формы коммуникации, которую впоследствии стали именовать эгоцентрической речью или «коммуникацией для себя». Согласно Л. Выготскому, эгоцентрическая коммуникация является носителем формирующихся процессов мышления малышей. В этом периоде мыслительная деятельность крох только входит на стезю . Он доказал, что эгоцентрическое общение является не просто звуковым сопровождением внутреннего мыслительного процесса, сопутствующего движению мыслей.

Эгоцентрическое мышление, по Выготскому, является единой формой существования (формирования) мыслей детей, и иного, параллельного, умственного размышления у детей на данной стадии просто не существует. Лишь пройдя этап эгоцентрического общения, мыслительные процессы в ходе интериоризации и последующих перестроек будут постепенно преобразовываться в умственные операции, трансформируясь во внутреннюю коммуникацию. Стало быть, эгоцентрическая внутренняя речь в психологии являет собой инструмент коммуникации, необходимый для регулировки и контроля над практической деятельностью детей. То есть, это коммуникация, обращенная к себе.

Можно определить такие особенности внутренней речи, помимо вышеперечисленных: редуцирование фонетических аспектов (сокращена фонетическая сторона коммуникации, слова разгадываются по намерению изъясняющегося произнести их) и превалирование смысловой нагрузки слов над их обозначением. Словесные смыслы гораздо шире и динамичнее, нежели их значения. Они обнаруживают другие правила объединения и интеграции, нежели словесные значения. Именно этим можно объяснить трудность оформления мыслей в речи для окружения, в звуковой коммуникации.

Следовательно, у детей внешнее проявление речи формируется от слова к нескольким, от фразы к соединению фраз, потом к связной коммуникации, состоящей из ряда предложений. Внутреннее общение формируется в ином курсе. Малыш начинает «произносить» целое предложения, а затем переходит к постижению отдельных смысловых элементов, расчленяя цельную мысль на несколько словесных значений.

Проблема внутренней речи

Проблематика внутренней речи по сей день относится к довольно сложным и до конца неизведанным вопросам. Изначально ученые полагали, что внутреннее общение по своему строению подобно внешнему, разница состоит исключительно в отсутствии звукового сопровождения, поскольку это речь беззвучная, «про себя». Однако современные изыскания доказали ошибочность описываемого утверждения.

Внутреннюю речь нельзя воспринимать в виде беззвучного аналога внешнего общения. Она разнится существенными особенностями собственной структуры, прежде всего, обрывочностью и свернутостью. Индивид, пользующийся внутренней коммуникацией для разрешения какой-либо задачи, понимает, какая проблема поставлена перед ним, что позволяет исключать все, что именует задачу. В чистом итоге остается исключительно то, что надобно совершить. Проще говоря, предписание, каким надлежит быть следующему действию. Эта характеристика внутренней речи часто именуется предикативностью. Она акцентирует, что важно не определить предмет общения, а поведать что-то о нем.

Внутренняя речь нередко эллиптична, так в ней индивид пропускает те элементы, которые для него представляются понятными. Кроме словесных формул, во внутреннем общении используются образы, планы и схемы. Проще говоря, внутри себя субъект может не называть предмет, а представить его. Нередко она выстраивается в форме конспекта или оглавления, то есть человеком намечается тематика размышлений и опускается то, что надлежит сказать, по причине известности.

Внутреннюю речь и обусловленную ею скрытую артикуляцию следует рассматривать в качестве инструмента целенаправленного отбора, обобщения и фиксации информации, полученной при помощи ощущений. Отсюда огромную роль внутренняя коммуникация играет в процессе наглядной и словесно-понятийной мыслительной деятельности. Помимо этого, в выработке и функционировании произвольных действий индивида она также задействована.

Подготовка к школе. Важный момент, о котором мало кто знает

Конечно, не раз слышали, что необходимо работать над развитием речи ребенка еще до школы. Как правило, мы понимаем, что надо расширять активный словарь ребенка, учить малыша использовать в речи не только существительные и глаголы, но и другие части речи, строить распространенные предложения. Но это, оказывается, не все.

Когда мы говорим о развитии речи, то имеем в виду внешнюю, громкую речь. И мало кто догадывается, что есть еще внутренняя речь. Мы ее не слышим и, соответственно, не замечаем роль внутренней речи в поведении и развитии ребенка. А роль ее огромна. Формирование внутренней речи – это и есть тот очень важный момент , о котором многие даже не догадываются. А потом удивляются, что ребенок плохо учится.

Наверняка в вашей жизни были ситуации, когда Вы сказали ребенку что-то сделать, прошло уже минут 15-20, а он ничего не сделал. И на ваше замечание он может искренне удивиться: «А что надо было сделать?»

В домашних условиях это не очень бросается в глаза, а вот в детском саду и школе такие дети часто получают замечания за то, что сделали не так или вообще ничего не сделали.

В классе учитель объясняет ученикам, что надо написать, к примеру, слово «Задача». Только учитель замолчал и тут же поднимается рука: «Что делать?» Учитель повторяет объяснение второй раз. Этому ребенку понятно. Но, даже не дав договорить учителю, раздается возглас: «А где писать?» Как Вы думаете, сколько раз учитель сможет объяснить одно и то же? Возможно, мог бы и много раз, но урок не резиновый и, кроме написания слова «Задача», есть еще много работы, которую надо успеть выполнить.

А что же делает тот ученик, который не получил ответ на свой вопрос, потому что это был уже 5-6 совершенно одинаковый вопрос? Естественно, пока он посмотрит в соседскую тетрадь, спросит у другого соседа и, наконец-то, соберется писать, дети уже закончат решать эту задачу. Всем понятно, что такой ученик хорошо учиться сможет наврядли. А вот замечания будет получать с завидной регулярностью.

Почему так происходит, ведь ребенок слышит хорошо?

Оказывается, кроме громкой речи, у каждого человека есть еще и внутренняя речь, иногда мы называем ее внутренний голос. Когда мы получаем инструкцию, то этот голос диктует нам каждое действие, которое надо сделать, и тогда мы выполняем работу без проблем. У детей часто бывает по-другому. Пока ребенок слышит инструкцию, ему все понятно. Но как только голос замолчал, у ребенка в голове воцарилась тишина. Его внутренний голос повторить ничего не может или только какую-то часть инструкции. Вот и сидит ребенок, не знает, что ему делать.

Даже если Ваш ребенок очень хорошо подготовлен к школе , все умеет и все знает, это не является показателем сформированности внутренней речи. Когда у ребенка внутренняя речь развита хорошо, он может все действия делать молча. А вот если ребенок все свои действия говорит вслух, если все его мысли у него на языке, значит, внутренняя речь еще не развита. Что очень сильно затруднит его работу в школе.

Формирование внутренней речи – это очень длительный процесс, который зависит от многих составляющих. И по мановению волшебной палочки или приказу родителей она не сформируется. В то же время, при подготовке к школе стоит обратить особое внимание на этот вопрос.

Вспомните, как разговаривает маленький ребенок – всегда все произносит вслух. И даже шепотом ребенок начинает говорить где-то после 4 лет. Когда , он обязательно озвучивает все свои действия, называет игрушки, повторяет слова, как бы уточняя их.

По мнению психологов, в первые годы жизни, в мозге ребенка устанавливаются связи между звуком и мышечным ощущением, необходимым для произношения звука. В процессе развития речи, роль мышечных ощущений уменьшается и появляется шепотная речь, а затем она переходит во внутреннюю речь, т.е. произношение слова без внешнего движения артикуляционного аппарата.

Внутренняя речь является для ребенка более трудным процессом, но крайне необходимым. Вы обращали внимание, что выполняя трудную работу, ребенок начинает проговаривать вслух. Так он помогает сам себе справиться с трудной задачей.

Кстати, и взрослые делают так же. Вспомните, как Вы выполняете новое для себя дело? Читаете инструкцию и каждый этап проговариваете вслух или шепотом. Особенно хорошо это заметно, если человек устал или делает непривычное для себя дело. Оказывается, и для взрослых внутренняя речь более трудная, чем внешняя.

Но как же влияет внутренняя речь на обучение ребенка?

Оказывается, внутренняя речь имеет очень большое значение в жизни и в обучении ребенка. Вот, к примеру, Вы сказали ребенку: «Возьми книгу и положи ее на полку». Ребенок мысленно повторяет Ваши слова и понимает, что ему надо сделать. Он теперь сам себе дает команды. Некоторые дети это проделывают вслух, что тоже допустимо в младшем школьном возрасте.

Но если внутренняя речь не развита, то команды ребенок дать себе не может, он просто не знает, что ему делать. И поэтому ребенок или сразу спрашивает: «Что сделать» или просто не выполняет Ваше указание. И не делает он его не из вредности, не по незнанию, а потому, что у него нет внутреннего командира, который дает команды. Пока ребенок маленький, это не очень заметно, тем более, что в дошкольном возрасте внутренняя речь только начинает формироваться.

А вот когда такой ребенок приходит в школу, то тут начинаются Учитель говорит, что надо сделать, а ребенок не выполняет или по нескольку раз переспрашивает, что делать. И, конечно, постоянно получает замечания. А родители очень часто слышат, что ребенок не слушает, не внимателен на уроках, плохо работает. И не догадываются многие, что виной всему не невнимательность, а неразвитая внутренняя речь , которая не позволяет ребенку услышать и правильно выполнить инструкцию.

Хотите проверить, как ребенок слышит Вас? Скажите ему какую-нибудь инструкцию из 2-3 этапов и попросите повторить: Повтори, что я тебе сказала? Если Ваш малыш все повторил правильно, прекрасно. А если нет, то не стоит отчаиваться и ругать ребенка. Надо просто уделить больше внимания . Об этом пойдет речь в следующей статье.

На этом этапе действие очень быстро приобретает автоматическое течение, становится недоступным самонаблюдению (Талызина Н.Ф., 1998).

С этого момента, начинается последний, пятый этап формирования умственного действия; его дальнейшие изменения наступают немедленно. Если в речи, обращенной к другому (или к самому себе как другому), сохранение полной речевой формулы совершенно обязательно, то на этом этапе, где такого обращения уже нет, сокращается сама речевая формула. От нее в сознании остаются ничтожные и притом непостоянные обрывки. Речь внешняя начинает превращаться во внутреннюю речь. Исследование внутренней речи как последнего этапа и заключительной формы умственного действия (Гальперин, 1957) приводит к выводу, что причудливые речевые фрагменты, имеющие столь своеобразный вид, составляют не саму внутреннюю речь, а лишь остатки «внешней речи про себя» или частичное возвращение к ней.

Характерно, что эти фрагменты появляются там, где нужно задержать стереотипное и быстрое течение речевого процесса и снова выделить некую часть действия для его сознательного приспособления к индивидуальным обстоятельствам. Что же касается внутренней речи в собственном смысле, то ее характеризует не фрагментарность словесного компонента, а то обстоятельство, что она течет автоматически и в основном за пределами самонаблюдения.

Так предметное действие, отразившись в разных формах внешней речи, в конце концов становится актом внутренней речи.

Таким образом, порядок формирования идеальных действий возвращает нас к формуле Маркса: «Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». Теперь, изучая процесс этого «пересаживания и преобразования», мы начинаем конкретно представлять себе его психологическое содержание. Каждый этап означает отдельную форму отражения - объекта действия и его самого каждое обобщение, каждое сокращение, каждая новая степень освоения означают дальнейшие изменения внутри каждой из этих форм. Пройденные ступени не отпадают, но в снятом виде образуют восходящую систему, стоящую позади наличного действия и составляющую основную часть его психологического содержания.

Поэтапное формирование идеальных, в частности умственных, действий является ключом не только к пониманию психических явлений, но и к практическому овладению ими. Воспитание требуемой формы действия в заданных условиях составляет для нас в сущности, единственное средство анализа и доказательства его природы. Но, очевидно, такое познание явления означает вместе с тем и овладение им.

Характеристики действия

Каждое действие характеризуется определенным набором параметров, которые являются относительно независимыми и могут встречаться в разных сочетаниях. К числу независимых характеристик (параметров) действия относятся: форма, обобщенность, развернутость и освоенность (автоматизированность, быстрота и др.)

а) Различают четыре основные формы действия: материальную (материализованную), перцептивную, внешнеречевую и умственную. Действие в процессе своего формирования претерпевает несколько различных форм.

Материальное действие - это реальное преобразование объекта с целью установления его свойств. Материализованное действие осуществляется с помощью знаково-символических средств: схем, диаграмм, чертежей и др. Материализованная форма действия представляет собой самостоятельный объект усвоения.

Перцептивное действие - это идеальное преобразование реальных или знаково-символических объектов в плане восприятия.

Речевое действие может осуществляться как громкая речь или внешняя речь про себя, которые различаются по своей функции: сообщение чего-либо другому или себе.

Умственное действие - это действие во внутреннем плане, которое осуществляется без опоры на какие-либо внешние средства.

Критерием отнесения действия к той или иной форме служит как исполнительная, так и ориентировочная части действия. Так, например, у детей действие слежения за строчкой при чтении, перцептивное в своей исполнительной части, в начале его формирования носит материальный характер (используется линейка для слежения). По мере усвоения внешние опоры снимаются и действие становится идеальным (умственным).

б) Мера обобщенности действия -- степень выделения существенных для выполнения действия свойств предмета из других, несущественных.

Обобщение всегда идет лишь по тем свойствам предметов, которые вошли в состав ориентировочной основы действий, направленных на анализ этих предметов. Это означает, что управление обобщением познавательных действий и входящих в них знаний должно идти через построение деятельности обучаемых путем контроля за содержанием ориентировочной основы соответствующих действий, а не путем лишь обеспечения общности свойств в предъявляемых объектах. Случаи, когда обобщение идет по общим, но несущественным признакам, объясняются следующим образом.

При школьном обучении ученику в лучшем случае задается состав признаков, на которые следует ориентироваться (через определение), но не всегда обеспечивается ориентировка на них в процессе деятельности. Поэтому эти признаки не всегда входят в состав ориентировочной основы. Учащиеся конструируют сами ориентировочную основу, включая в нее, прежде всего, те характеристики предмета, которые лежат на поверхности. Вследствие этого обобщение идет не по признакам определения, а по случайным, несущественным. Наоборот, как только система необходимых и достаточных признаков вводится в состав ориентировочной основы действия и обеспечивается систематическая ориентировка на них и только на них при выполнении всех предлагаемых заданий, обобщение идет по данной системе свойств.

  • в) Мера развернутости действия -- полнота представленности в нем всех, первоначально включенных в действие операций. Развернутость действия показывает, все ли операции, первоначально входившие в состав действия, выполняются человеком. По мере формирования действия состав выполняемых операций уменьшается, действие становится свернутым, сокращенным. Происходит свертывание умственных действий. На определенном этапе развития умственной деятельности часть знаний и умственных операций приобретает особую форму существования: они "имеются в виду", учитываются в процессе мышления, но не актуализируются.
  • г) Мера самостоятельности -- объем помощи, которую оказывает учащемуся преподаватель в ходе совместно-разделенной деятельности по формированию действия;
  • д) Мера освоения действия -- включает такие характеристики, как легкость выполнения, степень автоматизированности и быстрота выполнения. В начале выполнения действие идет с осознанием каждой операции, медленно, но постепенно действие автоматизируется и темп его выполнения увеличивается..

Иногда выделяются также вторичные качества действия -- разумность, сознательность, прочность, мера абстракции. Разумность действия является следствием его обобщенности и развернутости на первых стадиях выполнения; сознательность зависит от полноты усвоения в громкоречевой форме; прочность определяется мерой освоения и количеством повторений; мера абстракции (способность выполнять действие в отрыве от чувственно-наглядного материала) требует как можно большего разнообразия конкретных примеров, на которых отрабатываются исходные формы действия. Полноценное формирование действия требует последовательного прохождения всех шести этапов, два из которых являются предварительными и четыре -- основными.

Внутренняя речь является необходимым этапом подготовки к внешней, развернутой речи.
Внутренняя речь (речь "про себя") - это речь, лишенная звукового
оформления и протекающая с использованием языковых значений, но вне
коммуникативной функции; внутреннее проговаривание. Внутренняя речь - это речь,
не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления
конкретного человека. Она отличается по своей структуре свернутостью,
отсутствием второстепенных членов предложения. Внутренняя речь может
характеризоваться предикативностью.
Предикативность - характеристика внутренней речи, выражающаяся в
отсутствии в ней слов, представляющих субъект (подлежащее) , и присутствии
только слов, относящихся к предикату (сказуемому.
Формирование и структура внутренней речи
Известно, что внутренняя речь возникает у ребенка в тот момент, когда он
начинает испытывать определенные затруднения, когда возникает необходимость
решить ту или другую интеллектуальную задачу. Известно далее, что эта
внутренняя речь появляется относительно поздно из ранее развернутой внешней
речи, на первых этапах обращенной к собеседнику, а на дальнейших этапах
обращенной к самому себе. Формирование внутренней речи претерпевает ряд
этапов; она возникает путем перехода внешней речи сначала во фрагментарную
внешнюю, затем в шепотную речь и лишь после этого, наконец, становится речью
для себя, приобретая свернутый характер.
Известно, что по своему морфологическому строению внутренняя речь резко
отличается от внешней: она имеет свернутый, аморфныйхарактер, а по своей
функциональной характеристике является прежде всего предикативным
образованием. Предикативный характер внутренней речи и является основой для
перевода исходного "замысла" в будущее развернутое, синтагматически
построенное речевое высказывание. Внутренняя речь включает в свой состав лишь
отдельные слова и их потенциальные связи. Так, если во внутренней речи есть
слово "купить", то это означает, что одновременно во внутреннюю речь включены
все "валентности" этого слова: "купить что-то", "купить у кого-то" и т. д. ;
если во внутренней речи фигурирует предикат "одолжить", это означает, что у
этого предиката сохраняются и все свойственные ему связи (одолжить "у кого-
то", "что-то", "кому-то" и "на какое-то время"). Именно эта сохранность
потенциальных связей элементов или "узлов" первичной семантической записи,
имеющихся во внутренней речи, и служит основой развернутого речевого
высказывания, которое формируется на ее основе. Следовательно, свернутая
внутренняя речь сохраняет возможность вновь развертываться и превращаться в
синтагматически организованную внешнюю речь.
При некоторых мозговых поражениях внутренняя речь страдает, и те
потенциальные лексические функции, которые связаны с входящими в нее
фрагментами, распадаются. Тогда исходный замысел не может перейти в плавное,
синтаксически организованное, развернутое речевое высказывание, и возникает
"динамическая афазия". Больной, легко повторяющий предъявленные ему слова,
вместо развернутого связного высказывания ограничивается называнием отдельных
слов. Об этом нарушении, которое носит название "телеграфного стиля", мы еще
будем говорить особо.