Беседа насекомые цель. Беседа о насекомых подготовительная группа

Задачи:

— формировать знания о защите от насекомых;

— сознательное отношение к собственному здоровью;

— развивать внимание, память, речь.

Вопросы

♦ Что было бы, если бы люди, животные и растения не защищались от насекомых?

Насекомые могут уничтожить все запаси пищи на Земле за несколько месяцев. Человечество вымерло бы, если бы не научилось побеждать болезни, которые распространяются насекомыми (тиф, чума — распространяются блохами и вшами; малярия — малярийным комаром; очень опасны лесные клещи; мухи — переносчики кишечных инфекций; укусы пчел, ос и других насекомых вызывают аллергию).

♦ Как вы защищаетесь от насекомых? Что делают ваши родители дома и на даче?

Необходимо запомнить некоторые правила защиты от насекомых:

— на открытой местности, где много комаров, можно спать под специальной москитной сеткой. В квартирах и домах можно поставить такие сетки на окна. На прогулку надеть длинные брюки и рубашку с длинными рукавами. Кисти рук, лицо и другие открытые участки тела нужно намазать или побрызгать репеллентом — средством, отпугивающим комаров;

— в огороде или в саду случайно можно потревожить ос, шершней, муравьев. Если такое случится, они могут больно ужалить или укусить. Поэтому жилища насекомых лучше не трогать;

— духи, одеколон, лак для волос и другая парфюмерия привлекают насекомых. Если такой запах исходит от тебя или находящегося рядом взрослого, вокруг обязательно будут насекомые;

— следует быть внимательным, когда бегаешь босиком там, где много насекомых. Они могут больно ужалить в ногу;

— не надо гоняться за кусачим насекомым, если не уверен, что удастся убить его. Часто бывает разумнее оставить осу или, например, шершня в покое. Если их не тревожить, то и они, вероятнее всего, не тронут;

— нельзя ходить в открытой одежде в лес, когда там много клещей. Необходимо защитить все тело так, чтобы клещ не смог укусить и присосаться;

— нельзя расчесывать укушенное насекомым место, потому что в ранку может попасть инфекция;

— нужно закрывать продукты питания от мух, которые являются причиной желудочно-кишечных заболеваний.

Елена Хоруженко
НОД «Беседа о насекомых»

ЦЕЛЬ : дать знания о правилах поведения при встрече с разными насекомыми , формировать представления о разнообразных насекомых .

ОБОРУДОВАНИЕ : картинки с изображением разных насекомых , картинки с изображением среды обитания этих насекомых , рабочая тетрадь.

Беседу можно провести в виде игры-путешествия на экологическую тропу : «Познакомимся с нашими соседями» , работа с заданиями в рабочей тетради.

Вопросы к детям :

Каких насекомых вы знаете ? Когда появляются насекомые ? Где живут насекомые ? Чем отличаются насекомые от птиц ? Что случится, если не будет насекомых ?

Игра «Кто, где живет?»

Дети делятся на две группы. Одни держат картинки с изображением среды обитания насекомых , другие – картинки с изображением насекомых . По сигналу : «В дома!» каждое насекомое должно «залететь» в свой «дом» .

Игра «Отгадай, какое это насекомое » .

ЦЕЛЬ : описать характерные особенности задуманного насекомого .

ЗАГАДКИ :

«Не птица, а с крыльями. «Самого не видно,

Над цветами летает, а песню слышно». (Комар.)

Медок собирает». (Пчела.)

«Я работа в артели у корней лохматой ели.

По буграм тащу бревно – больше плотника оно». (Муравей.)

«На поляне, возле елок,

Дом построен из иголок,

За травой не виден он,

А жильцов в нем миллион». (Муравейник.)

«Модница крылатая, платье полосатое,

Ростом хоть и кроха, укусит –

Будет плохо». (Оса.)

«Не зверь, не птица – нос как спица» . (Комар.)

«Кто над нами вверх ногами?» (Мухи на потолке.)

ПОГОВОРКА.

«Одна пчела много меда не наносит» .

«Муравьишко»

«Муравьишко на лугу бревна тащит на весу,

Я бегу к нему скорей : «Дай тебе я помогу!»

Отвечает муравей : «Тяжело, но сам снесу!»

«Муравью нельзя лениться, Как увидишь, что спешит

Муравей живет трудом : Он своей дорогой,

И жучка, и гусеницу тащит Ты его не обижай,

В свой подземный дом. Ты его не трогай!»

НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ :

Перед дождем муравьи прячутся в муравейник и закупоривают все входы в него.

Комара нет – овса и трав не будет.

Когда появляются комары – пора сеять рожь.

НА ЗАМЕТКУ ВОСПИТАТЕЛЯМ.

На нашей планете живут два миллиона видов насекомых , более чем всех остальных животных, да и растений, вместе взятых. Они обитают в почве, на земле, в воде, в воздухе – везде. Есть насекомые большие (бабочки, жуки) и маленькие. Самый главный орган чувств у насекомых – усы . Они очень разнообразные. У комара-звонца они мохнатые,

у мухи усики короткие и со вздутиями, словно пилочка, усы у жука-щелкуна, как гребеночка. И все это предназначено для определенной цели.

Рот у насекомых тоже у всех разный и зависит от их питания. У бабочки, любительницы нектара, длинный хоботок. Комар-кусака своим хоботком прокалывает кожу слона. Такие же острые хоботки у всех кровососущих насекомых (мошек, слепней, москитов и др.) У домовой мухи на голове втягивающий хоботок.

Насекомые плохо видят , а у некоторых и вовсе нет глаз. Зато глаза стрекозы занимают почти всю голову, и каждый глаз состоит из величайшего множества глазков.

Крылья у летающих насекомых очень крепкие . Тонкий и нудный писк летающего комара – это пение крыльев, работающих с огромной быстротой.

Малышей привлекает все живое, движущееся, они хотят познать мир. Дети часто берут в руки разных насекомых , не зная о том, что могут их погубить, но в то же время могут и сами пострадать от их укусов. Задача педагогов – познакомить детей с окружающими их насекомыми и правилами поведения при встрече с ними.

МУРАВЬИ живут не только в муравейниках, но и в стволах деревьев, под землей, в стеблях цветов. Муравьиная куча – это лишь верхняя часть муравейника. Главная его часть уходит глубоко под землю. Человеку муравьи – друзья : они спасают лес. Там, где как сторожевые башни высятся муравейники, лес здоровый, чистый. Муравей при укусе выделяет кислоту (муравьиную, которая сильно обжигает.

Первые ШМЕЛИ появляются рано весной. Когда зацветают ивы, шмели обязательно окажутся на их сережках, так как цветущие ивы дают богатую дань сладкого нектара, очень необходимого насекомым в то время , когда еще нет других цветов. Шмели строят гнезда в земле в старых мышиных или кротовых норах или других углублениях. Шмели – прекрасные опылители растений, особенно клевера.

ОСЫ Острое жало – их грозное оружие, спрятано в конце брюшка. Держатся осы все вместе. Обыкновенные осы строят свои гнезда на чердаках, на ветвях деревьев и кустов, в дуплах. Эти гнезда похожи на большие шары из серого картона. Оса медленно ползает по сухому бревну – скребет челюстями, а потом комочек соскобленной древесины смешивает со слюной. Осы любят сладкое, но вообще они хищники, прекрасно ловят мух, слепней.

ПЧЕЛЫ – труженики. Одна пчела посещает за рабочий день до 7 тысяч цветков. У пчелы свои способы общения : особым танцем-кружением – пчела-разведчица сообщает о том, где можно собрать много пыльцы. Определенный смысл имеет у пчел и жужжание. Над его разгадкой сейчас работают ученые. Укус пчелы очень болезнен. Пчелиные продукты – воск, мед, прополис, пчелиный яд – это лекарства от болезней.

КОМАРЫ при укусе в ранку пускают слюну, от которой сильный зуд, а после укуса малярийного комара вместе со слюной в кровь могут попасть и возбудители тяжелой болезни – малярии. Личинки комаров живут в воде : в лужах, прудах, даже в следах от сапог людей или копыт животных, наполненных водой. В лесу для защиты от комаров надевают накомарники или используют мази, отпугивающие насекомых .

КОМНАТНАЯ МУХА распространена повсюду. Личинки мух живут в толще гниющих остатков. Обычно они заселяют пищевые отходы в контейнерах для мусора, в помойках, на мусорных свалках. Личинки мух могут развиваться в пищевых отходах в квартире (на дне помойных ведер) . Комнатные мухи распространяют возбудителей различных заболеваний, главным образом кишечные и глазные инфекции, а также вирус такого тяжелого заболевания, как полиомиелит. Пищу комнатные мухи находят по запаху.

Правила поведения при встрече с насекомыми .

Если увидели осиное гнездо, понаблюдайте за его обитателями издалека, ни в коем случае не трогайте его, иначе осы вылетят и будут жалить куда попало. Около их жала есть еще ядовитые железы, поэтому ужаленное место сильно распухает. А мелких животных осы могут зажалить до смерти.

Если около вас летает пчела, старайтесь быть спокойными, не машите руками, перейдите в другое место. Не спешите губить пчелу, если она вас вдруг ужалит, так как химическое соединение из тельца убитого насекомого , попадая в воздух, приводит всех находящихся поблизости сородичей в очень агрессивное состояние : пчелы в таком случае жалят все живое на своем пути. Если осталось жало пчелы при укусе, то его надо удалить, ужаленное место протереть содовым раствором.

Встретив на пути муравьев, не трогайте их. Понаблюдайте, что они тащат по дорожке к муравейнику. Каков размер, окраска муравья? Наблюдая за муравьями, можно понять, какие удивительные существа эти маленькие муравьишки. Не будешь им мешать, они тебя не укусят.

Массовое нападение комаров на человека может вызвать тяжелое отравление и даже смерть. Поэтому от комаров надо защищаться, используя мази, отпугивающие насекомых . Наибольшее количество комаров летает в вечерние часы, после захода солнца, или утром, после его восхода. Днем комары сидят в густой растительности, дуплах деревьев, трещинках и в других убежищах. Но в лесу комары нападают в течение всего дня.

Чтобы избавиться от мух, нельзя оставлять гниющие продукты и нечистоты, которые пригодны для развития личинок мух, надо соблюдать санитарные правила, касающиеся поддержания чистоты в помещениях и на всей территории.

Цель урока:

— познакомить учащихся с признаками насекомых.

Задачи урока:

Сформировать у детей общее представление о насекомых, их отличительных признаках;

— использовать дифференциацию и индивидуализацию обучения;

— воспитывать бережное отношение к окружающей природе;

— развивать творческое воображение учащихся.

Оборудование:

Интерактивная доска, мультимедийная презентация «Насекомые», картинки с изображением насекомых: пчела, бабочка, жук, кузнечик, стрекоза, божья коровка; шесть кружков коричневого цвета, пять зеленых, пять синих; наборы для аппликации (круг из бумаги черного цвета, два полукруга из бумаги красного и белого цветов, шесть маленьких кружков черного цвета, лист зеленого картона, ножницы, клей, цветная бумага, фломастер черного цвета).

План урока:

  1. Организационный момент (1 мин)
  2. Вступительная беседа (4-5 мин). «Вхождение» в тему урока.
  3. Раскрытие темы урока. (10-12 мин)
  4. Работа с учебником (7-8 мин)
  5. Выполнение аппликации (8-10 мин)
  6. Итог урока (2 мин)

На проведение физкультминуток отводится 2-3 минуты в течение урока.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

Ребята, здравствуйте! Тихонько садитесь на свои места.

2. Вступительная беседа.

— Дорогие ребята, какое сейчас время года (осень), а совсем недавно было … (ответы детей — лето). (СЛАЙД 1) Представьте, что сейчас лето. Светит яркое солнышко. И мы с вами оказались на зеленой лужайке. Именно сюда нас пригласил Муравьишка Вопросик. Здесь живут его друзья.

— Но кто же они? Догадайтесь!

— В эту пору здесь очень весело. Как много пчел летает возле цветущих трав (СЛАЙД 2). Пахнет медом. Над цветами летают бабочки (СЛАЙД 3), гудят шмели (СЛАЙД 4), жуки (СЛАЙД 5), а в траве стрекочут кузнечики (СЛАЙД 6).

Кто может назвать друзей Муравьишки Вопросика? (Ответы детей — пчелы, бабочки, шмели, жуки, кузнечики, стрекозы.)

— Каким же словом мы можем их назвать? (Насекомые.)

— Кто догадался, о чем же мы сегодня будем говорить на уроке? (О насекомых.)

— Как по-другому мы можем назвать Муравьишку? (Насекомое.)

— Отгадайте загадку. О каком из насекомых здесь говорится?

Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет.

(Бабочка)

Давайте представим, что мы с вами красивые бабочки (дети встают).

Физкультминутка.

Спал цветок, (дети присели))

И вдруг проснулся! (поднялись, потянулись)

Больше спать не захотел! (покачали головой)

Улыбнулся, встрепенулся, (помахали ручками)

Взвился вверх и улетел! (покружились и тихонько сели на свои места)

3. Раскрытие темы урока.

Существует более миллиона насекомых. Они живут повсюду, за исключением морских глубин. У многих из них шесть ног, пара усиков, одна или две пары крыльев и тело, состоящее из трех частей. Самый главный орган чувств насекомых – это усы, у кого-то они мохнатые, у кого-то совсем коротенькие, а у кого-то тоненькие как ниточка! (СЛАЙД 7) Длинные усики помогают насекомым вокруг себя ощупывать предметы. Рот у насекомых тоже у всех разный и зависит от пищи, которой они питаются. У бабочки, которая любит полакомиться сладеньким нектаром, — длинный хоботок. Очень острые и зазубренные челюсти у жука. (СЛАЙД 8) Многие насекомые плохо видят, а у некоторых и вовсе нет глаз. Зато глаза стрекозы занимают почти всю голову, и каждый глаз состоит из огромного множества глазков, каждый из которых может дать свое изображение. Во все стороны смотрит стрекоза и, не поворачивая головы, хватает добычу своими длинными лапками! (СЛАЙДЫ 9, 10) Как вы думаете, можно ли убивать насекомых (Нет). Почему? (Все в природе взаимосвязано, если люди уничтожат насекомых, погибнут птицы, которые ими питаются, не будет птиц, значит – не будет и животных)

4. Работа с учебником. (с.20)

Откройте свои учебники на странице 20.

Дети находят у бабочки голову, грудь, брюшко, усики, глаза, хоботок, с помощью которого бабочка пьет нектар. На груди у бабочки крылья и ноги.

— Сколько крыльев у бабочки? (Четыре)

— Сколько мы видим? (Два) Почему?

— Сколько ног у бабочки? (Шесть)

— Какие насекомые прилетели к бабочке? (Стрекоза, божья коровка)

Учитель вывешивает на доску соответствующие картины. Дети рассматривают стрекозу и божью коровку, находят у них те же части тела. У стрекозы и божьей коровки нет хоботка, вместо него — челюсти потому что эти насекомые питаются другой пищей.

— Сосчитайте количество ног у стрекозы и у божьей коровки. Что вы можете сказать? (Их по шесть)

— Обратите внимание на правую страницу (с.21). Каких насекомых вы видите?

— Сосчитайте ножки у насекомых.

ВЫВОД (дети делают самостоятельно): что у всех насекомых по 6 ног.

— Что объясняет Черепаха Муравьишке (с.20)? (У всех насекомых по шесть ног. Муравьишка считает ноги. Он – насекомое.)

— Так как же узнать, какое животное – насекомое, а какое –нет? (Ответы детей: Нужно сосчитать его ножки)

Межпредметная связь с уроком математики:

— Сколько пар туфелек принес Муравьишка Бабочке? (Ответы детей: три) Почему? (Ответы детей: Бабочка –насекомое. У нее шесть ног или три пары ног, в одной паре две туфельки. В двух – четыре, а в трех – шесть туфелек. Значит на шесть ножек надо шесть туфелек).

— Найдите рисунок вверху левой страницы. Назовите животных, которые не являются насекомыми. (Сороконожка, рак, паук.)

— Почему? (Ответы детей: потому что у них не по шесть ножек)

— Кто знает, как называется это насекомое? (Учитель показывает рисунок богомола в учебнике). И обращает внимание на доску (СЛАЙД 11)

— Сейчас я вам расскажу об этом интересном насекомом

Богомол обычно стоит на четырёх из шести лап, а передние держит сложенными впереди, как будто молится. Но не дайте себя обмануть! На самом деле этот хищник поджидает в засаде насекомых, чтобы с быстротой молнии схватить неосторожную жертву. Богомол - насекомое юга, многие из вас его встречали. Представляете, древние греки богомола в средние века его считали предсказателем погоды или вестником весны.

А хотите побольше узнать о самом главном нашем друге – Муравьшке? (СЛАЙД 12)

Муравьи относятся к классу насекомых, которых на земле насчитывается около 1 млн. видов (это половина всех видов животных на земле). У этих насекомых общество подобно человеческому, со своими царями, рабами, рабочими и солдатами. Посадите муравья в банку, и он вскоре погибнет, несмотря на обильную пищу, а в муравейнике тот же муравей может прожить до двух лет. Каждый муравей выполняет в семье определённую функцию. Потревоженный муравей принимает оборонительную позу и выстреливает из железы вещество тревоги. Почувствовав его запах, то же делают другие муравьи.
Известны семьи рыжих лесных муравьёв, которые оставались на одном месте свыше 100 лет, тогда как одна самка живёт в среднем около 10 лет. Вот что даёт этим насекомым жизнь в обществе или семье. Есть очень много разных видов муравьёв.

Ребята, а как вы думаете, пауки являются насекомыми? (Нет) Это особая группа – паукообразные. У них в отличие от насекомых восемь ножек и нет крыльев. На брюшке у пауков есть железки, из которых выделяется жидкость, которая на воздухе застывает в виде ниточки – паутинки.

— Каких животных можно назвать насекомыми? (У которых 6 ног).

IV. Игра «Узнай насекомое» (Дети встают со своих мест и звуками изображают насекомых)

Не зверь, не птица,

Нос, как спица;

Летит – кричит;

Сядет- молчит;

Кто его убьет-

Свою кровь прольет. (Комар) (СЛАЙД 13)

Кто над нами

Вверх ногами

Ходит – не страшится,

Упасть не боится? (Муха)(СЛАЙД 14)

Где сладко, там она кружит,

Как пчела.

Она жалит и жужжит,

Как пчела.

И попадается в компот, как пчела.

Вот только меду не дает

Как пчела. (Оса) (СЛАЙД 15)

А сейчас прикройте название кружочками и назовите насекомых еще раз.

Дети работают по учебнику (с.21)

— Рассмотрите рисунок ниже. Каких насекомых вы узнали? (Кузнечик, шмель.)

— Мудрая Черепаха предлагает раскрасить рисунок. Какой цвет нужно выбрать для кузнечика?

— А для шмеля?

— Прочитайте вопрос Мудрой Черепахи. Почему кузнечик зеленый, а шмель пестрый?

— Кузнечику помогает зеленая окраска спрятаться от врагов. Ему очень трудно себя защищать, поэтому он прячется. Шмель имеет жало, он не боится врагов. Своей пестрой окраской, он старается предупредить в том, чтобы к нему не прикасались, иначе он может ужалить.

Дети раскрашивают рисунок.

Физкультминутка.

Утром стрекоза проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз — росой она умылась,

Два изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – полетела.

У реки остановилась,

Над водою закружилась.

  1. Выполнение аппликации

А мы с вами сегодня сделаем своими руками одно очень красивое насекомое, которое называется – божья коровка. (СЛАЙД 16) Этого почти круглого жучка с красными или оранжевыми надкрыльями и черными точками зовут в украинских селах солнышком. Маленький, как будто безобидный жучок, который медленно ползает по листьям и стволам деревьев, привлекая внимание своей яркой окраской. Природа не зря наградила его такой броской внешностью. Это предостерегающий знак для птиц, чтоб им не вздумалось полакомиться жучком. Если на него надавить, он тут же выделяет из «коленок» капельки желтой жидкости, ядовитой и с неприятным запахом. Если молодая птица по неопытности и возьмет жучка в рот, удовольствия ей это не доставит и в следующий раз она будет осмотрительней. Выделяющуюся из ножек жидкость в народе прозвали молочком. И естественно, что жучка начали величать коровкой.
Всего на земле более 2 тысяч видов божьих коровок.

  1. Итак, возьмите лист зеленого картона. Переверните его цветной стороной вниз. Обведите по шаблону контуры листочка. Вырежьте.
  2. Наклейте в середине листочка круг черного цвета.
  3. Наклейте два полуовала белого цвета, разведите их немного в стороны.
  4. Сверху на белые полуовалы приклейте красные, тоже разведите их немного в стороны.
  5. На крылышки приклейте маленькие кружочки черного цвета.
  6. Фломастером дорисуйте лапки. Кто из вас помнит, сколько их должно быть (6), голову и усики.

6. Итог урока.

Ребята, ответьте на вопрос, кто такие насекомые? (Это животные, у которых шесть ног) Какие у них есть еще отличительные особенности? (У них есть еще крылья, усики). Приведите примеры насекомых.

Вы сегодня очень хорошо работали, молодцы!

Возрастная группа: подготовительная к школе

Цель : Овладение элементарными представлениями о живой природе.

Программное содержание

Образовательные задачи: учить узнавать насекомых по описанию систематизировать знания детей о насекомых.

Развивающие : развивать логику, мышление, внимание.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Предварительная работа: чтение произведений о насекомых, рассматривание иллюстраций, энциклопедий, загадывание загадок, собирание разрезных картинок на тему, проведение бесед «Кто такие насекомые?», «Вред или пользу приносят насекомые?»

Словарная работа: шестиногие, водомерка, насечка.

Материалы и оборудование: загадки про насекомых, презентация — «Насекомые», фитболы по количеству детей, посылка с письмом и играми «Что лишнее?», «Сложи картинку», «Отгадай насекомое».

Ход деятельности:

Воспитатель. Ребята, сегодня утром почтальон принес посылку к нам в детский сад. Она адресована вам. Давайте посмотрим, что в ней? (Открывает и достает диск.) Интересно, кто нам его прислал и что на нем? А вот и письмо. Оно из леса от нашего знакомого дедушки — Ау. Я вам его прочитаю, хотите?

«Здравствуйте, дорогие ребята! Как и обещал, отправляю вам фильм о лесных жителях. Чтобы узнать о ком он, надо отгадать загадки, которые я вам посылаю. А еще я дарю вам игры, очень надеюсь, что они вам понравятся». Вот загадки дедушки Ау.

В ярком платье модница - погулять охотница,

От цветка к цветку летает, утомится - отдыхает.

Кто его убьет, тот свою кровь прольет.

Сок из цветов она берет

И в сотах копит сладкий мед

На лугу живет скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь.

(Кузнечик)

Точка, точка, два крючочка —

Это лапки у жука.

Справа — точка, слева- точка.

В черных крапинках бока.

(Божья коровка)

Ребята, как можно назвать одним словом бабочку, кузнечика, комара, божью коровку и пчелу? (Насекомые)

Насекомые самая многочисленная группа животных. Слово «насекомые» происходит от слова «насечка», «насекать». Если внимательно рассмотреть брюшко бабочки или жука, то можно увидеть на нем поперечные полоски, словно брюшко насечено. Как вы думаете, почему насекомых называют «шестиногими»? (Потому что у них шесть ног.) Значит фильм, который нам прислал дедушка Ау, о насекомых. Давайте его посмотрим.

Первый слайд -«Пчела»

Маленькая собачка
Не лает, не бает,
А больно кусает.
(Пчела)

Второй слайд - «Муравьи» Народ рабочий
Весь день хлопочет,
Возле пня дом строит.
Вот так дом - в тысячу окон!
(Муравьи и муравейник)

Третий слайд - «Комар»

Не зверь, не птица,
Нос, как спица.
Там, где садится,
Может кровь пролиться.
(Комар)

Четвертый слайд - «Бабочка»

Не птичка, а с крыльями:
Над цветами летает,
Нектар собирает.
(Бабочка)

Пятый слайд - «Кузнечик»

Имя взял у кузнеца,
Цвет - у огурца.
(Кузнечик)

Шестой слайд - «Жук»

Черен, да не ворон,
Рогат, а не бык,
Летает, а не птица.
(Жук)

Седьмой слайд - «Муха»

Кто над нами вверх ногами
Ходит — не страшится,
Упасть не боится,
Целый день летает,
Всем надоедает?
(Муха)

Восьмой слайд - «Божья коровка»

Какая коровка, скажите, пока
Еще никому не дала молока?
(Божья коровка)

Девятый слайд — «Стрекоза»

Целый день она стрекочет
И молчать она не хочет:
Все расскажет, все обсудит,
Всех рассердит, всех разбудит.
(Стрекоза)

Физминутка с использованием фитболов

Ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть. Все взяли фитболы, я буду задавать вопрос, а вы будете отвечать, если «да» — будете прыгать, если «нет»- будете просто сидеть. Готовы? Кузнечики - это насекомые? (Да)

Все насекомые питаются растениями? (Нет)

Все бабочки сначала бывают гусеницами (Да)

Бывают ночные бабочки? (Да)

У насекомых шесть ног? (Да)

Насекомых можно увидеть на улице зимой? (Нет)

Есть такой такое насекомое — жук олень? (Да)

Паук - это насекомое? (Нет)

Насекомые нужны на земле? (Да)

Положите фитболы и присядьте. Я загляну в посылку и вытащу следующую игру, которую нам прислал дедушка - Ау она называется «Что лишнее?». Я буду говорить слова, а вы должны выбрать лишнее слово и объяснить, почему оно лишнее.

Комар, муха, оса, пчела, волк. (Лишнее волк, потому что это животное, а все остальные — насекомые.)

Стрекоза, муха, аист, кузнечик, муравей. (Лишнее аист это птица)

Сверчок, оса, муравей, кукла, жук. (Лишнее кукла это игрушка)

Бабочка, пчела, щука, жук, комар. (Лишнее щука это рыба)

Следующая игра, которую прислал нам дедушка Ау, называется

«Сложи картинку» Ребята, я раздам вам каждому по конверту, в нем лежат разрезные картинки, чтобы узнать, что изображено на картинках, надо их сложить. Давайте заглянем в нашу посылку и посмотрим, какую еще игру прислал нам дедушка Ау. А следующая игра называется «Отгадай какое это насекомое?» Вы подойдете и выберете на столе одну карточку. Затем вы должны описать детям насекомое, которое изображено на вашей картинке. А дети должны отгадать.

1 ребенок. У этого насекомого длинное брюшко и большие глаза, оно очень прожорливое. «Стрекоза»

2 ребенок. Эти насекомые живут большими семьями. Они поднимают груз, который во много раз тяжелей их самих, дом у них похож на кучу. «Муравьи»

3 ребенок. У этого насекомого большие красивые крылья. Оно питается нектаром. «Бабочка»

4 ребенок. Это насекомое зеленого цвета, у него длинные задние ноги. Оно далеко прыгает. «Кузнечик»

5 ребенок. Это насекомое может ужалить, у него полосатое брюшко. Дом, в котором оно живет, называется - улей «Пчела»

6 ребенок. Это насекомое пищит и пьет кровь. «Комар»

7 ребенок. У этого насекомого длинные лапки, оно может бегать по воде и не тонет «Водомерка»

8 ребенок. Это насекомое строит свой дом из бумаги, оно жалит у него полосатое брюшко. «Оса»

Молодцы ребята! Вам понравились игры и фильм, который прислал дедушка Ау? (Да) Как вы считаете, что надо сделать? (Написать письмо дедушке Ау и поблагодарить его.) Мы это с вами обязательно сделаем.

Конспект НОД с детьми 6-7 лет «Эти удивительные существа – насекомые»

Цель: систематизировать представления детей о многообразии насекомых
Задачи:
Обучающие:
Уточнять и обобщать знания детей о насекомых: у всех насекомых есть общие черты, по которым мы выделяем их из всего животного мира, и есть различия в их внешнем виде и жизненных проявлениях, благодаря которым мы выделяем виды насекомых и различаем конкретных насекомых;
Закрепить умение детей составлять группы насекомых.
Развивающие:
Развивать у детей логическое мышление: учить сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к насекомым, бережное отношение к ним.
Оборудование и материалы: Демонстрационные картинки с изображением насекомых (среди них изображения различных представителей одного вида: жуков, муравьев, бабочек и др.); презентация «Рождение бабочки, ноутбук, проектор, экран; разрезные картинки с изображением бабочки, жука, муравья, пчелы; наглядное пособие, изображающее процесс развития бабочки. Раздаточный материал на каждого ребенка (схематичное изображение процесса развития бабочки поэтапно). Разноцветные обручи, разноцветные кружочки на столы, коробки для игры; конверт, аудиозапись «Звуки природы»
Предварительная работа: беседы с детьми «Такие разные насекомые». Организация в книжном уголке выставки иллюстраций с изображением насекомых и книг по тематике недели. Наблюдение на прогулке за насекомыми (особенности строения тела).

Содержание
1.Введение в тему занятия
В группы входит Буратино с конвертом в руках.
Буратино: - Здравствуйте, ребята, узнали меня? (Ответы детей)
Воспитатель: - Здравствуй, Буратино!
Буратино: - Недавно я гулял в лесу и увидел очень удивительной красоты поляну и встретил там удивительных существ – у них 6 ног, голова с усиками, грудь и брюшко. Они такие красивые: одни были коричневые, другие рыжеватые, а третьи по-темнее. Их было так много, что я их не успел сосчитать. Эти необычные букашки таскали какие-то соломинки, траву к себе на гору. Некоторые были с крыльями: такие разноцветные, красивые, и все садились на цветы. Я залюбовался и не сдержался, так рассмеялся, что все они разбежались и разлетелись. Я едва успел сфотографировать их и принес вам фотографии, но их увидел Артемон, когда они сушились, и играя разорвал их на несколько частей. Помогите мне, пожалуйста, собрать все фотографии и узнать, что же это за удивительные существа.
Воспитатель: - Буратино, конечно же наши ребята тебе помогут. Так, ребята? (Ответы детей) По этим фрагментам нужно собрать картину. И, как мне кажется, картина должна быть не одна. (Обращает внимание детей на обратную сторону фрагментов.) Посмотрите, у фрагментов обратная сторона разного цвета. Какие здесь цвета? (Дети рассматривают обратную сторону, называют цвета (красный, синий, желтый, зеленый)
2.Игра «Разрезные картинки»
Буратино: - Ребята, а Вы сможете собрать картины, ориентируясь на цвет обратной стороны? (Ответы детей) Какие Вы молодцы!
Воспитатель: - Пожалуйста, те ребята, у кого картинки с синей рубашкой, подойдите к столу, отмеченным синим кругом. Те, у кого с желтой рубашкой – к «желтому» столу и так далее, и попробуйте собрать картины.
Воспитатель: - Что изображено на этих фотографиях? (На собранных картинках изображены: бабочка, жук, муравей, пчела.)




Буратино: - Спасибо, ребята, вам большое. Без вашей помощи я бы не справился. Да, вот таких существ я видел, но кто же они?
Воспитатель: - Ребята, а как можно назвать одним словом всех тех, кто изображен на ваших картинках? (Ответы детей)
3.Беседа «Общие признаки насекомых»
Буратино: - Насекомые?! А как Вы это узнали?
Воспитатель: - Буратино, а как ребята догадались, что это насекомые, ты сейчас и узнаешь. Воспитатель предлагает перейти к доске, на которой прикреплены демонстрационные картинки с изображением насекомых. Выставляя картинки, воспитатель обращает внимание детей на разнообразие насекомых каждого вида.



H1]


Воспитатель: - Ребята и Буратино, а теперь внимательно посмотрите на картинки и скажите, какие общие признаки есть у всех насекомых? (Дети подводят итог: У всех насекомых 6 лапок, тело разделено на 3 части
Буратино: - Можно я, можно я! У всех есть усики.
После подведения итога, воспитатель вывешивает картинку с изображением паука и просит детей ответить на вопрос:
Воспитатель: - Как вы думаете, паук – это насекомое? (Дети проводят сравнительный анализ иллюстраций и приходят к выводу, что паук насекомым не является.)


4.Физкультминутка «Кузнечики»
Представьте, что мы все кузнечики.
Поднимайте плечики,
(дети поднимают плечи)
Прыгайте, кузнечики.
(дети прыгают)
Прыг-скок, прыг-скок.
(дети прыгают)
Сели, травушку покушали,
(дети остановились, сели).
Тишину послушали.
(дети сидят, слушают тишину)
Тише, тише, высоко,
Прыгай на носках легко.
(дети прыгают)
5.Игра «Четвертый лишний»
(Составление предложений с союзом «потому что»)
Воспитатель: - Посмотрите внимательно на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя, уберите ее и объясните – почему вы ее убрали?
На картинках изображены:
1.Бабочка, пчела, муравей, паук





2. Комар, бабочка, жук, муравей





3. Муравей, гусеница, саранча, бабочка





4. Стрекоза, кузнечик, божья коровка, бабочка





Буратино: - Ребята, а разве гусеница то же считается насекомым? (Дети высказывают свои предположения)
Воспитатель: - Предлагаю вам посмотреть на экран, где вы и Буратино узнаете, является ли гусеница насекомым или нет.
6.Рассказ воспитателя об этапах становления бабочки.
(Педагог включает презентацию «Появление бабочки» и комментирует под негромкую музыку.)
Воспитатель: - «Жила была очень красивая бабочка, она летала над цветочной поляной и когда стала взрослой – отложила под листочком яички. Вскоре из яичек появились личинки-гусеницы. Гусеницы так много едят, что увеличиваются в несколько раз. Гусеница сбрасывает с себя кожу и превращается в куколку, а из куколки - в прекрасную бабочку. Вот так интересно рождается бабочка».
Воспитатель: - Все мы очень любим бабочек, любуемся их красотой. Бабочки живут там, где тепло и есть для них пища. Питаются они цветочным нектаром, соками растений и фруктов. Названия некоторых бабочек связаны с тем, чем питаются их гусеницы. Гусеницы капустницы питаются капустными листьями, крапивницы – крапивой. Разные виды бабочек отличаются и по цвету, и по размеру. Крылатые, легкие красавицы все лето украшают поля и луга.
Буратино: - Теперь я знаю, что гусеница – насекомое, она – бабочка в детстве!
7.Дидактическая игра «Что сначала, что потом»
(Воспитатель предлагает детям сесть за столы парами.)
Воспитатель: - Перед вами на столах лежат картинки, на которых изображены этапы развития насекомых. Вам необходимо все эти этапы расположить в нужной последовательности: что было сначала, что потом.


После окончания игры, воспитатель предлагает проверить правильность выполнения задания друг у друга. После проведенного анализа ошибок детьми, воспитатель предлагает сравнить результаты своих работ с наглядным пособием на доске и проговорить вслух все этапы развития насекомого по цепочке:
1. Бабочка откладывает яйца
2. Из яичек вылупляются личинки-гусеницы
3. Гусеница превращается в куколку
4. Из куколки вылупляется бабочка


Воспитатель: - Ребята, представьте что было бы, если бы все насекомые на планете Земля погибли?
Вы когда-нибудь задумывались, почему большинство птиц являются перелетными, то есть они улетают от нас на зиму и возвращаются лишь весной? (Ответы детей)
Воспитатель: - Совершенно верно. Многие птицы питаются насекомыми и, если бы люди стали уничтожать вредных насекомых при помощи специальных ядовитых веществ, тогда от голода погибли бы и птицы. А птицы играют важную роль в природном равновесии.
(Необходимо детей подвести к выводу, что в природе не существует "бесполезных" или "вредных" растений, насекомых или животных. Все они выполняют свою работу, играют свою роль, зависят друг от друга.)
8. Релаксация. «Порхание бабочки»
(Звучит музыка "Звуки природы")
Воспитатель: - Закройте глаза и представьте себя насекомыми.
Представьте себе прекрасный летний день. Вы лежите на зеленом лугу. Вокруг все спокойно и тихо. Вам тепло и уютно, вы дышите легко и спокойно. Вообразите себе, что вы - легкие бабочки с большими и красивыми крыльями. Ваши ручки легкие-легкие - это крылья бабочки. И тело ваше стало тоже легкое-легкое, взмахнули крылышками и полетели. С каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше парите в воздухе. Легкий ветерок нежно гладит ваши крылышки. (Пауза - поглаживание детей). Гладит, нежно прикасается к. (имя). Вам хорошо и приятно. Но вот пришло время возвращаться домой. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь друг другу.
А теперь все закройте глаза, сосчитайте до 3 х (1, 2, 3. мы оказались в группе.)
Раз, два, три - оглянись
В группе окажись.
9.Итог
Буратино: - Ребята, спасибо вам большое вам спасибо за помощь, я узнал много интересного и увлекательного. Но мне пора возвращаться к своим друзьям. До скорых встреч!
Воспитатель: - Ребята, что нового вы сегодня узнали? (Ответы детей?) Что для вас оказалось сложным? (Ответы детей?) Что больше всего понравилось? (Ответы детей)