Архитектурный дизайн: от Акрополя до Центра Помпиду. Что такое архитектурный дизайн? Подробнее об архитектуре

Такие понятия как дизайн интерьера и архитектура очень тесно связаны и практически не могут существовать друг без друга. А есть ли различия? И какие элементы дизайна и архитектуры применяются в современном мире искусства?

Чтобы выяснить различия, следует начать с расшифровки понятий. Так, архитектура – это совокупность определённых знаний о пространственном и художественном проектировании различных сооружений. Дизайн же – это художественное и архитектурное оформление внутреннего пространства здания, то есть его интерьера. В современном понимании эти два понятия практически не различаются.

Но всё же есть два мнения на этот счёт. Так, одни считают дизайн частью архитектуры, одной из её областей. Другие же полагают, что архитектура расценивается как разновидность дизайна. Так или иначе, эти понятия действительно не должны чётко разделяться и разграничиваться, ведь только в совокупности они помогут достичь основной цели – оформления не просто пригодного для проживания, но и комфортного и приносящего эстетическое удовольствие интерьера.

Подробнее об архитектуре

Что можно рассказать об архитектуре? Она делится на отдельные области им направления, а также включает в себя некоторые элементы. Основные области современной архитектуры:

  • Градостроительство – глобальная область, охватывающая решение задач развития и проектирования среды в пределах города.
  • Объёмное проектирование – это практически основной раздел, включающий проектировку и строительство отдельных сооружений и зданий.
  • Ландшафтная архитектура подразумевает организацию парков, садов и прочих сред, основным элементом которых является естественная растительность.
  • – прикладной раздел, направленный на снижение потребления разных ресурсов в ходе сооружения и эксплуатации зданий, а также охватывающий влияние на окружающую среду.
  • Архитектура малых форм. В данную область входит проектирование объектов, имеющих декоративное, мемориальное, информационное или функциональное назначение (памятников, оград и так далее).
  • тесно связан именно с оформлением интерьеров, то есть непосредственной среды обитания людей.
  • Криволинейная архитектура охватывает организацию внутреннего условно замкнутого пространства.

Архитектурные элементы и стили

Архитектура, как и дизайн интерьера, включает несколько разных направлений. Основная и наиболее популярная классификация стилей предполагает использование в качестве основного критерия принадлежность к той или иной эпохе, то есть временные рамки. Выделяют такие направления как доисторическая архитектура, античная, романская, готическая, барокко, рококо, архитектура эпохи Возрождения, классицизм, ампир, модерн, эклектика, модернизм, экспрессионизм, постмодернизм, конструктивизм, брутализм, хай-тек, функционализм, деконструктивизм и некоторые прочие. Но современные архитекторы вносят в стили что-то новое, а также разрабатывают собственные приёмы, и это является нормальным ходом развития любого искусства.

Архитектура включает не только стили, но и отдельные элементы. Подробно рассматривать все нет смысла, но наиболее популярными являются такие как арка, балясины, колонна, карниз, лепнина, консоль, портал, ниша, подиум, ротонда, парапет, цоколь, фронтон и прочие.

Дизайн, популярные стили

Дизайн интерьера также считается довольно обширным понятием и охватывает несколько стилей и множество как популярных, так и современных и экспериментальных приёмов. В дизайне есть самые разные стили: классические, лаконичные, сдержанные и даже несколько аскетичные, консервативные, вычурные, элегантные, простые, а также яркие, современные и креативные.

К классическим можно отнести такие направления как английское и классическое. Броскими и вычурными можно считать рококо, барокко, готический стиль. Яркие и многогранные направления: арт-деко, модерн, поп-арт, фьюжн, эклектика. Простые и скромные стили – японский, минимализм, эко-стиль. – это разные трактовки деревенского жилья. Региональные черты имеют средиземноморский стиль, скандинавский, африканский. Современными можно считать лофт, хай-тек.

Несколько полезных дизайнерских приёмов

Дизайн интерьера – это целая совокупность приёмов, но среди самых популярных и универсальных можно отметить следующие:

  1. Использование цветов для визуальной корректировки пространства.
  2. Зонирование – деление на зоны с помощью архитектурных или интерьерных элементов, отделочных материалов, цветов.
  3. Функциональность. Каждый предмет должен иметь своё место и выполнять определённые функции.
  4. Удачные цветовые сочетания способны преобразить дизайн любого интерьера.
  5. Дополнение декором. Без аксессуаров помещение может выглядеть безликим и скучным.

Чтобы комната была гармоничной, практичной и уютной, в ней должны совмещаться и грамотно использоваться дизайн интерьера и архитектура. И это значит, что следует относиться внимательно к выбору тех или иных архитектурных и дизайнерский приёмов и элементов и стремиться к гармонии, достижение которой, по сути, является главной задачей как профессионального архитектора, так и талантливого дизайнера.

Несколько полезных советов:

  • Если вы выбрали определённый стиль, то придерживайтесь его при оформлении. Да, некоторые направления допускают смешение элементов, относящихся к разным эпохам, но сочетать их следует крайне аккуратно. Если же смешивать стили неумело, то любая комната будет казаться безвкусной, перегруженной и нелепой.
  • Пропорциональность, соразмерность и сочетаемость. Что значат эти три понятия, казалось бы, не связанные друг с другом? Некоторые элементы интерьера смотрятся стильно и выигрышно по отдельности, но совершенно не сочетаются или даже не совмещаются в одном помещении. Во-первых, они должны гармонировать по форме. То есть округлый предмет стоит разместить рядом с похожим по очертаниям, но не с квадратным и угловатым. Во-вторых, желательна соразмерность. И это значит, что не стоит располагать объёмные элементы рядом с мелкими.
  • Гармония – не значит однообразие. Некоторые дизайнеры и архитекторы «старой закалки» или не имеющие достаточного практического опыта боятся экспериментировать и используют универсальные тона и максимально простые элементы. Но от этого дизайн интерьера точно не станет гармоничным, как и его архитектура. И умение специалиста, занимающегося оформлением, должно заключаться как раз именно в грамотном и талантливом сочетании деталей и тонов.
  • Стоит всегда помнить о влиянии цвета на восприятие предмета. Оттенок способен изменить не только размер, но иногда и форму. Например, светлые тона визуально увеличивают элементы в пространстве, делая их более объёмными. Тёплые оттенки зрительно смягчают формы, а насыщенные и глубокие приближают поверхности. И зная особенности влияния тех или иных цветов, можно применять их для корректировки пространства.

Архитектура и дизайн неразлучны, и знание основных направлений, приёмов и элементов позволит создать практичный, стильный и комфортный интерьер.

Хотя видов дизайна существует немало, и с каждым годом создается все больше новых, количество основных его отраслей совсем немногочисленно. В частности, можно выделить три основных направления: промышленный дизайн, графический и архитектурный.

Промышленный дизайн

Данная отрасль также называется промдизайном, предметным или индустриальным дизайном. Среди разновидностей этой сферы можно назвать: транспортный дизайн, дизайн мебели, бытовой техники и т.д.


Эта отрасль появилась в 18 веке, и ее создателем считается Джозайя Уэджвуд, английский художник и мастер декоративно-прикладного искусства. Активное развитие промышленного дизайна приходится на вторую половину 20 века, то есть, на тот период, когда началось визуальное оформление продукции, и стало бурно развиваться маркетинговое направление.


Дизайнеры промышленной сферы ставят перед собой цель оформить окружающие человека предметы и одновременно с этим наделить их наибольшей функциональностью. Ведь именно от того, насколько изделие необходимо человеку, настолько оно эстетично выглядит и насколько им удобно пользоваться зависит его успех на рынке и востребованность среди покупателей.

Графический дизайн

Эта отрасль считается наиболее распространенной и универсальной. Именно с результатами графического дизайна люди сталкиваются каждый день. Хотя официально это направление оформилось в 1964 году, когда прошел Первый конгресс Международного общества организаций графического дизайна, его истоки можно увидеть еще в наскальной живописи древнейших племен.


Целью графического дизайна является повышение уровня гармоничности окружающей среды, улучшение эффективности коммуникационного воздействия. Графический дизайн отвечает за создание индивидуальных внешних характеристик предмета, за эмоциональное воздействие на людей. Есть несколько разновидностей этой отрасли дизайна. В частности, к ней относятся: полиграфический дизайн, веб-дизайн, мобильный дизайн, дизайн шрифтов, и пр.

Архитектурный дизайн

Третьей отраслью является архитектурный дизайн, или дизайн интерьера. Он напрямую связан с проектированием и гармонизацией окружающих человека сооружений. Эта отрасль дизайна сильнее прочих отразила влияние различных стилей (модерн, конструктивизм, минимализм, барокко, хайтек и пр.)


Архитектурный дизайн содержит в себе великое множество более мелких отраслей. К ним относятся: интерьерный дизайн, дизайн производственной среды, дизайн городской среды, ландшафтный дизайн, цветовой дизайн, интерактивный дизайн и др.

Архитектура и дизайн – два понятия, тесно связанные между собой. Их симбиозом является архитектурный дизайн - комплексное проектирование средовых объектов. Архитектурный дизайн позволяет создавать такие объекты, которые уже при проектировании рассматриваются как составные части эстетической организации архитектурной среды. Благодаря таким комплексным решениям, объекты архитектуры становятся не просто сооружениями, они оказывают влияние на формирование условий жизни и облик современных городов.

Дизайн среды обитания как специальность

Среда обитания человека, те предметы, строения, объекты, которые его окружают, оказывают комплексное воздействие на его мироощущение, настроение, психику. Уже с середины прошлого века стало понятно, что объекты архитектуры и промышленного дизайна стали неотъемлемой частью среды обитания человека, обеспечивая ему в комплексе наиболее комфортное пространство для жизнедеятельности. Сегодня особенно высок интерес к проблемам окружающей среды, поскольку большинство населения России проживает на территории городов.

Назрела необходимость воплощения в практику проектирования и в образование синтетического понятия «дизайн и архитектура». Архитектурные вузы, в соответствии с реалиями сегодняшнего дня, начали подготовку студентов по новой специальности – «дизайн архитектурной среды». В архитектурное образование были введены элементы дизайна и психологии, позволяющие творить в соответствии с законами естественного мировосприятия. Такие специалисты занимаются комплексным обустройством среды обитания горожан и проблемами, связанными с обеспечением комфортного существования человека в городе.

Получить специальность 270300 «Дизайн архитектурной среды» можно во многих вузах, в том числе: Санкт-Петербургском государственном архитектурно-строительном университете и Московском архитектурном институте.

В программу обучения, кроме архитектурно-дизайнерского проектирования, основ проектной графики, композиции и колористики, входят психологические основы творчества, психология и восприятие цвета, психология делового общения, материаловедение. Конечно же, студенты изучают компьютерную графику и основные программные продукты: Adobe Photoshop, 3D Max, ArchiCAD.

Специальность «Дизайн архитектурной среды» входит в номенклатуру выпускников высшей школы с 1987 года.

Где работают дизайнеры архитектурной среды

Специалисты, получившие квалификацию «архитектор-дизайнер», обладающие культурой проектирования в контексте среды, востребованы в крупных архитектурно-проектных организациях. Но особым спросом они пользуются у частных заказчиков, желающих организовать свое жизненное пространство и построить торговый павильон, кафе или индивидуальный жилой дом с учетом эстетических, эргономических требований, стилевых направлений, норм и правил.

При таком подходе к строительству удается создавать уникальные архитектурные объекты, естественным образом вписывающиеся в городской или загородный ландшафт, внутренние интерьеры и дизайн которых гармонируют с объектами среды, находящимися снаружи.

С другой стороны, архитектурно-дизайнерская деятельность формирует специфические методы проектирования, связанные с усилением предпроектного анализа, концептуальностью решений, использованием образно-типологического подхода и т.д.. То есть речь идет не о включении дизайна в архитектурную среду, а именно о дизайне архитектурной среды, в которой по-новому осмысливается и формируется внутренняя и внешняя пространственная среда, по-новому происходит их динамическое взаимодействие, что и определяет основные направления этой деятельности.


Дизайн и архитектура

Дизайн архитектурной среды призван к проектированию комплексных архитектурных объектов с позиции максимально широкого охвата взаимоотношений человека с природой, с предметно-пространственным и социально-культурным окружением с целью гармонизации среды для согласования его функциональных и эстетических свойств и характеристик.

Следует также обратить внимание на то, что средовые объекты имеют более сложную структуру, чем объекты других видов дизайна. Здесь в сочетании взаимодействуют внутренние и внешние пространства. Среда жизнедеятельности в их окружении организуются еще и с помощью разнообразных предметно-пространственных структур, а также могут в определенной мере реализовать всю гамму эстетических отношений, порожденных особенностями отношения человека к окружающему миру.


Задачи дизайна в архитектуре

В творчестве «по законам красоты», то есть в эстетической деятельности, в т. ч. и в дизайне архитектурной среды, можно выделить три задачи, которые нужно согласовать для получения полноценных и художественно-выразительных решений:

Создать отдельные сооружения, их комплексы и среды, в целом соответствующие своему назначению, технически совершенные, нуждающиеся в наименьших затратах сил и средств на их сооружение;
предоставить им гармоничную форму, которая отвечала бы их сути и творческому замыслу, где материальное выступало бы как должное и эстетическое;
поставить и решить художественно-образные задачи в соответствии с потенциальными значениями определенного комплекса или среды.

Дизайн проявляется во всем

Для создания полноценной в эстетическом отношении среды следует разносторонне учитывать все новые и новые требования потребителя не только к отдельным сооружениям, в их взаимодействии между собой и со своим оборудованием, а также и к сочетанию архитектурно -дизайнерского ансамбля с другими элементами города и природной среды.

Ле Корбюзье отмечал, что гармония - это результат полного соответствия между причиной и следствием. При этом причина - это необходимость создавать удобное жилье и соответственно осуществлять строительство, а следствие - это радость, которая охватывает нас при созерцании разумной, точной, безупречной деятельности.

Итак, дизайн архитектурной среды - это новая архитектурно-дизайнерская деятельность, связанная с комплексным формированием и эстетизацией объектов и систем окружающей нас «второй природы» гармоничного, художественно осмысленного единства всех ее компонентов: от зданий и помещений к их интерьеру, интерьеров, благоустройства территории и ландшафтов.

В. Шимко отмечает, что «... дизайн среды предполагает не точное проектное создания ожидаемого средового ощущения, а проектирование набора условий, необходимых и достаточных для появления комплекса модификаций такого рода ощущений». Итак, архитектор - дизайнер составляет не проект среды в ее полном смысле, а узко нацеленный вариант предметно - пространственных параметров, необходимых для его возникновения и существования, что получило название «архитектурная среда».
В свою очередь, «архитектурная среда», по В. Шимко, - это «... часть нашего окружения. Она создана архитектурно (художественно) обоснованными объемно-пространственными структурами, системами оборудования и благоустройства, соединенными в целостность по законам художественного единства».

Все это объясняет близость методологии архитектурного и архитектурно-дизайнерского проектирования - оба направления имеют дело с визуальными образами окружающей нас реальности, используя их особенности для пробуждения идейно-эстетических реакций зрителя. Но именно здесь проходит условная граница между архитектурой и средовым дизайном: последний включает в орбиту своей деятельности противоречивый и часто независимый от архитектурных решений предметный комплекс среды, который может деформировать и нивелировать эстетический замысел архитектурной организации пространства. А может, наоборот, значительно усилить, обогатить архитектурную концепцию за счет средств средового искусства.

Возникновение самостоятельного направления дизайн среды произошло в середине двадцатого века. Неразрывная связь с областью архитектуры и спецификой дизайнерских исследований дает возможность формировать гармоничное пространство для жизни человека.

Цель архитектурного дизайна

Цель дизайна, это применение разнообразных методов, современных материалов и технологий позволяющих вносить изменения в окружающую среду и предметы.

Создание комфортных и эстетичных условий для проживания в квартирах и домах и работы на предприятиях.

Человеку требуется комфорт и безопасность. Люди любят находиться в местах с красивым интерьером, удобных для работы и отдыха. Дизайнерский подход позволяет внести гармонию и законченность в оформление помещений. Это создает комфортные условия для работы персонала и приятного отдыха посетителей.

Направления развития дизайна и средства работы

Развитие дизайна архитектурной среды происходит в следующих направлениях :

  • Дизайнерские работы жилых помещений – оформление фасада здания, его внутреннего интерьера и ландшафта прилегающей территории.
  • Интерьер общественных помещений – офисов, банков, магазинов, заключается в создании соответствующего имиджа и привлекательности для клиентов.
  • Дизайн промышленных зданий и сооружений, это эргономический подход к созданию оптимальных условий производительной работы работников предприятий.
  • Дизайн выставок и выставочных стендов. Это правильное использование возможностей помещения для размещения предметов экспозиции, выгодное использование цвета и световых решений.

Процесс дизайна требует творческого подхода и соответствия требованиям заказчика. Для этого используются световые эффекты, гамма цветовых сочетаний, рисунок и фактура поверхностей. Работа дизайнера, это использование эргономических факторов, для создания необходимых условий работы и отдыха и эстетических условий, которые позволяют реализовать потребность заказчика в красоте.

Где работают специалисты дизайна архитектурной среды?

Выпускники факультета реализуют себя как:

  • дизайнеры интерьера;
  • светодизайнеры;
  • дизайнеры мебели;
  • реставраторы;
  • менеджеры архитектурных проектов.

Дизайнерам интерьера предстоит заниматься обустройством помещений с целью повышения их эстетики и внутренних работ по грамотному размещению предметов интерьера. Проектированием отделочных работ, освещения, вентиляции и акустики.

Обязанностями специалиста будет разработка решений по планировке объекта с учетом климатических условий, архитектурных задач и предназначением помещений. Составление технических заданий и проектной документации. Подбор необходимого оборудования и материалов. Ведение объекта на всех этапах работы.

Цель работы светодизайнера это гармоничное сочетание возможностей освещения с пространством помещения, его поверхностями и цветом. Он руководствуется знаниями о возможностях, которые дает искусственное и дневное освещение. Понимает, как может свет влиять на восприятие текстурных поверхностей и форм предметов. Использует игру света в реализации цветовых решений.

Сфера деятельности, это интерьерное, архитектурное и ландшафтное освещение. От специалиста требуется четкое понимание архитектурного стиля и психологического воздействия света на организм человека. Знание стандартов и норм, связанных с вопросами освещения, а также технологий и оборудования в сфере светового дизайна.

Дизайнеры мебели – это специалисты с навыками конструкторов и дизайнеров. Они работают в составе дизайн-студий или в тесном контакте с ними. Основные заказы, это мебель соответствующая выбранному стилю заказчиков определенных размеров. Такие комплекты практически невозможно приобрести в готовом виде.

В задачи дизайнера входит разработка 3D-проекта, который состоит из чертежей, размерной сетки и виртуального изображения отдельных моделей заказанного комплекта.

Реставраторы архитектуры восстанавливают первоначальный внешний и внутренний вид сооружений с последующей консервацией, которая обеспечит сохранность объекта.

Менеджеры архитектурных проектов – это руководители среднего звена, ответственные за обеспечение и управление проектов, с целью сокращения сроков их реализации и уменьшения возможных рисков.

Чем привлекательна работа в архитектурном дизайне?

В первую очередь это профессия востребована на современном рынке труда. В отличие от рутинной работы, здесь присутствует постоянная новизна и возможность реализации творческого потенциала. И хороший бонус – высокая оплата, так как заказы по дизайну делаются достаточно состоятельными людьми.

Осенью 2016 в самом сердце Украины разразился скандал. Киевляне были шокированы архитектурным дизайном обновленного «Театра на Подоле». Кажется, только ленивый не запостил в соцсети информацию о том, что «это крематорий», «постройка не вписывается в стиль Андреевского» и прочие не менее важные мнения экспертов.

Фото. Современный «Театр на Подоле».

Мы, специалисты по промышленному дизайну, не беремся судить об успешности данного проекта. Лишь хотим отметить, что в Западной Европе и Соединенных Штатах такие решения архитектурных бюро — нередкая практика. В исторических районах появляются модерные здания, которые мигом привлекают внимание.

Гуляя по Гданьску, можно ощутить, как вы падаете сквозь кротовую нору и уже через миг оказываетесь посреди народов Майя. Шекспировский театр напоминает храм древней цивилизации.

Фото. Шекспировский театр в Гданьске

Париж тоже известен как город смелых архитектурных экспериментов. Сперва жители в штыки восприняли пирамиду Лувра и Эйфелевую башню. Стоит ли напоминать, что теперь это визитные карточки столицы? Из недавних эпатажных построек нужно отметить Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду. Внешне похожий на завод-мануфактуру Центр включает в себя Музей современного искусства, библиотеку, Институт исследования и координации акустики и музыки, центр (надо бы «КЛОНЕ» отправиться на экскурсию).

Фото. Центр Помпиду в Париже

Если французы сделали Центр одной из визитных карточек своего города, то жители княжества Лихтенштейна не были столь благосклонны к изыскам архитектурного дизайна. В 2008 году Музей искусств Лихтенштейна попал в десятку самых уродливых зданий в мире.

Фото. Музей искусств Лихтенштейна

Как видим, дизайнер архитектуры должен быть одновременно и инженером и творцом. Вальтер Гропиус, основатель Баухауза, Высшей школы строительства и художественного конструирования в Германии, отметил:

Что такое дизайн архитектурной среды?

Архитектурный дизайн (или дизайн архитектурной среды) — это вид проектной деятельности, который направлен на создание эстетической и комфортной для обитания человека среды.

В 30-е годы в Москве строился метрополитен. Для проектирования были приглашены лучшие архитекторы и дизайнеры со всего СССР. Архитекторы занимались непосредственно проектированием структуры метро и станций, дизайнеры же решали задачи отделки подземных залов, фасадов станций, внешнего вида вагонов и даже униформы служащих.

В 2017 году архитектор просто обязан владеть искусством проектирования не только практичных, но и привлекательных внешне объектов. А также быть маленьким компьютерным гением, чтобы сначала , потом создать макет с помощью , и уже в самом конце — перейти к кирпичам и цементу.

Этапы трансформации архитектурного дизайна

Николай Гоголь отзывался об архитектуре как о долговечной летописи мира, которая продолжает рассказывать о минувших временах даже тогда, когда умолкают тени и предания. Действительно, этапы трансформации архитектурного дизайна рассказывают не только о тенденциях предметно-производственной среды, но и развитии художественного мышления в целом.

Общий процесс эволюции в архитектуре можно условно разделить на такие этапы:

Как можно охарактеризовать положение архитектурного дизайна сейчас?

Он существует.

И это не может не радовать, учитывая пропасть в развитии этой дисциплины во времена Советского Союза, когда здания штамповались как «под копирку».

Фото. Жилые комплексы в СССР

В 2017 году основной упор стоит на эргономичности знания, его энергетической эффективности и компактности. В строительстве все чаще используют научные разработки, такие как сверхтонкие наноматериалы, легкие строительные материалы и даже 3Д печать зданий. Что касается внутреннего наполнения — дома стают все более умными. Благодаря промышленному дизайну все .

Можно ли вставить видео, как китайцы строят дом?

Тенденции в дизайне фасадов 2017

Модульность

Фото. Фасад модульного здания

При модульном типе строительства здание, как конструктор, собирается из частей. Преимущество сборки — краткие сроки реализации проекта. Недостатки — их недолговечность и ограничения в высоте. Иногда архитекторы имитируют модульность здания во время обычного строительства на основе монолитного каркаса: это всего-лишь дань моде, что легко выполняется архитектурными бюро.

Панорамное остекление

Фото. Панорамное остекление здания

Панорамное остекление фасадов — популярная тенденция 2017 года.

Главный недостаток — это сложность ухода за стеклами. Один раз в две недели необходимо мыть конструкцию снаружи. Безрамные окна не дают возможности проветривать помещение, поэтому нужно заранее продумать систему кондиционирования. Если вы не любитель выставлять свою жизнь напоказ, вам вряд ли придется по вкусу «открытость» данной системы.

Плюс — невероятная красота видов за окном. При условии, что вы не живете возле свалки:-)

Лаконичность

Строгие прямые линии. Простая геометрия. Параметрический орнамент. Это признаки архитектурного минимализма. Людвиг Мис ван дер Роэ так охарактеризовал его главную концепцию: «Чем меньше — тем больше». Отбрасывая лишнее, оставляешь лучшее.